что относится к земляному полотну жд пути

Земляное полотно

что относится к земляному полотну жд пути. Смотреть фото что относится к земляному полотну жд пути. Смотреть картинку что относится к земляному полотну жд пути. Картинка про что относится к земляному полотну жд пути. Фото что относится к земляному полотну жд пути

что относится к земляному полотну жд пути. Смотреть фото что относится к земляному полотну жд пути. Смотреть картинку что относится к земляному полотну жд пути. Картинка про что относится к земляному полотну жд пути. Фото что относится к земляному полотну жд пути

Полезное

Смотреть что такое «Земляное полотно» в других словарях:

земляное полотно — Сооружение, служащее основанием верхнего строения железнодорожного пути, которое воспринимает нагрузку от верхнего строения пути и железнодорожного подвижного состава, равномерно распределяет ее на нижележащий естественный грунт, выравнивает нер … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО — земляное основание для устройства на нём верхнего строения пути на ж. д. (см. рис.) и дорожной одежды автомоб. дорог. К 3. п. относятся непосредственно с ним связанные водоотводные сооружения: кюветы, канавы, резервы, дренажные устройства. На… … Большой энциклопедический политехнический словарь

Земляное полотно — ж.д. комплекс грунтовых сооружений, получаемых в результате обработки земной поверхности и предназначенных для укладки верхнего строения пути, обеспечения устойчивости пути и защиты его от воздействия атмосферных и грунтовых вод. Непосредственно… … Википедия

ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО — основание из грунта для устройства на нем верхнего строения пути железной дороги и дорожной одежды автомобильных дорог. К земляному полотну относятся связанные с ним водоотводные сооружения: кюветы, канавы, резервы, дренажные устройства … Большой Энциклопедический словарь

ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО — ряд инженерных сооружений в виде насыпей, выемок, полунасыпей, полувыемок, полунасыпей полувыемок и т. п., возведенных преимущественно из грунта на полосе земли, отведенной под железную дорогу. З. п. предназначается, с одной стороны, для… … Технический железнодорожный словарь

земляное полотно — комплекс инженерных грунтовых сооружений (в виде насыпей, выемок, полувыемок и т. п.), служащих основанием для верхнего строения пути железных дорог и дорожной одежды автомобильных дорог. С земляным полотном непосредственно связаны бермы, кюветы … Энциклопедический словарь

Земляное полотно — сооружение, предназначенное для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов дороги. Возводится из местных или привозных грунтов с обеспечением устойчивости самого земляного полотна, его обочин, откосов и естественных… … Строительный словарь

Земляное полотно — Поверхность земляной насыпи, предназначенная для укладки дорожного покрытия. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

Земляное полотно — Сооружение, служащее основанием верхнего строения железнодорожного пути или дорожной одежды автомобильной дороги. Служит для восприятия и равномерного распределения на нижележащий естесственный грунт нагрузки от транспортных средств, а также… … Словарь строителя

Земляное полотно улучшенное — слой, устраиваемый путем обработки материала земляного полотна на месте строительства. Источник: Справочник дорожных терминов … Строительный словарь

Источник

Земляное полотно

что относится к земляному полотну жд пути. Смотреть фото что относится к земляному полотну жд пути. Смотреть картинку что относится к земляному полотну жд пути. Картинка про что относится к земляному полотну жд пути. Фото что относится к земляному полотну жд путиЗемляное полотно новых железных дорог, назначение земляного полотна и требования к нему. Земляное полотно — это один из основных элементов конструкции железнодорожного пути, представляет собой инженерное сооружение из грунта.

На земляном полотне размещается верхнее строение железнодорожного пути, и оно также обеспечивает придание железнодорожному пути необходимых параметров плана и профиля линии, выравнивая в пределах трассы земную поверхность.

Земляное полотно является несущей конструкций железнодорожного пути, воспринимая статические нагрузки от верхнего строения пути и динамические от подвижного состава, должно упруго передавать их на основание.

Поэтому от его надежности зависят основные эксплуатационные параметры: техническая скорость движения поездов и максимально разрешаемая статическая нагрузка подвижного состава, которые определяют провозную и пропускную способность линии.

Особенностью земляного полотна является то, что оно сооружается из грунта, свойства которого неоднородны в пространстве и изменяются во времени, существенно завися от природных условий.

Основной нормативно-технической литературой в части земляного полотна железных дорог является:
— при проектировании и строительстве нового земляного полотна — СНиП 32-01-95 «Железные дороги колеи 1520 мм и СП 32- 104-98 «Проектирование земляного полотна железных дороги колеи 1520 мм: свод правил по проектированию»;
— при проектировании новых железнодорожных линий и усилении (реконструкции) земляного полотна — СТН Ц-01-95 «Железные дороги колеи 1520 мм» — строительно-технические нормы Министерства путей сообщения Российской Федерации;
— при содержании земляного полотна — «Инструкция по содержанию земляного полотна железнодорожного пути» ЦП-544, утверждена МПС России в 1998 г.

К земляному полотну предъявляются следующие основные требования:

— оно должно быть прочным, устойчивым, надежным и долговечным при пропуске современных и перспективных типов подвижного состава с максимальными скоростями, расчетными весом, длиной и интенсивностью движения;
— все поверхности земляного полотна, его устройств и полосы отвода должны быть спланированы и защищены так, чтобы атмосферная вода нигде не застаивалась и был обеспечен ее сток в стороны или водоотводные сооружения, а текущая вода не размывала бы откосы и основание;
— конструкции земляного полотна должны обеспечивать минимальные расходы на их сооружение, ремонт и содержание с применением максимальной механизации и автоматизации работ.

При этом принимается ряд понятий, характеризующих земляное полотно:

— под прочностью понимается прочность грунтов его слагающих, т.е. способность их воспринимать действующие нагрузки без разрушения;
— под устойчивостью конструкции понимается его способность сохранять равновесие грунтовых масс при воздействии внешних нагрузок и гравитационных сил;
— под надежностью понимается его способность работать без отказов в течение заданного срока эксплуатации;
— под долговечностью понимается его способность сохранять свои эксплуатационные качества в течение как можно большего времени.

Как видно из приведенных формулировок, свойство прочности относится к материалу — грунту, а остальные свойства определяют требования к конструкции земляного полотна.

Кроме того, нормами предусматривается при строительстве новых и реконструкции существующих железнодорожных линий обеспечивать ограничение до допустимых значений величин равномерного морозного пучения и упругих осадок основания на болотах, определяемых в зависимости от категории линии (смотри таблицу).

что относится к земляному полотну жд пути. Смотреть фото что относится к земляному полотну жд пути. Смотреть картинку что относится к земляному полотну жд пути. Картинка про что относится к земляному полотну жд пути. Фото что относится к земляному полотну жд пути

Состав и типы земляного полотна

Земляное полотно должно рассматриваться как комплекс инженерных сооружений, в состав которых входит:
— собственно земляное полотно (насыпи, выемки, нулевые места и т.д.);
— устройства для отведения поверхностных и грунтовых вод (канавы, лотки, дренажи и т.д.);
— защитные сооружения для сохранения земляного полотна от повреждений или разрушений при неблагоприятных природных воздействиях и явлениях (подпорные и волноотбойные стены, траверсы и струенаправляющие дамбы, противолавинные и противоселевые сооружения и т.д.);
— укрепительные сооружения откосов (плитные покрытия, каменные наброски, сетчатые конструкции и т.д.).

Земляное полотно является линейным сооружением, поэтому основную часть его проекта составляет поперечный профиль — инженерно-геологический разрез, перпендикулярный продольной оси линии.

К собственно земляному полотну относят насыпные грунты, формирующие его профиль.
Верхняя поверхность земляного полотна, на которой располагается верхнее строение пути и через которую передаются воздействия подвижного состава, называется основной площадкой, является главным элементом земляного полотна. Откосами называются искусственно созданные наклонные поверхности грунта (откосы насыпей, откосы выемок), ограничивающие естественный грунтовой массив. Линия сопряжения основной площадки с откосом называется бровкой пути.

Применяются следующие типы поперечных профилей земляного полотна (рис. 10.1): насыпи, выемки и нулевые места (условно принято при рабочих отметках от —1 до +1 м), а для участков на косогорах могут быть еще: полунасыпи, полувыемки и полунасы пиполувыемки.

Полунасыпью называется насыпное земляное полотно, у которого одна бровка основной площадки лежит на поверхности земли.

Полувыемкой называется земляное полотно, имеющее с одной стороны откос выемки, а с другой бровку основной площадки, лежащую на поверхности земли.

В полунасыпях-полувыемках основная площадка образована частично подсыпкой, а частично срезкой грунта земной поверхности.
Различают типовые, групповые и индивидуальные конструкции земляного полотна.

что относится к земляному полотну жд пути. Смотреть фото что относится к земляному полотну жд пути. Смотреть картинку что относится к земляному полотну жд пути. Картинка про что относится к земляному полотну жд пути. Фото что относится к земляному полотну жд пути

Типовые конструктивные решения представляют собой типовые поперечные профили земляного полотна, регламентируемые нормативными документами. Они созданы в результате обобщения многолетнего опыта проектирования и эксплуатации. Эти решения принимаются без обоснования их инженерными расчетами, но с при вязкой к местным условиям, иногда специфическим, но уже хорошо изученным.

Такие решения применяют при выполнении следующих требований:
— простые инженерно-геологические и гидрогеологические условия;
— возведение полотна из обычных грунтов (дренирующие, глинистые твердой, полутвердой и тугопластичной консистенции — показатель текучести J ≤ 0,50);
— прочное основание с косогорностью не круче 1:5 при скальных грунтах и 1:3 — при нескальных;
— рабочие отметки земляного полотна до 12 м (до 6 м при глинистых грунтах с 0,25 ≤ J ≤ 0,50 и до 20 м в скальных слабовыветривающихся грунтах);
— некоторые сложные инженерно-геологические условия, но с ограничением состояния грунтов и геометрических размеров (например, насыпи на болотах глубиной до 3—4 м).

Групповые конструкции разрабатываются для применения на ряде участков со сложными и многократно повторяющимися на рассматриваемой линии инженерно-геологическими условиями. При этом параметры земляного полотна, уточненные расчетами в сравнении с типовыми конструкциями, не требуют индивидуального обоснования для каждого объекта.

Индивидуальные проектные решения разрабатывают для сложных объектов, сооружаемых в сложных инженерно-геологических и топографических условиях. Для составления этих проектов производят детальные инженерно-геологические изыскания, определяют физико-механические и прочностные характеристики грунтов и принимаемые решения обосновывают инженерными расчетами.

Источник

Земляное полотно

ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО железной дороги – комплекс инженерных сооружений из грунтов, служащее основанием для верхнего строения пути. Земляное полотно обеспечивает выравнивание земной поверхности и необходимые план, профиль и устойчивость ж.-д. пути, воспринимает нагрузки от рельсошпальной решетки, балласта и подвижного состава, равномерно распределяя их на нижележащий естественный грунт.

Содержание

Основные типы земляного полотна

что относится к земляному полотну жд пути. Смотреть фото что относится к земляному полотну жд пути. Смотреть картинку что относится к земляному полотну жд пути. Картинка про что относится к земляному полотну жд пути. Фото что относится к земляному полотну жд пути

Основные типы земляного полотна (рис. 3.1):

В зависимости от продольного и поперечного очертаний местности земляное полотно сооружается в виде:

И полунасыпь, и полувыемку, и полунасыпь-полувыемку сооружают на косогорах. Выбор между этими тремя типами земляного полотна осуществляют исходя из технических, технологических, геологических и экономических соображений, ставя во главу угла надежность железнодорожного пути.

Элементы земляного полотна

что относится к земляному полотну жд пути. Смотреть фото что относится к земляному полотну жд пути. Смотреть картинку что относится к земляному полотну жд пути. Картинка про что относится к земляному полотну жд пути. Фото что относится к земляному полотну жд пути

Земляное полотно сооружается по групповым (типовым) или индивидуальным проектам. Групповые проектные решения регламентированы нормативными документами; их применяют в основном без обоснования инженерными расчетами, но с привязкой к местным условиям в следующих случаях: простые природные и эксплуатационные условия; возведение земляного полотна из обычных (дренирующих и глинистых твердой и полутвердой консистенции) грунтов; прочное основание с косогорностью не круче 1:5 при скальных грунтах и не круче 1:3 при нескальных грунтах и рабочих отметках обычно до 12 м, а также в некоторых сложных инженерно-геологических региональных условиях, но с ограничениями по определенным параметрам, например в случае насыпи на болотах глубиной до 3-4 м (рис. 3.3 и 3.4).

что относится к земляному полотну жд пути. Смотреть фото что относится к земляному полотну жд пути. Смотреть картинку что относится к земляному полотну жд пути. Картинка про что относится к земляному полотну жд пути. Фото что относится к земляному полотну жд пути

что относится к земляному полотну жд пути. Смотреть фото что относится к земляному полотну жд пути. Смотреть картинку что относится к земляному полотну жд пути. Картинка про что относится к земляному полотну жд пути. Фото что относится к земляному полотну жд пути

Индивидуальные проекты разрабатываются для земляного полотна, сооружаемого в сложных физико-географических, климатических, инженерно-геологических и эксплуатационных условиях. Для их разработки производят детальные инженерно-геологические изыскания, определяют физико-механические и прочностные свойства грунтов и все проектные решения принимают на основе инженерных расчетов. Индивидуальные проекты применяются для насыпей при рабочих отметках более 12 м, косогорности основания более 1:3 при недренирующих грунтах, в районах избыточного увлажнения, на слабых основаниях, в пределах глубоких болот, на поймах рек и т.д.; для выемок, вскрывающих неблагоприятно расположенные пласты горных пород в глинистых переувлажненных или сильнонабухающих грунтах; для земляного полотна на пучиноопасных участках, на участках с активными склоновыми процессами (оползни, обвалы, осыпи, снежные лавины, сели), на карстовых участках, в районах распространения вечномерзлых грунтов, участках с высокой сейсмичностью, а также при пересечении земляного полотна трубопроводами и сооружении его с использованием взрывов и средств гидромеханизации.

Участок, на котором размещается земляное полотно с водоотводными устройствами, лесозащитные насаждения, постоянные снегозащитные заборы, линии связи, энергоснабжения и др. ж.д. сооружения, называется полоса отвода.

Материалы

Материалами для строительства земляного полотна служат грунты в виде скальных или осадочных массивов (для выемок) и крупнообломочные, песчаные и глинистые (для насыпей) Для обеспечения надежности конструкций земляного полотна и расширения сферы применения местных грунтов производится их уплотнение до нормируемой плотности в насыпях и в необходимых случаях под основной площадкой в выемках, на нулевых местах и основаниях насыпей.

Конструкция земляного полотна в зоне основной площадки для всех видов глинистых грунтов, кроме супесей, содержащих более 50% песчаных частиц размером от 2,0 до 0,05 мм (по массе), усиливается защитным слоем из дренирующего грунта в комбинации с геотекстилем или без него (рис. 3.5). Это необходимо для предотвращения морозного пучения грунтов и предупреждения образования деформаций основной площадки Толщину защитного слоя устанавливают в зависимости от вида и консистенции грунта земляного полотна с учетом глубины промерзания.

что относится к земляному полотну жд пути. Смотреть фото что относится к земляному полотну жд пути. Смотреть картинку что относится к земляному полотну жд пути. Картинка про что относится к земляному полотну жд пути. Фото что относится к земляному полотну жд пути

Защита земляного полотна

Защита земляного полотна от неблагоприятных природных воздействий осуществляется посредством водоотводных, защитных и укрепительных сооружений, служащих для регулирования поверхностного и подземного стоков, тепловых и гравитационных процессов Кроме того, проводятся мероприятия по мелиорации грунтов. К основным водоотводным устройствам относятся водоотводные канавы и резервы у насыпей, кюветы, забанкетные и нагорные канавы у выемок Используются также железобетонные лотки, а на участках с большим уклоном – быстротоки и перепады Для защиты земляного полотна от воздействия атмосферных осадков и текущей воды все его поверхности планируются с продольными уклонами не менее 0,002 и поперечными – не менее 0,04.

что относится к земляному полотну жд пути. Смотреть фото что относится к земляному полотну жд пути. Смотреть картинку что относится к земляному полотну жд пути. Картинка про что относится к земляному полотну жд пути. Фото что относится к земляному полотну жд пути

Для гашения морских волн и защиты берегов от размывов служат морские 6уны (поперечные берегозащитные сооружения), волногасящие и волноотбойные стены, волноломы. На мостовых переходах для защиты пойменных насыпей используют регуляционные сооружения (рис. 3.7).

что относится к земляному полотну жд пути. Смотреть фото что относится к земляному полотну жд пути. Смотреть картинку что относится к земляному полотну жд пути. Картинка про что относится к земляному полотну жд пути. Фото что относится к земляному полотну жд пути

Регулирование подземного стока для защиты земляного полотна от грунтовых вод осуществляется дренажами. Дренажи представляют собой комплексные устройства, предназначенные для снижения влажности грунтов, понижения уровня или перехвата грунтовых вод. Наибольшее распространение получили биологические (травы, кустарники, деревья) и гравитационные дренажи.

Гравитационные дренажи отбирают из грунтов земляного полотна или его основания воду, которая под действием сил гравитации по трубам или крупнообломочному материалу, уложенным в горизонтальной траншее, засыпанной дренирующим грунтом, выводится на поверхность земли. Вода в трубы (керамические, бетонные, асбоцементные, пластиковые) диаметром 0,15-0,3 м поступает через специальные отверстия или через пористые стенки (в трубофильтрах). Для осмотра и очистки труб (дрен) служат смотровые колодцы, которые выполняются из стандартных железобетонных колец и располагаются через 50-75 м по длине дренажа, а также на поворотах трассы и перепадах глубины дрены; колодцы имеют отстойники глубиной ок. 0,5 м. Глубина заложения таких дренажей обычно составляет 1,5-3 м.

Для осушения одного или нескольких водоносных пластов, расположенных на глубине 6-12 м, применяются дренажные галереи (те же гравитационные дренажи траншейного типа, но имеющие дрены круглой или трапецеидальной формы высотой 1,5-1,7 м, допускающие проход человека). Для сбора и отвода грунтовой воды из глубоко расположенных (св. 12 м) водоносных горизонтов, когда устройство траншеи нерационально или невозможно, применяют дренажные штольни, сооружаемые закрытым способом (например, щитовой проходкой). Вода в дренажную штольню поступает сквозь швы между секциями обделки (крепления). Основание штольни располагают обычно в водонепроницаемых грунтах (с заглублением примерно на 0,5 м); его продольный уклон составляет, как правило, не менее 0,005 (в исключительных случаях 0,002-0,001). Смотровые колодцы (шахты), выполняющие роль вентиляционных устройств, устраивают через каждые 100-250 м.

Для осушения балластных углублений в длительно эксплуатируемых насыпях применяются т. н. кротовые дренажи – слегка наклоненные к горизонту скважины, в которые заводятся перфорированные трубы.

Регулирование тепловых процессов в земляном полотне осуществляется с помощью различных теплоизолирующих устройств и покрытий, защищающих грунты под основной площадкой от промерзания и морозного пучения. К ним относятся подушки из шлака или асбеста, покрытия из пенопластов, полистирольных плит и т. п. Регулирование гравитационных процессов направлено на поддержание или удержание откосов земляного полотна и неустойчивых склонов, на которых оно расположено. В качестве поддерживающих сооружений обычно применяются контрбанкеты, контрфорсы, подпорные стены, армогрунтовые и гравитационные габионные стены, в качестве удерживающих – анкерные конструкции, стягивающие элементы, прошивающие сваи и шпоны (см. также Усиление земляного полотна).

Система защиты земляного полотна включает также ряд противоселевых, противообвальных, противолавинных и других сооружений. Применяют селеспуски – акведуки, служащие для пропуска грязекаменных масс селевых потоков над ж.-д. полотном, барражные запруды в виде бетонных или каменных (на цементном растворе) стен со специальными окнами для пропуска воды, селенаправляющие регуляционные сооружения. Для защиты земляного полотна от скальных обвалов и осыпей прибегают к уположению откосов и склонов, укреплению неустойчивых скальных массивов подпорными, поддерживающими, одевающими стенами и анкерами, устраивают улавливающие полки у основной площадки полотна, улавливающие траншеи, рвы и валы, укрывают путь в галереи. Защита земляного полотна от разрушающего воздействия снежных лавин осуществляется созданием сети инженерных противолавинных устройств, направленных на регулирование снежных отложений на склоне с помощью снегоудерживающих заборов, железобетонных или металлических надолб, снеговыдувающих панелей. От ударов сошедших лавин земляное полотно защищают земляные дамбы, лавиноспуски, лавинорезы; применяют также специальные галереи.

Источник

Земляное полотно

Земляное полотно представляет собой грунтовое сооружение, полученное срезкой части земной поверхности в повышенных и досыпкой в пониженных местах до проектного уровня.

Земляное полотно предназначено для прокладки железнодорожною пути в заданном проектном положении и для восприятия силовых нагрузок от подвижного состава.

К земляному полотну предъявляются следующие основные требования;

постоянная надежная его устойчивость в плане и в профиле;

прочность в любых погодных условиях при установленной нагрузке для подвижного состава;

Прочность, устойчивость и долговечность земляного полотна зависят от качества проектирования, строительства и условий эксплуатации земляного полотна.

Недостатки проектирования, приводящие к нарушению прочности и устойчивости земляного полотна, в большинстве случаев сводятся к неполному учету в процессе изысканий в районе постройки железной дороги гидрогеологических факторов, в том числе таких, как устойчивость обводненных косогоров, на которых возводятся насыпи, залегание грунтовых вод, вызывающих пучение грунта выемки или обрушение ее откосов. При проектировании важно обеспечить незатопляемость земляного полотна, защиту его от размыва, провалов, обвалов, сползания.

В результате нарушения технических требований при строительстве земляного полотна оно может получить следующие повреждения и деформации: излишнюю осадку вследствие недостаточного уплотнения, местные просадки в результате неоднородной плотности грунтов, расползание в результате попадания мерзлых комьев, обрушение откосов и др.

В процессе эксплуатации земляное полотно может получать повреждения и деформации в результате несвоевременной и неполной очистки водоотводных устройств и ремонта водоотводных лотков и дренажей, несвоевременного восстановления поврежденных укреплений земляного полотна, отложения грязного балласта на обочинах, плохого отвода воды от балластной призмы и с территории станционных площадок, отсутствия надзора за состоянием земляного полотна, а также нри изменении условий, для которых было запроектировано земляное полотно (подтопление водохранилищем, подземные выработки и т. д.).

Грунты, применяемые для возведения земляного полотна

Грунт — обобщенное наименование горных пород, являющихся основанием сооружений или материалом для земляных сооружений.

Грунты, используемые в качестве оснований сооружений или материала для земляных сооружений, подразделяются на следующие основные группы: скальные и полускальные (твердые грунты) — изверженные и осадочные породы с жесткой связью между зернами (спаянные и сцементированные), залегающие в виде сплошного массива или трещиноватого слоя (граниты, плотный известняк и др.); крупнообломочные—несцементированные грунты, содержащие более 50% обломков пород (галечные и щебеночные группы с размером зерен 100—10 мм); гравийные — грунты, состоящие из несцементированных окатанных зерен с размерами 10—2 мм в поперечнике; песчаные — сыпучие в сухом состоянии, не обладающие свойством пластичности. Песчаные грунты с размерами зерен 2—-0,5 мм называют крупнозернистыми песками, с размерами зерен 0,5—0,25 мм — среднезернистыми и с размерами зерен 0,25—0,05 мм — мелкозернистыми; глинистые — связные пластичные (глины, суглинки и др.), размер их частиц не менее 0,005 мм; пылеватые с размером частиц 0,05—0,005 мм. Наиболее распространенные природные песчаные, гравийные и глинистые грунты состоят из смеси указанных выше грунтов.

Кроме указанных грунтов, при сооружении и эксплуатации земляного полотна встречаются лёссовые, торфяные и др.

Грунты для сооружения земляного полотна, которые пропускают через себя воду, не разрушаясь и не теряя своей прочности при этом, называют дренирующими, а грунты, не пропускающие воду или поглощающие ее, — недренирующими. К дренирующим грунтам относятся крупнообломочные, гравийные, крупно-и средне-зернистые пески; мелкозернистые пески с большой примесью пылеватых частиц относятся к слабодренирующим, а глинистые грунты — к недренирующим. Глинистые грунты способны насыщаться водой, в результате чего они могут расползаться и резко снижать сопротивляемость сдвигу. Такие грунты называются слабыми. Грунты какой-либо одной группы в общей массе называются однородными, а если общая масса грунта состоит из двух и более групп — разнородными.

Основные виды земляного полотна и его элементы

В результате срезки земной поверхности или досьшкн грунта на предварительно обработанную соответствующим образом земную поверхность и придания выработке определенной формы в поперечном и продольном профилях образуются выемки или насыпи.

На косогорных участках, т. е. на местности с большим поперечным уклоном, не всегда удается устроить насыпь или выемку. В таких случаях делают полунасыпь, полувыемку или п о-л у н а с ы п ьчп о л у в ы е м к у (рис. 1).

Участки, где требуется срезать или насыпать грунт, например, при переходе от насыпи к выемке, называются нулевыми местами.

Поперечное очертание земляного полотна, перпендикулярное к его продольной оси, называется поперечным профилем земляного полотна (рис. 2, 3, 4).

Верхняя часть земляного полотна, на которой размещается верхнее строение пути, называется основной площадкой. Основной площадке придают выпуклую форму в виде трапеции на однопутном и треугольника на двухпутном и многопутных участках. Эта выпуклая форма основной площадки называется сливной призмой, которая способствует отводу воды с основной площадки.

Основная площадка земляного полотна по ширине имеет размеры большие, чем размеры основания лежащей на ней балластной призмы. В результате этого на краях основной площадки образуются свободные от балласта продольные полосы, называемые обочинами (см. рис. 3). Обочины предохраняют балластную призму от осыпания и служат местом для размещения механизмов, инструмента и материалов, применяемых при содержании и ремонте пути, а также местом, где могут находиться рабочие при пропуске поездов.

Боковые наклонные поверхности земляного полотна называются откосами.

Линия пересечения откоса земляного полотна с обочиной (грань) называется бровкой.

Полоса земли, на которую опирается насыпь, называется основанием насыпи.

Высоту насыпи измеряют по ее оси от основания до уровня бровок. Глубину выемки измеряют также по ее оси от уровня бровок основной площадки до точки пересечения оси с линией, соединяющей верхние бровки откосов выемки.

Горизонтальная проекция плоскости откоса называется заложением откоса, а отношение высоты откоса к его заложению — крутизной откоса.

Предположим, что высота откоса 2 м, заложение его 3 м, тогда крутизна откоса 1 :п — 2:3 = 1:1,5 и показатель крутизны откоса м= 1,5.

Вдоль насыпи устраивают водоотводные канавы или резервы. Резервы устраивают тогда, когда грунт для отсыпки насыпи берется на месте (из резерва). Образовавшаяся после забора грунта выработка планируется с устройством продольного и поперечного уклонов по дну и, таким образом, приспосабливается для отвода воды, притекающей к насыпи.

Полоса земли между подошвой насыпи и водоотводной канавой или резервом называется бермой. Берма препятствует проникновению воды из водоотводной канавы или резерва в насыпь, а также используется как дорога для подвоза к пути материалов при его строительстве и эксплуатации. Берма имеет ширину не менее 3 м, а на однопутных участках со стороны присыпки насыпи под будущий второй путь — не менее 7,1 м.

В выемке по обе стороны от основной площадки располагают водоотводные канавы, называемые кюветами. Кюветы устраивают шириной по дну 0,4 м и глубиной 0,6 м с крутизной откосов 1 : 1 со стороны основной площадки и I ; 1,5 со стороны откоса выемки. Для обеспечения отвода воды продольный уклон дну кювета придается такой же, как и продольный уклон бровки земляного полотна, но не менее 0,002 и не более 0,008.

что относится к земляному полотну жд пути. Смотреть фото что относится к земляному полотну жд пути. Смотреть картинку что относится к земляному полотну жд пути. Картинка про что относится к земляному полотну жд пути. Фото что относится к земляному полотну жд пути

В неустойчивых грунтах вместо кюветов устраивают лотки. За кюветами расположены откосы выемки.

Грунт из выемки, если он пригоден, используют для отсыпки прилегающих к ней насыпей. Если же грунт для насыпи не требуется или он непригоден для нее, то его складывают вдоль выемки за откосом в виде призмы, называемой кавальером. Кавальеры закладывают на расстояние нс менее 5 м от бровки выемки в твердых, сухих грунтах и на расстоянии (5 + //) м, но не менее Юм в слабых и увлажненных грунтах, где Н — глубина выемки. Высота кавальеров, как правило, не превышает 3 м. Крутизна откосов кавальеров — ) : 1,5.

Если площадка, которую оставляют между откосом выемки и кавальером, имеет наклон к пути, то для предотвращения стенания воды на откос выемки на этой площадке отсыпают продольную призму — банкет высотой не более 0,6 м с уклоном от пути 0,02—0,04 и на расстоянии 1 м or верхней бровки выемки. Для отвода воды между банкетом и кавальером устраивают забанкет-ную канаву глубиной 0,3 м, шириной по дну 0,3 м. На косогорах круче 1:5 банкеты и забанкетные канавы не устраивают; воду в таких случаях отводят в кювет.

С низовой стороны поперечного косогора выемки воду с площадки, расположенной между верхней бровкой выемки и подошвой кавальера, выпускают в разрывы шириной понизу не менее 1 м, устраиваемые в кавальерах через каждые 50 м.

Со стороны, на которой поверхность земли имеет наклон в сторону выемки, за кавальером на расстоянии 1—5 м от его подошвы устраивают нагорную канаву. Она необходима для сбора воды с прилегающей к выемке местности и отвода ее в сторону от пути. Размеры нагорной канавы определяют расчетом, но во всех случаях ширина ее по дну и глубина должны быть не менее 0,6 м. Откосы устраивают крутизной I : 1,5, продольный уклон канавы — не менее 0,003.

. На косогорных участках, когда земляное полотно устраивают по поперечному профилю полувыемки или полувыемки-полунасыпн, с нагорной стороны устраивают те же элементы, которые присуши профилю выемки: кювет, банкет, забанкетную канаву, нагорную канаву.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *