что относится к последствиям учреждения военных поселений ликвидация рекрутских наборов

Проверочная работа по Истории России на тему «Российская империя в первой половине XIX века» (9 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Контрольная работа по истории России I половины XIX в.

1. Последний дворцовый переворот в России был совершен в

1) 1801 г. 2) 1821 г. 3) 1842 г. 4) 1855 г.

2. Когда был принят указ «о вольных хлебопашцах»?

1) 1801 г. 2) 1803 г. 3) 1810 г. 4) 1817 г.

3. Какое из названных событий произошло раньше остальных?

1) сражение под Аустерлицем

3) «Битва народов» под Лейпцигом

4) сражение на реке Березине

4. Расположите в хронологической последовательности исторические события.

1) образование Негласного комитета

2) учреждение Государственного совета

3) замена коллегии министерствами

4) указ о «вольных хлебопашцах»

5. Расположите в хронологической последовательности исторические события.

1) образование кружка М.В. Петрашевского

2) введение русских войск в Венгрию для подавления революции

3) оформление «теории официальной народности»

4) создание Союза спасения

6. Что относится к последствиям учреждения военных поселений?

1) ликвидация рекрутских наборов

2) массовые просьбы солдат о переводе в военные поселения

3) создание в поселениях выборных органов местного самоуправления

4) восстания военных поселян

7. Существует точка зрения, что, несмотря на общность тенденций в развитии образования и просвещения в годы правления Екатерины II и Александра I, в начале XIX в. в организации образования и просвещения появляется много нового. Приведите не менее двух положений, подтверждающих эту новизну.

8. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

1) Россия заключила Тильзитский мир, по которому присоединялась к континентальной блокаде Англии.

2) При Александре I Царство Польское получило Конституцию, произошла отмена крепостного права в Прибалтике.

3) Многие преобразования Александра I можно назвать прогрессивными и либеральными.

4) Внешняя политика начального периода правления Александра I имела ряд негативных последствий.

Номер предложения, содержащего

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 9–10. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Прочтите отрывок из речи российского императора.

Но нельзя скрывать от себя, что теперь мысли уже не те, какие бывали прежде, и всякому благоразумному наблюдателю ясно, что нынешнее положение не может продолжиться навсегда. Причины этой перемены мыслей и чаще повторяющихся в последнее время беспокойств я не могу не отнести больше всего… к собственной неосторожности помещиков, которые дают своим крепостным несвойственное состоянию последних высшее воспитание, а через то, развивая в них новый круг понятий, делают их положение ещё более тягостным; к тому, что некоторые помещики – хотя благодаря Богу самое меньшее их число, – забывая благородный труд, употребляют свою власть во зло, а дворянские предводители, как многие из них сами мне отзывались, к пресечению таких злоупотреблений не находят средств в законе, ничем почти не ограничивающем помещичьей власти. Но если нынешнее положение таково, что оно не может продолжиться, и если вместе с тем и решительные к прекращению его способы также невозможны без общего потрясения, то необходимо, по крайней мере, приготовить пути для постепенного перехода к другому порядку вещей и, не устрашаясь перед всякою переменою, хладнокровно обсудить её пользу и последствия. Не должно давать вольности, но должно проложить дорогу к переходному состоянию, а с ним связать ненарушимое охранение вотчинной собственности на землю. Я считаю это священною моею обязанностью и обязанностью тех, кто будет после меня, а средства, по моему мнению, вполне представляются в предложенном теперь Совету проекте указа. Он не есть закон новый, а только последствие и, так сказать, развитие существующего сорок лет закона о свободных хлебопашцах».

9. Какие причины «перемены мыслей» и «беспокойств» называет император в своей речи? Укажите две причины. Какие цели намечены императором в данном отрывке? Укажите одну любую цель.

10. Как назывались временные высшие совещательные органы для подготовки мероприятий по решению крестьянского вопроса, создаваемые в период царствования императора, которому принадлежит данная речь? Укажите любые два мероприятия, подготовленные этими органами.

Контрольная работа по истории России I половины XIX в.

1. В каком году в России была проведена министерская реформа?

1) 1801 г. 2) 1802 г. 3) 1826 г. 4) 1837 г.

2. Северное и Южное общество будущих декабристов были созданы в

1) 18016-1818 гг. 2) 1821-1822 гг. 3) 1823-1824 гг. 4) 1825-1826 гг.

3. Какое из названных событий произошло позже других?

1) заграничный поход русской армии

2) учреждение военных поселений

3) подписание Тильзитского мира

4) создание «Свода законов Российской империи»

4. Расположите в хронологической последовательности исторические события.

1) манифест о присоединении Грузии к России

2) вступление русской армии в Париж

3) финансовая реформа Е.Ф. Канкрина

4) Ункяр-Искелесийский договор с Турцией

5. Расположите в хронологической последовательности исторические события.

1) дарование Конституции Царству Польскому

2) Бухарестский мир с Турцией

3) Туркманчайский мирный договор с Ираном

4) учреждение III отделения СЕИВК

1) создание коллективных хозяйств

2) запрет на выращивание картофеля

3) введение крестьянского самоуправления

4) создание в государственной деревне текстильных предприятий

7. В 30−е гг. XIX в. в философско−литературных кружках западники и славянофилы спорили о будущем России, искали решение практических вопросов русской жизни. Будучи либералами по убеждениям, они считали перемены в России необходимыми. Но направления преобразований они понимали по−разному. Приведите не менее двух различий во взглядах западников и славянофилов о направлениях преобразований.

8. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

1) При Николае I происходит ужесточение режима в государстве.

2) В России учреждается Третье отделение Собственной Е. И. В. Канцелярии, принимается «чугунный» цензурный устав.

3) Русская армия подавила Венгерскую революцию.

4) к середине XIX века Россию за реакционную внешнюю политику стали называть за рубежом «Жандарм Европы».

Номер предложения, содержащего

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 9–10. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Из Записки российского журналиста

«…Даже Австрия, недавно спасённая нами от конечной гибели, объявляет себя только что нейтральною и во многих случаях, особенно судя по последним известиям, действует заодно с морскими державами…

Россия спасла Австрию и спасает её всякую минуту теперь: отнимите у венгерцев, итальянцев, славян мысль, что в нужном случае Россия вступится опять за Австрию, и вы увидите, долго ли простоит она?

По сим причинам можно, кажется, говорить с нею несколько твёрже и не считать её нейтралитета особенным благодеянием, и если великий Император России, на двадцать девятом году Своего царствования, осчастливит своим посещением Ольмюц, то тамошний венчанный юноша не должен бы, кажется, предъявлять Ему выгоды своей искусственной монархии, существующей только по доброй воле его великодушного Союзника, а предать ему себя и её в полное распоряжение.

Может быть, я не справедлив к нему, пишучи это под влиянием иностранных газет, которые приписывают ему какую-то самостоятельность, оскорбительную для русского, преданного своему Государю. Может быть, он исполнен сыновних чувствований к своему благодетелю, как и должен, но, кроме него, в Австрии есть ещё правительство, есть дипломатия, есть бюрократия, враждебные искони России, знаменитые своим предательством, которым и должно открывать иногда глаза, чтоб не забывались.

Я остаюсь при своём мнении, и нынешнее путешествие утвердило меня в нём окончательно: союз Австрии с Россией ещё противоестественнее союза Франции с Англией. Что это за союз – укажу на один маловажный пример – если одной книги, одного номера газеты или журнала нельзя переслать из России в Австрию без величайшего затруднения, как будто бы они были пропитаны ядом. Утвердиться России на Дунае Австрия всегда будет мешать больше, нежели даже Франция и Англия, потому что, приблизясь к Сербии, а, следовательно, к её Сирмии, военной границе, вообще к славянам, мы повесим над нею меч Дамоклов; так из чего же мы будем хлопотать? А пожертвовать для неё славянами, значит обрубать себе руки, увечить себе тело».

9. Почему, по мнению автора Записки, Россия спасает Австрию «всякую минуту теперь»? Какой пример приводит автор Записки, чтобы показать отсутствие реального союза между Австрией и Россией? Почему, по мнению автора Записки, такой союз практически невозможен?

10. Укажите любые три итога войны, в которой участвовала Россия в период, когда была написана данная Записка.

Контрольная работа по истории России I половины XIX в. Ключ

Источник

Военная реформа Александра I

Военная реформа Александра I заключалась в создании на территории России военных поселений. Задача состояла в быстром введении в строй резервных армейских подразделений в случае начала войны. Одновременно должна была решаться вторая проблема: оперативное расформирование армейских войск после окончания военных действий. Проведение реформы Александр I поручил Аракчееву. Это был человек преданный государству и царю, но не обладающий выдающимися государственными талантами.

Причины необходимости реформы

Необходимость реформирования армии и создания военных поселений имело следующие причины:

Существующий до этого времени рекрутский набор показал свою неповоротливость. На обслуживание армии уходили большие средства. В случае отсутствия войны было не целесообразно содержать огромное количество людей, а распустить их было невозможно.

На содержание большой армии требовались средства, которых не хватало. Предполагалось, что военные поселения начнут давать прибыль и станут самоокупаемыми.

Учитывая, что на службу в армии у людей уходила большая часть жизни, предполагалось, что оседлость укрепит дисциплину. Человека легче будет мобилизовать из резерва в случае неожиданного начала военных действий.

После окончания войны люди спокойно вернутся на место поселения к своим обязанностям.

Суть военной реформы

Военные поселения требовалось создавать на территориях, населенными государственными крестьянами. Интересы помещиков не должны были быть затронуты. Крепостные крестьяне в реформе участия не принимали.

Выбранные гражданские территории переходили под военное управление. К проживающему здесь крестьянству подселялись нижние военные чины. Им выделялись земельные наделы, а также шло освобождение от податей. На всех числящихся людей выдавалось ежегодное пособие в размер 5 млн рублей. В дальнейшем деньги распределялись в индивидуальном порядке.

Эти средства расходовались на самое необходимое:

Обязанности и срок службы

Жизнь каждого крестьянина военного поселения четко регламентировалась:

Кроме того, реформа предусматривала следующие пункты:

Распорядок жизни

Замысел реформы состоял в том, чтобы армия стала самоокупаемой. Теперь каждый военнослужащий должен был одновременно посвящать жизнь службе и ведению домашнего хозяйства.

Распорядок дня поселенца был следующий:

У крестьян не было выходных и праздничных дней, поэтому не все из них выдерживали такую физическую и психологическую нагрузку.

Формирование первого поселения

Первое военное поселение было организовано в Могилевской губернии. Этому вопросу уделялось очень серьезное внимание. Сюда отбирались солдаты с лучшей репутацией. Это были служащие Елецкого мушкетерского полка. Крестьяне с этих земель были выселены и переведены в Харьковскую губернию. Вскоре началась война с Наполеоном, и могилевский полк был отправлен на фронт. По возвращению, выжившие солдаты увидели свои хозяйства полностью разграбленные крестьянами.

После этого Александром I были в закон внесены поправки, которые позволяли местных крестьян не выселять с родных мест, а записывать в военные поселенцы. Это дало эффект, но очень незначительный.

Причины низкой самоотдачи территорий

Жизнь военных поселенцев была четко регламентирована. Такой указ был издан непосредственно Аракчеевым. Поскольку у взрослых людей не было времени на воспитание своих детей, то ими занимались местные государственные органы. Как правило, они все свое время проводили в специальных учебных заведениях. Даже выдачей замуж подросших дочерей занималось начальство. Это вызывало естественное недовольство со стороны солдат.

Также проблема обострилась по следующим причинам:

При этом количество военных поселений постоянно возрастало. Они протянулись от Балтики до Черного моря и состояли из частей регулярной армии, казаков и крестьян. Последние были особенно недовольны существующим положением, поэтому в некоторых районах возникали бунты. Например, в 1819 году вспыхнуло восстание поблизости от Харькова, а в 1820 на Дону.

Конец военной реформы Александра I

Упразднение военной реформы Александра I произошло только через 47 лет. Этим занялся государь Александр II. Им было дано поручение Дмитрию Столыпину, подробно изучить ситуацию на местах. Результат оказался неутешительным. Хозяйства оказались в запущенном состоянии, строения требовали ремонта, а местная казна была пустой.

Военные поселения не выдержали испытания временем и стали экономической обузой для государства.

На основании указа Александра II они были в 1857 году упразднены.

Источник

Часть 1

А1. Когда началось строительство Транссибирской железной дороги?

А2. Кто возглавлял работу по кодификации законов Российской империи?

А3. Что не относится к положениям «теории официальной народности»?

А4. Что относилось к содержанию Адрианопольского мирного договора?

1) отречение от власти турецкого султана

2) предоставление автономии Болгарии

3) переход к России устья Дуная

4) перемирие в Кавказской войне

А5. Когда был принят указ о вольных хлебопашцах?

А6. Как называется художественный стиль позднего классицизма?

А7. Что относится к положениям реформы 1861 г.?

A) порядок предоставления земли крестьянам определялся декретами о наделах

Б) крестьяне объявлялись юридически свободными

B) для крестьян, не подчинявшихся проведению реформы, вводились телесные наказания

Г) для решения проблемы малоземелья было увеличено количество рекрутов-крестьян, взятых в армию

Д) крестьяне наделялись землей

Е) для проведения реформы учреждалась должность мировых посредников Укажите правильный ответ.

А8. Что характеризовало политику России в Средней Азии?

1) русско-английский вооруженный конфликт в Туркмении

2) вывод русских войск с территории Бухарского эмирата

3) подчинение России Хивинского ханства

4) постройка железной дороги Москва—Ташкент

А9. Что относилось к результатам реформы государственных крестьян, предпринятой в период правления Николая I?

1) создание коллективных хозяйств

2) запрет выращивать картофель

3) создание в государственной деревне текстильных предприятий

4) введение крестьянского самоуправления

А10. Прочтите фрагмент научного труда. Отметьте, о каком городе идет в нем речь.

«5-го числа с ранней зари до позднего вечера, 12 часов, продолжалось сражение под стенами, на стенах и за стенами города. Русские не уступали ни на шаг; дрались как львы. Французы, или лучше сказать поляки, в бешеном исступлении лезли на стены, ломились в ворота, бросались на валы и в бесчисленных рядах теснились около города по ту сторону Днепра. Наконец, утомленный противоборством наших, Наполеон приказал жечь город, которого никак не мог взять грудью. ».

А11. Когда был подписан Айгунский договор России с Китаем?

А12. Какую должность занимал П. Д. Киселев?

1) министр внутренних дел

2) министр государственных имуществ

3) министр иностранных дел

А13. Скульптор И. П. Мартос был автором памятника

1) Александру Невскому

2) Кириллу и Мефодию

3) Минину и Пожарскому

4) Владимиру Мономаху

А14. С каким пунктом соединила Петербург первая в России железная дорога?

А15. В результате судебной реформы, проведенной при Александре II, в России

1) были введены суды для дворян

2) был ликвидирован Сенат

3) был введен суд присяжных

4) отменялась смертная казнь

А16. Какие картины принадлежат кисти И. Е. Репина?

A) «Явление Христа народу»

Б) «Иван Грозный и сын его Иван»

B) «Бурлаки на Волге»

Г) «Последний день Помпеи»

Д) «Арест пропагандиста»

Е) «Девочка с персиками»

Укажите верный ответ.

1) АГЕ 2) АБД 3) БВД 4) ВДЕ

А17. О каком явлении говорится в тексте?

«Интенсификация системы производства стала проявляться и в обрабатывающей промышленности, причем главным полем ее применения оказалась не кустарная изба, а фабрика. Раньше всего применены были машины в области хлопчатобумажного производства, и в 40-х гг. техника русской хлопчатобумажной промышленности стояла уже высоко. Ниже стоял технический уровень суконной промышленности, и совсем слабо развивалась в смысле приемов обработки железоделательная промышленность».

1) последствия финансовой реформы

2) привлечение иностранного капитала в Россию

3) начало промышленного переворота

4) аграрное перенаселение

А18. Какое из названных событий произошло раньше остальных?

1) создание кружка петрашевцев

2) сражение под Аустерлицем

3) оборона русскими войсками Шипкинского перевала

4) создание Союза благоденствия

A19. Что такое «имамат»?

1) призыв к войне с немусульманами

2) денежная единица на Кавказе

3) государство горских народов

4) боевое подразделение горцев

A20. Что относится к последствиям учреждения военных поселений?

1) ликвидация рекрутских наборов

2) восстания военных поселян

3) массовые просьбы солдат о переводе в военные поселения

4) создание в поселениях выборных органов местного самоуправления

А20. Что относится к последствиям учреждения военных поселений?

1) ликвидация рекрутских наборов

2) восстания военных поселян

3) массовые просьбы солдат о переводе в военные поселения

4) создание в поселениях выборных органов местного самоуправления

224 Тренировочный тест к разделу 3

1) отставание в развитии экономики от стран Западной Европы

2) резкий рост военной мощи Османской империи

3) тяжелое военное поражение России в Закавказье

4) проведение плохо подготовленной военной реформы

А22. Какие сооружения были построены в Петербурге по проектам архитектора К. И. Росси?

A) Петергофский (Балтийский) вокзал Б) Александринский театр

B) Михайловский дворец (Русский музей)

Д) здание Главного штаба

Е) Мраморный дворец

Укажите правильный ответ.

1)АГЕ 2) БВД 3) АБД 4) ВДЕ

А23. Кто был автором реформы, о которой говорится в тексте?

«И вот в июне 1839 г. был издан закон, который устанавливал, что отныне как во всех расчетах казны с населением, так и во всех коммерческих сделках счет должен вестись на серебро. Серебряный рубль объявлен был главной монетой, ассигнации хотя и сохранили свое значение ходячей монеты, но курс их был определен раз и навсегда в 350 коп. за рубль».

А24. В каком году была проведена городская реформа?

А25. О какой реформе идет речь в тексте?

«Председательство в уездном собрании было передано уездному предводителю дворянства, в губернском — губернскому, «если государю не угодно будет назначить для председательствования в оном особое лицо». Зато председателей уездной и губернской управ предоставлено было выбирать самим собраниям».

4) о реформе просвещения

А26. Какой ряд дат связан с русско-турецкими войнами?

1) 1877 г., 1878 г. 3) 1875 г., 1876 г.

2) 1801 г., 1802 г. 4) 1840 г., 1841 г.

А27. Участники Северного и Южного тайных обществ ставили перед собой задачу

1) введения основ социализма

2) восстановления Земского собора и Боярской думы

3) создания общероссийской либеральной партии

4) ликвидации самодержавия

А28. Что было одним из проявлений консервативной внутренней политики Александра III?

1) учреждение должности земских участковых начальников

2) запрет неправославному населению менять место жительства

3) создание консервативной партии

4) ликвидация земств

А29. Что явилось следствием политики Александра I в области образования?

1) открытие университета в Петербурге

2) введение всеобщего начального образования в городах

3) закрытие университета в Москве

4) открытие во всех губернских городах педагогических институтов

А30. Что было характерно для российской экономики в пореформенный период?

A) появление новых промышленных районов Б) рост численности пролетариата

B) упадок тяжелой промышленности

Г) отказ от привлечения иностранных капиталов

Д) регулярная закупка хлеба за границей

Е) активное железнодорожное строительство

Укажите правильный ответ.

1) АБВ 2) АБЕ 3) БВГ 4) БВД

А31. Укажите имя исторического деятеля, о котором идет речь в тексте.

«Хотя обе его первые большие марксистские работы «Социализм и политическая борьба» и «Наши разногласия» безусловно носили программный характер, возвещая о рождении нового, социал-демократического направления в русской революционной мысли, это не снимало с повестки дня вопроса о подготовке специального программного документа группы «Освобождение труда». За выполнение этой ответственной задачи он и взялся, составив в 1883— 1885 гг. целых три проекта программы группы «Освобождение труда».

А32. Какой указ был принят в 1842 г.?

1) о запрете революционных кружков

2) об амнистии декабристам

3) об инвентарной реформе

4) об обязанных крестьянах

Часть 2

В1. Расположите в хронологической последовательности события начального периода Отечественной войны 1812 г.

A) Бородинское сражение

Б) назначение М. И. Кутузова главнокомандующим русской армией

B) переправа армии Наполеона через Неман

Г) Смоленское сражение

В2. Соотнесите территории, присоединенные к России, с событиями, связанными с этими приобретениями.

B) часть Дагестана, Северный Азербайджан

1) решение Венского конгресса

2) русско-иранская война 1826—1828 гг.

3) русско-иранская война 1804—1813 гг.

4) русско-шведская война 1808—1809 гг.

5) русско-турецкая война 1806—1812 гг

Тренировочный тест к разделу 3

В3. Напишите, о каком императоре идет речь в работе историка.

«. первым делом, которое ему пришлось ликвидировать, была Крымская война. Все силы и помыслы правительства и общества были направлены на окончание тяжелой войны и заключение мира, к чему дали, наконец, возможность кое-какие успехи русских войск на Кавказе и в особенности стойкость их в Севастополе».

В4. Установите соответствие между понятиями и определениями.

A) «Органический статут»

Г) общинный социализм

1) теория переустройства общества на базе традиционного крестьянского хозяйства

2) запретительные меры в отношении еврейского населения

3) опись крестьянских повинностей

4) регламентация административного устройства польских земель

5) меры, направленные на расширение железнодорожного строительства

В5. Прочтите фрагмент научного труда. Напишите, в каком городе находился университет, о котором идет речь в тексте.

«В университете мыслящее и стремящееся к умственному и нравственному развитию студенчество группировалось около двух центральных кружков — Станкевича и Герцена. Кружок Станкевича состоял из лиц, интересовавшихся главным образом вопросами этики и философии. Кружок Герцена состоял из лиц, стремившихся главным образом к разрешению политических и социальных проблем».

В6. Установите соответствие между именами политических деятелей и их характеристиками.

A) М. Т. Лорис-Меликов

B) Н. Н. Муравьев-Амурский

1) член исполнительного комитета «Народной воли»

2) дипломат, исследователь Дальнего Востока

3) начальник Верховной распорядительной комиссии

4) генерал, отличившийся при завоевании Средней Азии и в русско-турецкой войне

5) министр иностранных дел

В7. Напишите имя автора картины, о которой идет речь в тексте.

«В том же году, в котором царской цензурой была снята с выставки картина «Сельский крестный ход на Пасхе», он написал небольшое полотно «Чаепитие в Мытищах» (1862). Две фигуры, два мира противостоят друг другу в этой картине: монах и инвалид-солдат. Один — разжиревший от праздной жизни, другой — нищий. Без ноги, слепой, с мальчиком-поводырем, инвалид просит милостыню. Перед нами, быть может, один из героев Севастопольской обороны. Ему выдали медаль за храбрость и пустили на произвол судьбы, бродить по белу свету».

В8. Установите соответствие между именами композиторов и названиями их произведений.

Г) Н. А. Римский-Корсаков

1) балет «Лебединое озеро»

2) опера «Князь Игорь»

3) опера «Снегурочка»

5) опера «Жизнь за царя

В9. Прочитайте отрывок из труда историка и напишите, о ком говорится в тексте.

«Его «Философическое письмо», принадлежащее к целой серии писем, не предназначалось для печати и было написано к частному лицу по частному случаю. Однако он читал эти письма своим знакомым, и Надеждин, издатель «Телескопа», выпросил их у него для печати. Но появление первого же из них произвело впечатление внезапно разорвавшейся бомбы. Оно являлось самым резким и смелым протестом против той системы «официальной народности», которая незадолго перед тем была провозглашена правительством».

В10. Какие три события имеют отношение к преобразованиям Александра I?

1) учреждение министерств

2) отмена крепостного права на Украине

3) принятие нового свода законов

4) учреждение Государственного совета

5) запрет на создание военных поселений

6) дарование Конституции Царству Польскому

В11. Расположите события в хронологической последовательности.

A) восстание декабристов

Б) заключение Тильзитского мира

B) Синопское сражение

Г) Морозовская стачка

Часть 3

Фрагмент статьи юриста М. П. Чубинского

«В области сравнительно менее важных дел, которые были переданы в ведение мирового суда, по справедливому определению одного из современников, не было раньше не только тени правосудия, но даже понятия о возможности правосудия. Значительная часть этих дел находилась в руках полиции; народ боялся ее и избегал настолько, что по ревизиям книги для записи разбирательств даже в полицейских участках столиц неизменно оказывались совершенно чистыми, а самое разбирательство, когда оно происходило, давало картины взяток, грубой брани, произвольных арестов, побоев — словом, всего, чего угодно, кроме правосудия. С изумлением народ увидел новых мировых судей, доступных, чуждых формализма, вежливых и со всеми одинаково ровных в обращении. Первые приговоры произвели сенсацию в народе, и деятельность мирового института быстро стала ломать вековое недоверие народа к суду, сопряженное с воспринятыми на опыте понятиями о том, что привилегированный свободно может бить и обижать непривилегированного, что богатый всегда может откупиться, какое бы безобразие он ни учинил и как бы ни обидел бедного и т. п. Мировой в глазах народа стал чрезвычайно популярен; народ валом повалил в камеры, и послышались новые речи: «теперь все равны», «теперь драться не велят», «вот мировой тебе покажет».

Словом, если новые суды быстро привились у нас и приобрели громадное доверие общества, то значительная доля заслуги в этом, бесспорно, принадлежит мировому институту».

С1. О какой реформе говорится в документе? В каком году она проводилась? Кто в это время был императором?

С2. Укажите не менее трех положений, способствовавших тому, что мировые суды стали вызывать доверие у населения страны.

С3. Назовите не менее трех реформ, проводившихся в эту же эпоху.

С4. Какие задачи ставили перед собой народники в 1860—1880-х гг.? Укажите не менее трех задач. Какие конкретные действия были направлены на решение этих задач? Укажите не менее трех фактов.

С5. Ниже изложены две точки зрения на личность и политику императора Николая I.

1. Николай I был ограниченным солдафоном, не подготовленным к роли руководителя государства. Он проводил реакционную политику, время его правления стало своего рода «темным пятном» в истории страны.

2. Николай I страстно желал процветания России. Не обладая выдающимися способностями, он без устали работал для того, чтобы добиться перемен к лучшему. Его правление отмечено как успехами, так и неудачами.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале сентября 1812 г. на военном совете в Филях по настоянию главнокомандующего русскими войсками М. И. Кутузова было решено оставить Москву. Вскоре в нее вступил Наполеон. Императору французов казалось, что война уже почти выиграна. Получилось, однако, наоборот. Каковы были причины победы России в войне? Назовите не менее двух причин. Какие события в ходе Отечественной войны 1812 г. произошли после вступления армии Наполеона в Москву? Назовите не менее трех событий.

С7. Сравните экономику России в конце XVIII в. и в середине XIX в. (общее состояние экономической системы, особенности рынка труда, промышленности, сельского хозяйства, торговли, транспорта и проч.).

Укажите, что было общим (не менее двух положений), а что различным (не менее двух положений).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *