что относится к второй природе
Что относится к второй природе
«Вторая» и «третья» природа. Результат деятельности людей по преобразованию естественной среды часто называют «второй природой». Как правило, к ее содержанию относят именно совокупность техногенных объектов (артефактов). Введение этого понятия подчеркивает, что законы и логика функционирования техногенной искусственной среды не совпадают с таковыми у «первой природы» – биосферы. «Второй природой» чаще всего называют материальную культуру человеческого сообщества. Она создается человечеством из материалов «первой природы» и по мере его исторического развития имеет устойчивую тенденцию к усложнению и усовершенствованию, однако, порожденная технической деятельностью, устойчива лишь под надзором человека. Поэтому оценка «второй природы» по мере осознания экологического кризиса становится негативной. Граница между «природами» в значительной мере условна: так, любой объект «второй природы» функционирует по законам «первой». Встречаются и нетрадиционные толкования этого понятия: так, Н.Н.Моисеев считал, что «вторая природа» – результат возникновения жизни, а ее содержание – новое вещество, которое может возникнуть только в результате жизнедеятельности живого. Когда же человек стал изменять круговорот веществ в природе, начала создаваться «третья природа» как новые формы организации косной материи и живого вещества. По мнению Н.Н.Моисеева, создание биотой «второй природы» происходит в режиме коэволюции. А «третья природа», напротив, нарушает коэволюцию, создавая отбросы – такие вещества, которые исключаются из биогеохимических циклов на время большее, чем жизнь одного поколения. Понятие «третья природа» единого смысла не получило. Она рассматривается, скорее, как следующая (после «второй природы») ступень удаления от естественной среды в результате научно-технической революции: это или искусственная жизнь, создаваемая человечеством, или искусственный интеллект, зарождающийся в недрах компьютеров. Так, Э.С.Демиденко в 1994 г. искусственную жизнь рассматривает как «третью природу», создаваемую человечеством.Усложняя «вторую природу», отмечает он, «в соответствии со своими потребностями, «человек разумный» приступает и к творению «третьей природы», или искусственной жизни, органически связанной со «второй», но качественно от нее отличной».
Лит.: Горохов, В.Г. Введение в философию техники / В.Г.Горохов, В.М.Розин. – М., 1998; Демиденко, Э.С. Ноосферные изменения. Экософия и новая культурная парадигма / Э.С.Демиденко // Историческая поступь культуры: земледельческая, урбанистическая, ноосферная. – Брянск, 1994; Кудрин, Б.И. Техногенная самоорганизация. Для технариев электрики и философов / Б.Г.Кудрин. – М., 2004; Кутырёв, В.А. Естественное и искусственное: борьба миров / В.А.Кутырев. – Нижний Новгород, 1994; Моисеев, Н.Н. Универсум. Информация. Общество / Н.Н.Моисеев. – М., 2001.
Бытие произведенных человеком вещей «второй природы»
Большинство окружающих нас вещей и предметно-вещественных целостностей произведены людьми. Они входят и в житейское, и в философское понятие «окружающий мир» в качестве важного элемента. Но в истории домарксистского материализма (а также в ряде современных работ, написанных от имени диалектического материализма), это, по существу, не учитывается, поскольку понятие «окружающий мир» остается недифференцированным.
В чем же состоит отличие «второй природы» от первой? С одной стороны, воплощенный в ней материал первой природы есть объективная и первичная реальность, развивающаяся по законам, независимым от человека и человечества. С другой стороны, в предметах второй природы воплощены, или, если воспользоваться термином Гегеля и Маркса, «опредмечены», труд и знания человека. В них воплощено и то, что Маркс называл «социальной душой» этих предметов: ведь все они предназначены выполнять определенные функции в жизни людей, удовлетворять социально зафиксированные человеческие потребности.
Так, станок — не просто предмет, сделанный из металла и каких-то других материалов (которые, кстати, тоже часто принадлежат ко «второй природе», ибо прошли через горнило человеческой деятельности). В нем предметно, материально запечатлены знания людей, воплощены труд и навыки тех, кто его изготовил. Для того чтобы использовать и, в случае необходимости, преобразовать далее предметные результаты человеческого труда, требуются не только знания о материалах природы, из которых предметы сделаны. Нужно, чтобы люди, которые пускают их в дело, хотя бы частично располагали ранее воплощенными в них знаниями об их назначении, процессе работы, особенностях конструкции и т. д. Или, если снова применить термин Гегеля и Маркса, нужно «распредметить» эти знания. Идеалисты акцентируют внимание на роли духовных, идеальных элементов в процессе труда, предметной деятельности человека. Сторонники материалистической диалектики также отводят существенную роль таким компонентам человеческой деятельности, как целеполагание, формирование проекта, плана действий, образа изготовляемого предмета и т. д. Эти компоненты можно назвать идеальными, поскольку благодаря им формируется идея предмета, которая затем воплощается в жизнь.
Материалистическая диалектика подчеркивает, что бытие предметов и процессов «второй природы» состоит в том, что они представляют собой нерасторжимое единство природного материала, опредмеченного духовного (идеального), опредмеченной деятельности конкретных индивидов и социального предназначения, функций данных предметов. Будучи созданными в качестве такой особой единой реальности, эти предметы заданы, объективно предпосланы последующим актам человеческого труда, познания, творчества.
Природный материал, объективные природные процессы составляют, таким образом, то первичное и реальное в предметах «второй природы», с чем в человеческой деятельности нельзя не считаться, с чем требуется жестко сообразовывать свои цели, планы, проекты, замыслы, критерии. Если, положим, из одного и того же металла можно сделать совершенно разные виды предметов (да и изготовление каждого вида предметов в принципе предполагает многовариантность результатов), то все же металл в данном случае обладает инвариантными, то есть постоянными исходными свойствами. Человек может многократно менять проекты и способы изготовления предметов из металла, но во всех случаях относительно постоянной первоосновой будут свойства металла как объективно данные и все глубже раскрываемые, осваиваемые людьми. И, однако, специфика бытия предметов «второй природы» и ее как целого состоит в том, что это совершенно новая по сравнению с первой природой комплексная (природно-духовно-социальная) реальность.
«Вторая природа» — мир единый и в то же время чрезвычайно многообразный. Это орудия труда от самых первых, простых, созданных человеком на заре цивилизации, до сложнейших современных машин и механизмов, средств транспорта и коммуникаций. Это — промышленность и энергетика, это — строительные площадки, дороги, обрабатываемые поля. Это — города и поселки. Это — радиостанции и телецентры, космодромы и космические корабли, школы, вузы, музеи, театры и т. д. Это предметы, окружающие нас в быту,— мебель, одежда, да и вообще множество самой разнообразной утвари, приспособлений, приборов. Это и предметы, специально приспособленные для удовлетворения потребностей человеческого духа,— книги, картины, статуи и т. д. Словом, речь идет о предметном богатстве, системах и всем «поле» человеческой цивилизации, культуры.
Отличие бытия предметно-вещного мира культуры от бытия природных вещей — это не только отличие искусственного (созданного, произведенного) от естественного. Главное отличие в том, что бытие «второй природы» по самому своему существу есть социально-историческое, а именно цивилизованное бытие. Вещи «второй природы», живя природной жизнью, проживают и другую свою жизнь: они обретают особое место в бытии человеческой цивилизации.
Есть еще один принципиально важный аспект, связанный с относительным различием первой и «второй природы», а одновременно — с их принадлежностью к единой форме бытия и к единству мира как целого. Долгое время люди не осознавали достаточно четко, что между первой и «второй природой» возможны не только отношения взаимосвязи, согласованности, но и конфликтного противостояния. Сегодня возник конфликт в виде экологических, энергетических и т. д. проблем. А потому требуются новые подходы к регулированию связи двух подвидов, в принципе относящихся к одной — вещной, предметной — форме бытия и к единому, целостному бытию мира.
Все сказанное можно суммировать в следующих выводах. При сравнении первой и «второй природы» в целом обнаруживаются не только их единство, взаимосвязь, но и их различия. Первая природа в целом — безграничное, непреходящее бытие, где существование отдельного человека является преходящим моментом. «Вторая природа» в целом — бытие, тесно связанное с временем и пространством человеческого существования, с бытием социального. Первая природа — бесконечный мир, осваиваемый человеком в его очень небольшой части,— мир в принципе необозримый, неисчерпаемый.
«Вторая природа» в целом и вещи «второй природы» — мир, где не перестают действовать законы природы, но где они причудливо, иногда конфликтно сплетаются с преобразующими действиями, сознанием индивидов, групп людей, человечества в целом. «Вторая природа» дана каждому отдельному человеку, поколениям людей объективно, реально, она существует вне и независимо от их сознания, но в отличие от природы уже воплощает в себе, опредмечивает человеческие цели, идеи, а значит, не может считаться совершенно независимой от сознания человека и человечества.
Вещи и процессы «второй природы» преобразованы, произведены людьми, и бытие этих вещей стоит как бы на границе бытия первой природы и человеческого мира. Но все же это относительно самостоятельное бытие, особая реальность и по отношению к первой природе, и по отношению к непосредственному, жизненно конкретному бытию людей. Последнее также надо рассмотреть как особую форму бытия.
Второй природой называют что?
Когда-то человек жил среди дикой природы, являясь её гармоничной частью. В те далёкие времена у людей не было никакого преимущества перед другими животными. Их мозг ещё недостаточно развился, а знания о мире были расплывчаты и примитивны. Со временем люди стали создавать простейшие орудия труда и охоты, что позволило им с большим комфортом выживать в мире, полном свирепых зверей и прочих опасностей. Но как бы ни старался человек, тогда его влияние на мир было практически неощутимо.
Развитие
Со временем орудия труда становились всё совершеннее, как и знания о мире, которые дополнялись и передавались из поколения в поколение. Люди стали изменять окружающий мир, подстраивая его под свои нужды, делая свою жизнь проще и безопаснее. На смену диким, живущим в природе племенам пришли крупные, развитые цивилизации, каждая из которых имела свои знания и собственную, непохожую на других, культуру. Она-то и сыграла решающую роль в дальнейшем развитии человечества. Поэтому второй природой называют именно культуру. Не науку и не искусство, хотя они являются частью этого широкого понятия.
Природа и культура
Индустриализация позволила изменять мир вокруг столь сильно, что деятельность крупных промышленных корпораций начала влиять на всю экосистему нашей планеты. Люди, стоящие во главе подобных компаний, заинтересованы в получении прибыли любой ценой. Если для получения дохода нужно начать войну, в которой погибнут миллионы людей, они начнут её, ни секунды не сомневаясь. Если дополнительный доход можно получить, истребив огромный многовековой лес вместе с его обитателями, то это будет сделано. А ведь именно эти чудовища правят миром людей, определяют, в какую сторону должна развиваться наша цивилизация.
Культура — вторая природа
Эта мысль была основополагающей в среде античных мыслителей. Однако, несмотря на все их старания, взаимоотношения культуры и натуры остаются крайне напряжёнными даже в наши дни. Современные философы, как и их античные коллеги, уделяют немало времени изучению сложных взаимоотношений между природой и человеком. Выводы, к которым они пришли, мало чем отличаются от того, что говорили древнегреческие мыслители. Гармония между культурой и природой возможна, более того, она необходима для процветания людей. К сожалению, эти умозаключения не приводят к действиям, направленным на изменения текущего положения дел.
Второй природой называют биосферу, общество, деятельность, культуру и искусство. Возможно, именно их влияние мешает найти общий язык между человечеством и планетой Земля. Тысячи лет назад люди учились жизни у окружающего мира, природа наставляла и направляла их. Сейчас эту функцию выполняет культура, которая призвана развить у человека качества, способствующие выживанию в условиях жестокой конкуренции. Поэтому нынешние люди столь сильно отличаются от своих предков, ведь они живут в абсолютно ином мире. Понятие «вторая природа» очень точно описывает мир людей, полностью заменивший для них естественную среду обитания.
Минусы культуры
Мир, созданный людьми, идеально отвечает их нуждам. Правда, сами потребности обитателей этого мира эволюционируют вместе с ним.
Второй природой называют культуру потому, что она формирует человека, подчиняющегося её законам, приспособленного к выживанию в биосфере, отличной от естественной среды. Соответственно, и его потребности становятся всё более неестественными.
Ни одно живое существо, кроме человека, не видит необходимости в курении, не отравляет свой организм ядами ради развлечения, не убивает своих сородичей, чтобы купить себе новый автомобиль. Желания и удовольствия стали рычагами управления обществом.
Границы второй природы
Казалось бы, мир людей заканчивается там, где начинается дикая, ещё не обузданная человеком природа. Но большинство мест на Земле, так или иначе, изменились под суровым воздействием цивилизации. Второй природой человека называют плоды его интеллектуальной деятельности, чтобы не забыть, что все они лишь подражают естественным законам. Люди не изобретали огонь или электричество, они просто научились использовать эти явления для своих нужд.
Даже те части мира, до которых не может дотянуться костлявая рука цивилизации, всё равно приносят пользу человеку. Например, звёзды, которые уже много столетий помогают путешественникам и мореплавателям. В последнее время наблюдение за вселенной через телескопы и прочие хитроумные устройства позволяет учёным больше узнавать о мире, совершать важные фундаментальные открытия. Из этого следует, что границы второй природы размыты, невозможно точно сказать, где заканчивается культура и начинается натура.
Культура и человек
Как деятельность людей не смогла вытеснить природу с нашей планеты, так и внутри них самих животное начало не хочет уходить без боя. Иногда люди ведут себя как звери, что немало шокирует ярых приверженцев цивилизации. Второй природой называют биосферу, общество, деятельность, культуру и прочие факторы, оказывающие влияние на человека после рождения. Но все мы приходим в этот мир с определённым набором качеств и инстинктов, необходимых для выживания в естественной среде. В экстремальных условиях инстинкты берут верх, открывая черты человека, никак не вписывающиеся в представление об окультуренной, цивилизованной особи.
Нет культуры без натуры
Второй природой называют то, что наслоилось поверх естественных желаний и стремлений, местами дополнив, а то и вовсе заменив их. Но всегда остаются базовые инстинкты и ценности, необходимые нашему виду для выживания. Когда первая и вторая природа человека вступают в противоборство, в подавляющем большинстве случаев побеждают именно естественные позывы. В ситуациях, угрожающих жизни человека или его близких, все культурные наслоения отваливаются, словно шелуха, освобождая место для безжалостных и нецивилизованных, но эффективных действий.
Таким образом, можно предположить, что у людей есть базовые инстинкты и потребности, которые остаются неизменными для представителей любой культуры. Как бы общество ни старалось «одомашнить» нашу натуру, она всегда придёт на помощь, когда это потребуется. Культура — вторая природа, ей никогда не стать первой, основной, без которой жизнь человека была бы невозможна.
Гармония
Как показало время, попытки игнорировать законы природы не приводят к положительному результату. Почему-то, изучая жизнь на земле, учёные используют универсальные естественные правила, чтобы лучше понять, как устроены другие существа. Но как только речь заходит о человеке, большинство «великих умов» почему-то забывают про законы природы, считая, что они не распространяются на нас.
Гармонии и процветания можно добиться, только приняв своё естество, осознав себя как часть огромного и живого мира. Второй природой называют биосферу, созданную руками людей, как бы отделяя её от первой. Но они неразрывно связаны, не будет никакой культуры, если наша планета погибнет, ведь не останется людей. А мы никак не можем понять и принять этот факт.
Конечно, без культуры человечество вернулось бы в первобытный век, со временем утратив свою уникальность, уподобившись диким животным. Возможно, кого-то устроила бы подобная крайность, но развитие не остановить, его можно лишь направить. Второй природой называют культуру, навсегда изменившую облик человека. Без неё люди будут неполноценными. Лишь гармоничное сочетание первой и второй природы может принести мир и благополучие в наше неспокойное общество.
Что из перечисленного относится ко » второй природе»?
Что из перечисленного относится ко » второй природе»?
1)река, протекающая возле дома.
4)автомобиль у подъезда.
Из перечисленных вещей к материальной культуре относится только автомобиль.
Остальное всё создано природой, само потекло, выросло или вылупилось.
А автомобиль сделали люди.
В этом лесу растут лиственные и хвойные породы деревьев?
В этом лесу растут лиственные и хвойные породы деревьев.
Лес Почему с севера на юг природа изменяется?
Какие породы деревьев образуют тайгу?
Животные ведет ночной образ жизни в зоне.
Где находятся города без домов, реки без воды, леса без деревьев?
Где находятся города без домов, реки без воды, леса без деревьев.
По каким природным зонам протекает река Волга, а река Енисей?
По каким природным зонам протекает река Волга, а река Енисей.
Где протекает река Уводь?
Где протекает река Уводь?
Какие крупные реки протекают по территории Тундры?
Какие крупные реки протекают по территории Тундры?
Кроссворд по обж?
Дом школа город на природе.
Какое дерево называют красавицей русских лесов?
Какое дерево называют красавицей русских лесов?
У животных шесть, а у птиц?
Не пойму о чем речь.
По какой местности протекает река Волга?
По какой местности протекает река Волга?
Что из перечисленного не может являться собственностью?
Что из перечисленного не может являться собственностью?
Статья 4 Конституции РФ состоит из 3 пунктов. 1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. 3. Россий..
Успешное развитие всех народов России в рамках федеративного государственного устройства.
1. Любая потребность должна быть в рамках закона. 2. Нужно уточнить параграф. 3. Люди из разных стран и республик, есть обще человеческие права, и внутри республиканские права, общие представляют собой, (убийства, грабёж и т. Д. ) а в республиканс..
Воспитанию уважения граждан к истории и культуре пишите правильно уважайте русский язык.
Наверно их решили постоянными.
Человек и природа – примеры связи и значение природы для людей
Несмотря на все достижения науки и техники человек до сих пор находится в зависимости от природы. При этом и люди оказывают на природу огромное влияние.
Как природа влияет на человека?
Природа предоставляет человеку те ресурсы, которые необходимы ему для жизни. Самыми важными из них являются свежий воздух, чистая вода, солнечный свет и пища. Без этих благ природы человек в принципе не может жить.
Но по мере развития нашей цивилизации люди стали добывать и другие ресурсы, которые нужны нам для комфортной жизни. Сначала человек освоил некоторые строительные материалы (дерево, мрамор, гранит), а также самые распространенные металлы (медь, бронзу, железо, золото, серебро). В дальнейшем список добываемых материалов расширился, стали использоваться алюминий, титан, никель, вольфрам, уран. Первым ископаемым топливом, освоенным человеком, можно считать уголь. В XIX в. вместо него стали применять нефть (точнее говоря, топливо, получаемое из нефти), а в XX в. пришел черед природного газа. Также природа дает нам возможность получать электричество, не сжигая природные ресурсы. Надо лишь использовать энергию рек и приливов, солнечного света и ветра.
Однако природа может и негативно воздействовать на человека. Периодически происходят природные катаклизмы, жертвами которых становится множество людей. Это извержения вулканов, землетрясения, ураганы, наводнения. Существуют и другие бедствия, которые напрямую не убивают людей, но косвенно приводят к большим потерям. Например, сильная засуха провоцирует неурожай, что в свою очередь может привести к голоду в бедных странах.
Порою природное бедствие связано с воздействием на человека живой природы. В качестве примера можно привести крупные эпидемии или нашествия саранчи.
Как человек влияет на природу?
Человек отличается от других обитателей Земли тем, что он не только приспосабливается к природе, но и сам способен преобразовывать ее под свои нужды. Ещё в глубокой древности люди начали распахивать землю, строить первые поселения и вырубать леса, тем самым меняя природный ландшафт. На сегодняшний день возможности человека возросли – он строит целые города, прокладывает шоссе и железные дороги. Более того, ему удалось даже изменить географию планеты – построив Суэцкий канал, человек отделил Африку от Евразии, а воды Красного и Средиземного моря соединил. Аналогично и Панамский канал разделил Северную и Южную Америку.
Деятельность человека приводит к вымиранию других животных. Классический пример – это мамонт, истребленный ещё первобытными людьми. С развитием цивилизации растет и скорость исчезновения биологических видов.
В последние два века человек стал влиять и на глобальный климат на планете. С ростом промышленности увеличились выбросы в атмосферу углекислого газа, что в свою очередь приводит к глобальному потеплению. С последние десятилетия сильно сократилась площадь льдов в Арктике, расширилась территория пустынь. В свою очередь эти изменения влияют на живую природу. Например, таяние льдов приводит к сокращению ареала распространения белых медведей, и поэтому их численность сокращается.
Человек осознает негативные последствия своей деятельности и пытается как-то компенсировать их. Создаются специальные заповедники, на территории которых сохраняются вымирающие виды. Для предотвращения глобального потепления устанавливаются ограничения на выбросы углекислого газа. В последние годы идет всестороннее ужесточение экологического законодательства.
Подведение итогов
Человек и природа сильно влияют друг на друга. Люди должны осознавать, что урон, нанесенный природе, в конечном итоге приводит к негативным последствиям и для самого человека.