что относится к приемам и методам формирования коммуникативных ууд

Статья «Методы и приёмы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

В настоящее время перед школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в высокоразвитой информационной среде, готовой к постоянному саморазвитию.

Особое внимание в программе развития УУД уделяется коммуникативным универсальным учебным действиям.

Коммуникативные учебные действия — это владение теоретическими и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и дальнейшей профессиональной деятельности.

К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Эффективны методы, ориентированные на устную и письменную коммуникацию.

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

· Все виды пересказа

· Все формы учебного диалога

· Доклады и сообщения

· Ролевые и деловые игры

· Обсуждение, дискуссия, диспут

· Выступления в качестве ведущих на мероприятиях

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:

· Сочинения и изложения

Для формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка

применяются следующие типы уроков:

Для формирования коммуникативных УУД успешно применяются

1) проблемный вопрос;

2) проблемная ситуация;

3) ассоциативный ряд;

5) «текст с пометками»;

6) групповая дискуссия;

7) чтение с остановками;

10) «толстые» и «тонкие» вопросы;

11) «продвинутая лекция»;

14) «лингвистические почемучки»;

15) дидактическая игра;

16) лингвистическая визитка;

17) исследование текста;

Очень важны такие формы работы, как групповая и парная. Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Работа в паре позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению, и это общение в процессе совместной деятельности обогащает его знанием. Постоянно обращаю внимание детей на правила работы в группе.

что относится к приемам и методам формирования коммуникативных ууд. Смотреть фото что относится к приемам и методам формирования коммуникативных ууд. Смотреть картинку что относится к приемам и методам формирования коммуникативных ууд. Картинка про что относится к приемам и методам формирования коммуникативных ууд. Фото что относится к приемам и методам формирования коммуникативных ууд

— Мы уже с вами определили, что в повести Н.С.Лескова “Леди Макбет Мценского уезда” показана русская драма, созревшая на почве купеческого быта.

— Катерина Львовна Измайлова прошла свой путь нравственного падения.

нарушен высший нравственный закон, заповедь Божия — «не убий», ибо высшая ценность на земле — это жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины.

— Наказана ли наша героиня? Произошел ли суд над героиней?(да)

— Каким бывает суд? (Суд земной и суд Божий.)

Задания для групп. Обязательно подтвердить цитатами

1. Свершился ли земной суд над Катериной?

2. Свершился ли Божий суд над Катериной?

— В судебное заседание явилась подсудимая Катерина Львовна Измайлова, представитель государственного обвинения и представитель защиты – прокурор и адвокат.

1. Попробуйте составить обвинение для героини.

2. Попробуйте составить речь адвоката.

— Давайте подведем итог. В чем же загадка женской души?

( Основа женской души – любовь, жертвенность, сумасшедшие поступки. )

Катерина как любая женщина хочет любить и быть любимой, но в своем стремлении она нарушает все законы морали и божьи законы. Не видя преград, она идет напролом, буквально по трупам к своей цели – любви и вниманию недостойного мужчины.

Прием «Текст с пометками» даёт возможность учителю наряду с коммуникативными задачами решить и личностные. Став соавтором образца написания сочинения по картине, обучающийся чувствует свою значимость.

Задание. Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия или деепричастные обороты.

Они, _________, неостановимо бегут наперегонки, __________.

Вот они, _________, переливаются под лучами солнца, а вот, _________,

сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию,

которая, _________, веками удивляет человечество.

Справка (1 уровень): устремляясь вперёд и вперёд, шипя и пенясь,

взлетая, дробясь, сливаясь, покоряя своим величием.

Справка (2 уровень): устремляться вперёд и вперёд, шипеть и

пениться, взлетать, дробиться, сливаться, покоряет своим величием.

3 уровень: самостоятельно подбирают деепричастия.

— Изменился ли текст? Какую роль сыграли деепричастия в вашем описании?

Таким образом, мы с вами должны постоянно стремиться к положительным результатам в формировании коммуникативных универсальных учебных действий:

· обучающиеся систематически получают навыки общения,

сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе;

· работа в микрогруппах и парах постепенно раскрепощает ребят,

создаёт условия психологического комфорта;

· развивается умение с достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

· повышается качество владения монологической и диалогической

· приобретаются навыки правильного поведения во время

разрешения споров, конфликтов (умение доказывать собственные выводы,

слушать других, уважать чужую точку зрения).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Методы и приёмы формирования коммуникативных УУД на уроках литературы.

уверенно идущего по дороге жизни,

после того, как ее показали ему вы. 5

Владение УУД позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. 4 Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Выделяют следующие виды универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми 1

— социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

— умение слушать и вступать в диалог;

— участвовать в коллективном обсуждении проблем;

— интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В соответствии с ФГОС к коммуникативным учебным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

— владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

— слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;

— самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием);

— выражать свои мысли в письменной форме точно, компактно, без искажения;

— выражать свои мысли в устной форме точно, компактно, без искажения.

— работать в сотрудничестве

Из содержания ФГОС следует, что коммуникативные универсальные учебные действия могут быть разделены на три группы :

— коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);

— коммуникация как кооперация, сотрудничество (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);

— коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии).

Характеристика групп коммуникативных универсальных учебных действий

Коммуникация как взаимодействие.

Первая группа — коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (смысловой аспект коммуникации):

— Понимание возможности различных позиций и точек зрения.

— Уважение к иной точке зрения.

— Понимание относительности оценок.

— Обмен информацией, установление взаимопонимания.

— Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

— умение слушать и слышать друг друга;

— умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

— умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме;

— готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое,

— умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Стандарты второго поколения определяют среди коммуникативных учебных действий «….адекватное понимание информации» (Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Под редакцией А.Г. Асмолова. М., «Просвещение», 2010).

— Ошибочно думают, что «знают», что сейчас услышат.

— Не находят в информации подтверждения своим мыслям.

— Поглощены собственными переживаниями.

— Судят, оценивают говорящего (как сказано), не стараясь понять содержание (что сказано).

— То, что говорится, противоречит тому, что должно быть сказано.

— Не умеют слушать (Беркси-Ален М. Забытое искусство слышать. СПб, 1997 г.).

В основе навыка активного слушания лежат психологические предпосылки или составляющие: слуховое восприятие, произвольное внимание, память, логическое мышление, мотивация, конструктивное взаимодействие «Учитель – ученик».При нарушении работы любой из этих составляющих слушание будет неполным, неэффективным. Чтобы организовать на уроке активное слушание, учитель должен подключить к работе все вышеуказанные составляющие. Взаимосвязь компонентов по формированию активного слушания может быть представлена в виде схемы .

Коммуникация как условие интериоризации

Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения

и становления индивидуального сознания

Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям:

— Коммуникативные речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям, способствующие осознанию и усвоению содержания.

— Способность строить понятные для партнера высказывания.

— Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

— Речевое планирование и регулирование своих действий.

— Рефлексия своих действий.

Для развития регулирующей речи должны быть:

— организованы формы совместной учебной деятельности: работа в парах, группах. Речь направлена конкретному адресату (для того чтобы обеспечить переход к речи коммуникативной);

— в речи говорящего ученика должна быть адекватно отражена цель учебной задачи;

— речь ученика должна быть предметом внимания, осознания, контроля и оценки всех участников урока (и учителя, и учащихся);

— речь должна быть произвольной и осознанной, что найдет свое отражение в подборе речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания.

Коммуникативные УУД, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета:

— различать особенности диалогической и монологической речи;

описывать объект : передавать его внешние характеристики, используя выразительные

выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью

писать сообщения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.

Коммуникация как кооперация

Третью большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество:

— Коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели; на организацию и осуществление совместной деятельности.

— Умение договариваться, находить общее решение.

— Умение аргументировать, убеждать и уступать.

— Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

— Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности. Зарождаясь в дошкольном детстве, способность к согласованию усилий интенсивно развивается на протяжении всего периода обучения ребенка в школе. В условиях специально организуемого учебного сотрудничества (Рубцов, 1987, 1998; Цукерман, 1993) формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т.е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре.Между тем в настоящее время становление данной способности часто запаздывает, и многие дети обнаруживают ярко выраженные индивидуалистические, «антикооперативные» тенденции, склонность работать, не обращая внимания на партнера. Поэтому приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать в группе:

— умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов);

— способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;

— способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

Организация групповых, парных форм работы помогает осмыслить учебные действия, распределить нагрузку, дает эмоциональную и содержательную поддержку для слабых и робких учеников. 5

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Способы формирования коммуникативных УУД на уроках литературы.

Создание проблемных ситуаций.

Прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился».

Задания «Верные–неверные утверждения»: используя прием «Верные-неверные утверждения», предлагаем ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.

Прием составления плана.

Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.

Прием тезирования (представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста).

Прием составления сводной таблицы (позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию).

Прием комментирования (является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста).

Прием логического запоминания учебной информации (включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф- схему и пр.; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; подготовка докладов и написание рефератов текста двух видов – констатирующего и критического – с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, включая Интернет-сеть и публикации в СМИ.)

Групповая форма работы.

Проектная и исследовательская деятельность.

Письменный и устный анализ (эпизода, стихотворения, произведения, характеристика героя) по алгоритму.

Сочинение и развёрнутый ответ на вопрос.

Приём «письмо по кругу» (каждый ученик из группы или класса, подводя итог обсуждаемой проблемы, дописывает по аргументу либо «за», либо «против»; по такому же принципу составляется портрет героя). 4

Пересказ (творческий, краткий, выборочный и т.д.).

Перечисленные выше способы формируют следующие КУУД:

Идентификация проблемы, принятие решения и его реализация.

Планирование учебного сотрудничества с учителем, определение его цели, самооценка.

Рефлексия своих действий.

Учёт иной точки зрения, умение строить устное высказывание, сохраняя логику повествования.

Обработка и представление информации в устной или письменной форме.

Обработка и представление информации в устной или письменной форме с учётом внутренних связей между элементами.

Выделение главной мысли в текстовом материале.

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Речевое планирование и регулирование своих действий; писать сообщения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.

11.Обработка и представление информации в устной или письменной форме.

12. Умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать, убеждать и уступать.

13. Умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов).

16. Способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания, владение устной монологической речью.

17. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

18. Умение аргументировать свою точку зрения.

19. Точное выражение своих мыслей.

20. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

21. Выразительное чтение, владение выразительными возможностями речи.

22. Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью.

Таким образом, целенаправленная работа по формированию коммуникативных УУД помогает достигнуть предметных и метапредметных результатов, требуемых стандартом.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.6

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *