что относится к нетрадиционным формам общения педагога с родителями
Новые формы работы с родителями. Нетрадиционные формы работы с родителями
Дошкольное и школьное образование предполагает взаимодействие воспитателей и педагогов с родителями (законными представителями) детей. Если в ДОУ в качестве структурного элемента выступает группа, в школе — классный коллектив. Какой бы высокой ни была квалификация педагога, как бы детально он ни продумывал свою деятельность, ему нужны современные формы работы с родителями.
Задача новых образовательных стандартов
Вам будет интересно: Метод кластеризации: описание, основные понятия, особенности применения
В рамках модернизации российского образования важным элементом является развитие диалога и полноценного партнерства между образовательной организацией и семьей. Новые формы работы с родителями позволяют устанавливать взаимодоверие, взаимоуважение, взаимопомощь, осуществлять дифференцированный подход к каждой семье. Для повышения эффективности взаимодействия педагоги изучают социальный состав семей, привлекая психолога.
Традиционные методы
Какие классические формы работы с родителями можно использовать воспитателям и учителям? На первом этапе работы необходимы встречи-знакомства, а также проведение анкетирования. В рамках открытых занятий педагоги могут информировать родителей о специфике воспитательного и образовательного процесса, проводить для них групповые и индивидуальные консультации, родительские собрания.
Вам будет интересно: «Веселый»: синонимы к слову, толкование
Неплохой результат дают и следующие классические формы работы с родителями: информационные стенды, папки детского творчества, выставки.
Для повышения образовательного уровня родителей учителя организуют родительские собрания, семинары, лекции.
Отдельное место отводится привлечению законных представителей детей к организации концертов, конкурсов, проектов, исследований.
Что такое нетрадиционная работа с родителями
Выделяют несколько групп: информационно-аналитические, познавательные, наглядно-информационные, досуговые.
Все нетрадиционные формы работы с родителями способствуют установлению доверительных отношений между детьми и взрослыми.
Педагогическая гостиная
Ее можно «открывать» в начале либо в конце учебного года, учитывая задачи, которые ставит педагог. Такие нетрадиционные формы работы с родителями предполагают встречи учителя с родителями, обсуждение плана или итогов мероприятий. Сначала участникам гостиной предлагается анкета: «Родитель-малыш-учебное заведение». Затем обсуждается намеченное мероприятие либо подводятся итоги прошедшего праздника. В начале года анкетирование помогает учителю ближе узнать семью, понять запрос и интересы его родителей. Нетрадиционные формы работы с родителями помогают в установлении доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса.
В рамках гостиной обсуждаются и важные вопросы, касающиеся воспитания детей. К примеру, в детском саду воспитатель рассматривает тему «Кризис 3-х лет», а в школе классный руководитель уделяет внимание следующим направлениям: «Как понять подростка?», «ЕГЭ: пройти и сохранить здоровье ребенка», «Куда пойти учиться?».
Подготовку к открытию педагогической гостиной учитель начинает за 2-3 недели до непосредственной встречи с родителями. Отличие от обычного родительского собрания заключается в неформальной обстановке, которая царит в гостиной. Учитель дает основные тезисы по вопросу, выбранному для обсуждения. Затем родители в непринужденной обстановке (в ходе чаепития) делятся своим опытом преодоления обсуждаемой проблемы. Итогом встречи становится выработка памятки о правилах поведения в конкретной ситуации.
В качестве гостя приглашается детский психолог. Он проводит тренинг, показывая родителям, как можно избежать конфликтов.
«Душевный разговор»
Какие еще инновационные формы работы с родителями можно использовать? Встреча «Душевный разговор» предназначена не для всех пап и мам, а только для тех, чьи дети испытывают проблемы в общении со сверстниками, проявляют агрессивность к педагогам. Сначала демонстрируется небольшой видеофильм, обыгрываются ситуации, затем проводится анкетирование по теме разговора. Специфика подобной встречи в том, что в конце общения родители сами подходят к рекомендациям, не получают от педагога «готового рецепта».
К примеру, если встреча посвящена тематике «Особенности ребенка-левши», учитель подбирает материал о степени выраженности, психологических особенностях таких детей. Психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный работник — эти специалисты дополняют рассказ педагога, помогают охватить проблему с различных точек зрения.
Такие новые формы работы с родителями помогают устранять дистанцию, делают взаимоотношения более доверительными и свободными. В рамках «душевного разговора» предлагается и рефлексия, что позволяет родителям оценить, насколько они освоили предлагаемый им материал. Обратная связь помогает учителю понять, насколько результативной была встреча, была ли достигнута цель, поставленная в рамках «душевного разговора».
Мастер-классы
Такие формы работы педагога с родителями позволяют учителям с помощью наглядных примеров демонстрировать папам и мамам своих воспитанников или учеников определенные методики и приемы работы, которые они могут применять для установления доверительных отношений со своими детьми.
Как организовать такую встречу? К примеру, если планируется обсуждение вопросов, касающихся установления контакта между родителями и подростками, учитель приглашает психолога. Специалист проводит для родителей небольшой мастер-класс, демонстрируя на конкретных примерах приемы налаживания отношений с подростками. Затем организуется тренинг, в рамках которого у родителей появляется реальная возможность закрепить новые умения и навыки, задать специалисту появившиеся вопросы.
В конце встречи подводится общий итог, формулируются рекомендации по установлению взаимоотношений между подростками и родителями.
Ток-шоу
Такая встреча предполагает обсуждение какой-то серьезной проблемы с разных точек зрения, а также рассмотрение путей ее решения. Например, можно предложить родителям рассмотреть вопрос: «Домашние питомцы: плюсы и минусы», в рамках которой всех участников делят на две группы. Отдельно можно организовать и третью группу, которая будет «гостями студии», сможет задавать вопросы участникам.
Одна группа должна показать преимущества нахождения в семье каких-либо домашних питомцев, а вторая выступает их оппонентами. Для того чтобы ток-шоу было ярким и эмоциональным, его участникам предлагают различные ситуации, связанные с нахождением домашнего питомца в семье, предлагают способы решения возникающих проблем. Обязательным элементом подобной инновационной формы работы с родителями является обсуждение всех предлагаемых позиций.
Необычные тренинги
Их можно считать наиболее активными формами взаимодействия образовательной организации и семьи. Участие в тренинге могут принимать и папы, и мамы. Какие темы для тренинга можно предложить? Среди таковых следующие: «Мой сказочный образ», «Любимая игрушка», «Детские воспоминания». Подобный тренинг организуется в игровой форме между командой детей и родителей, поэтому его можно предложить в начальной школе либо в детском саду. Моделируя различные ситуации, ребята и их родители учатся работать в команде, совершенствуют свои коммуникативные навыки.
Инновационные методы и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с детьми и родителями
Светлана Егорова
Инновационные методы и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с детьми и родителями
Тема работы: Инновационные методы и нетрадиционные формы взаимодействий педагога с детьми и родителями.
Выполнила воспитатель: Егорова Светлана Борисовна.
Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть его дороже, На этой сказочной земле.
Педагоги нашего ДОУ в своей работе используют традиционные и нетрадиционные методы и приёмы, инновационные формы взаимодействия работы с детьми и родителями.
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Цель работы: Вовлечение родителей в единое образовательное и творческое пространство.
Для выполнения данной цели я решаю следующие задачи:
Создание условий для благоприятного климата в детском коллективе;
Просвещение родителей с целью ознакомления с достижениями в области воспитания дошкольников.
— Осуществление единого подхода к воспитанию, обучению и реализация творческих способностей детей в семье и д/саду на основе ФГОС.
Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения.
Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и
«взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ.
Коллектив делает всё, что бы жизнь детей была интересной и разнообразной. И каждый из них заслуживает много тёплых и благодарных слов за мастерство, творчество и любовь к детям.
Развитие ребёнка зависит не только от того, как организован педагогический процесс, но и в каком окружении он живёт.
Поэтому коллектив д/ сада большое значение придаёт комфортности окружающей среды.
Осуществляя выбор путей обновления в нашем д/саду, мы старались обеспечить высокий уровень работы учреждения, и завоевать доверие родителей.
Можно отметить наиболее значимые результаты деятельности творческой работы нашего ДОУ по организации профессионального взаимодействия педагогов с дошкольниками и родителями в летний период.
Одна из обязанностей педагога это оформление детской площадки, так как мне и другим воспитателям не безразлично как выглядит мой участок, где дети с удовольствием играют и гуляют, поэтому приходиться творить, мастерить и подключать, привлекать родителей.
Я убеждена что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе. Наше взаимодействие я рассматриваю как социальное партнёрство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как в д/ саду, так и в семье.
Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чём он заинтересован. Важно заинтересовать родителей работой в д / саду, показать, что может д/ сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества.
В своей работе я использую нетрадиционные формы общения с родителями,такие как:
— Участие родителей в выставках
— Выставки детского творчества
— Информационные стенды.
— Проведение нетрадиционных родительских собраний.
Из опыта работы я знаю, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребёнком, вызывает неподдельный интерес.
Именно этот интерес я использую при организации своей работы.
Участие семей в конкурсах не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.
Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю яркое объявление.
Регулярно в группе я провожу выставки детских и родительских работ по сезонам;
— «Золотая осень» – где предлагаю использовать для аппликации, осенние листочки от деревьев, кустарников, лепестки цветов, природный бросовый материал.
— «Весенняя капель» – рисунки весны, тающие сосульки, первые подснежники, ледоход на реке и т. д.
Разнообразие и умение родителей не перестаёт удивлять нас своим мастерством и фантазией.
Хорошее впечатление произвёл на воспитанников и их родителей конкурс «Мой цветник». Эта новая форма работы с родителямисостояла из нескольких разнообразных по теме этапов:
— выделение участка земли во дворе или на балконе, дома в горшочке на окне, где мамы с детьми посадят рассаду и будут ухаживать за ней;
— оформление клумбы.
А затем вместе с детьми я оформила фотовыставку, разместив, фотографии на стенде, чтобы все смогли оценить труд и красоту, выращенную детьми своими руками.
Разнообразию цветов и клумб можно только позавидовать!
В дальнейшем фотографии я оформила в альбом. И дети в любое время с удовольствием рассматривают его в группе, обсуждая и гордясь своим трудом.
Важно, что в процессе ознакомления с работами других участников выставки родители проявляют особую активность, подолгу и с интересом рассматривают поделки вместе с детьми, обсуждают разнообразие творческих выдумок.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями.
Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда, в этом нуждаются и наши родители.
Мы помним об этом и всегда благодарим родителей за их работу
через благодарственные письма, похвальные стенгазеты, поздравительные открытки к календарным праздникам. А детям вручаем сладкие призы.
В разрезе современных требований перед педагогическимколлективом учреждения встала проблема:
— создать необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста с учётом Федеральных государственных требований.
Главная сложность состояла в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учётом особенностей восприятия мира ребёнком, которая бы способствовала гармоничному развитию и саморазвитию детей.
При этом необходимо было сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ. Всё это подтолкнуло коллектив нашего
Приглашаем родителей, и мы вместе работаем на участке.
Мужчины вкапывают колёса, пилят, строгают, наполняют песочницы песком. Мамы красят лавочки, подновляют яркими красками ограждения участка, постройки, используют при оформлении подручные средства, такие как пластиковые бутылки, сломанные игрушки,природный, бросовый материал и т. д.
Дети с удовольствием и радостью торопятся на прогулку, чтобы покататься на пестром жирафе, на полосатой зебре, на машине и мотоцикле, полазить и попрыгать с яркой весёлой гусеницы, получить эмоциональный заряд и бодрое настроение.
Зимой с детьми мы лепим снежные сказочные фигуры, раскрашиваем яркими краскам, строим лабиринты. И в этом нам помогают наши родители.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ.
Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей).
На сегодняшний день можно сказать, что использование разнообразных форм работы дало определённые результаты:
Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, в ДОУ создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей, как и воспитателей, стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными, в воспитании своих детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребёнка.
В ходе моей работы с родителями я ещё раз убедилась, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер, а необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов.
Я не останавливаюсь на достигнутом и продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями.
Ведь у нас одна цель – воспитывать доброе, отзывчивое, ответственное поколение.
Памятка для педагогов «Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями»
Гузэль Файзуллина
Памятка для педагогов «Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями»
1. Актуальность проблемы
2. Принципы работы с взрослыми
3. Основные функции ведущего
4. Главные элементы подготовительного этапа
5. Организация пространства
6. Виды и формы проведения
1. Актуальность проблемы
Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье,приводит к семейной дисгармонии: нет образцов, как справиться с проблемой. Ощущение несостоятельности болезненно для большинства людей. В этом случае образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Деятельность педагогического коллектива не может остаться в стороне от меняющейся ситуации в социуме.
Взаимодействуя с семьей необходимо учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач.
2. Принципы работы с взрослыми
И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы. Воздействие нового знания на личность взрослого идет не просто, требует от него критической переоценки собственного опыта.
Мотивы и потребности в обучении родителей и воспитателей разные. И каждая группа требует подхода, понимания и владения принципами работы с взрослыми.
— Отказ от критики участников
— Обеспечение свободы мнения
— Уважение плюрализма жизненных позиций
— Удовлетворение познавательного интереса
3. Функции ведущего
— Руководящая функция. Ведущий осуществляет методическое обеспечение, предлагает программу встречи.
— Экспертная функция. Ведущий помогает участникам провести анализ работы.
— Аналитическая функция. Ведущий обобщает и комментирует происходящее.
— Посредническая функция заключается в организации общения друг с другом.
— Мобилизурующая функция. Ведущий мобилизирует усилия родителей на решение проблем. Создает условия для эффективного взаимодействия.
— Консультирующая функция. Обеспечение родителей информацией.
4. Главные элементы подготовительного этапа
Избираемая тема должна соответствовать потребностям и интересам большинства родителей. Тема должна быть достаточно серьезной, чтобы гарантировать заинтересованность.
В качестве целевых ориентиров могут быть избраны следующие:
— Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала знаний по конкретному вопросу;
— Содействие сплочению род. коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность д. с.
— Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
— Пропаганда опыта успешного семейного воспитания. И т. п.
— Изучение литературы по теме
Рассмотрение вопросов, невозможно без опоры на теоретические источники и накопленный опыт.
— Определение вида, формы, этапов встречи, способов и приемов совместной работы участников (см. далее)
— Приглашение родителей и других участников (по желанию)
Приглашать родителей целесообразно заранее. Приглашение может быть устным и письменным.
— Разработка рекомендаций, памяток
— Оборудование и оформление места встречи
5. Организация пространства
Расположение участников друг против друга
Если мотивом общения выступает соперничество, то люди располагаются напротив друг друга. Такое расположение эффективно тогда, когда предстоит обсуждение, дискуссия, участники которой придерживаются противоположных точек зрения.
Треугольник. Такое расположение эффективно при обсуждении вопросов требующих равного вклада, когда необходимо прийти к общему мнению, организовать диалог. Ведущий выполняет функцию посредника.
Круглый стол. Используется для обсуждения проблем, требующих выражения мнения, организации дискуссии. Наиболее гармоничное расположение участников.
Полукруг или полуоборот
Эффективно когда основной мотив – сотрудничество.
6. Виды и формы проведения
Все формы с родителями подразделяются на
— коллективные (массовые, индивидуальные;
— традиционные и нетрадиционные.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Проведение социологических срезов, опросов, анкетирования «Почтовый ящик», «Ларец пожеланий», «Волшебный сундучок». Индивидуальные блокноты
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителейпрактических навыков воспитания детей: семинары-практикумы, тренинги, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, мини-собрания, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, читательская конференция, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.
Досуговые: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Совместные досуги, праздники (КВН, ток шоу и т. д.) Прогулки, экскурсии. Семейная мастерская. Выставки работ родителей и детей. Наглядно информационные
Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
Информационные проспекты для родителей
Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей
Дни (недели) открытых дверей
Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей
Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.
Педагогический консилиум. Данная форма помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации).
Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).
«Круглый стол». Данная форма наиболее гармонична. Предполагает беседу, группы родителей, во время которой происходит обмен мнениями, обсуждаются актуальные проблемы воспитания можно приглашать специалистов.
Дискуссия – это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины, что позволяет прояснить мнение, позиции, установки и ценности участников.
Родительская педагогическая лаборатория. Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель – ребенок – детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.
Читательская конференция. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, собрание во 2 младшей группе кризис 3-х лет. Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют, как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд «Копилка семейных советов»
Семинар – практикум. На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.
Душевный разговор. Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка (нестандартного). Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.
Мастер – класс. Собрание, на котором педагог и/ или родители демонстрируют достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце подводится итог.
Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий.
Открытые занятия с детьми для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.
Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительскихсобраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.
К таким «старым формам на новый лад»можно отнести:
«Дни открытых дверей». Дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него.
Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
Устный педагогический журнал. Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут. Достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, представлял значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, вы ставками рисунков, поделок, книг.
Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом,
Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»
Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.
Подобные формы: Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т. д.)
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных совместных праздников и досугов. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).
Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.
Благотворительные акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя, как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.
Уголок для родителей. Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей.
Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:
• информацию о дополнительных занятиях с детьми
• объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
• благодарность добровольным помощникам и т. д.
Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий
Папки–передвижки. Формируютсяпо тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т. д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т. д.
Видеофильмы. Презентации. Фотовыставки. Семейные и групповые альбомы. Создаются по определенной тематике
Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.
Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.
Индивидуальные формы взаимодействия с родителями
Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности, наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.
Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.
Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Кроме того,беседы должны отвечать определенным требованиям:
• быть конкретными и содержательными;
• давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;
• пробуждать интерес к педагогическим проблемам;
• повышать чувство ответственности за воспитание детей.
Как правило, беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ребенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Дать конкретные советы.
Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.
Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.
Методы активизации родителей
«Список прилагательных и определений» Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные, затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику.
«Ассоциации» на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы) Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения.
«Коллективная запись» Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».
«Запись на листах» При обсуждение проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко.
«Эвристические вопросы»К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему.
Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ «Нетрадиционные формы работы с родителями» Одним из приоритетных направлений работы воспитателя в дошкольном учреждении является взаимодействие.
Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного звукопроизношения. Традиционные и нетрадиционные формы Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного звукопроизношения (традиционные и нетрадиционные формы). Речь не является.
Нетрадиционные формы работы с родителями Организация взаимодействия педагога с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ. Взаимодействие.
Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС Консультация для педагогов Нетрадиционные формы проведения родительских собраний «Педагогическая лаборатория». Рекомендуется проводить.
Нетрадиционные формы работы с родителями Собрание на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями». «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я, может быть, запомню. Вовлеки меня,.
Нетрадиционные формы работы с родителями НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В ДОУ Рекомендации Родительские собрания — это действенная форма общения воспитателей.
Нетрадиционные формы работы с родителями Нетрадиционные формы работы с родителями «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и.
Фотоотчет «Нетрадиционные формы работы с родителями» С целью показать родителям важность и необходимость взаимодействия с детьми в игровой деятельности я провела родительское собрание в нетрадиционной.
Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ » НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД «Нетрадиционные формы работы с родителями » (.
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями как условие их эффективного сотрудничества Подготовила: Буравцева Людмила Ивановна воспитатель МБДОУ «Верх_Чебулинский детский сад «Рябинка» 1. От того, как прошло детство, кто вёл.