что относится к микротравмам по охране труда
Что относится к микротравмам по охране труда
С 1 марта 2022 года на работодателей возлагается обязанность вести учет микротравм работников и выяснять обстоятельства и причины, которые привели к их возникновению. Такая обязанность появится в связи с внесением изменений в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 02.07.2021 № 311-ФЗ.
Что такое микротравмы?
Вопросы, связанные с регистрацией (учетом) микротравм, урегулированы новой редакцией ст. 226 Трудового кодекса РФ.
Микроповреждения (микротравмы) – это ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и другими лицами, которые участвуют в производственной деятельности работодателя, при исполнении трудовых обязанностей или выполнении работы по поручению работодателя (его представителя). При этом должно соблюдаться условие, что полученные микротравмы не повлекли расстройства здоровья или наступление временной нетрудоспособности (ч. 1 ст. 226 ТК РФ).
Регистрировать микротравмы, а также выяснять обстоятельства и причины их возникновения работодатель должен в случае обращения пострадавшего работника к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю (его представителю) (ч. 3 ст. 226 ТК РФ). Другими словами, работодателю не придется регистрировать и расследовать каждую ссадину, ушиб или синяк, полученный работником. Необходимость проведения расследования возникает, только если работник сам обратился к своему непосредственному или вышестоящему руководителю либо представителю работодателя. Законодательство не предусматривает оформление сотрудником письменного заявления. Следовательно, обращение сотрудника в связи с полученной им микротравмой может быть устным.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 226 ТК РФ Минтрудом России разработан проект Рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников (далее – Рекомендации). В настоящее время проект проходит процедуру общественного обсуждения, после которого будет проводиться антикоррупционная экспертиза этого документа.
Этот документ носит для работодателей рекомендательный характер и не содержит обязательных требований.
Зачем нужен учет микротравм?
Для того чтобы работодатель мог повысить эффективность, необходимо учитывать микротравмы:
Как организовать учет микротравм?
В Рекомендациях приведен примерный перечень мероприятий, направленных на организацию учета и рассмотрения обстоятельств и причин, которые привели к возникновению микроповреждений (микротравм) работников (п. 3 Рекомендаций).
1) утвердить локальным нормативным актом порядок учета микроповреждений (микротравм) работников с учетом особенностей организационной структуры, специфики, характера производственной деятельности. Такой ЛНА принимается с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии);
2) ознакомить должностных лиц с порядком учета микроповреждений (микротравм) работников;
3) проинформировать работников о действиях при получении микроповреждения (микротравмы);
4) организовать рассмотрение обстоятельств, выявление причин, приводящих к микроповреждениям (микротравмам) работников.
Для фиксации результатов рассмотрения используется один из следующих документов:
5) обеспечить доступность в организации (структурных подразделениях) бланка справки (другого документа) в электронном виде или на бумажном носителе;
6) организовать регистрацию микроповреждений (микротравм).
Для регистрации полученных работниками микротравм используется один из следующих документов:
7) установить место и сроки хранения справки и журнала или других документов, определенных работодателем. Рекомендованный срок хранения справки и журнала составляет не менее 1 года.
Оформлять документы, связанные с регистрацией микротравм и расследованием причин их возникновения (справку, журнал, другие документы), работодатель может в электронном виде. При этом используется электронная подпись или любой другой способ в соответствии с законодательством РФ, который позволяет идентифицировать личность работника, составившего справку и ведущего журнал (п. 4 Рекомендаций).
Порядок учета микротравм
Под учетом микротравм работников понимается процедура сбора и регистрации информации о микроповреждениях (микротравмах) (п. 2 Рекомендаций). Работодатель должен самостоятельно определить порядок, в котором он будет учитывать микротравмы работников (с учетом специфики своей деятельности).
Минтрудом России рекомендован следующий порядок учета микротравм.
1. Пострадавший сотрудник обращается к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю (его представителю) по факту получения им микротравмы.
Если сотрудник обратился к медицинскому работнику по поводу полученной им микротравмы, он сообщает об этом непосредственному или вышестоящему руководителю пострадавшего.
Такое обращение сотрудника является основанием для регистрации микротравмы, а также выяснения обстоятельств и причин ее возникновения (п. 5 Рекомендаций).
Пострадавший сотрудник имеет право:
2. Руководитель сотрудника или представитель работодателя при получении информации об обращении по поводу микротравмы (п. 6, 7 Рекомендаций):
1) убеждается в том, что сотруднику оказана первая помощь или медицинская помощь;
2) незамедлительно сообщает специалисту по охране труда (уполномоченному по вопросам охраны труда) о происшествии любым доступным способом (например, можно направить сообщение по электронной почте). Рекомендуется передавать следующую информацию о микротравме:
3. Специалист по охране труда (иное уполномоченное лицо) выясняет обстоятельства и причины получения сотрудником микротравмы в течение 3 календарных дней после получения соответствующей информации. Он может продлить время расследования не более чем на 2 календарных дня, если есть причины, объективно препятствующие завершению в установленный срок рассмотрения обстоятельств и причин, которые привели к получению сотрудником микротравмы. К числу таких причин, в частности, относится отсутствие объяснения пострадавшего сотрудника (п. 8 Рекомендаций).
В этот период специалист по охране труда может:
4. Документально оформить результаты выяснения обстоятельств получения сотрудником микротравмы (п. 9, 10 Рекомендаций).
Специалист по охране труда (иное уполномоченное лицо) по результатам рассмотрения составляет:
В справке (другом документе) специалист, в частности, описывает причины, которые привели к получению сотрудником микротравмы, и вносит предложения по их устранению.
Специалист по охране труда (иное уполномоченное лицо) также заполняет:
В журнале (другом документе) специалист, в частности, описывает причины, которые привели к получению сотрудником микротравмы, последствия микротравмы и указывает принятые меры.
Специалисту по охране труда (иному уполномоченному лицу) рекомендуется составить перечень мероприятий по устранению причин, которые привели к получению сотрудником микротравмы. Такой перечень оформляется в свободной форме. Специалист по охране труда привлекает к его разработке руководителя структурного подразделения, в котором трудится пострадавший работник (п. 10 Рекомендаций).
При подготовке перечня таких мероприятий рекомендуется учитывать:
Смотрите также
Положение об особенностях расследования микротравм
Положение об особенностях расследования микротравм
1. Термины и сокращения
1.1. В Положении об особенностях расследования микротравм, полученных работниками в процессе производственной деятельности (далее – Положение), реализованы требования статей раздела X Трудового кодекса (далее – ТК РФ).
1.2. Термины:
– аварийная ситуация: ситуация, характеризующаяся вероятностью возникновения аварии с возможностью дальнейшего ее развития;
– безопасные условия труда: условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов;
– вредный производственный фактор: производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
– микротравма: незначительное повреждение тканей организма работника (укол, порез, ссадина и др.), вызванное внешним воздействием опасного производственного фактора, которое не повлекло за собой временную утрату трудоспособности работника и необходимость его перевода на другую работу;
– опасность: фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья;
– опасный производственный фактор: производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;
– производственная деятельность: совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг;
– производственное подразделение: цех, участок, отдел, лаборатория, склад и другие подразделения;
– профессиональный риск: вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК РФ;
– работодатель: руководитель, наделенный правом заключать трудовые договоры с работниками;
– работник: физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем;
– рабочее место: место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
– руководитель структурного подразделения: руководитель подразделения (начальник цеха, участка, отдела, заведующий отделением, сектором и др.);
– требования охраны труда: государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда;
– управление профессиональными рисками: комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
1.3. Сокращения:
– СУОТ: система управления охраной труда;
– СИЗ: средства индивидуальной защиты.
2. Цели и задачи расследования микротравм
2.1. Настоящее Положение построено по принципам системы управления охраной труда во взаимосвязи с установленными требованиями законодательства о труде, стандартов системы управления охраной труда и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
2.2. Мониторинг микротравм является одним из средств анализа и предупреждения несчастных случаев и аварийных ситуаций на производстве, а также выявления, оценки и в дальнейшем управления профессиональными рисками с конкретной выработкой мер по обеспечению требований охраны труда.
2.3. Целью настоящего Положения является вовлечение руководителей, профсоюзных организаций и непосредственно работников в управление охраной труда, предупреждение случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний с последующим анализом полученной информации, оценкой профессиональных рисков и выработкой мер по устранению выявленных нарушений.
Надлежащие и объективные действия указанных лиц по выполнению положений позволят: своевременно выявлять опасные и вредные производственные факторы, оказывающие наиболее существенное негативное воздействие на обеспечение безопасной эксплуатации и ремонта технических средств, объектов инфраструктуры; провести достоверный анализ текущего состояния охраны труда; снизить размеры финансовых расходов и других потерь, вызванных микротравмами и несчастными случаями.
2.4. Задачей Положения является создание на основании полученного объема информации по результатам расследованных микротравм базы данных об имеющихся опасностях с оценкой выявленных профессиональных рисков в подразделениях и подготовкой корректирующих мероприятий, направленных на их минимизацию.
3. Обязанности сторон в случае микротравмы
3.1. Работодатель в соответствии с требованиями статьи 212 ТК РФ обязан обеспечить безопасные условия труда работникам, принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций на производстве, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, оказанию пострадавшим первой доврачебной помощи.
3.2. Работник в соответствии с требованиями статьи 214 ТК РФ обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья.
3.3. Работодатель в целях выполнения требований статьи 212 ТК РФ должен:
– установить в распорядительном документе организации порядок расследования и регистрации микротравм применительно к местным условиям, особенностям организационной структуры, специфики и характера производства;
– регистрировать происшедшие микротравмы в журнале регистрации и учета микротравм (приложение № 2);
– обеспечить в производственных подразделениях наличие бланков акта о расследовании микротравмы (приложение № 1) для своевременного оформления результатов расследования;
– давать оценку своевременности, качеству расследования, оформления и учета микротравм на производстве (при их наличии)
4. Первоочередные действия на месте происшествия
Руководитель структурного подразделения при любом повреждении (ухудшении) здоровья работника незамедлительно на месте происшествия:
оказывает первую помощь пострадавшему или доставляет его (при необходимости) в любое медицинское учреждение (медпункт), используя транспорт организации, где ему должна быть, оказана квалифицированная помощь;
– обеспечивает обязательное сопровождение работника, получившего микротравму, в медицинское учреждение: при падении с высоты, воздействии электрического тока, при отравлении организма и при укусе животных;
– принимает в зависимости от обстоятельств микротравмы меры по предотвращению аварийных ситуаций, воздействию опасных или вредных производственных факторов (вывести других работников с места происшествия; информировать работников и других лиц о возможной опасности; оградить место происшествия; вызвать соответствующие аварийные службы и др.);
– обеспечивает фиксацию места происшествия путем фотографирования, оформления схем;
– информирует работодателя о происшедшем событии, известных обстоятельствах, характере повреждения здоровья работника и принятых мерах по оказанию ему доврачебной помощи (либо отказе работника от оказания ему квалифицированной медицинской помощи).
5. Порядок организации расследования микротравм
5.1. Руководитель структурного подразделения после получения информации от пострадавшего, медицинского работника, членов бригады и др. о происшедшей микротравме в течение суток проводит расследование с определением круга лиц, участвующих в нем.
В расследовании микротравм принимают участие специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представитель выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда.
Руководитель структурного подразделения для участия в расследовании может приглашать представителей других подразделений организации, которые могут представить соответствующие заключения по факту происшедшего события при выполнении совместных работ, с целью объективного установления причин происшествия и исключения возможных разногласий.
5.2. Руководитель структурного подразделения и лица, участвующие в расследовании микротравмы, проводят осмотр места происшествия, опрос пострадавшего, а также свидетелей происшедшего (при наличии).
5.3. Руководитель структурного подразделения по результатам расследования в течение суток оформляет акт расследования микротравмы в одном экземпляре (приложение № 1) (акт подписывается всеми участниками расследования и пострадавшим) и направляет специалисту по охране труда.
При этом в акте расследования указываются:
– сведения о работнике, получившем микротравму;
– время происшествия (время обращения работника за оказанием медицинской помощи или факт отказа работника от медицинской помощи);
– краткие обстоятельства повреждения здоровья;
– основные причины возникновения микротравмы (основной причиной является нарушение, которое непосредственно повлекло повреждение здоровья работника). Установление основной причины необходимо для последующего анализа опасностей и их предупреждения;
– перечень мероприятий по устранению причин происшедшего.
5.4. Руководитель структурного подразделения по окончании расследования микротравмы проводит при необходимости внеплановый инструктаж причастным работникам при нарушении требований охраны труда, если эти нарушения создавали реальную угрозу наступления тяжких последствий (п. 2.1.6 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29).
6. Учет и оценка микротравм с выработкой мер, направленных на обеспечение безопасных условий труда
6.1. Специалист по охране труда:
— производит учет произошедших микротравм с регистрацией их в журнале учета микротравм (приложение № 2);
— обеспечивает в организации хранение актов о расследовании и журнала регистрации микротравм в течение одного года соответственно со дня даты происшедшей микротравмы и последней записи в указанном журнале;
— информирует руководителя организации о происшедших микротравмах, создавших реальную угрозу наступления тяжких последствий для работников, а также о выявленных нарушениях и принятых мерах реагирования;
— информирует причастных работников об обстоятельствах и причинах происшедших микротравм, создавших реальную угрозу наступления тяжких последствий;
— разрабатывает при необходимости мероприятия по предупреждению возможных опасностей и снижению профессиональных рисков, планированию работ по улучшению условий труда;
— разъясняет руководителям структурных подразделений при проведении всех видов проверок и обучения порядок расследования и оформления микротравм.
6.2. Руководитель организации (работодатель):
— обеспечивает контроль оформления и учета микротравм на производстве;
— обеспечивает финансирование мероприятий по улучшению условий труда (устранению причин микротравм).
Изменения в разделе X Трудового кодекса: охрана труда после 1 марта 2022 года
специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда
Расскажем, как работодателям применять положения новой редакции раздела Х Трудового кодекса РФ на практике
Переход к адресной политике
Цель изменений в разделе Х ТК РФ — персонализация системы управления охраной труда с учетом проведенной оценки профессиональных рисков и специфики производственной деятельности. Это постепенный отказ от формального, списочного подхода в пользу адресной политики.
Поправки в раздел Х Трудового кодекса влекут за собой существенные изменения в системе управлении охраной труда у каждого ИП или юридического лица. Законодатели ставят перед работодателями задачу максимально полно учитывать в положении о СУОТ и политике по охране труда индивидуальные особенности конкретных рабочих мест.
И сейчас у нас есть время изучить новые требования законодательства, разработать необходимые документы и процессы.
Разберем основные поправки:
Выявление профессиональных рисков
В главу 36 «Управление охраной труда» ТК РФ введена новая редакция ст. 218 «Профессиональные риски». Теперь они подразделяются на риски травмирования и риски получения профессиональных заболеваний в зависимости от того, что стало причиной. Воздействие опасного производственного фактора может привести к травме, а длительное или периодическое негативное воздействие — к профзаболеванию.
Пример. Если работник разово получил дозу радиации, значительно превышающую предельно допустимую концентрацию, и ему был поставлен диагноз «острая лучевая болезнь», на него воздействовал опасный фактор. Вибрация или шум, влияющие на сотрудника в течение нескольких лет, к немедленной травме или гибели не приведут. Но при нарушении требований охраны труда и санитарных нормативов из-за них у человека может развиться хроническое профессиональное заболевание.
Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и рабочих мест.
Оценку рисков для всех технологических процессов, запущенных до 1 марта 2022 года, проведите в ближайшее время, постфактум. Это позволит зарезервировать финансовые и временные ресурсы для оценки процессов, организуемых после 1 марта.
Техническое перевооружение, модернизация оборудования, изменение состава орудий труда — это тоже основание, чтобы заново провести оценку рисков на отдельных рабочих местах.
Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению Минтруд должен опубликовать до 1 марта 2022 года. Сейчас проект рекомендаций размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Два принципа обеспечения безопасности труда
В обновленной редакции ТК РФ появится статья 209.1, в которой описаны два основополагающих принципа обеспечения безопасности труда:
Предупреждение и профилактика
Сегодня этому направлению уделяется минимум времени. В основном работодатели реагируют на уже случившееся ЧП. Теперь концепция безопасного производства сдвигается в сторону превентивных мер.
Проанализировав основные и сопутствующие причины производственного травматизма и профзаболеваний, характерные для экономического вида деятельности вашего предприятия, вы сможете понять, какие меры помогут улучшить ситуацию.
Росстат провел анализ видов несчастных случаев (НС) с тяжелым исходом за I полугодие 2020 года в России. Оказалось, что наибольшее число погибших при НС наблюдается при выполнении работ на высоте, но еще больше людей гибнет из-за воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин. Это говорит о том, что оценка рисков не проводилась или была проведена формально, работодатели не сделали выводы о ликвидации опасных процессов, не провели мероприятия по снижению рисков.
№ | Вид несчастного случая с тяжелыми последствиями | групповых | тяжелых | со смертельным исходом |
---|---|---|---|---|
1 | Падение с высоты | 8 | 316 | 63 |
2 | Падение на ровной поверхности одного уровня | 0 | 172 | 8 |
3 | Падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. | 9 | 146 | 57 |
4 | Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и пр. | 6 | 316 | 77 |
5 | Попадание инородного предмета в тело человека | 0 | 29 | 3 |
6 | Воздействие электрического тока | 0 | 15 | 13 |
7 | Воздействие дыма, огня и пламени | 10 | 23 | 11 |
8 | Воздействие вредных веществ | 2 | 11 | 5 |
9 | Повреждения в результате противоправных действий других лиц | 2 | 55 | 6 |
Работодатель обязан постоянно улучшать условия труда, для чего нужно ликвидировать опасные технологические процессы или снижать уровень опасности на рабочих местах. При этом нужно правильно расставлять приоритеты при реализации этих мероприятий. Это и есть принцип предупреждения и профилактики.
Минимизация повреждения здоровья
В идеальном мире, если все меры по предупреждению и профилактике травматизма исполнены, травматизм будет нулевым. Но все равно остаются два фактора:
Пример. Предприятие много лет закупало запасные части для оборудования у официального представителя завода-изготовителя. Но затем по экономическим причинам стало пользоваться услугами фирм-посредников, а из-за пандемии стажеры не прошли очную подготовку в авторизованном учебном центре. Все это в совокупности увеличило вероятность травм.
Кроме того, работодатель должен обеспечить постоянную готовность локализовать, минимизировать и ликвидировать последствия реализованных опасностей, выявленных в ходе оценки профессиональных рисков. Но ведь и не все риски могут быть в полной мере распознаны. Оценка рисков напрямую зависит от квалификации эксперта.
Если компания провела оценку рисков, но сработал негативный фактор, который не был выявлен, а значит, и минимизирован, она очень сильно рискует. Меру ответственности в этом случае будут определять следственные органы по ст. 143, 216 или 217 Уголовного кодекса РФ.
Запрет на работу в опасных условиях труда
Новая редакция ТК РФ запретит работу в опасных условиях труда 4-го класса. Если СОУТ выявит такое, работодатель обязан немедленно известить работника, приостановить работу, объявить простой по вине работодателя. За сотрудниками на это время сохраняется место (должность) и средний заработок.
Возобновить деятельность можно только после получения результатов повторно проведенной СОУТ, которая подтвердит снижение уровня опасности.
Расследование микротравм
Микротравма — это поверхностное нарушение целостности кожных покровов или слизистых, при котором больничный лист не оформляется, но работодатель может перевести работника на другое рабочее место. Ежедневно микроповреждения происходят в любой отрасли экономики. Стружка попала в глаз, работник порезался или прищемил руку, все это — микротравмы.
После 1 марта 2022 года работодатели будут вести учет микротравм и составлять по ним справки. Как организовать эти мероприятия, указано в проекте Приказа Минтруда России «Об утверждении рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников».
Порядок действий может выглядеть следующим образом:
Пострадавший работник имеет право лично или через своих законных представителей участвовать в рассмотрении причин и обстоятельств микротравмы.
По сути, справка — это и есть акт расследования микротравмы. В проекте Приказа Минтруда даны рекомендуемые образцы справки и журнала. В положении о СУОТ пропишите процедуру рассмотрения обстоятельств: будет этим заниматься один специалист или комиссия, где конкретно будут храниться журнал и справки.
Единые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ
Большой прогресс в сфере охраны труда — предложение выдавать средства индивидуальной защиты адресно, с учетом оцененных рисков. Единые типовые нормы бесплатной выдачи станут основой, но конкретный подбор необходимой спецодежды и обуви останется за работодателем.
Поправки в ТК РФ предлагают обеспечивать сотрудников СИЗ с учетом идентифицированных на рабочем месте вредных и опасных производственных факторов, выявленных опасностей, а не в зависимости от профессии.
Пример
В п. 12 Типовых норм выдачи № 997н (Приказ Минтруда России от 09.12.2014 № 997н) для водителя погрузчика установлена выдача следующих СИЗ на год:
Костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий | 1 шт. |
Сапоги резиновые с защитным подноском | 1 пара |
Перчатки с полимерным покрытием | 6 пар |
Средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее | до износа |
Эти нормы не учитывают, на каком конкретно погрузчике будет работать водитель, в каких условиях: на открытой площадке или в закрытом складе. Очевидно, что в сухом обогреваемом помещении носить сапоги резиновые с защитным подноском тяжело и нецелесообразно. В этом случае эффективными станут ботинки с защитным подноском, изготовленные из кожи или композитных материалов.
Кроме того, работодатель обязан выдать водителю погрузчика противогаз или респиратор фильтрующий или изолирующий. Такие меры безопасности необходимы для перевозки вредных веществ. Однако часто водители загружают продукты питания или пиломатериалы, не выделяющие в воздух окружающей среды химические аэрозоли.
Получается, что типовые нормы сравняли водителя погрузчика, перевозящего опасные грузы, с водителем на заводе детского питания. Этих недостатков будут лишены Единые нормы выдачи, основанные на СОУТ и оценке профессиональных рисков, адресные нормы для конкретного работника.
Обучение по охране труда
Наталья Герасименко, юрист, к.ю.н., эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе:
Минтруд опубликовал проект нового порядка обучения (ID проекта 02/07/01-21/00112477). Планируется, что новый документ, как и поправки к ТК РФ, вступит в силу с 1 марта 2022 года.
Порядок предусматривает следующие виды обучения:
Обучение по охране труда обязательно для всех, а обучение безопасным методам и приемам выполнения работ — только для тех, кто непосредственно выполняет работы повышенной опасности и отвечает за организацию, выполнение и контроль таких работ.
Работодатель должен составить и утвердить приказом перечень сотрудников, которым положено обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, с указанием тех, кто должен пройти подготовку в учебном центре, а кто — внутри организации.
Еще одна новинка — обучение использованию СИЗ. Оно может проводиться в рамках обучения по охране труда или отдельно. При этом не менее 50% времени обучения надо уделить практическим занятиям по формированию умений и навыков использования средств индивидуальной защиты.
Сотрудники, которые только устраиваются на работу или переводятся на другую работу, проходят обучение по использованию СИЗ в установленные работодателем сроки, но не позднее 60 календарных дней после заключения трудового договора или перевода. Проводите такое обучение не реже одного раза в три года.
Проект Порядка обучения и проверки знаний вы найдете в нашей шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Самообследование
Поправки в раздел Х ТК РФ вводят механизм самообследования работодателя на соблюдение требований охраны труда. По сути, он уже реализован на портале Онлайнинспекция. Однако функций у самообследования будет больше.
Работодатель сможет проверить себя по уже знакомым чек-листам Роструда и затем задекларировать результаты в ведомстве. Срок действия декларации — от 1 до 3 лет. Если же работодатель не был искренним вовремя самообследования и проверяющие Роструда выявили нарушения по охране труда, декларацию отменят.
Проект поправок предусматривает создание комитетов по охране труда, куда смогут войти как руководители, так и сотрудники. Комитеты будут организовывать мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний, проверять условия труда, информировать работников об их правах, обязанностях и значимых изменениях. Результатом работы комиссии станет эффективная система управления охраной труда. Поэтому работодатель должен решить для себя, как создать действительно работающий орган, а не формальную структуру.
Дистанционное видеонаблюдение
Работодатель вправе в целях контроля за безопасностью работ вести дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию производственного процесса. Такое положение есть во всех правилах по охране труда. Главное — не забудьте известить сотрудников о том, что ведете наблюдение (ст. 216.2 ТК РФ).
По новым правилам представители органов власти, которые ведут федеральный надзор в области охраны труда, вправе получить дистанционный доступ к наблюдению и базам сопутствующих электронных документов. Уже сейчас такой онлайн-мониторинг организован на опасных производственных объектах. Скоро каждая стройплощадка или смотровой колодец будут переведены в онлайн-режим, что должно, с точки зрения законодателей, сократить травматизм.
Электронный документооборот
У работодателей появилось новое право — вести электронный документооборот (ЭДО) в области охраны труда. Это только часть электронного документооборота организации, действующего в отношении его участников.
Если вы планируете ввести ЭДО в сфере охраны труда, пропишите механизм его реализации в положении о СУОТ. Отраслевые правила, которые уже вступили в силу в 2021 году, допускают возможность ЭДО в области охраны труда.
Для идентификации личности работника следует использовать цифровую подпись или любой другой способ. Например, электронная почта может стать официальным каналом приема-передачи необходимой информации, если это будет прописано в положении о СУОТ. По электронке можно передавать работнику его комплект инструкций и другую информацию. Ответ, что информация принята, будет подтверждением ознакомления, а скриншот станет доказательством наряду с фотографией или видеозаписью занятия по охране труда и других обязательных мероприятий.
Нельзя вести в электронном виде документы, которые:
Пример. Нельзя в электронном виде вести учет и расследование профзаболеваний или несчастных случаев, потому что нужны подписи привлеченных членов комиссии, очевидцев НС или доверенных лиц пострадавших, которые работают в организации, следовательно, не включены в ее электронный документооборот.
Изменений нас ожидает, действительно, много. Всем, кто отвечает за охрану труда, и руководителям организаций проекты документов помогут подготовиться к новшествам.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Проект порядка обучения и проверки знаний по охране труда 882.2 КБ