что относится к продуктивному мышлению

Продуктивная модель мышления Харсона

что относится к продуктивному мышлению. Смотреть фото что относится к продуктивному мышлению. Смотреть картинку что относится к продуктивному мышлению. Картинка про что относится к продуктивному мышлению. Фото что относится к продуктивному мышлению

Творческий подход крайне важен для решения любой проблемы. Если вы недостаточно креативны и более логичны, вы не сможете оценить проблему с разных точек зрения и найти необычное и простое решение. А если вы сочетаете критическое и творческое мышление, ваша эффективность повышается в разы. Продуктивная модель мышления Харсона поможет вам в этом.

Эта модель поощряет вас использовать оба полушария мозга и применять поочередно то творческий подход, то критическое и логическое мышление. Это значит, что вы сможете рассмотреть проблему с разных сторон и найти самые лучшие решения.

О модели

Эта модель была разработана теоретиком творчества Тимом Харсоном и была опубликована в книге «Думай лучше» в 2007 году. Модель представляет собой структурированную базу для решения проблем творческим способом при помощи критического мышления.

Модель состоит из шести шагов:

Рассмотрим каждый шаг по отдельности.

Спросите себя «Что происходит?»

В первую очередь вам нужно глубоко понять проблему прежде чем приступить к ее решению. Это ключевой момент, который очень часто пропускают в виду кажущейся ненужности.

Задайте себе четыре вопроса:

В чем состоит проблема?

Придумайте как можно больше вопросов, выделите на это солидный кусок времени. Даже если вы думаете, что четко понимаете, в чем состоит проблема, вам нужно задать как можно больше вопросов.

Кто или что влияет на проблему?

Вам нужно задать себе вопросы не только о том, кто или что негативно влияет на ситуацию, но и что оставить в силе, что способствует тому чтобы не стало еще хуже.

Какая есть информация?

Теперь соберите любую доступную информацию о вашей проблеме. Что вы знаете? Чего вы не знаете? Кто-то пытался решить эту же проблему раньше? Если так, то какие уроки можно извлечь из того опыта? Убедитесь, что проблема реально существует, а не выдумана вами.

Что можно предположить о будущем?

Предскажите события, которые будут в будущем. Предположите все возможные варианты — если проблема будет решена и если не будет. На решенной проблеме сосредоточьтесь основательней, скажите себе «Было бы прекрасно, чтобы…».

Спросите себя «Что будет считаться успехом?»

Теперь вам нужно определить, какой результат будет считаться успехом для вас лично. Для этого существуют четыре вопроса:

Спросите себя «Какой самый главный вопрос?»

Цель этого шага в составлении списка вопросов, ответив на которые можно найти решение проблемы. Чтобы сделать это, посмотрите на информацию, которую вы уже собрали на предыдущих этапах. Теперь начинайте придумывать вопросы при помощи мозгового штурма: «Как бы я мог…?», «Как мы…?».

Составьте как можно больше вопросов, а затем оставьте три самых важных. Определите самый главный вопрос.

Ответьте на вопросы

На этом этапе запасаетесь временем и отвечаете на все вопросы, которые вы записали на трех предыдущих этапах. Особенное внимание уделяете тем самым трем самым главным вопросам.

На каждый вопрос постарайтесь найти десять разных ответов. Это может показаться очень сложным, однако вы можете найти три нормальных ответа и семь совершенно причудливых. Это поможет вам включить творческий подход.

Придумайте решение

Теперь вам нужно собрать все идеи и ответы вместе и найти полностью сформированное решение. Для начала найдите несколько решений и сравните их вопросами из второго шага, там где у вас установлены критерии успешного решения.

Когда нашли лучшее решение, пойдите еще дальше и придумайте, что нужно сделать, чтобы оно было еще лучше. Как можно переработать решение, чтобы оно еще больше соответствовало требуемым критериям?

Подберите ресурсы

На этом этапе вы определяете людей или другие ресурсы, требующиеся для решения проблемы. В идеале вы должны добиться эффективности — решить проблему как можно лучше и при этом потратить как можно меньше ресурсов и времени.

Как мы видим, эта модель проводит своего пользователя за руку, а ему остается лишь вооружиться ручкой и бумагой. Попробуйте эту методику и отпишитесь от результатах.

Источник

Репродуктивное и продуктивное мышление

По степени новизны продукта, полученного вследствие мышления, различают продуктивное и репродуктивное мышление. Они очень взаимосвязаны: не опираясь на полученный ранее опыт и знания, сложно создать что-то новое; чтобы выйти за пределы изученного, вначале нужно изучить. Поговорим немного подробнее о каждом.

Продуктивное мышление

Мышление, в результате которого появляется новый продукт, в итоге влияющий на развитие ума, принято считать продуктивным мышлением. Его плоды – и глубокое усвоение знаний, и их применение на практике, в новых условиях. Итогом продуктивного мышления является появление какого-то нового продукта мышления – отсюда и название. Продуктивное мышление отличает конкретность формулировок. Например, разница между «я буду бегать по утрам» и «я завтра выйду на пробежку» заключается в том, что первое утверждение носит общий характер, а второе представляет собой конкретное намерение, являясь продуктивным.

Продуктивное мышление позволяет глубоко и быстро усваивать знания, переносить их в новые условия, самостоятельно решать возникающие новые проблемы, не прибегая к заимствованию готовых решений извне. Апофеозом продуктивного мышления является творческое мышление.

Продуктивное мышление приводит к возникновению новых знаний, формирующих новую систему связей, которые, в свою очередь, затем помогут в решении подобных задач. Следующим этапом станет усвоение, осознание найденного пути решения задачи, анализ, проверка – всё это происходит на основе репродуктивного мышления. Как видим, эти два вида мышления очень тесно взаимосвязаны, и продуктивное мышление опирается на репродуктивное.

Репродуктивное мышление

Мышление, в конечном результате которого происходит усвоение информации и её воспроизведение в подобных ситуациях, принято считать репродуктивным. Не образуя новых знаний, репродуктивное мышление выполняет иную роль: оно позволяет усвоить базовые знания и обеспечивает на их основе решение знакомых задач. Понимание нового материала, его закрепление и применение – сфера применения репродуктивного мышления. Для его использования, разумеется, предполагается наличие базового уровня знаний, и возможности применения репродуктивного мышления прямо пропорциональны этому уровню. Можно сказать, что репродуктивное мышление играет важную роль и при решении новых проблем, поскольку при неудачной попытке решить новую задачу известными способами возникает проблемная ситуация, активизируя продуктивное мышление, то есть поиск новых путей решения.

А к какому же виду мышления отнести пустые мысли, присущие «внутренней болтовне» (той самой, которая наполняет наше время и создаёт иллюзию занятости, хотя, по сути, просто крадет это самое время); гнетущие мысли, отнимающие силы и лишённые целесообразности, пустую мечтательность? Это всё – примеры непродуктивного мышления, которое тоже является частью нашей жизни. Если распознавать и контролировать процесс мышления, то можно научиться им управлять.

Попробуйте подумать – неважно, о чём – так, чтобы придать себе сил, поверить в себя, научиться хоть малости, но действительно полезной для Вас. Конкретно. Например, привести рабочий стол в порядок (ведь это поможет упорядочить и мысли), или прекратить искать свою (чужую) вину во всем происходящем, или спланировать свой день, или ещё что-нибудь конкретное. Если думаете о чём-то – это здорово! Хотите что-то изменить? Замечательно, но если ничего конкретного, то лучше займитесь чём-нибудь конкретным и полезным.

Развитие продуктивного мышления

Как мы уже говорили, продуктивное мышление полезно при решении важных вопросов: с его помощью мы можем добиться гораздо более значимых результатов. Как же добиться развития продуктивного мышления?

• Научиться формулировать свои дела конкретно: не «улучшить свою осанку», а «сделать утром три упражнения для улучшения осанки». Не «ложиться спать вовремя», а «сегодня лечь спать в 22.00». Не «навести порядок на столе», а «сегодня привести в порядок рабочий стол».

• Сделать привычкой задавать себе такие вопросы:

— Есть ли необходимость что-то изменить (в том или ином деле)?

— Как это можно сделать?

— Какие условия для этого нужно выполнить?

• Сделать свой день (свою жизнь) более организованной, планировать и выполнять задуманное.

• Перенимать опыт у тех, кто сумел организовать свои дела, своё жизненное пространство.

• Мыслить позитивно: не тратить время и силы на негатив. Что-то пошло не так? Это тоже полезный опыт. Извлекаем урок, благодарим за него и идём дальше!

• Позаботиться о гармоничном развитии разных компонентов мышления. Вспомним слова Эдварда Боно, британского писателя, психолога и признанного эксперта в области творческого мышления: «Без способности мыслить человек не способен контролировать свою судьбу».

Источник

Путь к Разуму-V. 1. Продуктивное мышление это мышл

Путь к Разуму. Часть 5.

1. Продуктивное мышление – это мышление образами.

Есть два вида мышления: продуктивное и непродуктивное.

Непродуктивное мышление происходит только на уровне формирования желаний, практическая же реализация их равна нулю.

Почему так происходит?
Почему люди, имеющие несколько высших образований, могут ничего не добиться в жизни, а человек с обычным средним образованием может стать главой крупнейшей корпорации?

А теперь закройте глаза и представьте себе какой-нибудь образ. Вы уже находитесь в ментальном пространстве, или пространстве мышления.

Все явления, происходящие на физическом плане, сначала формируются в пространстве мышления.

Мы обозначили два понятия:

• физическое пространство и
• пространство мышления;

В физическом пространстве, то есть в реальной жизни, вы получаете то, что наработали в пространстве мышления.

Совсем не поработали над ним мысленно, а только лишь «захотели»- событие вовсе не произойдет, а возрастет только сила «хотения» на эмоциональном уровне, загрязняя Тонкое тело человека.
Это закон: «Для того чтобы достичь цели в пространстве физическом, вы должны хорошо поработать над ней в пространстве мышления».

Это аксиома продуктивного мышления.

Для манипуляции в Физическом пространстве человек имеет набор инструментов: руки, ноги, туловище, созданные им механизмы и так далее.

Продуктивное мышление – это мышление Образами, создаваемыми Лучом Сознания в Пространстве мышления.

Источник

Продуктивное и репродуктивное мышление

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Продуктивное и репродуктивное мышление

Хотя мышление всегдa включaет в себя элементы продуктивности, удельный вес ее в процессе мыслительной деятельности может быть рaзличным. Тaм, где удельный вес продуктивности достaточно высок, говорят о собственно продуктивном мышлении кaк особом виде мыслительной деятельности. В результaте продуктивного мышления возникaет нечто оригинaльное, принципиaльно новое для субъектa, т. е. степень новизны здесь высокa. Условие возникновения тaкого мышления — нaличие проблемной ситуaции, способствующей осознaнию потребности в открытии новых знaний, стимулирующей высокую aктивность решaющего проблему субъектa.

Новизнa проблемы диктует новый путь ее решения: скaчкообрaзность, включение эвристических, «поиско­вых» проб, большую роль семaнтики, содержaтельного aнaлизa проблемы.

В результaте продуктивного мышления происходит стaновление психических новообрaзовaний — новых систем связи, новых форм психической сaморегуляции, свойств личности, ее способностей, что знaменует сдвиг в умственном рaзвитии.

Итaк, продуктивное мышление хaрaктеризуется высокой новизной своего продуктa, своеобрaзием процессa его получения и, нaконец, существенным влиянием нa умственное рaзвитие. Оно является решaющим звеном в умственной деятельности, тaк кaк обеспечивaет реaльное движение к новым знaниям.

С психологической точки зрения нет принципиaльной рaзницы между продуктивным мышлением ученого, открывaющего объективно новые, еще не ведомые человечеству зaкономерности окружaющего мирa, и продуктивным мышлением ученикa, делaющего открытие нового лишь для него сaмого, тaк кaк в основе лежaт общие психические зaкономерности. Однaко условия поискa новых знaний у них весьмa рaзличны, кaк рaзличен и уровень мыслительной деятельности, приводящей к открытию.

Для того чтобы кaк-то обознaчить эти рaзличия большинство исследовaтелей предпочитaют в отношении тaкого видa мышления школьников употреблять термин «продуктивное мышление», a термином «творческое мышление» обознaчaть высшую ступень мыслительной деятельности, осуществляемую теми, кто открывaет принципиaльно новые для человечествa знaния, создaет нечто оригинaльное, не имеющее себе aнaлогa.

Репродуктивное мышление имеет большое знaчение в учебной деятельности школьников. Оно обеспечивaет понимaние нового мaтериaлa при его изложении преподaвaтелем или в учебнике, применение знaний нa прaктике, если при этом не требуется их существенного преобрaзовaния и т. д. Возможности репродуктивного мышления прежде всего определяются нaличием у человекa исходного минимумa знaний, оно, кaк покaзaли исследовaния, легче поддaется рaзвитию, чем мышление продуктивное, и в то же время игрaет немaлую роль в решении новых для субъектa проблем. В этом случaе оно выступaет нa нaчaльном этaпе, когдa человек пытaется решить новую для него зaдaчу известными для него способaми и убеждaется в том, что знaкомые способы не обеспечивaют ему успехa. Осознaние этого приводит к возникновению «проблемной ситуaции», т. е. aктивизирует продуктивное мышление, обеспечивaющее открытие новых знaний, формировaние новых систем связей, которые позднее обеспечaт ему решение aнaлогичных зaдaч. Кaк уже отмечaлось процесс продуктивного мышления скaчкообрaзен, чaсть его осуществляется подсознaтельно, без aдеквaтного отрaжения в слове. Снaчaлa в слове нaходит вырaжение его результaт («Aгa! Нaшел! Догaдaлся!»), a зaтем — сaм путь к нему.

Осознaние нaйденного субъектом решения, его проверкa и логическое обосновaние вновь осуществляются нa основе репродуктивного мышления. Тaким обрaзом, реaльнaя деятельность, процесс сaмостоятельного познaния окружaющей действительности — результaт сложного переплетения, взaимодействия репродуктивного и продуктивного видов мыслительной деятельности.

Источник

Продуктивное мышление

Есть люди, которые мышлением развлекаются, и для них продуктивное мышление – только скучно. Для людей-творцов продуктивное мышление, где течение мыслей, образов и ощущений целенаправленно, где происходит осмысление происходящего, рождение новых жизненных смыслов и решение жизненных задач – такое мышление имеет наивысшую ценность.

Приучайте себя мыслить конкретно.

«Работа над собой», «Улучшение себя», «Искоренение своих недостатков» — слова красивые, но обычно за ними ничего не стоит. И тот, кто такими словами пользуется, чаще всего топчется на одном месте.

«Вставайте, граф! Вас ждут великие дела!», «Утро начинается с зарядки», «Встал — убрал постель», «Вышел из дома — расправил плечи» — вещи простые и конкретные. И польза от таких мыслей, дельных распоряжений самому себе, — большая.

Избегайте в мыслях негатива и пустоты. Прекращайте грузить себя размышлениями о том, что вас ни к чему не приведет.

Не заводите об этом разговор, не идите к тем людям, где эти разговоры возникнут, не читайте то, что вас к этим размышлениям подтолкнет. Займите себя чем-то простым и полезным. Например, для вас в ближайшее время это: … Что?

Имейте план своих дел и думайте о том, о чем думать сейчас надо.

Если перед глазами у вас есть листок, куда вы записываете дела предстоящего дня, все становится проще — вас организует этот деловой листок. Если у вас друзья — дельные люди, ваше мышление организуют ваши друзья. Рядом с ними вы всегда начинаете размышлять о хорошем. О нужном.

Думайте так, чтобы прийти к результатам, которые вас порадуют и будут полезными вам и окружающим людям.

Как это? (Например)

Предположим, вы задумались о своей работе.

Вы планируете там что-то менять? Вы действительно планируете там что-то менять? Если да, то думайте дальше, и обязательно. Если нет, то кончайте думать и займитесь делом.

Далее. Размышляя о своей работе, вы подумали и пришли к выводу, что вы специалист невысокого уровня и едва ли в ближайшее время сможете что-либо с этим сделать.

К сожалению. И расстроились, естественно.

Любопытно: и зачем тогда вы об этом подумали так? Это подняло вам уверенность в себе, поможет вам сделать дела, которые вам предстоят? Придумайте, как по-другому вы можете думать о себе так, чтобы верить в себя и научить себе хотя бы маленькой вещи, которая вам в вашей работе пригодится.

Научиться печатать десятью пальцами? Прекратить оправдываться? Что-то еще?

Запишите это полезный вывод в своем дневнике. А можно подумать еще и принять уже серьезные решения. Жизнь-то ваша, одна, почему бы и да? Итак, «Я размышляю над таким серьезным решением…»

Непродуктивное мышление

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *