что относится к приемам и методам формирования коммуникативных ууд
Статья «Методы и приёмы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
В настоящее время перед школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в высокоразвитой информационной среде, готовой к постоянному саморазвитию.
Особое внимание в программе развития УУД уделяется коммуникативным универсальным учебным действиям.
Коммуникативные учебные действия — это владение теоретическими и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и дальнейшей профессиональной деятельности.
К коммуникативным действиям относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Эффективны методы, ориентированные на устную и письменную коммуникацию.
Методы, ориентированные на устную коммуникацию:
· Все виды пересказа
· Все формы учебного диалога
· Доклады и сообщения
· Ролевые и деловые игры
· Обсуждение, дискуссия, диспут
· Выступления в качестве ведущих на мероприятиях
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:
· Сочинения и изложения
Для формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка
применяются следующие типы уроков:
Для формирования коммуникативных УУД успешно применяются
1) проблемный вопрос;
2) проблемная ситуация;
3) ассоциативный ряд;
5) «текст с пометками»;
6) групповая дискуссия;
7) чтение с остановками;
10) «толстые» и «тонкие» вопросы;
11) «продвинутая лекция»;
14) «лингвистические почемучки»;
15) дидактическая игра;
16) лингвистическая визитка;
17) исследование текста;
Очень важны такие формы работы, как групповая и парная. Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Работа в паре позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению, и это общение в процессе совместной деятельности обогащает его знанием. Постоянно обращаю внимание детей на правила работы в группе.
— Мы уже с вами определили, что в повести Н.С.Лескова “Леди Макбет Мценского уезда” показана русская драма, созревшая на почве купеческого быта.
— Катерина Львовна Измайлова прошла свой путь нравственного падения.
нарушен высший нравственный закон, заповедь Божия — «не убий», ибо высшая ценность на земле — это жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины.
— Наказана ли наша героиня? Произошел ли суд над героиней?(да)
— Каким бывает суд? (Суд земной и суд Божий.)
Задания для групп. Обязательно подтвердить цитатами
1. Свершился ли земной суд над Катериной?
2. Свершился ли Божий суд над Катериной?
— В судебное заседание явилась подсудимая Катерина Львовна Измайлова, представитель государственного обвинения и представитель защиты – прокурор и адвокат.
1. Попробуйте составить обвинение для героини.
2. Попробуйте составить речь адвоката.
— Давайте подведем итог. В чем же загадка женской души?
( Основа женской души – любовь, жертвенность, сумасшедшие поступки. )
Катерина как любая женщина хочет любить и быть любимой, но в своем стремлении она нарушает все законы морали и божьи законы. Не видя преград, она идет напролом, буквально по трупам к своей цели – любви и вниманию недостойного мужчины.
Прием «Текст с пометками» даёт возможность учителю наряду с коммуникативными задачами решить и личностные. Став соавтором образца написания сочинения по картине, обучающийся чувствует свою значимость.
Задание. Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия или деепричастные обороты.
Они, _________, неостановимо бегут наперегонки, __________.
Вот они, _________, переливаются под лучами солнца, а вот, _________,
сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию,
которая, _________, веками удивляет человечество.
Справка (1 уровень): устремляясь вперёд и вперёд, шипя и пенясь,
взлетая, дробясь, сливаясь, покоряя своим величием.
Справка (2 уровень): устремляться вперёд и вперёд, шипеть и
пениться, взлетать, дробиться, сливаться, покоряет своим величием.
3 уровень: самостоятельно подбирают деепричастия.
— Изменился ли текст? Какую роль сыграли деепричастия в вашем описании?
Таким образом, мы с вами должны постоянно стремиться к положительным результатам в формировании коммуникативных универсальных учебных действий:
· обучающиеся систематически получают навыки общения,
сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе;
· работа в микрогруппах и парах постепенно раскрепощает ребят,
создаёт условия психологического комфорта;
· развивается умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
· повышается качество владения монологической и диалогической
· приобретаются навыки правильного поведения во время
разрешения споров, конфликтов (умение доказывать собственные выводы,
слушать других, уважать чужую точку зрения).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Методы и приёмы формирования коммуникативных УУД на уроках литературы.
уверенно идущего по дороге жизни,
после того, как ее показали ему вы. 5
Владение УУД позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. 4 Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Выделяют следующие виды универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми 1
— социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
— умение слушать и вступать в диалог;
— участвовать в коллективном обсуждении проблем;
— интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В соответствии с ФГОС к коммуникативным учебным действиям относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
— владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
— слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;
— самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием);
— выражать свои мысли в письменной форме точно, компактно, без искажения;
— выражать свои мысли в устной форме точно, компактно, без искажения.
— работать в сотрудничестве
Из содержания ФГОС следует, что коммуникативные универсальные учебные действия могут быть разделены на три группы :
— коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
— коммуникация как кооперация, сотрудничество (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);
— коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии).
Характеристика групп коммуникативных универсальных учебных действий
Коммуникация как взаимодействие.
Первая группа — коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (смысловой аспект коммуникации):
— Понимание возможности различных позиций и точек зрения.
— Уважение к иной точке зрения.
— Понимание относительности оценок.
— Обмен информацией, установление взаимопонимания.
— Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
— умение слушать и слышать друг друга;
— умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
— умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме;
— готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое,
— умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Стандарты второго поколения определяют среди коммуникативных учебных действий «….адекватное понимание информации» (Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Под редакцией А.Г. Асмолова. М., «Просвещение», 2010).
— Ошибочно думают, что «знают», что сейчас услышат.
— Не находят в информации подтверждения своим мыслям.
— Поглощены собственными переживаниями.
— Судят, оценивают говорящего (как сказано), не стараясь понять содержание (что сказано).
— То, что говорится, противоречит тому, что должно быть сказано.
— Не умеют слушать (Беркси-Ален М. Забытое искусство слышать. СПб, 1997 г.).
В основе навыка активного слушания лежат психологические предпосылки или составляющие: слуховое восприятие, произвольное внимание, память, логическое мышление, мотивация, конструктивное взаимодействие «Учитель – ученик».При нарушении работы любой из этих составляющих слушание будет неполным, неэффективным. Чтобы организовать на уроке активное слушание, учитель должен подключить к работе все вышеуказанные составляющие. Взаимосвязь компонентов по формированию активного слушания может быть представлена в виде схемы .
Коммуникация как условие интериоризации
Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения
и становления индивидуального сознания
Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям:
— Коммуникативные речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям, способствующие осознанию и усвоению содержания.
— Способность строить понятные для партнера высказывания.
— Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
— Речевое планирование и регулирование своих действий.
— Рефлексия своих действий.
Для развития регулирующей речи должны быть:
— организованы формы совместной учебной деятельности: работа в парах, группах. Речь направлена конкретному адресату (для того чтобы обеспечить переход к речи коммуникативной);
— в речи говорящего ученика должна быть адекватно отражена цель учебной задачи;
— речь ученика должна быть предметом внимания, осознания, контроля и оценки всех участников урока (и учителя, и учащихся);
— речь должна быть произвольной и осознанной, что найдет свое отражение в подборе речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания.
Коммуникативные УУД, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета:
— различать особенности диалогической и монологической речи;
— описывать объект : передавать его внешние характеристики, используя выразительные
— выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью
– писать сообщения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.
Коммуникация как кооперация
Третью большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество:
— Коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели; на организацию и осуществление совместной деятельности.
— Умение договариваться, находить общее решение.
— Умение аргументировать, убеждать и уступать.
— Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
— Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности. Зарождаясь в дошкольном детстве, способность к согласованию усилий интенсивно развивается на протяжении всего периода обучения ребенка в школе. В условиях специально организуемого учебного сотрудничества (Рубцов, 1987, 1998; Цукерман, 1993) формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т.е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре.Между тем в настоящее время становление данной способности часто запаздывает, и многие дети обнаруживают ярко выраженные индивидуалистические, «антикооперативные» тенденции, склонность работать, не обращая внимания на партнера. Поэтому приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать в группе:
— умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов);
— способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
— способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Организация групповых, парных форм работы помогает осмыслить учебные действия, распределить нагрузку, дает эмоциональную и содержательную поддержку для слабых и робких учеников. 5
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Способы формирования коммуникативных УУД на уроках литературы.
Создание проблемных ситуаций.
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился».
Задания «Верные–неверные утверждения»: используя прием «Верные-неверные утверждения», предлагаем ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.
Прием составления плана.
Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.
Прием тезирования (представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста).
Прием составления сводной таблицы (позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию).
Прием комментирования (является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста).
Прием логического запоминания учебной информации (включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф- схему и пр.; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; подготовка докладов и написание рефератов текста двух видов – констатирующего и критического – с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, включая Интернет-сеть и публикации в СМИ.)
Групповая форма работы.
Проектная и исследовательская деятельность.
Письменный и устный анализ (эпизода, стихотворения, произведения, характеристика героя) по алгоритму.
Сочинение и развёрнутый ответ на вопрос.
Приём «письмо по кругу» (каждый ученик из группы или класса, подводя итог обсуждаемой проблемы, дописывает по аргументу либо «за», либо «против»; по такому же принципу составляется портрет героя). 4
Пересказ (творческий, краткий, выборочный и т.д.).
Перечисленные выше способы формируют следующие КУУД:
Идентификация проблемы, принятие решения и его реализация.
Планирование учебного сотрудничества с учителем, определение его цели, самооценка.
Рефлексия своих действий.
Учёт иной точки зрения, умение строить устное высказывание, сохраняя логику повествования.
Обработка и представление информации в устной или письменной форме.
Обработка и представление информации в устной или письменной форме с учётом внутренних связей между элементами.
Выделение главной мысли в текстовом материале.
Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Речевое планирование и регулирование своих действий; писать сообщения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.
11.Обработка и представление информации в устной или письменной форме.
12. Умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать, убеждать и уступать.
13. Умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов).
16. Способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания, владение устной монологической речью.
17. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
18. Умение аргументировать свою точку зрения.
19. Точное выражение своих мыслей.
20. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
21. Выразительное чтение, владение выразительными возможностями речи.
22. Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью.
Таким образом, целенаправленная работа по формированию коммуникативных УУД помогает достигнуть предметных и метапредметных результатов, требуемых стандартом.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.6