что относится к общенаучным методам

Концепции современного естествознания. Шпаргалки

что относится к общенаучным методам. Смотреть фото что относится к общенаучным методам. Смотреть картинку что относится к общенаучным методам. Картинка про что относится к общенаучным методам. Фото что относится к общенаучным методам

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Концепции современного естествознания». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Концепции современного естествознания. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

10. Общенаучные методы познания: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция

К общенаучным методам познания относятся анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, исторический метод, классификация.

Анализ — мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его мельчайшие части. Синтез — объединение изученных в результате анализа элементов в единое целое. Анализ и синтез применяются как взаимодополняющие друг друга методы. В основе такого способа познания лежит желание разобрать нечто, чтобы понять, почему и как оно работает, и собрать снова, чтобы убедиться, что работает именно потому, что имеет изученное строение.

Обобщение — процесс мышления, заключающийся в переходе от единичного к целому, от частного к общему (в принципах формальной логики: Кай — человек, все люди — смертны, Кай — смертен).

Абстрагирование — процесс мышления, заключающийся в добавлении определенных изменений в изучаемый объект или исключении из рассмотрения некоторых свойств объектов, которые не считаются существенными. Абстракциями являются такие понятия, как

(в физике) материальная точка, обладающая массой, но лишенная остальных качеств, бесконечная прямая (в математике) и т. п. Индукция — процесс мышления, заключающийся в выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов. Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция предусматривает наблюдение всей совокупности объектов, из которого следуют общие выводы, но в экспериментах используется неполная индукция, делающая вывод о совокупности объектов, исходя из изучения части объектов. Неполная индукция предполагает, что вынесенные за скобки эксперимента аналогичные объекты обладают теми же свойствами, что и изученные, и это позволяет использовать экспериментальные данные для теоретического обоснования. Неполную индукцию принято называть научной. Дедукция — процесс мышления, заключающийся в проведении аналитического рассуждения от общего к частному. Дедукция базируется на обобщении, но проводимом от неких исходных общих положений, считающихся неоспоримыми, к частному случаю для получения истинно верного вывода. Наибольшее распространение дедуктивный метод получил в математике.

Источник

21. Общенаучные методы познания

Из книги «Восприятие и познание мира» З.С. Беловой:

(стр. 71) «Рассмотрим более подробно общенаучные методы, присущие эмпирическому уровню познания.

НАБЛЮДЕНИЕ – это преднамеренное и целесообразное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Наблюдение как метод предполагает наличие программы исследования, формирующейся на базе установленных фактов, принятых концепций. Наблюдение обычно складывается из следующих процессов: определение задачи и цели; выбор объекта наблюдения; выбор способа наблюдения; выбор способа регистрации наблюдения; обработка и интерпретация полученной информации. Наблюдение может быть открытым и скрытым, полевым и лабораторным, случайным и систематическим, сплошным и выборочным и так далее.

В психологии в качестве метода исследования используются самонаблюдение (интроспекция), являющееся частным случаем наблюдения.

Возможны ошибки наблюдения в силу разных причин: в силу иллюзий зрения (например, ложка, опущенная в стакан с водой, кажется сломанной), вследствие предвзятых склонностей, ошибочных установок и другие субъективных факторов.

ЭКСПЕРИМЕНТ – метод познания, при помощи которого в контролируемых условиях исследуют явления действительности, он значительно сложнее наблюдения. … Эксперимент необходим для проверки существующих гипотез и теорий, формирование новых теорий и гипотез. По характеру исследуемого объекта различают физические, биологические, социологические и т.п. эксперименты, по цели – проверочные, поисковые, по методу и результату – качественные и количественные. Выделяют также полевой (в естественных условиях) и лабораторный эксперименты.

Особый интерес вызывает мысленный эксперимент. Он не является обычным теоретическим рассуждением, отличается от чисто логического рассуждения тем, что не протекает в одних только понятиях. В ходе мысленного эксперимента в познавательном процессе участвуют конкретный чувственный образ (идеальный газ, абсолютно твёрдое тело и т.д.), выполняющий роль модели и представляющий идеальный объект. Идеальному объекту свойственна наглядность. Эта черта отличает идеальный объект от понятия, но это не природная наглядность, а вторичная, результат возвращения процесса познания в сферу абсолютного мышления. Мысленный эксперимент – не результат практики, и все знания, полученные таким путём, подлежат проверке на практике (например, в реальном эксперименте).

Для эмпирического уровня познания также характерны такие методы, как измерение и сравнение.

ИЗМЕРЕНИЕ – познавательная процедура, заключающаяся в определении отношения измеряемой величины к величине, принимаемой за единицу измерения. Результатом измерения является число, которое выражает это отношение. Полученную путем измерения информацию называют метрической.

Принято различать два типа измерения – прямое и косвенное.

СРАВНЕНИЕ – это познавательная операция, заключающаяся в сопоставлении одного объекта с другим с целью выявления сходства или различия. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов. Познавательная ценность сравнения заключается не в установлении отношений тожества и различия между сравниваемыми объектами, а в характеристике одного из объектов относительно другого.

Далее рассмотрим общенаучные методы, присущие теоретическому уровню познания.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ – это метод изучения какой-либо предметной области посредством отображения содержания в знаковой форме на основе искусственных языков (символов). В зависимости от характера знаковых средств различают формализацию в узком смысле слова (логическую) и в широком смысле (нелогическую).

Логическая формализация связана с использованием логических исчислений, а нелогическая формализация имеет место, когда используются знаковые системы математики, физики, химии и т.п.

Применение метода формализации в узком смысле опирается на понятие о формальных системах, при построении которых стремятся исключить из рассмотрения максимум содержательных элементов. Формальные системы рассматриваются или как абстрактные теории об объектах любой природы, либо как чисто лингвистические теории, где знаки используются как самостоятельные объекты.

АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Спецификация данного метода состоит в том, что исходные общие положения имеют форму утверждений, истинность которых принимается без доказательств.

Общенаучные методы познания, общие для эмпирического и теоретического уровней.

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ – это процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей.

ДЕДУКЦИЯ – процесс логического вывода от общего к частному. Если исходные посылки истинны, то истинно и заключение. К дедуктивным наукам относятся математика, теоретическая механика.

МОДЕЛИРОВАНИЕ – метод научного познания. Сущность его заключается в воспроизведении свойств, структуры и функции объекта познания на специально подобранной его модели, на его заменителе. Но знания, получаемые на модели, не всегда являются истинной, относящейся к объекту – оригиналу. Эта информация вероятностна. Модели бывают материальные и идеальные. Примерами материальных моделей могут служить модели самолётов, космических кораблей, судов и т.п. Идеальные модели – это мысленные конструкции, теоретические схемы, которые фиксируются при помощи определённых знаков, рисунков. Особенность модели – это её сходство с оригиналом, что позволяет переносить знания, полученные при исследовании модели, на сам оригинал. Такой перенос знаний осуществляется в форме аналогии.

АНАЛОГИЯ – это умозаключение, в ходе которого на основе сходства объектов в одних свойствах делается вывод об их свойстве в других условиях. Аналогия используется для выдвижения гипотез. Но аналогии не гарантирует от ошибок, поэтому полученное таким способом знание является вероятностным знанием».

Источник

Общенаучные методы

что относится к общенаучным методам. Смотреть фото что относится к общенаучным методам. Смотреть картинку что относится к общенаучным методам. Картинка про что относится к общенаучным методам. Фото что относится к общенаучным методам что относится к общенаучным методам. Смотреть фото что относится к общенаучным методам. Смотреть картинку что относится к общенаучным методам. Картинка про что относится к общенаучным методам. Фото что относится к общенаучным методам что относится к общенаучным методам. Смотреть фото что относится к общенаучным методам. Смотреть картинку что относится к общенаучным методам. Картинка про что относится к общенаучным методам. Фото что относится к общенаучным методам что относится к общенаучным методам. Смотреть фото что относится к общенаучным методам. Смотреть картинку что относится к общенаучным методам. Картинка про что относится к общенаучным методам. Фото что относится к общенаучным методам

что относится к общенаучным методам. Смотреть фото что относится к общенаучным методам. Смотреть картинку что относится к общенаучным методам. Картинка про что относится к общенаучным методам. Фото что относится к общенаучным методам

что относится к общенаучным методам. Смотреть фото что относится к общенаучным методам. Смотреть картинку что относится к общенаучным методам. Картинка про что относится к общенаучным методам. Фото что относится к общенаучным методам

Третью группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т.е. имеют широкий междисциплинарный спектр применения. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах и явлениях. Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее существенных сторон, закономерностей, присущих изучаемым объектам и явлениям. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Их не следует отрывать друг от друга и противопоставлять.

К числу общенаучных методов эмпирического уровня познания относятся наблюдение, измерение, эксперимент.

Наблюдение есть чувственное отражение предметов и явлений окружающего мира.

Научное наблюдение характеризуется рядом особенностей:

— целенаправленностью (наблюдение должно вестись для решения поставленной задачи исследования);

— планомерностью (наблюдение должно проводиться по плану);

— активностью (исследователь должен активно искать, выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт).

Научные наблюдения всегда сопровождаются описанием объекта познания, которому дается качественная характеристика (цвет, форма и т.п.).

По способу проведения наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными. При непосредственных (визуальных) наблюдениях те или иные свойства объекта воспринимаются органами чувств человека. Чаще научное наблюдение бывает опосредованным, т.е. проводится с использованием технических средств. Появление и развитие таких средств во многом определило то громадное расширение возможностей метода наблюдений, которое произошло за последние столетия.

Измерение – это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств.

Огромное значение измерений для науки отмечали многие видные ученые. Например, Д.И. Менделеев подчеркивал, что «наука начинается с тех пор, как начинают измерять».

Эксперимент – самый сложный метод эмпирического познания, т.к. включает в себя и наблюдение, и измерение.

Он предполагает активное, целенаправленное, планомерное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект. Эксперимент проводит специалист, который может преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов, использовать новейшие технические средства для получения качественных и количественных характеристик, повторять эксперимент необходимое число раз. При проведении эксперимента необходимо соблюдение «чистоты» эксперимента, т.е. устранить всякого рода побочные факторы, затрудняющие процесс исследования. На объект должен оказывать влияние только изучаемый фактор, а все остальные должны быть устранены, если это невозможно, то используется «контроль».

Как отмечал академик И.П. Павлов «наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что хочет».

К общенаучным методам теоретического уровня познания относятся абстрагирование, идеализация, формализация, индукция и дедукция.

В научном познаний широко применяются абстракции отождествления и изолирующие. Абстракция отождествления представляет собой понятие, которое получается в результате отождествления некоторого множества предметов и объединения их в особую группу (например, группировка всего множества растений и животных, обитающих на нашей планете, в особые виды, роды, отряды и т.д). Изолирующая абстракция получается путем выделения некоторых свойств, отношений, неразрывно связанных с предметами материального мира, в самостоятельные сущности («устойчивость», «растворимость», «электропроводность» и т.п.).

что относится к общенаучным методам. Смотреть фото что относится к общенаучным методам. Смотреть картинку что относится к общенаучным методам. Картинка про что относится к общенаучным методам. Фото что относится к общенаучным методам

Примером может служить широко распространенная в механике материальная точка, которая подразумевает тело, лишенное всяких размеров.

Формализация – это метод, в основе которого лежит формальный подход в научном познании, который заключается в создании формальной знаковой системы в виде определенного искусственного языка.

Примером являются широко используемые в науке математические, физические формулы, химические символы. В результате создается возможность проведения исследования какого-либо объекта формальным путем (оперирование знаками) без непосредственного обращения к этому объекту. Кроме того, обеспечивается краткость и четкость записи научной информации.

Индукция есть движение нашего мышления от частного, единичного к общему.

Индукция широко применяется в научном познании. Обнаруживая сходные признаки, свойства у многих объектов определенного класса, исследователь делает вывод о присущности этих признаков, свойств всем объектам данного класса. Например, в процессе экспериментального изучения электрических явлений использовались проводники тока, выполненные из различных металлов. На основании многочисленных единичных опытов сформировался общий вывод об электропроводности всех металлов.

Дедукция есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному. Например, из общего положения, что все металлы обладают электропроводностью, можно сделать дедуктивное умозаключение об электропроводности конкретной медной проволоки (зная, что медь – металл).

Индукция и дедукция – это два метода, которые в процессе научного познания всегда используются совместно, дополняя друг друга. Каждый из них применяется на соответствующем этапе познавательного процесса.

К общенаучным методам, применяемым на эмпирическом и теоретическом уровнях познания относятся анализ и синтез, аналогия, моделирование.

Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения.

В качестве таких частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения и т.п.

Анализ – необходимый этап познания объектов материального мира, но он является лишь первым этапом этого процесса. Для постижения объекта как единого целого метод анализа дополняется другим методом – синтезом. В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа. На этой основе происходит дальнейшее изучение объекта, но уже как единого целого.

Анализ и синтез – это две стороны единого аналитико-синтетического метода познания.

Аналогия – это метод, в основе которого лежит сравнение. Изучаемый объект сравнивается с объектом, изученным раннее, в ходе чего между ними устанавливаются сходства (или различия).

Моделирование – это метод, суть которого сводится к трем моментам.

1. Создание копии (модели) с изучаемого объекта (оригинала).

3. Экстраполяция (перенос) полученных данных с модели на оригинал. Этот метод используется в тех случаях, когда изучение оригинала затруднено или невозможно.

Выделяют различные виды моделирования: мысленное (различные мысленные представления в форме тех или иных воображаемых моделей), физическое (воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу), символическое (знаковое) (условно-знаковое представление свойств объекта-оригинала), особой разновидностью которого является математическое моделирование. Символический язык математики позволяет выражать свойства, стороны, отношения объектов и явлений самой различной природы.

Метод моделирования непрерывно развивается: на смену одним типам моделей по мере прогресса науки приходят другие. Неизменным остается одно: важность, актуальность, а иногда и незаменимость моделирования как метода научного познания.

Источник

Общенаучные методы познания: что к ним относится?

В статье описаны основные общенаучные методы познания. Мы подробно рассмотрим каждый в отдельности для того, чтобы сформировать целостную картину.

Немного о теме

Рассмотрение общенаучных методов познания начнем с простой классификации. Отметим, что она не так уж обширна. Основной вехой для этого процесса является фиксация двух уровней познания информации человеком, а именно теоретический и эмпирический. Исходя из этого, абсолютно все общенаучные методы познания можно разделить на три базовые группы:

Рассмотрим всё по порядку, но начнем, пожалуй, с эмпирических способов.

Общенаучные методы эмпирического познания

Для начала отметим, что основным моментом здесь является чувственное познание, которое чаще всего бывает визуальным. Оно направлено на получение знаний с окружающего мира при помощи определённых материальных предметов и приборов. Многие ошибочно полагают, что наблюдение – это пассивный процесс, но это не так. Оно представляет собой целенаправленную деятельность, которая позволяет опираться на чувственные способности человека и фиксировать определенные свойства предметов.

что относится к общенаучным методам. Смотреть фото что относится к общенаучным методам. Смотреть картинку что относится к общенаучным методам. Картинка про что относится к общенаучным методам. Фото что относится к общенаучным методам

Общенаучные методы эмпирического познания имеют три отличительные особенности:

Описание

К общенаучным методам научного познания относится эмпирическое описание. Любое наблюдение всегда описывается. Поэтому данный метод немного обособлен. Он позволяет зафиксировать при помощи искусственного или естественного языка определённые сведения об объектах окружающего мира. Метод описания является эмпирическим базисом всей науки. Главные требования к нему – это полное, объективное и научное описание.

что относится к общенаучным методам. Смотреть фото что относится к общенаучным методам. Смотреть картинку что относится к общенаучным методам. Картинка про что относится к общенаучным методам. Фото что относится к общенаучным методам

Оно делится на качественное и количественное. Последнее использует язык математики и различные измерительные методы. Качественное описание сравнивает полученные данные с неким общепринятым эталоном.

Эксперимент

К общенаучным методам познания относятся все эмпирические и теоретические. Мы пока рассматриваем их первый подвид. Эксперимент сложнее описания, но он его включает. Во время эксперимента исследователь непосредственно и очень активно участвует в процессе. Этот вид исследования обладает характерными особенностями:

что относится к общенаучным методам. Смотреть фото что относится к общенаучным методам. Смотреть картинку что относится к общенаучным методам. Картинка про что относится к общенаучным методам. Фото что относится к общенаучным методам

Таким образом, мы понимаем, что эксперимент – это метод эмпирического исследования, который предоставляет максимально достоверную информацию и позволяет ученым вмешиваться в сам процесс.

Анализ и синтез

Далее мы рассмотрим такие общенаучные и специальные методы познания, как логические. Они могут использоваться как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне.

Анализ – метод общенаучного познания, состоящий из логических приемов эмпирического или теоретического характера, которые позволяют рассмотреть все элементы исследуемого объекта, его свойства. Анализ проводится на начальной стадии для того, чтобы иметь основу для дальнейших исследований и взаимосвязей. Есть три целевые формы анализа:

Завершается анализ тем, что появляется возможность воспроизводить нужный процесс и анализировать его путем логического синтеза, где основная цель заключается в раскрытии определенных закономерностей.

Синтез – общенаучный и частнонаучный метод познания, который может быть использован практически в любой сфере, как и анализ. Он заключается в соединении предметов в единое целое или систему. Это не просто механическое объединение. Оно учитывает структурные взаимосвязи и позволяет увидеть причинные механизмы как бы со стороны. Результат этого метода проявляется в некоторых формах обобщения информации:

Очень часто благодаря синтезу может появиться эмпирическая теория, что, например, случилось с таблицей химических элементов Д. И. Менделеева.

Методы анализа и синтеза не могут применяться по отдельности, так как они дополняют друг друга и являются неотъемлемой частью комплексного исследования.

Индукция

В качестве общенаучного метода познания права очень часто используется индукция. Она основана на исследовании частных фактов для того, чтобы прийти к общему выводу или гипотезе. Важная особенность индуктивного метода заключается в том, что наблюдается повторяемость определенных признаков. Индуктивный вывод касается общих характеристик объекта исследования, которые были обнаружены после исследования множества частных случаев. Этот метод направлен на поиск объединяющего фактора. Индукция может быть полной или неполной. Первая базируется на знании всех предметов, а вторая может быть не настолько наполнена информацией вследствие пространственно-временных ограничений.

Неполная индукция бывает трех типов:

что относится к общенаучным методам. Смотреть фото что относится к общенаучным методам. Смотреть картинку что относится к общенаучным методам. Картинка про что относится к общенаучным методам. Фото что относится к общенаучным методам

Это простейший метод умозаключений, благодаря которому было выведено много открытий (закон сохранения вещества, принцип неопределенности). Индукция стимулирует мыслительную деятельность и взаимодействует с разными областями знаний.

Дедукция

Этот метод строится на том, что есть достаточное количество обобщающих фактов. Исходя из этого можно переходить к исследования частных моментов. Такой метод использовали известные сыщики, такие как, Коломбо и Шерлок Холмс. В отличие от предыдущего, результатом здесь не является дедуктивное умозаключение. В итоге может получаться целая система. Философские и общенаучные методы познания трудно представить без дедукции, которая основывается на эмпирических теориях и принципах, гипотезах и аксиомах.

Индукция и дедукция неразрывно связаны, так как дополняют друг друга. И тот, и тот метод может ошибаться. При этом дедукция не может дать абсолютно нового знания, но, тем не менее, роль этого метода очень велика, и она постоянно растет, особенно в двух направлениях. Первое – это то, которое связно с недоступным для чувственного восприятия человека миром (быстротечные процессы, микромир). Второе – это математические и логические теории, которые выводятся благодаря методу дедукции.

Абстрагирование

Следующий общенаучный метод познания – это абстрагирование, которое заключается в особом способе мышления. В таком случае исследователь нарочно отвлекается от ряда характеристик исследуемого объекта для того, чтобы сконцентрироваться на его особенных свойствах. В результате появляются различные абстракции. Благодаря этому методу можно выделить основное. Математическая абстракция подразумевает отвлечение от чувственных характеристик, таких как вкус, жесткость или мягкость.

Метод классификации

К общенаучным методам теоретического познания следует отнести классификацию. Это такой метод научного исследования, который заключается в разделении и распределении множества объектов на подклассы по конкретным признакам. Основа классификации – логическая цепочка.

Выделяется три вида такого метода познания:

Моделирование

Общенаучные и частные методы познания невозможны без моделирования. Это комплексный метод познания, который заключается в исследовании реального объекта при помощи создания его эффективной копии, которая называется моделью. При этом важно помнить, что модель заменяет оригинал только по тем параметрам, которые необходимы для познания. Таким образом, все остальные лишние свойства просто исключаются, так как они не актуальны на определенном этапе. Именно благодаря такой сортировке характеристик модели она получается удобной для исследования.

что относится к общенаучным методам. Смотреть фото что относится к общенаучным методам. Смотреть картинку что относится к общенаучным методам. Картинка про что относится к общенаучным методам. Фото что относится к общенаучным методам

Общенаучный метод научного познания – моделирование – состоит из нескольких этапов:

При этом комплекс общенаучных методов теоретического и эмпирического познания позволяет создавать различные модели. Они могут быть материальными, то есть физическими или социальными. Также модели могут быть идеальными, то есть математическими. Из-за развития теоретического уровня, физическое моделирование становится все менее востребованным. Отметим, что математическое моделирование может быть аналоговым, абстрактным и имитационным.

Абстрактное моделирование базируется на возможности описания определённого явления или объекта при помощи языка научной теории. Изначально дают очень четкое и подробное описание, за которым следует такая же точная математическая модель. Таким образом получается математическо-логический комплекс. Аналоговое моделирование заключается в изоморфизме объектов, то есть в их подобии. Благодаря этому исследуются схожие объекты с разной физической основой. Имитационное моделирование заключается в имитации при помощи компьютера определённых свойств или характеристик модели.

Обобщение

Важным методом познания является обобщение. Оно непосредственно касается всех остальных методов. Заключается обобщение в выделении неких общих свойств, закономерностей и связей в некой области. При этом все это происходит путем перехода на более высокий уровень определения и абстракции. Обобщение включает в себя все вышеперечисленные методы, но при этом оно оставляет свой собственный отпечаток и делает собственный вклад в познание. Некоторые исследователи считают, что этот метод можно по праву считать подвидом абстракции.

что относится к общенаучным методам. Смотреть фото что относится к общенаучным методам. Смотреть картинку что относится к общенаучным методам. Картинка про что относится к общенаучным методам. Фото что относится к общенаучным методам

Однако на самом деле это не так, ведь обобщение намного более глобально и всеобъемлюще. При этом познавательная задача у этих двух способов тоже разнится. Цель обобщения в переходе от частого или отдельного понятия к общему выводу. При этом появляется новое понятие, а не лишь результат умозаключения.

Идеализация

Важным общенаучным методом теоретического познания является идеализация. Этот метод считается подвидом абстрагирования. При этом процессы предельно приближены к идеальным. Для этого они имеют минимальное количество особенных свойств, которые необходимы для решения конкретной задачи. Идеальных объектов не существует, но есть их прообразы в реальном мире. Именно поэтому можно создать идеальную конструкцию, которая позволит провести мысленный эксперимент. Этот метод характеризуется двумя теоретическими особенностями, а именно:

Для примера отметим, что Галилей понимал всю сложность природного процесса, и знал, что для его исследования необходимо создать модель.

Мысленный эксперимент

Мы рассмотрели практически все общенаучные методы познания. Философия более всего пользуется таким способом, как мысленный эксперимент. Он заключается в теоретическом исследовании объекта во всей совокупности его свойств и взаимодействий. При мысленным эксперименте можно устанавливать такие условия, которые в ходе практического опыта установить невозможно. Это позволяет выявить новые закономерности. Таким способом были открыты методы Галилея и Эйнштейна. Ученым было достаточно представить что-то у себя в голове, чтобы понять возможные последствия и причины. Современную науку без мысленных экспериментов вообще представить невозможно.

Формализация

Это метод исследования, который заключается в изучении содержания объекта при помощи закономерностей и связей. Во время этого метода любая область знаний, будь то доказательства, рассуждения или поиск фактов, представляется как некая формальная система. Благодаря этому можно абстрагироваться от формы и содержания для того, чтобы увидеть новую предметную область. В таком случае можно изучать структурные закономерности, отвлекаясь при этом от качественных показателей. Готовую модель можно преобразовывать и менять, получая разное содержание. Более того, с каждым разом в объект можно вкладывать новое содержание. Базой для формализации является абстракция, которая осуществляется благодаря математике. Для этого используется частный метод математизации.

что относится к общенаучным методам. Смотреть фото что относится к общенаучным методам. Смотреть картинку что относится к общенаучным методам. Картинка про что относится к общенаучным методам. Фото что относится к общенаучным методам

Такие области, как лингвистика или логика, тоже имеют характерные особенности формализации. В чем это проявляется? В использовании характерного искусственного языка, который очень часто называют исчислением. Это некая система изучения определенных областей знания, которая устанавливается между конкретными областями теоретического исследования. В математической логике это может быть исчисление классов, предикатов, высказываний и т. д.

Аксиоматизация

Это метод дедуктивного построения умозаключений или теорий в любом разделе знания. При этом на базе выбора изначальных характеристик, которые называются аксиомами, можно логическим путем вывести разные положения теории или знания. К аксиомам относят исключительно базовые или начальные понятия, которые принимаются за истину без любого рода доказательств. Все остальные особенности уже требуют конкретных аргументов. Для примера можно привести геометрию Евклида. Все науки, построенные на базе аксиоматизации, – дедуктивные.

Гипотетико-дедуктивный метод

Этот метод общенаучного познания заключается в выдвижении определенных абстрактных и теоретических предположений, то есть гипотез. Используется для того, чтобы объяснять причины и взаимосвязи в наблюдаемых процессах или явлениях. Такие умозаключения очень просто и удобно можно дальше раскрывать при помощи дедукции. То есть гипотеза развивается из изначального предположения, которое со временем проверяется опытным путем, а потом уточняется (детализируется) и анализируется исследователем.

Частнонаучные методы – это целая совокупность способов, которая используется для анализа и исследования в определенной науке и с учетом её характерных особенностей. Сюда можно отнести исследования в биологии, физики, химии, механики и т. д.

Подводя итоги статьи, хочется отметить, что абсолютно все вышеперечисленные методы активно используются учеными и исследователями на разных уровнях. При этом надо понимать, что абсолютно все способы научного познания очень широки и актуальны. Каждый из них используется более всего в определенной области. При этом иногда учёные используют целые комплексы различных методов для того, чтобы получить очень точную и комплексную информация.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *