что относится к поведенческим факторам
Поведенческие факторы: большой разбор. Как их улучшить? Можно ли накрутить?
От поведения пользователей на сайте зависят позиции ресурса в поисковиках. Рассказываем, на какие метрики смотреть и как с ними работать.
Кадр: сериал «Шерлок»
В 2014 году специалист по поисковому продвижению Рэнд Фишкин провёл эксперимент: поднял сайт с седьмой позиции на первую за пару часов. Для этого он накрутил поведенческие факторы: попросил пользователей Twitter вводить в Google поисковые запросы и переходить в его блог.
Пользователи по-разному взаимодействуют с веб-ресурсами. Например, посещение может быть неудачным: читатель открыл сайт и сразу же ушёл с него. Или позитивным: пользователь нашёл сайт и изучал страницы 10–20 минут, а некоторые из них сохранил в закладках. Поисковые системы анализируют поведение пользователей и повышают позиции сайтов, с которыми взаимодействуют положительно, как с блогом Рэнда Фишкина. Показатели взаимодействия и называются поведенческими факторами.
Поведенческие факторы значительно влияют на ранжирование в поисковой выдаче. Это подтверждают сами поисковые системы: например, 22 августа 2017 года «Яндекс» запустил алгоритм «Королёв», в котором большую роль играют сигналы от пользователей. Google 12 марта 2020 года получил патент на изменение результатов поиска на основании неявной обратной связи с пользователем, а в 2021 году добавил в факторы ранжирования критерии, оценивающие удобство ресурса для посетителей.
Самозанятый автор. Создаёт статьи в блог и коммерческий контент. Пишет о маркетинге, финансах, бизнесе и YouTube.
Поведенческие факторы: на какие метрики смотреть и как их анализировать
Факторы делят на две большие группы:
Поведенческие факторы держат в секрете, но есть накопленный опыт специалистов по поисковому продвижению и данные из заявлений поисковиков. Поэтому эксперты говорят о разных метриках, работа над которыми приводит к улучшению поведенческих факторов. Самые известные метрики внешних поведенческих факторов:
Для внутренних поведенческих факторов другие метрики:
Чтобы понять, всё ли в порядке с вашим сайтом, Google предлагает использовать сравнительный анализ — внутри Google Analytics есть открытые отчёты по более чем 1600 отраслям. В них можно сравнить глубину просмотра и время сессии со средними показателями в вашей нише.
Некоторые эксперты также относят к поведенческим факторам:
Показатели могут существенно различаться в зависимости от типа сайта, ниши и системы аналитики — об этом говорил Павел Карпов на выступлении на WordCamp Russia 2015.
Руководитель группы оптимизаторов Webit Дмитрий Андреев согласен: универсального эталона нет. Он рекомендует следить в динамике за всеми показателями и сравнивать их с показателями прямых конкурентов и лидеров в вашей нише.
Насколько значимы поведенческие факторы? Интернет-маркетолог и сооснователь агентства digital-маркетинга Adwai Иван Бабайлов говорит, что, по показателям проектов, в которых Adwai занимается SEO, поведенческие факторы имеют вес ориентировочно в 25% от общего. Ссылочная масса — 20%, а семантическое ядро и полезность контента для целевой аудитории — 45%. Остальные 10% веса распределяются между десятками других более мелких факторов.
Основатель и руководитель агентства интернет-маркетинга Impulse.guru Илья Русаков говорит, что группа поведенческих факторов самая весомая: «В абсолютных значениях её вес посчитать невозможно, но он сильно больше остальных. Улучшая в первую очередь внешние поведенческие факторы, можно получить рост трафика гораздо больше, чем 20%».
Какие стратегии можно использовать, чтобы улучшить поведенческие факторы
Есть множество подходов. Самые распространённые — увеличение CTR в выдаче, улучшение юзабилити, проработка релевантности контента и улучшение скорости загрузки.
Увеличение CTR сниппетов в поисковой выдаче не только улучшит поведенческие факторы, но и принесёт больше трафика. Есть разные способы повысить CTR:
Увеличение сниппета — распространённая стратегия, однако сведения о её эффективности противоречивы. Кажется, что чем больше места сайт занимает в поисковой выдаче, тем больше кликов он может получить. Но исследование Perficient подтвердило, что расширенные сниппеты повышают CTR только на 0,88%. Исследование Seoquick вообще показало, что расширенные сниппеты негативно влияют на кликабельность. Частично это подтвердило и исследование Ahrefs: в расширенном сниппете человек может сразу получить ответ на вопрос и поэтому не переходит на сайт.
Улучшение юзабилити сайта. Под юзабилити понимают удобство использования ресурса. Чтобы улучшить его, внедряют разные изменения. Это:
Интернет-маркетолог и сооснователь агентства digital-маркетинга Adwai Иван Бабайлов поделился кейсом: собрав аналитику по блогу, в агентстве обнаружили сильную просадку по глубине просмотра. В каждую статью в блоге добавили перелинковку, внедрили раздел «обязательно прочитайте» со ссылками на другие материалы по теме. Это дало рост глубины просмотра с 1,26 до 2,09, что хорошо сказалось на объёме трафика и позициях.
Руководитель группы оптимизаторов Webit Дмитрий Андреев рекомендует добавлять на сайт полезные для пользователей функции. Калькуляторы, 3D-презентации, опросы, рекомендации, обсуждения, сравнения позволяют задержать внимание пользователя.
Проработка релевантного контента. Описывая принципы ранжирования, «Яндекс» заявляет, что располагает сверху страницы, «которые лучше всего подходят для ответа на заданный запрос — то есть наиболее релевантны запросу». Google тоже предлагает пользователям в топе самые релевантные страницы. Сделать контент максимально подходящим запросу пользователя помогут:
Программист и автор блога @girlsinphp в Instagram Екатерина Голева отмечает, что работа с поведенческими факторами — это прежде всего проработка контента: интересного, лаконичного, раскрывающего суть заголовков. Это помогло ей вывести сайт в топ-3 в узкой нише и получить рост трафика в два раза.
Улучшение скорости загрузки. Ведущий аналитик Google Джон Мюллер заявлял, что поисковая система учитывает скорость загрузки страниц при ранжировании, но отдаёт предпочтение релевантности. Также скорость загрузки влияет на поведенческие факторы: чем дольше пользователь ждёт, тем выше шанс, что в конце концов он вернётся к поисковой выдаче, а сайт получит отказ. Быстрая загрузка важна и для продаж: это подтвердили в Unbounce.
Ускорять загрузку можно, используя:
Часто улучшение поведенческих факторов — комплексная работа. Руководитель направления поискового продвижения в «ИнтерЛабс» Анастасия Шестова поделилась кейсом: в середине 2019 года к ним пришёл клиент — сайт стоматологии с несколькими филиалами. На нём были поддомены под каждую ближайшую станцию метро, трафика почти не было.
В «ИнтерЛабс» провели комплексную работу:
В результате трафик вырос в девять раз — до 45 тысяч посетителей в месяц. Попутно снизился показатель отказов, улучшились другие показатели, относящиеся к поведенческим факторам.
Основатель и руководитель агентства интернет-маркетинга Impulse.guru Илья Русаков рассказал о подходе агентства: первое, что они делают, — работают со сниппетами. Затем изучают пользователя, его боли, потребности — и стараются закрыть их на посадочной странице. Это нужно, чтобы пользователь не вернулся в выдачу. С таким подходом страницы часто выходят в топ-3 и надолго остаются там.
Эффективна ли накрутка поведенческих факторов
Поведение пользователей можно имитировать, а значит, можно и накрутить поведенческие факторы, чтобы повысить позиции сайта в выдаче. Но это чёрный метод продвижения: поисковые системы стараются защитить алгоритмы от накруток. Мы спросили экспертов, что они думают о накрутке.
У некоторых специалистов получается накрутить поведенческие факторы. В 2018 году Октавиан Низамов выступил на конференции Baltic Digital Days с кейсом по накрутке. Он пришёл к выводу, что накрутка работает: и в «Яндексе», и в Google удавалось улучшить позиции, а после приостановки работ трафик не менялся или менялся незначительно.
Программист и автор блога @girlsinphp в Instagram Екатерина Голева рассказала о своём опыте: в ходе эксперимента за сутки её сайт с пятого места выдачи попал на первое по одному запросу. Так же получилось поднять около 15–20 запросов. Это помогало где-то год, потом перестало.
Руководитель направления поискового продвижения в «ИнтерЛабс» Анастасия Шестова рекомендует не накручивать поведенческие факторы, а вкладываться в сам сайт. Она считает накрутку бессмысленной: даже если появятся позиции, но сайт не будет проработан, реальные пользователи обрушат поведенческие факторы, так как не смогут получить качественный продукт. В итоге с учётом падения поведенческих придётся включать накрутку дальше и в большем объёме — следовательно, рано или поздно сайт ждут санкции.
Автор блога Seofy Алёна Рыбина тоже не рекомендует использовать накрутку. У неё был опыт получения фильтра за имитацию действий пользователей: сайт не восстановился даже в течение девяти месяцев. Лучше сначала прорабатывать низкочастотные запросы, чтобы накапливать по ним хорошие поведенческие факторы, — это поможет занять топ и по высокочастотным фразам.
Алёна Рыбина рассказывает об эффекте, который она наблюдала на сайте клиента летом 2021 года. Когда началась жара, спрос на вентиляторы и кондиционеры резко возрос. Повышение поискового трафика и хорошие поведенческие факторы повлияли и на другие разделы сайта: позиции по остальным категориям и продажи товаров стали стремительно расти. Когда ажиотаж схлынул, а посещаемость пришла в норму, часть позиций откатилась к предыдущим значениям.
Основатель и руководитель агентства интернет-маркетинга Impulse.guru Илья Русаков уточняет, что, если вы используете накрутку, нужно быть готовым к перезапуску проекта. Это всегда риск, хотя в каких-то случаях поисковые системы не могут на 100% отфильтровать ботов и не накладывают санкции.
Подведём итог
Поведенческие факторы важны для поискового продвижения: некоторые эксперты говорят, что их вес — около 20% от общей массы факторов, влияющих на позиции сайта в выдаче.
Есть несколько метрик, которые, по мнению экспертов, отражают поведенческие факторы. Это CTR сниппета, удовлетворённость ответом, прямые заходы, показатель отказов, глубина просмотра и время сессии. Показатели могут различаться в зависимости от ниши, типа страницы и системы аналитики.
Для улучшения поведенческих факторов можно повышать CTR сниппета, работать над юзабилити, релевантностью контента и скоростью загрузки страниц. Обычно это комплексная работа.
Поведенческие факторы можно накрутить. Есть удачные кейсы, но большинство специалистов не рекомендуют обманывать алгоритмы поисковых систем.
Что ещё почитать в Skillbox Media о SEO
Метатеги, из которых формируется сниппет сайта в поисковой выдаче. Title — заголовок страницы, Description — небольшой текст под ним.
Навигационная цепочка, указывающая путь к странице сайта. Выглядит так:
Главная → Блог → Что такое хлебные крошки.
Разметка страниц сайта дополнительными тегами и атрибутами, которые могут подтягиваться в сниппет в поисковой выдаче.
Улучшение поведенческих факторов: как влиять на ранжирование сайта
В статье:
Высокое ранжирование по ключевым запросам — это цель, к которой идет каждый сайт. Логика простая: чем выше страница находится в поисковой выдаче, тем больше людей на нее заходят, увеличивается число потенциальных лидов и клиентов.
Ранжирование определяют алгоритмы поисковиков. Раньше они основывались на математических формулах «авторитетности», но оптимизаторы придумали множество уловок, как перехитрить алгоритм. Поэтому поисковые системы используют сразу несколько способов проверки ресурса, результатом которой и будет высокое или низкое ранжирование.
От чего зависит ранжирование и как улучшить позицию своего сайта — разберем в материале, он подойдет для начинающих и поможет лучше ориентироваться в важных факторах.
Показателей множество, а особое внимание стоит уделить анализу поведенческих факторов. Алгоритм основан на поведении самих пользователей, такая оценка объективна и отражает предпочтения людей. Чтобы не провалиться по этому показателю, сайт должен реально соответствовать требованиям пользователей, а не пытаться обмануть поисковики.
Что относится к поведенческим факторам
Чтобы алгоритм было сложнее обмануть, поисковики обращают внимание на множество коэффициентов и последовательностей. Основные факторы, определяющие место сайта в выдаче:
Это справедливо не для всех сайтов. К примеру, на странице вызова такси онлайн маленькое время сессии — скорее плюс. Чем быстрее пользователь смог оформить вызов, тем лучше. Подозреваем, что в таких случаях поисковик ориентируется на показатели похожих сайтов из этой сферы.
Влияние поведенческих факторов на ранжирование
Разные страницы имеют разное назначение, как же поисковые системы получают статистику поведения пользователей и как ее анализируют?
Первый этап — сбор информации.
Поисковики получают информацию из разных источников, к ним относятся:
Второй этап — анализ.
Сложность в том, что для некоторых сайтов определенные факторы не важны. Для одностраничников глубина просмотра не играет роли, но она всегда будет на низком уровне — это логично, страница-то одна. В таком случае вступают в игру сегментирование данных, интерпретация и машинное обучение. Благодаря сложным алгоритмам, система сможет определить реально важные факторы и ранжировать сайт по ним.
Как улучшить поведенческие факторы без накрутки
В этом блоке рассмотрим самые основные и эффективные приемы по улучшению отношений между сайтом и пользователями, чтобы улучшить ранжирование. Как влиять на поведенческие факторы, чтобы ваш сайт оказался выше.
Оптимизировать сниппет в выдаче
Улучшить сниппет необходимо для повышения кликабельности. Сделать это можно несколько путями. К примеру, сделать хорошие title и description. Они должны не только иметь вхождение ключевого запроса, но и точно объяснять, что человек найдет и о чем узнает на странице. При этом, стоит руководствоваться правилом «краткость — сестра таланта». Хороший description по объему равен 150-180 символам.
Согласно исследованиям Hubspot, квадратные скобки в тайтле увеличивают CTR на 40%. Помимо этого, хорошо кликают на заголовки с числами или текущим годом. А вот чего не стоит делать – это допускать переспам ключевиками или заниматься кликбейтом.
Что еще можно сделать:
Поработать со структурой сайта
Для роботов, определяющих качество сайта, в структуре важны навигация и перелинковка. Пользователь должен сразу понимать, как перейти к интересующему его месту и как попасть на нужную страницу. Результатом работы будет увеличение времени, проведенного на сайте. Поработать стоит с двумя основными направлениями:
Добавить сервисы, повышающие удобство взаимодействия с сайтом
Для бизнеса важны закрытые потребности клиентов. Чтобы повысить мнение пользователей о сайте, нужно дать им то, зачем они пришли. Иногда у человека могут возникнуть вопросы, ответы на которые он не может найти на сайте или не хочет тратить время на их поиск. В таком случае, ему нужно предоставить возможность задать любой интересующий вопрос онлайн.
Для этого используют специальные виджеты. Многие сайты имеют чаты, но это не идеальный способ связи. Иногда разумнее описать проблему и дать ответ голосом, а в других случаях проще включить текстовый чат. Выбрав что-то одно, можно потерять часть пользователей, поэтому лучший выход — позволить посетителю самому выбрать удобную форму общения.
Есть мессенджеры, которые сочетают несколько способов общения. К примеру, сервис CallShark включает в себя функциональность популярных мессенджеров: чат, видеозвонок, аудиозвонок, передачу файлов и другие. Посетитель сам выбирает удобный способ коммуникации, это повышает вероятность не только конвертации в лид, но и повторных заходов. Если пользователю быстро и качественно помогли с одним вопросом, со следующим он придет на этот же ресурс.
Результатом будет повышение времени, проведенного на сайте, снижение количество отказов и лучшая конверсия заходов в лиды.
Ускорить загрузку страниц
Еще один способ оптимизации, позволяющий выше ранжировать сайт — скорость загрузки страниц. Проверить скорость загрузки можно в специальных анализаторах, например, в PageSpeed Tools от Google.
Существует пять основных способов «ускорения»:
Оптимизировать мобильную версию
Многие пользователи выходят в интернет со смартфоном, поэтому важно не потерять «мобильный сегмент» клиентов. Всегда обращайте внимание на то, как работает ваш сайт в мобильной версии, легко ли на нем читать контент, изучать предложения, делать заказы и связываться с менеджерами.
Для оптимизации следует сделать следующее:
Интегрировать сайт с соцсетями
Социальные сети — еще один инструмент для привлечения аудитории и повышения сайта в выдаче.
Для интеграции необходимо создать группы компании в социальных сетях, привязать их к сайту и активно выкладывать контент, не забывая поощрять переходы из группы на сайт. Этим занимается SMM. На самом сайте обязательно должны быть ссылки на ваши группы в «Вконтакте», «Facebook», «Instagram» и другие. Их оформление лучше сделать в виде кнопок, которые позволяют перейти в соцсеть или подписаться прямо с сайта..
Многое зависит от конкретного проекта: если у вас интернет-магазин, а для продаж важен визуальный образ, то компании стоит вести Инстаграм и вывести на сайт не кнопку с подпиской, а «фид». В большинстве же случаев достаточно кнопок с популярных соцсетей, на которые клиент может подписаться и кнопки «поделиться» после каждой записи.
Улучшению поведенческих факторов следует уделить особое внимание. В конечном счете, это не только повлияет на восприятие сайта поисковыми системами и ранжирование, но и на лояльность пользователей, к чему стремятся практически все проекты.
10 советов по работе над поведенческими факторами на сайте от digital-агентства ADVIANA
То, как ведут себя посетители на страницах сайта, уже давно является важным фактором ранжирования для поисковых систем. Сайт должен отвечать на вопрос пользователя, быть удобным, понятным и интересным, чтобы человек, зайдя на нужную страницу мог получить именно то, что искал, а еще лучше, если помимо прямого вопроса в доступе будут косвенные переходы внутри ресурса на смежные темы. Например:
Анализировать поведенческие факторы нужно наравне со всеми остальными, чтобы не упустить каких-то явных ошибок, из-за которых пользователи уходят, едва осмотрев сайт.
Начать следует с того, что для контроля поведенческих факторов просто необходима установка сервисов статистики. Обратите внимание, что на Метрике должна быть включена запись Вебвизора. Итак, для детального анализа всего происходящего на сайте в период просмотра пользователя необходимы:
Все эти вспомогательные сервисы помогут оценить ситуацию и увидеть Ваш сайт глазами пользователя.
Поведенческие факторы можно разделить на две группы: внутренние и внешние.
К внутренним факторам относятся в основном данные статистики, которые можно проанализировать с помощью Яндекс.Метрики и Google Analytics. К ним относятся показатели:
Внешние факторы так же важны, как и внутренние:
Существует ряд рекомендаций, которые влияют на поведенческие факторы. Все они равнозначно важны, так как любой из них может играет решающую роль для пользователей перед тем, как незамедлительно покинуть ресурс. Мы советуем Вам пройтись по каждому из перечисленных ниже пунктов, для того, чтобы убедится в том, что Вы учли все основные моменты по проработке ПФ.
С первого взгляда кажется, что данный пункт явно не относится к поведенческим факторам, а скорее к внутренним, но давайте разберемся подробнее. Человек, открывая страницу в выдаче может столкнуться с рядом технических проблем, которые повлияют на то, что он будет делать дальше. Например, пытаясь отправить форму может не работать кнопка. А бывали и такие случаи, что, открывая страницу в поиске она отдает 404 отклик. Поисковые системы не сразу исключат из выдачи неработающую страницу, а вот на показатели отказов это повлияет существенно. Следите за откликами страниц на Вашем сайте, проверяйте корректность работы форм, фильтров, сортировок, корзины.
Представьте, что вы видите свой сайт первый раз. Все ли на нем логично выстроено? Правильна ли структура разделов и подразделов, корректно ли прописаны «хлебные крошки» и визуальное отображение активного блока в меню? Если у Вас появились сомнения, советуем начертить карту, которая визуально отобразит все имеющиеся ответвления от главной страницы и наглядно покажет, какая логика разделов действует на сайте. Старые ресурсы, на которые многократно вносились правки, часто страдают от перегруженной структуры или отсутствию логики. В таких случаях править структуру следует только в том случае, если сайт не имеет хороший вывод в ТОП 10, потому что эти изменения обязательно отразятся на позициях.
Если Ваш сайт загружается долго, ждите больших показателей отказов и возвратов к выдаче. В современных реалиях скорость загрузки сайта имеет значительный вес для ПФ. Существует ряд рекомендаций, которые помогут уменьшить вес страниц и ускорить их открытие. К ним относятся:
Трудно не заметить, как растет доля пользователей с мобильных устройств. Поэтому без мобильной версии или адаптивной вёрстки не обойтись. Настоятельно рекомендуем не просто бегло осмотреть страницы с разных разрешений, а протестировать весь функционал. Зачастую бывают ошибки в работе или при заполнении форм.
Старайтесь не публиковать монотонные тексты. Их нужно обязательно разбивать на смысловые блоки, добавлять списки, фотоконтент. Читать хоть и интересную, но большую статью, размещенную «простыней», не просто. Особенно это актуально в наши дни, так как сейчас пользователи в основном предпочитают получать информацию в сжатом виде, которую можно бегло осмотреть, находясь в дороге или за чашкой кофе.
С увеличением скорости интернета, выпуском обновленной техники и функциональных доработок CSS появилась возможность делать сайты интересными. Взаимодействие пользователя с сайтом – это своеобразный диалог. Помимо интересных решений в дизайне в виде анимации не только конкретных элементов, но и целых блоков, пришли эффекты, которые могут откликаться на движение мыши, скроллинг, поведение курсора. Все это вовлекает пользователя в некое общение с ресурсом и захватывает внимание. Не стоит забывать и о функционале. Все сортировки, фильтры, поиск так же помогают пользователем дольше оставаться на сайте и находить именно то, что они хотят.
Так как напрямую написать текст в сниппет невозможно, работайте с тем участком текста, который робот уже выбрал. Если это обрывки информации из меню или подписей, это значит, что не нашлось достаточно релевантного описания под конкретный запрос. На сниппеты влияют:
Ни в коем случае не копируйте содержание тестов со сниппетов других ресурсов, за это будут наложены санкции и сайт выпадет за ТОП 200.
Позаботьтесь о том, чтобы дизайн ресурса был современным, не перегруженным мелкими элементами, светящимися баннерами, разными шрифтами. Содержание страниц должно быть выдержано в общей цветовой стилистике, картинки качественными и не слишком маленькими. О дизайне уже много говорилось, поэтому акцентироваться на данном моменте не будем. Подробнее об исследованиях и устаревших ресурсах можно узнать в нашей статье.
Скорее всего, вводя запрос, пользователь уже представляет себе тот перечень информации, который он хочет получить, поэтому даже беглого взгляда хватит для того, чтобы понять, нужная ли информация перед тобой или нет. В погоне за трафиком на страницы пытаются добавить вхождения по многим более-менее схожим запросам. Но бывает так. Что при минимальном изменении во фразе она уже будет нести другой смысл и публикуемая информация для нее будет другая. Мы рекомендуем создавать больше продвигаемых страниц по узкие группы запросов, чтобы контент на них максимально отвечал запросам пользователей. Для того, чтобы понять, что ищут пользователи на тот или иной запрос, проанализируйте выдачу ТОП 10. Там уже находятся сайты, которые достаточно релевантны семантике.
Не перегружайте страницу разными формами связи. Наверно все встречались с такой ситуацией, что, открыв страницу мы видим: «оставьте заявку», «закажите звонок», «свяжитесь со специалистом», «получите консультацию», «остались вопросы?», «подпишитесь на новости», «оставьте номер и получите скидку» и т.д. В таком случае слишком навязчивый призыв начинает играть раздражающую роль, он забивает полезный контент, оттягивает его на следующие экраны прокрутки, делая страницу слишком длинной. Если на Вашем сайте есть вся необходимая информация в доступном и читабельном виде (текст, примеры, цены, характеристики), человек и так найдет нужную кнопку и отправит форму. Во всем нужна мера.
Это не все возможные методы для проработки поведенческих факторов. Если Вы отчаялись и не понимаете в чем проблема, потому что Вам кажется, что все хорошо, советуем проанализировать Вебвизор. Порой проблема решается очевидным способом. Так же, обратите внимание, при заходе с каких браузеров отказав больше, возможно есть недоработки с отображением каких-либо элементов. Посмотрите на проблему со всех сторон перед тем, как делать окончательные выводы. Фиксируйте результаты после внесения корректировок, чтобы понять в правильном ли направлении Вы движетесь.