что относится к техническим наукам

Что относится к техническим наукам

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

что относится к техническим наукам. Смотреть фото что относится к техническим наукам. Смотреть картинку что относится к техническим наукам. Картинка про что относится к техническим наукам. Фото что относится к техническим наукам

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ – область знания, в которой описываются и изучаются закономерности «второй природы», т.е. технического мира. Знания технических наук оцениваются с точки зрения не только истинности, но и эффективности, поскольку создаются специально для использования в технике и инженерной деятельности. Первоначально (17–18 вв.) в инженерной деятельности применялись знания из отдельных естественных наук (отобранные или специально построенные), а также технологические знания (описание конструкций, технологических операций и т.д.). Именно естественно-научные знания позволяли мысленно вычленить и зафиксировать естественный процесс, реализуемый в инженерном устройстве, а также определить расчетным путем точные характеристики конструкций, обеспечивающих данный процесс.

Однако начиная с 18 в. складывается промышленное производство и формируется потребность в тиражировании и модификации изобретенных инженерных устройств (парового котла и прядильных машин, станков, двигателей для пароходов и паровозов и т.д.). В силу того, что инженер все чаще имеет дело не только с разработкой принципиально нового инженерного объекта (т.е. изобретением), но и с созданием сходного (модифицированного) изделия (напр., машины того же класса, но с другими характеристиками – иная мощность, скорость, габариты, вес, конструкция и т.д.), резко возрастает объем расчетов и конструирования. Другими словами, инженер теперь занят не только созданием нового инженерного объекта, но и разработкой целого класса таких объектов, сходных (однородных) с изобретенным. Это позволяло сводить одни случаи и одни группы знаний к другим. В результате начинают выделяться определенные группы естественно-научных знаний и схем инженерных объектов. Фактически это были первые знания и объекты технических наук, но существующие пока еще не в собственной форме. На этот процесс накладывались два других – онтологизация и математизация.

Онтологизация представляет собой поэтапный процесс схематизации инженерных устройств, в ходе которого эти устройства расчленялись на отдельные части и каждая замещалась «идеализированным представлением» (схемой, моделью). Подобные идеализированные представления вводились для того, чтобы к инженерному объекту можно было применить как математические, так и естественно-научные знания. Математизация (замещение инженерного объекта математическими моделями) была не только необходимым условием изобретения, конструирования и расчета, но и стадией построения нужных для этих процедур идеальных объектов естественной науки.

Накладываясь друг на друга, эти три процесса (сведение, онтологизация и математизация) и приводят к формированию первых идеальных объектов и теоретических знаний собственно технических наук. С первых шагов формирования технических наук на них был распространен идеал организации фундаментальной науки: знания об отношениях трактовались как законы или теоремы, а процедуры их получения – как доказательства. Другой фактор, повлиявший на формирование технических наук, – стремление упростить способы и процедуры установления и анализа отношений между параметрами инженерного объекта. Напр., в некоторых случаях громоздкие процедуры преобразования и сведения существенно упрощаются после того, как исходный объект замещается сначала с помощью уравнений математического анализа, затем в теории графов, так что преобразования осуществляются в каждом из этих замещающих слоев. Существенно изменяются и параметры процесса математизации. Если на первой стадии используются лишь отдельные фрагменты математических теорий, то в дальнейшем в технических науках переходят к применению целых комплексов математических средств. Это позволяет: а) решать задачи не только анализа, но и синтеза технических устройств, б) исследовать такие теоретически возможные случаи, которые охватывают всю изучаемую область инженерных объектов; в) выйти к теориям идеальных инженерных устройств (напр., теории идеальной паровой машины, теории механизмов, теории радиотехнического устройства и т.д.).

Идеальное устройство – это конструкция, которую исследователь создает из элементов и отношений идеальных объектов технических наук; она является моделью инженерных объектов определенного класса, имитируя основные процессы и конструктивные особенности этих инженерных устройств. В технических науках появляются не только самостоятельные идеальные объекты, но и самостоятельные объекты квазиприродного характера. Построение подобных конструкций-моделей существенно облегчает инженерную деятельность, поскольку, изучая их, инженер-исследователь может теперь анализировать основные процессы и условия, определяющие работу создаваемого им инженерного объекта.

В отличие от технических наук классического типа, возникших, как правило, на базе одной естественной науки (напр., электротехника формируется на базе теории электричества), технические науки неклассического типа (т.е. комплексные, напр. теоретическая радиолокация или информатика) складываются на базе нескольких естественных наук. Они состоят из разнородных предметных и теоретических частей, используют системные и блок-схемные модели разрабатываемых объектов, включают описание средств и языков, используемых в исследовании, проектировании и инженерных разработках. Комплексные технические науки отличаются и по объектам исследования. Помимо обычных технических и инженерных устройств они изучают и описывают еще по меньшей мере три типа объектов: системы человек–машина (компьютеры, пульты управления, полуавтоматы и т.д.), сложные техносистемы (напр., инженерные сооружения в городе, самолеты и технические системы их обслуживания – аэродромы, дороги, обслуживающая техника и т.д.) и, наконец, такие объекты, как технология или техносфера в целом.

В формировании неклассических технических наук в свою очередь можно выделить несколько этапов. На первом этапе складывается область однородных, достаточно сложных инженерных объектов (систем). Проектирование, разработка, расчеты этих объектов приводят к применению (и параллельно, если нужно, к разработке) нескольких технических теорий классического типа. При этом задача заключается не только в том, чтобы описать и конструктивно определить различные процессы, аспекты и режимы работы проектируемой (и исследуемой) системы, но и «собрать» все отдельные представления в единой многоаспектной модели. На втором этапе в разных подсистемах и процессах сложного инженерного объекта выявляются сходные планы и процессы (регулирование, передача информации, функционирование систем определенного класса и т.д.), которые позволяют, во-первых, решать задачи нового класса, характерные для таких инженерных объектов (напр., установление принципов надежности, управления, синтеза разнородных подсистем и т.д.), во-вторых, использовать для описания и проектирования таких объектов определенные математические средства (математическую статистику, теорию множеств, теорию графов и т.п.). Т.о., создание технических теорий неклассического типа предполагает предварительное использование технических наук классического типа, а также синтез их на основе системных, кибернетических, информационных и т.п. представлений.

На третьем этапе в рамках технических наук неклассического типа создаются теории идеальных инженерных устройств (систем). Напр., в теоретической радиолокации после 1950-х гг. были разработаны процедуры анализа и синтеза теоретических схем радиолокационной станции (РЛС). С этой целью строится однородный идеальный объект радиолокации – «идеальная РЛС», относительно которой формулируются основное уравнение дальности радиолокации и уравнения, определяющие ее рабочие характеристики. Создание теории идеальных инженерных устройств венчает формирование и классических, и неклассических технических наук. Идеальные инженерные устройства живут и функционируют не только по законам первой природы, но и по «законам» второй природы, в которой рождаются и живут инженерные объекты.

1. Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. Л., 1977;

2. Горохов В.Г. Методологический анализ научно-технических дисциплин. М., 1984;

3. Философия техники: история и современность. М., 1997.

Источник

Технические науки

Технические науки — комплекс наук, исследующих явления, важные для развития техники, либо её саму (изучает техносферу). Эволюционировали из ремёсел. Огромный вклад в развитие технических наук сделали великие инженеры древности: Архимед, Герон, Папп, Витрувий, Леонардо да Винчи. Одной из первых технических наук стала механика, которая долгое время существовала в тени физики и архитектуры. С начала индустриальной революции появилась необходимость академического изучения техники и технологий. Началась сциентизация инженерного знания. В XIX веке появилась электротехника, а в XX веке — радиотехника, космонавтика, робототехника и так далее.

Первым российским техническим учебным заведением стала основанная в 1701 году Школа математических и навигацких наук. Одним из первых образовательных учреждений в области технических наук стала Политехническая школа Гаспара Монжа, основанная в 1794 году. Первым высшим инженерным учебным заведением стало, в результате добавления офицерских классов в 1810 году, Главное инженерное училище Российской империи.

Содержание

Специфика технических наук

Буквально до XIX века человечество знало только два типа наук: естественные и гуманитарные. Технические науки занимают промежуточное положение, ибо техника является продуктом человеческого духа и не встречается в природе, но тем не менее она подчиняется тем же объективным закономерностям, что и естественные объекты. Техника становится для человека своего рода искусственной природой, в которой человек создаёт свои законы.

Специфика технических наук заключается в том, что они исследуют законы этой искусственной природы и их взаимосвязь с естественными законами. Кроме того, техническое познание может не иметь своего объекта исследования в реальности, так как его ещё следует сконструировать.

Примеры технических наук

Методы

Основным методом технических наук является математическое и компьютерное моделирование (а при его невозможности — физическое моделирование) предполагаемых или реализованных конструкций.

См также

что относится к техническим наукам. Смотреть фото что относится к техническим наукам. Смотреть картинку что относится к техническим наукам. Картинка про что относится к техническим наукам. Фото что относится к техническим наукам Это заготовка статьи о науке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Это примечание по возможности следует заменить более точным.
Геометрическая оптика • Физическая оптика • Волновая оптика • Квантовая оптика • Нелинейная оптика • Теория испускания света • Теория взаимодействия света с веществом • Спектроскопия • Лазерная оптика • Фотометрия • Физиологическая оптика • Оптоэлектроника • Оптические приборы
Смежные направленияАкустооптика • Кристаллооптика
Общая (физическая) акустика • Геометрическая акустика • Психоакустика • Биоакустика • Электроакустика • Гидроакустика • Ультразвуковая акустика • Квантовая акустика (акустоэлектроника) • Акустическая фонетика (Акустика речи)
Прикладная акустикаАрхитектурная акустика (Строительная акустика) • Аэроакустика • Музыкальная акустика • Акустика транспорта • Медицинская акустика • Цифровая акустика
Смежные направленияАкустооптика
Общие разделыАнатомия растений • Биохимия растений • Геоботаника • География растений • История ботаники • Морфология растений • Систематика растений • Физиология растений • Фитопатология • Флористика • Экология растений
Частные разделыАльгология • Бриология • Дендрология • Диаспорология • Карпология • Лихенология • Микология • Палеоботаника • Палинология • Помология • Птеридология
Прикладные разделыБотаническое ресурсоведение • Этноботаника
Другие разделыБиоакустика • Биоинформатика • Биологическая систематика • Биология развития • Биология человека • Генетика • Геномика • Гидробиология (Биология океана) • Гистология • Космическая биология (Астробиология, Ксенобиология) • Криобиология • Математическая биология • Молекулярная биология • Палеонтология • Патология • Протистология • Таксономия • Физиология • Хронобиология • Цитология • Эволюционная биология • ЭтологияСвязанные наукиБиофизика • Биохимия • Лимнология • Тератология • Биометрия • Бионика • Морфология • Системная биологияСм. такжеВозникновение жизни
По времени
ЭпохиАнтичная философия (Древнегреческая философия) • Средневековая философия • Философия Возрождения • Философия Нового времени • Современная философия
ВекаXVII • XVIII • XIX • XX
По географическому
положению
По регионамАфриканская философия • Восточная философия • Западная философия • Европейская философия (Континентальная философия) • Латиноамериканская философия
По странамАвстралийская философия • Азербайджанская философия • Американская философия • Английская философия • Китайская философия • Индийская философия • Иранская философия • Испанская философия • Итальянская философия • Казахская философия • Немецкая философия • Польская философия • Русская философия • Французская философия • Таджикская философия
По отношению к
религии
Философия индуизма • Исламская философия • Христианская философия • Буддийская философия • Еврейская философия

Полезное

Смотреть что такое «Технические науки» в других словарях:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ — ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ область знания, в которой описываются и изучаются закономерности “второй природы”, т. е. технического мира. Знания технических наук оцениваются с точки зрения не только истинности, но и эффективности, поскольку создаются… … Философская энциклопедия

технические науки — ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ область исследования, проектирования и конструирования искусственных объектов с помощью естественнонаучных и математических методов, цели которой определяются практическим использованием полученных результатов для… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Технические науки — специфическая форма технического знания, которая открывает и изучает законы, явления и процессы технических устройств и способы использования законов природы в процессе технического творчества. В настоящее время технические науки являются… … Энциклопедия культурологии

технические науки — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN engineering sciences … Справочник технического переводчика

технические науки — technikos mokslai statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. engineering sciences vok. Technik Wissenschaften, f; technische Wissenschaften, f rus. технические науки, f pranc. sciences techniques, f … Fizikos terminų žodynas

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ — множество теоретических и прикладных дисциплин о машинах, механизмах, устройствах и их совокупностях, способных эффективно и надежно осуществлять определенные действия и операции. Основными теоретическими дисциплинами в области технических наук… … Философия науки: Словарь основных терминов

Технические науки — подсистема естественных наук, имеющая дело не только с природными явлениями, но и с результатами работы других людей … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

СССР. Технические науки — Наука в СССР наука в СССР была одной из наиболее развитых отраслей народного хозяйства. Значительная часть населения СССР (1 млн. человек) работала в научных организациях. Наиболее были развиты технические науки, имелись значительные достижения и … Википедия

СССР. Технические науки — Авиационная наука и техника В дореволюционной России был построен ряд самолётов оригинальной конструкции. Свои самолёты создали (1909 1914) Я. М. Гаккель, Д. П. Григорович, В. А. Слесарев и др. Был построен 4 моторный самолёт… … Большая советская энциклопедия

Технические энциклопедии — и словари, научно справочные издания, содержащие систематизированный свод сведений по технике (технологическому оборудованию и процессам, предметам труда и т. п.), техническим и смежным наукам. Т. э. подразделяются на общие (охватывающие… … Большая советская энциклопедия

Источник

Технические науки

Категории Технические науки | Под редакцией сообщества: Технические науки

Технические науки ( технологии, инженерные науки) – это прикладные науки, исследующие технику и явления, связанные с её созданием, развитием и взаимодействием с природой и человеком.

Технические науки обеспечивают перенос знаний человека в физическую среду посредством создания техники, совокупность которой составляет искусственную, сознательно созданную среду обитания для человека – техносферу. Технические науки связаны с естественными и общественными науками, поскольку, хотя техника является продуктом исключительно человеческой созидательной деятельности, но подчиняется она тем же объективным законам, что и естественные объекты.

Содержание

↑Объекты и методы технических наук

Объектами изучения технические наук являются не только материальные, существующие объекты техники, но и объекты ещё не существующей техники, которую требуется создать. Поэтому основными методами технических наук являются моделирование и проектирование.

↑История техники и научно-технический прогресс

Нa протяжении тысячелетий бесчисленное количество поколений постепенно, шаг за шагом подчиняло силы природы, осваивало обширные земные и водные просторы, создавало орудия и средства для производства материальных благ. Безыменные изобретатели каменных орудий, лука и стрел первобытной эпохи, строители величественных сооружений древности, ремесленники и ученые средневековья, творцы первых рабочих машин периода промышленной революции, деятели науки и техники прошлого и особенно настоящего столетия кропотливо и напряженно изучали явления и законы природы и на их основе создавали все новые и новые технические средства.

В великих открытиях и завоеваниях современной науки и техники есть доля труда народов всех стран мира: и русского механика И. Кулибина, и чешского изобретателя И. Божека, и первого русского теплотехника И. Ползунова, и создателя паровой машины англичанина Д. Уатта. Китайский кузнец Би Шэн, среднеазиатский ученый Ибн-Сина, итальянский ученый Г. Галилей, поляк Н. Коперник, белорус Г. Скорина, французский мыслитель Р. Декарт, русский М. Ломоносов, американцы В. Франклин и Т. Эдисон, немец Р. Майер, англичанин М. Фарадей, швед И. Берцелиус и многие другие внесли неоценимый вклад в мировую сокровищницу науки, техники и культуры.

Мы гордимся тем, что в первом ряду ученых, которые своими трудами создавали научно-технические предпосылки для полета человека в космос, стоят имена русского ученого-революционера Н. Кибальчича, моряка А. Можайского, ученого-мечтателя, теоретика космических полетов К. Циолковского, Д. Менделеева, Н. Жуковского.

Истоки научно-технического прогресса в мануфактурном производстве 16-18 вв., когда научно-теоретическая и техническая деятельность начинают сближаться. До этого материальное производство медленно эволюционировало преимущественно за счёт накопления эмпирического опыта, тайн ремесла, собирания рецептов. Наряду с этим шёл столь же медленный прогресс в научно-теоретических знаниях о природе, которые находились под влиянием теологии и схоластики и не оказывали постоянного и сколько-нибудь существенного влияния на производство. Научный и технический прогресс были двумя, хотя и опосредованными, но относительно самостоятельными потоками человеческой деятельности.

Второй этап: Возникновение машинного производства в конце 18 в. было подготовлено результатами предшествующего научно-технического творчества большой армии математиков, механиков, физиков, изобретателей, умельцев. Паровая машина Дж. Уатта явилась «плодом науки», а не только конструкторско-технической деятельности. Машинное производство, в свою очередь, открыло новые, практически неограниченные возможности для технологического применения науки. Его прогресс во всё большей степени определяется прогрессом науки и само оно впервые выступает как «предметно воплощающаяся наука» (см. К. Маркс, там же, т.46, ч.2, с.221). Всё это означает переход к новому, второму этапу научно-технического прогресса, который характеризуется тем, что наука и техника взаимно стимулируют развитие друг друга во всё ускоряющихся темпах. Возникают специальные звенья научно-исследовательской деятельности, призванные доводить теоретические решения до технического воплощения: прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, производственные исследования. Научно-техническая деятельность становится одной из самых обширных сфер приложения человеческого труда.

Третий этап научно-технического прогресса связан с современной научно-технической революцией. Под её воздействием расширяется фронт научных дисциплин, ориентирующихся на развитие техники. В решении технических задач участвуют биологи, физиологи, психологи, лингвисты, логики. На ускорение технического прогресса прямо или косвенно влияют также многие направления общественных наук: экономика и организация производства, научное управление экономическими и социальными процессами, конкретные социальные исследования, производственная эстетика, психология и логика технического творчества, прогнозирование. Всё более явной становится лидирующая роль науки по отношению к технике. Целые отрасли производства возникают вслед за новыми научными направлениями и открытиями: радиоэлектроника, атомная энергетика, химия синтетических материалов, производство ЭВМ и др. Наука становится силой, непрерывно революционизирующей технику. В свою очередь, техника также постоянно стимулирует прогресс науки, выдвигая перед ней новые требования и задачи и обеспечивая её всё более точным и сложным экспериментальным оборудованием. Характерной чертой современного научно-технического прогресса является то, что он захватывает не только промышленность, но и многие другие стороны жизнедеятельности общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, сферу быта. Яркое воплощение единство научной и технической деятельности находит в прорыве человечества в космос. Научно-технический прогресс служит основой социального прогресса.

↑Роль и место технических наук в современной цивилизации

В отличие от фундаментальных наук, технические науки имеют исключительно прикладное, практическое назначение.

Технические науки оперируют, в подавляющем преимуществе, понятием процедура (от лат. processus – продвижение) – взаимосвязанная последовательность действий, направленных на достижение поставленных задач (например, достижения заданных тактико-технических характеристик), в заданных граничных условиях (сроки, зартаты, …). Именно прикладная направленность технических наук привела к созданию первых тепловых двигателей, летательных аппаратов (вплоть до космических) и т.д. и т.п.

Тем не менее, именно технические науки в составе иных прикладных наук играют основную роль в развитии технологий.

Цивилизация, сделавшая выбор в пользу технологического (а не гуманитарного) развития в начале 19 в., зависит, в первую очередь, от технологий. Без, например, эффективной энергетики современное качество жизни на большой части заселённых территорий Земли было бы практически недостижимо. Без современных технологий численность население планеты не смогло бы достичь современных значений.

Степень влияния технологий и фундаментальных наук на современный мир можно продемонстрировать на примерах стран юго-восточной Азии (Китая, Японии, Ю.Кореи), которые, не имея школ фундаментальных наук, заняли ведущие места в мировой экономике именно благодаря использованию (заимствованию, копированию, закупке) технологий. И наоборот, страны с высоким уровнем развития фундаментальных наук, включая Западную Европу ( университеты которой на полтысячелетия старше первого российского университета) оказались на далеко не лидирующих позициях в современной технологической цивилизации.

Именно технологии и связанные с ними производства техники и изделий и определили современную цивилизацию и расстановку сил на планете. Так, например, США, в начале 19 в. существенно отстававшие от развитых стран Европы, благодаря 1 и 2 мировым войнам стали супердержавой. Это произошло благодаря незначительному участию в военных действиях и минимальным военным потерям, с одной стороны и получению огромных прибылей от продажи военной техники союзникам, с другой стороны. В частности, СССР смог расплатился за поставки по ленд-лизу только к середине 1980-х гг. Кроме того, в результате войны, США получили научно-технические разработки фашистской Германии (в том числе, в области ядерной, ракетной, авиационной техники), что обеспечило технологический задел развития США на многие годы.

↑Взаимосвязь науки и техники

В основе техники лежит использование законов природы. Вся история техники раскрывает диалектическое взаимодействие техники и естествознания. Решая тот или иной технический вопрос на основе уже открытых законов природы, человек вместе с тем открывает новые свойства вещей и тем двигает вперед естествознание. Хотя технические науки появились и начали развиваться сравнительно недавно, в начале 19 века, сама техника появилась значительно раньше.

Интенсивное развитие науки и техники, их взаимосвязь и взаимодействие, превращение науки в непосредственную производительную силу составляет одну из важнейших сторон современной научно-технической революции. На базе научных достижений и открытий происходят качественные изменения во всех отраслях современной техники. В корне преобразуются технические средства, системы, устройства, технологические методы производства. В современном производстве произошел переход от механизации отдельных процессов труда к комплексной механизации, автоматизации всего производства, к широкому использованию автоматизированных систем управления ( АСУ), промышленной робототехники. В ходе научно-технического прогресса произошла сплошная электрификация производства. Механические методы обработки материалов во многих случаях заменяются или дополняются более совершенными, использующими новейшие достижения физики и химии (ультразвуковая, высокочастотная, электроэрозионная, лазерная и др. виды обработки). Развитие биотехнологий позволяет эффективно применять для решения инженерных задач биологические методы, использовать в различных областях техники опыт живой природы. Биотехнология позволяет реализовать биологические методы получения многих продуктов и веществ (например, при производстве белковой пищи, ферментов, витаминов и т.д.). Прогресс химической науки и технологии даёт возможность рационально изменять свойства природных материалов, создавать широкую гамму синтетических материалов, ускорять технологические процессы и на этой основе повышать производительность и улучшать качество промышленной продукции. Интенсивное развитие естественных и технических наук обусловливает активное познание человеком законов микромира, расширяет сферу деятельности человека, обеспечивая возможность его выхода в космос и практическое использования космической техники в интересах общества.

↑Категоризация технических наук

Общепринятой структуризации, номенклатуры видов технических наук не существует. Используемые подходы к структуризации технических наук в России и развитых странах Запада имеют много общего, так как основаны на сходной истории и потребностях технического и технологического развития, но имеют и ряд особенностей.

↑Категоризация технических наук в России

Легитимной категоризацией технических наук, принятой в современной России является номенклатура специальностей научных работников высшей аттестационной комиссии (ВАК). При этом с одной стороны, специальности научных работников в области технических наук связаны с текущими и перспективными практическими потребностями общества в производстве техники и развитии технологий, а с другой стороны практически со всеми естественными и даже гуманитарными науками. Номенклатура специальностей научных работников, утверждённая Министерством образования и науки Российской Федерации, включает в себя следующие технические науки:

Полная номенклатура специальностей научных работников в области технических наук всего насчитывает 131 специальность, при этом ряд специальностей имеют, кроме того, отраслевую диверсификацию. Хорошо видно, что структурирование технических специальностей, т.е. специальностей, по которым человек получает диплом инженера (выпускник технического ВУЗа), научную степень кандидата и доктора технических наук, учёное звание профессора, доцента и старшего научного сотрудника, имеет прежде всего отраслевую, прикладную направленность.

Кроме 131 специальности в области технических наук, получить научную степень кандидата и доктора технических наук можно по 82 специальностям в не технических науках, в том числе:

Это иллюстрирует, насколько тесно связаны технические науки практически со всеми естественными и гуманитарными науками на современном уровне развития. Кроме того, в перечисленные специальности не включено большое количество технических специальностей, связанных с военной техникой и вооружениями.

Номенклатура специальностей не является догмой и постоянно изменяется в процессе научно-технического прогресса. Содержание, название и состав специальностей изменяется со временем, устаревшие специальности исключаются из номенклатуры, появляются новые, например, в области нанотехнологий.

Другим примером категоризации технических наук может служить классификатор конкурсов Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), который актуализируется ежегодно в соответствии с актуальными потребностями развития отечественной науки. В соответствии с классификатором РФФИ 2010 г., категории технических наук ( технологий), по которым РФФИ предоставляет на конкурсной основе гранты на исследования, представлены в разделе «Фундаментальные основы инженерных наук». Обратим внимание, что в понятия «технические науки ( технологии)» и «инженерные науки» являются, по сути, синонимами в трактовке наиболее динамичного государственного органа в области развития наук. РФФИ за счёт государственного бюджета в 2010 г. предоставляет гранты на исследования в области инженерных наук по следующим основным направлениям:

Обратим внимание на то, что государство, в лице РФФИ, заинтересовано в развитии энергетики, которая присутствует в половине из областей государственной поддержки инженерных наук, а также на тот факт, что традиционные физико-химические области естественных наук (процессы тепломассообмена, свойства веществ и материалов) поддерживаются государством именно в практическом, прикладном контексте, в области прикладных технологий, а не теорий.

↑Международная категоризация технических наук

Как говорилось выше, общепринятой категоризации, номенклатуры видов технических наук до сих пор не существует. Попытка создать международный стандарт в области категоризации наук была сделана ЮНЕСКО (образовательной, научной и культурной организацией под эгидой ООН) ещё в конце 1988 г. Проект международного стандарта номенклатуры областей науки и техники ( Proposed International Standard Nomenclature for Fields of Science and Technology ) предусматривал следующую номенклатуру технических наук:

1. Industrial technology – Промышленная технология

4. Mechanical engineering and technology – Технология машин и механизмов

5. Medical technology – Медицинская технология

6. Metallurgical technology – Металлургия

7. Metal products technology – Металлообработка, металлоизделия

8. Motor vehicle technology – Технология моторизованных средств передвижения

9. Mining technology – Горное дело

10. Naval technology – Кораблестроение

12. Petroleum and coal technology – Технология нефти, газа и угля

13. Power technology – Энергетика

14. Railway technology – Железнодорожный транспорт

15. Space technology – Космонавтика

16. Telecommunication technology – Телекоммуникации и связь

17. Textile technology – Технология лёгкой промышленности

18. Transportation systems technology – Технология транспортных систем

19. Unit operation technology – Технология производственных процессов

20. Urban planning technology – Технология планирования развития территорий

21. Other technological specialities – Прочие технические специализации

Предложенный проект международного стандарта номенклатуры технических наук имеет открытую структуру, в каждом пункте может быть до 99 различных специализаций (специальностей), которые могут быть связаны со смежными специализациями как в категории технических наук, так и вне её.

↑Техническое образование

В Российской Федерации действует Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО)[1], определяющий государственный стандарт на высшее и среднее профессиональное образование.

Квалификация по направлению подготовки и/или специальности высшего и среднего профессионального образования определяет уровень обученности, подготовленности к выполнению определенных профессиональных задач.

Стандарт образования предусматривает следующие уровни квалификации:

Перечень специальностей образования в области технических наук содержит большое количество укрупненных групп специальностей и направлений подготовки и специальностей.

↑Рекомендуемая литература

1. А.А. Зворыкин, Н.Н.Осьмова, В.И.Чернышев, С.В.Шухардин. История техники. [Отв. ред. канд. экон. наук Ю.К.Милонов.] М., Соцэкгиз, 1962. 772 с. [Акад. наук СССР. Ин-т истории естествознания и техники].

3. Техническая энциклопедия. Под ред. Л.К. Мартенса. АО «Советская энциклопедия», Москва, 1927-1934 гг.:

Том 1. Аэродинамика
Том 2. Аэродинамика – Бумажное производство
Том 3. Бумажный брак – Водорода перекись.
Том 4. Водородные ионы – Газовые двигатели
Том 5. Газовые ткани – Графическая статика
Том 6. Графические методы – Доменная печь
Том 7. Доменное производство – Жидкий воздух
Том 8. Жидкий уголь – Изоляционные электротехнические материалы
Том 9. Изометрия – Катапульта
Том 10. Кататермометр – Копалы
Том 11. Копер – Леса и подмости
Том 12. Леса сорта – Метиловый алкоголь
Том 13. Метиловый фиолетовый – Мышьяк
Том 14. Мышьяка соединения – Оливин
Том 15. Оливковое дерево – Патентное право
Том 16. Патока – Подвижные мосты
Том 17. Подводные лодки – Производство овощей
Том 18. Прокатка – Размотка пряжи
Том 19. Разработка полезных ископаемых – Ряжи
Том 20. Сады-города – Сита Том 21. Ситовейка – Стеариновая кислота
Том 22. Стеариновое производство – Теплопередача
Том 23. Теплопроводность – Труба Том 24. Труболитейное дело – Фильтры
Том 25. Фитопатология – Шарнирные направляющие механизмы
Том 26. Шаровые и трубные мельницы – Ящичное производство

Ссылки

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *