что относится к социальной компетенции

Доклад «Формирование социальных компетенций»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Государственное бюджетное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Петровский детский дом

Ишимбайский район Республика Башкортостан

«Формирование социальных компетенций на основе

участия несовершеннолетних в социально- значимой деятельности»

2 группы Базулина Н.Н.

С. Петровское, 2016 год

Формирование социальных компетенций на основе

участия несовершеннолетних в социально- значимой деятельности

Социальная компетенция это – умение и желание взаимодействовать с другими, уверенность в своих силах, а также умение помочь другому человеку поддержать общение, поставить себя на его место и способность справиться с ситуациями, возникающими в процессе непонимания при общении.

Социальная компетенция опирается на присвоенные социальные ценности и развитые личностные ориентации, поэтому формирование социальной компетентности связано с формированием социальной идентичности личности, заключающейся в соотнесении себя с теми группами и общностями, которые он воспринимает как свои (семья, религия, этнос, профессия). Потребность человека в самоопределении, стремление к самоутверждению, самосовершенствованию требуют социальной и педагогической поддержки. Вследствие этого возникает необходимость поиска средств и способов целенаправленной подготовки учащихся к вхождению в изменяющуюся социальную среду, развития социальной компетенции учащихся для успешной интеграции в социуме.

Одним из действенных способов для развития социальной компетенции является социально-значимая деятельность.

Социально-значимая деятельность это совокупность действий субъектов образовательного процесса, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке и закрепляющим у детей социальные знания, навыки, социальный опыт и социальные роли. Социально-значимая деятельность является одним из приоритетных направлений воспитательной работы, направлена на организацию занятости несовершеннолетних Социально-значимая деятельность основана на следующих принципах:

— учет интересов и возрастных особенностей;

— единство воспитательной и оздоровительной работы;

— многоролевой характер деятельности;

— развитие и сохранение традиций;

— творческая инициатива и самостоятельность.

— приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий;

— формирование представлений несовершеннолетних о возможностях современных социальных технологий.

2. Социально-значимая деятельность в детском доме начинается с маленьких шагов. С дежурства по группе, с помощи на приусадебном участке. Воспитанники группы всегда принимают участие во всех трудовых мероприятиях детского дома. С большим желанием посещают занятия инструкторов по труду, где приобретают такие полезные навыки – как держать в руках гвозди, швейные принадлежности, пользоваться инструментами – что очень важно для наших мальчиков. Слайды

На участке и клумбах дети учатся работать на земле, видят, как выращиваются овощи и фрукты- весь процесс от маленького зернышка до урожая.(Слайды).

Мы никогда не остаемся в стороне от экологических субботников, принимаем в них активное участие. Дружно трудимся на очистке территории детского дома и улиц села от мусора.(Слайды)

Каждый год воспитанники группы со старанием и любовью готовят памятные подарки ко Дню старшего поколения. Мы разносим пригласительные на концерт для бывших сотрудников детского дома, а ныне пенсионеров, а они встречают нас с огромной радостью от того, что мы их помним и ждем. Это большой урок для детей в плане почитания и сохранения традиций, уважения к старшим.(Слайды)

Результаты осуществления социально – значимой деятельности:

Воспитанники группы удовлетворены результатами своей работы и хотели бы в продолжить свою деятельность.

​ Оценивая работу социально – значимой деятельности, следует отметить, что дети стали более обязательны, ответственны, аккуратны; отношения детей в коллективе стали добрее и мягче.

Организация данной деятельности способствовало объединению воспитанников, повысило стремление и желание самостоятельно заниматься любимым делом для дальнейшего развития способностей.

Источник

Научная электронная библиотека

что относится к социальной компетенции. Смотреть фото что относится к социальной компетенции. Смотреть картинку что относится к социальной компетенции. Картинка про что относится к социальной компетенции. Фото что относится к социальной компетенции

1.2. Социальная компетентность личности

О внепрофессиональном содержании компетентности логично говорить с позиций ключевых компетенций (компетентностей), являющихся предметом исследования мирового научного сообщества.

