что относится к жизненно важным интересам личности
Жизненно важные интересы
Смотреть что такое «Жизненно важные интересы» в других словарях:
Жизненно важные интересы — (англ vitally interests) по законодательству РФ совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства (Закон РФ «О безопасности»**). См. также… … Энциклопедия права
Жизненно важные интересы военнослужащих — это совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивается реализацией прав, свобод и льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации для военнослужащих. Источник: ДИРЕКТИВА Минобороны РФ от 12.07.1997 N Д 10 О… … Официальная терминология
интересы жизненно важные — Совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства (по Закону Российской Федерации [1]). [ГОСТ Р 52551 2006] Тематики системы охраны и… … Справочник технического переводчика
интересы жизненно важные — 2.2.4 интересы жизненно важные: Совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства (по Закону Российской Федерации [1]). Источник: ГОСТ Р… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Интересы жизненно важные — часть национальных интересов государства, совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства … Пограничный словарь
интересы — 3.7.24 интересы: Потребности, желания, ожидания или требования. Источник: ГОСТ Р 54147 2010: Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Ұжымдық қауіпсіздік келісіміне қатысушы мемлекеттердің өмірлік маңызды мүдделері — (Жизненно важные интересы государств участников ДКБ) мемлекеттің өмір сүруін қамтамасыз етуге бағытталған ұлттық мүдделердің сай келуі. Оған мемлекет тәуелсіздігі, аумақтық тұтастық, қоғамның әлеуметтік саяси тұрақтылығы, түрлі сипаттағы ішкі… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу
ҰҚК қатысушы мемлекеттердің өмірлік маңызды мүдделері — (Жизненно важные интересы государств участников ДКБ) мемлекеттің өмір сүруін қамтамасыз етуге бағытталған ұлттық мүдделердің сай келуі. Оған мемлекет тәуелсіздігі, аумақтық тұтастық, қоғамның әлеуметтік саяси тұрақтылығы, түрлі сипаттағы ішкі… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу
БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ — состояние системы общественных отношений между субъектами социальной системы, индивидами, государственными институтами как в рамках национального образования, так и в сфере международной деятельности, обеспечивающее возможность полной реализации… … Социология: Энциклопедия
БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ — состояние системы экономических отношений между субъектами хозяйствования (производителями и потребителями), индивидами, государственными институтами как в рамках национальной экономики, так и в сфере внешнеэкономической деятельности,… … Социология: Энциклопедия
Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс
Урок 1
Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания
Содержание урока
Актуальность формирования культуры безопасности жизнедеятельности
Актуальность формирования культуры безопасности жизнедеятельности
Вопросы для обсуждения
• значение культуры безопасности жизнедеятельности личности, общества в современном мире;
• роль государства в обеспечении безопасности личности и общества;
• роль науки и образования в формировании культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества.
Ключевые понятия темы:
безопасность; жизненно важные интересы; национальные интересы; национальная безопасность; основные угрозы жизненно важным интересам личности, общества, государства; основы безопасности жизнедеятельности; культура безопасности жизнедеятельности.
Прогнозы учёных и практиков, философов и писателей о перспективах развития земной цивилизации звучат в общем оптимистично, с надеждой на инновационное развитие всех отраслей мировой экономики, которое должно нести позитивные изменения в жизнь стран, регионов, городов, семей и отдельных людей.
В то же время специалисты предупреждают о негативной тенденции увеличения числа техногенных аварий, социальных и природных катастроф в динамично меняющихся, усложняющихся условиях современного мира. В ХХI в. вопросы безопасности входят в число наиболее часто обсуждаемых как на межгосударственном уровне, так и на уровне школы, семьи, отдельного человека. Причём проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности людей неразрывно связана с вопросом повышения качества их жизни.
Актуальность (своевременность) формирования культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества подтверждают, с одной стороны, тенденция роста техногенных аварий, катастроф, социальных конфликтов, природных катаклизмов, а с другой — недостаточный уровень подготовленности к ним людей.
Это свидетельствует об актуальности решения вопросов обеспечения безопасности на всех уровнях: от государственного (регионального) до локального (объектного, местного). Согласно Конституции Российской Федерации, основные объекты обеспечения безопасности — личность, общество, государство.
Под безопасностью понимают состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Состояние защищённости определяется как объективными показателями организации защиты жизненно важных интересов объектов безопасности, так и субъективными ощущениями людей относительно степени их защищенности.
Безопасность — характеристика качества благополучия состояния объектов и условий их жизнедеятельности. Организация обеспечения безопасности объектов требует специальных мер — соблюдения правил (техники) безопасности жизнедеятельности. Объективные показатели обеспечения безопасности жизнедеятельности (организации условий безопасности жизнедеятельности человека, общества) могут не совпадать с субъективным ощущением безопасности человеком, людьми.
Жизненно важные интересы — это совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование (жизнедеятельность) и возможность прогрессивного развития личности, общества, государства.
К жизненно важным интересам личности относят:
• возможность трудиться, отдыхать, учиться, жить в достойных человека условиях, получать квалифицированную социальную, медицинскую помощь.
К жизненно важным интересам общества относят:
• стабильное функционирование и прогрессивное развитие экономики, финансовой системы, предприятий общественного хозяйства и социальной сферы, обеспечивающих потребности общества необходимыми товарами и услугами.
К жизненно важным интересам государства — национальным интересам — относят:
• суверенитет государства — самостоятельность, независимость в организации социальной жизни, в создании Вооружённых Сил, в защите своей территории и границ, во внешней и внутренней политике;
• существующий государственный строй, определяющий взаимоотношения личности и общества с властью, законы общества;
• авторитет на международной арене, позволяющий дипломатическими, экономическими и военными средствами решать политические и хозяйственно-экономические вопросы межгосударственного сотрудничества;
• приоритет государственного языка как общего языка внутригосударственного межкультурного сотрудничества людей, представителей разных этнокультурных традиций;
• преемственность культурно-исторических традиций государства, уважение к символам трудовой и воинской славы, к традициям и символам государственности.
Национальные интересы — это совокупность внутренних и внешних потребностей жизни общества, определяющих устойчивое развитие общества и государства во всех сферах жизнедеятельности (внутриполитической, экономической, социальной, международной, военной, экологической и др.).
Национальная безопасность — это состояние защищённости государством своих национальных интересов от внешних и внутренних угроз.
Роль государства в обеспечении национальной безопасности страны заключается в создании законодательной основы и организации системы мер защиты национальных интересов: государственного строя, конституционных прав и свобод граждан, достойных условий жизни населения, суверенитета и территориальной целостности государства. Вооружённые Силы Российской Федерации обеспечивают круглосуточную защиту национальных интересов нашего Отечества. Служба в Вооружённых Силах Российской Федерации является почётной обязанностью каждого молодого гражданина России.
Такие ситуации подразделяют на экстремальные и чрезвычайные.
Экстремальной ситуацией называют кризисную обстановку, наносящую вред жизни, имуществу и природной среде в результате поражающих действий, возникающих вследствие природных, техногенных, социальных катастроф или в вооружённой борьбе.
Чрезвычайной ситуацией называют обстановку на определённой территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Неадекватная оценка уровня безопасности жизнедеятельности, степени угрозы собственной безопасности является основной причиной травм, других видов ущерба жизни и здоровые людей на производстве, на транспорте, в местах проживания.
В современном мире человек часто страдает от им же созданных опасностей в окружающей среде. Научно-технический прогресс позволил создать комфортную искусственную техногенную среду, но это требует от людей постоянного внимании, осторожности, знаний правил безопасного поведения, соблюдения правил техники безопасности в разных условиях.
Следующая страница Основы безопасности жизнедеятельности
Жизненно важные интересы личности, общества, государства. Необходимость перехода к государственному управлению по интересам. Пути достижения баланса интересов
Структура жизненно важных интересов личности, общества, государства весьма сложная. Будучи по продолжительности действия постоянными и долгосрочными, они тесно переплетаются и по характеру взаимодействия одновременно являются частично совпадающими, параллельными, расходящимися и даже конфронтационными. Поэтому так актуально и остро стоит задача достижения баланса жизненно важных интересов всех основных субъектов общественной жизни.
В процессе становления и развития общественной мысли всегда остро стоял вопрос об отношении индивидуальных (личных) интересов с общественными (общими) интересами, о возможности разумного, правильного сочетания интересов индивида с интересами всего общества.
Основатели теории интереса подчеркивали первостепенную значимость, приоритет и особую силу воздействия личных интересов на все процессы общественной жизни. Гельвеций писал:
«Интерес всякого гражданина связан каким-либо образом со всеобщим интересом. и каждое отдельное общество бывает движимо двумя различными родами интересов.
При этом Гельвеций показал, что два указанных рода интересов почти никогда не совпадают, а индивидов, к тому же практически всегда, совершенно не волнуют интересы общества. И тем не менее Гельвеций был убежден, что возможно добиться сочетания личных интересов с интересами всего общества. Чтобы каждый индивид понимал невыгодность для него самого нарушения общественного интереса.
Таким образом, нельзя противопоставлять личные интересы общественным, но нельзя и подчинять одни интересы другим под вывеской приоритета интересов. «Приоритет интересов» означает первенство одних интересов над другими и наиболее полно проявляется во взаимосвязи интересов личности, общества и государства. Сущность приоритета интересов заключается в вопросе о преобладающем значении в обществе интересов того или иного субъекта.
В принципе ни один общественно-политический строй объективно не может уровнять интересы людей. Задача состоит в том, чтобы создать одинаковые общественные условия или, как сейчас принято говорить, «правила игры» для формирования и реализации интересов всех членов общества.
В жизни каждого общества можно видеть различные модели приоритета интересов. В советские времена, исходя из общего положения марксизма, что в условиях социализма «общность интересов возведена в основной принцип, в котором общественный интерес уже не отличается от интереса каждого отдельного лица»[30], приоритет официально отдавался государственным интересам. Но государственный интерес не может включать в себя все интересы общества, т. к. ограничен пределами правового пространства и масштабами охвата государством всей совокупности общественных отношений. Гегель подчеркивал: «Если. интересы (государства) совпадают с их (людей) собственными, они отстаивают и саму правовую форму; однако подлинной движущей ими внутренней силой являются именно их интересы, а не правовая форма. »[31].
Умелое сочетание личных и общественных интересов на основе их тесной взаимосвязи и взаимозависимости в практической деятельности государства становится базой его укрепления.
Для развития человека и общества, а также обеспечения их безопасности необходимо, чтобы индивиды воспринимали интересы общества и государства как собственные. Для этого требуется, чтобы интересы общества и государства отражали личные интересы конкретных индивидов.
В тесной взаимосвязи и взаимообусловленности находятся жизненно важные интересы триады «личность, общество, государство». По сути, это и есть интересы нации в современном ее понимании.
В современных условиях необходимо подразделять национальные интересы на внутренние и внешние, одинаково существенные для жизнедеятельности государства. Формирование внутренних и внешних национальных интересов представляет собой нелегкий процесс осознания потребностей граждан, общества и государства, которые определяются историей и традициями всего народа, а также реалиями современности.
Концептуальный подход к категории национальных интересов как совокупности сбалансированных жизненно важных личности, общества и государства имеет принципиальное значение, поскольку в этом случае это понятие выражает национальное единство, объединяющее людей различных национальностей, вероисповеданий, социальных позиций, профессий, культур. Поэтому не случайно, что до настоящего времени понятие «национальные интересы» чаще используется применительно к межгосударственным отношениям, так как именно на международной арене государство выступает представителем всей нации, выразителем интересов всего общества. Именно защита этих интересов во внешнем мире сплачивает и приводит к единству даже самые непримиримые слои общества.
Национальные интересы представляют собой основу жизнедеятельности общества, направленной на сохранение силы государства и здоровья его народа. Они не формируются случайно. Каждое государство характеризуется собственным жизненным путем, имеющим свое внутреннее и внешнее оправдание и выражение. В национальных интересах как бы воплощен разум государства и народа, состоящий в верном понимании как собственной сущности и природы, так и природы и характера внешнего окружения. В них выражена жизненная потребность народа в самосохранении как культурно-исторической общности, в поддержании стабильности своих основополагающих общественных и государственных институтов, в обеспечении внутренней и внешней безопасности государства. Потребность эта, в свою очередь, основана на геополитическом положении государства, традициях, культуре и духе народа, его нравственных ценностях, экономическом укладе, т.е. всем том, что составляет опору всякого государства, правительства, фундамент его внешней и внутренней политики.
Национальные интересы (как внутренние, так и внешние) не могут оставаться вечными и неизменными. По мере изменений объективной реальности вокруг страны и в мире меняются содержание национальных интересов и стратегия практической деятельности государства по обеспечению этих интересов. Однако коренные национальные интересы, такие, как сохранение суверенитета, территориальной целостности, обеспечение безопасности государства, а следовательно, и нации, остаются постоянными.
Социальные интересы в значительной степени реализуются в результате целенаправленной деятельности всех субъектов государственно-правового регулирования общественных отношений, и в них фактически закрепляется отношение индивидуумов, социальных групп, всего общества к той или иной совокупности общественно-политических институтов.
Политика определяет цели деятельности по реализации этих интересов, а вытекающая из этой политики стратегия определяет практику их реализации и достижения поставленных целей.
Для каждого государства в каждый конкретный период времени существует, строго говоря, тот единственный путь действия, диктуемый всем его прошлым, настоящим и перспективами будущего, который определяется верным пониманием национальных интересов и, соответственно, выбором определенного пути развития, отвечающего национальным интересам. Если обратиться к истории, то легко можно убедиться, что величие государственных деятелей во все времена было прямо связано с их способностью правильно определить национальные интересы и неуклонно им следовать.
Национальные интересы приобретают характер глубокой национальной необходимости. Их реализации могут мешать различные реальные и потенциальные препятствия, но они всегда остаются определяющим мотивом государственного управления внутри и вовне.
Национальные интересы России носят долгосрочный характер, они определяют основные цели политики безопасности, должны отражаться в стратегических и текущих задачах внутренней и внешней политики государства и реализовываться через систему государственного управления.
Необходимым условием реализации национальных интересов России является возможность самостоятельно решать внутренние политические, экономические и социальные задачи независимо от намерений и позиций иностранных государств и их сообществ, поддерживать такой уровень жизни населения, который бы обеспечивал национальное согласие и общественно-политическую стабильность в стране.
Четкая, ясная и определенная позиция по вопросу о национальных интересах страны является исходным пунктом при выработке программы действия любого серьезного правительства. Такая позиция служит основой определения курса действий как на ближайшее будущее, так и на долгосрочную перспективу
Кроме того, следует учитывать, что при реализации собственных внешних национальных интересов любое государство должно учитывать национальные интересы других государств и интересы международной системы в целом, добиваясь их определенного баланса. Без этого не сохранить достаточный уровень международной безопасности, в условиях которой только и можно надежно обеспечить национальные интересы своего государства. Как справедливо подчеркнул президент В.В.Путин в своей речи 9 мая 2001 г. на Красной площади: «Весь опыт послевоенной истории говорит: нельзя построить безопасный мир только для себя и тем более в ущерб другим».
Необходимость указанного выше подхода к категории национальных интересов объясняется также и тем обстоятельством, что до сих пор, к сожалению, многими национальные интересы полностью отождествляются с государственными, а это не всегда соответствует действительности, даже в области внешней политики. Расхождения между этими интересами особенно наглядно проявляются в периоды различных социальных конфликтов и потрясений: революции, гражданские войны, непопулярные акции государства типа афганской войны или чеченского конфликта.
Возможно, подобная разноголосица порождена тем, что категория национальных интересов долгие годы не рассматривалась и не изучалась с научных позиций отечественной общественной мыслью. Само это сочетание если и использовалось в литературе, то главным образом для обычной идеологизированной критики зарубежных взглядов на проблемы межгосударственных отношений. Поэтому соблюдение терминологической дисциплины и однозначной трактовки понятий, в том числе и понятия национальных интересов, имеет особую значимость в нынешний период возрождения подлинно научного подхода к анализу различных аспектов окружающей нас действительности.
Характерной особенностью деятельности центральных органов государственного управления является ее нацеленность на реализацию государственных и национальных интересов страны в целом. При этом нередки случаи определенного пренебрежения, игнорирования региональных интересов. На практике это выливается в необоснованное перераспределение имеющихся ресурсов и финансовых средств между регионами, зачастую без учета их специфических интересов.
Каковы бы ни были обстоятельства, управление государством всегда должно осуществляться в соответствии с национальными интересами, как внешними, так и внутренними. Смысл управленческой деятельности в конечном счете заключается в формировании и реализации социальных интересов в той или иной сфере. Реализовать эти интересы аппарат управления может, только зная эти интересы и обладая необходимой властью.
Управление является важной формой осознания интересов людей, позволяющей непосредственно влиять на общественное сознание и качественное состояние всей общественной системы. Только управление через интересы, с помощью интересов, через их учет и отражение в управленческих решениях позволит нам сформировать полноценное гражданское общество.
Именно интересы людей, а не страх, административное принуждение, революционная целесообразность, произвол вышестоящего начальника должны лежать в основе выработки и претворении в жизнь управленческих решений. Такой подход создает реальную возможность замены жестких административных механизмов управления гибкими финансово-экономическими методами и способами, нормативно-правовыми рычагами, методами самоуправления. Такой подход позволит, наконец, внедрить в практику принципы научного управления обществом и государством, поднять достоинство человека, эффективнее бороться с бюрократическим беспределом.
В социальных интересах закрепляются отношения индивидов, социальных групп, слоев ко всей совокупности общественно-политических институтов, материальных и духовных ценностей общества. Задача развития общества требует учета, согласования и сбалансирования всего многообразия интересов, выработки системы воздействия на интересы и обеспечения условий для их реализации. Государство выражает всеобщие интересы нации, общество, в свою очередь, является выразителем частных, эгоистических интересов. По утверждению Гегеля, государство оказывается благоустроенным и само в себе сильным, если частные интересы граждан соединяются с его общими интересами.
Интересы личности, общества и государства находятся в состоянии противоречивого взаимодействия и взаимовлияния. Характер этого взаимодействия зависит от множества факторов:
Такому сложному феномену как интерес не всегда возможно придать нужную направленность. Ведь если интересы выступают мощной движущей силой общественного развития, то они с такой же силой могут и противостоять этому развитию, т.е. сопротивление со стороны каких-то субъектов с их интересами может быть таким, что согласование станет затруднительным или даже невозможным, особенно когда занимаемая ими позиция становится бескомпромиссной. Выявление механизма согласования интересов представляется сложной задачей. Это обусловлено тем, что во многом меняются как сами подходы к анализу интересов, так и их содержание, поскольку появляются новые социальные группы и слои в результате радикальной экономической и политической реформ в нашей стране.
Дисбаланс интересов может превратиться в наиболее серьезную реальную угрозу нашей национальной безопасности. Истоки конфликта, противоречивости интересов различных социальных групп, входящих в них людей как раз и состоят в осознании и актуализации интересов не с точки зрения объективных условий (их тоже надо познать, прежде чем принимать или отвергать), а со своей групповой точки зрения. Иначе говоря, конфликты возникают, когда представитель региона, этнической или социальной группы считает важным и необходимым удовлетворение интересов только той общности, которую он представляет, не обращая внимания на существование законных интересов и других групп людей, подобных его группе.
Такой подход, с одной стороны, порождает иллюзии, что справедливость может быть достигнута автоматически, стоит только предъявить счет государству и обществу. С другой стороны, это порождает социальную лень, иждивенчество, принижает роль качественного и производительного труда. Этот же подход одновременно показывает, что в реализации принципа социальной справедливости имеются большие перекосы. В настоящее время, например, это проявляется в сфере межэтнических отношений, когда этнические интересы стали средоточием многих проблем, существующих в обществе.
Главным средством, приводящим в действие механизм согласования интересов, выступает политика, политическая деятельность государства, других институтов, входящих в политическую систему общества.
Как показывает практика, стабильность общественного строя тем ниже, чем сильнее вера в то, что стабильности можно добиться, главным образом, «закручиванием гаек». Поэтому реформа политической системы предполагает такую форму осуществления политической власти, которая выступала бы условием реализации всего многообразия интересов, определяемых многосложностью социальной структуры общества и одновременно исключала бы истоки бюрократизма, административно-командные методы управления.
Однако реализация таким образом сформулированной задачи в свою очередь предполагает, что управляемые должны постепенно превращаться во властвующих, т.е. должно осуществляться своеобразное перераспределение политической власти между все большим числом структур и субъектов. Одновременно перераспределение политической власти означает передачу ряда основных функций от верхних эшелонов власти к политическим институтам на местах.
Обладая определенной структурной упорядоченностью, механизм согласования интересов имеет конкретно-исторические очертания. Его функционирование в тот или иной исторический период предполагает не только согласование интересов, но и их развитие и прогнозирование. Это и создает необходимые исходные условия для достижения определенного компромисса и формирования сбалансированной системы интересов. Без гибкого политического механизма достижения социальных компромиссов такую систему интересов и, соответственно, устойчивую политическую систему создать не удастся.
Необходимость обеспечения баланса социальных интересов при их реализации путем достижения определенного компромисса отражает объективность общественных отношений, поскольку интересы выражают взаимную зависимость людей в обществе. Когда в советские времена все многообразие личных интересов сводилось к одному классовому интересу, на практике это приводило к политическим извращениям и порождало уравниловку во всех сферах жизнедеятельности. Абсолютизация же государственных интересов ведет к формированию из бюрократического аппарата особых социальных групп, благополучно подменяющих эти государственные интересы своими личными и ведомственными.
Всякая односторонняя ориентация при разрешении социальных проблем недопустима, особенно в нашей стране, где в государственном управлении необходим учет федеральных, региональных, этнических, групповых и личных интересов. Безусловно, все эти интересы сплошь и рядом разные, среди них могут быть и встречные интересы вплоть до антагонистических. Но все они произрастают на единой социально-экономической основе.
Отечественные ученые в области теоретической политологии, обосновывая категорию «консенсуса» как возможности соглашения и единения противоборствующих сторон в результате взаимных уступок, выдвигают альтернативную диалектике науку аналектику, трактующую развитие не в терминах «противоречие», «отрицание», «борьба», а в термине «гармония».
Эту задачу необходимо решать также и потому, что соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства Законом «О безопасности» (ст. 5) трактуется в качестве одного из важнейших принципов обеспечения безопасности, а в Концепции национальной безопасности Российской Федерации в качестве одного из важнейших направлений защиты конституционного строя в России указаны выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов.
Организация государственного управления в соответствии с требованиями данного закона, на наш взгляд, объективно позволит ускорить процесс развития нашей страны во всех сферах жизнедеятельности и повысить уровень ее национальной безопасности.
Вопросы для самоконтроля
1. Какая связь между национальными интересами и государственным управлением?
2. Есть ли разница между национальными и государственными интересами?
3. В чем заключается суть механизма достижения баланса интересов?
4. Почему необходимо обеспечение баланса интересов личности, общества и государства?
Литература
1. Возжеников А.В., Прохожее А.А. Система жизненно важных интересов Российской Федерации: сущность, содержание, классификация, механизм согласования. М., 1998.
2. Возжеников А.В., Прохожее А.А. Государственное управление и национальная безопасность. М., 1999.
3. Прохожее А.А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности. М., 2002.
Глава 4. Угрозы национальной безопасности: сущность, классификация, содержание
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.