что относится к мерам направленным на противодействие легализации отмыванию доходов
Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ (последняя редакция)
7 августа 2001 года N 115-ФЗ
О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 112-ФЗ,
от 30.10.2002 N 131-ФЗ, от 28.07.2004 N 88-ФЗ, от 16.11.2005 N 145-ФЗ,
от 27.07.2006 N 147-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 12.04.2007 N 51-ФЗ,
от 19.07.2007 N 197-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 28.11.2007 N 275-ФЗ,
от 03.06.2009 N 121-ФЗ, от 17.07.2009 N 163-ФЗ, от 05.07.2010 N 153-ФЗ,
от 23.07.2010 N 176-ФЗ, от 27.07.2010 N 197-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ,
от 08.11.2011 N 308-ФЗ, от 20.07.2012 N 121-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ,
от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 02.11.2013 N 302-ФЗ,
от 28.12.2013 N 403-ФЗ, от 05.05.2014 N 106-ФЗ, от 05.05.2014 N 110-ФЗ,
от 05.05.2014 N 130-ФЗ, от 04.06.2014 N 149-ФЗ, от 21.07.2014 N 213-ФЗ,
от 21.07.2014 N 218-ФЗ, от 29.12.2014 N 461-ФЗ, от 29.12.2014 N 484-ФЗ,
от 31.12.2014 N 505-ФЗ, от 02.05.2015 N 111-ФЗ, от 08.06.2015 N 140-ФЗ,
от 29.06.2015 N 154-ФЗ, от 29.06.2015 N 159-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ,
от 29.12.2015 N 391-ФЗ, от 29.12.2015 N 403-ФЗ, от 29.12.2015 N 407-ФЗ,
от 30.12.2015 N 423-ФЗ, от 30.12.2015 N 424-ФЗ, от 23.06.2016 N 191-ФЗ,
от 23.06.2016 N 215-ФЗ, от 03.07.2016 N 263-ФЗ, от 03.07.2016 N 288-ФЗ,
от 06.07.2016 N 374-ФЗ, от 28.12.2016 N 471-ФЗ, от 28.12.2016 N 505-ФЗ,
от 29.07.2017 N 267-ФЗ, от 29.07.2017 N 281-ФЗ, от 29.12.2017 N 470-ФЗ,
от 31.12.2017 N 482-ФЗ, от 18.04.2018 N 69-ФЗ, от 23.04.2018 N 90-ФЗ,
от 23.04.2018 N 106-ФЗ, от 23.04.2018 N 112-ФЗ, от 27.12.2018 N 565-ФЗ,
от 18.03.2019 N 32-ФЗ, от 18.03.2019 N 33-ФЗ, от 03.07.2019 N 169-ФЗ,
от 03.07.2019 N 173-ФЗ, от 26.07.2019 N 250-ФЗ, от 02.08.2019 N 259-ФЗ,
от 02.08.2019 N 271-ФЗ, от 02.12.2019 N 394-ФЗ, от 16.12.2019 N 438-ФЗ,
от 27.12.2019 N 480-ФЗ, от 01.03.2020 N 46-ФЗ, от 07.04.2020 N 116-ФЗ,
от 13.07.2020 N 208-ФЗ, от 20.07.2020 N 212-ФЗ, от 31.07.2020 N 259-ФЗ,
от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 22.12.2020 N 446-ФЗ, от 29.12.2020 N 479-ФЗ,
от 30.12.2020 N 536-ФЗ, от 24.02.2021 N 22-ФЗ, от 30.04.2021 N 120-ФЗ,
от 26.05.2021 N 155-ФЗ, от 11.06.2021 N 165-ФЗ, от 28.06.2021 N 230-ФЗ,
от 28.06.2021 N 233-ФЗ, от 01.07.2021 N 266-ФЗ, от 02.07.2021 N 343-ФЗ,
от 02.07.2021 N 355-ФЗ, от 19.11.2021 N 370-ФЗ)
Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
(Наименование в редакции Федерального закона от 30.10.2002 № 131-ФЗ)
Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года
Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года
(В редакции федеральных законов от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 30.10.2002 № 131-ФЗ, от 28.07.2004 № 88-ФЗ, от 16.11.2005 № 145-ФЗ, от 27.07.2006 № 147-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ, от 12.04.2007 № 51-ФЗ, от 19.07.2007 № 197-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ, от 28.11.2007 № 275-ФЗ, от 03.06.2009 № 121-ФЗ, от 17.07.2009 № 163-ФЗ, от 05.07.2010 № 153-ФЗ, от 23.07.2010 № 176-ФЗ, от 27.07.2010 № 197-ФЗ, от 27.06.2011 № 162-ФЗ, от 08.11.2011 № 308-ФЗ, от 20.07.2012 № 121-ФЗ, от 03.12.2012 № 231-ФЗ, от 07.05.2013 № 102-ФЗ, от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 02.11.2013 № 302-ФЗ, от 28.12.2013 № 403-ФЗ, от 05.05.2014 № 106-ФЗ, от 05.05.2014 № 110-ФЗ, от 05.05.2014 № 130-ФЗ, от 04.06.2014 № 149-ФЗ, от 21.07.2014 № 213-ФЗ, от 21.07.2014 № 218-ФЗ, от 29.12.2014 № 461-ФЗ, от 29.12.2014 № 484-ФЗ, от 31.12.2014 № 505-ФЗ, от 02.05.2015 № 111-ФЗ, от 08.06.2015 № 140-ФЗ, от 29.06.2015 № 154-ФЗ, от 29.06.2015 № 159-ФЗ, от 29.06.2015 № 210-ФЗ, от 29.12.2015 № 391-ФЗ, от 29.12.2015 № 403-ФЗ, от 29.12.2015 № 407-ФЗ, от 30.12.2015 № 423-ФЗ, от 30.12.2015 № 424-ФЗ, от 23.06.2016 № 191-ФЗ, от 23.06.2016 № 215-ФЗ, от 03.07.2016 № 263-ФЗ, от 03.07.2016 № 288-ФЗ, от 06.07.2016 № 374-ФЗ, от 28.12.2016 № 471-ФЗ, от 28.12.2016 № 505-ФЗ, от 29.07.2017 № 267-ФЗ, от 29.07.2017 № 281-ФЗ, от 29.12.2017 № 470-ФЗ, от 31.12.2017 № 482-ФЗ, от 18.04.2018 № 69-ФЗ, от 23.04.2018 № 90-ФЗ, от 23.04.2018 № 106-ФЗ, от 23.04.2018 № 112-ФЗ, от 27.12.2018 № 565-ФЗ, от 18.03.2019 № 32-ФЗ, от 18.03.2019 № 33-ФЗ, от 03.07.2019 № 169-ФЗ, от 03.07.2019 № 173-ФЗ, от 26.07.2019 № 250-ФЗ, от 02.08.2019 № 259-ФЗ, от 02.08.2019 № 271-ФЗ, от 02.12.2019 № 394-ФЗ, от 16.12.2019 № 438-ФЗ, от 27.12.2019 № 480-ФЗ, от 01.03.2020 № 46-ФЗ, от 07.04.2020 № 116-ФЗ, от 13.07.2020 № 208-ФЗ, от 20.07.2020 № 212-ФЗ, от 31.07.2020 № 259-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 22.12.2020 № 446-ФЗ, от 29.12.2020 № 479-ФЗ, от 30.12.2020 № 536-ФЗ, от 24.02.2021 № 22-ФЗ, от 30.04.2021 № 120-ФЗ, от 26.05.2021 № 155-ФЗ, от 11.06.2021 № 165-ФЗ, от 28.06.2021 № 230-ФЗ, от 28.06.2021 № 233-ФЗ, от 01.07.2021 № 266-ФЗ, от 02.07.2021 № 343-ФЗ, от 02.07.2021 № 355-ФЗ, от 19.11.2021 № 370-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
В соответствии с международными договорами Российской Федерации действие настоящего Федерального закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов Российской Федерации.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Противодействие отмыванию денег и валютный контроль
Легализация преступных доходов — это серьезное экономическое преступление. Преступники стремятся скрыть истинное происхождение и назначение своих денег, которые обычно связаны с коррупцией, уклонением от уплаты налогов, наркобизнесом, деятельностью террористических организаций и другими видами организованной преступности.
Для этого они используют в качестве прикрытия обычные финансовые операции или обычную хозяйственную деятельность. Это называется сомнительными операциями.
Для государства борьба с сомнительными операциями является очень важной задачей, ведь невозможно эффективно бороться с криминалом, не перекрыв его финансовые потоки.
Банк России ведет борьбу с сомнительными операциями в финансовой системе во взаимодействии с Росфинмониторингом, правоохранительными органами, Федеральной налоговой службой и другими контрольно-надзорными органами.
В результате целенаправленной борьбы объем сомнительных операций в последние годы постоянно уменьшается.
Информация об объемах вывода денежных средств за рубеж и обналичивания денежных средств в банковском секторе*
Эффективность механизма противодействия незаконным финансовым потокам возможна, только если финансовая система сама ставит заслон для экономической активности преступных элементов. Так, банки имеют право отказывать в открытии счетов, вкладов или проведении операций клиентам, чья добросовестность вызывает сомнения.
