что относится к средствам самоспасения и спасения людей
Классификация средств спасения при пожаре
Пожары в высотных здания и сооружениях – большая проблема в плане эвакуации людей. На ее решение брошены большие силы и средства, потому что средства спасения при пожаре подчас являются единственной возможностью покинуть зону возгорания.
Эту проблему всегда решали двумя вариантами:
Все эти устройства квалифицируют способы эвакуации. Рассмотрим классификацию более подробно, потому что методов деления много, и у каждого свои особенности.
Классификация средств спасения с высоты
Существует шесть классов разделения.
Более подробно рассмотрим средства эвакуации при пожаре из зданий (высоток) из второго пункта.
Мобильные средства спасения
Начнем с того, что эвакуационные установки этого типа используются в любых ситуациях в независимости от архитектурных и технических особенностей горящих зданий. Чаще сего для этого применяют автолестницы и вышки. Необходимо отметить, что и отечественные производители, и зарубежные предлагают достаточно широкий ассортимент мобильных установок этого типа, в которых высота подъема спасательного средства варьируется в диапазоне от 10 до 70 м.
Такой подход к широте модельного ряда специальных автомобилей оправдан. Оснащение пожарных расчетов производят с учетом наличия многоэтажных домов в регионе. К примеру, если в городе многоэтажки не превышают высоты 16-17 этажей, то оптимальный вариант использования мобильной установки с вылетом стрелы не более 50 м. К примеру, автолестница АЛ-50 или автовышка АКП-50, как на фото ниже.
Если в городе есть здания большей высоты, то эти мобильные установки не смогут работать. Они громоздки, для подъема стрелы требуется пространства, которого между такими домами просто нет. В этих случаях стараются выбрать альтернативный способ эвакуации.
Но надо отметить, что специалисты уверяют – автолестницы и вышки с высотою эвакуации в пределах 30-50 м являются идеальными. Здесь учитывается не только высота возможного спасения, но и устойчивость устройства, его мобильность в стесненных городских условиях и прочности конструкции в целом.
Следующий представитель средств спасения с высоты при пожаре – спасательные комплексы. Это так называемые подъемно-спусковые устройства (ПСУ). В основе конструкции и комплектации лежат два приспособления: лифт и канатная дорога. Кстати, последняя базируется на автомобильном шасси. Сложность использования этого средства заключается в том, что у него ограничена высота подъема лифта – не более 150 м (ограничение в прочности канатов). Это первое. Второе – на стене здания проектом предусмотрен монтаж специальных консолей, по которым будет перемещаться лифт.
Надо отметить, что скорость перемещения лифта нормальная – за 5 минут он преодолевает в высоту 100 м.
Пожарные автовышки
Пожарные вертолеты
Это спасательное средство при пожаре надо выделить в особый класс. Начнем с того, что пожарные вертолеты снабжены большим количеством функциональных опций:
Летательные аппараты используются лишь в том случае, если высота горящих зданий превышает 50 м. При этом эти здания должны быть укомплектованы посадочными площадками, расположенными на крышах. В России таких зданий очень мало, поэтому используют вертолеты для спасения по другим схемам, что не скажешь о западных государствах и США, где практика спасения людей вертолетами широко распространена. Надо добавить, что за рубежом пожарные вертолеты есть в арсенале и полиции, и армии.
Есть определенные ограничения применения в спасательных мероприятиях пожарных вертолетов. Перечислим основные:
И несколько слов о других схемах спасения. Имеется в виде не с посадочных площадок на крышах зданий. Для этого приведем пример. Вертолет Ка-32К1 снабжен специальными спасательными кабинами ТСК-1, в которые помещается 2 человека. С их помощью можно эвакуировать людей с балконов или оконных проемов. Есть другие модификации кабин ТСК-2 и ТСК-3, в которые соответственно помещается 20 или 10 человек. Их используют для эвакуации с крыш.
Пожарные вертолеты для эвакуации
Спусковые устройства
Нельзя в статье обойти стороной индивидуальные средства спасения при пожарах с высотных этажей зданий. Это простейшие механизмы и устройства, которые помогают провести эвакуацию в кратчайшие сроки.
Трап каркасного типа
Канатные устройства
Если разобраться, то это веревка для эвакуации при пожаре, снабженная специальным спусковым механизмом. Этот механизм может быть автоматическим или ручным. Принцип работы этого средства спасения – торможение каната за счет силы трения внутри спускового механизма.
В зависимости от модели устройства этого типа могут спускать людей с высоты от 5 до 150 м. Необходимо отметить, что пожарные расчеты такими средствами не комплектуются. Об этом должен позаботиться собственник объекта. Добавим, что веревки для спасения при пожарах автоматического типа обладают большей пропускной способностью, чем ручные. К тому же использование первых – это необязательная специальная подготовка, что не скажешь о канатах с ручным управлением.
И еще один момент, касающийся спасательных тросов при пожаре с высотных домов. Одна из востребованных моделей – ККС с веревкой длиною 50 м и фрикционным тормозным механизмом. Положительная характеристика последнего – полный контроль спуска даже том случае, если человек потерял контроль.
Веревка для спасения
Спасательные рукава
Это рукава из эластичного материала, по внутреннему объему которого и производится эвакуация с высоты. При этом спасаемые не обязательно должны иметь какую-то подготовку спуска. Это безопасно, быстро и эффективно. Скорость эвакуации 5-10 человек в минуту. При этом люди не видят, как они перемещаются, то есть полностью отсутствует страх высоты, что для многих актуально, особенно в связи с экстремальными и чрезвычайными ситуациями, давящих на психику.
В России разработаны и используются мобильные рукава, стационарные и переносные. Кстати, автолестницы и вышки обязательно комплектуются мобильными моделями. Многие объекты сегодня также комплектуются, только стационарными конструкциями.
Пожарный спасательный рукав
Прыжковые устройства
Первое – это полотнище, которое удерживают руками не менее 16 человек. Максимальная высота спасения – 10 м. Полотна используют лишь в тех случаях, когда другие средства применять невозможно. Причина – высокая степень получения травм при падении.
Вторые – это или каркасные устройства, или надувные. Последние используют, если необходимо провести спасение людей с высоты до 30 м. Сегодня производители предлагают уникальные модели, на которые можно прыгать с высоты 50 м. Каркасные модели используют, если прыгать придется с высоты 20 м.
Лестницы
Не забываем о таком общеизвестном устройстве как обычная лестница. Здесь три их типа: стационарные наружного типа, ручные и навесные. Первые являются неотъемлемой частью здания и бывают вертикальными или маршевыми. Вторые входят в комплект пожарных расчетов. Третьи находятся нутрии здания. Обычно они складного типа.
Заключение по теме
Система спасения при пожаре с высоты – это большое разнообразие различных средств, механизмов и устройств. Именно это разнообразие дает возможность точно подобрать устройство под определенные условия эвакуации с учетом безопасности и эффективности спасения людей. И неважно, это индивидуальное средство спасения при пожаре, комплексное или высокотехнологичное.
Средства спасения и индивидуальной защиты
Основная задача, которую решают средства – спасение людей и уменьшение пагубного влияния во время чрезвычайных ситуаций. Без них не обойтись во время наводнений, пожаров, утечки биохимических и радио веществ, завалов, обрушения зданий и других. Средства направлены на быструю и качественную эвакуацию людей (персонала, гостей, гражданских лиц) и для самоспасания людей.
К средствам индивидуальной и коллективной защиты, используемым при спасании людей и имущества, относятся:
Незаменимы и аптечки со списком необходимых медикаментов, согласно выдвигаемых требований.
КОЛЛЕКТИВНАЯ ЗАЩИТА
Коллективные средства защиты служат для массового использования людьми в процессе эвакуации. Иметь их обязаны все организации, чья деятельность связана с риском для жизни сотрудников.
Они позволяют оперативно покинуть опасную зону, это веревочные и ручные (приставные) лестницы, спасательные рукава, канатно-спусковые устройства, амортизирующие устройства, автолестницы и тому подобное.
Если амортизирующими устройствами и автолестницами, летательными аппаратами снабжаются пожарные части МЧС, прибывающие на место тушения пожара, то ответственность за укомплектование объекта (по действующим нормам) стационарными, ручными и веревочными лестницами и другим аварийно-спасательным оборудованием лежит на руководителе организации и (или) владельце объекта недвижимости.
Для индивидуального использования в ходе эвакуации и спасания применяются средства индивидуальной защиты.
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
К средствам индивидуальной защиты, используемым при ЧС (пожары, наводнения, обвалы), относятся самоспасатели, респираторы, противогазы, костюмы и комплекты, и другие виды.
Самоспасатели используются на промышленных и гражданских объектах для обеспечения безопасной эвакуации людей в случаях сильных задымлений при пожаре. Комплектация зданий осуществляется согласно действующим нормативам. В продаже имеются самоспасатели: СИП-1, СПИ-20, СПИ-50, ШАНС-Е, ГДЗК.
Респираторы имеют широкий спектр применения, зависящий от характеристик: используются на производственных участках с загрязненным воздухом, стоят на вооружении армии РФ, применяются различными службами при ликвидации ЧС и т.д. В основном ассортименте присутствуют следующие модели: У2-К, Р-2, Алина 200 АВК, Алина CO, РПГ-67, 3М и другие.
Противогазы, также, относятся к продукции данной категории и делятся на:
Специфика применения того или иного противогаза определяется его характеристиками. Комплектация объектов осуществляется по нормам оснащения.
К прочим средствам индивидуальной защиты относятся защитные костюмы, комплекты, специальная обувь и перчатки. В зависимости от моделей и типов, они обеспечивают сохранность от радиации, температуры, вредных веществ и газов, биологической опасности и другого.
Нормы оснащения изделиями при пожаре регламентируются Сводом правил и требованиями ГОСТ Р 58202-2018.
Кому нужны средства защиты и спасения?
Важный аспект: такая категория товаров проходит обязательную сертификацию и должна соответствовать правилам и стандартам, выдвигаемым государственными органами к этим атрибутам, указанным в законодательных документах. В частности, основные моменты, виды, правила и требования к деталям прописаны в Федеральном законе №123-ФЗ.
Без подобного рода изделий не обходится работа спасательных бригад, пожарных, военных частей, представителей авиасферы, добывающих комбинатов. В последнее время пользуются спросом самоспасающие устройства: противогазы, защитные универсальные костюмы.
Заказать и купить средства индивидуальной защиты Вы можете в режиме он-лайн воспользовавшись корзиной – после добавления в нее товаров и оформления заявки наш менеджер свяжется с Вами и уточнит удобное время и место доставки. Или заказать по телефону +7 (812) 679-22-77.
По вопросам оптовых закупок – свяжитесь с отделом продаж для получения максимально выгодных условий. Мы гарантируем самые привлекательные цены в Санкт-Петербурге.
Обратите также внимание на полный комплект ламинированных плакатов по технике безопасности – у нас выгодные цены!
Оборудование и инструмент для самоспасания и спасания людей
Оборудование и инструмент делят на две группы: лестницы и спасательные средства. К спасательным средствам относятся пожарный пояс, пожарный карабин и спасательная веревка.
Лестницы и спасательная веревка являются частью укомплектования автоцистерны. Пояс и пожарный карабин входят в снаряжение пожарного.
Ручные пожарные лестницы предназначены для подъема пожарных в верхние этажи зданий и работы внутри помещений. В пожарной охране России применяются три вида ручных пожарных лестниц: лестница штурмовая, лестница-палка и трехколенная выдвижная лестница.
Общие требования для изготовления ручных пожарных лестниц и их сертификационных испытаний обусловлены НПБ 171-98.
Для всех типов лестниц общими являются следующие требования. Шаг ступени лестницы должен быть не более 355 мм, а ширина лестниц в свету должна быть не менее 250 мм.
Лестница штурмовая – лестница ручная пожарная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, жестко соединенных опорными ступеньками и оборудованная крюком для подвески на опорную поверхность (рис.1.5).
Тетивы 1 и 1А лестницы соединены тринадцатью ступенями 2 и 5. Кроме того, они в пяти местах стянуты металлическими стяжками 3 и 6. На трех верхних ступенях закреплен крюк 7. Сечение крюка увеличивается по направлению к хвостовой части, что приближает его к телу равного сопротивления по изгибу.
Лестницы могут быть изготовленными из дерева или металла.
На внутренней стороне деревянных лестниц с обеих сторон ступеней проложены в пазах стальные канатики, закрепленные за верхнюю и нижнюю стяжки. Канатики предназначены для предотвращения несчастных случаев при изломе тетив.
На нижних концах тетив установлены башмаки, а на верхних – наконечники.
Металлические лестницы изготавливаются из алюминиевого сплава Д16Т. Масса лестниц не более 10 кг.
Лестницы штурмовые используются пожарными для подъема на этажи зданий через окна или балконы. Для обеспечения безопасной работы она применяется при работе на крутых скатах крыш.
Лестница-палка (рис.1.6) – лестница ручная складная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, шарнирно соединенных опорными ступенями. Тетивы 1 и 2 лестницы соединены восемью ступенями 3. Концы ступеней имеют металлическую оковку и втулки, через которые проходят оси для поворота ступеней. Шарнирное соединение ступеней с тетивами позволяет их складывать, перемещая одну тетиву относительно другой.
Одни концы тетив имеют деревянные наделки 5. За них убирают другую тетиву при складывании лестницы. Наделки прикреплены к тетивам стяжками 6 и обтянуты наконечниками 7. Другие концы тетив скошены под углом 45 0 и защищены металлическими пластинами 8.
В сложенном состоянии лестница представляет собой палку с закругленными и окованными концами. Масса лестницы 10,5 кг.
Лестница-палка предназначена для работы в помещениях, подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы горящих зданий и сооружений, а также для учебно-тренировочных занятий.
Трехколенная выдвижная лестница – лестница ручная пожарная, состоящая из трех параллельно связанных колен и оборудованная механическим устройством для перемещения их относительно друг друга в осевом направлении с целью регулирования ее длины.
Лестница (рис.1.7) состоит из трех телескопически соединенных колен 6,7 и 8, механизма выдвигания и механизма останова. Каждое колено состоит из двух тетив, соединенных двенадцатью ступенями. Тетива нижнего колена 8 стянута внизу, посередине и наверху стяжками 3.
Колена соединены между собой стальными скобами 1. Нижние концы тетив нижнего колена имеют стальные башмаки 9, а верхние концы верхнего колена имеют стенные упоры 4. Среднее колено выдвигается цепью 2.
Механизм выдвигания работает следующим образом. Среднее колено 7 (рис.1.8) соединяется с низким коленом 8 цепью 2, огибающей ролики 5 и верхний блок нижнего колена. При перемещении цепи по часовой стрелке будет выдвигаться вверх 7. Верхнее колено 6 тросом 11 через блок среднего колена 7 соединено с центром верхнего блока нижнего колена 8. При выдвигании среднего колена 7 будет перемещаться вверх и верхнее колено 6.
При равенстве длины всех трех колен, абсолютная скорость выдвигания верхнего колена равна удвоенной скорости выдвигания среднего колена, т.е.
Для фиксирования выдвинутой лестницы на заданной высоте применяется механизм останова. Он установлен на тетиве второго колена на нижней его части. Механизм состоит из двух частей: направляющего угольника и упора, а также специального валика с двумя упорами и рычагом.
Тетиву колена охватывает уголок (рис.1.9) с двух сторон. Полка 1 располагается на внутренней широкой стороне тетивы. Полка 2 располагается на узкой стороне тетивы, выступая из нее на 10 мм. Эта выступающая часть входит в шпунт первого колена и служит направляющим. Отогнутая часть 3 обращена внутрь лестницы и является упором для механизма останова. Уголки установлены на обоих тетивах. Отверстия 4 в них служат подшипниками валика 1 механизма останова (рис.1.10). на концах валика 1 имеется по одному кулачку 4, которые в сочетании с упорами 2 (поз.3 на рис.1.9) производят закрепление выдвинутых колен. По середине валика под углом около 45 0 к полости кулачков имеется выступающий палец 6 с проушиной на конце. К этой проушине прикреплен конец цепи 7 (поз.2 на рис.1.8). Если в вертикальном положении лестницы подтянуть цепь против часовой стрелки вниз, то валик 1, а также кулачок 4 повернутся так, что окажутся в плоскости ступеней второго колена и не будут мешать выдвигаю колен лестницы.
Для закрепления колен лестницы, выдвинутой на заданную высоту, надо отрывисто подтянуть цепь в обратном направлении, т.е. снизу вверх. При этом начнется сдвигание колен лестницы и, кроме того, поворот валика 1. При этом палец 6 опустится вниз, а кулачки 4 поднимутся вверх до упора 3. При сдвигании колен кулачки 4 встретят на своем пути ступень 8 первого колена, упрутся в них и задержат сдвигание лестницы. При этом вся нагрузка передается на ступень 8 первого колена.
5.Классификация спасательных устройств, назначение, устройство, принцип действия, сроки и порядок испытания.
6.Назначение пожарных рукавов, их классификация, испытания, списание рукавов. Нормативные документы, регламентирующие требования по эксплуатации пожарных рукавов.
Пожарные рукава, это гибкие трубопроводы, оборудованные пожарными соединительными головками и предназначенные для транспортирования огнетушащих веществ.
Классификация пожарных рукавов. Вода для тушения пожаров подается насосами пожарных автомобилей и мотопомп из различных водоисточников. Наиболее простая схема подачи воды – это забор ее из цистерны пожарного автомобиля и подача насосом через магистральные 1 и рабочие 3 рукавные линии к стволам 4 (рис.3.1,а). Пожарные рукава, по которым огнетушащие вещества подаются под давлением, называются напорными. В случае использования открытых водоисточников (рис.3.1,б) для забора воды используют всасывающие рукава 5. При заборе воды из водопроводной сети (рис.3.1,в) используется напорно-всасывающий рукав 6 и короткий напорный рукав 8.
При достаточном давлении в водопроводной сети вода поступает в насос по рукавам 6 и 8. В случае недостаточного напора, она всасывается насосом по напорно-всасывающему рукаву 6.
Всасывающие рукава. Для комплектации пожарных автомобилей и мотопомп используются рукава всасывающие классов «В» (рабочая среда – вода) и «КЩ» (рабочая среда – слабые растворы неорганических кислот и щелочей), подразделяющиеся в зависимости от условий работы на две группы: 1 – всасывающие – для работы при разрежении и забора воды из открытых водоисточников; 2 – напорно-всасывающие – для работы под давлением и под разрежением.
Устройство всасывающих рукавов показано на рис.3.2. Они состоят из внутренней резиновой камеры 3, двух текстильных слоев 2 и 6, проволочной спирали 4, промежуточного резинового слоя 5 и наружного текстильного слоя 1.
Резиновые слои обеспечивают рукаву воздухо- и водонепроницаемость, а также эластичность и гибкость. Проволочная спираль 4 увеличивает механическую прочность и исключает сплющивание рукава под действием атмосферного давления. На концах всасывающих рукавов имеются мягкие (без спирали) манжеты для навязывания рукава на головки соединительные всасывающие 7 отожженной оцинкованной проволокой, диаметром 2,0 – 2,6 мм или металлическими оцинкованными хомутами.
На наружную поверхность манжеты каждого рукава наносится маркировка, содержащая наименование завода-изготовителя, номер стандарта, группу, тип, внутренний диаметр, рабочее давление (для рукавов 2-й группы), длину и дату изготовления.
Технические характеристики всасывающих рукавов, используемых на передвижной пожарной технике, представлены в табл.3.1.
Длина всасывающих рукавов определяется конструктивной особенностью пожарных автомобилей. Пенал для хранения всасывающих рукавов размещается, как правило, на надстройке пожарного автомобиля и имеет длину более 4 метров. Конструкция пенала обеспечивает сушку всасывающих рукавов за счет обдува при движении пожарного автомобиля.
Всасывающие рукава, поступившие в пожарную часть или на рукавную базу, подвергаются входному контролю. При этом, прежде всего проверяется наличие и данные маркировки. Рукава, прошедшие входной контроль, навязывают на головки соединительные всасывающие, после чего их подвергают испытаниям на герметичность при гидравлическом давлении и вакууме. Создав давление 0,2 МПа, его выдерживают в 10 минут. На рукаве не должно быть разрывов, местных вздутий, деформации металлической спирали. Под вакуумом 0,08 МПа рукав выдерживают 3 мин, падение разрежения при этом не должно превышать 0,013 МПа. При испытании не должно быть сплющиваний и изломов. Находящиеся на пожарных автомобилях всасывающие рукава испытывают при проведении ТО-1 автомобиля.
Напорные рукава предназначены для транспортирования огнетушащих веществ под избыточным давлением и могут быть использованы как для комплектации пожарных кранов и переносных мотопомп (рабочее давление 1,0 МПа), так и передвижной пожарной техники.
В зависимости от конструктивных особенностей и используемых материалов напорные рукава подразделяются на типы, которые приведены на рис.3.3.
По климатическому исполнению напорные рукава могут быть двух видов. Исполнения «У», рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от – 40 0 С до + 45 0 С и исполнения «УХЛ», рассчитанные на работу при температуре окружающей среды от – 50 0 С до + 45 0 С.
На передвижной пожарной технике применяют напорные рукава длиной 20±1 м, диаметром 51, 66, 77, 89, 150 мм.
Пожарные напорные рукава должны обладать высокой прочностью, хорошо сопротивляться истиранию, действию солнечных лучей, гнилостным процессам, агрессивным средам, низким и высоким температурам. Гидравлическое сопротивление потоку воды должно быть возможно малым, кроме того, к ним предъявляется ряд эргономических требований: легкость, малые габариты скаток, эластичность.
Напорные рукава из натуральных волокон имеют ограниченное применение. Сухие чистые льняные рукава сравнительно легкие, а их скатки малогабаритны. При подаче воды по таким рукавам наружная поверхность ткани чехла увлажняется за счет просачивания воды через стенки чехла (перколяция). Это повышает термостойкость льняных рукавов в условиях пожаров. Однако повышенная склонность льняных рукавов к гнилостным процессам, большие гидравлические потери, а также сложность эксплуатации в условиях низких температур ограничивают область их применения на пожарных машинах.
Напорные рукава с армирующим каркасом из синтетических волокон имеют несколько вариантов конструктивного исполнения (см. рис.3.3).
Устройство прорезиненного рукава, относящегося к типу напорных рукавов с внутренним гидроизоляционным слоем без наружного покрытия каркаса, показано на рис.3.4. Такой рукав имеет армирующий каркас 1, выполненный из синтетических волокон. В качестве внутреннего гидроизоляционного слоя 2 применяется резиновая камера, которая вводится внутрь армирующего каркаса 1, предварительно смазанного резиновым клеем 3 и вулканизируется паром под давлением 0,3…0,4 МПа при температуре 120…140 0 С в течение 40…45 мин.
Конструкция латексированного рукава представлена на рис.3.5. Он относится к типу напорных рукавов с внутренним гидроизоляционным слоем и с пропиткой армирующего каркаса тем же материалом, что и гидроизоляционный слой. Армирующий каркас 1 латексированного рукава изготавливают из синтетических волокон. Такой рукав имеет внутренний гидроизоляционный слой 2, выполненный из латексной пленки. Кроме того, армирующий каркас имеет пропитку раствором латекса, который образует наружную латексную пленку 3, выполняя функцию защитного слоя.
Конструкция напорного рукава с двусторонним покрытием показана на рис.3.6. Рукава двухслойной конструкции с внутренним гидроизоляционным 2 и наружным защитным 3 покрытием обладают рядом преимуществ по сравнению с другими типами рукавов. Внутренний гидроизоляционный слой 2 обеспечивает минимальные гидравлические потери для потока огнетушащего вещества, а наружный защитный слой 3 предохраняет ткань армирующего каркаса 1 от истирания, действия солнечных лучей. Это повышает надежность и долговечность рукавов.
К типу рукавов с двусторонним покрытием относятся напорные рукава с двусторонним полимерным покрытием и напорные рукава на рабочее давление 3,0 МПа.
Технические характеристики напорных пожарных рукавов для передвижной пожарной техники изложены в НПБ 152-2000, некоторые из них представлены в табл.3.2.
Параметры | Размерность | Все типы напорных рукавов для передвижной пожарной техники, внутренним диаметром, мм | Рукава на рабочее давление 3,0 МПа, | |||||
Внутренний диаметр, мм | ||||||||
Рабочее давление | МПа | 1,6 | 1,4 | 1,2 | 3,0 | |||
Разрывное давление, не менее | МПа | 3,5 | 2,8 | 2,4 | 6,0 | |||
Масса рукава длиной 1 м, не более | кг | 0,45 | 0,55 | 0,65 | 0,75 | 1,20 | 0,45 | 0,55 |
Толщина внутреннего слоя покрытия, не менее | мм | 0,35 | 0,35 |
Пожарные напорные рукава диаметром 77 мм и более применяют для прокладки магистральных линий (рис.3.1), а диаметром 51 и 66 мм – рабочих рукавных линий.
Параметры технических характеристик напорных рукавов во многом определяют эффективность действий пожарных подразделений. Так, шероховатость внутренней поверхности рукавов оказывает влияние на потери напора воды в рукавной линии и регламентирует предельно возможную длину этой линии.
Рукава | Длина рукава, мм | ||||
С армирующим каркасом из синтетических волокон с внутренним гидроизоляционным слоем | 0,13 | 0,034 | 0,015 | 0,007 | 0,0004 |
С армирующим каркасом из натуральных волокон без гидроизоляционного слоя | 0,24 | 0,077 | 0,030 | — | — |
Потери напора в магистральной рукавной линии могут быть определены по формуле
Длина любой рукавной линии зависит, прежде всего, от гидравлических сопротивлений рукавов Sp и расхода Q подаваемой воды. Так, предельная длина магистральной рукавной линии может быть определена по формуле
lпр =
, м (3.3)
Определяющим параметром в технических характеристиках напорных рукавов является его внутренний диаметр, от которого зависит масса скатки рукава (см. табл.3.2), рабочее давление, а также гидравлическая характеристика рукавной линии. На рис.3.7 приведена зависимость потерь напора в одном рукаве магистральной линии (длиной 20 м) в зависимости от расхода воды. Показано, как диаметр рукавов влияет на потери напора в линии.
Рукава различают и по теплофизическим характеристикам (рис.3.8). Из его анализа следует, что наилучшей теплоизолирующей способностью обладают латексированные рукава. У них меньшее значение коэффициента теплопроводности материала λ при отрицательных температурах. Это значит, что при подаче воды в условиях низких температур, ее охлаждение в линии из латексированных рукавов будет менее интенсивное по сравнению с другими типами рукавов. Вероятность обледенения такой рукавной линии снижается.
Указанные выше параметры напорных рукавов следует учитывать при их выборе для заданных условий эксплуатации.
Напорные рукава, поступившие в пожарную часть или на рукавную базу, после входного контроля навязываются на соединительные головки мягкой оцинкованной проволокой диаметром 1,6…1,8 мм (для рукавов диаметром 150 мм, диаметром 2,0 мм). После этого на рукав наносится маркировка принадлежности к рукавной базе или пожарной части. На рукавах, эксплуатируемых на рукавных базах, маркируется их порядковый номер. На рукавах, принадлежащих пожарной части, маркировка состоит из дроби, где в числителе указывается номер пожарной части, а в знаменателе – порядковый номер рукава. Далее рукава подвергаются гидравлическим испытаниям под давлением 1,0 МПа. Рукава на рабочее давление 3,0 МПа испытывают при рабочем давлении насоса автомобиля высокого давления.
Рукава, выдержавшие гидравлические испытания, поступают на сушку и передаются для эксплуатации. На новые рукава заводят паспорта. Находящиеся в эксплуатации рукава испытывают после каждого обслуживания и ремонта, а также два раза в год – при сезонном обслуживании пожарной техники.
7.Классификация огнетушителей. Назначение, виды, устройство, область применения, зарядные станции огнетушителей.
Огнетушители – переносные (или передвижные) устройства для тушения очага пожара за счет выпуска запасенного огнетушащего вещества. Они наиболее массовые и доступные средства пожаротушения. Их рекомендуют для тушения загораний на рабочих местах в технологических процессах ряда производств, в жилых помещениях, в общественных и промышленных сооружениях, на транспорте и т.д. вот поэтому они и являются первичными средствами пожаротушения.
В номенклатуре основных средств пожарной техники огнетушители по объему производств занимают более 45…50%.
Эффективность их применения очень высокая. Средняя площадь пожаров на объектах, оснащенными огнетушителями в 7,5…9,5 раз меньше, чем площади пожаров на объектах, где они отсутствуют. При этом в 8…10 раз снижаются и потери от пожара.