что относится к вспомогательным формам организации учебного процесса в школе
Что относится к вспомогательным формам организации учебного процесса в школе
К вспомогательным формам обучения, дополняющим и развивающим классноурочную деятельность учащихся, относятся кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.
К основным и стабильным видам внешкольных занятий относится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая как составная часть процесса обучения. Главная ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся. Эта работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, их развития. Домашняя самостоятельная работа учащихся выполняет определенные дидактические функции, среди которых — закрепление знаний, умений, полученных на уроках, расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе, формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений, развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учащегося, выполнение индивидуальных наблюдений, опытов, сбор и подготовка учебных пособий — таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки, статистические данные и т. д. для изучения новых тем на уроках.
Последнее десятилетие развития практики обучения ознаменовано пересмотром роли и функций домашней самостоятельной работы учащихся. Распространились призывы работать без домашних заданий, которые многими воспринимались как прогрессивный шаг к перестройке учебной работы и дидактических отношений. Однако серьезных доказательств бесполезности домашних заданий нет. Наоборот, многовековая практика и педагогические законы доказывают: если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы чреват снижением качества обучения. Не отказываться, а умело руководить этой работой, оптимизировать ее обязан педагог. Необходимо соблюдать нормативы максимальных нагрузок школьников, тщательно диагностировать, прогнозировать и планировать домашнюю нагрузку.
Что относится к вспомогательным формам организации учебного процесса в школе
59. Вспомогательные формы обучения
Вспомогательные формы организации учебной работы (условное определение, так как некоторые из этих форм перешли в разряд нестандартных уроков) – разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся. К ним относятся: кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.
К числу основных и стабильных видов внешкольных занятий относится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая как составная часть процесса обучения. Главная ее цель – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся. Домашняя работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, уровня их развития. Внеурочная учебная деятельность опирается на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу учащихся.
Важные дидактические функции домашней самостоятельной работы:
– закрепление знаний, умений, полученных на уроках;
– расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе;
– формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений;
– развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учащегося;
– выполнение индивидуальных наблюдений, опытов; сбор и подготовка учебных пособий для изучения новых тем на уроках.
Предметные кружки, предлагаемые школой, отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения и т. д. Они играют благоприятную роль в развитии интересов и склонностей учащихся, способствуют развитию положительного отношения к обучению. Кружки способствуют укреплению связи обучения с жизнью, развитию межпредметных связей. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения.
Традиционно к вспомогательным формам учебной работы относятся экскурсии.
Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии.
Экскурсия может быть фронтальной, групповой или микрогрупповой (бригадной). Учебные экскурсии планируются как по отдельным предметам, так и комплексные, включающие тематику нескольких смежных дисциплин.
Важное значение имеет заключительный этап экскурсии – подведение итогов и обработка собранного материала. По теме экскурсии проводится беседа.
Учебными планами предусматривается организация всевозможных факультативов и курсов по выбору. Они разрабатываются с учетом пожеланий и интересов школьников, их родителей. Учитываются конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с местными условиями.
Консультации дают возможность учителю обнаружить пробелы в знаниях учащихся, обратить их внимание на вопросы, требующие серьезного изучения. Правильно организованная консультация воспитывает у учащихся самоконтроль, критическое отношение к своим знаниям, помогает правильно установить уровень обученности.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Вспомогательные организационные формы обучения используются для углубления знаний и расширения диапазона умений которые в состоянии дать урок. Они содержательно и организационно выходят за его традиционные рамки: одни – изменяя его структуру и содержание, другие – место проведения и продолжительность, третьи – состав участников и пр. Однако, несмотря на различие внешних и внутренних характеристик, все они наряду с уроком служат единой цели: передаче и усвоению социального опыта.
Для качественной передачи и усвоения знаний, а также умений оперировать ими используются лекции, конференции, семинары. Они проводятся, как правило, в пределах урока и класса, однако их подготовка и проведение отличаются от традиционного урока усвоения и применения новых знаний.
Лекция и конференция дают новые знания, но лекцию готовит и читает учитель, а конференцию готовят и проводят ученики под его руководством. Помимо усвоения новых знаний проведение лекции дает возможность учить детей конспектировать по ходу изложения материала, то есть, одновременно слушать, понимать, выделять главное, сокращать, записывать и далее работать с конспектом. Это значительно облегчает процесс усвоения материала. Полученные таким образом умения используются на конференции.
Проведение конференции предполагает не только усвоение новых знаний основной массой учащихся, но и формирование умения подбирать и передавать информацию выступающими. Кроме этого, конференция предполагает соответствующее оформление учебного процесса (демонстрационные графики, таблицы, схемы, слайды и пр.) и умение вести полемику по наиболее острым, дискуссионным вопросам (умение видеть проблемы, задавать вопросы, отвечать на них, иметь свое мнение, уметь его высказывать и отстаивать и пр.).
Семинарские занятия проводятся с целью совершенствования знаний, умений оперировать ими, а также контроля за качеством усвоения изучаемого материала. Как правило, они проводятся в старшем звене обучения, когда у школьников уже сформированы навыки самостоятельной работы, и состоят из двух частей: самостоятельной подготовки и коллективного обсуждения вынесенных на семинар вопросов.
Управление самостоятельной работой при подготовке к семинару осуществляется посредством предъявления учащимся не менее, чем за неделю до семинара, плана его проведения, в котором указываются основные вопросы, вынесенные на обсуждение, список литературы и перечень творческих заданий, если таковые имеются.
Лабораторные и практические занятия нацелены на формирование практических умений и навыков выполнения определенной работы. Если они носят поисковый характер, то дети учатся строить предположения (гипотезы), проводить опыты, обрабатывать и интерпретировать полученные результаты, формулировать выводы, выявлять закономерности, оформлять отчеты о проведенных испытаниях.
Лабораторные работы проводятся в искусственно созданных условиях (в лабораториях – учебных кабинетах), практические – в естественных. (в теплицах, на фермах, в мастерских и пр.). И те, и другие, имеют место, как правило, в преподавании предметов естественнонаучного цикла.
При оценке лабораторной (практической) работы учитывается степень теоретической подготовленности ученика, качество практического выполнения задания и грамотность оформления отчета.
В практике работы современной школы лабораторные и практические занятия нередко объединяются в практикумы, которые обычно проводятся после изучения больших разделов учебной программы или в конце учебного года. Практикумы нацелены на формирование комплексных умений, объединяющих теорию и практику изучаемого предмета.
Учебные экскурсиипреследуют цель объединения разрозненных знаний и представлений в целостное явление. В их основе лежит «золотое правило дидактики» – наглядность. Экскурсии являются наиболее убедительной формой обучения, так как соединяют теоретические знания с практикой их реального воплощения в жизни и на производстве. Учебное время и тематика рекомендуемых экскурсий дается в учебных программах по предметам. Применяются экскурсии на всех этапах обучения от предварения подачи нового материала до его обобщения и систематизации.
По своему содержанию учебные экскурсии бывают:
1. производственными, которые предполагают посещение учащимися предприятий, сельскохозяйственных, строительных, обслуживающих, финансовых и пр. объектов, и способствуют профессиональной ориентации школьников. Они проводятся в курсах изучения физики, химии, математики, экономической географии, обслуживающего и технического труда;
2. естественнонаучными, способствующими усвоению естественнонаучных дисциплин: природоведения, ботаники, зоологии, географии. Это экскурсии в поле, на луг, к речке, в зоопарк и пр.
4. краеведческими, преследующими цель изучения родного края, его истории, природных богатств и народных традиций;
5. комплексными, объединяющими несколько учебных дисциплин и направлений. Например, экскурсия на стеклозавод может служить цели углубления знаний по физике, химии, математике, географии одновременно. А если в ходе ее проведения дети познакомятся с заводским музеем, где представлена история возникновения и развития предприятия, то она объединит в себе несколько перечисленных выше направлений.
Проведение учебной экскурсии требует выполнения определенного организационно-содержательного алгоритма, который включает в себя:
1) предварительный осмотр и подготовку объекта учителем, соотнесение его возможностей с учебными задачами, беседу с экскурсоводом, нацеливающую последнего на решение поставленных задач;
2) теоретическую подготовку детей к предстоящей экскурсии, мотивацию ее проведения, предъявление контрольных вопросов по материалу, который должен быть усвоен в ходе экскурсии. Это можно провести как на предшествующем уроке (если экскурсия не слишком отстоит от него во времени), так и в ходе инструктажа, проводимого уже на объекте;
4) непосредственное проведение экскурсии учителем или специально подготовленным экскурсоводом;
5) подведение итогов, которое проводится сразу же после экскурсии на ее объекте (если позволяет время и место) или на следующем уроке. Здесь обсуждаются поставленные заранее вопросы, отчитываются группы детей, получившие индивидуальные задания. Приобретенные детьми знания корректируются и дополняются учителем. Целесообразно по результатам экскурсий выпускать фотогазеты, делать выставки, оформлять альбомы и пр., выводя учебную работу за пределы учебного времени.
Подводя итоги экскурсии, важно обратить внимание школьников не только на учебную, но и на общекультурную их подготовку: умение вести себя в городском транспорте, общаться в непривычных условиях со знакомыми и незнакомыми людьми, знание и следование требованиям этикета и пр.
Факультативные занятия дают возможность удовлетворить запросы школьников в более глубоком изучении отдельных предметов или их разделов. Они способствуют развитию учебно-познавательных интересов и творческих способностей детей. Проводятся факультативные занятия в среднем и старшем звене обучения. В среднем звене их работа направлена на углубленное изучение учебных дисциплин, в старшем – на переход от изучения предмета к изучению науки и расширение диапазона изучаемых предметов.
Программы факультативных занятий составляются Министерством, однако в них могут вноситься коррективы, которые утверждаются Советом школы. При наличии условий и возможностей проведения факультатива, не предусмотренного министерским перечнем, программу его работы составляет учитель. Она утверждается Советом школы, который рассматривает вопрос о целесообразности проведения данного факультатива.
Организационно факультативы являются связующим звеном между уроком и внеклассным мероприятием. Факультативные группы объединяют детей одной параллели и комплектуются по добровольному принципу. Занятия факультатива проводятся по расписанию во внеурочное время и являются обязательными для данной группы школьников.
Предметные кружки носят, как правило, прикладной характер (радиокружок, фотокружок, художественной вышивки, резьбы по дереву и пр.) и действуют в среднем звене обучения. В обычных школах кружковые занятия проводятся учителями на общественных началах и входят в систему внеклассной воспитательной работы. Возглавляют работу кружков учителя-энтузиасты и родители школьников. В профильных школах полного дня кружковая работа заполняет вторую половину учебного дня, входит в учебную нагрузку учителя и оплачивается. Для проведения кружковых занятий привлекаются специалисты в соответствующих областях деятельности: музыканты, художники, балетмейстеры, программисты, искусствоведы, режиссеры, народные умельцы и пр.
Домашняя учебная работа очень важна в учебном процессе, так как учит самостоятельности мышления, умению рационально использовать время, дает возможность несколько раз возвращаться к сложной задаче, ошибаться и самостоятельно исправлять ошибки. Она максимально индивидуализирует учебный процесс, чего нельзя добиться при обучении детей на уроке.
Целью домашней работы является перевод знаний из кратковременной памяти в долговременную. Этот процесс охватывает временной промежуток от одного урока до следующего и состоит из трех этапов:
· задание на дом и инструктаж к его выполнению, которые проводятся на уроке;
· выполнение задания дома;
· проверка и оценка домашней работы на следующем уроке.
Вспомогательные формы организации педагогического процесса
К вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы. Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания являются факультативы. Их основная задача — углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Распределение учащихся по факультативам добровольное, но состав остается стабильным в течение года (или двух лет). Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные работы, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся и др.). Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях являются больше обучающими, чем контролирующими. Отметка выставляется только в том случае, когда она является результатом большой работы, проведенной учащимися, и выставляется чаще всего в виде зачета.
Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако она менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и эпизодические мероприятия, такие, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т.п. В последние годы широкое распространение в школах получила зародившаяся в 60-е гг. форма коллективного воспитания, известная как методика организации коллективных творческих дел. Подробно она рассматривается в следующей главе, посвященной технологии организации целостного педагогического процесса.
1. Какими преимуществами обладает классно-урочная система обучения в сравнении с другими системами?
2. От чего зависит структура урока? Приведите примеры структуры уроков различных типов.
3. Назовите основные требования к современному уроку.
4. Каковы особенности организации урока в малокомплектной сельской школе?
5. Как использует учитель на уроке фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы?
6. Приведите примеры использования разнообразных форм организации учебного процесса в опыте учителей-новаторов.
7. Каким дидактическим требованиям должно удовлетворять проведение экскурсии? Составьте план проведения экскурсии.
8. Разработайте примерные виды домашних заданий по одной из тем любого учебного предмета.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Древелов X. и др. Домашние задания: Кн. для учителя: Пер. с нем. — М., 1989.
Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. — М., 1989.
Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Кн. для учителя. — М., 1984.
Кириллова Г.Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения. — Л., 1976.
Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И.Б. Первина. — М., 1985.
Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. — М., 1987.
Махмутов М.И. Современный урок. — 2-е изд. —М., 1985.
Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителей. — М., 1981.
Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. —М., 1990.
Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. — М., 1987.
Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока. — М., 1985.
Глава 17. Методы осуществления целостного педагогического процесса
• Сущность методов осуществления целостного педагогического процесса и их классификация • Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса • Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе • Методы организации деятельности школьников в целостном педагогическом процессе • Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников • Методы контроля эффективности педагогического процесса
• Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
2. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
2.1 Вспомогательные формы организации педагогического процесса
К вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.
Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях являются больше обучающими, чем контролирующими. Отметка выставляется только в том случае, когда она является результатом большой работы, проведенной учащимися, и выставляется чаще всего в виде зачета.
Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако она менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и эпизодические мероприятия, такие, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т.п.[13, 108]. В последующих разделах работы будут рассмотрена такая разновидность вспомогательной формы организации обучения как туристический клуб.
2.2 Цели и задачи туристических клубов
Туристические клубы можно отнести к традиционным в педагогической практике нашей страны методам воспитания, обучения и оздоровления детей, подростков и молодежи. Школьный туризм имеют комплексный, интегративный характер воздействия на личность и коллектив. Это выражается в повышении духовного и физического потенциала ребенка, уровня знаний и умений, удовлетворении потребностей детей в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой и т.д. туристско–краеведческая деятельность универсальна по содержанию и доступна по формам организации практически в каждом учреждении, занимающимся досугом детей, подростков и молодежи[5,34 c.].
Основные цели и задачи туристических клубов
дать знания, умения и навыки по основам туристско–краеведческой деятельности (навыки подбора личного и группового снаряжения, организация привалов и ночлегов, укладки рюкзака, техники преодоления естественных препятствий, ориентирование на местности и т.п.);
— сформировать представления о правилах поведения на природе, во время походов, прогулок, экскурсий;
— привить интерес к занятиям туризмом и краеведением как активной, познавательной, оздоровительной и досуговой деятельности;
— способствовать развитию коллектива в группе, созданию обстановки доброжелательности, психологического комфорта, удовлетворению потребности детей в общении;
— развить инициативу и индивидуальные способности воспитанников.
Кроме всего перечисленного туристические клубы реализовать педагогические возможности которые присущи только туризму, речь о которых пойдет в следующем разделе данной работы.
2.4 Педагогические возможности туризма
Общеизвестно, что туризм несет в себе огромный социально-культурный потенциал и является прежде всего важным элементом не только физической, но и экологической, нравственной, эстетической и других сфер культуры.
Существенным образом на культурную, гуманистическую ценность туризма влияют и особенности сознания (интересов, установок, ценностных ориентации и т.п.) тех людей, которые вовлечены в занятия туризмом, стремятся использовать его в определенных целях, организуют эти занятия и соревнования по туризму[7, 65c.].
Спортивный самодеятельный туризм является своеобразным видом спорта, занимаясь которым человек гармонично развивается как физически, так и духовно. Кроме того, каждый турист участвует в слетах на уровне района, города или области, во время которых проходят соревнования по технике туризма и разнообразные конкурсы, связанные с искусством. Спорт и искусство тесно переплетены в спортивном самодеятельном туризме.
Педагогические факторы туризма разнообразны. Это обусловлено наличием большого количества форм и видов туризма. Так как в работе рассматривается самодеятельный туризм, то остановимся на том, какие педагогические факторы проявляются в работе туристских клубов и школ туристской подготовки различного уровня, в том числе при проведении туристских мероприятий, таких, как походы, слеты, соревнования и т.п.[9,54 c.].
Основными педагогическими факторами туристской работы являются следующие:
Туристское общение имеет целью совместное освоение участниками ценностей туризма, обмен ими. В туристской деятельности это проявляется в избирательных и добровольных контактах, а именно в регулярных занятиях клубных комиссий и школ и в нерегламентированных групповых занятиях. Важнейшим аспектом туристской работы является социальное творчество, присущее в той или иной мере почти всем туристским занятиям и особенно активно развивающееся в туристских труппах. Их повседневная жизнь сама вырабатывает и развивает бескорыстие, коллективизм, стремление и умение сотрудничать, помогать товарищам.
Туризм, и особенно самодеятельный с его богатым содержанием различных действий (самообслуживание, преодоление различных препятствий и жизненных трудностей, проверка знаний, умений, способностей и т.д.), является прекрасным средством самовоспитания, которое основано на необходимости «включения» человеком волевых усилий. Последние связаны с мышечным напряжением, напряжением внимания, преодолением утомления, чувства страха, неуверенности, соблюдения определенного режима путешествии.
Одна из функций туризма состоит в том, чтобы снять утомление, дать человеку физическую и психологическую разрядку, что способствует восстановлению и дальнейшему развитию его физических и духовных сил. При этом следует учитывать и факторы более широкого назначения, а именно: перемена занятий (самый универсальный фактор отдыха); непринужденность и нерегламентированность общения; движение; общественно полезная работа на время туристских мероприятий. Здесь важно то, что туристская работа достаточно разносторонняя и сочетает в себе удовлетворение потребностей людей в отдыхе и здоровом развлечении с просветительными и воспитательными задачами.
Необходимо также отметить, что существуют специфические принципы, методы и формы туристской работы. Например, если рассматривать отдельное туристское мероприятие как относительно замкнутое звено воспитательного процесса, то основной формой управления этим процессом окажется в данном случае положение о слете, соревновании, план маршрута, которые играют роль педагогических программ, обеспечивающих решение конкретных воспитательных и других задач[10,29 c.].
Сейчас стали возникать разные кооперативные формы работы по туризму, кооперативы по оказанию отдельных видов услуг и производящие туристское снаряжение. Организаторами их являются в основном бывшие самодеятельные туристы, хорошо знающие специфику разных видов туризма, потребности, которые возникают или могут возникнуть у населения, а также более рационально, быстро и качественно реализующие эти потребности (будь то какое-то снаряжение, поход в какой-то район и т.д.).
По первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.
Наибольшее распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в 17-ом веке и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский.
Изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что классно-урочная форма организации обучения является главной (основной). Кроме нее в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному – вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т.д. К ним относятся: консультации, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.
К вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.
Среди различных видов вспомогательных форм организации обучения особенно выделяются туристические клубы – развивающие в учениках как физические так и эстетические качества. Туристические клубы предоставляют воспитанникам возможность выезда на природу, и приобретения им навыков и правил нахождения в различных природных условиях.
Занятия туризмом способствуют всестороннему и гармоничному развитию человека, что подтверждает необходимость широкого распространения туризма и использования не только традиционных, но и новых форм его организации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
7. Кукшанов В.В., Чернякин М.В. Родной край и эстетическое воспитание школьников-туристов. //Эстетическое воспитание учащихся в туристско-краеведческой работе. /Свердл. гос. пед. ин-т. Сб. 243. Свердловск, 1974, с. 46-60.
8. Новикова С.С., Сазонов В.Е. Культурные ценности туризма //Проблемы и программы туристско-рекреационного использования природного и историко-культурного потенциала в регионах России. Сб. научных трудов. М., 1995, с. 72-82.
11. Образцова Л.П. Туристские песни как одно из средств эстетического воспитания //Эстетическое воспитание учащейся молодежи. Свердловск,1966,с.204-209. (Учен. зап. Свердл. гос. пед. ин-та; Сб. 40).
12. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. – M.: Владос, 2002
15. Рубель Р.Б. Культура молодежного туризма // Эстетическое воспитание учащихся в туристско-краеведческой работе. Свердловск, 1974, с. 82-89.
16. Столяров В.И. Проект «СпАрт»: Спортивно-гуманистическое движение СССР: Основ, док. М., 1990, с. 13-16.
17. Столяров В.И. Проект «СпАрт». М., 1991,69с.
19. Тючкалов В.Ф. Школьный туризм как средство всестороннего развития учащихся. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1965, 87 с.
20. Цикридзе А.П. Систематизация педагогических путешествий и виды физических упражнений //XXVII Научная сессия проф.-препод. состава Сухумского госпединститута им. А.М. Горького, посвященная 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, декабрь 1969 г., Сухуми, 1969, с. 134-137.