что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологии

Классно-урочная система обучения: определение, достоинства и недостатки

В наше время классно-урочная система обучения – это наиболее распространенная система обучения. Именно она обеспечила сначала повсеместную ликвидацию безграмотности, а затем и получение обязательного среднего образования широких слоев населения.

Основы классно-урочной системы

Начнем разговор о классно-урочной системе обучения с того, что дадим определение понятия.

Классно-урочная система обучения – это способ организации учебного процесса, которые предполагает выделение групп учащихся в классы с постоянным составом, проведение занятий в форме уроков.

С точки зрения дидактики хорошим урок считается в том случае, если в его ходе благодаря слаженной работе учителя и учащихся удается реализовать поставленные дидактические цели. Для этого необходимо уделять внимание структуре урока, которая может изменяться в зависимости от условий и закономерностей усвоения учебного материала.

Единая система организации классно-урочной системы предполагает два способа соединения классов:

Классно-урочная форма обучения – это общепризнанная форма обучения, которая применяется во всем мире. Связано это наличием целого ряда педагогических, психологических, социологических и дидактических преимуществ по сравнению с другими формами организации учебного процесса.

Достоинства и недостатки классно-урочной системы обучения

К очевидным достоинствам можно отнести:

Большая часть положительных аспектов системы обеспечиваются наличием урока как основной формой организации учебного процесса.

К минусам системы можно отнести:

В связи с этим наиболее прогрессивные преподаватели высказывают мысль о том, что классно-урочная система устарела морально и требует замены на более совершенную систему. Сторонники существующей системы в противовес выдвигают тезисы, согласно которым классно-урочная система, как и любая другая система с течением времени требует обновления и модификации.

В дополнение к урока разработаны и проводятся другие формы обучения, основными из которых являются:

Такое разнообразие форм учебного процесса позволяет организовать как групповую, так и индивидуальную работу учащихся, повысить качество учебного процесса в целом.

С точки зрения государства, классно-урочная система является экономной в плане затрат на обучение большого количества людей. Один учитель работает сразу с большим количеством детей, обеспечивает как урочную, так и внеурочную активность. На основе этого показателя достоинства и недостатки классно-урочной системы делают ее наиболее предпочтительной для обеспечения обязательного общего среднего образования.

Развитие классно-урочной системы

Обосновал и применил классно-урочную систему обучения педагог Я.А. Коменский, родом из Чехии. Для него классно-урочная система была не только эффективной педагогической системой, но также одним из основных и наиболее действенных способов демократизации школьного образования.

В 20 веке появилась возможность распределять учащихся по классам одной параллели в соответствии с их способностями и уровнем успеваемости. Появились программы, рассчитанные на «сильные» и «слабые» классы, тестовые задания, по результатам которых учащихся начали распределять по классам разного уровня.

До сих пор опыт выделения «сильных» и «слабых» классов вызывает много вопросов у педагогов. Озабоченность вызывает невозможность перехода учеников, попавших в «слабый» класс в более сильный класс на параллели, превосходство одних учеников над другими в умственном отношении. До сих пор научно обоснованных приемов разделения учащихся по способностям не существует.

В то же время, в классах, где состав учащихся неоднородный, есть различия в склонностях, возможностях и интересах, трудно. Преодолеть эту разнородность помогает сочетание разнородных видов преподавания, проведение факультативных занятий, разных форм внеклассной и внешкольной работы.

Отличительные особенности

Выделяют следующие особенности классно-урочной системы:

Классно-урочная система является достаточно гибкой системой и дает возможность применять самые разные виды и формы познавательной работы.

Источник

Традиционные технологии обучения

Знакомство с традиционными технологиями обучения, построенными на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, анализ признаков: Рассмотрение отличительных признаков традиционной классно-урочной технологии. Урок как основная единица занятий.

РубрикаПедагогика
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления02.11.2014
Размер файла16,5 K

что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологии. Смотреть фото что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологии. Смотреть картинку что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологии. Картинка про что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологии. Фото что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Традиционные технологии обучения

1.Основные признаки традиционных технологий обучения

1. Просвещение обучающихся (трансляция готового учебного содержания; изложение нового материала (монолог учителя); диалог между учащимися нормативно исключен; низкий уровень навыков общения у учащихся).

3. Единообразие в содержании и формах ученической деятельности.

5. Ориентация на формирование личности с заданными свойствами.

6. Превознесение внешних показателей (процент успеваемости; обеспеченность учебного процесса сопутствующими дидактическими атрибутами; при этом не берутся во внимание внутренние показатели, связанные с изменениями, происходящими в сознании школьника, с развитием его интеллектуальных способностей).

7. Надзор вместо управления (инспектирование с целью проверки «качества» работы школы и отдельных учителей, соответствие их деятельности нормативным актам, отражающим в основном лишь необходимые внешние условия жизнедеятельности школы; процесс управления основывается на манипуляции человеком).

2.Традиционное обучение: сущность, достоинства и недостатки

В педагогике принято выделять три основных типа обучения: традиционное (или объяснительно-иллюстративное), проблемное и программированное. Каждый из этих типов имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако есть явные сторонники и того, и другого типа обучения. Нередко они абсолютизируют достоинства ими предпочитаемого обучения и не в полной мере учитывают его недостатки. Как показывает практика, наилучшие результаты можно достичь лишь при оптимальном сочетании различных типов обучения. Можно привести аналогию с так называемыми технологиями интенсивного обучения иностранным языкам. Их сторонники часто абсолютизируют преимущества суггестивных (связанных с внушением) способов запоминания иностранных слов на подсознательном уровне, и, как правило, пренебрежительно относятся к традиционным способам преподавания иностранных языков. Но ведь правила грамматики внушением не осваиваются. Они осваиваются давно отработанными и ставшими теперь уже традиционными методиками обучения. Сегодня наиболее распространенным является традиционный вариант обучения (см. анимацию). Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским («Великая дидактика») (Коменский Я.А., 1955). Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира (рис. 2).

· Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии следующие:

o учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

o класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

o основной единицей занятий является урок;

o урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

o работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

3.Достоинства и недостатки традиционного обучения

традиционный технология обучение

Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, оно предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях (рис. 3). Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление (Аткинсон Р., 1980; аннотация). Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Наиболее типичными заданиями являются следующие: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т.п. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Поэтому нередко его называют «школой памяти». Как показывает практика, объем сообщаемой информации превышает возможности ее усвоения (противоречие между содержательным и процессуальным компонентами процесса обучения). Кроме того, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний) (см. анимацию). Необходимо отметить и некоторые особенности формирования и развития мотивации учения при таком типе обучения.

4.Основные противоречия традиционного обучения

А.А. Вербицкий (Вербицкий А.А., 1991) выделил следующие противоречия традиционного обучения (Хрест. 8.1):

4. Противоречие между способом существования культуры как процесса и ее представленностью в обучении в виде статических знаковых систем. Обучение предстает как технология передачи готового, отчужденного от динамики развития культуры учебного материала, вырванного из контекста как предстоящей самостоятельной жизни и деятельности, так и из текущих потребностей самой личности. В результате не только индивид, но и культура оказывается вне процессов развития.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие о формах организации обучения и характеристика их исторического развития. Урок как основная форма организации обучения в школе, роль в нем учителя, достоинства и недостатки классно-урочной системы. Нетрадиционные методы организации обучения.

реферат [37,2 K], добавлен 14.10.2009

Понятие классно-урочной системы обучения, ее суть и история развития. Типология и структура уроков. Сущность понятия нетрадиционных форм обучения, их подготовка и проведение. Основные методы управления и контроля за учебной деятельностью учащихся.

курсовая работа [68,9 K], добавлен 20.12.2014

Особенности объяснительно-иллюстративного, проблемного, дистанционного обучения. Формы организации педагогического процесса, их классификация по способу получения образования, по содержанию обучения, по видам учебных занятий. Типология и структура уроков.

курсовая работа [64,6 K], добавлен 24.06.2010

Определение методов и средств обучения, их выбор в зависимости от дидактических целей урока и от содержания проходимого материала. Структура объяснительно-иллюстративного и частично-поискового, репродуктивного и исследовательского методов обучения.

презентация [1,5 M], добавлен 05.10.2014

Характеристика обучения в современной школе. Роль уроков, их типология и структура, изучение нового материала, совершенствование знаний, обобщение и систематизация. Понятие нетрадиционных форм обучения на уроках технологии, их подготовка и проведение.

курсовая работа [76,7 K], добавлен 20.08.2009

Источник

ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Термин «традиционное обучение» подразумевает преж­де всего классно-урочную организацию обучения, сложив­шуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулиро­ванных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преоб­ладающей в школах мира.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:

— учащиеся приблизительно одного возраста и уров­
ня подготовки составляют класс, который сохраняет в ос­
новном постоянный состав на весь период школьного

— класс работает по единому годовому плану и про­грамме согласно расписанию. Вследствие этого дети дол­жны приходить в школу в одно и то же время и в заранее определенные часы дня;

— основной единицей занятий является урок;

— урок, как правило, посвящен одному учебному пред­мету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над од­ним и тем же материалом;

— работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учеб­ного года принимает решение о переводе учащихся в сле­дующий класс;

— учебные книги (учебники) применяются, в основном,

для домашней работы.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между урока­ми — атрибуты классно-урочной системы.

Классификационные параметры традиционного обучения

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: педагогика принуждения.

По основному фактору развития: социогенная — с до­пущениями биогенного фактора.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с опорой на суггестию (образец, пример).

По ориентации на личностные структуры — инфор­мационная, ЗУН.

По характеру содержания; светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая.

По типу управления: традиционное классическое + ТСО.

По организационным формам:классно-урочная, ака­демическая.

По подходу к ребенку:авторитарная.

По преобладающему методу:объяснительно-иллюст­ративная.

По категории обучаемых:массовая.

Целевые ориентации

Цели обучения — подвижная категория, включаю­щая в зависимости от ряда условий те или иные состав­ляющие.

В советской педагогике цели обучения формулирова­лись так:

♦ формирование системы знаний, овладение основами наук;

♦ формирование основ научного мировоззрения;

♦ всестороннее и гармоническое развитие каждого ученика;

♦ воспитание идейно убежденных борцов за комму­низм, за светлое будущее всего человечества;

♦ воспитание сознательных и высокообразованных лю­дей, способных как к физическому, так и к умственному труду.

Таким образом, по своему характеру цели ТО представ­ляют воспитание личности с заданными свойствами.

По содержанию цели ТО ориентированы преимуще­ственно на усвоение ЗУН, а не на развитие личности (все­стороннее развитие было декларацией).

В современной массовой российской школе цели не­сколько видоизменились — исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в составе нравственного воспи­тания, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) оста­лась прежней.

Массовая школа с традиционной технологией остает­ся «школой знаний», сохраняет примат информирован­ности личности над ее культурой, преобладание рацио-

нально-логической стороны познания над чувственно-эмоцинальной.

Концептуальные положения

Концептуальную основу ТО составляют принципы пе­дагогики, сформулированные еще Я.А. Коменским:

♦ научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);

♦ природосообразности (обучение определяется разви­тием, не форсируется);

♦ последовательности и систематичности (последова­тельная линейная логика процесса, от частного к общему);

♦ доступности (от известного к неизвестному, от легко­го к трудному, усвоение готовых ЗУЕ);

♦ прочности (повторение — мать учения);

♦ сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении комайд);

♦ принцип наглядности (привлечение различных орга­нов чувств к восприятию);

♦ принцип связи теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится применению знаний);

♦ учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Обучение — это процесс передачи знаний, умений и на­выков, социального опыта от старших поколений — под­растающему. В состав этого целостного процесса включа­ются цели, содержание, методы и средства.

Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти (оно опре­делялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса) и по сей день является технократическим. Знания адресуются, в основном, к рассудочному началу личности, а не к ее духов­ности, нравственности. 75% учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария, на эстетические

что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологии. Смотреть фото что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологии. Смотреть картинку что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологии. Картинка про что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологии. Фото что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологиипредметы отводится лишь 3%, а духовному воспитанию в советской школе уделялось очень мало внимания.

Традиционная система остается единообразной, не ва­риативной, несмотря на декларацию о свободе выбора и ва­риативности. Планирование содержания обучения центра­лизовано. Базисные учебные планы основываются на еди­ных для страны стандартах. Учебные дисциплины (основы наук) определяют «коридоры», внутри которых (и только внутри) предоставлено двигаться ребенку.

Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не вза­имосвязаны. Клубные формы работы занимают в объеме финансирования 3% от академических. В воспитательной работе процветает педагогика мероприятий, негативизм воспитательных воздействий.

Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, учение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его много­образными запросами и потребностями, отсутствуют усло­вия для проявления индивидуальных способностей, твор­ческих проявлений личности.

Авторитаризм процесса обучения проявляется в:

♦ регламентации деятельности, принудительности обу­чающих процедур («школа насилует личность»);

♦ ориентации на среднего ученика («школа убивает та­ланты»).

Позиция ученика: ученик — подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик — еще не полноценная личность, бездуховный «винтик».

Позиция учителя: учитель — командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»); старший (ро­дитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящие стрелы».

Методы усвоения знаний основываются на:

♦ сообщении готовых знаний;

♦ обучении по образцу;

♦ индуктивной логике от частного к общему; Ф механической памяти;

Ф репродуктивном воспроизведении.

Положительные стороныОтрицательные стороны
Систематический характер обучения Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала Организационная четкость Постоянное эмоциональное воздейст­вие личности учителя Оптимальные затраты ресурсов при массовом обученииШаблонное построение, однообразие Нерациональное распределение вре­мени урока На уроке обеспечивается лишь перво­начальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней пере­кладывается на домашние задания Учащиеся изолируются от общения друг с другом Отсутствие самостоятельности Пассивность или видимость активно­сти учащихся Слабая речевая деятельность (сред­нее время говорения ученика 2 минуты в день) Слабая обратная связь Усредненный подход Отсутствие индивидуального обучения

Процесс обучения как деятельность в ТО характеризу­ется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника. В составе учебной деятельно­сти ребенка:

Ф самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель;

Ф планирование деятельности ведется извне, навязыва­ется ученику вопреки его желанию;

Ф итоговый анализ и оценивание деятельности ребен­ка производятся не им, а учителем, другим взрослым.

В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его нега­тивными последствиями (отчуждение ребенка от учебы, воспитание лени, обмана, конформизма — «школа уро­дует личность»).

Оценивание деятельности учащихся. Традиционной педагогикой разработаны критерии количественной пя­тибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся

по учебным предметам, требования к оценке: индивиду­альный характер, дифференцированный подход, система­тичность контроля и оценивания, всесторонность, разнооб­разие форм, единство требований, объективность, мотивиро­ванность, гласность.

Однако в школьной практике ТО обнаруживаются от­рицательные стороны традиционной системы оценок.

Количественная оценка — отметка — часто становит­ся средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и социального давления на ученика.

Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует уча­щихся на «хороших» и «плохих».

Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения, либо приводят к индифферентно­сти, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредствен­ным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности (Я-концепция).

Особо существует проблема двойки. Она является не­переводной оценкой, основанием второгодничества и отсе­ва, т.е. решает во многом судьбу личности, и в целом пред­ставляет большую социальную проблему. Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, рождает психологический конфликт ученика с самим собой, с учителем, предметом, школой.

Традиционная форма обучения — классно-урочная.

К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: снача­ла учебный материал преподносится классу лекцион­ным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабора­торных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов.

Традиционные технологии обучения используют два метода.

1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения (преподаватель объясняет, наглядно иллюстрирует учеб-

ный материал) — это осуществляется как лекция, рассказ, беседа, демонстрация опытов, трудовых операций, экскур­сия и т. п. Деятельность студента направлена на получе­ние информации и узнавание, в результате чего формиру­ются «знания-знакомства».

2. Репродуктивный метод. Преподаватель составляет задание для студентов на воспроизведение ими знаний, способов деятельности, решение задач, воспроизводство опытов, и, таким образом, студент сам, активно воспроиз­водит учебный материал: отвечает на вопросы, решает за­дачи и т. д., в результате формируются «знания-копии». Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный — методы традиционного обучения, основная сущность кото­рого сводится к процессу передачи готовых известных знаний студентам.

Недостатки традиционного обучения многочисленны, например: 1) усредненный общий темп изучения матери­ала; 2) единый усредненный объем знаний, усваиваемых студентами; 3) большой удельный вес знаний, получаемых студентами в готовом виде через преподавателя без опо­ры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний, в результате студенты «разучиваются думать»; 4) почти полное незнание преподавателем, усваиваются ли студентами сообщаемые знания; 5) преобладание словес­ных методов изложения материала, создающих объектив­ные предпосылки рассеивания внимания; 6) затруднен­ность самостоятельной работы студентов с учебником из-за недостаточной расчлененности учебного материа­ла; 7) преобладание нагрузки на память студентов, так как надо по памяти воспроизводить учебный материал; у кого лучше память, тот успешнее воспроизводит, но в будущей профессиональной деятельности эти методы заучивания и точного по памяти воспроизведения информации не требу­ются, не применяются, и, с другой стороны, студент не подготовлен к тем формам работы, которые встретятся в профессиональной практике (умение находить нужную ин­формацию для определения производственного решения, умение находить самостоятельное творческое решение в сложных ситуациях). Таким образом, при традиционном

что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологии. Смотреть фото что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологии. Смотреть картинку что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологии. Картинка про что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологии. Фото что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологии что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологии. Смотреть фото что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологии. Смотреть картинку что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологии. Картинка про что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологии. Фото что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологии что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологии. Смотреть фото что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологии. Смотреть картинку что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологии. Картинка про что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологии. Фото что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологии что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологии. Смотреть фото что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологии. Смотреть картинку что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологии. Картинка про что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологии. Фото что относится к отличительным признакам традиционной классно урочной технологииобучении наблюдается разрыв между теми требованиями, которые предъявляются к человеку в процессе обучения и которые предъявляются в реальной профессиональной деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *