что относится к обязанностям педагогов методического объединения
Методисту в помощь. Функциональные обязанности учителей МО
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Функциональные обязанности учителей МО
Функциональные обязанности разработаны на основе тарифно-квалификационной характеристики учителя, утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1288 по согласованию с Министерством труда РФ (постановление Мин-труда России от 17 августа 1995 г. N 46). При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации деятельности методического объединения, действующие в данном образовательном учреждении.
2. Основными направлениями деятельности учителя в методическом объединении являются:
2.1. Участие в методической и информационной работе методического объединения
2.2. Участие в заседаниях методического объединения, научно-методических семинарах, школах передового опыта и т.п.
2.3. Участие в работе по научно-методическому обеспечению содержания преподаваемого предмета, курса, факультатива и т.п..
2.4. Разработка необходимого психолого-педагогического инструментария по вопросам диагностики, прогнозирования, планирования преподавания учебных предметов.
2. 5. Самообобщение опыта и организация его распространения среди членов методического объединения.
2.6. Подготовка творческих отчетов по наиболее продуктивным методам обучения, воспитания, развития, используемых в учебном процессе.
2.7. Оказание помощи молодым учителям, участвующих в работе методического объединения (в том числе и через проведение открытых уроков).
2.8 Проведение консультаций для педагогов школы по актуальным проблемам методики преподавания предмета.
2.9. Участие вместе с администрацией школы в подготовке учителей к аттестации.
2.10. Проведение научно-практических конференций для учителей и учащихся школы (по заданию МО).
3.1. Создает Банк тестов, диагностик, поурочных разработок, инновационных технологий, способствующих улучшению качества образования.
3.2. Ведет картотеку ППО по преподаваемому предмету, готовит методические рекомендации по организации УВП, методике преподавания предмета, воспитанию школьников.
3.3. Внедряет инновационные технологии, участвует в организации и проведении школьных, городских экспериментов, занимается самообразованием.
3. 7. Разрабатывает тексты для проведения городских предметных олимпиад.
Учитель, член МО, имеет право в пределах своей компетенции.
4. 1. Принимать участие в работе методического объединения и методического совета школы.
4. 2. Разрабатывать и создавать методические рекомендации, касающиеся вопросов образования, воспитания и развития и не противоречащих действующему законодательству.
4. 3. Вносить предложения по совершенствованию работы МО.
4. 4. Участвовать только в одной форме методического объединения.
ПОЛОЖЕНИЕ О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (примерное).
I Общие положения
1.1.Методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы образовательного учреждения (ОУ), осуществляющим организацию и проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работы по одному или нескольким учебным предметам.
1.2.Методическое объединение (МО) организуется при наличии не менее трех учителей по одному предмету или такого же количества педагогов по нескольким предметам смежных и обеспечивающих дисциплин. В ОУ могут быть созданы МО классных руководителей, воспитателей и других специалистов. Количество МО и их численность определяется исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед образовательным учреждением задач и утверждается приказом директора ОУ.
1.3.МО создаются, реорганизуются и ликвидируются приказом директора ОУ по представлению заместителя директора по учебно-воспитательной работе. МО непосредственно подчиняются заместителю директора по учебно-воспитательной (научно-методической) работе.
1.4.МО в своей деятельности соблюдают Конвенцию о правах ребенка, руководствуются Конституцией и законами РФ и РК, нормативными актами Министерства образования РФ, Министерства образования и высшей школы РК, органов отдела образования, а также уставом, локальнымиактами ОУ, приказами и распоряжениями его директора и настоящим Положением.
1.5.По вопросам внутреннего распорядка МО руководствуются правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, Уставом школы, Правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (контрактами).
II. Задачи методического объединения
В работе методических объединений через различные виды деятельности предполагается решение следующих задач:
— организовывать и проводить на высоком профессиональном уровне учебно-воспитательную, методическую и опытно-экспериментальную работу по одной или нескольким родственным дисциплинам;
— осваивать новое содержание, технологии и методы педагогической деятельности;
— обобщать передовой педагогический опыта, пропагандировать и внедрять его в практику работы школы;
— обеспечивать профессиональный и творческий рост педагогов;
— создавать атмосферу ответственности за конечные результаты труда;
— содействовать в выполнении целевых федеральных, региональных и муниципальных программ образования, воспитания и др.
III. Основные направления и содержания деятельности методического объединения
3.1. Аналитическая деятельность:
3.2. Информационная деятельность:
3.3. Организационно-методическая деятельность:
3.4. Научно-исследовательская деятельность:
IV. Организация деятельности методического объединения
4.1. Методическое объединение учителей ежегодно избирает руководителя;
4.2. Руководитель МО:
— составляет план МО, который рассматривается на заседании МО, согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной (методической) работе и утверждается директором;
— участвует в составлении тематических и итоговых контрольных срезов знаний, умений и навыков учащихся;
— оказывает методическую помощь молодым специалистам;
— участвует в работе школьной аттестационной комиссии;
— ведёт протоколы заседаний МО;
4.3. Заседания МО проводятся не реже одного раза в четверть. О времени и месте проведения заседания руководитель МО обязан сообщить заместителю директора по УВР, курирующего методическую работу.
4.4. По каждому из обсуждаемыхна заседании вопросов принимаются решения, которые фиксируются в журнале протоколов.
4.5. Контроль за деятельностью МО осуществляется директором школы, его заместителем по УВР в соответствии с планами методической работы школы и внутришкольного контроля, утверждаемого директором ОУ.
V. Права и обязанности методического объединения
5.1. Методическое объединение имеет право:
— выражать пожелания руководству ОУ при распределении учебной нагрузки;
— требовать от администрации своевременного обеспечения членов МО всей необходимой инструктивной, нормативной и научно-методической документацией;
— выдвигать предложения по улучшению учебного процесса в школе;
— ставить вопрос перед администрацией школы о поощрении учителей МО за активное участие в экспериментальной деятельности;
— ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте, накопленном в МО;
— готовить предложения и рекомендовать учителей для повышения квалификационной категории;
— выдвигать от МО учителей для участия в конкурсах «Учитель года» и др.
5.2. Каждый участник МО обязан:
— участвовать в заседаниях МО;
— стремиться к повышению уровня профессионального мастерства;
— знать тенденции развития методики преподавания предмета;
— владеть основами самоанализа педагогической деятельности;
— своевременно изучать нормативные документы по вопросам организации обучения, преподавания учебного предмета или группы предметов соответствующей образовательной области;
— активно участвовать в проведении открытых мероприятий (уроков, внеклассных мероприятий по предмету и др.);
VI. Документация методического объединения
6.1. К документации МО относятся:
Приложение. Типовое положение об учебно-методических объединениях в системе общего образования
Типовое положение
об учебно-методических объединениях в системе общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 15 октября 2014 г. N 1322)
5. Федеральные учебно-методические объединения создаются:
иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в зависимости от специфики образовательной деятельности в сфере общего образования (при необходимости).
Учебно-методические объединения могут быть созданы совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти.
II. Организация деятельности учебно-методических объединений и управление ими
8. Руководство деятельностью учебно-методического объединения осуществляет председатель учебно-методического объединения. Председатель учебно-методического объединения имеет заместителя (заместителей).
Учебно-методическим объединением при необходимости создаются секции, рабочие группы, отделения:
по уровням общего образования;
по направленностям (профилям) образовательных программ;
по обеспечению деятельности учебно-методического объединения в отдельных регионах.
9. Председатель учебно-методического объединения осуществляет общее руководство деятельностью учебно-методического объединения и представляет его по вопросам, относящимся к сфере деятельности учебно-методического объединения.
10. Ответственная организация формирует и утверждает состав учебно-методического объединения.
12. Срок полномочий председателя и членов учебно-методического объединения составляет 3 года. При истечении срока полномочий председателя и членов учебно-методического объединения состав обновляется не менее чем на 30 процентов.
13. Учебно-методическое объединение принимает решения на своих заседаниях, которые проводятся не реже одного раза в квартал. Заседание учебно-методического объединения правомочно, если в его работе участвуют более половины его членов. Решения принимаются простым большинством голосов членов учебно-методического объединения, участвующих в его заседании.
14. В работе учебно-методического объединения могут принимать участие приглашенные представители органов государственной власти, юридические и физические лица, а также иностранные юридические лица и иностранные граждане.
15. Ответственная организация обеспечивает организационно-техническое сопровождение деятельности учебно-методического объединения.
III. Основные направления деятельности учебно-методических объединений
16. Учебно-методическое объединение проводит конференции, семинары, совещания и иные мероприятия по вопросам совершенствования системы общего образования, олимпиады и конкурсы.
17. Учебно-методическое объединение для решения задач, установленных настоящим Типовым положением, имеет право в соответствии с законодательством Российской Федерации:
распространять информацию о своей деятельности;
вносить в органы государственной власти предложения по вопросам государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере образования, содержания образования, кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
участвовать в выработке решений органов государственной власти по вопросам деятельности системы общего образования;
участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов и иных документов по вопросам образования;
оказывать информационные, консультационные и экспертные услуги в сфере своей деятельности.
18. Основными направлениями деятельности учебно-методических объединений являются:
а) в части федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:
подготовка предложений в Минобрнауки России по проектам федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
участие в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
осуществление методического сопровождения реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
разработка примерных программ;
взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 12 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», религиозными организациями (централизованными религиозными организациями) при проведении экспертизы примерных программ;
обеспечение научно-методического и учебно-методического сопровождения примерных программ;
в) в части государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования:
проведение мониторинга реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по результатам государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования;
участие в разработке контрольно-измерительных материалов для оценки знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций обучающихся;
г) в части профессионального совершенствования деятельности педагогических работников:
участие в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки по вопросам общего образования;
участие в разработке профессиональных стандартов.
19. Учебно-методическое объединение направляет ежегодно не позднее 1 марта в создавший его орган власти (органы власти) отчет о своей деятельности за предшествующий календарный год, а также направляет иную информацию о своей деятельности по запросу указанного органа власти (органов власти).
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263
** Часть четвертая статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566, N 19, ст. 2289, N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2933, N 26, ст. 3388, N 30, ст. 4263)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Забайкальской санаторной школы – интерната»
«_________» _______________ 20______ г.
1. Основными направлениями деятельности педагога МО являются:
— участие в методической и информационной работе МО;
— участие в заседаниях МО, научно-методических семинарах и т.д.;
— участие в работе по научно-методическому обеспечению содержания преподаваемого предмета, курса, факультатива и т.д.;
— разработка необходимого психолого-педагогического инструментария по вопросам диагностики, прогнозирования, планирования преподавания предмета;
— самообобщение опыта и организация его распространения среди членов МО;
— подготовка творческих отчетов по наиболее продуктивным методам обучения, воспитания, развития, используемых в учебно- воспитательном процессе;
— оказание помощи молодым учителям МО;
— проведение консультаций для педагогов школы по актуальным проблемам методики преподавания предмета;
— участие вместе с администрацией школы в подготовке педагогов к аттестации;
— проведение научно-практических конференций для педагогов и учащихся школы;
— создает Банк тестов, диагностик, поурочных разработок, инновационных технологий, способствующих улучшению качества образования;
— ведет картотеку передового педагогического опыта по преподаваемому предмету, готовит методические рекомендации по организации УВП, методике преподавания предмета, воспитанию школьников;
— внедряет инновационные технологии, участвует в организации и проведении школьных, районных экспериментов, занимается самообразованием;
— разрабатывает тексты для проведения олимпиад;
3. Права учителя-члена МО
Педагог, член МО, имеет право в пределах своей компетенции:
— принимать участие в работе МО и МС школы;
— разрабатывать и создавать методические рекомендации, касающиеся вопросов образования, воспитания и развития и не противоречащих действующему законодательству;
— вносить предложения по совершенствованию работы МО.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Усожская средняя общеобразовательная школа
Протокол от _________ 20___г
Директор МБОУ Усожской СОШ
_______/ В. М. Калошина/
Приказ №___ __201_ г.
Положение о методическом объединении учителей-предметников
1.1.Методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы, осуществляющим учебно-воспитательную, методическую, экспериментальную и внеурочную работу по одному или нескольким учебным предметам.
1.2. Методическое объединение организуется при наличии не менее трех учителей по одному предмету или по одной образовательной области. В состав методического объединения могут входить учителя смежных дисциплин. В образовательном учреждении ( далее – ОУ) может также создаваться методическое объединение классных руководителей и т. п.
1.3. Количество методических объединений и их численность определяется, исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед ОУ задач, и утверждается приказом директора.
1.4. Методические объединения создаются, реорганизуются и ликвидируются директором по представлению заместителя директора по УВР.
1.5. Методические объединения подчиняются непосредственно заместителю директора по УВР.
1.6. В своей деятельности методическое объединение руководствуется Конституцией и законами РФ, указами Президента РФ, решениями Правительства РФ, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, а также Уставом и локальными правовыми актами, приказами и распоряжениями директора.
2. Задачи и направления деятельности методического объединения
2.2. В работе методических объединений учителей в различных видах деятельности предполагается решение следующих задач:
и зучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
выбор школьного компонента, разработка соответствующего образовательного стандарта;
отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности и разноуровневости;
утверждение индивидуальных планов работы по предмету;
анализ программ элективных курсов, авторских программ и методик;
утверждение аттестационного материала для промежуточной аттестации в переводных классах;
ознакомление с анализом состояния преподавания предмета по итогам внутришкольного контроля;
работа с обучающимися по соблюдению норм и правил техники безопасности в процессе обучения; разработка рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья школьников в процессе изучения образовательных дисциплин;
взаимопосещение уроков по определенной тематике с последующим анализом и самоанализом достигнутых результатов;
организация открытых уроков по определенной теме с целью ознакомления с методическими разработками сложных разделов программ;
изучение актуального педагогического опыта;
экспериментальная работа по предмету;
организация исследовательской деятельности обучающихся по смежным образовательным дисциплинам;
выработка единых требований в оценке результатов освоения программы на основе разработанных образовательных стандартов по предмету;
разработка системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (тематическая, семестровая, зачетная и т. д.);
ознакомление с методическими разработками по предмету, анализ методики преподавания предмета;
отчеты о профессиональном самообразовании, работа педагогов по повышению квалификации в институтах (университетах), отчеты о творческих командировках;
организация и проведение предметных недель (декад и т. д.) в ОУ; организация и проведение школьного этапа всероссийской олимпиады школьников, конкурсов, смотров; организация внеклассной работы по предмету с обучающимися (факультативные и элективные курсы, кружки, секции и др.);
работа по укреплению материальной базы и приведению средств обучения, в т. ч. учебно-наглядных пособий по предмету, в соответствие с современными требованиями к образованию.
2.3. Методическое объединение:
проводит первоначальную экспертизу изменений, вносимых преподавателями в учебные программы;
изучает и обобщает опыт преподавания учебных дисциплин;
организует внеклассную деятельность обучающихся по предмету;
принимает решение о подготовке методических рекомендаций в помощь учителям;
организует разработку методических рекомендаций для обучающихся и их родителей в целях наилучшего усвоения соответствующих предметов и курсов, повышения культуры учебного труда;
рекомендует учителям различные формы повышения квалификации;
организует работу наставников с молодыми специалистами и малоопытными учителями;
разрабатывает положения о конкурсах, олимпиадах, предметных неделях (месячниках) и организует их проведение.
3. Основные формы работы методического объединения
Основными формами работы методического объединения являются:
3.1. Проведение педагогических экспериментов по проблемам методики обучения и воспитания обучающихся и внедрение их результатов в образовательный процесс.
3.2. Круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т.п.
3.3. Заседания методических объединений по вопросам методики обучения и воспитания обучающихся.
3.4. Открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету.
3.5. Лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии.
3.6. Изучение и реализация в учебно-воспитательном процессе требований нормативных документов, актуального педагогического опыта.
3.7. Проведение предметных и методических недель.
3.8. Взаимопосещение уроков педагогами с последующим анализом проблем и рекомендациями по решению выдвинутых проблем обучения и воспитания.
4. Порядок работы методического объединения
4.1. Возглавляет методическое объединение руководитель, назначаемый директором из числа наиболее опытных педагогов, по согласованию с членами методического объединения.
4.2. Работа методического объединения проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. План составляется руководителем методического объединения, рассматривается на заседании методического объединения, согласовывается с заместителем директора по УВР и утверждается методическим советом.
4.3. Заседания методического объединения проводятся не реже одного раза в четверть. О времени и месте проведения заседания председатель методического объединения обязан поставить в известность заместителя директора по УВР.
4.4. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в протоколах заседания методического объединения. Рекомендации подписывает председатель методического объединения.
4.5. При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других методических объединений, на заседания необходимо приглашать их руководителей (учителей).
4.6. Контроль деятельности методических объединений осуществляет директор, его заместитель по учебно-воспитательной работе в соответствии с планами методической работы школы и внутришкольного контроля.
5. Документация методического объединения
К документации методического объединения относятся:
положение о методическом объединении;
банк данных об учителях методического объединения: количественный и качественный состав (возраст, образование, специальность, преподаваемый предмет, общий и педагогический стаж, квалификационная категория, награды, звание, домашний телефон);
анализ работы за прошедший учебный год;
задачи методического объединения на текущий учебный год;
тема методической работы, ее цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год;
план работы методического объединения на текущий учебный год;
сведения о темах самообразования учителей методического объединения;
перспективный план аттестации учителей методического объединения;
график прохождения аттестации учителей методического объединения на текущий год;
перспективный план повышения квалификации учителей методического объединения;
график повышения квалификации учителей методического объединения на текущий год;
график административных контрольных работ на четверть;
график проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий по предмету учителями методического объединения (утверждается директором);
материалы актуального педагогического опыта учителей;
протоколы заседаний методического объединения.
6. Права методического объединения
Методическое объединение имеет право:
готовить предложения и рекомендовать учителей для повышения квалификационного разряда;
выдвигать предложения об улучшении учебного процесса;
ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте, накопленном в методическом объединении;
ставить вопрос перед администрацией о поощрении учителей методического объединения за активное участие в экспериментальной деятельности;
рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации;
обращаться за консультациями по проблемам учебной деятельности и воспитания обучающихся к заместителям директора ОУ;
вносить предложения по организации и содержанию аттестации учителей;
выдвигать от методического объединения учителей для участия в профессиональных конкурсах.