На международном уровне проблема компетентности находит свое отражение в материалах ЮНЕСКО, где очерчивается круг компетенций, которые уже должны рассматриваться всеми как желаемый результат образования. В частности, в докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор определил основные, глобальные компетентности, сформулировав «»четыре столпа», на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» [49, с. 37]. О глобальности заявленных целеориентиров свидетельствует, в частности, такая формулировка, данная Жаком Делором: «научиться делать, с тем чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе» [49, с. 37].

В 1996 году на симпозиуме в Берне по программе Совета Европы заговорили о категории «ключевые компетенции», которые И.А.Зимняя определила как наиболее общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе [57].

В. Хутмахер приводит принятое Советом Европы содержание пяти ключевых компетенций. Это :

— политические и социальные компетенции: способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, ненасильственно разрешать конфликты, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;

— компетенции, относящиеся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией, в том числе (обязательно!), иноязычной;

— компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества: владение новыми информационными технологиями, понимание способов их применения, слабых и сильных сторон, способность к критическому суждению в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой;

— компетенции, связанные с развитием «самости»: способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни» [163, с.38].

Авторы концепции модернизации российского образования определяют ключевые компетенции (компетентности) через следующие признаки: многофункциональность (позволяют решать разные задачи из одного поля), креативность (позволяют решать сложные неалгоритмизированные задачи), надпредметность и междисциплинарность (переносимы на разные области деятельности, обеспечивают экстраполяцию знаний, умений и способностей), многомерность (реализуются на разных уровнях: от элементарного до глубокого), требуют значительного интеллектуального развития и включения морально-волевых и эмоциональных качеств [31, 34, 141], придавая им статус необходимого для жизнедеятельности любого культурного человека. Ключевая компетентность, как свидетельство овладения ключевыми компетенциями, согласно проекту «Определение и отбор ключевых компетентностей», выражается в следующем: способность к рефлексии, интерактивное использование средств, участие в работе неоднородных групп, критичность мышления, способность к решению задач [141].

В контексте вопроса о ключевых (базовых) компетенциях/компетентностях следует остановиться на модели, разработанной и принятой в рамках программы TUNING («Настройка образовательных структур»), участниками которой были более 100 университетов из 16 стран, подписавших Болонскую декларацию. Данная модель включает несколько групп компетенций, объединенных в два блока: общие и специальные (профессиональные) компетенции. Группы общих компетенций соотносимы с охарактеризованными выше ключевыми компетенциями и содержат следующие подгруппы:

Сравнивая содержание указанных групп компетенций с ключевыми компетенциями, принятыми Советом Европы, видно, что последние, по сути, задают сферу реализации инструментальных, межличностных и системных компетенций, которые, в свою очередь, конкретизируют несколько абстрактные ключевые компетенции, предоставляя возможность для организации процесса овладения ими, технологизации данного процесса.

Учитывая вышеприведенные мнения относительно ключевых компетенций, мы предлагаем свой «список», в котором компетенции определены относительно области социальной действительности, в которой они развиваются. При полноценном освоении всего их спектра формируется социальная компетентность личности. Собственно термин «компетенция» мы в данном случае не используем.

К составляющим социальной компетентности мы относим следующие:

Итак, социальная компетентность содержательно представлена совокупностью политической и социально-экономической, социально-коммуникативной, поликультурной, информационно-инструментальной и индивидуально-личностной компетентностей. В качестве психолого-ориентированных структурных компонентов мы выделяем; знания и умения (когнитивный компонент), характеристики мышления (интеллектуальный компонент), опыт поведения, деятельности, общения (деятельностно-поведенческий компонент) (рис 1).

что относится к социальной компетенции. Смотреть фото что относится к социальной компетенции. Смотреть картинку что относится к социальной компетенции. Картинка про что относится к социальной компетенции. Фото что относится к социальной компетенции

Рис. 1. Структура социальной компетентности специалиста

Источник

Социальная компетентность

Полезное

Смотреть что такое «Социальная компетентность» в других словарях:

Социальная компетентность — степень подготовленности педагога к профессионально педагогической деятельности в сфере общения с детьми и их родителями, коллегами и руководителями, представителями различных организаций и общественности. Социальная компетентность проявляется… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Социальная компетентность: структура и методы изучения — Структура социальной компетентности (С. к.) включает коммуникативную и вербальную компетентность, социально психол. компетентность и межличностную ориентацию, эго компетентность и собств. С. к. (оперативную компетентность). Предложена след.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Компетентность социальная — сложное образование, под к рым понимают: степень адекватности и эффективности реагирования на проблемные жизненные ситуации, достижение реальных целей в особом социальном контексте, использование подходящих для этого методов и позитивное развитие … Психология общения. Энциклопедический словарь

Компетентность руководителя в общении — Термин «компетентность» некоторые юристы считают чисто юридическим, однако, в психологических и социальных науках за последние 10 лет он получил специфическое содержание как психологическая, социальная, социально психологическая, коммуникативная … Энциклопедия современной юридической психологии

Компетентность психологическая — субъекта как психол. феномен многие десятилетия была предметом исследования отеч. и зарубеж. психологов, работающих в рамках разл. направлений и концептуальных схем. Психол. компетентность по разному понимается разными авторами, начиная с суммы… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Социальная работа — Социальная работа профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет… … Википедия

Компетентность коммуникативная — сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психол. знания в области О., свойства личности, психол. состояния, сопровождающие процесс О. В совр. зарубеж. психологии выделяется ряд подходов к изучению… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Компетентность — (лат. – надлежащий, способный) – уровень квалификации и профессионализма специалиста, в профессиональном становлении занимающий место между уровнями исполнительским и совершенством. Компетентность выражается в расширении собственно… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Коммуникативная компетентность — Коммуникативная компетентность это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в… … Википедия

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ — – способность молодого человека эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав С. п.к. входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и… … Терминологический ювенологический словарь

Источник

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ» в других словарях:

социальная компетенция — socialinė kompetencija statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Gebėjimas draugiškai sugyventi su savo bendraamžiais ir kitais asmenimis, jų grupėmis, sudaryti patenkinamus ir sėkmingus ilgalaikius tarpusavio ryšius. Šios… … Sporto terminų žodynas

КОМПЕТЕНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — КОМПЕТЕНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ. См. социальная компетенция … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Компетенция социальная — социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

КОМПЕТЕНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — – соц. навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Термин соц. педагогики … Педагогический словарь

коммуникативная компетенция — ед. В теории речевой коммуникации: совокупность личностных свойств и возможностей, а также языковых и внеязыковых знаний и умений, обеспечивающих коммуникативную деятельность человека. Структура к. к. соотносительна со структурой языковой… … Учебный словарь стилистических терминов

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — аккультурация, бикультурность, диалог культур, диаспора, картина мира, коммуникативная неудача, коммуникативное пространство, коммуникативные барьеры, компетенция лингвострановедческая, компетенция социальная, компетенция социокультурная,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Цели и задачи обучения — активное владение языком, владение языком, владение языком активное, воспитательная цель обучения, вторичная языковая личность, грамматическая компетенция, задачи обучения, коммуникативная задача, коммуникативная компетенция, коммуникативная… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

МЕТОД ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ — Метод Integrated Psychological Therapy (IPT) разработан группой ученых в психиатрическом госпитале г. Берна (Швейцария) в начале 1990 х гг. Наиболее крупный вклад в его создание внесли Бреннер (Brenner Н.), Родер (Roder V.), Ходель (Hodel … Психотерапевтическая энциклопедия

social competence — socialinė kompetencija statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Gebėjimas draugiškai sugyventi su savo bendraamžiais ir kitais asmenimis, jų grupėmis, sudaryti patenkinamus ir sėkmingus ilgalaikius tarpusavio ryšius. Šios… … Sporto terminų žodynas

socialinė kompetencija — statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Gebėjimas draugiškai sugyventi su savo bendraamžiais ir kitais asmenimis, jų grupėmis, sudaryti patenkinamus ir sėkmingus ilgalaikius tarpusavio ryšius. Šios kompetencijos dalis yra noras ir… … Sporto terminų žodynas

Источник

Социальная компетентность

что относится к социальной компетенции. Смотреть фото что относится к социальной компетенции. Смотреть картинку что относится к социальной компетенции. Картинка про что относится к социальной компетенции. Фото что относится к социальной компетенции что относится к социальной компетенции. Смотреть фото что относится к социальной компетенции. Смотреть картинку что относится к социальной компетенции. Картинка про что относится к социальной компетенции. Фото что относится к социальной компетенции что относится к социальной компетенции. Смотреть фото что относится к социальной компетенции. Смотреть картинку что относится к социальной компетенции. Картинка про что относится к социальной компетенции. Фото что относится к социальной компетенции что относится к социальной компетенции. Смотреть фото что относится к социальной компетенции. Смотреть картинку что относится к социальной компетенции. Картинка про что относится к социальной компетенции. Фото что относится к социальной компетенции

что относится к социальной компетенции. Смотреть фото что относится к социальной компетенции. Смотреть картинку что относится к социальной компетенции. Картинка про что относится к социальной компетенции. Фото что относится к социальной компетенции

что относится к социальной компетенции. Смотреть фото что относится к социальной компетенции. Смотреть картинку что относится к социальной компетенции. Картинка про что относится к социальной компетенции. Фото что относится к социальной компетенции

система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств.

В работе Е. В. Коблянской, выполненной в Санкт-Петербургском университете в 1995 году, социальная компетентность рассматривается как адаптационное явление, основой которого служит социально-психологическая подготовленность и коммуникативная компетентность.

Социальная компетентность, по мнению автора, – это «умение выбрать социальные ориентиры и умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами» (Коблянская, 1995, с. 8).

Нам представляется, что в самом общем виде социальную компетентность можно представить как знания о социальном мире и о себе, своем месте в этом мире, способы поведения и поведенческие сценарии, облегчающие социальное взаимодействие, основные функции которых социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта. В. Н. Куницыной предложено следующее определение социальной компетентности. Социальная компетентность – система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств.

Социальная компетентность – операциональное понятие, которое имеет временные, исторические рамки. Залогом успешного функционирования человека в изменяющихся социальных обстоятельствах является выработка поведенческих сценариев, отвечающих новой социальной действительности и ожидаемых партнерами по взаимодействию. Основные функции социальной компетентности – социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта.

Структура социальной компетентности включает коммуникативную и вербальную компетентность, социально-психологическую компетентность и межличностную ориентацию, эго-компетентность и собственно социальную компетентность (оперативную компетентность).

На основании немногочисленной зарубежной и отечественной литературы, собственных исследований предлагается следующая структура социальной компетентности:

Вербальная и коммуникативная компетентность выступают в единстве, обусловливая лучшую приспособленность к трудным ситуациям.

что относится к социальной компетенции. Смотреть фото что относится к социальной компетенции. Смотреть картинку что относится к социальной компетенции. Картинка про что относится к социальной компетенции. Фото что относится к социальной компетенции

М. В. Осорина, указывая на защитный смысл отговорок, используемых детьми, которых упорно дразнят, замечает: «Детский фольклор дает ребенку коммуникативные клише, которые могут быть успешно использованы в трудных ситуациях общения». И далее: «Если рассматривать детский фольклор с коммуникативной точки зрения, то он предстает как система, обладающая сформированными механизмами естественного обучения коммуникативным умениям и дающая ребенку возможность в рамках детской субкультуры готовиться к выходу во взрослый мир». Чем старше становится ребенок, тем более изобретательными становятся эти клише: отговорки заменяются на остроты, гибкие и замысловатые тексты (Осорина, 1985, с.60-63).

На основании разработанной концепции социальной компетентности была создана методика КОСКОМ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *