что относится к средствам личной гигиены по охране труда
Правила личной гигиены для сотрудников общепита.
Правила личной гигиены для сотрудников общепита.
Личная гигиены и санитарная безопасность – это гигиенические требования к содержанию в чистоте тела и одежды работников, свод правил при работе с продуктами, а также состояние здоровья, при котором сотрудник не является носителем инфекции, способной вызывать пищевые отравления.
Требования, которые предъявляются к работнику пищевого предприятия в области личной гигиены:
1. Чистота и опрятность рук, правильность и своевременность их обработки.
На руках могут скапливаться микроорганизмы и яйца паразитов (в т.ч. глистов), которые разносятся на различные предметы, в том числе и на пищевую продукцию. Откуда берутся вредоносные микроорганизмы? Как правило, из туалета. Именно руки чаще всего становятся причиной желудочно-кишечных заболеваний. Не случайно дизентерию часто называют болезнью грязных рук. Очень много бактерий скапливается под ногтями (95%). Руки требуют тщательного ухода.
Руки следует мыть и дезинфицировать:
— перед началом работы.
— по мере их загрязнения,
— после посещения туалета,
— после работы с сырыми продуктами или внешней тарой,
— при переходе от сырых продуктов к готовым,
— после прикосновения к волосам, носу, ушам глазам,
— после приема пищи и курения,
— после работы с мусорными отходами, химикатами или инструментами для уборки.
Включите теплую воду, (рекомендуется применять раковины с бесконтактным включение воды), смочите руки, нанесите жидкое мыло на ладони. Тщательно намыливайте руки (ладони, ногти, между пальцами – во всех направлениях) не менее чем 2 минуты.
Сполосните под проточной теплой водой. Просушите руки салфеткой и с помощью ее закройте кран. Салфетку выкинуть в корзину для мусора, не прикасаясь к ней руками. Затем, нанесите на руки около 5 мл. дезинфектора, разотрите по всей поверхности, (рекомендуется использовать бесконтактные дезинфекторы для рук). Приступать к работе с продуктами можно только после полного испарения дезинфектора.
Ногти следует коротко стричь, лак на ногтях не допускается. Можно использовать защитное бесцветное покрытие.
2. Отсутствие гнойных заболеваний.
Необходимо следить и за состоянием кожи, так как в нагноившихся ссадинах, царапинах, порезах, скапливается огромное количество опасных для человека патогенных стрептококков и стафилококков, возбудителей заболеваний и пищевых отравлений. Фурункулез кожи, ячмень на глазу – болезни которые характерны скоплением гноя. Такие работники не должны допускаться к работе с пищевыми продуктами.
В случае не осложненного пореза или ожога, кожу следует обработать перекисью водорода, йодом, покрыть пластырем и надеть на палец напальчник. Работа с открытыми порезами не разрешена.
На каждом производстве должна быть укомплектованная аптечка первой помощи!
3. Отсутствие украшений, часов, посторонних предметов (булавок, оторванных пуговиц, расчесок и т.д.).
Посторонние предметы тоже являются источников микроорганизмов, при контакте с продуктами, и могут случайно попасть в питание при приготовлении. Эти предметы могут нанести вред клиентам.
4. Головной убор должен полностью покрывать волосы.
Нарушение функции сальных желез, изменение свойств волос, могут вызвать образование на коже головы слоистых жирных или отрубевидных чешуек – перхоти. Нередко наблюдается выпадение волос и перхоти на продукты питания необходимо заправлять волосы шапочку. Необходимо также следить за чистотой волос. Мужчинам – регулярно стричь.
5. Отсутствие у работника заболеваний ЛОР – органов.
При несоблюдении гигиены остатки пищи в ротовой полости, скапливаются между зубами, разлагаются, загрязняя ее. Неприятный запах и размножение микробов, в свою очередь, приводят к заболеваниям зубов, возникновению стоматитов, заболеванию дыхательных путей. При кашле, чихании, громком разговоре капельки слюны и слизи изо рта и носоглотки вместе с содержащихся в них бактерий могут инфицировать пищевые продуты. Больные гриппом, ангиной ОРЗ, представляют сильную опасность для заражения пищевых продуктов, так как у них отмечается повышенное содержание патогенного стафилококка. Попадая в пищевые продукты, накапливается там, и может стать источником вспышки пищевой токсикоинфекции. При слабо выраженных симптомах простуды работать можно только надев медицинскую повязку, и используя одноразовые носовые платки.
6. Отсутствие работников с кишечными инфекциями.
При появлении признаков кишечного расстройства (жидкий стул, температура, рвота, тошнота, боли в животе) работник должен быть отстранен от работы и направлен к инфекционисту. Даже при слабо выраженных симптомах и соблюдении правил личной гигиены данный сотрудник представляет серьезную угрозу для безопасности питания.
7. Чистота и опрятность спецодежды, правила ее надевания. Наличие сменной обуви.
Для защиты пищевых продуктов от загрязнения работникам пищевых предприятий выдается санитарная одежда. Она состоит из халата, куртки, фартука, головного убора. Санитарную одежду обычно шьют из белой, мягкой и легкой х/б ткани, легко поддающейся стирке. Для уборщиц и рабочих соприкасающихся с тарой, разрешена санитарная одежда темных тонов (серый, синий). Санитарная одежда должна быть всегда чистой, полностью прикрывать домашнюю одежду и волосы, хорошо застегиваться. После каждой стирки ее необходимо проглаживать, так как при утюжке высокой температурой погибает большая часть микробов. Санитарную одежду необходимо стирать после каждой смены и хранить отдельно в п/э пакете отдельно от домашней одежды. Надевать одежду необходимо только после мытья рук, а снимать при выходе с предприятия. Перед посещением туалета, приемом пищи или выходе с предприятия повар обязан снять одноразовый фартук и оставить его на рабочем месте. Запрещается закалывать санитарную одежду булавками, хранить в карманах халатов, курток предметы личного туалета, сигареты и др. Обувь не должна быть матерчатой, сделана из легко моющегося материала, с закрытым задников.
Правила надевания спец. одежды:
— надеть сменную обувь,
— надеть головной убор,
— снять все ювелирные украшения и часы,
— надеть брюки, куртку или халат,
— вымыть и продезинфицировать руки согласно инструкции
8. Контакт рук с пищевыми продуктами минимален
При некачественном и несвоевременном мытье рук имеется высокий риск загрязнения продуктов питания. Поэтому, касания продуктов питания руками сводятся к минимуму. Для этого используются сервировочные ложки, лопатки для перемещения, одноразовые латексные или п/э перчатки, вводятся автоматизированные линии.
9. Посты мойки рук оснащены полностью сопутствующим материалом.
Руки моются только в специально отведенных местах (раковины для мытья рук). Перед началом работы, после курения, приема пищи, после туалета. Не разрешается мыть руки в производственных раковинах, где моется инструментарий и обрабатываются продукты.
10. Прием пищи осуществляется в специально отведенным месте. На территории производства курение запрещено.
Принимать пищу на рабочем месте категорически запрещено, т.к. именно в процессе еды происходит распространение микробов вокруг обедающего. Перед и после приема пищи необходимо обязательно помыть руки.
Это является как гигиеническим так и эстетическим требованием.
12. Своевременное, согласно плану, прохождение предварительного и периодического медицинского осмотра.
Предварительный медицинский осмотр осуществляется при приеме на работу. Периодический медицинский осмотр – через определенные интервалы времени во время работы на пищевом предприятии.
Каждый работник общепита должен вырабатывать привычку к чистоте. Он должен приходя на работу одевать рабочую спецодежду и обувь, подбирать волосы под колпак или косынку, не закалывать одежду булавкой.
Все работники общественного питания обязаны содержать свое тело в чистоте. Важнейшее значение имеют чистые руки. Они обязаны коротко стричь ногти, мыть руки после работы с сырыми продуктами, снимать одежду перед выходом в туалет, а после этого мыть руки с мылом, а затем ополоснуть в 2%-ном растворе хлорки или другого дезинфицирующего средства.
Перед работой и после нее принимать душ с мочалкой и мылом. Работник обязан выполнять ряд правил:
А. содержать одежду в чистоте в течение дня.
Б. не класть в карманы посторонние предметы
В. нельзя пользоваться булавкой
Г. не ходить в санодежде в туалет
Д. менять одежду по мере загрязнения
Е. перед выходом из цеха санодежду снять, а перед входом надеть и вымыть руки
Ж. хранить сан. одежду отдельно от личной, обувь должна быть легкой, удобной и без каблуков.
Соблюдая такие нехитрые правила, мы поддерживаем чистоту и гигиены, а исходя из этого не являемся источниками для распространения вредных для человека инфекций.
Понятие и содержание гигиены труда и санитарии.
Гигиена труда – медицинская наука, изучающая воздействие трудовой деятельности и окружающей производственной среды на организм работающих с целью разработки санитарно-гигиенических нормативов и практических мероприятий, направленных на создание наиболее благоприятных условий труда и обеспечение высокого уровня состояния здоровья и трудоспособности коллектива.
Производственная санитария – система организационных, санитарно-гигиенических мероприятий, технических средств и методов, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов до значений, не превышающих допустимые.
Гигиена труда и производственная санитария являются основой для изучения организации труда и практической деятельности в области санитарной охраны труда. Они изучают:
• формы и методы организации трудовых процессов, изучение в процессе работы физиологических функций и работоспособности у работающих, режим труда и отдыха;
• особенности производственных процессов, оборудования и материалов, с которыми соприкасаются работающие, с точки зрения влияния на их здоровье;
• санитарные условия труда, состояние здоровья и заболеваемость рабочих коллективов и отдельных профессиональных групп, подвергающихся воздействию различных неблагоприятных факторов производственной среды;
• состояние и гигиеническая эффективность санитарно-технических устройств и установок (вентиляционные, осветительные, санитарно-бытовые устройства);
• состояние и эффективность средств индивидуальной защиты. На основе проведенных исследований разрабатываются:
• гигиенические требования к проектированию, рационализации технических процессов и оборудования, повышению эффективности
санитарно-технических установок, стандартизации сырья и готовой продукции и т.п.
• обоснования для гигиенического нормирования и законодательного регламентирования условий труда на производстве, устройства и содержания промышленных предприятий;
• мероприятия по физиологической рационализации трудового процесса и организации рабочих мест (режим труда и отдыха, рабочая мебель, рабочая поза, рационализация рабочих движений и т.д.);
• мероприятия по личной гигиене.
Личная гигиена работников.
Соблюдение правил личной гигиены является обязательным и должно быть нормой поведения каждого человека. При работе с опасными и вредными веществами личная гигиена работников особенно важна, так как при нарушении санитарных правил поведения возможны передача и заражение самих рабочих.
Каждый работник на работе должен постоянно носить спецодежду и спецобувь, при необходимости использовать средства индивидуальной защиты. Хранить личную и производственную одежду следует раздельно. В течение рабочего дня надо следить за чистотой рук, спецодежды, своего рабочего места, ежедневно менять полотенце для рук.
Перед посещением туалета работник должен вымыть руки, после посещения снова вымыть руки с мылом. Для этих целей в уборной должна быть установлена раковина с подводкой холодной и горячей воды, воздушная электросушилка, вешалки для полотенца.
Запрещается выходить в спецодежде за пределы производственных помещений, входить в производственные помещения без спецодежды, хранить в одном шкафу личную и производственную одежду, принимать пищу в производственных помещениях.
Уход за кожей и поддерживание ее чистоты являются одним из основных требований личной гигиены. Особое внимание следует обращать на состояние подногтевых пространств.
Рабочее время и время отдыха
Для поддержания длительной работоспособности человека и предупреждения утомления большое значение имеет режим труда и отдыха.
Рациональный режим труда и отдыха – режим, при котором достигаются высокая эффективность общественно полезной деятельности человека, хорошее состояние здоровья, высокий уровень работоспособности и производительности труда.
Монотонная или неритмичная работа вызывает утомление, в результате чего возможны несчастные случаи и снижение производительности труда. При прочих равных условиях наиболее высокая работоспособность в течение суток соответствует периоду от 8 ч утра до 6 ч вечера.
Недельный режим труда и отдыха устанавливается для предотвращения накопления утомления, которое может возникнуть из-за неполного восстановления сил в свободное от работы время суток.
Для поддержания длительной работоспособности человека имеют большое значение не только суточный и недельный режимы труда и отдыха, но и месячный. Законодательством о труде предусмотрен еженедельный непрерывный отдых длительностью не менее 42 ч.
Рациональный годовой режим труда и отдыха обеспечивается ежегодным отпуском. Замена отпуска денежной компенсацией не допускается, кроме случаев увольнения рабочего или служащего, не использовавшего отпуск.
Нормальная продолжительность рабочего времени рабочих и служащих на предприятиях не может превышать 40 ч в неделю (ст. 112 Трудового кодекса). Режим работы может быть пятидневным с двумя выходными или шестидневным с одним выходным днем в неделю (ст. 124 Трудового кодекса). В предпраздничные дни рабочий день сокращается на 1 ч (ст. 116 Трудового кодекса).
При работе в ночное время установленная продолжительность работы сокращается на 1 ч с соответствующим сокращением рабочей недели. Ночным считается время с 22 до 6 ч (ст. 117 Трудового кодекса).
Сверхурочные работы (ст. 121-122 Трудового кодекса) могут производиться только в исключительных случаях и не должны превышать для каждого работника 10 часов в рабочую неделю и 180 часов в год, а продолжительность ежедневной работы с учетом сверхурочных работ не должна превышать 12 часов.
Общим выходным днем считается воскресенье. В исключительных случаях Президентом Республики Беларусь воскресенье может быть объявлено рабочим днем (ст. 136 Трудового кодекса). Работа в выходной день компенсируется предоставлением другого дня отдыха или оплачивается не ниже двойных сдельных расценок или двойных часовых ставок (ст. 69 и 143 Трудового кодекса).
Если выходной день совпадает с государственным праздником или праздничным днем (ч.1 ст. 147 Трудового кодекса), то он не переносится и другой день отдыха не предоставляется.
В течение рабочего дня работникам предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 мин и не более 2 ч, который используется работником по своему усмотрению и в рабочее время не включается (ст. 134 Трудового кодекса).
Для отдельных видов работ, наряду с перерывом для отдыха и питания, предоставляются дополнительные специальные перерывы. В рабочее время включаются перерывы: для кормления ребенка, для обогревания, для отдыха на погрузочно-разгрузочных работах (ст. 135 Трудового кодекса).
Работники имеют право на трудовые и социальные отпуска (ст. 149 Трудового кодекса).
К трудовым отпускам относятся: основной минимальный, основной удлиненный и дополнительный. Продолжительность основного минимального отпуска не менее 24 календарных дней. Государственные праздники и праздничные дни в число календарных дней отпуска не включаются (ст. 150, 151 и 155 Трудового кодекса).
Социальные отпуска – это отпуска по беременности и родам, в связи с обучением без отрыва от производства, в связи с катастрофой на Чернобыльской атомной электростанции (АЭС), творческие, по уважительным причинам личного и семейного характера (ст. 150 Трудового кодекса).
Что относится к средствам личной гигиены по охране труда
Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай постоянно проводится профилактическая работа по соблюдению требований СанПиН по гигиене труда в различных отраслях экономической деятельности. Тем не менее, регулярные плановые проверки предприятий различной формы собственности выявляют нарушения санитарного законодательства в исполнении требований к устройству и оборудованию, содержанию производственных помещений и предприятий в целом, требований к отоплению, освещению, вентиляции и прочим параметрам микроклимата; требований к личной гигиене. Неоднократно на нарушителей налагались штрафы, хотя «штрафные» суммы можно своевременно потратить на улучшение условий труда.
Представленная ниже информация подскажет, что должен знать и делать работодатель для улучшения условий труда своих сотрудников.
1. Обязательно проводится оценка реальных условий на конкретных рабочих местах с использованием лабораторно-инструментальных исследований, на основании которых на предприятии разрабатывают комплексные планы улучшения условий и охраны труда, санитарно-оздоровительных мероприятий.
2. В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
3. В необходимых случаях на отдельных видах работ (разгрузочно-погрузочные работы, технологические процессы) работникам предоставляются регламентированные перерывы для обогрева и отдыха, которые включаются в рабочее время. Работодатель обязан обеспечить оборудование помещений для обогревания и отдыха работников, работающих в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых не обогреваемых помещениях.
4. Работодатель также обязан обеспечить сохранность здоровья работников путём вакцинации от гриппа, клещевого энцефалита и других инфекций, представляющих опасность при определённом виде деятельности. Кроме вакцинации должны проводиться другие медико-профилактические и оздоровительные мероприятия: производственная гимнастика, организация профилактическое питание, здоровый отдых, строгое соблюдение личной гигиены, мероприятия по закаливанию организма, физиотерапевтические процедуры.
5. В организации за счёт работодателя по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха и психологической разгрузки в рабочее время, создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи, устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников питьевого режима.
6. Работодатель обязан за свой счет обеспечивать приобретение, выдачу, хранение, стирку, чистку, сушку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию и ремонт специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты для работников согласно установленным нормам. На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам должны выдаваться сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства согласно утверждённым в установленном порядке нормам.
По всем вопросам в области производственной санитарии можно обратиться по телефонам 8 (38822) 6-43-78 и 8 (38822) 6-43-84.
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г. Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. Сейчас 937 гостей онлайн |