что относится к сфере здравоохранения

Что относится к сфере здравоохранения

Статья 12. Государственная система здравоохранения

К государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан.

(часть первая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В государственную систему здравоохранения входят медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

(часть третья в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Источник

Что относится к сфере здравоохранения

1. Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы), фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов), медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, функции по выработке и реализации государственной политики в сфере медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, организацию среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования и предоставление услуг в области курортного дела.

(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.04.2021 N 540)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.04.2021 N 540)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Министерство здравоохранения Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные Министерству организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Источник

Здравоохранение и медицина. Что нужно знать будущим медикам

Что такое медицина и здравоохранение как отрасли экономики страны

Какое направление обучения выбрать? В какой сфере экономики работать? Ситуация в сфере здравоохранения сегодня. Насколько перспективно выбирать медицинские профессии и какие компетенции развивать, чтобы в будущем работать в сфере здравоохранения?

Мы продолжаем цикл статей об отраслях экономики. Сегодня сфокусируемся на области здравоохранения и медицины.

Что входит: профилактическая медицина (санитария, эпидемиология, гигиена), клиническая медицина (хирургия, психиатрия, педиатрия и т.п.), фармакология
Примеры профессий: врач, акушер, нарколог, стоматолог, косметолог, врач-диетолог, фармацевт, фельдшер, хирург, анестезиолог, генетик, отоларинголог, физиотерапевт, врач-рентгенолог, инженер по медицинской технике, врач космической медицины, логопед, практический психолог, ветеринар, санитарный врач, медицинская сестра, медицинский представитель фармацевтической компании

Здравоохранение и медицина сегодня
В российской медицине занято более 700 тысяч человек, то есть, примерно 1% от всего трудоспособного населения страны. Затраты на здравоохранение в стране составляют 7,07% от ВВП (по данным 2016 года). По уровню развития здравоохранения Россия находится только на 55 месте в мире (по обзору американского агентства Bloomberg) – на уровне Бразилии, Азербайджана, Иордании и Колумбии. Тем не менее, по данным рейтингов за последние 20 лет качество российской медицины постепенно растет, и в 2017 году в России был побит исторический максимум продолжительности жизни – 72,5 года.
В 2017 году в России принят закон о телемедицине, легализующий консультирование пациентов через интернет. Ожидается, что в ближайшем будущем все российские больницы и поликлиники будут подключены к интернету, и часть медицинской помощи будет оказываться дистанционно. Мировой и российский опыт здравоохранения показывает, что наиболее перспективным и эффективным подходом в здравоохранении является разработка превентивных мер: не ждать, когда пациент придет на острой стадии заболевания, а больше внимания уделять профилактике и предотвращению заболеваний. Это означает, что в медицинской системе страны акцент должен делаться на постоянный контроль здоровья, раннюю диагностику и повышение качества результатов лечения, а также распространение здорового образа жизни.

Средние зарплаты медиков по стране:
✔ Младший персонал – от 15 до 40 000 руб./месяц
✔ Средний персонал – от 30 до 60 000 руб./ месяц
✔ Врачи высокой квалификации – от 60 до 300 000 руб./ месяц

В развитых странах медицинские профессии, наоборот, относятся к разряду самых высокооплачиваемых. Получение медицинского образования означает для молодого человека будущий стабильный доход и безбедную старость.

Будущее здравоохранения
Рост населения планеты и увеличение продолжительности жизни повышает и нагрузку на здравоохранение. При возникновении проблем со здоровьем человек сейчас вынужден много времени проводить в медучреждениях, в будущем эта проблема будет решена с помощью своевременной профилактики. Данные о здоровье человека будут поступать не только в момент его прихода в медучреждение, но постоянно накапливаться, блокчейн-технологии только в помощь. Контроль за здоровьем будут производить портативные персональные медицинские устройства, например, в виде браслета. Данные будут собираться в электронных медкартах, автоматически обрабатываться и предупреждать владельца о риске для здоровья.
В медицину приходят информационные технологии и робототехника. Сегодня человек, потерявший конечности или даже полностью парализованный, может жить жизнью, близкой к полноценной. Уже разработаны инвалидные кресла, управляемые силой мысли, протезы разных частей тела. Благодаря развитию искусственного интеллекта появились камеры-датчики, которые помогают слабовидящим лучше ориентироваться в пространстве, и слуховые аппараты, которые позволяют людям, потерявшим слух, слышать лучше тех, кто нормально слышит. Протезирование и медицинские инженерные технологии будут все шире распространяться и станут доступны большему числу людей.

Профессии будущего в медицине:

    • Сетевой врач (проводит удаленную диагностику пациентов)
    • Консультант по здоровой старости
    • Дизайнер человеческих органов (проектирует искусственные части тела и органы)
    • Оператор медицинских роботов (управляет роботизированной операционной)
    • R&D менеджер здравоохранения (организует удаленную работу специалистов различных отраслей для создания медицинских продуктов и услуг)
    • Биофармаколог (проектирует новых биопрепараты с заданными свойствами)
    • Врач-кибернетик (проектирует компьютерные автоматизированные системы медицинского назначения)

Как развиваться в сфере здравоохранения
Медицина – это интереснейшая и перспективная сфера деятельности, в которой человек может приносить реальную пользу. Если биология, химия и физика относятся к твоим любимым предметам, тебе нравятся научные исследования, и ты хочешь помогать окружающим людям, то стоит подумать об образовании в этом направлении.

Что тебе поможет развиваться в сфере здравоохранения и медицины:
✔ Посещай медицинские кружки: клуб «Будущий доктор» факультета фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносов, кружок «Юный медик» Политехнического музея и т.д.
✔ В качестве экзаменов ОГЭ и ЕГЭ стоит выбирать биологию и химию.
✔ Не ограничивайся школьным курсом в естественных науках и «копай глубже». Читай книги по биологии, генетике, эволюции. Смотри хорошие документальные фильмы от BBC и National Geographic.
✔ Участвуй в профлагере «Профессионалы будущего». На BioСмене ты сможешь пообщаться с практикующими врачами и попробовать себя в разных медицинских профессиях.
✔ Посещай дни открытых дверей медицинских вузов, на них ты сможешь пообщаться со студентами и преподавателями, которые расскажут об учебе и почему стоит становится медиком.

Чтобы разобраться в своих профессиональных предпочтениях, пройди наши бесплатные тесты врач и естественно-научный профиль. Они помогут тебе оценить свои возможности в профессиях медицинской отрасли.

Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Источник

Здравоохранение и государство

Система здравоохранения. Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об основах охраны здоровья. ») здравоохранение (или охрана здоровья) — это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи.

Достижение указанных целей обеспечивается путем:

Система здравоохранения в широком смысле — это совокупность всех организаций, институтов, форм (методов) управления и ресурсов, предназначенных и используемых в целях улучшения здоровья населения. В основе ее построения лежат определенные принципы, которые в конечном итоге определяют ее структуру, цели и задачи, позволяют оценить результаты работы. Основные принципы охраны здоровья закреплены в главе 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья. ». Согласно ст. 4 указанного закона таковыми являются:

В реальности здравоохранение развивается как комплексная система, где каждый элемент, каждое звено, каждый уровень играет свою роль, но при этом неразрывно связан с другими. В современных условиях, когда все большее внимание уделяется удовлетворению потребностей населения в качественной медицинской помощи для успешного функционирования системы здравоохранения необходимы достаточные кадровые ресурсы, финансовые средства, материалы и оборудование, транспорт, технологии, информация и коммуникации, а также современные управленческие структуры.

Через систему здравоохранения обеспечивается реализация здравоохранительной политики государства, определенной на ближайшие годы Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения». Данным указом намечен ряд мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья граждан, увеличение продолжительности их жизни. Позднее они конкретизированы в «Государственной программе развития здравоохранения Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. № 2511-р. Эта государственная программа определяет цели, задачи, основные направления развития здравоохранения, механизмы их реализации и финансовое обеспечение на период до 2020 года. Она отражает основные подходы к решению таких основополагающих для отрасли вопросов, как совершенствование инфраструктуры здравоохранения, формирование единой профилактической среды, повышение качества оказываемой медицинской помощи повышение уровня подготовки медицинских кадров и заработной платы в отрасли.

Государственная программа включает подпрограммы: «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»; «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации»; «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики и лечения»; «Охрана здоровья матери и ребенка»; «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям»; «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» и др. (всего 11 подпрограмм).

Непосредственными результатами реализации государственной программы будут являться выраженные к 2020 году в конкретных показателях: снижение смертности от всех причин (в том числе материнской и младенческой смертности, смертности от болезней системы кровообращения) в расчете на 1000 населения; снижение потребления алкогольной продукции (литров на душу населения в год); снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения, а также среди детей и подростков(процент); снижение заболеваемости туберкулезом (на 100 тыс. населения); увеличение ожидаемой продолжительности жизни; увеличение обеспеченности врачами (на 10 тыс. населения); увеличение средней заработной платы врачей и иных медицинских работников и др.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья. » организация охраны здоровья в России основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Это своего рода три подсистемы общей всероссийской системы здравоохранения, управляемой органами публичной (государственной и муниципальной) власти.

Государственную систему здравоохранения, согласно ч. 3 ст. 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья. », составляют:

В государственной системе здравоохранения выделяются два уровня — федеральный и региональный (уровень субъектов Российской Федерации). В зависимости от того, на какой государственной собственности — федеральной или региональной, функционируют и каким органам управления подчинены медицинские организации, лечебно-профилактические и фармацевтические учреждения и предприятия, они относятся соответственно к федеральному или региональному уровню государственной системы здравоохранения. В то же время все они независимо от формы собственности и подчиненности являются юридическими лицами и самостоятельно осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья. », другими федеральными, региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.

Государственное управление в сфере здравоохранения. Управление системой здравоохранения обеспечивает государство. Некоторые его институты (органы) выступают в качестве элементов самой системы здравоохранения.

Отталкиваясь от классического понятия государственного управления можно определить, что государственное управление здравоохранением — это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства через систему своих органов на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях обеспечения охраны здоровья населения, оказания надлежащей медицинской помощи и медицинских услуг гражданам.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об основах охраны: здоровья. » органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Также органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

В рамках системы здравоохранения соответствующими государственными и муниципальными органами осуществляются нормотворческие, организационные, координационные, информационные, ресурсообеспечительные, контрольные и иные полномочия, а медицинскими организациями — собственно медицинская (лечебная) деятельность.

В Российской Федерации стратегически важные функции и полномочия в сфере здравоохранения осуществляются на федеральном уровне. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья определены ст. 14 Федерального закона «Об основах охраны здоровья. ». К ним относятся:

Перечисленные полномочия осуществляет прежде всего Правительство РФ, которое в соответствии с Конституцией РФ (ст. 114 п. «в») обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области здравоохранения. Реализуя здравоохранительную политику Российской Федерации, Правительство РФ согласно ст. 16 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», в частности, принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.

Выработку же государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения осуществляет федеральный орган исполнительной власти, которым является Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее — Министерство здравоохранения РФ, Минздрав России). Во всяком случае, постановлением Правительства РФ от 31 мая 2012 г. № 533 «О некоторых вопросах организации деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Федерального медико-биологического агентства» установлено, что Министерство здравоохранения РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств, обеспечения их качества и безопасности, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, а также по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, оказанию государственных услуг, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи и проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.

Министерство здравоохранения РФ руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами России, а также Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 608.

Структурно Министерство здравоохранения РФ состоит из следующих подразделений:

К полномочиям Министерства здравоохранения РФ Федеральный закон «Об основах охраны здоровья. » (ч. 2 ст. 14) относит:

Министерство здравоохранения РФ осуществляет также иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством (в частности, п.7 и 8 ст. 15 Федерального закона «Об основах охраны здоровья. »).

Как записано в вышеуказанном Положении, Министерство здравоохранения РФ наряду с разнообразными организационными, информационными и иными полномочиями осуществляет также нормотворческие функции. В частности, Минздрав России вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, относящиеся к установленной сфере деятельности Министерства и к сферам деятельности подведомственных ему федеральной службы и федерального агентства, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства.

Кроме того, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ Министерство самостоятельно принимает нормативные правовые акты. Всего Минздрав России имеет право издавать в установленном порядке в пределах своей компетенции нормативные правовые акты (судя по вышеуказанному Положению) по 208 вопросам здравоохранения и медицинской деятельности в Российской Федерации. Эти нормативные документы являются обязательными для исполнения всеми медицинскими организациями, физическими и юридическими лицами независимо от форм собственности.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья. », медицинская помощь оказывается в соответствии с Порядками оказания медицинской помощи, а также на основе Стандартов медицинской помощи, разрабатываемых Министерством здравоохранения РФ.

В настоящее время Министерством здравоохранения РФ утверждено более 60 Порядков оказания различных видов медицинской помощи. Все они размещены на официальном сайте Министерства. Распространенным нормативным актом Минздрава России является также Стандарт медицинской помощи. Этот медико-экономический документ разрабатывается в целях планирования и организации медицинской помощи (в том числе применительно к системе обязательного медицинского страхования (ОМС), и выравнивания на основе единых для всей страны стандартов финансовых условий, в которых функционирует система здравоохранения. На данный момент Минздравом России принято более 200 таких документов, продолжается разработка новых стандартов.

Некоторые управленческие полномочия в сфере охраны здоровья могут передаваться с федерального уровня в регионы — на уровень субъектов Российской Федерации, где они осуществляются соответствующими государственными органами. Согласно статье 15 Федерального закона «Об основах охраны здоровья. » к числу таких полномочий отнесены:

Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Субвенции предоставляются в соответствии с бюджетным законодательством, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется на основании установленных методик, утверждаемых Правительством РФ.

Функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, каковым является Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, действующая на основании одноименного Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 323 (с последующими изм. и доп.). В структуру Федеральной службы входит не только центральный аппарат, но и межрегиональное информационно-аналитическое управление, управления Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации, а также подведомственные федеральные государственные бюджетные учреждения (Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы, Информационно-методический центр по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения, Всероссийский научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники).

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья. » (п. 9 ст. 15) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения:

Согласно указанному Положению Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения осуществляет государственный контроль:

А также осуществляет контроль над реализацией региональных программ модернизации здравоохранения и мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь.

Размещает: по результатам мониторинга безопасности лекарственных препаратов на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о принятых решениях о внесении изменений в инструкцию по применению лекарственного препарата, о приостановлении применения, об изъятии из обращения или о возобновлении применения такого препарата.

Принимает участие в пределах компетенции в ведении федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере здравоохранения.

Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ.

Значительная часть важных управленческих функций и полномочий в сфере охраны здоровья возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. На региональном уровне в системе здравоохранения управленческие полномочия осуществляют министерства (управления, департаменты) здравоохранения региональных администраций и правительств в субъектах Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья. » к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся:

Отдельные из указанных полномочий могут быть переданы органами государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления органам местного самоуправления в соответствии с Федеральными законами: от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В этих случаях оказание медицинской помощи гражданам осуществляется медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения.

Кроме того, ряд полномочий в сфере охраны здоровья осуществляется непосредственно высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в рамках совместной компетенции с федеральными органами. В частности, высшее должностное лицо (губернатор) субъекта Российской Федерации:

Муниципальную систему здравоохранения (ч. 4 ст. 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья. ») составляют:

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местные органы власти самостоятельны, не подчиняются региональному руководству, но должны выполнять требования федеральных и региональных законов и иных нормативных правовых актов (в том числе правовых актов Министерства здравоохранения РФ), регулирующих отношения в системе здравоохранения и медицинскую деятельность. В основном функции и полномочия местных администраций направлены на то, чтобы обеспечить местное население медицинским обслуживанием в объеме и на условиях, указанных федеральным законодательством. Наделе же это во многом обусловлено уровнем и объемом финансирования здравоохранения, медицинской помощи и лекарственного обеспечения за счет федерального и регионального бюджетов.

Как отмечено в ст. 17 Федерального закона «Об основах охраны здоровья. », к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (за исключением территорий, отнесенных к закрытым административно-территориальным образованиям и некоторым другим территориям — см. ст. 42 указанного Федерального закона) в сфере охраны здоровья относятся:

Заметим, что перечисленных полномочий (за исключением первого) нет в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В то же время в этом законе в перечне вопросов местного значения муниципального района (п. 22 и 26 ч. 1 ст. 15) и городского округа (города) (п. 19 и 30 ч. 1 ст. 16) имеется: создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на соответствующей территории, а также обеспечение условий для развития на территории муниципального района, городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в.сфере охраны здоровья (ч. 5 ст. 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья. »). К частной системе здравоохранения относятся также физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей.

Они создаются и финансируются различными частными организациями и предпринимателями (физическими лицами) в рамках рыночных отношений и в соответствии с гражданским и финансовым законодательством. Однако медицинская деятельность, медицинская помощь и медицинские услуги осуществляются такими организациями в соответствии с законами и другими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере здравоохранения и медицинской деятельности.

Что касается финансирования охраны здоровья граждан в Российской Федерации, то оно осуществляется из разных источников и предусматривает как бесплатное оказание гражданам медицинской помощи за счет средств бюджетов всех уровней (федерального, регионального и местного) и средств обязательного медицинского страхования, так и за счет средств организаций и самих граждан, в том числе за счет добровольных пожертвований. Расходы на здравоохранение и медицинское обслуживание ежегодно включаются отдельной строкой в бюджеты, которые формируются, утверждаются и исполняются уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и иным финансовым законодательством. Эти вопросы изучаются в рамках самостоятельной темы настоящего курса.

Правовое положение учреждений здравоохранения и медицинских организаций. Как бы ни рассматривалась система здравоохранения — достаточно узко или более широко, в любом случае ее основой являются медицинские учреждения и организации, оказывающие медицинскую помощь и медицинские услуги гражданам. Ежедневный доступ граждан к медицинской помощи и лечению обеспечиваются именно этими субъектами системы здравоохранения.

Помимо органов публичной власти и управления в системе здравоохранения функционирует много иных учреждений и организаций. Длительное время в официальных документах и литературе структуры, оказывающие медицинскую помощь населению, именовались медицинскими (лечебно-профилактическими) учреждениями либо учреждениями здравоохранения. Смотрите, например, действующий пока приказ Минздравсоцразвития России от 7 октября 2005 г. № 627 (с изменениями по состоянию на 19.11.2008 г.) «Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения».

Теперь в официальный оборот введен термин «медицинская организация». В п. 11 ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья. » определено, что медицинская организация-это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном российским законодательством. К медицинским организациям приравниваются также индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность. В то же время законодательство о здравоохранении и медицинской деятельности распространяется на иные юридические лица (независимо от организационно-правовой формы), осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность. Несомненно, нынешнее официальное понятие «медицинская организация» является более широким по отношению к понятию «медицинское учреждение».

В настоящее время в России функционируют многочисленные медицинские организации различных организационно-правовых форм и наименований (государственные и муниципальные бюджетные учреждения, государственные и муниципальные автономные учреждения, частные медицинские учреждения, фонды, общества с ограниченной ответственностью, медицинские центры и кабинеты индивидуальных предпринимателей и др.).

Медицинские организации классифицируются по разным основаниям, в том числе по организационно-правовым формам, территории действия и специализации (профилю медицинской деятельности).

Существуют многопрофильные учреждения, осуществляющие диагностику и лечение широкого спектра заболеваний. Есть специализированные — оказывающие медицинскую помощь в рамках одного из разделов медицины или осуществляющие лечение определенного вида или класса заболеваний. Среди специализированных медицинских организаций широко представлены: диагностические, терапевтические, хирургические, педиатрические, гинекологические, гериатрические, инфекционные, кардиологические, кожно-венерологические, маммологические, наркологические, онкологические, офтальмологические, психоневрологические, пульмонологические, стоматологические, противотуберкулезные, урологические, физиотерапевтические, эндокринологические и др. (больницы, диспансеры, центры, клиники, институты, поликлиники, лаборатории, отделения, кабинеты и др.).

Есть и такие специальные медицинские учреждения, как: курортные, восстановительного лечения, медико-социальной реабилитации, профилактические, косметологические, врачебно-физкультурные и лечебной медицины, станции скорой медицинской помощи, отделения переливания крови.

Департамент здравоохранения города Москвы, например, распределил (классифицировал) столичные учреждения здравоохранения по уровню оказания медицинской помощи на 4 уровня (класса):

Традиционно наиболее известными и доступными для российских граждан медицинскими учреждениями являются больницы и поликлиники. На их базе активно осуществляется стационарная и амбулаторная медицинская помощь.

Больница — многопрофильное медицинское учреждение, обеспечивающее полный комплекс лечения больных и наблюдение за ними в стационарных условиях (диагностику заболеваний, неотложную терапию, лечение и реабилитацию после перенесенных болезней). Как правило, больница включает несколько отделений (поликлиника, педиатрическое, скорая медицинская помощь и др.).

Больницы как учреждения с высокой интенсивностью лечебно-диагностического процесса имеют соответствующее медицинское оборудование, медицинские кадры, лекарственные средства, мягкий инвентарь и другие ресурсы, что позволяет предоставлять пациентам все виды услуг, в том числе хирургическое вмешательство и иные процедуры.

Среди медицинских организаций (учреждений) достаточно распространенный тип — больница. Обычно в крупных городах (региональных центрах) функционирует одна (иногда—две) государственная бюджетная многопрофильная больница (областная, краевая, республиканская). Это, как правило, крупнейшее в регионе многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, в состав которого входят несколько десятков клинических подразделений, акушерский стационар, консультативно-диагностическая поликлиника, диагностические службы и др. Такое учреждение имеет лицензию на осуществлении нескольких десятков видов медицинской деятельности.

Помимо многопрофильной клинической больницы, а также детской больницы в региональных столицах имеются специализированные больницы (инфекционная, психиатрическая, туберкулезная и т.д.). Лечиться в таких больницах может любой житель субъекта Российской Федерации.

В городах (городских округах), как правило, функционирует городская многопрофильная больница для взрослых и детская городская больница. В региональных центрах имеются также участковые и городские специализированные больницы. В городах большинство учреждений первичного медицинского обслуживания, поликлиники, лечебные отделения и диагностические центры обычно являются учреждениями муниципального подчинения.

В сельской местности медицинские учреждения муниципальных районов обычно представлены центральной районной больницей (ЦРБ) — примерно на 100-200 коек, на базе которой часто действуют поликлиника, педиатрическое отделение. Имеются также иные лечебные отделения, амбулатории и фельдшерские медицинские пункты.

Во многих случаях поликлиника является структурным подразделением больницы. В то же время функционируют самостоятельные амбулаторно-поликлинические учреждения (поликлиники и амбулатории). Поликлиника — многопрофильное или специализированное лечебно-профилактическое медицинское учреждение для оказания медицинской помощи приходящим больным и больным на дому.

Поликлиники многопрофильные могут иметь различный статус: городская (для обслуживания больных жителей города); районная центральная (для обслуживания жителей райцентра и других сельских поселений района); детская (для обслуживания детей в возрасте до 18 лет); ведомственная (для обслуживания работников определенной отрасли, сферы); гарнизонная (для обслуживания больных военнослужащих из состава соответствующего гарнизона) и др.

Помимо больниц и поликлиник наиболее распространены и другие медицинские организации (лечебно-профилактические учреждения). Амбулатория (лат. ambulatorius — совершаемый на ходу) — медицинское учреждение, оказывающее помощь приходящим больным и на дому, но не предоставляющее больничных мест. В отличие от поликлиники амбулатория оказывает услуги только по основным медицинским направлениям, таким как терапия, хирургия, стоматология (иногда и по педиатрии, акушерству и гинекологии).

Диспансер как специальное лечебно-профилактическое учреждение оказывает медицинскую помощь больным с определенными хроническими и рецидивирующими болезнями и осуществляет систематическое наблюдение за состоянием их здоровья. Основная функция диспансера — мониторинг и лечебно-профилактическая помощь определенному контингенту пациентов. Поэтому он осуществляет учет нуждающихся в лечении, обеспечивает выявление больных на ранней стадии заболеваний путем систематических массовых и целевых обследований населения и другими способами.

Диагностический (консультативно-диагностический) центр (стоматологический, косметический, медико-генетический, перинатальный, планирования семьи и репродукции и др.). Большинство из них не имеют самостоятельного подчинения, созданы и функционируют на базе больниц и поликлиник. Центр позволяет обследовать пациентов с различными заболеваниями, не прибегая к госпитализации, обеспечить их доступной и квалифицированной медицинской помощью в амбулаторных условиях. Современные технические возможности лучевых, эндоскопических, биохимических, иммунологических, электрофизиологических и иных диагностических исследований позволяют получить исчерпывающую информацию о состоянии организма, распознать сложные заболевания.

Медико-санитарная часть (МСЧ) — специализированное подразделение, оказывающее медицинскую помощь работникам предприятий различных форм собственности (промышленности, строительства и др.). Как правило, это комплексное медицинское учреждение, в состав которого могут входить (в зависимости от численности обслуживаемого контингента) поликлиника, фельдшерский здравпункт, стационар, а иногда санаторий-профилакторий, диетическая столовая и др. Обычно медсанчасти организованы на больших промышленных предприятиях для оказания многопрофильной медицинской помощи работникам, а также их семьям.

Здравпункт — структурное подразделение медицинского учреждения, организуемое на промышленном предприятии, в детском саду, школе, высшем и среднем учебном заведениях. Основная задача — оказание первой медицинской помощи при травмах, отравлениях и острых заболеваниях. Помимо этого, здравпункты проводят плановые профилактические осмотры и иные мероприятия, которые направлены на снижение заболеваемости.

Санаторий — лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее услуги по лечению и оздоровлению, когда в качестве лечебно-реабилитационных и общеоздоровительных средств используются преимущественно природные физические факторы в сочетании с диетотерапией, лечебной физкультурой и аппаратной физиотерапией. Санатории находятся, как правило, в курортных зонах. Местные санатории обычно располагаются в загородных зонах с благоприятными ландшафтными и микроклиматическими условиями.

Имеются также родильные дома, родовспомогательные учреждения, женские консультации, медико-социальные больницы (дома) сестринского ухода, хосписы и др.

Обслуживая граждан, медицинские организации чаще всего используется участковый принцип, в основе которого разделение территорий на врачебные участки (фельдшерский, терапевтический, врача общей практики (семейного врача), комплексный, акушерский, приписной). Обычно на участке работают участковые врач и медицинская сестра. Численность взрослого населения на врачебном участке составляет от 1200 до 2000 чел.

Наряду с участковым в системе здравоохранения реализуется также принцип специализированной медицинской помощи. Выделяют 4 уровня (степени) специализации:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *