что относится к социально психологическим процессам в коллективе
Что относится к социально-психологическим процессам в коллективе?
а) планирование человеческих ресурсов, стимулирование труда, прогнозирование, управление карьерой;
б) обучение, аттестация, оценка потенциала, развитие способностей и навыков;
в) адаптация, коммуникация, идентификация, интеграция;
г) планирование карьеры, обучение, стажировки;
д) материальное стимулирование труда – повышение зарплаты, премирование
17. Ядро любого коллектива составляют:
а) безразличные работники;
б) частично идентифицированные;
в) полностью идентифицированные;
г) не адаптированные работники;
д) наименее квалифицированные работники
18. Чаще всего на практике изложение содержания работы на конкретном рабочем месте в определенное время представлено в виде:
а) должностной инструкции;
б) трудового договора;
в) листа интервьюера;
г) анкеты работника;
д) личного дела сотрудника
19.Аттестация – это форма оценки человека, которую:
а) может дать только другой человек, группа людей;
б) можно провести с помощью измерительных приборов;
в) можно провести как с помощью измерительных приборов, так и с помощью людей;
г) работник проводит самостоятельно;
д) может проводить только непосредственный руководитель работника
20.Какой из ниже перечисленных пунктов нельзя отнести к качествам успешного менеджера?
а) уверенность в себе;
б) опыт в бизнесе;
в) отношение к деньгам как к мере успеха;
г) готовность к компромиссу;
д) настойчивость в решении задач
Вариант 2
2. Какой из ниже перечисленных пунктов нельзя отнести к факторам, лежащим в основе критериев оценки персонала?
а) знания;
б) качество выполнения работы;
в) способности к руководству;
г) возраст работника;
д) способность к развитию
3. Какой из ниже перечисленных пунктов ограничивает процесс оценки персонала?
а) единообразие методов оценки;
б) однозначность зависимости между оценкой и деятельностью;
в) различие представлений об эффективности оценки;
г) необходимость наличия большого числа членов аттестационной комиссии;
д) желание большого количества работников пройти процедуру оценки
5. Избегание является оптимальным способом управления конфликтом:
а) нет;
б) да;
в) да, только для руководящих работников;
г) да, для руководителей низшего звена;
д) да, для руководителей высшего звена
6. На каком этапе урегулирования жалобы менеджер проверяет факты, собранные сотрудником?
а) на этапе исследования;
б) обдумывания;
в) подведения итогов;
г) вознаграждения за своевременную информацию;
д) ознакомления с содержанием жалобы
7. В каком документе определяется продолжительность испытательного срока для принимаемого на работу сотрудника:
а) в правилах внутреннего распорядка;
б) в положении о персонале;
в) в должностной инструкции работника;
г) в трудовом договоре;
д) в устной договоренности между работником и работодателем
8. Выплачивает ли предприятие выходные пособия в случае его ликвидации?
а) да;
б) нет;
в) в зависимости от должности работника;
г) только госпредприятие;
д) только в случае банкротства
9. К показателям, оценивающим положение предприятия на рынке труда, не относится:
а) уровень удовлетворенности работников;
б) средняя заработная плата;
в) качество трудовых ресурсов;
г) уровень производительности труда;
д) месторасположение предприятия
10.Какая группа наиболее часто подвергается дискриминации при приеме на работу?
а) женатые мужчины;
б) люди с высшим образованием;
в) женщины с детьми;
г) одинокие мужчины;
д) ответы а) и г)
11. Какая характеристика теста является ключевой при его включении в процесс отбора?
а) действенность;
б) масштабность;
в) преемственность;
г) уровень сложности;
д) множественность
12. Какая часть населения не относится к группам, наиболее часто подвергающимся дискриминации в сфере занятости:
а) женщины;
б) национальные меньшинства;
в) инвалиды;
г) мужчины;
д) пожилые люди
13. Какой подход при работе с персоналом стал преобладать в последнее время, когда труд и его условия рассматриваются в качестве продуктов маркетинга?
а) предпринимательско-рыночный;
б) ситуационный;
в) адаптивный;
г) административный;
д) нормативный
14. Материальные издержки обычно:
а) выше, если обратиться к внешнему источнику привлечения персонала;
б) выше, если задействовать внутренний источник привлечения персонала;
в) примерно равны при внешнем и внутреннем источниках привлечения персонала;
г) зависят только от количества нанимаемых кандидатов;
д) ниже при работе с профессиональными кадровыми агентствами
15. Методы первичного отбора называют:
а) социологическими;
б) нормативными;
в) анкетными;
г) бесконтактными;
д) автобиографическими
16. Может ли один человек работать сразу по нескольким договорам?
а) да;
б) нет;
в) да, только на госпредприятии;
г) да, только на предприятиях одной фирмы;
д) могут только руководящие работники
17. Метод, позволяющий объективно оценить соответствие кандидатов требованиям работы, является метод:
а) анализ анкетных данных;
б) профессиональное испытание;
в) экспертиза почерка;
г) рекомендации близких родственников кандидата;
д) анализ резюме
18. Планирование карьеры осуществляется прежде всего с целью:
а) избежания ошибок при замещении вакансий;
б) упрощения процедуры подбора персонала;
в) создания благоприятного психологического климата;
г) повышения мотивации и закрепления работников;
д) по требованию законодательства
19. Источники формирования резерва кадров?
а) бывшие работники предприятия;
б) заместители руководителей;
в) неквалифицированные специалисты;
г) сотрудники предпенсионного возраста;
д) сотрудники пенсионного возраста
20. К какой группе требований, предъявляемых руководителю, можно отнести аналитические способности?
а) профессиональная компетентность;
б) организаторские способности;
в) личные качества;
г) коммуникативные способности;
д) медицинские показания
Управление персоналом. Тест 5
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
1. Чтобы вознаграждение служило мотивирующим фактором необходимо, чтобы оно соответствовало:
возможностям организации
ценности сотрудника
ожиданиям сотрудника
среднеотраслевому уровню
вознаграждению за предыдущую работу
2. Как обеспечить эффективную интеграцию нового сотрудника в организацию:
достоверная и полная предварительная информация об организации и подразделении, где предстоит работнику трудиться
использование испытательного срока для новичка
регулярные собеседования новичка с руководителем его подразделения и представителем кадровой службы
введение в должность
все вместе
3. Выделите ключевой элемент адаптации
знакомство непосредственно с рабочим местом
знакомство с предприятием
опыт работы
налаживание внешних коммуникаций
снижение конфликтности
4. Какие виды адаптации выделяют ученые?
первичная, вторичная, функциональная
устойчивая, неустойчивая, прогрессирующая
скрытая, явная, фрикционная
профессиональная, психофизическая, социально-психологическая
экономическая, социальная, политическая
5. Какой из ниже перечисленных видов адаптации относят к вторичной адаптации?
санитарно-гигиеническая адаптация
экономическая
социально-психологическая
организационно-административная
прогрессирующая
6. Какой из перечисленных пунктов является особенно важным для эффективной работы руководителя?
выбор стиля управления, приемлемого для данной организации
сокращение управленческого штата на предприятии
способность менеджера к творческой инициативе
приспособление под требования подчиненных
дружелюбное отношение к подчиненным
7. Новый сотрудник приходит в отдел, где все работники давно знают друг друга и привыкли работать в команде. Они не стремятся общаться с новичком, предпочитая сначала к нему присмотреться. С Вашей точки зрения, как должен поступить руководитель в подобной ситуации?
назначить одного из сотрудников наставником новичка и попросить помочь адаптироваться
опекать новичка, контролировать его действия и защищать от критики других сотрудников
не вмешиваться в процесс адаптации, чтобы новичок сам решал свои проблемы
заставить работников признать новичка
изолировать нового сотрудника во избежание негативных последствий
8. Один из кандидатов на вакантную должность получил хорошее образование, мотивирован на работу в вашей компании и умеет легко находить общий язык с людьми. Но у него отсутствует опыт работы в аналогичной должности. На Ваш взгляд, следует:
отказать ему в приеме на работу
принять с испытательным сроком
принять без испытательного срока
принять, но с более низким жалованием
порекомендовать обратиться через год – после обретения опыта
9. Организационно — административная адаптация позволяет работнику:
ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией
ознакомиться с особенностями организационного механизма управления, местом своего подразделения в организационной структуре
включиться в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями
ознакомиться с новыми требованиями трудовой, производственной и технологической дисциплины
ознакомиться с правовой стороной деятельности организации
10. По результатам исследований, полная адаптация работника в коллективе завершается, как правило, по окончании:
первого года работы
двух лет работы
трех лет работы
пяти лет работы
десяти лет работы
11. Приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности – это:
первичная адаптация
вторичная адаптация
второстепенная
факторная
регрессивная
12. С какого процесса начинается адаптация работника в коллективе?
приспособления
ориентации
идентификации
стереотипизации
аккредитации
13. Чем характеризуется полная адаптация?
сочетанием профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также планирования карьеры персонала организации
сочетанием высокого уровня овладения специальностью, полного освоения порученной работы с устойчивым положительным отношением к специальности (прочным намерением продолжить работу по ней) и достаточно высокой степенью удовлетворенности взаимоотношениями в группе и своей позицией в коллективе
сочетанием мер по профинформации, профконсультированию, профподбору и профадаптации, которые помогают человеку выбрать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям
признанием новичка другими сотрудниками
снижением трудовой мотивации
14. Что относится к социально-психологическим процессам в коллективе?
планирование человеческих ресурсов, стимулирование труда, прогнозирование, управление карьерой
обучение, аттестация, оценка потенциала, развитие способностей и навыков
адаптация, коммуникация, идентификация, интеграция
планирование карьеры, обучение, стажировки
материальное стимулирование труда – повышение зарплаты, премирование
15. Что способствует уменьшению стрессовых ситуаций руководителя?
правильная организация труда
демократический стиль руководства
возраст менеджера
пол менеджера
увеличение функциональных обязанностей и ответственности
Психология коллектива
Хороший руководитель понимает важность благополучных отношений в коллективе сотрудников, ведь именно комфортная рабочая обстановка и отсутствие конфликтов влияют на эффективность производственного процесса в компании.
Каждый работник имеет свой, порой не самый простой, характер, особенности поведения, стремления и желания. Поэтому так полезно понимать основы психологии отношений в коллективе и научиться внедрять психологические методы для создания атмосферы взаимопонимания между сотрудниками в коллективе.
Что такое социальная психология?
Социальная психология – это психологический раздел, который изучает особенности поведения и общения личности в обществе или в группе, ее восприятие других, а также влияние членов группы друг на друга. Работа для многих людей является «вторым домом», большинство именно в трудовом коллективе проводят большую часть времени, поэтому организация взаимодействия личности в коллективе имеет такое большое значение.
С детства мы учимся общаться в коллективе – сначала в детском саду, потом в школе, в университете, на работе. Каждый из нас проходит процесс приспособления к коллективу, но не всем удается легко найти общий язык с новыми людьми. Не секрет, что многие взрослые люди, которым не удалось прижиться в коллективе, способны по этой причине даже уйти с работы.
Рабочий коллектив – это социальная среда, в которой взаимодействует множество разных людей с разными способностями и взглядами на жизнь, воспитанием и целями. Но всем им приходится находиться вместе и принимать общие решения, ведь от этого будет зависеть успех организации, в которой они работают.
Простой пример: когда в коллектив приходит новый человек, реакция бывалых сотрудников, с большой вероятностью, будет неоднозначной – они напрягутся, но и будут проявлять любопытство, оценивать и изучать незнакомого человека. Кому-то в итоге новичок придется по душе, а кого-то может раздражать. В обоих случаях с присутствием на работе нового сотрудника придется смириться, чтобы не снизить эффективность рабочего процесса.
Что относится к социально психологическим процессам в коллективе
Вопросы по теме:
АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
1. В чем заключается социально-психологический аспект адаптации?
А) приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам
Б) приспособление к относительно новому социуму
В) усвоение роли и организационного статуса рабочего места в структуре организации
2. Выделите ключевой элемент адаптации
А) знакомство непосредственно с рабочим местом
Б) знакомство с предприятием
В) опыт работы
3. Для ускорения процесса адаптации нового сотрудника необходимо:
А) позволить ему самостоятельно во всем разобраться
Б) познакомить его со спецификой организации и с сотрудниками
В) постоянно контролировать его работу и давать оценки и советы
4. Какие виды адаптации выделяют ученые?
А) первичная, вторичная, функциональная
Б) устойчивая, неустойчивая, прогрессирующая
В) скрытая, явная, фрикционная
Г) профессиональная, психофизическая, социально-психологическая
Д) экономическая, социальная, политическая
5. Какие два направления адаптации выделяют в управлении персоналом?
А) первичная, вторичная
Б) функциональная, структурная
В) основная, вспомогательная
Г) внешняя, внутренняя
Д) явная, скрытая
6. Какой из ниже перечисленных видов адаптации относят к вторичной адаптации?
А) санитарно-гигиеническая адаптация
Б) экономическая
В) социально-психологическая
Г) организационно-административная
7. Какой из перечисленных пунктов является необходимым условием организации коллектива и существенным фактором организационно-административной адаптации?
А) настроение коллектива
Б) традиции коллектива
В) морально-психологический климат
8. Какой из перечисленных пунктов является особенно важным для эффективной работы руководителя?
А) выбор стиля управления, приемлемого для данной организации
Б) сокращение управленческого штата на предприятии
В) способность менеджера к творческой инициативе
10. Новый сотрудник приходит в отдел, где все работники давно знают друг друга и привыкли работать в команде. Они не стремятся общаться с новичком, предпочитая сначала к нему присмотреться. С Вашей точки зрения, как должен поступить руководитель в подобной ситуации?
А) назначить одного из сотрудников наставником новичка и попросить помочь адаптироваться
Б) опекать новичка, контролировать его действия и защищать от критики других сотрудников
В) не вмешиваться в процесс адаптации, чтобы новичок сам решал свои проблемы
12. Один из кандидатов на вакантную должность получил хорошее образование, мотивирован на работу в вашей компании и умеет легко находить общий язык с людьми. Но у него отсутствует опыт работы в аналогичной должности. На Ваш взгляд, следует:
А) отказать ему в приеме на работу
Б) принять с испытательным сроком
В) принять без испытательного срока
13. Определите одну из стадий адаптации:
А) ассимиляция
Б) выплата заработной платы
В) «акклиматизация»
15. Период адаптации к новым обязанностям:
А) более продолжителен в случае привлечения с помощью внутренних источников найма
Б) более продолжителен в случае привлечения с помощью внешних источников найма
В) примерно одинаков по продолжительности для всех и не зависит от источников привлечения персонала
16. По результатам исследований, полная адаптация работника в коллективе завершается, как правило, по окончании:
А) первого года работы
Б) двух лет работы
В) трех лет работы
17. Под профессиональной адаптацией обычно понимают:
А) приобретение навыков, освоение новых приемов в выполнении работы
Б) освоение правил и норм взаимоотношений в коллективе
В) привыкание к новым условиям труда
18. Приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности – это:
А) первичная адаптация
Б) вторичная адаптация
19. Психофизиологическая адаптация характеризует:
А) приспособление работника к относительно новому социуму, нормам поведения; налаживание контактов
Б) приобретение или доработку трудовых способностей (профессиональных знаний, навыков), изучение технологического процесса
В) приспособление к новым физическим и психологически нагрузкам, условиям труда
Г) усвоение роли или организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре, понимание механизма управления
Д) обсуждение новейших разработок и определение приоритетных направлений развития персонала, исходя из целей и задач инновации
20. С какого процесса начинается адаптация работника в коллективе?
А) приспособления
Б) ориентации
В) идентификации
21. С какого этапа должен начинаться процесс адаптации работника в коллективе?
А) с процесса ориентации, ознакомления
Б) с процесса ассимиляции
В) с процесса приспособления
22. Чем характеризуется полная адаптация?
А) сочетанием профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также планирования карьеры персонала организации
Б) сочетанием высокого уровня овладения специальностью, полного освоения порученной работы с устойчивым положительным отношением к специальности (прочным намерением продолжить работу по ней) и достаточно высокой степенью удовлетворенности взаимоотношениями в группе и своей позицией в коллективе
В) сочетанием мер по профинформации, профконсультированию, профподбору и профадаптации, которые помогают человеку выбрать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям
23. Что относится к социально-психологическим процессам в коллективе?
А) планирование человеческих ресурсов, стимулирование труда, прогнозирование, управление карьерой
Б) обучение, аттестация, оценка потенциала, развитие способностей и навыков
В) адаптация, коммуникация, идентификация, интеграция
24. Что подразумевается под процессом ориентации сотрудника?
А) получение сотрудником информации об организации, где он начинает работать
Б) возможность работника выбрать организацию, где он хотел бы работать
В) выбор учебного заведения, где работник хотел бы пройти профессиональную подготовку
25. Что способствует уменьшению стрессовых ситуаций руководителя?
А) правильная организация труда
Б) демократический стиль руководства
В) возраст менеджера
26. Ядро любого коллектива составляют:
А) безразличные работники
Б) частично идентифицированные
В) полностью идентифицированные
Социально-психологические процессы в малых группах
Социально-психологические процессы и явления в малых группах— понятие собирательное. Оно служит для обозначения разнообразных форм существования группового сознания (психики), социально-психологического поведения и проявления членами группы своей индивидуальности (лидерство, подчинение, стиль общения, самоутверждения и др.), механизмов взаимодействия людей и воздействия на них группового и общественного сознания (психическое заражение, подражание, внушение, убеждение, принуждение и др.).
Функции социально-психологических феноменовразнообразны. Одни преимущественно осуществляют целеполагание группового поведения, деятельности группы (групповые потребности, интересы, установки), другие — главным образом выполняют функцию побуждения (настроения, мнения, традиции и др.). Социальные привычки, навыки групповых действий, обычаи, ритуалы преимущественно обеспечивают исполнение действий, поведение членов группы. В целом социально-психологические феномены выполняют и функцию познания действительности и ориентирования в ней.
Существуют разные подходы к выделению феноменов групповой психики и их классификации.
По влиянию на сплочение данной группы, на тенденции ее развития социально-психологические процессы и явления разделяют на интегрирующие социальную группу, способствующие ее сплочению, единению (общие потребности, интересы, цели, мнения, суждения, настроения, традиции и т.п.) и приводящие к дифференциации социальной группы (лидерство, самоутверждение, конфликты и т.п.).
По степени устойчивости различают статические, динамические и статико-динамические социально-психологические процессы и явления.
По влиянию на деятельность социальной группы и ее членов: побудительные и исполнительные процессы и явления.
По тому, кто выступает носителем групповых процессов и явлений, различают:
а) массовидные социально-психологические процессы и явления, характеризующие группу в целом (общие для группы потребности, интересы, мнения, настроение, паника, мода, морально-психологическая атмосфера и др.);
б) процессы и явления, характеризующие социально-психологические особенности поведения личности в социальной группе (самоутверждение, лидерство, подчинение, сотрудничество, конформизм, нонконформизм, эмпатийность, ригоризм и т.п.);
в) социально-психологические процессы и явления, характеризующие взаимодействие людей в социальной группе (социальная перцепция, взаимопонимание, аттракция, состязательность, конфликтность и др.).
г) социально-психологические процессы и явления, выступающие формой существования группового сознания, психики, и социально-психологические процессы и явления, которые как бы нейтральны по отношению к содержанию и направленности групповой психики: убеждение, внушение, психическое заражение, подражание, принуждение, групповое мышление и др. Все это социально-психологические механизмы взаимовлияния людей в группе.
Что же касается специфики психики социальной группы, коллектива, то она определяется в первую очередь ее группообразующими признаками: для группы подростков — подростковый возраст, спортивного коллектива — вид спортивной деятельности, студенческой группы — учебная деятельность и возраст, этнической группы — общность этнических признаков, политической организации — организационно-идеологической основы, воинского коллектива — воинская деятельность и ее специфика (военно-морской флот, авиация, сухопутные войска, артиллерия и т. п.).
Коллектив— это контактная общность людей, объединенных единством общественно полезной деятельности, организации и коллективистической психологии.
Основные признаки социальной группы, дающие основание считать ее коллективом:
1) общественно полезная цель деятельности людей данной общности;
2) контактность (как непосредственная, так и опосредованная);
3) наличие организации, субординации отношений, единого и авторитетного для всех членов группы руководства;
4) определенный уровень развития коллективистической психологии — психологии взаимного понимания, сотрудничества, помощи, поддержки и взаимной требовательности, ответственности.
Во многих видах современной профессиональной деятельности коллектив становится основным ее субъектом. Особенно это относится к использованию современной техники, многим видам спортивной, воинской и другой деятельности.
Коллектив выступает своеобразным социальным и социально-психологическим полем, полигоном для соответствующей самореализации и самоутверждения личности, удовлетворения многих значимых для нее потребностей.
Коллективу присущи общие психологические черты (параметры), к числу которых в первую очередь относятся:
· достаточный уровень профессиональной подготовленности, сработанности, слаженности совместных действий;
· нравственная воспитанность, проявляющаяся в подлинно коллективистических взаимоотношениях членов коллектива;
· высокая организованность, дисциплинированность, управляемость социальной группы;
· достаточный уровень политической, правовой, в целом социальной зрелости членов коллектива;
· морально-психологический климат, создающий для каждого члена коллектива ощущение личной свободы, защищенности, уверенности, психологической комфортности.
При вхождении молодого сотрудника в трудовой коллектив характер и успешность разрешения возникающих проблем во многом зависят от того, как он настроен на принятие сложившихся в коллективе норм, правил, ценностей, как проявляет себя (активно или пассивно), какова мотивация его профессиональной деятельности.