что относится к сфере потребления
Что такое потребление
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Всю жизнь, начиная с рождения, мы с вами постоянно что-то потребляем: еду, заботу родителей, услуги и так далее.
Иногда мы за это платим деньги, иногда используем взаимовыгодный обмен, иногда получаем это даром.
Так что же такое потребление, какие его виды бывают – разберем в этой статье.
Потребление — это …
Человек, прежде всего – биологический объект. Для того, чтобы жить, ему нужна еда (как источник белков, жиров и углеводов), одежда (чтобы не допустить переохлаждения организма). Это базовые потребности человека для поддержания жизни – физиологические.
Далее идет черед потребностей не просто биологического организма, а «человека разумного», т.е. потребность в социализации, в знаниях, в дружбе и любви, в самореализации.
Наглядно иерархическую структуру потребностей человека изобразил американский психолог Маслоу:
Так к чему это длинное введение? Все, что человек использует для удовлетворения своих потребностей, он потребляет.
Вывод: потребление – это использование продукта (продукции, услуг, работ) в процессе удовлетворения своих потребностей.
В процессе потребления задействованы несколько сторон:
Потребление – это конечное звено цепочки воспроизводства.
Для справки: воспроизводство – это производство материальных благ в непрерывном движении и возобновлении. Схематично процесс воспроизводства выглядит так:
Производство → Распределение → Обмен → Потребление
Часть дохода, которая не идет на потребление, расходуется на:
Виды потребления
Потребление, согласно экономической теории К.Маркса (немецкого экономиста 19 века), разделяется на 2 вида:
Вывод: в производственном потреблении продукты создаются, в непроизводственном – уничтожаются (поглощаются).
Значение в экономике
Экономическая трактовка термина очень проста. Ее можно выразить одной фразой:
То есть, ты даешь мне товар (продукцию, услугу, работу), я тебе за это плачу деньги (или осуществляем бартерный обмен).
Вывод: потребление в экономике – это приобретение материальных благ и услуг.
Ключевое слово в данном определении – «приобретение». Следовательно, получение благ и услуг становится возможным только при наличии у потребителя финансовых средств (денег, ценных бумаг, материальных ценностей). Источниками указанных средств могу быть сделанные ранее накопления или же доход от трудовой деятельности, бизнеса, реализации имущества или иных активов.
Вывод: уровень потребления зависит от уровня доходов потребителя.
Например, каждая конкретная семья может приобрести товаров и услуг на сумму, не превышающую размер ее совокупного дохода. Не будем упоминать про кредиты и займы, это уже совсем другая история.
Уровень доходов потребителя влияет не только на объем потребления, но и на его структуру. Если рассматривать этот вопрос в рамках личного (семейного), то мы увидим, что в семьях с небольшим доходом в основном приобретаются дешевые продукты и недорогая одежда. Семьи с высокими доходами покупают дорогие продукты, брендовую одежду, предметы роскоши, тратят деньги на отдых.
Потребление является эффективным механизмом поддержания баланса между спросом и предложением товара (услуг) на рынке. Стоит оговориться, это утверждение верно только для рыночной экономики. При плановом ведении хозяйства этот механизм не имеет столь важного значения.
Чем лучше развито общество в экономическом аспекте → тем больше объем и ассортимент потребления → тем выше качество и уровень жизни населения.
В настоящее время наблюдается общее снижение уровня личного потребления. Это стало следствием нескольких причин:
Что такое общество потребления
Мы часто слышим эту фразу, употребляемую с негативным оттенком. Почему же принято считать, что общество, которое много потребляет, это какое-то ущербное?
По мнению многих ученых, массовое потребление материальных благ формирует систему ценностей, ориентированную лишь на материальную составляющую человеческого бытия.
При этом нивелируются духовные ценности: дружба, взаимовыручка, добропорядочность, честность и т.д.
Но не все так плохо: возросшее потребление говорит об улучшении уровня жизни населения, а формированию правильной системы ценностей общество должно уделять повышенное внимание.
В этом случае окончательного перекоса в сторону бездуховности общества может не случится. Точка невозврата еще не пройдена, все в наших руках.
Автор статьи: Елена Копейкина
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Человек конечно не может жить без потребления, но когда я вижу, как богачи транжирят свои деньги на пустые побрякушки, понимаю, что срочно нужно вводить налог на сверхпотребление, а деньги с налога распределять между нуждающихся.
Никогда не понимала людей, которые считают, что общество потребления, это что-то плохое. Думаю, нам повезло жить в эпоху изобилия и возможностей.
Потребление
Рассмотрение потребления как процесса удовлетворения потребностей основано на постулатах экономической теории. Но кроме экономической теории, проблематикой потребления занята также экономическая социология. «Потребление традиционно рассматривалось либо как материальный процесс, укорененный в человеческих нуждах, либо как идеальная практика, укорененная в символах, знаках и кодах», — говорит в своих лекциях Балихар Сангера, профессор Кентского университета в Великобритании. Это высказывание говорит об основных различиях между рассмотрением потребления в экономической теории и экономической социологии.
Если не касаться вопросов различия методов и объектов исследования, фундаментальный водораздел между рассматриваемыми дисциплинами лежит в области общеметодологических предпосылок анализа, «в подходах к моделированию человеческого действия».
Экономическая теория рассматривает человека в рамках экономических отношений: в условиях ограниченности ресурсов индивид ищет наиболее эффективные пути для удовлетворения собственных потребностей. Самого человека (субъекта) в таком случае можно охарактеризовать как «максимизатора полезности». В экономической модели четко прослеживается атомизм субъекта и относительная независимость принимаемых им решений.
Экономическая социология же «изучает экономическое действие как форму социального действия», которое, если последовать ходу рассуждений В. Радаева и вспомнить трактовку социального действия Максом Вебером, представляет собой «субъективное смысловое единство» и по смыслу «соотносится с действиями других людей». Индивидуализм субъекта в такой модели относителен, так как он рассматривается «в совокупности своих социальных связей и включенности в разнородные социальные структуры». Мотивы поведения человека в такой модели выходят за пределы чисто экономических целей (удовлетворение потребностей и тому подобное).
Экономическая модель Homo economicus, таким образом, представляет собой аналитическую редукцию. В процессе этой редукции из рассмотрения изымаются важные культурные и социальные категории, целью же такого рассмотрения является построение точных моделей экономического действия.
В то же время, наличие культурного аспекта в потреблении признано многими. Пол ДиМаджио, признанный специалист в области социологии культуры, утверждает: «Хозяйственные процессы всегда имеют некую нередуцируемую „культурную“ составляющую». Под хозяйством в данном случае понимаются «институты и отношении производства, обмена и потребления». Непопулярность категорий культуры у экономистов П. ДиМаджио объясняет предпочтениями последних: сложно строить точные дедуктивые модели, так как пертурбации восприятия и оценивания редко могут служить прочным основанием для таких моделей. Более того, ДиМаджио идет далее и находит противоречия в самих экономических постулатов: приводя высказывание Нила Смелзера, ДиМаджио приходит к выводу, что сама «рациональность» субъекта в экономике — не что иное, как культурная реалия, ошибочно принятая за «природу».
Подытожим словами социолога Александра Бикбова: «Голос социологии и коллективной психологии со всей серьёзностью усомнился в здравости того крайне ограниченного здравого смысла, которым экономисты-теоретики наделили своего рационального потребителя».
Другой термин — Homo sociologicus — описывает человека «социологического» — модель, противоположную ранее рассмотренной модели homo economicus. «Человек социологический» — человек, социально обусловленный, и мотивации его часто не вполне ясны стороннему наблюдателю, каковым часто и является исследователь. Именно поведением этого «человека» занимается экономическая социология, обращая внимание на культурную, знаковую среду, его окружающую. Сложность использования данной модели, по сравнению с точными моделями экономической теории, ясна любому исследователю. В то же время именно попытки аналитического рассмотрения поведения homo sociologicus принесли в социологическую науку неоценимые по своей важности идеи и конструкты.
В начале книги «К критике политической экономии знака» Жан Бодрийяр четко разделяет два подхода к исследованию потребления: первый из них (условно «экономическим») рассматривает предметы в терминах потребностей («гипотеза первичности потребительной стоимости»), а второй — («социологический») признает первичность «знаковой меновой стоимости». Не признавая прав первой концепции на существование, Бодрийяр призывает видеть за «явным дискурсом предметов» (теория потребностей и их удовлетворения) фундаментальный социальный дискурс, по большей части бессознательный и получающий своё выражение в социальной демонстрации.
Отсылая к опыту первобытных обществ, Бодрийяр показывает, что потребление первоначально «не соответствует никакой индивидуальной экономии потребностей, но является социальной функцией почета и иерархического распределения». Необходимость производства и обмена продиктована необходимостью сделать видимой социальную иерархию, механизмом социальной демонстрации.
Что относится к сфере потребления
Автор упомянул традиционные функции правительства в экономической жизни. Проиллюстрируйте примером влияние правительства посредством налогов на склонность к потреблению. Используя обществоведческие знания, назовите две другие традиционные функции правительства.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Наиболее значительными пороками экономического общества, в котором мы живём, являются его неспособность обеспечить полную занятость, а также его произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов.
Что касается меня, то я полагаю, что есть известные социальные и психологические оправдания значительного неравенства доходов и богатства, однако не для столь большого разрыва, какой имеет место в настоящее время. Есть такие нужные виды человеческой деятельности, для успешного осуществления которых требуются меркантильная заинтересованность и общие условия частной собственности на капитал.
Государство должно будет оказывать своё руководящее влияние на склонность к потреблению частично путём соответствующей системы налогов… и, возможно, другими способами. Я представляю себе поэтому, что достаточно широкая социализация инвестиций окажется единственным средством, чтобы обеспечить приближение к полной занятости, хотя это не должно исключать всякого рода компромиссы и способы сотрудничества государства с частной инициативой. Но, помимо этого, нет очевидных оснований для системы государственного социализма, которая охватила бы большую часть экономической жизни общества… Если бы государство могло определять общий объём ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства, и основные ставки вознаграждения владельцев этих ресурсов, этим было бы достигнуто всё, что необходимо.
Учреждение централизованного контроля, необходимого для обеспечения полной занятости, потребует, конечно, значительного расширения традиционных функций правительства…
Вспомним на минуту, B чём заключаются традиционные преимущества индивидуализма. Отчасти это преимущества эффективности, обусловленные децентрализацией и влиянием личной заинтересованности. Преимущества эффективности, вытекающие из децентрализации принятия решений и индивидуальной ответственности, возможно, даже более значительны, чем полагали B XIX B., и реакция против призыва к личной заинтересованности, пожалуй, зашла слишком далеко. Но всего ценнее индивидуализм‚ если он может быть очищен от дефектов и злоупотреблений; это лучшая гарантия личной свободы в том смысле, что по сравнению со всеми другими условиями он чрезвычайно расширяет возможности для осуществления личного выбора. Он служит также лучшей гарантией разнообразия жизни, прямо вытекающего из широких возможностей личного выбора, потеря которых является величайшей из всех потерь в гомогенном или тоталитарном государстве. Ибо это разнообразие сохраняет традиции, которые воплощают в себе наиболее верный и успешный выбор предшествующих поколений. Оно окрашивает настоящее в переливающиеся цвета фантазии, и, будучи служанкой опыта B такой же мере, как традиции и фантазия, оно является наиболее могущественным средством для достижения лучшего будущего.
Как традиционно называют ту экономическую систему, которую автор текста называет индивидуализмом? С какой экономической системой он её сопоставляет? Укажите как называет ее автор и какое название для нее используется современными экономистами. Приведите любой один признак данного типа экономики, который не указан в тексте.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос:
— речь идёт о рыночной экономике;
2) ответ на второй вопрос:
— автор называет её c государственным социализмом;
— современные экономисты называет ее командная (централизованная или плановая) экономика.
3) любой признак, который не указан в тексте:
— директивное (государственное) ценообразование.
Какие преимущества и недостатки «экономического общества, в котором мы живём», рассмотрел автор? Используя текст, укажите любые два преимущества и два недостатка.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— гарантия экономической свободы;
— возможности для осуществления личного выбора;
— гарантия разнообразия жизни;
— неспособность обеспечить полную занятость;
— произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов.
Преимущества и недостатки могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Какие две возможные меры правительства для обеспечения полной занятости рассмотрел автор? В чём опасность подобных мер? Используя обществоведческие знания, укажите две опасности.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) меры правительства:
— достаточно широкая социализация инвестиций;
— государство определяет общий объём ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства, и основные ставки вознаграждения владельцев этих ресурсов;
— учреждение централизованного контроля;
(Меры могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.)
2) опасности, например:
— подавление частной инициативы;
— ухудшение качества трудовых услуг.
Могут быть указаны другие опасности
Какие преимущества и недостатки «экономического общества, в котором мы живём», рассмотрел автор? Используя текст, укажите любые два преимущества и два недостатка.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— гарантия экономической свободы;
— возможности для осуществления личного выбора;
— гарантия разнообразия жизни;
— неспособность обеспечить полную занятость;
— произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов.
Преимущества и недостатки могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
— правительство повысило акцизы на табачные изделия, сделав их цену недоступной для многих потребителей;
(Может быть приведён другой пример.)
2) две другие функции правительства, например:
— установление правовых рамок экономической деятельности;
— производство общественных благ;
— поддержание стабильности финансовой системы.
Могут быть названы другие функции
Автор пишет, что «как потребительская группа, молодёжь формировала другой рыночный спрос». Назовите две сферы потребления, указанные в тексте, в которых сформировался особый молодёжный спрос. Приведите по два примера, иллюстрирующих молодёжный спрос в каждой из них. (Сначала указывайте сферу, затем приводите примеры, которые её иллюстрируют. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Для анализа молодёжи как возрастной группы, на наш взгляд, целесообразно остановиться на нескольких взаимосвязанных между собой аспектах.
Во-первых, это образ жизни, специфика социального статуса молодёжи, а также места и функций в современной общественной системе. Во-вторых, это анализ историко-социальных предпосылок возникновения молодёжной группы и их трансформация в современной социокультурной ситуации. И в-третьих, это достижение взрослости как ключевая задача данного жизненного этапа и её актуальные характеристики.
Специфика социального статуса молодёжи как социальной группы проявляется в том, что эта группа «неполного» вхождения в общество, характеризующаяся промежуточным положением «между детством и взрослостью». Молодой человек не играет больше роли ребёнка и в то же время не является полноправным носителем ролей взрослых людей.
Середина и последняя четверть XX в. принесли значительные изменения в социальный контекст и социальную организацию молодёжи как переходного периода от детства к взрослой жизни. 1960-80-е гг. были охарактеризованы как время возникновения и расцвета молодёжной субкультуры. В течение этого времени многими учёными самых различных направлений было отмечено, что возраст постепенно превращается в одну из доминирующих координат социальной дифференциации и социальной дискриминации. Возраст стал заменой классу как главному основанию социальной стратификации.
В частности, анализ европейской молодёжной среды показывает, что активизация молодёжных субкультур в середине XX в. была связана, прежде всего, с резким увеличением реального дохода молодых людей. Расходы молодых людей в сфере потребления, услуг и культуры стали существенной частью от общего количества потребляемых товаров. Молодой человек стал важным потребителем сфер обслуживания и досуга. Это являлось весьма заметным социальным признаком молодёжи и представляло новую и отличительную форму молодёжного поведения. Как потребительская группа, молодёжь формировала другой рыночный спрос, и именно это стало одним из слагаемых новой подростковой субкультуры.
Для обнаружения официальных характеристик взросления, а также их учёта большое значение приобретают своеобразные социально-нормативные события, выступающие критериями — социальными маркерами — взрослой жизни. В течение многих десятилетий вхождение во взрослость обусловливалось набором определённых жизненных событий — своеобразных социально-биографических маркеров. Например, для европейского молодого человека такими событиями выступали окончание школы, уход из родительского дома, начало профессиональной карьеры, бракосочетание и рождение собственных детей. Однако за последние десятилетия процент молодёжи, следовавшей такому расписанию, существенно уменьшился. В контексте новой взрослой жизни молодые люди всё больше идентифицируют себя посредством индивидуальных маркеров зрелости, не имеющих социального значения. Например, таким индивидуальным маркером может быть способность самостоятельно принимать решения и т. д. Социально заданные маркеры утрачивают своё значение и становятся менее важными. В связи с этим всё чаще высказываются мнения о превращении молодости в новую фазу жизни, во время которой происходит достижение психологической взрослой жизни через индивидуальные стремления и ожидания.
Что представляет собой производственное потребление в экономике?
Содержание:
Потребление – это в экономике основное понятие, которое параллельно изучается многими другими социальными науками. Специалисты постоянно стараются выстроить некую взаимозависимость между доходами и процессом потребления. Для этого проводится моделирование специализированных функций зависимости, расчеты и прогнозирование. Существует несколько точек зрения на данный вопрос у различных ученых. Некоторые эксперты уверены, что потребление – это окончательное приобретение товара, услуги определенным гражданином. При этом к отдельной группе причисляются инвестиционные вложения фиксированных размеров, издержки на государственном уровне и промежуточное приобретение, и использование товаров.
По мнению других профессионалов, потребление – это в экономике определение гораздо более широкого спектра значений. Это вся экономическая деятельность, за исключением маркетинга, производства и проектирования. К потреблению они относят процесс переработки, удаления, применения, отбора и принятия товара или услуги.
Важно отметить, что доходы потребителей сказываются на объемах покупаемых товаров и структуре самого потребления. Рассмотрим простой, общественный пример на базе среднестатистической семьи. Средний класс и люди, имеющие небольшую прибыль, вынуждены экономить на продуктах питания, товарах первой необходимости. Они выбирают недорогой способ удовлетворить свою потребность в одежде, обуви, бытовой химии и прочем. Если семья имеет хороший заработок, она может позволить себе тратить больше денег на потребление качественных, натуральных продуктов, туристические поездки, одежду от ведущих производителей.
Уровень потребления материальных благ – это показатель уровня жизни в стране, в принципе. Он поддерживает баланс между функцией спроса и предложения. Чем выше уровень развития государства, тем больше хороших товаров потребляет население, тем выше качество жизни в стране. На сегодняшний день во многих странах отмечается резкий спад уровня расходов на личное потребление. Это связано с двумя главными причинами:
Что такое потребление в экономике, примеры потребления в экономике
Потребление – это процесс использования товаров, услуг человеком для удовлетворения собственных нужд. На экономическом уровне производственное потребление – это приобретение разнообразных благ, созданных заводами, производителями, компаниями, за определенную сумму денег, полученную в виде прибыли. В любом случае, чтобы удовлетворить свои потребности и получить благо, человек вынужден тратить свои сбережения. Потребительский процесс объединяет нескольких участников:
Предметы потребления – это в экономике все товары, которые можно купить на рынке, в магазинах или торговых центрах. В девятнадцатом веке знаменитый немецкий экономист Маркс разработал интересную теорию, которая разделила понятие потребления на две категории:
Что такое производство, распределение, обмен и потребление – обеспечение потребностей в товарах и услугах
Производство и воспроизводство – это разные процессы, которые являются частью единой цепи. Под воспроизводством понимают беспрерывное изготовление материального блага. Этот процесс циклический. После завершения работы над товаром сразу возобновляется работа над следующей единицей. Процесс воспроизводства включает в себя четыре этапа:
Рассмотрим каждый этап подробно. На стадии распределения произведенная продукция разделяется на две группы: потребительскую и накопительную. Некоторый процент прибыли, если он не уходит в потребительский сектор, должен быть направлен на следующие статьи расходов:
На стадии обмена заключается сделка о бартере на взаимовыгодных условиях. То есть результаты труда могут обмениваться на другие блага. Другой вариант – товар приобретается за определенную сумму денег.
Конечное потребление – это что, удовлетворение потребностей человечества, обществознание
Бытовые нужды – это одно из направлений конечного потребления товаров. Человек вынужден приобретать продукты первой необходимости. Если рассматривать конечный процесс потребления в национальных масштабах, он указывает на общее количество продукции, которое способствует полноценному удовлетворению пожеланий общества в коллективном и индивидуальном плане.
Под конечным потреблением понимается использование продукции в целях, не имеющих отношения к производству. Это касается потребительских услуг, товаров, с помощью которых граждане государства удовлетворяют свои личные, коллективные или общественные потребности.
Конечное потребление включает в себя: