что относится к неживой природе 2 класс
Что относится к живой природе? Она состоит из животных, людей, насекомых, рыб, птиц, всех растений, то есть из объектов, которые могут расти и размножаться, кушать и дышать, пить и умирать. За период существования они меняют свой внешний вид, размеры, могут болеть, страдать, чувствовать.
Эти два вида природы настолько тесно связаны друг с другом, что вряд ли могли бы существовать отдельно. Ведь каждому живому существу необходимы тепло и свет Солнца, вода, чтобы не испытывать жажду, воздух, чтобы дышать. Ветер помогает растениям опыляться и размножаться семенами. Почва дает питательные вещества растениям, которыми потом питаются люди и животные. Можно составлять множество экологических цепочек, в каждой из которых обязательно принимает участие неживая природа. Это основа всей жизни на Земле.
Основные признаки неживой природы
Если сравнивать объекты живой и неживой природы, то сразу бросаются в глаза определенные отличительные черты, по которым можно дать четкое определение неживой природы. Это нижеперечисленные свойства:
Изменения в неживой природе
Самым ярким преобразованием неживой природы на планете считается изменение состояния воды. Она может испаряться, подниматься в воздух, выпадать в виде осадков обратно на поверхность земли. От холода жидкость превращается в твердый камень.
Разные состояния объектов
Традиционной классификацией всех неживых объектов природы является объединение в связи с состоянием вещества. Так, можно выделить три основных группы:
Есть объекты неживой природы, например вода, которая бывает во всех перечисленных состояниях, однако в основном они сохраняют одно из свойств в течение всего периода существования. Рассмотрим подробнее, что относится к неживой природе, дальше в статье.
Твердые вещества
Тела, которые имеют большую плотность, называют твердыми. Они прекрасно сохраняют свою форму в течение длительного времени. Перечислим самые распространенные вещества такого вида:
Жидкости
Это текучие вещества, которые не имеют своей формы, а принимают вид сосуда, в котором находятся. Это промежуточное состояние между твердыми телами и газами. Самой распространенной жидкостью на Земле является вода.
Без нее невозможна жизнь всех живых существ. Вода является средой обитания рыб и млекопитающих, беспозвоночных и моллюсков. Благодаря воде растут растения и вообще стала возможна жизнь на планете.
Для того чтобы жидкости сохраняли свое состояние, необходима определенная температура, причем отдельная для каждого вещества. Даже твердые металлы от жара доменной печи могут принять жидкое состояние. Для продажи газ тоже переводят в жидкость, так что все состояния неживой природы очень относительны и взаимосвязаны один с другим.
Газообразные вещества не сохраняют ни объем, ни форму. Их молекулы имеют слабые связи и находятся далеко друг от друга, а также обладают большой подвижностью.
Самым распространенным на Земле газом считается воздух. Атмосфера не только служит для охраны планеты от излучения Солнца, но и участвует в дыхании всех живых существ. Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Газ есть и в недрах Земли, люди его используют в своих хозяйственных целях.
Отзывы
Объекты неживой природы не только используются людьми для личных целей, от любования ими можно получить огромное эстетическое наслаждение. Нет ни одного человека, который бы не восхищался водопадом или горными склонами, красотой океана или бушующими волнами моря во время шторма. Мы любуемся красивыми камнями и ночной Луной, радуемся летнему солнышку и, как дети, веселимся, увидев в небе после дождя радугу.
Живая или неживая природа нас окружает, человек должен ее защищать и всячески беречь ее ресурсы.
Окружающий мир 2 класс 1 часть. Неживая и живая природа стр. 24 – 27
Из этой темы учебника «Окружающий мир» второклассник узнаёт, что такое живая и неживая природа.
1) Вспомни, что относится к природе. Что необходимо растениям и животным для жизни?
К природе мы относим всё то, что нас окружает, но при этом не создано руками человека.
Растениям и животным для жизни нужна вода, солнечное тепло, воздух, пища.
2) Рассмотри фотографии на с. 24—25. На какие две группы можно разделить объекты природы, изображённые на них? Предложи разные варианты и подумай, по каким признакам можно разделить эти объекты. Как ты разделишь их по признакам «неживое» и «живое»?
Природные объекты на фотографиях можно поделить на живое и неживое. Так, дерево и человек являются живыми. Они растут, питаются, дышат. А солнце и камень не являются живыми, им не требуется воздух для дыхания, они не нуждаются в пище, не пьют воду и не изменяются со временем.
3) Приведи свои примеры объектов неживой и живой природы. Заполни таблицу в рабочей тетради
4) Может ли живая природа существовать без неживой? Рассмотри иллюстрации и дай обоснованный ответ, чем живые объекты отличаются от объектов неживой
Природа живая не может существовать без неживой. Ведь все её объекты обитают на Земле, а наша планета не является живой. Растения нуждаются в поливе водой. Им нужен солнечный свет для роста. Дельфины и рыбы живут в воде. Точно так же в воде нуждаются животные, да и без солнечного тепла им не выжить.
Живые организмы отличаются тем, что дышат, пьют, едят, нуждаются в тепле, растут и двигаются.
5) Объясни схему. Как ты думаешь, что обозначают стрелки на этой схеме?
Слева на схеме мы видим неживые объекты природы, без которых невозможно существование любых организмов, правая часть схемы. Эту взаимосвязь показывают стрелки. Тепло, которое дарит нам Солнце, нужно всем животным и растениям. А также они не могут обойтись без воды и воздуха, ведь они едят и дышат.
Домашнее задание
1) Что относится к живой?
Это те объекты, которые дышат, растут, едят, развиваются.
2) Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы?
Различные организмы постоянно меняются, развиваются, едят и пьют. Предметы не меняются, не дышат, не рождаются и не умирают.
3) Как связаны между собой неживая и живая природа?
Они тесно взаимосвязаны. Живые организмы нуждаются в пище, воде, воздухе, тепле, месте для обитания.
Учебник Плешаков 2 класс. 1 часть. Страницы 28, 29, 30, 31
Страницы 28, 29, 30, 31
Явления природы
1. Вспомни, что относится к неживой природе, а что — к живой.
К неживой природе относятся: солнце, воздух, камни, вода.
К живой природе относятся: растения, животные, человек.
2. Что является источником света и тепла для всего живого на Земле?
Источником света и тепла на Земле является Солнце.
Рассмотрите рисунки. Расскажите, какие явления могут происходить с этими объектами неживой природы и живыми существами.
Сосульки весной таят и превращаются в воду.
Из тучи может пойти дождь.
Земля вращается вокруг Солнца и на ней меняются времена года, происходит смена дня и ночи.
Головастик превратиться в лягушку.
Ласточка может расти, вывести птенцов, стареть и умереть.
Одуванчик прорастает весной, расцветает, облетает, его семена сеются в землю и снова прорастают.
Снежинка может таять.
Гусеница станет бабочкой.
Приведи свои примеры явлений в неживой и живой природе.
Примеры явления в живой природе: распускание листьев на деревьях, цветение, опадение листвы, рождение детенышей у животных, смена окраса у зайца, зимняя спячка у медведя, перелет птиц.
Примеры явлений в неживой природе: гроза, дождь, туман, снегопад, ледостав, ледоход, смерч, волна, землетрясение, извержение вулкана, падение метеорита.
Какие времена года (сезоны) показаны на рисунках? По каким признакам это можно определить?
На первом рисунке показана весна. Деревья стоят без листьев, кое-где лежит снег, но есть проталины, небо яркое и голубое.
На втором рисунке показано лето. Все растения зеленые, цветут цветы.
На третьем рисунке осень. Листва на деревьях стала желтой, она опадает, засыхает трава.
На последнем рисунке зима. Все укрыто толстым слоем снега.
Приведи примеры сезонных явлений в природе.
Примеры сезонных явлений в природе: гололед, метель, снегопад, зимняя спячка, отлет птиц на юг и возвращение их весной, листопад, летние грозы, появление листочков весной, цветение цветов летом, ледоход.
Расскажи о сезонных явлениях в жизни дерева, которые тебе удалось понаблюдать в прошлом учебном году.
Зимой дерево стоит голое, оно спит.
Весной на деревьях набухают почки и появляются зеленые листочки. Потом дерево начинает цвести.
Летом цветение заканчивается и дерево стоит зеленое. На нем появляются и начинают зреть плоды.
Осенью плоды созревают, листья становятся желтыми и опадают.
Знакомы ли тебе слова температура, термометр? Как ты их объяснишь? Расскажи по рисунку, какие бывают термометры.
Когда мы говорим тепло, холодно или жарко, мы имеем в виду температуру.
Для точного измерения температуры используется прибор — термометр.
Термометры бывают: 1) медицинскими, 2) водными, 3) уличными.
Ответы на вопросы в конце темы:
1) Что такое явления природы? Приведи примеры.
Происходящие в природе изменения называются явлениями природы.
К ним относится, например: изменение температуры воздуха, воды, вращение Земли, смена дня и ночи, смена времён года.
2) Что такое термометр?
Термометр — прибор для измерения температуры.
3) Как записывают показания термометра?
Температуру записывают в градусах Цельсия. Если температура выше нуля, то записывают просто цифры с плюсом, например: +35 градусов. Если температура ниже нуля, то цифры записываются с минусом, например: — 24 градуса.
Вместо слова «градус» ставится маленький кружочек.
Учебник Плешаков 2 класс. 1 часть. Страницы 24, 25, 26, 27
Страницы 24, 25, 26, 27
Неживая и живая природа
Вспомни, что относится к природе. Что необходимо растениям и животным для жизни?
К природе мы относим все то, что нас окружает, но не создано руками человека.
Растениям и животным для жизни нужна вода, солнечное тепло, воздух и пища.
Рассмотри фотографии на с. 24 — 25. На какие две группы можно разделить объекты природы, изображённые на них? Предложи разные варианты и подумай, по каким признакам можно разделить эти объекты. Как ты разделишь их по признакам «неживое» и «живое»?
Объекты природы на фотографиях можно разделить на две группы: живое и неживое. Дерево и человек являются живыми. Они растут, питаются, дышат.
Солнце и камень являются неживыми, им не требуется воздух для дыхания, они не нуждаются в пище, они не пьют воду.
Приведи свои примеры объектов неживой и живой природы. Заполни таблицу в рабочей тетради.
Примеры объектов живой природы: кошка, собака, рыба, птица, бабочка, стрекоза, муравей, трава, цветок.
Примеры объектов неживой природы: луна, земля, гора, холм, ручей, озеро, звезда, атмосфера.
Подумайте, чем живые существа отличаются от объектов неживой природы. Свои выводы обсудите в классе.
Живые существа, в отличие от объектов неживой природы, дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают.
Может ли живая природа существовать без неживой? Рассмотри иллюстрации и дай обоснованный ответ.
Живая природа не может существовать без неживой. Например, всем живым существам нужна вода, а вода является объектом неживой природы.
Нам нужен солнечный свет и тепло, которое дает нам солнце. Солнце — это объект неживой природы.
Объясни схему. Как ты думаешь, что обозначают стрелки на этой схеме?
Стрелки на схеме обозначают связи между неживой и живой природой.
Слева на схеме мы видим объекты неживой природы, без которых невозможно существование живой природы.
Солнечное тепло нужно всем животным и растениям. Также они не могут обойтись без воды и воздуха.
Ответы на вопросы в конце темы:
1) Что относится к неживой природе, а что — к живой?
Примеры объектов живой природы: кошка, собака, рыба, птица, бабочка, стрекоза, муравей, трава, цветок.
Примеры объектов неживой природы: луна, земля, гора, холм, ручей, озеро, звезда, атмосфера.
2) Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы?
К живой природе относится те объекты природы, которые дышат, растут, едят, размножаются и умирают.
Объекты неживой природы не изменяются длительное время, им не нужны пища и воздух, не нужно солнечное тепло.
3) Как связаны между собой неживая и живая природа?
Объекты живой и неживой природы тесно связаны друг с другом и их существование невозможно по отдельности.
Растение — это объект живой природы, но Солнце (объект неживой природы) обогревает его лучами.
Человек — это объект живой природы, но он дышит воздухом и пьет воду (вода и воздух — это объекты неживой природы).
Урок по теме «Неживая и живая природа» (УМК «Школа России»). 2-й класс
Класс: 2
Предмет и класс: Окружающий мир (2 класс)
Тема урока: «Неживая и живая природа».
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели деятельности педагога: познакомить с целями и задачами нового раздела; формировать представление о неживой и живой природе; научить различать объекты неживой и живой природы; раскрыть связь между неживой и живой природой на конкретных примерах.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: привести к осознанию ценности природы.
Метапредметные УУД:
Предметные УУД: различать понятия «неживая природа», «живая природа»; устанавливать связи между неживой и живой природой; правильно использовать эти знания в своей жизни.
Основные понятия: «неживая природа», «живая природа»
Ресурсы:
Организация пространства: фронтальная, групповая, в парах.
Оборудование: тест (для каждого ребёнка на отдельном листе); у учащихся – цветные карандаши, цветные фишки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Цель для учителя: проверить готовность к уроку; мотивировать на повторение ранее изученного и на восприятие нового материала.
Цель для учащихся: соблюдать правила поведения на уроке.
2. Актуализация опорных знаний.
Цель для учителя: проверить усвоение знаний полученных на прошлом уроке.
Цель для учащихся: повторить знания полученные на прошлом уроке.
– Приведите примеры того, что создано руками человека.
– Что создано природой?
– Какое отношение к природе можно назвать плохим?
– Что делают люди, чтобы природа «чувствовала себя лучше»?
Дети отвечают на вопросы теста по теме «Природа и рукотворный мир».
Тест
(Выдаётся на отдельных листах.)
1) Укажите, что сделано руками человека.
б) космический корабль; д) воробей;
2) Укажите, что не сделано руками человека.
3) Какое утверждение верно?
а) Природой называется всё то, что окружает человека.
б) Природой называется всё то, что сделано руками человека.
в) Природой называется всё то, что окружает человека и не сделано его руками.
4) Укажите объекты природы.
в) стекло; и) троллейбус;
г) обувь; к) речной песок;
д) воздух; л) песок сахарный.
3. Изучение нового материала.
3.1 Мотивация учебной деятельности.
Цель для учителя: научить различать объекты и явления неживой и живой природы; находить связи в природе.
Цель для учащихся: узнают какая бывает природа; научатся классифицировать объекты по существенным признакам.
Метод: объяснительный, работа с учебником, практический
– Сегодня на уроке мы начинаем работу по новому разделу.
Прочитайте его название на странице 23. («Природа».)
– Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
Дети читают цели и задачи изучения раздела.
– Что привлекло ваше внимание? Что захотелось изучить? (Ответы детей)
– Отгадайте загадки Муравьишки.
(Учитель записывает отгадки на доске)
– Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук)
– У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба)
– Ходит, спесь надуваючи. (Индюк)
– Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей)
– По синему морю белые гуси плывут. (Облака)
– И тонок, и долог, а сядет – в траве его не видать. (Дождь)
– Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
– На какие две группы можно разделить наши отгадки? (Живое – паук, рыба, индюк; неживое – ручей, облако, дождь, арбуз.)
– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О живой и неживой природе.)
– Прочитайте тему урока на странице 24. (Неживая и живая природа.)
– Какие учебные задачи мы поставим перед собой на уроке? (Ответы детей.)
– Прочитайте, что об этом говорит Муравьишка.
3.2 Работа по теме урока.
– С давних пор люди стремятся узнать как можно больше о мире, в котором живут. Солнце и звёзды, горы и реки, растения и животные – всё интересует человека.
В результате долгих наблюдений за природой человек разделил все объекты природы на две большие группы: живую и неживую природу. На уроках в 1 классе мы с вами выделяли признаки живых существ. Вспомним их.
В результате обсуждения на доске появляется схема:
Живая природа
Растёт
Умирает
Питается
Дышит
Приносит потомство
Практическая работа. Работа по учебнику.
– Зная эти признаки, выполним следующее задание. Откройте учебник на страницах 24-25. Рассмотрите рисунки. На какие две группы можно разделить всё, что изображено на рисунках?
Заслушиваются ответы детей.
– Возьмите фишки синего и зелёного цветов. Синие фишки положите на изображения предметов, относящихся к неживой природе, а зелёные – на предметы живой природы. Объясните свой выбор.
Ученики работают в парах, проверяют работы друг друга.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
(Вариант 1 подчёркивает объекты живой природы, вариант 2 – объекты неживой природы. Проверка в парах.)
(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)
– Так чем же живые существа отличаются от объектов неживой природы? (Ответы детей)
– Проверьте свои выводы. Прочитайте текст на странице 140 (Страница для самопроверки)
4. Физкультурная минутка.
– Представьте, что вы – осенние листочки, и давайте поиграем!
Мы осенние листочки,
Мы осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
Мы летели, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
5. Закрепление учебного материала.
Цели для учителя: обеспечить восприятие для первичного закрепления материала в ходе осмысления изученного материала; организовать самостоятельную работу; организовать взаимопроверку.
Цель для учащихся: зафиксировать новые изученные на уроке знания, понятия «неживая природа», «живая природа», выявить, в ходе беседы, связи между неживой и живой природой.
На прошлом уроке мы говорили, что существуют предметы природы и предметы, сделанные руками человека. То, что сделано человеком, не относится к природе. На какие 3 группы можно разделить все предметы, которые нас окружают? (живая и неживая природа, предметы, сделанные человеком.)
– Предлагаю вам игру «Живая и неживая природа».
Учитель раздаёт детям карточки синего и зелёного цветов.
– Я буду называть предмет. Если он относится к неживой природе, то вы должны поднять синюю карточку, если к живой – зелёную.
Учитель называет 10 – 15 предметов.
Работа в группах.
Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и выполнение задания каждой группе даётся 5 минут. Затем работа проверяется.
Карточка 1.
Что относится к природе?
А) карандаши, тетради, парты, здание школы, дом, посёлок в котором ты живёшь, – всё это природа;
Б) человек, растения и животные, солнце, моря и океаны, космические корабли и пароходы, фабрики и заводы – всё это природа;
Приведите примеры предметов, относящихся к живой, неживой природе и предметов, сделанных руками человека.
Карточка 2.
Что относится неживой природе?
А) человек, животные, растения, грибы;
Б) солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано руками человека;
В) солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег.
Приведи примеры предметов, относящихся к живой, неживой природе и предметов, сделанных руками человека.
Карточка 3.
Что относится к живой природе?
А) человек, животные, растения, грибы;
Б) солнце, земля, воздух, вода, человек, и всё, что сделано руками человека;
В) солнце, небо, облака, Земля, вода, камни, дождь, снег.
Приведите примеры предметов, относящихся к живой, неживой природе и предметов, сделанных руками человека.
(Проверить правильность выполненной работы)
Ответы команд выслушиваются, ошибки исправляются.
6. Систематизация знаний.
Цели для учителя: систематизировать знания учащихся, полученные на уроке; организовать взаимопроверку; учить работать в парах.
Цели для учащихся: систематизировать свои знания, полученные на уроке; учиться работать в паре.
Метод: работа с учебником, действенный, объяснительный.
– А теперь работаем в парах. Выполняем задания в рабочей тетради.
Ученики исправляют ошибки, допущенные авторами, затем проверяют работы друг друга.
– Мы с вами определили, что все предметы природы можно разделить на две большие группы. Как вы думаете, связаны между собой как-то эти группы?
В природе всё связано друг с другом. Вспомните, что необходимо растениям и животным для жизни?
Рассмотрите схему на странице 27. Что обозначают стрелки на этой схеме?
Прочитаем вывод под схемой. Между собой связаны предметы неживой и живой природы.
Рассмотрите рисунки на странице 26. Обоснуйте, почему живая природа не может существовать без неживой.
7. Итог урока.
Цели для учителя: организовать рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности; дать качественную оценку класса и учащихся.
Цели для учеников: зафиксировать новое содержание урока; дать самооценку своим знаниям.
– Какие выводы вы можете сделать вы в конце урока? Сравните их с выводами Мудрой Черепахи. Вернёмся к целям, которые стояли перед нами в начале урока. Что вы узнали? Чему научились? В чём испытывали затруднения?
– Ответьте на вопросы для самопроверки.
– Прочитайте вопросы на странице 15 в учебнике. Ответьте на них.