что относится к преимуществам внедрения цифровых платформ
Образовательная онлайн платформа
Цифровая образовательная платформа — информационное пространство, объединяющее участников процесса обучения, которое дает возможность для удаленного образования, обеспечивает доступ к методическим материалам и информации, а также позволяет осуществлять тестирование для контроля уровня знаний обучающихся.
Популярность электронных образовательных платформ с интерактивными возможностями обучения растет, особенно в условиях, продиктованных современной реальностью. Переход на удаленное обучение требует внедрения в процесс современных методов обучения с использованием не только компьютеров, но и другой современной техники.
Вас могут заинтересовать услуги:
Задачи образовательной онлайн платформы
Структура образовательной платформы для обучения
Образовательная платформа имеет блочную структуру, на базе которой можно создать систему обучающих курсов для решения самых разных задач.
Образовательные платформы преимущества и недостатки
Наиболее популярные платформы для обучения в основном нацелены на повышение квалификации или получение новой профессии, сейчас стали появляться платформы, которые можно использовать и для дистанционного обучения детей и подростков. Основные направления курсов обучения, выстроенных на таких платформах: программирование, маркетинг, дизайн, тестирование ПО, широкое распространение получили всевозможные онлайн-курсы по иностранным языкам: английскому, французскому, испанскому и т.п.
Все платформы объединяют задачи, которые они позволяют решать, разница лишь в интерфейсе самой платформы, тарифных планах, информационном наполнении и выборе методик преподавания.
Преимущества цифровых образовательных платформ
Недостатки
Основные элементы цифровой образовательной платформы
Образовательный портал на базе цифровой онлайн платформы
Создание образовательного портала на базе интерактивной цифровой онлайн-платформы сводится к подключению и настройке соответствующих модулей и наполнению их информационными и методическими материалами, видео- и аудио контентом.
Дополнительно важно настроить уровни доступа для всех типов пользователей и организовать рассылку оповещений и материалов всем зарегистрированным в системе участникам.
Образовательные платформы практически всегда предлагают модули по защите данных от копирования, но уровень такой защиты не всегда достаточно высок.
Системы сбора и анализа статистики также присутствуют у большинства образовательных платформ, но интерфейс построения отчетов недостаточно гибок и если вам понадобится проанализировать какие-то уникальные KPI, которые важны для оценки эффективности именно вашей методики обучения — могут возникнуть трудности. Унификация интерфейсов всегда влечет за собой отказ от многих возможностей.
Популярные образовательные платформы онлайн
Рассмотрим несколько платформ для организации онлайн-обучения, предлагающих свои услуги для создания обучающих курсов, проведения вебинаров, осуществление информационных рассылок и получения платы за обучения.
Антитренинги (antitreningi.ru)
Платформа предлагает 5 тарифов — Старт, Любитель, Профи, Эксперт и Бизнес. Стоимость варьируется от 1500 до 19 900 рублей и зависит от количества активных учеников и места для хранения файлов. Цена зависит и от срока использования платформы, возможна оплата за один месяц, три месяца, полгода и год.
Данный сервис больше подходит для созданий курсов для детей, так как имеет возможность геймификации процесса обучения. И хотя владельцы сервиса заявляют, что на настройку нового курса вы потратите не более получаса — за данную услугу, оказанную специалистом их компании, взимают десять тысяч рублей, а, следовательно, все не так просто, как может показаться на первый взгляд.
GetCourse (getcourse.ru)
Платформа предлагает гибкую систему из 15 тарифов с оплатой за месяц, три месяца и год, есть возможность бесплатного тест-драйва в течение двух недель. Есть возможность создания мобильного приложения для контактов преподавателей и обучаемых.
Платформа больше ориентирована на обучение сотрудников компаний, работающих в различных сферах бизнеса. уг здесь несколько выше, так настройка аккаунта под ключ — 120 тысяч рублей.
Teachbase (teachbase.ru)
Платформа ориентирована на B2B-сегмент и предназначена для обучения сотрудников и клиентов компании.
Предлагается пять вариантов тарифных планов от 45 тыс. до 500 тыс. руб., которые зависят от количества пользователей, которые обучались на платформе более 5 минут в месяц.
Но не лишена и некоторых недостатков:
Доступ к тестовой версии системы не работает, все попытки воспользоваться этой возможностью ни к чему не привели.
В целом онлайн платформа Teachbase ориентирована на взрослых, мотивированных к получению информации и самостоятельной работе людей, так как мотивационные аспекты в ней практически отсутствуют.
Мы познакомились с возможностями популярных обучающих систем, но остались некоторые вопросы.
Один их них обязательно касается безопасности данных, которые вы загружаете в систему, ведь там может быть информация, доступ к которой вы хотели бы ограничить определенным кругом лиц.
Еще один вопрос, который возникает при изучении существующих онлайн образовательных платформ: что делать, если функционала платформы недостаточно для решения ваших конкретных задач?
Разработка онлайновых образовательных платформ достаточно инновационная и интересная задача. Мы занимаемся решением подобных задач и применяем новые технологические решения. Не всегда создание подобной платформы возможно на базе стандартных решений, хотя в интернет сейчас есть много предложений. Первое, что накладывает ограничение на использование стороннего сервиса для создания вашей образовательной системе — защита информации от доступа сторонних лиц. В случае если защита информационного поля вашей компании задача приоритетная стоит рассмотреть разработку уникального решения под ваши конкретные задачи. У нас большой опыт в разработке систем для корпоративного обучения, курсов для обучения языкам и систем для дистанционного получения знаний. Есть готовые наработки, проверенные временем, и новые решения, которые основаны на самых последних технологических достижениях. Мы используем их для формирования вашей образовательной платформы, обладающей всеми необходимыми функциями. Разработаем уникальный дизайн и интерфейс, внедрим системы сборы статистики и анализа данных, обеспечим высокий уровень защиты вашей информации от доступа из вне.
Большой опыт таких разработок гарантирует, что вы получите именно ту систему, которую обеспечит выполнение задач, перед ней поставленных не только сегодня, но и в будущем.
Цифровые платформы
Что такое цифровые платформы
Основные типы цифровых платформ
Существует несколько типов цифровых платформ:
инфраструктурные цифровые платформы, связанные с экосистемами участников рынков информатизации, на которые выводятся ИТ-сервисы, использующие сквозные цифровые технологии работы с данными и доступ к источникам информации и применяемые в пределах экосистем. К платформам такого типа относятся General Electric Predix, ESRI ArcGIS, ЕСИА, «CoBrain-Аналитика», ЭРА-ГЛОНАСС (партнёрская программа);
Также цифровые платформы различаются по группам участников и уровням обработки информации:
инфраструктурные цифровые платформы объединяют поставщиков информации, разработчиков и операторов платформ, разработчиков и потребителей ИТ-сервисов и применяются для выработки информации для принятия решений на уровне хозяйствующих субъектов;
Каждый тип платформ играет свою роль в цифровой экономике. Так, инструментальные платформы снижают себестоимость разработки программных и программно-аппаратных решений, а инфраструктурные и прикладные цифровые платформы сокращают издержки на каждую дополнительную единицу доступа, копирования и распределения информации, товаров или услуг.
Более подробно узнать о цифровых платформах, а также получить все необходимые для работы с ними знания можно в рамках курсов по программам MBA IT, которые проводит ЦРК БИ (ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКЕ) НИУ ВШЭ. Записаться на курсы можно здесь.
Статья «Использование цифровых платформ: «минусы»» и «плюсы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Использование цифровых образовательных платформ при изучении иностранного языка: «плюсы» и «минусы».
В России образование в 2020 году претерпело большие изменения вледствие разросшейся пандемиии коронавируса, когда все школы вынуждены были перейти на дистанционный режим обучения, используя цифровые общеобразовательные платформы (ЦОР). В современном бурном информационном потоке прослеживаются некоторые противоречия использования цифровых технологий в обучении. Так, согласно Национальному проекту «Образование» необходимо «внедрение в российских школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения». Активное использование цифровых технологий в процессе обучения иностранному языку естественным образом влияет на его мировоззрение, воспитание и общее развитие. Но всегда ли это благо для ребёнка? И способствуют ли данные цифровые платформы повышению качества знаний при обучении иностранному языку? Целесообразно ли их применять и в каких случаях? В большинстве источников информации представлены только положительные моменты использования цифровых платформ в обучении. Давайте разберёмся в специфике методики преподавания иностранного языка.
Далее. Существует прямая связь между уровнем владения родным языком и иностранным: если ребёнок испытывает трудности при чтении на родном языке и обладает плохой памятью, при изучении иностранного языка он будет испытывать эти же трудности в бОльшей степени.
Для успешной работы на цифровой платформе, учитель должен объяснить обучающимся алгоритм входа на сайт, а также алгоритм работы при выполнении заданий. Задания должны быть по знакомой теме (с учётом изученной на уроке лексики). К сожалению, индивидуальный контроль в данной ситуации невозможен в случае, если обучение происходит дистанционно. Если обучение проходит в классе, нет возможности применить индивидуальный контроль из-за временных рамок продолжительности урока.
В данной таблице представлены «плюсы» и «минусы» ЦОР.
облегчён труд учителя: не надо писать задания на доске, распечатывать на принтере, произносить вслух слова и предложения
существует риск неправильно понять и запомнить слово или даже тему
не развивается речь (устная и письменная)
не развивается мелкая моторика кистей рук у обучающихся начального звена
2.Только в случае грамотно- и умеренноиспользованных цифровых тенологий под контролем педагога возможно качественное усвоение и закрепление знаний обучающихся при обучении иностранному языку.
3. Рекомендовать использование цифровых платформ для обучающихся старшего звена ( 9-11х классов ), имеющих определённую базу знаний по иностранному языку, при подготовке к ГИА.
Как цифровые платформы трансформируют госуправление
Цифровые платформы актуальны не только для ИТ-компаний. Они могут трансформировать и систему государственного управления. Однако потенциал платформ в этой сфере требует дополнительного изучения и анализа, поскольку в отличие от бизнеса в госуправлении иные условия и специфика в реализации проектов и программ.
Содержание
По его словам, в 2020 году в ведомства начнут пилотные разработки сервисов, по результатам которых должен быть сделан «квантовый скачок в скорости и полноте оказания госуслуг в электронном виде».
Предполагается, что государственным органам будет запрещено конкурировать с частными компаниями, которые, по словам руководителя Аналитического центра при правительстве Владислава Онищенко, получат возможность оказывать весь спектр госуслуг. Будут выработаны модели взаимодействия государства с бизнесом, чтобы снизить затраты граждан на получение этих услуг и обеспечить коммерческую привлекательность сервисов, отметил он.
Владислав Онищенко подчеркнул, что мероприятия «дорожной карты» не потребуют дополнительных бюджетных средств, достаточная сумма уже заложена в национальной программе «Цифровая экономика» и в бюджетах ведомств. Суммарные вложения проект «Цифровое госуправление» с 2019 по 2024 годы оцениваются в 235,7 млрд рублей. [1]
Цифровая платформа – что это?
Сегодня мы становимся свидетелями того, как цифровые технологии на наших глазах видоизменяют все традиционные отношения. Платформы Uber и Яндекс-такси доступны в разных странах и удобно организуют взаимодействие между пассажирами и таксистами. Платформа по аренде жилья AirBnb предлагает гибкую контролируемую схему взаимодействия между арендодателями и арендаторами жилья. Платформа Kickstarter позволяет авторам инновационных идей собирать деньги на реализацию будущих продуктов или услуг, платформа Upwork в США и аналогичные ей платформы в других странах обеспечивают полный цикл отношений между фрилансерами и нанимателями, начиная с описания проектов, условий их выполнения, заключения контрактов, оплаты работы и уплаты нужных налоговых отчислений и позволяя нанимателям управлять групповыми проектами онлайн. Платформа Amazon Web Services (AWS) предлагает разработчикам ПО инструментарий полного цикла создания и развертывания коммерческих приложений по самым различным направлениям: машинное обучение, облачные вычисления, мобильные технологии, Интернет вещей и проч.
Потенциал цифровых платформ в сфере государственного управления требует дополнительного изучения и анализа, поскольку в отличие от бизнеса в государственном управлении иные условия и специфика в реализации проектов и программ. Однако в стратегической перспективе цели по повышению качества услуг и взаимодействия с потребителями у государства и бизнеса совпадают.
Цифровизация в России сделала сверхпопулярным активно использовавшийся в ИТ-сфере термин «платформа». Вычислительная, компьютерная, программная отраслевая, продуктовая. Но платформы сегодня актуальны не только для ИТ-компаний.
Платформенное мышление становится господствующим не только на телекоммуникационных и высокотехнологичных рынках, но и на потребительских рынках: такси, покупка товаров и продуктов, каршеринг (carsharing), аренда недвижимости и в других отраслях, которые можно отнести к экономике совместного потребления (sharing economy). Платформы как революционная бизнес-модель, по А. Моазеду и Н. Джонсону, сменив линейную модель бизнеса, изменяют не только наше сознание, но видоизменяют экономические принципы. [2]
Как доказывает мировой опыт, успешными становятся такие платформы, которые, используя положительный сетевой эффект (одновременное приращение поставщиков и потребителей товаров и услуг, в котором обе стороны могут меняться ролями) и управляя им, максимально упростили основные процедуры обмена и взаимодействия и сократили издержки всех задействованных сторон. При этом, чем больше участников взаимодействия вовлечено, т.е. выше положительный сетевой эффект, тем больше выигрывают все участники платформенного взаимодействия и тем ниже издержки взаимодействия.
Важнейшим импульсом для создания цифровых платформ, как раз и становятся узкие и проблемные звенья взаимодействий в отрасли, и чем большее количество участников обмена несут издержки, тем выше эффекты и выгоды от создания платформы.
Для чего государству нужны цифровые платформы?
В данной статье мы рассмотрим, как цифровые платформы могут трансформировать систему государственного управления. С одной стороны, в российской практике госуправления термин «платформа» нередко стал применяться как синоним информационной системы. В ведомственные документы включаются мероприятия по разработке и созданию цифровых платформ, например, для размещения базы данных ресурсов для опережающей профессиональной подготовки (Минпросвещения России), для взаимодействия в сфере стратегического управления в целях согласованности действий всех участников (Минэкономразвития России) и т.д.
С другой стороны, многолетний опыт развития отдельных государственных информационных систем (ГИС) создал условия для их успешной трансформации в цифровые платформы. Например, федеральные порталы госуслуг, госзакупок, управленческих кадров можно рассматривать как прототипы будущих платформ.
Основной актив бережливых платформ – данные о потребителях и поставщиках. Эти данные касаются размера, количества компаний, клиентов, каталогизации товаров и услуг, потребительских цен на рынке и их динамики, потребительского поведения пользователей и т.д. В результате платформа-агрегатор или платформа-маркетплейс может прогнозировать динамику размера рынка, потребности рынка в товарах и услугах, в том числе еще не представленных в текущий момент.
Считаем, что органам власти сегодня нужно перенять идеологию бережливых платформ, что позволит через оцифровку ключевых процессов в ведомствах не только оптимизировать внутренние процессы, но и трансформировать взаимодействия со всеми группами потребителей. Причем в этом случае государственное регулирование отрасли будет основано на анализе и принятии решений на базе цифровых данных об отраслевых потребителях и поставщиках.
Ниже мы рассмотрим примеры, каким образом государство может и должно включаться в управление платформами.
Трансформация ГИС в цифровые платформы
Во-первых, государство может выступать инициатором создания или трансформации ГИС в цифровые платформы. Текущими программными документами по созданию цифровой экономики в России предусмотрено 16 задач (результатов) по созданию цифровых платформ. Например, цифровой платформы электронного правительства, платформы «цифровой профиль», платформы идентификации, платформы исполнения государственных функций и др.
Федеральный портал госуслуг www.gosuslugi.ru также можно рассматривать как будущую платформу, на которой, с одной стороны находятся органы власти всех уровней, а впоследствии и бюджетные организации, а с другой стороны – физические и юридические лица.
Одним из важнейших условий трансформации портала госуслуг в платформу является привлечение к предоставлению госуслуг посредством портала других организаций, оказывающих связанные услуги. Например, услуги по межеванию земельных участков. Можно предоставить гражданину выбор и обращение к кадастровому инженеру на портале. Для этого необходимо разработать механизм допуска на платформу кадастровых инженеров, определить критерии, по которым определяется их квалификация, согласовать механизм оплаты услуг кадастрового инженера и т.д. Также можно ввести систему рейтингования аккредитованных кадастровых инженеров на основе отзывов граждан и иных параметров. Помимо кадастровых инженеров, это могут быть нотариальные услуги, услуги страхования, банковские сервисы, сервисы доставки и т.д.
Другое условие – создание «куста платформ» или экосистемы цифровых платформ, где портал госуслуг – основной, но не единственный инструмент получения государственных, бюджетных и муниципальных услуг. Таким образом, трансформация в платформу происходит на основе единых механизмов включения новых акторов для содействия в исполнении сложных услуг (суперсервисов).
Другой пример – трансформация в платформу портала госзакупок www.zakupki.gov.ru, который уже сегодня формально подходит под определение платформы, поскольку обеспечивает поиск конкурентоспособных предложений. В перспективе ключевые взаимодействия могут дальше совершенствоваться как за счет упрощения предусмотренных законодательством о контрактной системе процедур, так и за счет развития технологий автоматического или алгоритмического контроля всех этапов закупки. Например, путем формирования системы триггеров (сигнальных предупреждений) для выявления нарушений заданных условий закупки или внедрение «умных» алгоритмов по проверке корректности заявки, выбору победителя, обнаружению попыток мошенничества, некорректных действий и т.д.
Цифровизация не только максимально снизит издержки на каждую проведенную закупку, но и позволит отказаться от субъективных решений на уровне конкретных служащих, превратив последних не принимающими, а утверждающими или отклоняющими решения, предлагаемые алгоритмами платформы.
Внедрение описанных подходов позволит протестировать и внедрить на платформе госзакупок технологические отечественные разработки в области машинного обучения и обработки больших данных. Впоследствии накопленный опыт может быть распространен на другие проекты цифровизации.
Однако государственная инициатива трансформации ГИС в цифровые платформы вовсе не означает, что платформа должна и дальше развиваться и обслуживаться за бюджетные средства, как в случае ГИС. Кроме того, далеко не все ГИС могут трансформироваться в платформу.
В целях дальнейшей оптимизации административных издержек и предоставления качественных сервисов государство заинтересовано прежде всего в конкуренции на рынке, на котором формируется платформа, и в создании прозрачных условий для выхода «из тени» на платформу участников и посредников, которые ранее могли быть незаметны или неизвестны. Таким образом, в первом варианте возможно несколько сценарных подходов:
Каждый из вышеописанных вариантов имеет свои преимущества и риски, которые обусловлены целями формирования платформ, их типами и используемыми технологиями.
Однако независимо от выбранного сценария и конкретного рынка, должен быть сформирован комплекс нормотворческих инициатив, направленных не только на регулирование отдельной платформы, но и всей отрасли (сферы) в связи с формированием в ней платформ.
Платформенный подход для госрегулирования отраслевых рынков
Во-вторых, государство может делегировать часть регуляторных функций уже созданным или создаваемым рыночным платформам, тем самым сокращая масштабы госрегулирования.
В действующей модели государственного регулирования объектом регулирования являются участники рынка, которые в зависимости от осуществляемой деятельности должны получать государственные лицензии (разрешения), периодически проходить проверки, предоставлять отчетность, оплачивать налоги (сборы) и т.д.
При переходе участников рынка на платформу последняя берет на себя часть функций регулятора. Например, допуск участников через систему соответствия заданным критериям, контроль качества услуг и система страхования вместо госконтроля, сбор текущей отчетности, встраивание механизмов транзакционного налогообложения в алгоритмы работы цифровых платформ или наделение функциями налогового агента операторов цифровой платформы и т.д.
Ключевыми преимуществами использования платформенного подхода для госрегулирования отраслевых рынков является, во-первых, существенное сокращение административных издержек как для госорганов, так и хозяйствующих субъектов, во-вторых, повышение прозрачности участников рынка и условий работы на рынке за счет перехода на алгоритмическое управление платформой.
В этом варианте также возможно несколько сценарных подходов:
Стимулы для создания коммерческих цифровых платформ
В-третьих, государство может стимулировать создание коммерческих цифровых платформ на тех рынках и в отраслях, где это экономически целесообразно.
Это не должно означать исключительно выделение бюджетных средств на создание цифровых платформ, например, на платформу транспортного комплекса или платформу поддержки производственной и сбытовой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, что уже предусмотрено в федеральном бюджете на 2019 г.
Государство, например, может включиться в диалог с отраслевыми игроками на предмет поиска платформенного решения для снижения транзакционных издержек или стимулировать участников отрасли на создание СРО, в которой будут выработаны прозрачные и справедливые отраслевые правила взаимодействия. При этом они могут быть протестированы на основе новых цифровых технологий. Это формат «регуляторной песочницы», примером которой может служить проект «Мастерчейн», курируемый Банком России.
Как показывает опыт создания цифровых платформ в коммерческом секторе, цифровые платформы становятся успешными при соблюдении целого ряда условий и готовности самого рынка.
Во-первых, должно быть четко определено ключевое взаимодействие, вокруг которого должна создаваться и впоследствии развиваться цифровая платформа. Во-вторых, рынок должен характеризоваться большим количеством участников со стороны поставщиков и со стороны потребителей, и издержки обеих сторон на взаимодействие достаточно высоки. В-третьих, инфраструктура взаимодействия платформы должна быть открыта для участников рынка, а порог входа на платформу низким. Наконец, современные платформы постоянно накапливают большие объемы данных о поведении участников, которые впоследствии могут использоваться для оптимизации работы платформ и становиться ее конкурентным преимуществом.
При наличии вышеназванных условий государство должно создавать стимулы для появления платформ. Это могут быть стимулы нескольких видов:
Помимо этого, необходимо учитывать, что крупнейшие международные платформы (Facebook, Uber, AliExpress и др.) открываются одновременно на всех национальных рынках. Поэтому важно построить карту отраслей и проанализировать присутствие в ней созданных платформ. В случае, когда уже создано несколько отраслевых платформ, и они конкурируют между собой (Яндекс-такси и Gett), государственное стимулирование нецелесообразно.
Выводы
Таким образом, цифровая платформа – это система формальных и неформальных правил и алгоритмов взаимодействия между поставщиками и потребителями товаров (услуг), предназначенная для снижения издержек взаимодействия между ними и обеспечиваемая архитектурным стеком программно-аппаратного обеспечения, необходимого для хранения и анализа цифровых данных об участниках взаимодействия.
Цифровая платформа кардинально изменяет систему отношений между участниками взаимодействия, как в свое время светофор, поставленный на перекрестке, заменил дежурного постового.
Таким образом, госрегулирование в цифровую эпоху может осуществляться непосредственно платформой как инструментом для алгоритмической настройки и организации ключевых процессов взаимодействия, протекающих в отрасли.
Основным критерием эффективности внедрения отраслевых платформ становится большая прозрачность и подотчетность в деятельности участников отрасли при существенном сокращении издержек взаимодействия и повышении степени открытости в конкуренции внутри отрасли и, как следствие, повышение качества товаров (услуг) и снижение их цены. Другим, но важным критерием можно считать успешность вывода отраслевой российской платформы при определенном уровне поддержки государства на международный уровень и присоединение к ней участников из других стран.
Необходимым, но не первоочередным условием внедрения платформенного подхода в госуправлении является модификация гражданского и отраслевого законодательного регулирования, направленная на стимулирование конкуренции между платформами в отраслях, где это целесообразно. Одновременно необходимо усиливать антимонопольное законодательство с учетом развития платформ в отраслях с ограниченной конкуренцией.
Государство безусловно будет использовать платформенный подход к развитию созданных ГИС, в первую очередь, для тех решений, готовность которых к платформенной трансформации достаточно высокая (описанные примеры порталов госзакупок, госуслуг, а также госслужбы, НСУД и др.).
Эффективность платформизации зависит также от качества управления крупными и затратными проектами, в основе которых не только цифровая, но и организационная трансформация. В этой связи целесообразно развивать партнерские отношения с поставщиками цифровых решений, подрядчиками, обеспечивающими работу ГИС, в интересах различных референтных групп. Партнерство в конкретной отрасли означает также передачу отдельных функций (налогообложение, разрешение конфликтов, организация и контроль сделок) партнерам на платформе.
Мы не ожидаем от государства быстрого планового внедрения отраслевых платформ, скорее, мы видим необходимость в проявлении гибкости при выборе инструментов регулирования в зависимости от ситуации в отдельной отрасли. Предметом постоянного диалога с отраслевыми игроками становится использование государственных данных и государственной инфраструктуры для доступа к большему числу потребителей минимально затратным образом (ЕСИА, СМЭВ, различные API, сетевая инфраструктура и т.д.).
Цифровые платформы для государства – это не очередной модный (хайповый) тренд. Это инструмент реальной трансформации отраслей в пользу более справедливой и прозрачной конкуренции на основе цифрового государственного регулирования. Мы полагаем, что представленный платформенный подход, выраженный через соответствующие организационные, правовые и технологические механизмы, может дать ощутимый социально-экономический эффект для всего общества и оправдать объективно высокие затраты, которые сопровождают процесс цифровой трансформации.