что относится к основным особенностям цифровой сетевой среды
Цифровая среда и образовательная среда: взаимосвязь понятий. Что важнее для педагогической науки?
Общество, а позднее и наука, осознав переход в постиндустриальную эпоху, мир цифровых технологий, породили целый ряд новых понятий – цифровая среда, цифровая экономика, цифровая дидактика, цифровое обучение, цифровые компетенции и даже цифровая педагогика.
Являются ли эти понятия маркерами цифровой эпохи, отражающие характеристику многих (если не большинства) традиционно понимаемых процессов и явлений, или они имеют научную трактовку и могут стать основой нового направления исследований в педагогике и образовании?
Дмитрий Махотин, канд. пед. наук, главный редактор журнала «Интерактивное образование»
Средовой подход в естественных и гуманитарных науках стал одним из самых востребованных в исследованиях XXI века, обозначив важность систематического изучения «окружения» объектов и процессов и выявления определенных закономерностей и условий, при которых появляются новые возможности и изменения.
Не останавливаясь на раскрытии средового подхода в педагогике, необходимо отметить, что появление и развитие понятия «образовательная среда» связано с известными учеными Л.С. Выготским, А.С. Макаренко, П.П. Блонским, С.Т. Щацким, В.В. Давыдовым, В.И. Слободчиковым и другими педагогами и психологами. Для интересующих этой проблемой и историческим анализом подходов к этому понятию среды в педагогике и психологии можно обратиться к работам Е.А. Алисова [1].
Исследования Шевченко Н.И., Шалашовой М.М. показывают, что в современных условиях развития образования ряд ученых представляют образовательную среду «как как естественное и искусственно созданное социокультурное окружение человека, включающее учебное содержание и различные средства образования, обеспечивающие продуктивную деятельность обучающихся и благоприятные условия для этого» [6].
При этом образовательная среда представляется как как некая субстанция, отличающаяся от пустого, незаполненного людьми пространства, она ориентирована на предоставление возможности обучающимся идентифицировать себя в социуме, удовлетворение собственных потребностей в обучении, восприятии образования как личностной ценности.
Идеи проектирования образовательной среды, ставшей актуальной сегодня благодаря необходимости создания нового образовательного контента и персонализированных образовательных маршрутов, во многом соответствуют своеобразию сообщества обучающихся и связаны с внедрением инновационных педагогических технологий, использованием новых инструментов (электронных, цифровых), проектированием современного содержания образования, увеличением объема самостоятельной работы обучающихся, изменением системы диагностики и контроля образовательных результатов, предоставления возможностей для профессиональных проб и получения реального опыта деятельности и т. п. [7].
В Национальном проекте «Образование» появилось понятие «цифровая образовательная среда», обозначив целое направление исследовательских и научно-практических работ по реализации ключевых проектов по развитию российского образования. Может ли быть образовательная среда «цифровой» и существует ли образовательная среда «аналоговая» (нецифровая), которую также необходимо исследовать и поддерживать для создания определенных возможностей?
Поэтому обратимся к «цифровой среде» и ее особенностям и влиянию на современный мир, на изменение окружения образования и создание новых возможностей для всех обучающихся.
Цифровой мир пришел на смену материального (искусственного) мира, точно также, как в свое время искусственный мир стал массово замещать природный. При этом полного замещения никогда не происходило и, наверное, эти миры должны развиваться параллельно, создавая среду взаимодействия с человеком (социумом). В течение многих веков человек изучал искусственный мир, развивая естествознание, технику и технологические области науки и практики, при этом регулярно возвращаясь к проблемам взаимодействия искусственного и природного – на уровне экологии и охраны окружающей среды, концепций устойчивого развития, гуманитаризации и «человековизации» образования и пр.
Очень быстро попадая в цифровой мир, погружаясь в новую и отличную от привычной и устойчивой – цифровую среды, – человек испытывает дискомфорт, потерю компетентности и ориентации в 3D (а может и более многомерном) пространстве…А педагогическая наука не успевает исследовать появляющиеся и изменяющиеся процессы и закономерности, давать конкретные практические рекомендации «Что делать?». Отсюда безосновательные (не значит, что ошибочные) заявления новых подходов, новых технологий и даже новые детей (поколение Z, цифровое поколение…).
Но отрицать цифровой мир и новую среду для жизни, обучения и воспитания человека невозможно и поэтому обсуждать, исследовать, экспериментировать сегодня просто необходимо, используя при этом весь спектр цифровых технологий и ресурсов для решения образовательных задач.
Цифровая среда возникла благодаря процессам цифровизации, которые в общем виде описываются как переход с аналоговой формы передачи информации на цифровую. Однако не все так просто, цифровая среда не возникнет благодаря только «оцифровке» информации или процессам автоматизации рабочих процессов. А. Марей отмечает, что «цифровизация — это в меньшей степени про технологии, а в большей — про культуру, про изменения и про модель взаимодействия» [4].
В англоязычной Википедии цифровая среда понимается как «интегрированные коммуникационные среды, в которых электронные, цифровые и беспроводные устройства представляют собой инструменты, которые организуют общение, взаимодействуют и управляют контентом и действиями внутри самой себя» [5].
Блинов В.И. с коллегами дает педагогически ориентированное понимание цифровой среды как «системы условий и возможностей, подразумевающей наличие информационно-коммуникационной инфраструктуры и предоставляющей человеку набор цифровых технологий и ресурсов для самореализации, личностно-профессионального развития, решения бытовых и профессиональных задач» [2].
В исследованиях «среды» всегда присутствуют специфические особенности данного понятия как научного [3]:
Исходя из анализа приведенных определений и обсуждений особенностей цифровой среды в средствах массовой информации можно выделить следующие варианты соотношения цифровой и образовательной среды:
Вполне вероятно, что можно рассуждать и о других вариантах взаимодействия понятий цифровой и образовательной среды, но при этом понятно, что всегда в центре этих рассуждений будет находиться человек, его самореализация и субъектность, а не «программа» или «средства (технологии)» обучения, воспитания или развития. И синтез цифровых и педагогических технологий, независимо от того, являются ли они традиционными (доцифровыми) или «цифророжденными» [2], будут не задавать миллионы индивидуальных образовательных траекторий благодаря адаптивным системам и большим данным, а создадут возможность для осознанного выбора человеком персонализированных стратегий, направленных на его самореализацию и устойчивое развитие.
Цифровая среда или цифровые среды? Разбираемся в госпроектах по инновациям в образовании
Минпросвещения и Минобрнауки ведут параллельные проекты по цифровизации школ и вузов. В них можно запутаться. Но мы разобрались.
С 10 декабря 2020 года в России начался эксперимент — внедрение цифровой образовательной среды (ЦОС) в школах.
Похожий процесс параллельно идёт и в вузах: для них в 2020 году официально запущена государственная информационная система «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС).
Эти две цифровые среды — не часть единой системы, как может показаться на первый взгляд, а самостоятельные явления. Каждая среда задумана для своих целей.
Планы по цифровизации в «Образовании»
Цели цифрового развития общего и профессионального образования были расписаны в 2019 году в национальном проекте «Образование». В него входит сразу два федеральных проекта для воплощения этих целей.
Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.
Первый федеральный проект: «Цифровая образовательная среда»
Этот проект предусматривает, в частности:
Цифровая образовательная среда (ЦОС) — это не единая онлайн-площадка, а набор технических решений для школ. Сейчас эти решения в стадии формирования. По замыслу Минпросвещения, в ЦОС войдут библиотека верифицированного учебного контента, платформа с учебными заданиями, соцсеть и система видео-конференц-связи.
В недавнем интервью министр просвещения Сергей Кравцов объяснил, как именно технологии войдут в программы. Учитывая недовольство родителей, учителей и учеников экстренной цифровизацией, которая случилась из-за пандемии, он старался подчеркнуть: цифровые инструменты не будут полной заменой традиционной школе.
«Цифровая образовательная среда (ЦОС) — это помощь, усиление традиционной системы образования. В неё входит отечественная система видео-конференц-связи. Мы назвали её „Сферум“ и уже успешно апробировали в Московской области. В сервисе используются опыт и те решения, которые уже были отработаны на видеонаблюдении на ЕГЭ. Эта система защищена от хакерских атак и взломов. Она нужна для того, чтобы учителя и ученики могли общаться друг с другом, в том числе из разных регионов, а родители могли бы посещать родительские собрания онлайн, если очно не могут присутствовать. Второй важный компонент ЦОС — это социальная сеть. Третий — это электронные верифицированные учебные материалы в помощь учителю, проверенные экспертами, соответствующие школьным стандартам. Учитель может их использовать, чтобы сделать очный урок интереснее».
Часть этих инструментов будет работать на базе соцсети «ВКонтакте», рассказал министр. Пока же они или находятся в разработке, или проходят тестирование.
Второй федеральный проект: «Молодые профессионалы»
Полное название этого проекта — «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)». Одна из его целей — к 2024 году 20% студентов вузов должны изучать отдельные дисциплины, используя ресурсы не только своего университета, а и других организаций, в том числе онлайн-курсы. Для этого в проекте поставлена задача обеспечить всем, кто обучается на программах высшего или дополнительного профессионального образования, доступ к онлайн-курсам различных организаций и платформ по принципу «одного окна».
К запуску нацпроекта «Образование» прототип такого «окна» уже существовал — это онлайн-платформа «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС). Её запустило Минобрнауки (тогда ещё не разделённое на два министерства) в 2017 году. Под своим полным названием СЦОС тоже упоминается в нацпроекте — предполагалось к 2020 году создавать на ней индивидуальные цифровые портфолио обучающихся, и эта задача уже выполняется.
СЦОС — фактически агрегатор онлайн-курсов разных платформ и вузов. Сами курсы размещаются не на сайте СЦОС, а на площадках образовательных организаций, которые эти курсы создают и поддерживают. Удобство в том, что пользователь, авторизовавшись в одном месте (на сайте СЦОС), может подобрать нужный курс в реестре и получить доступ к нему.
К моменту появления нацпроекта «Образование» и, соответственно, проекта «Молодые профессионалы» СЦОС пользовались уже больше 700 тысяч человек, и на ресурсе было представлено более тысячи онлайн-курсов. Сейчас СЦОС объединяет 66 платформ, 109 вузов и предоставляет доступ к более чем
1 700 курсам.
Словом, школьная «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) и вузовская «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС) — два разных, не связанных между собой проекта. Первый представляет собой набор технических решений с разными задачами, второй — конкретную платформу. О том, чтобы собирать цифровые следы пользователей ЦОС (школьников) и затем как-то учитывать их в рамках СЦОС, когда эти школьники станут студентами, речи не идёт.
Как коронавирус скорректировал планы
Пандемия изменила многое: школьникам, студентам и педагогам пришлось быстро познакомиться с цифровыми технологиями, и потребность в цифровом образовательном контенте выросла. В июне 2020 года стало известно, что планы по финансированию нацпроектов тоже меняются.
Обновлённые программы пока не представлены официально: очередной срок их корректировки назначен президентским указом на 1 апреля. Но известно, что оба российских образовательных ведомства, Минпросвещения и Минобрнауки, постарались разделить цифровые задачи между собой.
Нацпроект «Образование» остался в ведении Минпросвещения, но только в части школ, а задачи вузов и дополнительного образования из него будут исключены. Когда и в каком виде будут утверждены новые нацпроекты — неизвестно.
Что происходит с цифровыми средами сейчас
Планы меняются на ходу, но работа уже кипит. Вот что сделано.
Цифровая среда для школ
По декабрьскому постановлению правительства об экспериментальном внедрении ЦОС, школы в ряде пилотных регионов должны быть обеспечены высокоскоростным доступом к интернету и всем необходимым оборудованием, чтобы использовать дистанционные образовательные технологии. Так, к утверждению готовится стандарт «цифровой школы» — список технических требований к её инфраструктуре. Эту работу Минпросвещения ведёт совместно с Минцифры: помимо ЦОС, задачи по оснащению школ входят в нацпроект «Цифровая экономика».
Как мы помним, кроме «железа», в пилотных регионах министерства вместе с местными властями будут в экспериментальном порядке запускать информационные системы для доступа к образовательным сервисам. Основной точкой входа станет платформа «Моя школа». Её уже разрабатывает подведомственный Минпросвещения Институт цифровой трансформации в сфере образования.
Пока нет ясности, будет ли она создана на базе уже существующей платформы с похожим названием («Моя школа онлайн») или речь идёт о совершенно новой платформе. «Моя школа онлайн» была экстренно запущена весной 2020 года издательствами школьных учебников во главе с «Просвещением».
Эта платформа содержит учебные материалы в электронном формате. Но очевидно, что функции, предполагающиеся у «Моей школы» в рамках ЦОС, должны быть гораздо шире. На новой платформе ученики будут изучать учебные темы, выполнять задания и получать обратную связь.
Система, основанная на технологии искусственного интеллекта и учёта «цифровых следов» пользователей, будет выявлять пробелы в знаниях школьников и их образовательные интересы. Это поможет выстраивать индивидуальную траекторию обучения, то есть рекомендовать учебные материалы именно по тем темам, которые важны для конкретного ребёнка.
Из всех технических решений ЦОС ближе всего к запуску сейчас «Сферум» — система видео-конференц-связи (отечественный аналог Zoom и других подобных сервисов). К концу 2021 года её планируют распространить на все школы в 15 регионах страны.
Первоначально, судя по проекту постановления, эксперимент в полном объёме, включая и «Мою школу», и другие созданные в рамках ЦОС сервисы, планировалось распространить на 14 регионов: Алтайский и Пермский края, Астраханскую, Калининградскую, Калужскую, Кемеровскую, Московскую, Нижегородскую, Новгородскую, Новосибирскую, Сахалинскую, Тюменскую и Челябинскую области, Ямало-Ненецкий автономный округ. Но в подписанном документе Минпросвещения поручено выбрать регионы для участия. Пока министерство утвердило порядок отбора.
Цифровая среда для вузов
Платформа «Современная цифровая образовательная среда» уже действует как единая точка доступа к ресурсам разных провайдеров. В прошлом году на ней появилась функция авторизации по профилю на Госуслугах и расширились функции личного кабинета.
Теперь пользователь СЦОС может вести своё цифровое портфолио пройденных курсов, полученных сертификатов и приобретённых навыков. Массовое подключение вузов к платформе, о котором недавно заявил замминистра науки и высшего образования Александр Нарукавников, означает, что они смогут добавлять в реестр СЦОС свои курсы. Причём неважно, где эти курсы опубликованы: на внутренних сервисах университета или на Coursera.
Кроме того, после подключения вузам будет удобнее включать курсы других университетов и компаний в свои образовательные программы: СЦОС фиксирует, на какие курсы студент записался и с каким результатом их прошёл.
Что это значит для EdTech-рынка и для учеников
Важная часть и ЦОС, и платформы СЦОС — образовательный контент для школ и университетов. Кто и как будет его создавать? Будет ли в этих цифровых средах место решениям, разработанным в EdTech-компаниях?
Похоже, что да. Но на определённых условиях.
«Мы открыты к частным предложениям. Но нам нужно понимать, что те методики, то содержание, которые предлагаются, действительно соответствуют федеральному государственному стандарту… Библиотека верифицированного контента и сервисов ЦОС будет состоять из двух блоков. Первый — бесплатный и общедоступный контент по всей школьной программе, разбитый по классам, темам, уровням сложности в помощь ученикам и учителям. Там будут задания с возможностью автоматической проверки, видеоматериалы, интерактивные презентации. Второй блок — это высокотехнологический „опциональный“ — то есть дополнительный — контент от представителей EdTech-индустрии. Он будет размещаться в специальном разделе — «Маркетплейсе». Весь этот контент в обязательном порядке пройдёт экспертизу», — рассказывал в интервью министр просвещения Сергей Кравцов.
Иными словами, чтобы образовательный контент для школьников попал в «Маркетплейс» ЦОС, он для начала должен будет пройти экспертизу. Порядок государственной экспертизы контента и формирования реестра его поставщиков ещё не утверждён. Предполагается, что заключение государственной экспертизы о включении контента в библиотеку будет действовать три года.
Вузовский портал СЦОС уже включает в себя курсы не только университетов, но и частных игроков рынка онлайн-образования. Правда, они там пока в меньшинстве: видимо, платформа ориентирована всё-таки прежде всего на обмен своими курсами между вузами в формате виртуальной академической мобильности.
Технологии ЦОС в школах и платформа СЦОС для студентов предполагаются бесплатными для пользователей. За контент для базового блока ЦОС заплатит государство: разработчик «Моей школы» Федеральный институт цифровой трансформации образования закупит образовательные материалы по 46 предметам для 1–11 классов на 800 млн рублей.
Удаленки.net
Чем отличается Цифровая образовательная среда от дистанционного обучения? Ждет ли школы тотальное погружение в онлайн? Почему аргумент «мы и без компьютеров учились хорошо» уже не работает? В Минпросвещения опровергли восемь самых популярных мифов о дистанционном обучении, которые ходят в соцсетях и родительских чатах.
МИФ 1
Почему тогда родился этот миф? Просто во время вынужденного дистанционного обучения многие школы начали пользоваться новой инфраструктурой, которая уже создается. Отсюда и путаница.
МИФ 2
Это неправда! Никто не собирается вводить дистанционное обучение для всех школьников на постоянной основе.
МИФ 3
«Есть документы, которые на законодательном уровне закрепляют дистанционный формат, а традиционная система образования будет ликвидирована»
Это неправда! Есть федеральный проект «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование», который предусматривает техническое оснащение всех школ, обеспечение их широкополосным интернетом и качественными учебными материалами. Он не предполагает всеобщего перехода на дистант.
МИФ 4
Это неправда! ЦОС создается для учителя, а не вместо него. Цифровая образовательная среда разгрузит учителей от рутины: бумажной отчетности, проверки однотипных домашних заданий. Современные инструменты помогут сделать очные уроки интереснее с помощью интерактивных заданий. У педагога появится больше времени и сил на общение с детьми.
МИФ 5
«Цифровизация снижает уровень знаний детей»
Наглядный пример: за то время, что ученик, переписывая из учебника в тетрадь упражнение, вставит пять пропущенных букв, он смог бы пройти интерактивный тест, вставив 50 пропущенных букв.
Во втором случае он лучше закрепит пройденный материал. В этом помогут и «всплывающие» правила в случае неверного ответа, и игровая форма с набиранием баллов (вместо скучного переписывания).
МИФ 6
«Если на создание Цифровой образовательной среды планируется потратить 1,5 млрд евро, значит, все-таки готовится переход на всеобщий дистант»
МИФ 7
«Мы учились не за компьютером, и все было хорошо. Поэтому Цифровая образовательная среда не нужна»
Раньше все пользовались дисковыми проводными телефонами: попробуйте убедить ваших детей, что сегодня можно обойтись без мобильных телефонов! Сегодня количество профессий, где не требуется владение компьютером, стремительно сокращается, а к тому моменту, когда нынешние дети закончат школу, таких рабочих мест может вообще не остаться.
МИФ 8
«В интернете уже есть много обучающих платформ, можно пользоваться ими. Тратить государственные деньги на новые не нужно»
Это не так. В интернете действительно уже много обучающих платформ. Но пока нет такой, которая была бы абсолютно безопасна для детей, содержала только проверенный и одобренный экспертами контент, предоставляла информацию по всем предметам и на все темы.
Ноу-хау из портфеля
Что относится к основным особенностям цифровой сетевой среды
Формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации – насущная необходимость, поскольку школа несет особую миссию, которая заключается подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций и компетентностей, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе.
Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения.
Кроме того, цифровая образовательная среда образовательной организации должна стать единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений, действенным инструментом управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива.
Таким образом, цифровая образовательная среда образовательной организации (ЦОС ОО) — это управляемая и динамично развивающаяся с учетом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг, цифровых инструментов объектам процесса обучения.
Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации образовательной программы, ЦОС ОО включает в себя:
Исходя из этого ЦОС ОО — это комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
ЦОС ОО должна обеспечить решение следующий задач:
Формирование ЦОС в каждой образовательной организации — процесс уникальный и должен учитывать множество факторов. При формировании ЦОС в образовательной организации следует принять во внимание ряд ключевых аспектов:
Основные компоненты ЦОС образовательной организации
Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации позволит обеспечить модернизацию образовательного процесса, внедрить в педагогическую практику технологии электронного обучения, модели смешанного обучения, автоматизирует процессы управления качеством образования, формирование у школьников навыков обучения в цифровом мире, умению создавать цифровые проекты для своей будущей профессии, присутствие в образовательной организации в сети Интернет.
Исходя из изложенного материала можно утверждать, что сетевые педагогические сообщества могут стать одним из компонентов ЦОС ОО, позволяя решить ряд задач, поставленных ФГОС и Федеральными проектами в сфере образования.