что относится к общественным явлениям
Классификация и примеры социально-психологических явлений и процессов
Взаимодействие людей в обществе всегда приводит к определенным социальным процессам, явлениям.
Данные элементы общественной жизни классифицируются в зависимости от присущих им особенностей.
Что такое социальная активность личности? Узнайте об этом из нашей статьи.
Что это такое: понятие
Поскольку общество состоит из множества различных групп, в нем происходят постоянные столкновения взглядов и мнений.
Это приводит к непрерывным изменениям во всех сферах взаимодействия между людьми.
Возникновение социальных явлений
Социальный процесс важно отличать от социального явления.
В отличие от процесса, который имеет четко выраженный временный характер (он происходит в настоящий момент времени), явление обладает стабильностью и устойчивостью.
Основания для классификации:
О понятии и видах социальных установок человека читайте здесь.
Классификация
Общественные процессы, также, делятся на отдельные направления по ряду критериев. Основания для классификации:
Виды и примеры
В социальной психологии выделяются различные виды процессов и явлений, существующих в обществе.
К видам социальных явлений относятся:
Примером социального явления может послужить элементарное удовлетворение людьми своих биологических потребностей в питании.
Устойчивым элементом жизни любого общества является религия.
Она выражается в наличии у людей веры, соблюдении обрядов и праздников, уважении религиозной символики и т.д.
Между этими людьми существуют взаимодействия, которые основываются на принципах общности взглядов, единства целей, стремления к взаимовыручке и поддержке.
Подобные явления легко распознаются любым членом общества, поскольку они обладают выраженными признаками.
Но бывают и такие события, которые скрыты от всеобщего обозрения. Они существуют в обществе, но за счет некоторой латентности не осознаются большинством его членов.
К ним можно, например, отнести аномию. Это ситуация, при которой в обществе незаметно происходит разрушение существующего культурного базиса, что приводит к снижению уровня морали и нравственности.
При нем происходит абсолютное слияние индивида или целой социальной группы с подавляющим большинством из-за стремления «,быть как все»,.
В итоге происходит потеря индивидуальности.
Основные виды социальных процессов:
Люди могут вместе заниматься одним видом деятельности или выполнять разные задачи, взаимосвязанные между собой. Кооперация приносит пользу всем участникам.
Чаще всего данный процесс можно наблюдать в трудовых коллективах, но применим он и к другим видам взаимоотношений. Например, кооперацией является создание товарищества собственников жилья. Соседи объединяются в организованную группу для совместного решения общих жилищных вопросов. Совместными усилиями они решают возникающие бытовые вопросы и достигают поставленных целей.
Приспособление может происходить в виде поиска компромисса, подчинения мнению большинства, терпимости к мнению оппонентов.
Так, если при голосовании за какое-либо решение подавляющее большинство представителей социальной группы индивида высказывают единую позицию, то его демонстрация согласия с остальными при существующем на самом деле противоположном мнении является приспособлением.
Вся жизнь человека состоит из многообразия явлений и процессов, в которых он участвует самостоятельно или в составе социальной группы. Социальная психология квалифицирует данные элементы общественной жизни по определенным критериям.
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Общественное явление
Психологизация общественных явлений в наибольшей степени принята в амер. [7]
Познание общественных явлений имеет свою специфику. В социальном познании используются выработанные диалектическим материализмом общие законы, принципы, методы, характеризующие всеобщие моменты процесса познания природного и общественного мира. Но здесь необходим и переход к более конкретному уровню с учетом своеобразия общественной жизни и ее противоречий. [8]
Психологизация общественных явлений в наибольшей степени принята в амер. [9]
Единство личностных и общественных явлений проистекает из единства, существующего между индивидуумом и обществом, ибо человек, как уже подчеркивалось, есть совокупность общественных отношений. Общественные явления выступают одновременно и личностными, и общественными, хотя между ними нельзя ставить знак равенства, точно так же, как нельзя и противопоставлять их друг другу. По сути общественные явления возникают как результат взаимосвязанного поведения отдельных людей, которое вызывает изменения, означающие возникновение чего-то нового, что отличается от существующего и от самих индивидов, согласующих свое поведение. Таким образом, общественные явления возникают из личностных, хотя и отличаются от них. [10]
Поскольку все общественные явления суть, по Н. И. Карееву, проявления духовного взаимодействия между людьми, то коллективная психология способна выступать как основа социологии. Главной же проблемой социологии ученый считал вопрос о методе социального познания, трактовку коллективной психологии как основы общества и выяснение онтологических аспектов исторического процесса. [14]
Культура представляет собой общественное явление постольку, поскольку оно является репрезентативной культурой, то есть вырабатывает идеи, значения и ценности, которые действуют в силу их фактического признания. Она охватывает, следовательно, убеждения, оценки, картины мира, идеи и идеологии, которые воздействуют на социальное поведение в той мере, в какой члены общества либо активно их разделяют, либо пассивно признают. [15]
Социальный феномен
В качестве социальных явлений выступают люди с их действиями, чувствами, отношениями, мыслями и предметы. Социальные явления это «материальные и духовные продукты человеческой деятельности), социальные институты, учреждения, организации, потребности, интересы, отдельные стороны процессов и тому подобное». Многие социальные явления латенты и наряду с выражением очевидных характеристик социальной действительности, выражают её глубинные процессы, хотя в этом случае не наблюдается их непосредственная связь связь с данным социальным явлением. Социологические исследования использующие «определённые приёмы, процедуры и методы получения информации о социальном явлении» выступают в качестве средства его выявления (социальной практики.Различают две основных разновидности социальных явлений:
* явления, которые выражающие случайные (второстепенные) отношения и связи;
явления, которые свидетельствуют о сущностные характеристики социальных объектов.Из всё совокупности социальных явлений чаще выделяются последние, потому что они обладают устойчивыми, повторяющимися (массовые) и типичными связями и отношениями социальной реальности. Каждое из социальных явлений отличается от другого определёнными «эмпирическими признаками», которые отмечаются в социальных показателях. Массовые (повторяющиеся) социальные явления изучаются с помощью статистических методов. Количественное изучение совокупности социальных явлений и интенсивности проявления их признаков способствует осознанию вероятностного характера социальных связей и отношений, позволяет зафиксировать закономерности и тенденции их развития.
Любое социальное явление может быть рассмотрено как социальный факт в том случае, если были установлены его свойства и признаки — «повторяемость, массовость, типичность, общественная значимость». Таким образом социальные явления являются отправной точкой социологического исследования. В таком сложном процессе как исследование социальной жизни общества социальное явление представляет собой определенную ступень в познании его значимых черт, как и выступает в качестве самого непосредственного и простого из наблюдаемых элементов этого процесса, является точкой отсчёта восхождения социального познания от простого к сложному, «от многообразия свойств проявления социальной жизни в его основных характеристик».
Социальный феномен: характеристика и примеры
Содержание:
Всоциальные явлениявсе те события, тенденции или реакции, которые имеют место в пределах человеческой группы или сообщества. Они могут выполняться некоторыми из его членов или целиком и подтверждаются изменениями коллективного поведения.
Примеры социальных явлений: революции, демонстрации, войны, религии, расизм, миграции, мода, социальные события, партии, традиции, капитализм, коммунизм и другие.
В социологии социальный феномен определяется как «все те знания и опыт, которые являются внешними социальными конструкциями, которые влияют на нашу жизнь, наше развитие и развиваются с возрастом». Его эффекты могут быть как положительными, так и отрицательными. В последнем случае социальное явление можно было бы назвать скорее социальной проблемой.
Стивен Меннелл, заслуженный профессор социологии Дублинского университетского колледжа, считает, что это человеческие процессы, включающие как поведенческие, так и экспериментальные аспекты, которые доступны через анализ языковых и гуманистических символов.
Иногда социальные явления имеют тенденцию относиться к страданиям части общества, аномалии или нарушению мировых стандартов. Социальный феномен сохраняет свое существование независимо от его индивидуальных проявлений.
Для изучения социального феномена требуется обмен различными дисциплинами, поскольку его понимание и объяснение в целом подразумевает управление дополнительными точками зрения, такими как экономика, география, политология, лингвистика и, конечно же, социология. Кроме того, для его эффективного и глубокого понимания необходимо объединить количественные и качественные методы исследования.
характеристики
Еще одна характеристика заключается в том, что он включает наблюдаемое поведение человека или нескольких людей, которые влияют на другого человека или группу. Вот почему мы говорим о внешности социального феномена, потому что оно превосходит индивидуальное и на него влияет существование этого социального факта.
Они связаны с образом мышления и поведения в обществе и считаются субъективными и относительными по своей природе. Эта последняя характеристика социального явления также связана с тем фактом, что они зависят от пространства и времени, поэтому их необходимо объяснять и анализировать с учетом исторического контекста. Тогда они не могут быть применены или проанализированы с точки зрения универсальных свойств.
Также говорят, что социальные явления носят принудительный характер, потому что они вовлекают субъекта в набор ожиданий и социальной нормы, с помощью которой они в конечном итоге навязывают себя индивидуальности.
Будучи внешними и навязанными, социальные явления можно предвидеть, потому что они становятся поведением, ожидаемым обществом; однако это относительная предсказуемость, поскольку она будет обусловлена новыми знаниями или использованием других кодов.
Примеры
Человеческая миграция
Демографическое явление, которое включает перемещение или перемещение населения с места жительства, региона или страны на новое постоянное место назначения, в основном по экономическим или социальным причинам.
Война
Вооруженный общественно-политический конфликт. Насильственный спор, в который вмешиваются две или более сторон, будь то страны, группы одной нации или группы людей. Примерами этого исторического явления могут быть Первая и Вторая мировые войны или холодная война.
Религия
Система убеждений и практик с нормами, в которые верит человек или группа людей. Обычно это предполагает существование одного или нескольких божественных и высших существ, а также существование институционального элемента или функциональных структур, которые регулируют и отвечают за организацию системы верований и практик.
Революция
Радикальное преобразование набора социальных отношений и взаимодействий, при котором структура или социальный и политический порядок, который был установлен, полностью изменяются и заменяются совершенно другими.
Расизм
Политическая идеология, антропологическая доктрина или настроения, в которых обостряется расовое чувство этнической группы, которое обычно считается высшим и которое в целом мотивирует дискриминацию или преследование других, не принадлежащих к этой расе.
Капитализм
Экономическая и социальная система, основанная на частной собственности на средства производства и свободном обмене товарами и услугами. Эта система придает значение капиталу как генератору богатства.
Сюда входят недвижимость, оборудование или объекты, которые производят потребительские товары, с помощью которых можно удовлетворить потребности и получить экономическую выгоду или конкретную прибыль.
Бедность
Положение или социально-экономическое состояние населения или группы людей, которые не могут удовлетворить свои основные потребности, такие как еда, жилье, одежда, здоровье, образование.
Безработица, отсутствие дохода или его низкий уровень, а также социальная изоляция или маргинализация могут быть одними из ситуаций, которые приводят к этому состоянию депривации.
Социальные сети
Это структуры, сформированные в Интернете, состоящие из людей и организаций, которые объединяются на основе общих интересов или ценностей. Отношения, которые создаются между членами этих структур, являются немедленными, без иерархий и физических ограничений.
С помощью этих инструментов люди изменили способ взаимодействия друг с другом, а также с организациями. Они предполагают, что гиперподключение стало необходимым условием для человека или учреждения, чтобы гарантировать их выживание с течением времени.
Моногамия
Это относится к модели аффективно-сексуальных отношений, которую поддерживают два человека, основанной на идеале исключительности в течение неопределенного периода времени и со связью, установленной браком, законом или обычным правом.
Он противопоставляется полигамии, другому социальному феномену, который относится к модели отношений, которая допускает эмоциональную и сексуальную связь с несколькими людьми одновременно.
Преступность
Социальная проблема или негативное социальное явление, которое относится ко всему, что связано с преступными действиями, а также к лицам, которые придерживаются поведения, противоречащего закону и закону, за что они наказаны правосудием и должны соблюдать серьезные санкции или получать определенные наказания.
Ссылки
Метод Гаусса-Зейделя: объяснение, приложения, примеры
Алкоголизм: характеристика, симптомы и последствия
Общественные явления
Основными категориями педагогики, отражающими ее сущность и содержание, являются процессы обучения, воспитания и самовоспитания, которые в то же время являются и общественными явлениями.
Сущность и функции обучения. Обучениекак общественное явление есть целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, результатов развития общественного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. В этом состоит его социальный смысл. Обучение обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе и психологический смысл.
Главным механизмом освоения содержания в процессе обучения является целенаправленно организованная в специальных формах взаимодействия совместная деятельность детей и взрослых, обучаемых и обучающих, их содержательное познавательное общение. Обучение зависит от конкретно-исторических условий. Различные эпохи и цивилизации оставляют свой отпечаток на его организации: отборе содержания материала для различных социальных групп, подборе методов идеологической обработки и манипуляции сознанием. В этом заключается его педагогический смысл.
В педагогике обучение понимается как специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников. Его цель – усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования. Основу обучения составляют знания, умения, навыки, выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников – в качестве продуктов усвоения. Знания представляют собой совокупность усвоенных учеником сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности. Навыки – это усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека. Умения – это достигнутая в процессе обучения возможность человека творчески применять знания и навыки и достигать желаемого результата в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности.
Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно, важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем. Области понятий «обучение» и «воспитание» частично перекрываются.
Сущность обучения наиболее полно и ярко проявляется в его функциях. Среди них на первом месте наиболее существенная – функция формирования у людей знаний, навыков и умений.
Второй функцией обучения является формирование мировоззрения человека. Оно формируется у детей и взрослых объективно, постепенно, по мере обобщения знаний, позволяющих судить об окружающем мире. В неразрывной связи с предыдущими функциями находится функция развития личности и самостоятельного мышления. Развитие человека есть количественный и качественный рост его физических, физиологических и психических характеристик, среди которых выделяются, прежде всего, интеллектуальные.
Большое значение имеет и профориентационная функция обучения. В процессе обучающего и производительного труда, приобретая конкретные знания и навыки в области той или иной профессиональной деятельности, формируется интерес к ней.
Функция подготовки к непрерывному образованию ориентирует человека на активное участие в производстве и общественных отношениях, готовит к практической деятельности, нацеливает на постоянное совершенствование своей политехнической, профессиональной, общеобразовательной в целом подготовки. Функция креативности нацеливает личность на непрерывное развитие ее всесторонних качеств.
Роль и значение воспитания. Воспитаниекак общественное явление – сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность и отношения между людьми. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.
В педагогике воспитание понимается в широком и узком значении. В широком значении воспитание – это целеустремленное, организованное формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, развитие у них высоких морально-политических, психологических и физических качеств, а также привычек поведения, соответствующих требованиям социального окружения и деятельности. В узком значении воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Кроме воспитания педагогика изучает и самовоспитание, под которым понимается целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Жизнь убедительно доказала, что самовоспитание выступает непременным условием совершенствования человеческой личности.
Среди содержательных компонентов самовоспитания следует в первую очередь выделять: глубоко осознанные цели и задачи, выработанные и принятые человеком жизненные идеалы, которые лежат в основе программы самосовершенствования; глубоко осмысленные и принятые для себя требования, предъявляемые к деятельности и личности; наличие внутренней установки, развитого самосознания, способности к объективной критической оценке своего поведения и необходимого уровня общего, интеллектуального, идейно-политического и профессионального развития; определенную степень совершенствования волевых качеств и наличие привычек эмоционального саморегулирования, особенно в трудных и сложных ситуациях, экстремальных условиях.
Исходным компонентом самовоспитания, как и любого другого вида деятельности, являются потребности и мотивы – сложные и глубоко осознанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой. Содержательная сторона процесса самовоспитания включает в себя различные аспекты развития личности человека: идейно-политический, профессиональный, нравственный, этический, педагогический, правовой, эстетический, физический и др.
Каждый из них требует специальной практической работы по самовоспитанию у себя специфических качеств и связан с составлением программы по самовоспитанию, которая предусматривает развитие ума, чувств, воли, формирование разнообразных убеждений и привычек поведения. В то же время эти сферы развития личности человека тесно связаны между собой, зависят друг от друга и, естественно, требуют комплексного подхода к их самовоспитанию, а также постоянных проверки и самоконтроля, корректировки процесса самовоспитания, непрерывного руководства им.
Существенную роль в этом играют самопознание и самоанализ человеком своих действий, поступков, поведения, которые предполагают критическое отношение к себе, к уровню развития своих личностных качеств, к состоянию, возможностям, духовным и физическим силам. Это, в свою очередь, связано с самооценкой, без которой невозможно самоопределиться и самоутвердиться в жизни, в социальной среде и социальных группах. Особенности самовоспитания выражают его психологические предпосылки, основные условия и используемые в его процессе методы.
Психологические предпосылки самовоспитания предполагают определенный уровень развития личности, ее готовности и способности к самоизучению, самоосознанию, самооценке, к сравнению своих поступков с поступками других людей, самокритичному отношению к своей деятельности, выработку устойчивых установок на постоянное самосовершенствование. Как самостоятельная и систематическая сознательная деятельность человека, самовоспитание направлено на преодоление всего отрицательного, негативного в сознании, в отношениях, в поведении и действиях человека. В этом случае самовоспитание выступает как внутренняя основа процесса самостоятельного перевоспитания личности.
Условия, способствующие самовоспитанию, означают, что в ходе его требуются определенные чувства переживания того, что ему недостает воспитанности, а также большие, иногда предельные волевые усилия в достижении поставленных целей по саморазвитию.
Самовоспитание осуществляется с помощью различных общих и специфических методов, средств и приемов. К наиболее общим методам самовоспитания относятся: самообязательства, самоорганизация личной жизни и профессиональной деятельности, самоотчет и др.