что относится к последствиям коррупции
Что относится к последствиям коррупции
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
Исходя из трактовки федерального закона, к коррупционным деяниям можно относить не только вымогательство или получение взятки должностным лицом, но его непосредственное злоупотребление своими должностными полномочиями, их использование в личных интересах, а также интересах близких или доверительных лиц.
К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния:
1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации – далее УК Российской Федерации);
2) превышение должностных полномочий (ст. 286 УК Российской Федерации)
3) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК Российской Федерации);
4) получение взятки (ст. 290 УК Российской Федерации);
5) дача взятки (ст. 291 УК Российской Федерации);
6) посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК Российской Федерации);
7) провокация взятки (ст. 304 УК Российской Федерации);
8) служебный подлог и внесение заведомо ложных сведений (ст. 292 УК РФ и ст. 285.3 УК Российской Федерации);
9) присвоение или растрата (ст. 160 УК Российской Федерации);
10) мошенничество с использованием своих служебных полномочий (ст. 159 УК Российской Федерации)
11) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК Российской Федерации);
12) неправомерное присвоение или иное нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК Российской Федерации и ст. 285.2 УК Российской Федерации);
13) регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК Российской Федерации);
14) халатность (ст. 293 УК Российской Федерации).
В целом, к коррупционным правонарушениям относятся деяния, выражающиеся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций и вопросов местного значения муниципальных образований (городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения), либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц.
К коррупциогенным правонарушениям (т.е. нарушениям, которые могут привести к коррупционным преступлениям) могут относиться все нарушения законодательства в сфере прохождения государственной и муниципальной службы, соблюдения всех ограничений и запретов, наложенных на должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.
Что такое противодействие коррупции?
Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Что является предметом взятки?
Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под незаконным оказанием услуг имущественного характера судам следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами). (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации; от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».)
Какие действия можно считать вымогательством взятки?
Под вымогательством взятки следует понимать не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан). (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации; от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».)
Может ли посредник во взяточничестве быть привлечен к уголовной ответственности?
Взятка может быть получена и дана через посредника (третье лицо). Посредником во взяточничестве является лицо, которое непосредственно получает или передает определенные ценности, заменяя тем самым взяткополучателя или взяткодателя. Действия посредника могут характеризоваться отсутствием личной заинтересованности и личной инициативы. Уголовная ответственность посредника во взяточничестве (соучастника деяния) в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Если же третье лицо (посредник) получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи их должностному лицу в качестве взятки, но заведомо решает присвоить их, то содеянное им деяние квалифицируется как мошенничество. Действия владельца ценностей (взяткодателя) в таком случае относятся к категории «покушение на дачу взятки».
Предусмотрена ли законодательством ответственность за ложное сообщение о факте совершения должностным лицом коррупционного правонарушения?
Лицо, сообщившее заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 129 «Клевета» УК РФ.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований на обработку файлов cookie и пользовательских данных об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
«А я вот взяток не беру!» Коррупция — что это такое и как с ней бороться
Случаями взяточничества или хищения денег в обществе уже никого не удивишь. Новостная лента пестрит сообщениями об очередной коррупционной схеме и последовавших за ней тяжких последствиях. Что порождает это явление и почему мы не можем с ним справиться?
Что такое коррупция
Сегодня следы коррупции в большей или меньшей степени можно найти в любой стране. Само понятие появилось еще в древности и с латыни переводится как «растление», «подкуп» и «продажность».
Первые упоминания о ней встречаются в сочинениях древнейших цивилизаций – Египте, Месопотамии, Индии и Китае. Не исключено, что исторические корни коррупционного явления восходят к обычаю делать подарки вождям и жрецам, чтобы добиться их расположения.
Однако вместе с устройством общества трансформировалось и усложнялось коррупционное явление. Если говорить простыми словами, то определение коррупции практически всегда было связано со злоупотреблением полномочиями ради выгоды.
Правители различных государств понимали, что коррупционное явление представляет из себя большую опасность как для устройства страны, так и отдельно для его граждан. Наказанием за проступок могло служить не только лишение свободы, но и смертная казнь.
Впервые в истории России смертную казнь за получение взяток узаконил Иван Грозный. Его методы в дальнейшем использовал Петр I. Во время его правления в центре Петербурга был публично казнен губернатор Сибири Матвей Гагарин. Его обвинили в воровстве, взяточничестве и вымогательстве. Имя чиновника надолго закрепилось в истории как символ коррупции.
Несмотря на применение радикальных мер, изжить это явление не удалось. Оно до сих пор продолжает наносить существенный вред государствам вне зависимости от политического устройства и развития.
Сейчас Федеральный закон № 273-ФЗ трактует определение точнее и жестче. Согласно ему, коррупция – это:
Для многих это явление до сих пор тесно связано только с госдеятелями – политиками, чиновниками и депутатами. Однако в коррупционной цепочке может участвовать простой гражданин. Например, при даче взятки сотруднику ГИБДД или врачу в поликлинике.
Важно: не всегда целью становится личная выгода. Коррупционные действия могут быть направлены на достижение общей цели. Например, захвата власти или организации хозяйства «под себя».
В субъектах Российской Федерации коррупционные явления продолжают расти – за семь месяцев этого года их количество увеличилось на 27,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Виды коррупции
Существует множество классификаций видов коррупции. Мы остановимся лишь на нескольких. В основе первой классификации лежит разделение явления по направленности.
Направлена на получение материальной выгоды. К этому виду можно отнести взяточничество, подкуп и незаконное отмывание денег.
В прошлом году в Оренбургской области за коммерческий подкуп и отмывание средств осудили энергетика. Он предлагал различным организациям свое покровительство, а взамен просил миллионы рублей. Чтобы легализовать средства, он купил недвижимость в Испании. Однако на след преступника вышли полицейские. Его лишили свободы на 8 лет.
Направлена на получение должностных полномочий путем обмана – подкупа избирателей, незаконного финансирования политических партий и прочих вмешательств в выборы. Основной целью в этом случае становится получение собственной или политической выгоды.
В ее основе лежит преступная деятельность. Чаще всего связана с тем, что должностное лицо оказывается втянутым в криминальную схему.
Еще одна классификация позволяет выделить виды коррупции в зависимости от размеров.
Обычно связана с бюрократией, поэтому также получила название мелкомасштабной или бюрократической. Нередко этот вид коррупционного явления связан со взятками. Со стороны сделка может казаться законной, но на самом деле при ее заключении были использованы обходные пути.
Чаще всего речь идет о небольших суммах, которые якобы способны разрешить бытовую ситуацию. Классические примеры, когда граждане дают взятку в больнице, налоговой, школе и других учреждениях.
В Челябинской области признали виновным врача, получившего от местного жителя 10 тысяч рублей. За эту сумму молодой человек просил открыть ему больничный. Врач свою вину признал полностью, суд ему назначил штраф – 80 тысяч рублей.
Это самый губительный вид коррупции – связан с большими деньгами и крупными «игроками». К нему относят все сделки, в результате которых государственные активы незаконно становятся частными. Нередко участниками коррупционного скандала становятся политические деятели, от которых зависят серьезные решения для страны. Сделка может быть заключена между субъектами частного и государственного секторов.
Такие преступления чреваты не только потерей крупных сумм из госбюджета, но и превращением государства в клептократическое.
Клептократия – режим правления, где правительство занимается воровством в масштабах целой страны.
Если преступные действия постоянно повторяются, то коррупционное явление начинает носить системный характер. Это указывает на то, что политический процесс в стране и надзор за госорганами очень ослаблены.
Для каждого из видов существуют меры противодействия, о которых мы поговорим далее.
Коррупционные методы
Как мы уже говорили, злоумышленники используют несколько коррупционных методов для достижения своих целей. Каждый из них строго преследуется по закону.
Сейчас именно взятка считается главным коррупционным преступлением. Причем это не обязательно могут быть деньги. Взяткой также считаются недвижимость, услуга, льготы и прочие выгоды. Нередко коррупционеры получают «откаты» – это вознаграждения от поставщика за то, что именно с ним была заключена сделка.
Четыре года назад свой приговор выслушал экс-министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. Его обвиняли в получении взятки в 2 млн долларов. Суд посчитал его виновным в преступлении и приговорил к восьми годам в колонии строгого режима. Кроме того, ему пришлось заплатить штраф в размере 130 млн рублей.
Коммерческий подкуп подразумевает ту же взятку, но в коммерческой среде.
К этому методу прибегают те, у кого есть доступ к бюджету. Чаще всего украденные деньги перечисляются за рубеж или в так называемые фирмы-однодневки. Такие компании не ведут реальную деятельность и нужны для того, чтобы прикрывать преступные схемы.
В этом случае злоумышленники для достижения цели используют различные угрозы. Например, этим могут воспользоваться для вымогательства взятки. Не исключено, что жертву могут запугать обнародованием личных сведений или фейковой информации.
В Краснодаре двое полицейских вымогали у мужчины взятку в обмен на сокрытие уголовного дела. Злоумышленники успели получить только первую часть взятки, после этого пострадавший сообщил о преступлении в прокуратуру. Преступников признали виновными и отправили за решетку.
Обычно это используется для того, чтобы обманом заполучить материальные ценности или активы.
В первом случае должностное лицо использует свое положение на работе для своей выгоды или третьих лиц. При превышении должностных полномочий оно выходит за рамки своих обязанностей, но при этом не обязательно ищет личную выгоду.
Должность на работе предоставляется человеку, который не владеет достаточной компетенцией. Зачастую это могут быть родственники или близкое окружение человека.
Причины явления
В экономической науке выделяют множество причин развития коррупции. Условно их можно разделить на три группы – экономические, социально-культурные и институциональные.
В первую очередь сюда относится низкий доход госслужащих. При этом многие имеют достаточно полномочий, чтобы влиять на жизнь граждан и работу организаций. Вкупе это может привести к очередному коррупционному факту. Еще раз напомним, что это не зависит от того, насколько развито государство.
К этим причинам относится то, что работа некоторых ведомств полностью скрыта от глаз окружающих. Все это ведет к отсутствию прозрачности в работе и позволяет злоумышленникам проворачивать преступные схемы.
Недостаточная информированность граждан и низкий уровень правовой грамотности влекут за собой серьезные коррупционные последствия. Сюда же можно отнести общую неграмотность населения и общественную пассивность. Нередко люди просто закрывают глаза на коррупционные действия или и вовсе становятся их участниками.
К расцвету коррупции также могут привести нестабильная политическая ситуация в стране. Это повлечет за собой сбои во взаимодействии различных госорганов.
Еще больше усложнит ситуацию покровительство и кумовство, которые нередко приводят к заключению тайных соглашений.
Противодействие коррупции
Чтобы минимизировать коррупционные последствия, в каждой стране действует профилактика борьбы с этим явлением. Что можно отнести к мерам общего характера?
Оформить самозанятость можно вместе с Совкомбанком. Услуга позволит вам регистрировать доход и формировать чеки онлайн. Налоговая ставка не будет увеличиваться до 2029 года.
Отдельно при противодействии коррупции стоит остановиться на совершенствовании внутреннего контроля за чиновниками. Сюда можно отнести стандартизацию их действий, а также строгий надзор за их работой. Что касается внешнего контроля, то создание механизма для независимого наблюдения за ними значительно усилит меры по противодействию явления.
В качестве мер профилактики для частных организаций они должны вовремя сдавать отчеты в госорганы и поддерживать с ними постоянный контакт.
Совкомбанк позволяет бизнесу и его партнерам дистанционно отправлять ФНС отчеты и вести с ней переписку. Среди преимуществ сервиса также автоматическая проверка отчетов и направление пояснений службе. Подать заявку можно на сайте банка.
Политическую коррупцию можно предотвратить с помощью свободных выборов. Такая система позволит населению отстранить от власти тех, кто уже был замечен в коррупционных действиях или покушался на преступление.
Коррупция (понятие, ответственность, противодействие коррупции)
Лекционный материал на тему:
«Коррупция (понятие, ответственность,
На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом. Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:
-преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);
-административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
-дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;
-запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).
Более подробно рассмотрим уголовно-наказуемые коррупционные деяния.
-превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);
-получение взятки (статья 290 УК РФ)
-дача взятки (статья 291 УК РФ);
-злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ);
-коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.
Взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.
Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.
Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».
Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовный кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность, лица подкупаемого, так и лица подкупающего.
Ответственность за коррупцию.
За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Рассмотрим вопросы уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет как за получение взятки так и за дачу взятки. То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.
Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).
При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность (дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), дача взятки наказывается штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством во взяточничестве признается совершение действий, направленных на передачу взятки: непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.
Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.
Необходимо отметить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:
а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;
б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки;
в) если лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления;
Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность за получение взятки, являются:
получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);
получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;
— получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
— получение взятки в крупном размере (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей).
— получение взятки в особо крупном размере (особо крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 1 миллион рублей).
Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.
Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.
При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:
-проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
-создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
-совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
-введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
-обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
-обеспечение независимости средств массовой информации;
-неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
-совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
-устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а таюке порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
-повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
-укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
-усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
-передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
-сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
-повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.