что относится к неречевому общению
Что такое невербальное общение?
Под термином «невербальное общение» подразумевают бессловесную передачу информации через язык тела: жесты, мимику, интонации, образы. Инструментами, осуществляющими воздействие, в этом случае выступают:
Происхождение невербального общения
Невербальный обмен информацией несёт начало из двух источников: биологической эволюции и культуры. Подтверждением биологического происхождения будут являться проявления, не поддающиеся сознательному контролю:
В психологии выделяется три невербальных средства общения:
Также в общении людей применяются общепринятые сигналы, характерные данной культуре: условные знаки, такие как приветствие, прощание, пожимание плечами, кивок либо покачивание головы.
Коммуникации невербального общения
Система знаков невербального общения направлена на дополнение речи. К данным средствам относят:
Виды невербального общения
К основным видам невербальных знаков относят:
Особенности невербального общения
Невербальное общение лучше всего отображает личностные характеристики собеседников в определённый момент. Из них можно получить информацию об эмоциях и настроении человека, его отношении к окружающим и поднимаемой теме беседы. В целом этот вид общения весьма спонтанен. Будет крайне сложно разбить его на элементы. Жесты и мимика с трудом поддаются сознательной корректировке. Когда человек специально задаётся данной целью и получает навыки контроля невербальных знаков, он может интуитивно вызывать настороженность у собеседника из-за вызванного диссонанса.
Научиться разбираться в психологии людей и их поведении поможет курс Викиум «Менталист».
Обществознание. 6 класс
Конспект урока
Обществознание, 6 класс
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга.
Цель общения – это то, ради чего у человека возникает какой-либо вид активности.
Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, позволяющая человеку познавать окружающий мир.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга.
Вы, наверное, замечали, что некоторые люди коммуникабельны, общительны, умеют создать благоприятную атмосферу и поддержать хорошее настроение.
Другие, наоборот, неразговорчивы, угрюмы. Они вносят напряжённость и могут испортить настроение себе и другим.
Без общения человек не станет личностью. Уже с первых дней жизни младенец с помощью крика, мимики, жестикуляции выражает свои желание. Общение в таком возрасте сводится к удовлетворению самых простых потребностей ребёнка.
По мере взросления общение усложняется. В подростковом возрасте общение становится ведущим видом деятельности. У людей должна сформироваться культура общения, развиться способность регуляции речевых оборотов в зависимости от ситуации общения. Ребёнку необходимо общаться с взрослыми и сверстниками. Если он растёт без общения с людьми до пяти-шести лет, то ему трудно уже развиваться как полноценному человеку.
Общение присутствует в любом виде деятельности. Ведь общаться можно не только с человеком, но и с природой, и с любимым питомцем, и с книгой, и даже со своими игрушками. Не бывает бесцельного общения. Иногда оно нужно для того, чтобы поддержать разговор или разрядить обстановку. И только на первый взгляд кажется будто подобное общение «ни о чём». Самая главная цель общения – это общение ради самого общения. Оно нужно каждому из нас, чтобы разделить душевное состояние, посоветоваться, поделиться своей радостью или огорчениями.
Помимо цели в структуре общения учёные выделяют и его содержание. Это та информация, которой обмениваются люди в процессе общения. Она может быть самой разной. Мы рассказываем о том, как у нас дела, делимся впечатлениями от прочитанной книги, обсуждаем погоду, перенимаем опыт ухода за питомцем.
В ходе общения человек многое узнаёт о самом себе и оценивает себя глазами других людей. Поэтому в результате общение люди меняются, их личность развивается.
Речь является главным средством общения людей. Речевое общение бывает устным (например, разговор по телефону) и письменным (например, сообщение в социальных сетях). Вербальное общение осуществляется с помощью слов, к нему относится человеческая речь. Считают, что современный человек за день произносит примерно 30 тысяч слов. В письменном или устном тексте реализуется система языка. Язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит для выражения мыслей или чувств и является важнейшим средством человеческого общения. К основным невербальным или неречевым средствам общения относятся жесты, мимика, пантомимика – походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.
Есть и другие способы общения: от простых прикосновений до значков – символов общения в Интернете. Общение без помощи речи называют неречевым общением.
Слова не нужны, чтобы выразить внутреннее душевное состояние, чувства и эмоции. Как такое возможно?
Особое значение в общении имеет взгляд. Неслучайно говорят, что «глаза – это зеркало души». Они выражают интерес и внимание, радость и тревогу. Чем чаще люди смотрят друг на друга, тем лучше они начинают друг друга понимать.
В общении важна и мимика, т.е. движение мышц лица. Любые эмоции могут отражаться на лице человека. Особенно ярко это проявляется в детстве. Если у вас есть младший брат или сестра, обратите внимание на их мимику. Вы обязательно увидите, например, радость или раздражение, удивление или страх.
А по походке можно угадать не только настроение, но и профессию человека. Например, моряка, военного, балерину.
Люди далеко не всегда говорят то, что думают. Скрытые чувства находят выход через жесты. Например, скрещённые на груди руки сообщают о стремлении человека сохранить автономию. Вскинутая голова и задранный подбородок – признак агрессивности и враждебности. Низкую самооценку выдаёт опущенная голова.
Самые разнообразные чувства можно передать голосом, интонацией. Одни и те же слова, сказанные с разной интонацией, обладают различным смыслом. Например, слово «молодец» может выражать и похвалу, и разочарование в поступке другого человека.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Что относится к неречевому общению? Выберите несколько вариантов ответа.
Приглашение в гости.
Рукопожатие с приятелем.
Прощальный взмах рукой.
Рукопожатие с приятелем.
Прощальный взмах рукой.
Пояснение: Вспомним, что означает понятие «неречевое общение» (или «невербальное общение»). Это взаимодействие между людьми без использования слов. Из приведённого списка примерами такого общения являются рукопожатие с приятелем, скучающий вид и
прощальный взмах рукой. В остальных ситуациях речь присутствует в письменной или устной форме.
Задание 2. Установите соответствие.
Получение инструкций от начальника
Принятие военной присяги новобранцами
Обучение европейца есть палочками в японском ресторане
Обсуждение в кругу друзей прочитанной книги
Получение инструкций от начальника
Обсуждение в кругу друзей прочитанной книги.
Принятие военной присяги новобранцами.
Обучение европейца есть палочками в японском ресторане.
Пояснение: Чтобы установить верное соответствие, необходимо обратиться к теории. Деловое общение представляет собой взаимодействие в профессиональной сфере. Ярким примером этого вида общения является получение инструкций от начальника.
Досуговое общение связано с приятным времяпрепровождением, отдыхом. К нему относится обсуждение в кругу друзей прочитанной книги.
Ритуальное общение – это общение людей, которое проходит строго в соответствии с общепринятыми нормами и правилами этикета. Например, принятие военной присяги новобранцами.
Обучение европейца есть палочками в японском ресторане. Данный пример иллюстрирует межкультурное общение, потому что европеец и японец – это представители различных культур народов мира.
Тест по обществознанию Общение 6 класс
Тест по обществознанию Общение для учащихся 6 класса. Тест содержит 2 варианта по 8 заданий и предназначен для проверки знаний по теме Человек среди людей.
1 вариант
1. Какой из предложенных терминов наиболее полно соответствует определению:
«вид деятельности, в ходе которого происходит взаимный обмен информацией между участниками»?
1) труд
2) общение
3) познание
4) обычай
2. К неречевому общению относится
1) письмо
2) телефонный разговор
3) взгляд
4) чтение стихотворения вслух
3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обобщает приведенный перечень: выступление перед одноклассниками, отправление СМС-сообщения, мимика, поза.
1) средства общения
2) виды деятельности
3) групповые нормы
4) межличностные отношения
4. Закончите предложение правильно. Самая главная цель общения — это
1) соблюдение правил этикета
2) знакомство с интересными людьми
3) достижение профессиональных успехов
4) общение ради общения
5. Какая ситуация не связана с общением?
1) Дети приветствовали учителя.
2) Катя ответила на телефонный звонок.
3) В письме был «смайлик».
4) Саша быстро заснул.
6. В какой ситуации речь идёт о неформальном общении?
1) Семья Сидоровых стала участником телефонного социологического опроса.
2) Саша увидел друзей издалека и замахал им рукой.
3) Мама подписала страничку дневника, на которой были выставлены четвертные оценки сына.
4) В День города школьники поздравили ветеранов.
7. Выберите правильные высказывания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Опыт общения ребёнок начинает осваивать в школьном возрасте.
2) Официальные межличностные отношения не являются общением.
3) Существуют речевые и неречевые средства общения.
4) Чтобы понимать другого человека, нужно научиться ставить себя на его место.
5) Письменное общение всегда является формальным.
8. Заполните пропуск в схеме.
2 вариант
1. Какой из предложенных терминов наиболее полно соответствует определению:
«взаимные деловые и дружеские отношения между людьми»?
1) ритуалы
2) общение
3) традиции
4) деятельность
2. Обязательным признаком любых форм общения является
1) речь
2) передача информации
3) улыбка
4) постановка цели
3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обобщает приведенный перечень: мимика, жест, улыбка, поза.
1) неречевое общение
2) ритуальные действия
3) межличностные отношения
4) совместная деятельность
4. Закончите предложение правильно.
Человек может передать свои чувства
1) только словами
2) исключительно с помощью речи
3) не только словами, но и движениями
4) не используя никаких средств общения
5. Какая ситуация не связана с общением?
1) Мама помахала рукой на прощание.
2) Девочки молча смотрели друг на друга.
3) Марина закрыла окно.
4) Влюбленные поцеловались.
6. В какой ситуации речь идёт о неформальном общении?
1) Ученик взял билет и приготовился отвечать.
2) Жильцы дома обратились в управляющую компанию с просьбой проверить, как производится уборка подъездов.
3) Иван Иванович написал заявление в прокуратуру.
4) Бывшие одноклассники собрались на вечере встречи.
7. Выберите правильные высказывания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общение — это форма отношения человека к окружающему миру.
2) В процессе общения передаётся информация, а не чувства.
3) Общению нужно учиться.
4) В речевом общении особую роль играет интонация.
5) Формальное общение всегда имеет негативный характер.
8. Заполните пропуск в схеме.
Ответы на тест по обществознанию Общение
1 вариант
1-2
2-3
3-1
4-4
5-4
6-2
7-34
8-неформальное
2 вариант
1-2
2-2
3-1
4-3
5-3
6-4
7-134
8-устное
Невербальное общение
Невербальное общение – это разновидность неречевого взаимодействия коммуникационного характера между живыми существами. Другими словами, невербальное общение человека является разновидностью передачи всевозможной информации или возможностью воздействия на окружение без употребления речевых (языковых) механизмов. Орудием описанного взаимодействия является физическое тело индивидов, которое владеет широким набором инструментария и специфическими приемами для трансляции информации или взаимообмена сообщениями.
Невербальное общение охватывает всевозможные жесты и мимику, различные телесные позы, тембр голоса, телесный или визуальный контакт. Средства невербального общения человека передают образное содержание и эмоциональную суть информации. Язык неречевых компонентов общения может быть первичным (все вышеперечисленные средства) и вторичным (различные языки программирования, азбука Морзе). Многие ученые умы уверены, что посредством слов транслируется всего 7% информации, 38% данных посылается при помощи звуковых средств, которые включают тон голоса, интонацию, а 55% – через инструменты невербального взаимодействия, собственно при помощи первичных неречевых компонентов. Отсюда следует, что основополагающим в общении человечества является не произносимая информация, а манера ее изложения.
Коммуникации невербального общения
Окружающий социум может многое узнать об индивиде исключительно по его манере выбора одежды и разговора, используемым жестам и пр. В результате проведения множества исследований было выявлено, что невербальные способы общения имеют две разновидности источника происхождения, а именно биологическая эволюция и культура. Невербальные средства общения необходимы с целью:
— регулирования течения процесса коммуникативного взаимодействия, создания психологического контакта между собеседниками;
— обогащения смыслов, передаваемых при помощи слов, направления толкования словесного контекста;
— выражения эмоции и отражения истолкования ситуаций.
К невербальным коммуникациям общения относят всем известные жесты, мимику лица и телесные позы, а кроме этого прическу, придерживаемый в одежде стиль (одежда и обувь), интерьер офиса, визитные карточки, аксессуары (часы, зажигалки).
Все жесты можно поделить на жесты открытости, подозрительности, конфликта или обороны, задумчивости и рассуждения, неуверенности и сомнения, затруднении и пр. Расстегивание пиджака или уменьшение дистанции между партнером по беседе является жестом открытости.
О подозрении и скрытности свидетельствует потирание лба либо подбородка, попытка прикрыть руками лицо, а особенно избегание зрительного контакта, отвод взгляда в бок. К жестам конфликта или обороны относят скрещивание рук, собирание в кулак пальцев. О задумчивости собеседника говорит пощипывание переносицы, рука у щеки (поза «мыслителя»). Почесывание указательным пальцем пространство над ушной мочкой или бокового участка шеи означает, что собеседник сомневается в чем-то или свидетельствует о его неуверенности. Почесывание или прикосновения к носу говорят о затруднительном положении беседующего. Если в ходе разговора один из участников опускает веки, то подобное действие сообщает о его желании поскорее окончить беседу. Почесывание уха демонстрирует неприятие собеседником произносимого партнером или тем, как он это произносит. Потягивание мочки уха напоминает о том, что партнеру уже надоело слушать, и он тоже имеет желание высказаться.
К невербальным коммуникациям общения относятся также и рукопожатия, которые выражают различные позиции участников коммуникационного взаимодействия. Захват руки одного из встречающихся таким образом, что ладонь ее оказывается внизу, свидетельствует о властности собеседника. Об одинаковом статусе встречающихся сообщает рукопожатие, при котором кисти участников находятся в одинаковом положении. Протягивание руки одной сторон, повернутой вверх ладонью, говорит о покорности или подчиненности. Подчеркивает различный статус встречающихся или некую дистанцию в положении либо выражает неуважение пожатие, сделанное прямой, не согнутой рукой. Протянутые лишь кончики пальцев для рукопожатия говорят о совершенном неуважении другого индивида. О доверительной искренности, избытке чувств, близости свидетельствует пожатие двумя руками.
Также рукопожатия граждан разных государств могут отличаться. Так, к примеру, американцам характерны сильные, энергичные рукопожатия. Ведь они говорят о силе и деловитости. У выходцев из Азиатской части континента такие рукопожатия могут вызвать недоумение. Им привычнее мягкие и длительные рукопожатия.
Невербальная коммуникация в деловом общении играет далеко не последнюю роль. Так, например, жестами неодобрения и несогласия на переговорах выступает собирание с костюма ворсинок. С целью затягивания паузы для принятия конечного решения можно снимать очки и надевать их либо протирать линзы. Также можно выделить действия, которые будут невербально говорить о стремлении завершить встречу. К ним относят: подачу вперед корпуса, при этом руки расположены на коленях либо на подлокотниках. Руки, поднятые за голову, демонстрируют, что для собеседника разговор является пустым, неприятным и тяготящим.
Невербальный язык общения проявляется даже в том, как индивид курит. Замкнутый, подозрительный партнер по коммуникации направляет выдыхаемый поток дыма вниз. О более сильной неприязни либо агрессии говорит выдыхание дыма из уголков рта вниз. Также немаловажным значением обладает интенсивность выдыхания дыма. Об уверенности собеседника свидетельствует быстрое выдыхание дыма. Чем оно будет быстрее, тем увереннее индивид себя ощущает. Чем интенсивнее поток выдыхается вниз, тем негативнее настроен собеседник. На амбициозность указывает выдыхание через ноздри дыма с поднятой вверх головой. То же самое, но с опущенной головой вниз, сообщает о том, что индивид очень сердит.
Вербальные и невербальные средства общения в ходе коммуникативного взаимодействия воспринимаются одновременно, вследствие чего их следует анализировать в качестве неделимого целого. К примеру, в ходе беседы с улыбающимся, красиво одетым субъектом с приятным тембром голоса, его собеседник все равно, сам того не понимая, может отойти от партнера по причине того, что не по вкусу запах его туалетной воды. Подобное невербальное действие заставит партнера задуматься, что у него не все в порядке, например, с внешним видом. От понимания этого может пропасть уверенность в собственных словах, покраснеть лицо и появятся нелепые жесты. Данная ситуация свидетельствует, что вербальные и невербальные средства общения между собой неразрывно связаны. Ведь жесты, не подкрепленные словами далеко не всегда содержательны, а слова в отсутствии мимики пусты.
Особенности невербального общения
Наибольшим значением при коммуникациях обладают наиболее сложные для самоконтроля положения тела, головы, рук и плеч. Именно в этом и заключаются особенности невербального общения в процессе беседы. О напряжении свидетельствуют поднятые плечи. При расслаблении они опускаются. Опущенные плечи и поднятая голова, зачастую, указывают на открытость и установку на успешное решение проблем. Поднятые плечи в сочетании с опущенной головой являются знаком неудовольствия, замкнутости, опасения, неуверенности.
Показателем любопытства и заинтересованности служит склоненная вбок голова, а у прекрасной половины данный жест может выражать легкий флирт или заигрывание.
Многое об индивиде в ходе беседы может рассказать выражение его лица. Искренняя улыбка указывает на дружелюбие, позитивный настрой. Недовольство или замкнутость выражают плотно сжатые губы. Изгиб губ как бы в усмешке говорит о сомнении или сарказме. Также немаловажную роль в невербальном общении играет взор. Если взгляд устремлен в пол, то это демонстрирует страх или стремление прекратить коммуникационное взаимодействие, если в сторону, то говорит о пренебрежении. Подчинить волю собеседника можно при помощи долгого и неподвижного прямого взгляда в глаза. Подъем головы в соединении с взглядом вверх означает желание паузы в беседе. Понимание выражает небольшой наклон головы в совмещении с улыбкой или ритмичное кивание головой. Легкое движение назад головой в комплексе с насупленными бровями свидетельствует о непонимании и необходимости повторить произносимое.
Кроме этого, довольно важной особенностью невербального общения является умение различать жесты, говорящие о лжи. Ведь, чаще всего такие жесты выражаются бессознательно, поэтому их довольно трудно контролировать индивиду, намеревающемуся солгать.
К ним относят прикрытие рукой рта, прикосновение к ямочке под носом или непосредственно к носу, потирание век, отведение в пол или в сторону взгляда. Представительницы прекрасного пола, когда врут, нередко проводят под глазом пальцем. Почесывание области шеи, касание ее, оттягивание воротничка рубашки является также признаком лжи. Большую роль в оценке искренности партнера по коммуникации играет положение его ладоней. Например, если собеседник, протягивая одну ладонь или обе, раскрывает их частично или полностью, то это говорит об откровенности. Спрятанные же руки или и неподвижные собранные свидетельствуют о скрытности.
Невербальные и вербальные средства общения
Коммуникативным взаимодействием или общением именуют довольно сложный многогранный процесс вначале установления, а затем развития между индивидами контактов, вызываемый необходимостью совместной деятельности и охватывающий обмен сообщениями, выработку общего направления или стратегии взаимодействия и восприятие с последующим пониманием другого субъекта. Коммуникативное взаимодействие состоит из трех компонентов:
Коммуникативное взаимодействие может быть речевым и невербальным. В процессе повседневной жизнедеятельности индивиды разговаривают с множеством людей, употребляя при этом и вербалику, и невербалику. Людям речь помогает делиться знаниями, мировоззрениями, заводить знакомства, налаживать социальные контакты и др. Однако без использования невербальных и вербальных средств общения речь будет сложна для восприятия.
Особенности невербального общения и вербального взаимодействия состоят в использовании различных инструментов принятия и анализа поступающих данных в ходе коммуникаций. Так, для восприятия информации, передаваемой словами, люди применяют интеллект и логику, а для понимания невербального общения они используют интуицию.
Вербальное общение подразумевает под собой понимание того, как именно воспринимается речь партнером по коммуникации и какое воздействие на него оказывает. Ведь речь является одним из основополагающих средств межличностных коммуникаций.
Для человеческого индивида явление начинает существовать в полном смысле тогда, когда оно наименовано. Язык – это универсальное средство людского взаимодействия. Он является базисной системой, с помощью которой люди шифруют информацию и важнейшим коммуникационным инструментом. Язык считается «могучей» системой шифрования, однако наряду с этим он оставляет возможности для разрушения и создания барьеров.
Слова делают понятным значение явлений и обстоятельств, они помогают выражать индивидам мысли, мировоззрение и эмоции. Личность, ее сознание и язык неразрывны. Зачастую язык опережает течение мыслей, а нередко вообще им не подчиняется. Индивид может что-то «ляпнуть» или систематически «трепать языком» при этом, практически не думая о том, что формирует своими высказываниями определенные установки у социума, направляет их к конкретному реагированию и поведению. Здесь можно применить поговорку – «как аукнется, так и откликнется». При верном употреблении слов можно управлять таким откликом, прогнозировать его и даже формировать. Искусством грамотного употребления слов владеют многие политики.
На каждой ступени коммуникационного взаимодействия возникают преграды, мешающие его эффективности. В ходе взаимодействия нередко возникает иллюзорность взаимопонимания партнеров. Такая иллюзия обусловлена тем, что индивиды пользуются одинаковыми словами с целью обозначения абсолютно разных вещей.
Потери данных и искажение информации происходит на каждой стадии коммуникации. Уровень таких потерь обуславливается общим несовершенством человеческой языковой системы, невозможностью точно и полностью трансформировать мысли в словесные структуры, личными установками и стремлениями (желаемое воспринимается за действительное), грамотностью собеседников, словарным запасом и прочим.
Межличностные коммуникационные взаимодействия, преимущественно, осуществляются посредством использования невербальных орудий. Невербальный язык считается более богатым в сравнении с вербаликой. Ведь его элементами являются не словесные формы, а мимика, положения тела и жестикуляция, интонационные характеристики речи, пространственные рамки и временные границы, символическая коммуникативная знаковая система.
Зачастую, невербальный язык общения – это результат не преднамеренной поведенческой стратегии, а следствие подсознательных посылов. Именно поэтому его весьма сложно подделать. Индивид воспринимает неосознанно мелкие невербальные детали, считая такое восприятие «шестым чувством». Часто люди бессознательно отмечают несовпадения между произнесенными фразами и несловесными сигналами, вследствие чего начинают не доверять собеседнику.
Виды невербального общения
Невербальное взаимодействие играет существенную роль в процессе взаимообмена эмоциями.
Виды невербального общения:
— голос, жесты, внешний вид (включающий одежду, положение тела);
— выражения лица (наличие улыбки, направление взгляда);
— движения (кивок или мотание головой, раскачивание конечностями, имитирование некоторого поведения и др.);
— походка, касания, объятия, рукопожатия, личное пространство.
Голосом называется звук, который индивид издает в ходе беседы, при пении или крике, смехе и плаче. Образование голоса происходит вследствие вибрации голосовых связок, создающих звуковые волны во время прохождения выдыхаемого воздуха через них. Без участия слуха голос развиваться не может, в свой черед, слух также формироваться без участия голосового аппарата не может. Так, к примеру, у индивида, страдающего глухотой, голос не функционирует, вследствие того, что отсутствуют слуховые восприятия, и стимуляции речедвигательных центров.
В невербальном общении возможно при помощи лишь одной интонации голоса передать восторженный либо вопросительный характер предложения. По тону, которым была изложена просьба, можно сделать вывод, насколько для говорящего она важна. Нередко из-за неправильно подобранного тона и интонации просьбы могут звучать как приказы. Так, к примеру, слово «извините» может нести абсолютно разные значения в зависимости от используемой интонации. Также при помощи голоса субъект может выражать собственное состояние: удивление, радость, злость и пр.
Внешний вид является важнейшей составляющей невербальной коммуникации и подразумевает он под собой образ, который видит и воспринимает окружение человека.
Невербальное деловое общение начинает выстраиваться именно с оценки внешних атрибутов индивида. Приемлемый внешний вид зависит от следующих характеристик: опрятности, воспитанности, естественности поведения, наличия манер, грамотности речи, адекватности реакций на критику или похвалу, харизмы. Каждому индивиду в жизни очень важно уметь правильно использовать возможности собственного тела при передаче информации собеседнику.
Невербальная коммуникация в деловом общении совершенно необходима. Ведь деловым людям часто приходится убеждать в чем-то оппонентов, склонять их к собственной точке зрения и совершению определенных поступков (заключение сделок либо вложение серьезной суммы в развитие предприятия). Добиться этого будет проще, если удастся продемонстрировать партнеру, что собеседник честен и открыт.
Не менее важно и положение тела (поза) в ходе беседы. При помощи позы можно выразить субординацию, заинтересованность в беседе, скуку или стремление к совместному партнерству и др. Когда собеседник сидит неподвижно, глаза его скрыты под темными очками, а собственные записи он прикрывает, другой человек будет ощущать себя довольно неуютно.
Невербальное деловое общение для достижения успешности не предполагает использование на деловых встречах поз, демонстрирующих закрытость, агрессивность. Также не рекомендуется в ходе любых коммуникаций надевать с затемненными стеклами очки, особенно при первой встрече. Так как, не видя глаз партнера по общению, собеседник может ощущать неловко себя, ведь львиная доля информации остается ему недоступной, вследствие чего нарушается общая атмосфера коммуникативного взаимодействия.
Также в позах отражается психологическая субординация участников разговора. Например, стремление к подчинению или доминированию.
Таким образом, невербальное коммуникативное взаимодействие является одним из орудий личностной репрезентации собственного «Я», инструментом межличностного воздействия и регулирования взаимоотношений, формирует образ собеседника, уточняет и опережает вербальное сообщение.
Жесты невербального общения
Зачастую индивиды произносят совсем не то, что подразумевают, а их собеседники понимают совершенно не то, что до них хотели донести. Все это происходит вследствие неумения правильно читать язык телодвижений.
Невербальные способы общения условно можно подразделить на следующие:
— экспрессивно-выразительные движения, к которым относятся мимика, положение тела, походка и жесты руками;
— тактильные движения, включающие прикосновения, похлопывания по плечу, поцелуи, рукопожатия;
— взгляд, характеризующийся частотой зрительного контакта направлением, длительностью;
— движения в пространстве, охватывающие размещение за столом, ориентацию, направление, дистанцию.
При помощи жестов можно выразить уверенность, превосходство или, наоборот, зависимость. Кроме этого, бывают замаскированные жесты и неполные барьеры. Часто в жизни субъекты могут сталкиваться с условиями, когда им не совсем комфортно, но при этом им нужно казаться уверенными. Например, во время доклада перед большой аудиторией. В этой ситуации интуитивные защитные жесты, которые выдают нервозность докладчика, индивид пытается блокировать, вследствие чего частично замещает их неполными барьерами. К таким барьерам можно отнести такое положение, при котором одна рука в спокойном состоянии находится, а другая держится за предплечье или плечо второй руки. При помощи замаскированных жестов индивид также способен достичь необходимого уровня уверенности и спокойствия. Как известно, защитный барьер выражается в виде закрепления скрещенных рук поперек тела. Взамен этого положения многие субъекты активно используют манипуляции с различными аксессуарами, например, верчение запонок, теребление ремешка часов или браслета и т.п. При этом все равно одна рука оказывается поперек тела, что свидетельствует установке барьера.
Руки, размещенные в карманах, также могут иметь множество значений. Например, человеку может быть просто холодно или он просто сосредоточен на чем-то. Кроме этого нужно разграничивать жесты от привычки индивида. Так, к примеру, привычка раскачивать ногой или постукивание каблуком, сидя за столом, могут быть восприняты в качестве нежелания продолжать общение.
Жесты невербального общения подразделяют на следующие:
— жесты иллюстрирующего характера (указания, отмашки);
— регулирующего характера (кивки, качание головой);
— жесты-эмблемы, то есть жесты, которые заменяют слова или даже целые фразы (например, сжатые руки обозначают приветствие);
— адаптирующего характера (касания, поглаживания, теребление предметов);
— жесты-аффекторы, то есть выражающие эмоции, чувства;
— микро жесты (подергивание губ, покраснение лица).
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»