Но иногда и добросовестные клиенты могут получать отказы, если они не предоставили банкам достаточно информации или банки ошибочно расценили их операции как сомнительные. Чтобы такие ситуации не приводили к трудностям и дополнительным затратам для честного бизнеса, Банк России создал двухуровневую систему пересмотра решений банков об отказах. На первом этапе клиент, несогласный с решением банка, обращается в сам банк, а если вновь получает отказ — в межведомственную комиссию при Банке России. Для обращения в межведомственную комиссию необходимо направить заявление по почте или в электронном виде через Интернет-приемную Банка России.
Для банков выявление сомнительных операций — сложная и дорогостоящая работа. Банк России постоянно оказывает им методологическую поддержку, например, определяет основные признаки сомнительности операций, а также предоставляет банкам информацию о лицах, которым ранее было отказано в банковском обслуживании из-за сомнений в их добросовестности.
В середине 2022 года Банк России планирует запустить платформу для банков «Знай своего клиента» — систему, которая будет предоставлять необходимую информацию об уровне риска вовлеченности в проведение сомнительных операций потенциальных и существующих клиентов. Это сократит и издержки банков, и число необоснованных отказов их клиентам.
Основные положения, регламентирующие вопросы ПОД/ФТ/ФРОМУ, содержатся в Федеральном законе от 07.08.2001 № «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Банк России также контролирует проведение валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями. Валютный контроль — часть государственной политики. Он направлен на обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка страны. Это направление деятельности регулируется Федеральным законом от 10.12.2003 № «О валютном регулировании и валютном контроле».
Противодействие отмыванию денежных средств
Противодействие отмыванию денежных средств – комплекс мероприятий, направленных на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и пресечение финансовых потоков, предназначенных для террористической деятельности.
В России действует Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ.
Согласно этому закону, о любой операции организации или частного лица на сумму свыше 600 тыс. рублей и о каждой сделке с недвижимостью на сумму свыше 3 млн рублей сотрудники компании или банка обязаны доложить в специализированный государственный орган – Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).
Кроме этого, закон запрещает банкам открывать счета на предъявителя, а также переводить денежные средства на сумму более 30 тыс. рублей и менять валюту на сумму более 15 тыс. рублей без предъявления паспорта.
Отслеживанием движения денежных средств занимаются не только банки. Существует перечень компаний, которые также должны докладывать о трансакциях своих клиентов. К таковым относятся инвестиционные, страховые компании, предприятия, специализирующиеся на купле-продаже ювелирных изделий, агентства недвижимости и другие.
Отмывание денежных средств в России считается уголовным преступлением и подпадает под статью 174 Уголовного кодекса РФ, максимальное наказание по которой составляет 10 лет лишения свободы и штраф до 1 млн рублей.
При этом подобные жесткие меры применяются не только в России, но практически во всех развитых странах. Так, в Великобритании невозможно открыть банковский счет за один день. Примерно неделю банк будет проверять своего клиента. В Великобритании действует закон об отмывании денег, называемый Proceeds of Crime Act 2002, согласно которому за это преступление полагаются срок до 14 лет тюрьмы и неограниченный штраф, то есть по усмотрению судьи. Банковский служащий или сотрудник инвестиционной компании обязан докладывать обо всех подозрительных операциях. Если он этого не сделает, то для него предусмотрено наказание в виде 7 лет заключения и неограниченного штрафа. Более того, если директор компании не организовал процедуру отслеживания сомнительных сделок, то ему могут присудить 2 года тюрьмы и штраф.
Как правило, законодательство о противодействии отмыванию денежных средств нацелено прежде всего на пресечение финансовых потоков террористов и наркодилеров и никак не затрагивает операции законопослушных граждан. Однако следует понимать, что информация обо всех сделках, превышающих определенную сумму, становится известна соответствующим органам.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;
с использованием информации из информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации;
с использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме;
организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в части второй статьи 5 настоящего Федерального закона, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, для реализации иных прав и обязанностей;
в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, лицами, указанными в статьях 7.1 и 7.1-1 настоящего Федерального закона, хозяйственными обществами и федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями для реализации своих прав и обязанностей, уполномоченным органом, правоохранительными и контрольными (надзорными) органами, адвокатскими и нотариальными палатами субъектов Российской Федерации, саморегулируемыми организациями аудиторов для реализации своих функций;
Используемые в настоящем Федеральном законе понятия «банковская группа», «участник банковской группы», «головная кредитная организация банковской группы», «банковский холдинг», «участник банковского холдинга», «головная организация банковского холдинга» применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Для целей настоящего Федерального закона цифровая валюта признается имуществом.