что относится к специфическим признакам спортивных правоотношений

1.4. Спортивные правоотношения. Виды субъектов спортивных правоотношений

В процессе физкультурно-спортивной деятельности возникают разнообразные общественные отношения. Спортивные правоотношения следует рассматривать как волевые, урегулированные нормами спортивного права и охраняемые государством общественные отношения. Они возникают между субъектами физической культуры и спорта в процессе осуществления физкультурно-спортивной деятельности, включающей физическое воспитание дошкольников и учащихся образовательных учреждений, профессионально-прикладную физическую подготовку, массовый спорт, профессиональный спорт, спортивную промышленность и т. д.

Характеризуя спортивные правоотношения, следует очертить ряд их специфических признаков:

1) наличие специального субъекта – участника физкультурно-спортивной деятельности;

2) наличие специальных объектов – физическая культура и физическое воспитание, профессиональный и любительский спорт, имидж спортивной организации, способности и авторитет человека (выдающиеся личности в сфере спорта и т. д.), спортивная промышленность, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения;

3) реализация через спортивные правоотношения государственной политики в области физической культуры и спорта;

4) особенность порядка и способов защиты прав участников физкультурно-спортивной деятельности;

5) связь спортивных правоотношений с требованиями спортивной этики.

Специфика взаимодействия субъекта спортивной деятельности с другими ее элементами обусловливает необходимость единого регулирования как по горизонтали, так и по вертикали. Для того чтобы глубже понять категорию спортивного правоотношения, его следует проанализировать не только как единое целое, но и как структуру, состоящую из трех необходимых элементов – субъекта, объекта и содержания спортивного правоотношения.

Субъектами спортивных правоотношений являются носители предусмотренных спортивным законодательством прав и обязанностей. В спортивных правоотношениях могут участвовать белорусские и иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства. Кроме того, в регулируемых спортивным законодательством отношениях может участвовать Республика Беларусь в лице соответствующих государственных и местных органов власти. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Беларусь пользуются правами в сфере физической культуры и спорта наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь.

Субъектный состав спортивных правоотношений можно дифференцировать на следующие группы:

1) спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основе в образовательных учреждениях и иных организациях независимо от форм собственности по месту жительства граждан;

2) детско-юношеские спортивные школы, клубы физической подготовки, спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки, находящиеся в ведении государственных органов в области физической культуры и спорта, образования;

3) учреждения образования и научные организации в области физической культуры и спорта;

4) профессиональные спортсмены и спортсмены-любители;

5) болельщики спортивных команд и спортсменов;

6) потребители, приобретающие физкультурно-оздоровительную и спортивную продукцию;

7) предприятия спортивной промышленности (юридические лица и индивидуальные предприниматели, производящие физкультурно-оздоровительную, спортивную и туристскую продукцию для реализации);

8) посредники по сбыту спортивной продукции (дистрибьюторы, дилеры, маклеры, спортивные агенты и т. п.);

9) маркетинговые фирмы, т. е. организации, специализирующиеся на выполнении функций по спортивному маркетингу;

10) средства массовой информации, участвующие в пропаганде физической культуры и спорта, рекламе спортивной продукции (телекомпании, информационные агентства, редакции различных изданий);

11) национальные федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта;

12) Олимпийский комитет, Паралимпийский комитет;

13) органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта, местные органы управления и самоуправления.

Под объектом спортивного правоотношения следует понимать то благо, по поводу которого оно возникает и относительно которого существует субъективное право и вменяющаяся ему юридическая обязанность. В зависимости от характера и видов спортивных правоотношений объектами могут выступать:

1) материальные блага, участвующие в физкультурно-спортивном обороте (физкультурно-оздоровительные, спортивные и туристские товары (услуги), физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения);

2) нематериальные блага, связанные с физической культурой и спортом (деловая репутация спортсмена или спортивной команды, фирменное наименование спортивной организации, товарные знаки и знаки обслуживания, телевизионные права на спортивные мероприятия);

3) действия субъектов спортивного права в различных сферах, физкультурно-спортивные работы и услуги, их результаты;

4) продукты интеллектуальной деятельности, входящие в сферу физической культуры и спорта, в том числе исключительные права на них;

5) спортивная информация;

6) способности и имидж спортсмена (спортивной команды);

7) спортивная промышленность.

Под содержанием спортивного правоотношения следует понимать составляющие его субъективные права и обязанности, представляющие меру возможного и должного поведения.

В зависимости от структуры межсубъектной связи и степени определенности субъектов спортивные правоотношения классифицируются на относительные и абсолютные.

В относительных правоотношениях уполномоченному лицу противостоят как обязанные строго определенные лица. В абсолютных правоотношениях уполномоченному лицу противостоит неопределенное число лиц с пассивной обязанностью не препятствовать уполномоченному лицу в осуществлении права. Примером абсолютных спортивных правоотношений являются правоотношения по ведению спортивной организацией маркетинговой деятельности. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью осуществлять маркетинговую деятельность данным субъектом и не мешать ее реализации. В том случае, если участник спортивного маркетинга нарушает установленный законодательством порядок, абсолютное правоотношение преобразуется в относительное, где спортивная организация получает право устранить незаконное нарушение ее права либо обязана по требованию уполномоченного субъекта прекратить нарушение законодательства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Спортивные правоотношения

В процессе физкультурно-спортивной деятельности субъекты права вступают в разнообразные общественные отношения. Правовые нормы, содержащиеся в различных нормативно-правовых актах, призваны регулировать спортивные правоотношения – волевые, урегулированные нормами спортивного права и находящиеся под охраной государства общественные отношения. Они возникают между субъектами ФКиС в процессе физкультурно-спортивной деятельности, которая очень многообразная и включает:

– физическое воспитание дошкольников и учащихся различных образовательных учреждений;

– физическую подготовку военнослужащих;

– профессионально-прикладную физическую подготовку (МЧС, Пожарнад-зор и др.);

– спортивные способы рекреации и реабилитации;

– спортивную промышленность и т.д.

Спортивные правоотношения возникают в следствии воздействия государства на других субъектов ФКиС, которые выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей. Специфика предмета регулирования (ФКиС) обуславливает специфику правового регулирования, которая отражается на спортивных правоотношениях. Эта специфика состоит в том, что спортивное правоотношение находится на стыке публичного и частного права, в нем отражается взаимодействие правовой надстройки и экономического базиса общества.

Можно выделить и конкретизировать специфические признаки спортивных правоотношений:

1) наличие специфического субъекта – участника физкультурно-спортивной деятельности;

2) наличие специальных объектов, к которым следует отнести:

– имидж спортивной организации,

– способности и авторитет человека (выдающиеся личности в сфере спорта и т.д.),

– физкультурно-оздоровительные, спортивные, спортивно-технические сооружения;

3) опосредованность через спортивные правоотношения государственной политики в области ФКиС, что предполагает прямое или косвенное участие государства в данных правоотношениях;

4) особенность порядка и способов защиты прав участников физкультурно-спортивной деятельности (в случае нарушения прав субъекты используют главным образом, судебную защиту посредством спортивного арбитража);

5) тесная связь спортивных правоотношений с требованиями спортивной этики (социальные нормы и правила спортивной этики, а также меры социальной и этической ответственности).

Специфика взаимоотношений субъекта ФКиС с другими участниками в сфере физического воспитания, в профессиональном или любительском спорте, в спортивной промышленности обуславливает необходимость единого регулирования, как по горизонтали, так и по вертикали.

Горизонтальные отношенияскладываются вне какого-либо власти-подчинения:

– это сбыт физкультурно-оздоровительных и спортивных товаров (услуг) субъектами спортивного предпринимательства (имидж-клуб «Светлана»).

По вертикали – между государством и другими субъектами ФКиС (например, между органом по сертификации и предприятием-производителем спортивных изделий и техники).

Рассмотрев специфику спортивного правоотношения в целом, перейдем к анализу его структуры, состоящей из трех элементов:

1 Субъекты спортивных правоотношений– это носители предусмотрен-ных законодательством прав и обязанностей.

Субъекты в ФКиС весьма многообразны:

– это российские и иностранные граждане, апатриды;

Субъектный состав спортивных правоотношений можно дифференцировать на группы:

1) спортивные клубы, коллективы физической культуры в образовательных учреждениях, других организациях и по месту жительства граждан;

2) технические школы ДЮСШ, ДЮКФК, ДЮСТШ, СДЮШОР, УОР, ШВСМ, центры олимпийской подготовки;

3) образовательные учреждения и научные организации в области ФКиС всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм;

4) профессиональные спортсмены и спортсмены-любители;

5) болельщики спортивных команд и спортсменов;

6) потребители (покупатели, клиенты), приобретающие физкультурно-оздоровительную и спортивную продукцию;

7) предприятия спортивной промышленности (юридические лица и индивидуальные предприниматели, производящие физкультурно-спортивную продукцию);

8) посредники по сбыту спортивной продукции: дистрибьюторы, дилеры, маклеры и т.д., агенты профессиональных спортсменов (спортивные агенты) и т.п.;

9) маркетинговые фирмы, специализирующиеся на выполнении функций по спортивному маркетингу;

10) средства массовой информации

– рекламирующие спортивную продукцию (телекомпании, информа-ционные агентства, редакции газет, журналов и т.д.);

11) общероссийские физкультурно-спортивные объединения – физкультурно-спортивные организации:

– общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта

– общественно-государственные физкультурно-спортивные общества, оборонные спортивно-технические организации;

что относится к специфическим признакам спортивных правоотношений. Смотреть фото что относится к специфическим признакам спортивных правоотношений. Смотреть картинку что относится к специфическим признакам спортивных правоотношений. Картинка про что относится к специфическим признакам спортивных правоотношений. Фото что относится к специфическим признакам спортивных правоотношений

12) ОКР, Паралимпийский комитет России, Сурдолимпийский комитет России;

13) федеральные органы исполнительной власти в области ФКиС (например, Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ:

– органы исполнительной власти субъектов РФ в области ФКиС;

– подведомственные им организации;

– муниципальные организации ФКиС.

2 Объекты спортивных правоотношений – это те блага, по поводу которых спортивное отношение возникает и относительно которого существует субъективное право и корреспондирующаяся ему юридическая обязанность.

В зависимости от характера и видов спортивных правоотношений их объекты могут быть разнообразными:

1) материальные блага, участвующие в физкультурно-спортивном обороте (физкультурно-оздоровительные, спортивные и туристические товары (услуги), спортивные сооружения);

2) нематериальные блага, связанные с ФКиС:

– фирменные наименования спортивных организаций;

– товарные знаки и знаки обслуживания;

– телевизионные права на спортивные мероприятия;

3) действия субъектов спортивного права в разных сферах физического воспитания, профессионального спорта, услуг, результатов работ.

Действия как физические (работа профессионального спортсмена по договору со спортивным клубом), так и юридические (заключение трудового контракта между профессиональным спортсменом и спортивным клубом через агента, действующего от имени доверителя на основании агентского договора или договора поручения);

4) продукты интеллектуальной деятельности, входящей в сферу ФКиС, в том числе исключительные права на них:

– рационализаторские предложения. Объектом они являются лишь тогда, когда имеют конкретную форму выражения.

Например, замысел, идея объектом правовой охраны не являются, следовательно, объектом спортивных правоотношений быть не могут.

5) спортивная информация (статистические данные о динамике выступлений спортсмена на соревнованиях);

6) способности и имидж спортсмена (спортивной команды) – они представляют своего рода «товар» (коммерческие сделки – в отношении спортивных звезд);

7) спортивная промышленность – это совокупность промышленных предприятий, производящих физкультурно-спортивную продукцию:

– отдельные цехи неспециализированных промышленных предприятий.

3 Содержание спортивного отношения – это составляющие его субъективные права и обязанности, представляющие меру возможного и должного поведения.

Пример № 1. Заказчик физкультурно-оздоровительных услуг вправе требовать соблюдения проведения спортивных занятий в соответствии с условиями договора (графика и сроков), одновременно обязан соблюдать условия по оплате.

Исполнитель – его права и обязанности являются другой стороной прав и обязанностей заказчика.

Пример № 2. Субъективная обязанность организации, торгующей спортивной продукцией или оказывающей услуги (физкультурно-оздоровительные или спортивные) – это публично-правовая обязанность соблюдения законодательства о защите прав потребителей.

Пример № 3. Спортсмен-профессионал – спортивный клуб.

Спортивные правоотношения так же, как и в других отраслях системы права возникают на основе юридических фактов, которыми являются:

– нормы закона или другого нормативно-правового акта;

– административного акта (выдача лицензии, сертификата на спортивную технику);

– договора и иных сделок (договор на оказание физкультурно-оздоровительных услуг).

В зависимости от структуры межсубъектной связи спортивные правоотношения можно квалифицировать на абсолютные и относительные.

В относительных правоотношениях управомоченному лицу противостоят как обязательные строго определенные лица.

В абсолютных правоотношениях – управомоченному лицу противостоит неопределенное число лиц с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении права.

Ведение спортивной организацией маркетинговой деятельности, например маркетинговых коммуникаций.

Организация не имеет при этом конкретных обязанных лиц, работая на основе закона.

Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью осуществлять маркетинговую деятельность данным субъектом и не мешать ее реализации, а в соответствующих случаях даже способствовать ей.

Мера возможного определена законом, скажем, для спортивной рекламы – законом «О рекламе»

В том случае, если ее нормальному осуществлению препятствуют действия третьих лиц или сам участник спортивного маркетинга нарушает установленный порядок ее ведения абсолютные правоотношения преобразуются в относительные, гдеспортивная организация получает право устранить незаконное нарушение ее права или же, напротив, обязана по требованию уполномоченного субъекта прекратить нарушение соответствующего законодательства.

По ценообразованию, норм по стандартизации, сертификации экологических требований, противопожарных требований. Если эти нормы нарушаются, то соответствующий государственные органы могут потребовать устранить нарушения, возместить убытки, наступившие для государства и общества.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 170 ; Нарушение авторских прав

Источник

Спортивные правоотношения

В процессе физкультурно-спортивной деятельности субъекты права вступают в разнообразные общественные отношения. Правовые нормы, содержащиеся в различных нормативных актах, призваны регулировать эти отношения.

Спортивное право имеет дело с отношениями, возникающими в области физической культуры и спорта, что обусловливает определенную специфику их правового регулирования, которая, в свою очередь, отражается на спортивных правоотношениях. Эта специфика состоит, в частности, в том, что спортивное правоотношение находится на стыке публичного и частного права, в нем отражается взаимодействие правовой надстройки и экономического базиса общества, а также в том, что большая часть спортивных правоотношений подпадает под регулирование нормами «мягкого права».

Характеризуя спортивные правоотношения, следует очертить ряд их специфических признаков:

2) наличие специальных объектов, к которым, в частности, следует отнести физическую культуру и физическое воспитание, массовый, профессиональный и любительский спорт, имидж спортивной организации, способности и авторитет человека (выдающиеся личности в сфере спорта и т.д.), спортивную промышленность, физкультурнооздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения и другие объекты спорта;

3) опосредованность через спортивные правоотношения государственной политики в области физической культуры и спорта, что предполагает прямое или косвенное участие государства в данных правоотношениях;

4) особенность порядка и способов защиты прав участников физкультурно-спортивной деятельности, которая, в частности, состоит в том, что в случае нарушения прав субъекты спортивных правоотношений используют главным образом несудебные формы защиты (дисциплинарные комитеты спортивных федераций и т.п.), а также защиту посредством спортивного арбитража;

5) тесная связь спортивных правоотношений с требованиями спортивной этики (социальными нормами и правилами спортивной этики, а также мерами этической и социальной ответственности).

Специфика взаимодействия субъекта физкультурно-спортивной деятельности с другими ее участниками (в процессе физического воспитания, в области массового, профессионального и любительского спорта, спортивной промышленности и других сферах физической культуры и спорта) обусловливает необходимость единого регулирования как по горизонтали, так и по вертикали, а также на уровне спортивных организаций.

Субъектами спортивных правоотношений являются носители предусмотренных соответствующей нормативно-правовой базой прав и обязанностей. Субъекты спортивных правовых отношений весьма многообразны. В спортивных правоотношениях могут участвовать российские и иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства. Кроме того, в регулируемых спортивным правом отношениях могут участвовать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Субъектный состав спортивных правоотношений можно дифференцировать на несколько групп:

1) федеральные органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта (например, Министерство спорта Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, подведомственные им организации, муниципальные организации физической культуры и спорта;

2) Олимпийский комитет России, Паралимпийский комитет России и Сурдлимпийский комитет России;

3) общероссийские и региональные спортивные организации, в том числе федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта, общественно-государственные физкультурно-спортивные общества, оборонные спортивно-технические организации;

4) спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основе в образовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности и по месту жительства граждан;

5) детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки, находящиеся в ведении государственных органов в области физической культуры и спорта, образования, профессиональных союзов, других организаций;

6) образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм;

7) профессиональные и другие спортсмены, тренеры, спортивные судьи, спортивные врачи, спортивные агенты и менеджеры и другой персонал физкультурно-спортивной сферы;

8) болельщики спортивных команд и спортсменов;

9) предприятия спортивной промышленности (юридические лица и индивидуальные предприниматели, производящие физкультурнооздоровительную, спортивную и туристскую продукцию для реализации);

10) посредники по сбыту спортивной продукции (дистрибьюторы, дилеры и т.д.);

11) потребители (покупатели, клиенты и т.д.), приобретающие физкультурно-оздоровительную и спортивную продукцию;

12) маркетинговые организации, специализирующиеся на выполнении функций по спортивному маркетингу;

13) средства массовой информации, участвующие в пропаганде физической культуры и спорта, рекламе спортивной продукции и т.п. (телекомпании, информационные агентства, редакции газет, журналов и т.д.).

Под объектом спортивного правоотношения следует понимать то благо, по поводу которого оно возникает и относительно которого существует субъективное право и корреспондирующаяся ему юридическая обязанность.

В зависимости от характера и видов спортивных правоотношений их объекты могут быть разнообразными.

1. Материальные блага, участвующие в физкультурно-спортивном обороте, в частности физкультурно-оздоровительные, спортивные и туристские товары (услуги), физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения и другие объекты спорта, спортивные призы и награды.

2. Нематериальные блага, связанные с физической культурой и спортом, например деловая репутация спортсмена или спортивной команды, клуба, изображение спортсмена, фирменное наименование спортивной организации, товарные знаки и знаки обслуживания (спортивная символика), телевизионные права на спортивные мероприятия и т.д.

3. Действия субъектов спортивного права в различных сферах (физического воспитания, массового, профессионального и любительского спорта), а также разного рода физкультурно-спортивные работы и услуги, их результаты. Объектами спортивных правоотношений являются действия как физические (работа профессионального спортсмена по договору со спортивным клубом), так и юридические (заключение трудового договора между профессиональным спортсменом и спортклубом через агента, действующего от имени доверителя на основании агентского договора или договора поручения).

4. Продукты интеллектуальной деятельности, входящие в сферу физической культуры и спорта, в том числе исключительные права на них. Это могут быть, например, произведения исполнительского творчества в спорте, новые технологии, научные открытия, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, рационализаторские предложения в данной сфере.

5. Спортивная информация, включающая, например, статистические данные о динамике изменения параметров, отражающих результативность выступлений спортсменов на спортивных соревнованиях, статистика травм и случаев профессиональных заболеваний среди спортсменов.

6. Спортивная промышленность, представляющая собой совокупность промышленных предприятий, осуществляющих производство продукции физкультурно-спортивного и туристского назначения. Под такими предприятиями понимаются специализированные комбинаты, заводы, фабрики и профильные научные организации, а также отдельные цехи неспециализированных промышленных предприятий, осуществляющие свою деятельность в соответствии с технической документацией и (или) нормативными актами, утвержденными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Под содержанием спортивного правоотношения следует понимать составляющие его субъективные права и обязанности, представляющие меру возможного и должного поведения.

Так, в отношении заказчика физкультурно-оздоровительных услуг можно говорить о его субъективном праве требовать соблюдения графика и сроков проведения спортивных занятий в соответствии с условиями договора. Одновременно субъективной обязанностью заказчика является соблюдение условий договора на оказание физкультурно-оздоровительных услуг, связанных с их оплатой. Субъективные права и обязанности исполнителя являются другой стороной прав и обязанностей заказчика.

Среди субъективных обязанностей организации, оказывающей физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги или торгующей спортивной и туристической продукцией, следует выделить ее публично-правовую обязанность соблюдения законодательства о защите прав потребителей.

В качестве оснований возникновения для спортивных правоотношений характерны, в частности, следующие юридические факты:

1) норма закона или другого нормативного правового акта (например, при реализации государственной политики по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в области физической культуры и спорта);

2) административный акт (например, государственная аккредитация спортивной федерации);

3) договор и иные сделки (например, договор на оказание физкультурно-оздоровительных услуг).

В целях выявления особенностей и более глубокого познания спортивных правоотношений необходимо, опираясь на общую теорию права, классифицировать их в зависимости от структуры межсубъектной связи и степени определенности субъектов на относительные и абсолютные. В относительных правоотношениях управомоченному лицу противостоят как обязанные строго определенные лица. В абсолютных правоотношениях управомоченному лицу противостоит неопределенное число лиц с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении права.

Характерным примером абсолютных спортивных правоотношений являются правоотношения по ведению спортивной организацией (например, организатором спортивного мероприятия) маркетинговой деятельности. Они складываются по поводу реализации спортивной организацией различных направлений маркетинга, например маркетинговых коммуникаций, которые выступают как объект правоотношения. При этом конструкция правовой связи такова, что у субъекта, проводящего комплекс маркетинговых мероприятий в соответствии с установленными законодательством правилами, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью осуществлять маркетинговую деятельность данным субъектом и не мешать ее реализации, а в соответствующих случаях даже способствовать ей.

Таким образом, если спортивная организация осуществляет маркетинговую деятельность с соблюдением правовых требований к рекламе, законодательства, регулирующего ценообразование, норм о техническом регулировании, экологических требований, противопожарных правил и других установленных законодательством норм, то складывающееся при этом правоотношение является абсолютным. Если же предприятие нарушает установленные нормы, соответствующие компетентные государственные органы могут потребовать устранить допущенные нарушения и возместить убытки, наступившие для государства и общества. При этом абсолютное правоотношение превращается в относительное.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *