что относится к условию существования любой функциональной связи психология
Общая психология
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Общая психология». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общая психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
6. Психика и ее основные функции
Психика — свойство высокоорганизованной живой материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.
Основными функциями психики являются тесно взаимосвязанные между собой отражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности.
Отражение есть способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в своих изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов.
Форма отражения зависит от формы существования материи. В природе можно выделить три основные формы отражения:
• физическая форма отражения, соответствующая низшему уровню организации жизни, характерная для взаимодействия объектов неживой природы;
• физиологическая форма отражения;
• психическое отражение, форма наиболее развитая и сложная, со специфической для человека наивысшей ступенью отражения — сознанием.
Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.
Сознание интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком.
Самосознание — способность человеческой психики отделить в своем представлении себя, собственное «Я», от жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, субъективность предметом осмысления, понимания, а главное — предметом практического преобразования.
Именно самосознание определяет границу, разделяющую животный и человеческий способы бытия.
Особенности психического отражения:
• субъективность, т. е. опосредованность прошлым опытом человека и его индивидуальностью: мы видим один мир, но он предстает для каждого из нас по-разному;
• объективность, так как психическое отражение все же дает возможность строить «внутреннюю картину мира», адекватную объективной реальности;
• опережающий характер: оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека.
Благодаря регуляции поведения и деятельности человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность преобразовывать этот мир в процессе целенаправленной деятельности.
Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.
Специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.
Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу; ее отражение (полноценную деятельность мозга); взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Итак, подводит итоги своим методологическим рассуждениям Кондратьев, исследование причинной связи может происходить в форме выявления односторонних и двусторонних зависимостей. Вторую можно назвать исследованием причинно-функциональных связей, а первую — исследованием функциональной зависимости (здесь выбор независимой переменной заранее предопределен).
Между двумя формами или видами социально-экономического исследования существует достаточно тесная аналогия. Функциональная связь, как
Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 160.
она понимается математикой, говорит лишь о соотношении величин между собой, и она всегда обратима. Если Y=f(x), то всегда и х =f(Y). Этого нельзя сказать о причинной связи: во-первых, далеко не всегда описываемые ею явления можно выразить через количественные соотношения (поскольку речь обычно идет о возникновении качественно новых явлений), во-вторых она никогда не обратима. Наряду с этим «математическая функциональная связь идеальна, в то время как причинная связь имеет реальный физический психический и т.д. характер». Задача науки состоит в том, чтобы изучать вилы и формы причинных зависимостей. Отдавая явное предпочтение более точным и строгим функциональным связям, Кондратьев, как в свое время М. Вебер, выбирает в качестве предмета социальных наук все-таки причинные зависимости.
Таким образом, Кондратьев предлагает различать у каждого события переменную часть — круг изменяющихся причин, выявляющих его своеобразие и изменчивость, и постоянную часть, состоящую из общих с другими событиями причин (рис. 29). В физическом мире вторая часть перевешива-
Рис. 29. Соотношение постоянной и переменной частей совокупности причин одного события в физическом и социальном мирах, объясняющее, согласно Кондратьеву, устойчивость первого
и неустойчивость второго
62 Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 220.
Благодаря тому что в социальном мире переменная часть больше постоянной, отклонения, т.е. нарушение общей закономерности, происходят чаще, чем в естественном мире, где постоянная часть больше. В результате одни и те же явления (например, установление демократического режима или тирании), взятые из разных эпох или разных стран при структурном сходстве, могут и не быть идентичными, т.е. помещаемыми в один и тот же класс эмпирических явлений. Иными словами, тирания в России и тирания в Афинах — два разных явления. И это различие коренится в онтологической сущности явлений, а не в несовершенстве приемов познания.
В природе многие изменения протекают очень медленно, например астрономические, а потому неуловимы для нашего познания. Но есть события, например в области геологии, которые изменяются достаточно быстро, а потому легко фиксируются научным методом.
^ Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 220. б5 Там же. С. 222. м т ам же. С. 200. 6?Тамже. С. 210. Там же. С. 220.
Проблема направленности функциональных связей
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие функциональных связей
Связь – это одна из философских категорий, выражающая взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и времени, а также непосредственно отношения между субъектами, проявляющиеся в том, что состояния или свойства любого из них могут измениться при изменении состояний и свойств других.
Беспричинных явлений не бывает. Однако это совсем не значит, что все связи между явлениями в окружающем мире являются причинно-следственными. Казуальность – это самый существенный и всеобщий, но при этом далеко не единственный тип детерминации. Вместе с казуальностью и при относительном единении с нею, обнаруживаются и такие довольно существенные типы детерминации, как:
Следует отметить, что рассмотрение обозначенных типов детерминации свойственно только для постклассической науки и постклассической философии. Это объясняется тем, что в классической науке, а значит и в философии главенствовал лапласовский детерминизм с его абсолютизацией динамической однозначной причины явления.
Функциональная связь – это такие отношения между объектами, при которых изменения каждого из них соответствуют друг другу. Именно соответствуют, а не причиняются друг другу. Как правило, объекты, которые находятся между собой в функциональных взаимодействиях, связаны генетически, то есть каузально, только в том смысле, что являются производными от одного и того же основания. В самой же функциональной связи объектов нет главных признаков причинно-следственной связи:
Готовые работы на аналогичную тему
Причинная и функциональная связь
Один из путей проникновения в причинные связи – исследование функциональных связей. Так, выяснение причин изменения электрической проводимости металла потребовало установить функциональную зависимость, например, между температурой и электрической проводимостью. Познание причин болезней связывают с уяснением нарушений соответствующих функций организма.
Функциональная связь – это определенная зависимость явлений, при которой изменение одного явления сопровождает изменение другого.
В самом простом случае это можно выразить в математическом виде следующей формулой х = f(у), где у – переменная, именуемая функцией переменной х, если при этом каждому значению х будет соответствовать определенное значение у.
Например, для экономики важнейшими функциональными связями выступают связи между накоплением и потреблением, национальным доходом и капитальными вложениями, между производством средств и производством предметов потребления.
Благодаря функциональным зависимостям можно выразить закономерные связи сосуществующих свойств и явлений. В таком случае имеет место явление обратимости, то есть возможности переставлять местами независимые переменные и зависимые от них функции. Например, соотношение радиуса и площади круга, давления и объема газа в замкнутом сосуде. Через функциональные связи можно также описать законы, которым характерна необратимость связей. Функциональный подход является наиболее важным, когда в качестве предмета изучения рассматриваются процессы, внутренний причинный механизм которых пока неизвестен и выступает в качестве своего рода «чёрного ящика». Когда же требуется объяснить какое-либо явление, необходимо ставить вопрос о его причине. В науках, особенно в естествознании, принято выделять несколько типов причин:
Полная причина – это совокупность всех событий, при наличии которых появляется следствие. Установить полную причину можно только для достаточно простых событий, в которых принимают участие относительно небольшие группы элементов. Обычно исследование направляется на раскрытие специфических причин события.
Специфическая причина – это совокупность определенного количества обстоятельств, взаимодействием которых вызывается следствие. При этом специфическими причинами вызывается следствие, если есть ряд других обстоятельств, которые уже были в этой ситуации до того, как наступило следствие. Эти обстоятельства составляют условия действия специфической причины.
Иногда бывает так, что причиной события являются сразу несколько обстоятельств, каждое из которых необходимо, но недостаточно, чтобы наступило явление.
Главная причина – это та, которая из всей совокупности причин играет решающую роль.
Также выделяют внутренние и внешние причины. Внутренние причины работают, не выходя за рамки данной системы, а внешней причиной характеризуется взаимодействие одной системы с другой.
Например, развитие любого производства – это внутренняя причина развития человеческого общества.
Существенное значение имеют и внешние причины, например, взаимодействие организма со средой, общества с природой, взаимоотношения между государствами. Причины делятся на объективные и субъективные.
Объективные причины осуществляются не зависимо от человеческих воли и сознания. Субъективные причины заключаются в целенаправленных действиях людей, их решимости, организованности, опыте и знаниях. Необходимо отличать непосредственную причину, то есть вызывающие и определяющие данное действие, и причины опосредованные, вызывающие и определяющие действие через несколько промежуточных звеньев.
Например, при получении человеком сильной психической травмы, ее действие может не сразу проявиться. Однако через несколько лет, при действии соответствующих условий, влияние этой травмы проявилось посредством определенного симптома болезни. Это и будет опосредованной причиной.
Ответы. ответы. К критериям авторитетного стиля воспитания относится b высокий уровень контроля
К критериям авторитетного стиля воспитания относится:
b. высокий уровень контроля
d. эмоциональное принятие ребенка
К критериям либерального стиля воспитания относится:
c. эмоциональное принятие ребенка
d. низкий уровень контроля
Особенности дисгармоничного стиля воспитания:
a. низкий уровень родительского мониторинга
d. завышение требований к ребенку
Особенности компенсаторной гиперопеки как дисгармоничного стиля воспитания:
c. повышенная опека
Особенности скрытой гипопротекции:
c. низкий уровень контроля
Ответьте, верно ли утверждение о гипопротекции: «Родитель, казалось бы, заинтересован в ребенке, но на самом деле обычно удовлетворяются лишь витальные его потребности»?
a. верно
Отношения, относящиеся к гармоничному стилю воспитания:
a. признание самоценности личности ребенка
При авторитарном стиле воспитания у детей формируется:
a. пассивность
При индифферентном стиле воспитания у ребенка формируются:
a. неуверенность в себе
b. зависимость
c. тревожность
При потворствующей гиперпротекции у ребенка формируется внутренняя позиция:
c. Вы существуете ради меня
Авторитетность родителей и низкий уровень конфликтности определяют:
c. эмоциональное принятие
Возможные тактики работы с родителями при запросе о нарушении взаимоотношений в семье:
a. работа с эмоциональной, чувственной стороной взаимоотношений
b. формирование эффективных навыков взаимодействия родителей и детей
d. информирование родителей по вопросам воспитания и психологического развития детей
Деструктивные стратегии разрешения конфликта:
a. стратегия «победа любой ценой»
b. игнорирование асоциального поведения ребенка
Конструктивные функции конфликта:
a. рост личностной компетентности ребенка
c. освоение разных стратегий поведения в конфликте
d. «запаса прочности» для эффективного разрешения будущих проблем
Основная задача кризиса трёх лет:
b. ребенком приобретается опыт: жить в мире, в котором воля ограничена волей других людей
Ответьте, верно ли утверждение на информационно-дефицитном этапе развития коммуникационной проблемы: «Индивид мысленно обращается к другому, а точнее – к своему представлению о другом, с так или иначе выраженной просьбой, требованием, намеком и мысленно получает его ответ»?
b. верно
Третий этап развития коммуникационной проблемы:
c. поведенчески-коммуникационный этап
Что происходит, если взрослый после конфликта демонстрирует ребенку чувство обиды?
a. симптом парентификации
Определите шкалы методики «Детско-родительские отношения подростков» П. Трояновской (ДРОП). Приведите их в соответствие:
a. методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» Т. Ю.Андрущенко и Г. М.Шашловой
Опросник стиля семейного воспитания Э. Г. Эйдемиллера, позволяет выявить:
a. наличие шести психогенных стилей
Опросник эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой (методика ОДРЭВ) содержит следующие блоки:
a. блок эмоционального принятия
b. блок чувствительности
Ответьте, верно ли утверждение в поэтапной методике изучения семьи: «Этап III. Выявление психотравмирующей ситуации. Основываясь на знании семьи, на характеристике ее «мыслительной модели», решить, что произойдет при коррекции коммуникации, взаимного представления, механизмов интеграции, взаимного влияния»?
b. неверно
Преобладание шкалы гиперпротекции в опроснике стиля семейного воспитания определяет:
d. воспитание ребенка является центральным делом жизни родителей
Преобладание шкалы потворствующая гиперпротекция в опроснике стиля семейного воспитания определяет:
d. ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей
Результаты методики «Архитектор-строитель» выявляют:
b. индивидуальные особенности ребенка
d. уровень критичности
Поведение: его функции и поддерживающие последствия. Приведите в соответствие:
Исключение ребенка из аверсивного взаимодействия повышает скорость или вероятность такого же поведения у ребенка и в дальнейшем | Ответ 1 |
Внимание со стороны окружающих повышает скорость или вероятность такого же поведения у ребенка и в дальнейшем | Ответ 2 |
Достижение необходимого уровня сенсорной стимуляции как результат определенного поведения само по себе повышает скорость или вероятность такого же поведения у ребенка и в дальнейшем | Ответ 3 |
Удаление аверсивного стимула повышает скорость или вероятность такого же поведения у ребенка и в дальнейшем | Ответ 4 |
Уменьшение болезненной или дискомфортной внутренней стимуляции в результате определенного поведения само по себе повышает скорость или вероятность такого же поведения у ребенка и в дальнейшем | Ответ 5 |
Получение желаемых благ повышает скорость или вероятность такого же поведения у ребенка и в дальнейшем | Ответ 6 |
К каким факторам относится целевое поведение?
a. зависимым
Какова главная черта независимой переменной?
a. является константой для измеряемого поведения вне зависимости от точки отсчёта
d. может быть связана и не связана с целевым поведением
Какова отличительная особенность зависимой переменной?
d. имеет прямую взаимосвязь с воздействующим на неё источником
Научные объяснения поведения отличаются от всех прочих «объяснений» именно тем, что…
d. есть возможность их проверить
Ответьте, верно ли утверждение: «Независимые переменные, которые независимо от измеряемого поведения могут быть связаны, и не связаны с интересующим нас поведением»?
Выберите один ответ:
a. верно
Привлечение внимания с целью общественного взаимодействия с ним – это…
a. одна из функций поведения
Что относится к условию существования любой функциональной связи?
a. определённые границы и обстоятельства
Что является одним из видов сенсорной стимуляции?
d. кинестетическая
Для детей поведение – это:
d. инструмент общения
Если не удается четко определить функции социально-неприемлемого поведения ребенка достаточно чётко, то проблема:
a. может быть медицинского характера
К правильной стратегии определения целей поведения относится:
a. анализ последствий поведений
К стратегиям предотвращения проблемного поведения относится:
Выберите один или несколько ответов:
a. занятость ребенка не должна обрываться из-за отсутствия в данный момент значимого взрослого
b. организация жизни ребенка таким образом, чтобы занятия, имеющие подкрепляющее значение для ребенка были равномерно распределены в течение дня
c. оценка методик и адаптировать их соответственно возможностям ребенка
d. ассоциирование подкрепления со значимым взрослым и важной обстановкой
b. непостоянно
Ответьте, верно ли утверждение: «При формировании поведения не учитывается его изменчивость»?
b. неверно
a. постцедент
c. действие
d. антецедент
Постцедент может быть:
c. негативным
Что такое антецедент?
a. предшествующие события
Биологическая причина школьной неуспеваемости детей на начальных этапах обучения:
a. низкий темп психической активности
Выберите фазы психологической работы консультанта с ребенком на тему преодоление детской агрессивности:
a. помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева
c. представить детям практически приемлемые методы для выражения подавленного гнева
d. дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева
Задача второго этапа индивидуального консультирования:
b. подробный анализ личностных особенностей ребенка
Задача психолога, консультирующего родителей подростков:
a. научить родителей за внешними проявлениями детских поступков видеть их мотивы
Задачи тренинга детско-родительского взаимодействия (ТДРВ):
a. нормализация отношений сиблингов
b. повышение родительской компетентности
c. установление эмоционально тёплого, доверительного контакта родителей и ребёнка
Назовите задачи психолога, консультирующего родителей детей первого года жизни:
a. помочь сформировать навык закрепления позитивных моментов в жизни ребенка
c. научить родителей навыкам стимулирующего общения с ребенком
d. информировать родителей о потребности ребенка во взаимоотношениях с матерью, или другим значимым взрослым
Назовите задачи психолога, консультирующего родителей детей раннего возраста:
b. сформировать у родителей навык обучения детей культурному (экологичному) выражению гнева
c. научить родителей удовлетворять потребность ребенка в признании его достижений
d. объяснить, что в три года ребенок еще не может свои негативные эмоции спрятать в себе, поскольку его поведение не регулируется социальными нормами и волевыми усилиями
Определите, как детский психолог В. Оклендер описывает проявление агрессии у детей раннего возраста:
a. агрессивное поведение ребенка связано в первую очередь с окружением, а не с его внутренними побуждениями
b. ребенку недостает способности справиться с окружением, которое возбуждает в нем чувство страха и гнева
d. обучение культурным формам выражения гнева является профилактической мерой и способом работы с агрессивным поведением
Социальная причина школьной неуспеваемости детей на начальных этапах обучения:
a. жестко нормативный стиль семейного воспитания
Возможное развитие событий родителей с детьми с ОВЗ сразу после постановки диагноза:
a. физическое здоровье родителей может значительно ухудшиться
Задачи психологической поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ:
a. содействие созданию благоприятного эмоционального климата в семье ребенка с овз
b. формирование у родителей позитивного восприятия личности ребенка
d. формирование конструктивной родительской позиции
Какая родительская позиция мешает эффективному развитию ребенка?
c. «блокировка» информации, связанной с проявлением достижений, не соответствующих привычному уровню функционирования ребенка
Основной целью семьи должно стать:
a. создание здоровой обстановки, которая благотворно повлияет и на развитие ребенка с ОВЗ, и на всю семью в целом
Ответьте, верно ли утверждение: «Родители детей с ОВЗ нуждаются в самообразовании после постановки диагноза ребенку»?
a. верно
Появление или изменение запроса – это:
d. изменение мотивации родителей
С чем связано изменение позиции родителей в процессе работы специалистов?
a. становится более информированным
b. начинает иначе воспринимать ребёнка
d. приобретает опыт
Что относится к последствиям ситуации, когда родители ребенка с ОВЗ пытаются втиснуть своих детей в границы нейротипичных детей?
c. рождает у родителя ощущение бесперспективности коррекционной работы
a. сформировать у родителей адекватное отношение к возможностям развития ребенка
Девять этических принципов, описанных в книге «Этика в психологии» Кухера и Кейт-Шпигеля. Приведите их в соответствие:
это позволение клиенту быть независимым и самодостаточным. Очевидно, что, консультируя родителей ребенка, а клиентом часто выступает непосредственно ребенок, а не его мама и папа. | Ответ 1 |
психолог должен практиковать в границах своей специализации. | Ответ 2 |
Признанные специалисты заслужили свою репутацию благодаря тому, что им доверяли. Тех, кто терпимы, доброжелательны, честны, всегда принимают в качестве надежных источников получения мудрого совета и эффективного, этического лечения | Ответ 3 |
Психологи несут ответственность за свою работу. В стремлении к совершенству потребуется, чтобы все, что вы делаете во время своей работы, было по самым высшим стандартам | Ответ 4 |
Эта ценность предполагает, что клиенты будут иметь право выбора, но также, что межличностные взаимоотношения будут демонстрировать симпатию и заботу. | Ответ 5 |
Всегда предполагается, что основная роль специалистов заключается в принесении пользы другим людям, в какой бы ситуации и условиях им не приходилось работать. | Ответ 6 |
Работа, заключается в том, чтобы каждый клиент получал лечение с уважением и сохранением его чувства собственного достоинства. | Ответ 7 |
это означает обращаться с другими так, как вам хотелось бы, чтобы с вами так обращались | Ответ 8 |
Психологи должны следить за новыми достижениями в данной области, постоянно обновлять правила и нормы. Совершенство в данной профессии означает осведомленность в области последних исследований, своей специальности, использование современных методов и процедур в своей практике | Ответ 9 |
Базовые этические принципы:
a. ежедневно руководят нашими жизнями
Верно ли утверждение: «Общественные стандарты, законы, превалирующую философию, индивидуальную свободу и ответственность за клиентов, выраженные через осведомленное согласие, а также установки и чувства клиента»?
a. верно
Количество основных базовых этических принципов Кухера и Кейта-Шпигеля:
a. 9
Основная цель этичного профессионального поведения:
b. благополучие клиента
Следовать «золотому правилу» — это:
b. поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой
Что является испытанием для практикующих специалистов-психологов?
d. потенциальный конфликт личной этики
Этика имеет дело с поступками и решениями, которые регулируются тремя основными и фундаментальными вопросами:
Выберите один или несколько ответов:
a. оправданы ли мои поступки
c. что такое хороший специалист
d. правильно ли я поступаю
Этика происходит от греческого слова «этос», что означает:
b. моральный характер