что относится к нормируемым затратам для налога на прибыль

Справочная информация: «Расходы, нормируемые для целей налогообложения прибыли» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

РАСХОДЫ, НОРМИРУЕМЫЕ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ

1. Нормы, установленные Налоговым кодексом РФ:

1.1. Расходы на добровольное страхование работников;

1.2. Расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения;

1.3. Расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории РФ, оказанных работодателем работникам, их супругам, родителям, детям (в т.ч. усыновленным);

1.4. Расходы на капитальные вложения;

1.7. Расходы на рекламу;

1.8. Расходы при реализации продукции СМИ и книжной продукции;

1.9. Расходы на приобретение права на земельные участки;

1.10. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам;

1.11. Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;

1.12. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов;

1.13. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов на НИОКР;

1.14. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций;

1.15. Расходы в виде процентов по долговым обязательствам;

1.16. Убыток от уступки права требования;

1.17. Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств.

1.18. Порядок определения предельной суммы расходов на производство и реализацию

2. Нормы, установленные иными нормативными правовыми актами (определяемые в особом порядке):

2.1. Потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке МПЗ;

2.2. Расходы по оплате стоимости проезда и провоза багажа работнику организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членам его семьи;

2.3. Расходы на обязательное страхование имущества;

2.4. Суммы выплаченных подъемных;

2.5. Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личного транспорта;

2.6. Плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление;

2.7. Расходы на содержание вахтовых и временных поселков;

2.8. Расходы на формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов;

2.9. Расходы в виде целевых отчислений от лотерей;

2.10. Расходы обслуживающих производств и хозяйств.

Источник

Расходы на ОСНО

что относится к нормируемым затратам для налога на прибыль. Смотреть фото что относится к нормируемым затратам для налога на прибыль. Смотреть картинку что относится к нормируемым затратам для налога на прибыль. Картинка про что относится к нормируемым затратам для налога на прибыль. Фото что относится к нормируемым затратам для налога на прибыль

Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса!

Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.

На общем режиме вам придется платить налог на прибыль. Прибыль — это разница между доходами и расходами. Следовательно, существует 2 пути снижения налогооблагаемой базы — снижение доходов или рост расходов. Сокрытие выручки наказуемо, но есть законный способ уменьшить налоговую нагрузку — увеличить расходы. Какие расходы можно и нужно признать для снижения базы по налогу на прибыль, читайте в статье.

Расходы ОСНО делятся на две группы:

Признать затраты для целей налогообложения можно не всегда. Для этого нужно соблюсти условия:

Производственные расходы на ОСНО

Большая часть ваших расходов связана с производством и реализацией продукции. Это затраты на материалы, оплату труда, амортизация и прочие расходы.

К материальным расходам относятся все затраты на покупку сырья, топлива, запчастей или комплектующих. Сюда же относятся и затраты на услуги контрагентов по доставке материалов.

Затраты на оплату труда — это не только выданная зарплата. Это и премии, и поощрение, и компенсация, и отпускные — любые выплаты в пользу работника.

Амортизационные отчисления не совсем типичный расход. Рассмотрим его на примере.

Организация приобрела станок за 100 000 рублей. Срок полезной эксплуатации 10 лет. Но списать в расходы всю стоимость сразу вы не можете. Каждый год фирма может списывать в расходы амортизационные отчисления — 10 000 рублей.

В примере представлен самой простой способ расчета амортизации — линейный, но есть и другие варианты. В любом случае амортизация — это “эхо” прошлых расходов на покупку основных средств, которые вы списываете в течение нескольких лет.

Прочие расходы очень разнообразны. Это и расходы на командировки, на обучение персонала, на услуги юристов и аудиторов, представительские расходы, реклама и т.д. (см. ст.264 НК РФ).

В бухгалтерском учете эти расходы учитываются на счете 90.2.

Внереализационные расходы

что относится к нормируемым затратам для налога на прибыль. Смотреть фото что относится к нормируемым затратам для налога на прибыль. Смотреть картинку что относится к нормируемым затратам для налога на прибыль. Картинка про что относится к нормируемым затратам для налога на прибыль. Фото что относится к нормируемым затратам для налога на прибыльВнереализационные расходы прямо с деятельностью фирмы не связаны. Если с определением производственных расходов проблем не возникает, то идентификация второй категории вызывает сомнения. К ним относятся (ст.265 НК РФ):

В эту категорию попадают и убытки в виде безнадежных долгов, потерь от простоев, недостачи и потери от стихийных бедствий.

Нормируемые и ненормируемые расходы

На первый взгляд кажется, что раз расходы прямо или косвенно связаны с производством, то и списываются они на базу по налогу на прибыль в полном объеме. Это заблуждение, ряд расходов нормирован НК РФ. Списать сумму, превышающую норматив, нельзя. Рассмотрим основные нормы по расходам.

Расходы на рекламу. Затраты на рекламу в СМИ, на вывески и на проведение ярмарок можно полностью списать в расходы (п.4 ст. 264 НК РФ). Расходы же не указанные в этом пункте, а также затраты на покупку призов для победителей розыгрышей нормируются. Списать в расходы можно только сумму, не превышающую 1% от реализационных доходов за год.

Представительские расходы. Если вы часто встречаетесь с бизнес-партнерами, а особенно если это партнеры-иностранцы, то то статья представительских затрат будет существенной. Но списать в расходы вы сможете суммы не более 4% от ваших затрат на оплату труда за отчетный период.

Потери. В ходе доставки или хранения сырья и запасов, они подвергаются физическому воздействию. Например, соль в зависимости от влажности меняет вес, жидкости могут испаряться и т.д. На расходы можно списать потери от такого воздействия, но только в пределах естественной убыли.

Добровольная медстраховка. Дополнительная страховка — неплохая возможность привлечь новых сотрудников. Но знайте, что списать на расходы можно не более 6% от затрат на зарплату.

Методы признания расходов

Помимо того что расходы делятся на две большие группы, так еще и признавать их можно двумя методами. Первый — метод начисления. Он доступен всем налогоплательщикам на общем режиме.

Расходы признаются в зависимости от их группы. Например, покупка сырья у поставщика. Расходы на его приобретение вы признаете только тогда, когда отпустите сырье в производство. А расходы на зарплату признаются ежемесячно в момент ее начисления, а не выплаты. Аналогично и амортизация. Расходы по оплате услуг признаются в день подписания акта выполненных работ.

Этот метод не завязан на движение денежных средств. Могут быть ситуации, когда суммы признанных расходов огромны, но денежные средства вы еще даже не выплачивали.

Внереализационные доходы признаются в особом порядке. Дата их признания устанавливается п.7 ст. 272 НК РФ.

Кассовый метод доступен ограниченному кругу лиц. П.1 ст.273 выдвигает следующие условия:

В отличие от метода начисления кассовый завязан на движение денег. То есть расходы признаются в момент их оплаты из кассы или с расчетника. Законодатель в п.3 ст. 273 предусмотрел перечень расходов, которые признаются в особом порядке. Например, затраты на материалы учитываются в качестве расхода в момент их передачи в производство. Расходы по оплате труда учитываются не в день ее начисления, а в день выплаты.

Ведите учет расходов правильно! Признавайте все разрешенные расходы и снижайте сумму налога на прибыль. Чтобы облегчить процесс учета расходов и избежать ошибок, используйте облачный сервис Контур.Бухгалтерия. Первый месяц использования предоставляется абсолютно бесплатно.

Источник

Что относится к нормируемым затратам для налога на прибыль

С 2019 г. в НК введена ст. 171 «Нормируемые затраты». До этого нормировались только командировочные расходы, расходы на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР), суммы недостач, потерь и (или) порчи имущества, по которым имелись нормы естественной убыли, а также затраты по контролируемой задолженности.

С 2019 г. перечень нормируемых расходов расширен. В него дополнительно включены:

В состав прочих затрат включаются:

1) выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах в виде:

2) расходы по благоустройству населенных пунктов и прилегающих территорий, памятных мест (подп. 2.2 п. 2 ст. 171 НК);

3) расходы на проведение в соответствии с законодательством по случаю государственных праздников, праздничных дней и памятных дат официальных торжественных мероприятий, военных парадов, артиллерийских салютов и фейерверков (подп. 2.3 п. 2 ст. 171 НК);

4) вознаграждения и (или) компенсируемые расходы членам совета директоров (наблюдательного совета), представителям государства в органах управления организаций, если иное не установлено законодательством (подп. 2.4 п. 2 ст. 171 НК);

5) представительские расходы (подп. 2.5. п. 2 ст. 171 НК);

6) затраты по транспортировке (доставке) покупателей (заказчиков) до торгового объекта (места выполнения работ, оказания услуг) и обратно в направлениях, обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования (подп. 2.6 п.2 ст. 171 НК);

7) компенсация за использование личных транспортных средств, выплачиваемая работникам, работа которых не носит разъездной характер, а также суммы арендной платы, выплачиваемые таким работникам, выступающим арендодателями личного транспортного средства (подп. 2.7 п. 2 ст. 171 НК);

8) членские взносы (вступительные и иные) в объединения предпринимателей и нанимателей, союзы, ассоциации (подп. 2.8 п. 2 ст. 171 НК);

9) проценты по просроченным платежам по основному долгу по займам и кредитам (подп. 2.9 п. 2 ст. 171 НК).

Пунктом 3 ст. 171 НК установлено, что совокупный размер учитываемых при налогообложении прочих затрат не должен превышать 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) и суммы доходов от аренды (иного возмездного или безвозмездного пользования имуществом) с учетом НДС.

Для банков прочие затраты не могут превышать 1% суммы доходов, определяемой по ст. 176 НК, за вычетом сумм внереализационных доходов, определяемых по ст. 174 НК (кроме доходов, указанных в подп. 3.18 п. 3 ст. 174 НК).

Ссылка на статью на сайте «Экономической газеты».

Источник

Нормируемые расходы по налогу на прибыль (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Нормируемые расходы для целей исчисления налога на прибыль организаций
в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ

Нормы расходов, установленные Налоговым кодексом РФ

Расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории РФ

Расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения

Расходы на рекламу

Проценты по долговым обязательствам, возникшим в результате контролируемой сделки

Страхование жизни, негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное медицинское страхование

Резервы по сомнительным долгам

Резервы для целей обеспечения социальной защиты инвалидов

Расходы при реализации продукции СМИ и книжной продукции

Нормы расходов, установленные постановлениями Правительства РФ

Компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей

Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 92

Рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов

Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 861

Расходы, нормы которых должны быть установлены в особом порядке

Потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей (нормы естественной убыли)

Суммы выплаченных подъемных

Формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию

Формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций

Формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (кроме атомных станций)

Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2005 г. N 576

Согласно требованиям главы 25 НК РФ «Налог на прибыль оранизаций» для некоторых расходов, принимаемых для целей налогообложения, предусмотрены ограничения: учесть их можно лишь в пределах установленных нормативов.

Настоящая бизнес-справка, составленная экспертами компании «Гарант», представляет собой перечень нормируемых расходов.

Расходы сгруппированы в три подраздела:

— нормы утверждены Налоговым кодексом Российской Федерации;

— нормы утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации;

— нормы утверждаются в особом порядке.

Справка позволяет из списка перейти в положение нормативно-правового акта, утверждающего норму расхода.

Обновление настоящей справки происходит по мере изменения законодательства.

Источник

Налог на прибыль: нормируемые и ненормируемые расходы на рекламу

что относится к нормируемым затратам для налога на прибыль. Смотреть фото что относится к нормируемым затратам для налога на прибыль. Смотреть картинку что относится к нормируемым затратам для налога на прибыль. Картинка про что относится к нормируемым затратам для налога на прибыль. Фото что относится к нормируемым затратам для налога на прибыль

Чем отличаются рекламные расходы нормируемые и ненормируемые

Рекламные расходы, которые учитываются при налогообложении, делятся на две группы:

Налоговый кодекс РФ в п. 4 ст. 264 содержит более подробную классификацию.

что относится к нормируемым затратам для налога на прибыль. Смотреть фото что относится к нормируемым затратам для налога на прибыль. Смотреть картинку что относится к нормируемым затратам для налога на прибыль. Картинка про что относится к нормируемым затратам для налога на прибыль. Фото что относится к нормируемым затратам для налога на прибыль

Ненормируемые рекламные расходы

Разрешено включать в состав расходов в полном объеме фактических затрат следующие виды рекламных расходов:

Расходы на наружную рекламу учитываются по особым правилам. Каким? О них рассказали эксперты КонсультантПлюс:

Получите бесплатный доступ к К+ и узнаете все подробности по наружной рекламе.

Можно ли в целях налога на прибыль учесть в качестве рекламных расходы на клейкую ленту с логотипом организации, используемую для упаковки товара? Ответ на данный вопрос дал советник государственной гражданской службы РФ 3 класса Разгулин С. В. Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.

В ненормируемой части есть некоторые уточнения. Минфин России, используя при аргументации положения абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, причислил к брошюрам и каталогам листовки, буклеты, лифлеты и флаеры. Свою позицию специалисты министерства отразили в письмах Минфина России от 12.08.2016 № 03-03-06/1/42279, от 12.10.2012 № 03-03-06/1/544, от 02.11.2011 № 03-03-06/3/11 и от 20.10.2011 № 03-03-06/2/157. То есть затраты по изготовлению таких материалов допускается учитывать в составе ненормируемых расходов.

Нормируемые рекламные расходы

В объеме не более 1% суммы выручки от реализации (рассчитывается согласно ст. 249 НК РФ) следует включать в состав расходов следующие виды:

Приведенный список имеет одну интересную особенность. Дело в том, что перечень ненормируемых расходов носит закрытый характер и не допускает дополнений, а расходы на рекламу нормируемые не лимитируются, и этот список всегда открыт.

По этой причине в расходах можно учитывать любые затраты, носящие признаки рекламных расходов, даже если они не приведены в Налоговом кодексе. Просто они попадут в разряд «нормируемые расходы на рекламу». Подтверждения данному тезису можно найти в постановлениях ФАС Московского округа от 21.03.2012 № А40-54372/11-91-234 и от 14.03.2012 № А40-63461/11-99-280.

В качестве примера можно привести такой вид рекламы, как рекламно-информационные материалы, доставляемые в виде массовых и безадресных почтовых отправлений. Затраты по оплате услуг курьеров или почты можно вполне отнести к расходам на рекламу, и, согласно положениям абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ и письму Минфина России от 12.01.2007 № 03-03-04/1/1, это будут рекламные расходы нормируемые.

Когда следует применять положения международных соглашений

В деловой практике встречаются обстоятельства, при которых международным соглашением об избежании двойного налогообложения определен учет рекламных расходов на других принципах, отличающихся от тех, которые предусмотрены НК РФ. В таких случаях, согласно ст. 7 НК РФ, следует придерживаться договорных положений.

В частности, соглашение между РФ и ФРГ предусматривает, что рекламные расходы, которые понесла российская организация с участием компании из Германии, разрешается учитывать при расчете налога на прибыль в полном объеме. Условие предусмотрено лишь одно: размер такого вычета не может превышать величины расходов независимых компаний при аналогичных условиях деятельности.

Подтверждение этому утверждению можно найти в письмах Минфина России от 05.03.2014 № 03-08-РЗ/9491, от 01.03.2013 № 03-08-05/6124 и от 11.01.2013 № 03-08-05. Авторы писем разъясняют, что при соблюдении вышеупомянутого условия даже нормируемые расходы на рекламу могут быть учтены в полном объеме. Данный принцип должен соблюдаться при любом размере доли немецкой компании.

Затраты на рекламу учитываются в составе прочих расходов

В соответствии с подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ рекламные расходы следует относить в состав прочих расходов, которые связаны с производством и реализацией. При этом они, согласно п. 1 ст. 318 НК РФ, являются косвенными. В зависимости от метода начисления момент признания таких расходов будет отличаться:

Отдельно стоит указать, что если рекламные расходы обусловлены оплатой услуг сторонних компаний, то их можно учесть 2 различными способами:

Оба варианта правомерны в соответствии с п. 7.3 ст. 272 НК РФ, что подтверждено в письме Минфина России от 29.03.2010 № 03-03-06/1/201.

Нормируемые расходы на рекламу: расчет предельного размера

Как уже отмечено, признание в отчетном периоде расходов на рекламу нормируемых возможно лишь в той сумме, которая не превышает 1% выручки от реализации, определяемой, в свою очередь, согласно ст. 249 НК РФ.

В п. 1 данной статьи есть норма, которая требует причисления выручки от реализации к доходам. Однако в соответствии с абз. 2 п. 1.2 ст. 248 НК РФ при определении итоговой суммы дохода надо вычесть из поступившей выручки все суммы налогов, которые предъявлены покупателю. Имеются в виду НДС и акцизы.

То есть предельный размер нормируемых расходов на рекламу рассчитывается от суммы выручки от реализации за минусом суммы НДС и акцизов. Подтверждение этому тезису можно найти в письме Минфина России от 07.06.2005 № 03-03-01-04/1/310.

Организация получила в отчетном периоде выручку от реализации услуг в сумме 530 000 руб. (НДС в том числе). Для начала определим сумму НДС, которая находится в составе выручки:

530 000 руб. × 20/120 = 88 333 руб.

Затем найдем разницу:

530 000 руб. – 88 333 руб. = 441 667 руб.

Теперь, наконец, определим сумму предельного размера рекламных расходов:

441 667 руб. × 1% = 4417 руб.

В пределах этой суммы и допустимо учитывать в расходах рекламные затраты.

Если у вас есть доступ к К+, проверьте правильно ли вы определили норматив. Если доступа нет, получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.

О том, как рассчитывается этот предел при УСН, читайте в материале «Как учесть расходы на рекламу при УСН».

Как отражаются рекламные расходы в бухгалтерском учете и отчетности

В бухгалтерском учете рекламные расходы — это расходы по обычным видам деятельности, которые отражаются в составе коммерческих затрат. На такое отражение нацеливают подп. 5 и 7 положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

Что касается плана счетов, то такие расходы рекомендуется отражать по дебету счета 44 «Расходы на продажу» (инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). Для целей бухучета они не имеют нормируемого характера.

Сумма рекламных расходов в налоговой декларации по налогу на прибыль отражается всегда в одном месте независимо от используемого метода определения доходов и расходов. Эта сумма формирует данные, указываемые в строке 040 приложения 2 к листу 02 декларации (утв. приказом ФНС России 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@).

Как правильно учесть рекламные расходы при нарастании прибыли в налоговом периоде

Налоговая база по прибыли в течение налогового периода определяется нарастающим итогом (п. 7 ст. 274 НК РФ). Естественно, в связи с постепенным увеличением суммы выручки будет расти и предельный размер нормируемых рекламных расходов, который можно учесть при расчете налога.

В письме Минфина России от 06.11.2009 № 03-07-11/285 говорится, что образовавшиеся сверхнормативные расходы на рекламу, которые нельзя было учесть в прошедшем отчетном периоде, можно учесть в течение календарного года в последующих отчетных периодах (п. 44 ст. 270 НК РФ).

В бухучете в таких обстоятельствах образуется вычитаемая временная разница, представляющая собой отложенный налоговый актив, равный сумме сверхнормативных рекламных расходов (пп. 8–11, 14, 17 положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

Компания «Сигма», занимающаяся торговлей, израсходовала на изготовление призов, которые затем были разыграны в ходе рекламной кампании, 21 000 руб. (в том числе НДС 3 500 руб.) Компания освобождена от необходимости платить НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ.

Выручка «Сигмы» по кварталам составила:

Согласно п. 2 ст. 285 НК РФ по налогу на прибыль отчетными периодами считаются 1 квартал, 6 месяцев и 9 месяцев.

Если других рекламных расходов в указанных периодах не было, расчет предельной величины нормируемых расходов на рекламу будет выглядеть следующим образом.

Но можно было бы списать в расходы и большую сумму затрат на рекламу, если бы их стоимость была больше. Для полугодия эта величина составила: 23 800 – 21 000 = 2 800 руб.

В бухучете приведенные операции найдут следующее отражение:

Дт 10/6 Кт 60 – оприходованы призы на сумму 21 000 руб. (НДС включается в их стоимость, поскольку компания работает без НДС);

Дт 44 Кт 10/6 – стоимость призов (21 000 руб.) списана на затраты.

Кроме того, на конец первого квартала 31.03 надо сделать проводку:

Дт 09 Кт 68 — отражается признанный и отложенный налоговый актив 1020 руб. ([21 000 – 15 900] × 20%).

А по итогам полугодия 30.06 текущего года составляется проводка:

Дт 68 Кт 09 — отложенный налоговый актив списывается в сумме 1020 руб.

Итоги

Рекламные расходы при расчете прибыли могут быть учтены в полном объеме в случае, если они есть в перечне из п. 4 ст. 264 НК РФ. Если произведенных затрат на рекламу там нет, они принимаются к учету в сумме, равной 1% от объема выручки.

В бухгалтерском учете рекламные издержки списываются в полном объеме. Если сумма нормируемых затрат больше 1% от выручки, между налоговым и бухгалтерским учетом образуются временные разницы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *