что относится к нецензурной брани по закону
Что относится к нецензурной брани по закону
КоАП РФ Статья 20.1. Мелкое хулиганство
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 20.1. КоАП РФ
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
(часть 3 введена Федеральным законом от 18.03.2019 N 28-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
(часть 4 введена Федеральным законом от 18.03.2019 N 28-ФЗ)
влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
(часть 5 введена Федеральным законом от 18.03.2019 N 28-ФЗ)
(примечание введено Федеральным законом от 18.03.2019 N 28-ФЗ)
Прокурор разъясняет
Нецензурная брань в общественном месте расценивается законом и нормами морали как проявление явного неуважения к окружающим людям.
Легального определения понятия нецензурной лексики в российском законодательстве нет.
Для квалификации того или иного понятия в качестве нецензурного достаточно применить принцип общеизвестности его значения и общественного порицания за публичное высказывание.
Правовая ответственность за использование нецензурных выражений наступает в случае их неконтролируемого применения в обществе, носящего оскорбительный характер против кого-то лично, или же выражения недовольства в целом.
Признак публичности означает произнесение нецензурной брани при непосредственном присутствии людей, в общественном месте, например, на улице, потому что именно в такой обстановке нарушитель в большей мере демонстрирует свое неуважение к обществу.
Ключевым моментом в квалификации правонарушения как мелкого хулиганства является наличие умысла гражданина нарушить общественный порядок и выразить явное неуважение к обществу.
Часть 1 ст. 20.1 КоАП РФ определяет мелкое хулиганство как нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, и влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.
Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, влекут наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 2 500 рублей или административный арест на срок до 15 суток.
Использование нецензурной лексики может быть расценено как оскорбление человека, т.е. унижение его чести и достоинства, выраженное в неприличной форме, при условии, что нет сомнений в том, что речь идет именно о нем.
Также оскорбление может выражаться и в физических действиях (например, плевок, пощечина).
Оскорбление, выраженное в нецензурной форме, может совершаться как в присутствии, так и отсутствие оскорбляемого, если виновный рассчитывает, что факт оскорбления станет известен потерпевшему.
Для квалификации сказанных слов как оскорбления, не имеет значения, соответствует ли отрицательная оценка личности гражданина истинному положению дел.
Доказательствами нанесения оскорбления послужат: свидетельские показания, записи видеокамер, распечатки звонков, смс-сообщений, заверенные нотариусом.
Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, — влечет наложение на граждан административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Согласно ст. 2.3. КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
Ответственность за административное правонарушение, совершенное несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет несут родители или иные законные представители (опекуны, попечители). С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Что относится к нецензурной брани по закону
ВВС Русская служба: Роскомнадзор пояснил журналистам, что такое мат
ВВС Русская служба, 25.12.13:
Роскомнадзор прояснил, за употребление каких именно нецензурных слов российские СМИ могут получить предупреждение или даже лишиться лицензии.
Список нецензурных слов, составленный надзорным ведомством в сфере масс-медиа, существует уже пять месяцев, однако немногие СМИ догадывались о его существовании.
В среду газета «Известия» опубликовала материал, в котором обратила внимание на перечень нецензурных слов, которые Роскомнадзор посчитал недопустимыми к употреблению в СМИ.
Перечень нецензурных слов содержится в рекомендациях по применению поправок в Закон о СМИ и Административный кодекс РФ, принятых в апреле 2013 года.
Вопреки ожиданиям, как такового списка нецензурных слов в рекомендациях нет. Есть лаконичное пояснение, дающее понять, что относится к словам, запрещенным в СМИ.
По словам пресс-секретаря Роскомнадзора Вадима Ампелонского, разночтений в понимании этого определения возникать не должно.
«Эксперты по нашему запросу определили, что к мату в русском языке относятся четыре общеизвестных слова, а также их производные и выражения, которые их содержат. Все остальное матом не является – это грубые, просторечные слова и выражения»
Над составлением списка работала экспертная комиссия при Роскомнадзоре, также к работе были привлечены специалисты Института русского языка РАН им. Виноградова.
Тем не менее, ряд СМИ этого не сделали, и уже после 1 июля, когда список начал применяться, Роскомнадзор вынес более 40 предупреждений редакциям СМИ за использование нецензурной лексики.
«Например, в случае опубликования стихотворения, в котором есть нецензурное слово с измененной буквой, но вместе с тем, исходя из рифмы стиха можно точно определить, что это нецензурное слово»
Рекомендации к поправкам в Закон о СМИ и Административный кодекс РФ
По словам пресс-секретаря ведомства, в основном предупреждения приходилось выносить регональным СМИ – как печатным, так и электронным.
В октябре Мосгорсуд признал недействительным свидетельство о регистрации информационного агентства «Росбалт» из-за публикации двух видеороликов, содержащих ненормативную лексику.
Поэзия под цензурой
Как поступать со СМИ, попытавшимися замаскировать нецензурное слово, общих рекомендаций нет. По словам представителя Роскомнадзора, вероятно, ведомство выработает в ближайшем будущем еще ряд рекомендаций, касающихся маскировки нецензурных слов в СМИ.
В случае, если слово слишком узнаваемо, то такая маскировка, как считают в Роскомнадзоре, должна фактически приравниваться к употреблению слова.
Также приемлемым считается использование маскировки в тех случаях, когда необходимо процитировать художественное произведение.
Все сказанное выше относится к русским бранным словам, но не касается иностранных нецензурных слов, даже широко известных.
В случае, если за 12 месяцев одному СМИ были вынесены два или больше предупреждений за использование нецензурной лексики, ведомство может подать иск об аннулировании его лицензии.
Если СМИ употребляет нецензурное слово только раз в 12 месяцев или реже, иск редакции предъявлен быть не может.
Упомянутые четыре слова и производные от них полностью недопустимы в средствах массовой информации, в том числе и в комментариях пользователей и блогах, связанных со СМИ.
По словам главы Роскомнадзора Александра Жарова, редакция сетевых СМИ должна нести ответственность за весь контент, включая сторонний, так как он является частью информационного продукта электронного издания.
В случае выявления нецензурной брани в комментариях или блогах, Роскомнадзор сначала готовит обращение в адрес редакции. Если после поступления обращения СМИ не удалит нецензурное слово или не отредактирует фразу, содержащую мат, то ведомство выносит предупреждение.
Мосгорсуд, вынося решение по исковому заявлению Роскомнадзора о признании недействительным свидетельства о регистрации агентства «Росбалт», признал несостоятельными утверждения о том, что мат содержался в сторонних видеоматериалах, размещенных на сайте агентства.
Закон, предусматривающий штрафы за использование нецензурной лексики в СМИ, был представлен на рассмотрение Госдумы в октябре 2012 года группой депутатов от «Единой России». Авторы ссылались на большое количество жалоб, поступающих от граждан на мат в СМИ.
В российском медиасообществе, напротив, отмечают, что нецензурные выражения в эфире и печати практически не встречаются. При этом инициаторы законопроекта говорили о том, что СМИ по своей сути являются публичным пространством, а за употребление нецензурных выражений в общественных местах установлена административная ответственность.
Время публикации: 25.12.2013 11:14
Последнее изменение: 31.12.2013 11:15
Употребление нецензурной лексики в Интернете
Федеральный закон от 30.12.2020 № 530-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“», вступивший в силу с 1 февраля 2021 г., дополнил Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» новой ст. 10.6, регулирующей особенности распространения информации в социальной сети.
Содержание
Зачем нужны изменения?
Законодательные изменения направлены на ограничение распространения в социальных сетях противоправной информации аналогично ограничениям, предусмотренным и действующим с 2017 года в отношении организаторов распространения информации Интернете (владельцев сервисов и операторов передачи электронных сообщений — сервисов электронной почты, мессенджеров и т.п.), операторов поисковых систем, владельцев новостных агрегаторов и аудиовизуальных сервисов (ст. 10.1, 10.3, 10.4, 10.5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
На кого распространяется запрет?
Новая категория лиц, на которых распространяется данный запрет, включает как владельцев сайтов и (или) страниц сайта в Интернете, так и информационных систем и (или) программ для ЭВМ, которые предназначены и (или) используются их пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц общедоступной информации, т.е. владельцев социальных сетей, причем с числом пользователей на территории России в течение суток более 500 тысяч. Речь идет о ресурсах, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории России.
Очевидно, что такая реклама может распространяться не только на коммерческих, но и на иных ресурсах, носящих общественно-политический, культурный, образовательный, иной общедоступный или частный характер. Отличительной особенностью таких ресурсов является минимальное суточное число их пользователей, а не направленность их содержания.
Что можно и что нельзя на своей странице?
Согласно заключению на законопроект Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству от 24.12.2020 (размещен на официальном сайте Госдумы) под «социальной сетью» понимается сайт и (или) страница сайта Интернете, и (или) информационная система, и (или) программа для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются их пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц вышеуказанной информации на государственном или иных национальных языках России, направленной на пользователей на территории нашей страны, и доступ к которым в течение суток составляет более 500 тысяч таких пользователей.
Таким образом, по замыслу законодателя, в целях рассматриваемого закона под социальной сетью понимается не только глобальный национальный или международный информационный ресурс, но и отдельный сайт или страница в Интернете, предназначенные для распространения вышеуказанной информации, но имеющие аудиторию не менее 500 тысяч в сутки.
Данное определение социальной сети законодателем как информационного ресурса, включающего как отельный сайт или страницу сайта, так и совокупность информационных ресурсов (информационную систему и программы для ЭВМ), исходя из возможности размещения рекламной информации для неограниченного круга лиц и минимального числа таких лиц — пользователей, отчасти вызывает сомнение или, по крайней мере, не может претендовать на признание самым удачным, поскольку такие формулировки не исключают неясности и введение в заблуждение граждан. Обычный пользователь Интернета, владелец страницы в социальной сети в обывательском «сетевом» понимании может думать, что на него вышеуказанные ограничения не распространяются, поскольку он не распространяет рекламу и не имеет столько подписчиков. Тем не менее это будет ошибочное понимание.
С одной стороны, законодатель не накладывает ограничений и дополнительных обязанностей, предусмотренных новой статьей закона, на таких частных пользователей, которые возлагаются на владельцев социальных сетей. Но само по себе это не означает свободы выражения мнений в любой, в том числе экстремистской или нецензурной, форме для таких пользователей, так как иные нормы национального права устанавливают законодательный запрет на такие экстремистские и нарушающие общественный порядок и нормы нравственности формы выражения мнений под страхом административного и уголовного преследования (например, на основании ст. 282 Уголовного кодекса РФ — возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Не следует забывать, что такое мнение или противоправная информация, сообщенные на собственной странице, прежде всего в открытом профиле (не в частной переписке), будут доступны неограниченному кругу лиц, а следовательно, такие действия могут охватываться соответствующими составами административных проступков или уголовных преступлений. Поэтому действия таких пользователей могут быть предметом административных, уголовно-правовых или гражданско-правовых разбирательств на основе иных общих законодательных положений, помимо рассматриваемой новой статьи Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
С другой стороны, владельцы социальных сетей обязаны теперь следить за содержанием таких частных ресурсов, размещенных на страницах и сайтах в их социальных сетях. Такие владельцы создают свои ресурсы для пользователей с целью их привлечения и с целью расширения таким образом общей аудитории социальной сети для рекламных и коммерческих задач. В связи с этим на них возлагается повышенная ответственность и дополнительные обязанности, в частности, обязанность вести мониторинг с целью выявления запрещенной к распространению информации и обязанность ограничивать доступ к такой информации в случае ее выявления в результате мониторинга или обращений иных лиц. Иные обязанности по преследованию или воздействию на нарушителей общественного порядка на них не накладываются, это прерогатива остается за компетентными органами.
Как контролировать иностранные компании?
Все глобальные информационные ресурсы, т.е. общепопулярные сети, имеют правила и нормы, не допускающие распространение информации, нарушающей общепризнанные нормы морали и нравственности, а также запрещенные законом сведения. При этом имеют техническую возможность блокировать доступ к такой информации, что демонстрировалось неоднократно. Вопрос лишь в том, какие нюансы морали и нравственности проявляются в таких решениях в разных уголках мира и какими законами руководствуются владельцы той или иной социальной сети, чему примеров, к сожалению, не счесть.
Технологические особенности и межграничная информационная прозрачность Интернета позволяют распространять глобальным социальным сетям свои маркетинговые усилия по вовлечению в ряды своих пользователей граждан множества государств и одновременно устанавливать внутренние правила сети, не всегда сочетаясь с национальными законами. Противодействие этому процессу можно строить лишь на основе технологических ограничений в отношении тех владельцев сетей, которые упорно не желают подчиняться национальным правилам и требованиям государственных регуляторов. Этому есть как положительные примеры успешных решений, так и примеры неэффективных мер, не давших должного результата.
Что касается юридических процедур, то на текущий момент в силу общественно-правовой значимости повышения эффективности юридической защиты как граждан, так и государства в информационной сфере в глобальной информационной среде выявляется также положительная тенденция в части возможности судебного разрешения споров, возникающих с владельцами международных и иностранных информационных ресурсов, на территории России. Так, если недавно российские суды отказывались принимать к рассмотрению иски к сетям, владельцы которых не имеют на территории России ни филиалов, ни представительств, не выполняют требования национального законодательства о размещении на носителях на территории России предусмотренной законом информации, то в настоящее время наметились осторожные шаги к пересмотру этой позиции, исходя из того, что факт отсутствия на территории России официальных структур или представителей таких сетей не может быть основанием для ограничения доступа к правосудию их пользователей на территории России, коль скоро эти сети желают присутствовать в российском сегменте Интернета хотя бы только виртуально. Иное означало бы необоснованное допущение массовых нарушений прав российских пользователей и бессилие государственной и судебной инфраструктуры в защите собственных граждан и национальных интересов в глобальной информационной среде. Надо надеется, что в ближайшем будущем судебная система в комплексе с регулятором выработают правовые и технологические механизмы такой защиты и ее реальной технологической реализации.
Что теперь будет?
Ничего ужасного или нового в законе не появилось в части обязанностей обычных пользователей не допускать в своих поступках и сообщениях, адресованных абстрактному сообществу, распространения противоправной информации, в том числе нецензурных выражений, оскорбляющих человеческое достоинство и моральные принципы. Критерии недопустимого «поведения» в социальной сети, т.е. соблюдение общепризнанных норм морали и нравственности, деловой этики и законодательных запретов, не должно отличаться от аналогичных критериев, применимых в обычной жизни (в оф-лайне, так сказать). То, что недопустимо сказать прилюдно, недопустимо писать не только в газете, но также недопустимо писать это у себя на странице в Сети, поскольку это могут читать множество людей, в том числе несовершеннолетних, что владелец страницы в такой Сети не может не осознавать. В этом смысле новая статья Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» никаких новых критериев не устанавливает, но ради общественного блага в дополнение к обязанности каждого индивидуума лично блюсти нормы морали и нравственности обязывает владельцев глобальных ресурсов принять меры к воспитанию своих пользователей и исключению из общего доступа материалов запрещенного характера, если индивидуальная «ответственность» таких субъектов обернулась бессовестностью и попранием общественных и законодательных норм и правил.
Такие критерии установлены в любом обществе, в любой стране на национальном или межнациональном уровне и, как правило, с учетом глобального межграничного характера информационных ресурсов характеризуются принципом экстерриториальности в случае необходимости принятия мер по предотвращению распространения запрещенной информации.
Об административной ответственности за мелкое хулиганство
Административная ответственность является основным инструментом в обеспечении законности, профилактикой и предупреждением как административных правонарушений, так и преступлений. Совершение административного правонарушения влечет административную ответственность. За совершение правонарушений, посягающих на общественный порядок, уполномоченными должностными лицами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –КоАП РФ) применяются санкции к виновному в целях пресечения подобных нарушений как самим нарушителем, так и иными лицами.
Наиболее часто гражданами совершается административное правонарушение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность, мелкое хулиганство.
В части 1 статьи 20.1 КоАП РФ отражено понятие «Мелкое хулиганство», то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. За совершение данного правонарушения устанавливается административный штраф в размере от 500 до 1 000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.
Мелким хулиганством является нарушение общественного порядка, выражающееся в явном неуважении к обществу, которое сопровождается: либо нецензурной бранью в общественных местах; либо оскорбительным приставанием к гражданам; либо уничтожением или повреждением чужого имущества.
Хулиганством может быть нарушен общественный порядок в любой сфере жизни и деятельности граждан: на производстве, в быту, в культурных учреждениях.
Признаками данного правонарушения являются:
— Нецензурная брань в общественных местах – проявление неуважения к людям и общественной нравственности, выражающееся в стремлении оскорбить гражданина.
— Оскорбительное приставание к гражданам образует состав мелкого хулиганства, если при нем происходит унижение чести и достоинства другого лица.
Субъектом мелкого хулиганства может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Частью 2 статьи 20.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за мелкое хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка. Указанные деяния влекут наложение административного штрафа в размере от 1000 до 2500 рублей или административный арест на срок до 15 суток.
За распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотрен административный штраф в размере от 30 000 до 100 000 рублей (часть 3 статьи 20.21 КоАП РФ).
Протоколы об административных правонарушениях по ст.20.21 «Мелкое хулиганство» составляют должностные лица органов внутренних дел. Дела рассматривают должностные лица органов внутренних дел либо судьи.
ОМВД России по Тихвинскому району ЛО