что относят к фундаментальным понятиям безопасность эпидемия чрезвычайная ситуация риск
GN1204: Безопасность жизнедеятельности
В тех случаях, когда потоки масс, энергий от источника негативного воздействия в среду обитания могут нарастать стремительно и достигать чрезмерно высоких значений (например, при авариях или других чрезвычайных ситуациях), в качестве критерия безопасности принимают допустимую вероятность (риск) возникновения подобного события.
Риск — вероятность реализации негативного воздействия в зоне пребывания человека.
Риск — это количественная величина возможности определенных событий приносить вред человеку, мера опасности, характеризующая вероятность или частоту проявления опасности и последствий ее реализации за определенный промежуток времени.
Риск как количественная характеристика вероятного действия опасностей соотносится с определенным количеством работников (жителей) за конкретный период времени. При этом подразумевается, что возможности опасности формируются конкретной деятельностью человека, т.е. число смертных случаев, число случаев заболевания, число случаев временной и стойкой нетрудоспособности (инвалидности), вызываются действием на человека конкретной опасности (электрический ток, вредное вещество, двигающийся предмет, криминальные элементы общества и др.).
Понятие риска применяют как к стохастическим, так и к детерминированным (нестохастическим) эффектам.
К стохастическим эффектам относят те, вероятность возникновения которых существует при любом количестве случаев влияния опасного или вредного фактора, и увеличивается при увеличении числа случаев, тогда как относительная тяжесть последствий от количества не зависит. Риск в этом случае определяется по формуле:
где r — риск (обобщенная оценка);
n — количество случаев вследствие события;
N — количество людей, на которых воздействовало событие.
К детерминированным эффектам относятся те, что всегда наступают при определенных событиях или превышении определенного уровня фактора, а тяжесть их последствий зависит от величины фактора.
Понятие риска широко используется при установлении гранично допустимых величин, необходимости внедрения и использования коллективных и индивидуальных средств защиты от влияния вредных или опасных факторов, требований безопасности к машинам, механизмам, оборудованию, ограничений, связанных с состоянием здоровья людей, состоянием окружающей среды.
В производственных условиях, где рабочая зона и источник опасности — элементы производственной среды, различают индивидуальный и коллективный (социальный) риски.
Индивидуальный риск — это сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятного события для конкретного индивидуума, характеризует реализацию опасности определенного вида деятельности для личности. Выражением индивидуального производственного риска являются показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Коллективный риск — это вероятность травмирования или гибели двух и более человек от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Применяется при оценке возможного воздействия негативных факторов для коллектива людей, человеческого общества в целом
Использование риска в качестве единого индекса вреда при оценке действия различных негативных факторов на человека начинает в настоящее время применяться для обоснованного сравнения безопасности различных отраслей экономики и типов работ, аргументации социальных преимуществ и льгот для определенной категории лиц.
Современная концепция безопасности жизнедеятельности базируется на достижении приемлемого (допустимого) риска.
Приемлемый риск — это минимальная величина риска, которая достижима по техническим, экономическим и технологическим возможностям, т.е. такой низкий уровень смертности, травматизма или инвалидности людей, который не влияет на экономические показатели предприятия, отрасли экономики или государства.
Необходимость формирования концепции приемлемого (допустимого) риска обусловлена невозможностью создания абсолютно безопасной деятельности (технологического процесса). Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.
Для того чтобы определить серьезность опасности, степень допустимости риска в той или иной ситуации, существуют различные критерии: категории серьезности опасности; уровни вероятности опасности; матрица оценки риска.
По степени допустимости риск развития опасных ситуаций подразделяется на:
На практике достичь нулевого уровня риска, т.е. абсолютной безопасности невозможно. Отвергнутый риск в настоящее время также невозможно обеспечить, учитывая отсутствие технических и экономических предпосылок для этого.
Существуют следующие методические подходы к определению риска:
Применять эти методики необходимо в комплексе, поскольку они отражают разные аспекты риска, а для первых двух методик не всегда есть достаточные данные.
Мотивированный риск — риск, превышающий приемлемый и обоснованный мотивами, связанными с предотвращением аварии или спасением людей и материальных ценностей.
Немотивированный риск — риск, превышающий приемлемый и не обоснованный действиями, связанными с предотвращением аварии или спасением людей и материальных ценностей
Антропогенным является риск, представляющий собой сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятного события, обусловленного жизнью и деятельностью человека.
Техногенный риск сочетает вероятность наступления неблагоприятного события (аварий) и его последствий, обусловленного работой технических объектов.
С техногенным риском напрямую связаны производственный и профессиональный риски.
Производственный риск связан с конкретным производством, производственной деятельностью предприятия.
Профессиональным является индивидуальный риск, связанный с профессиональной деятельностью конкретного человека.
Для определения уровня риска проводится оценка вероятностной меры возникновения техногенных или природных явлений, сопровождающихся формированием и действием вредных факторов, и нанесенного при этом социального, экономического, экологического и других видов ущерба.
Общая формула расчета риска может быть представлена в следующем виде:
где R — уровень риска, т. е. вероятность нанесения определенного ущерба человеку и окружающей среде;
%%R_1%% — вероятность возникновения события или явления, обусловливающего формирование и действие вредных факторов;
%%R_2%% — вероятность формирования определенных уровней физических полей, ударных нагрузок, полей концентрации вредных веществ в различных средах и их дозовых нагрузок, воздействующих на людей и другие объекты биосферы;
%%R_3%% — вероятность того, что указанные уровни полей и нагрузок приведут к определенному ущербу.
Количественная мера риска может выражаться не только вероятностной величиной. Иногда риск интерпретируют как ущерб, возникающий при авариях, катастрофах и опасных природных явлениях. Однако определение уровня риска как вероятностной категории является более приемлемым при практической оценке уровня безопасности.
Современные представления об уровнях приемлемого индивидуального риска
В соответствии с концепцией приемлемого риска различают:
Что относят к фундаментальным понятиям безопасность эпидемия чрезвычайная ситуация риск
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Safety in emergencies. Basic terms and definitions
Дата введения 1996-01-01
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций с участием рабочей группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 “Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций”
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 “Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций”
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22 декабря 1994 г. N 327
4 ИЗДАНИЕ (ноябрь 2000 г.) c Изменением N 1, принятым в мае 2000 г. (ИУС N 8-2000)
Введение
Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий данной области знания.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.
Термины и определения понятий, необходимые для понимания текста стандарта, приведены в приложении А.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области безопасности в чрезвычайных ситуациях.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по безопасности в чрезвычайных ситуациях, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
2 Термины и определения основных понятий
2.1 Безопасность в чрезвычайных ситуациях и чрезвычайные ситуации
2.1.1 чрезвычайная ситуация; ЧС: Обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.1.2 источник чрезвычайной ситуации; источник ЧС: Опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
2.1.3 безопасность в чрезвычайных ситуациях; безопасность в ЧС: Состояние защищенности населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях.
2.1.4 обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях; обеспечение безопасности в ЧС: Принятие и соблюдение правовых норм, выполнение эколого-защитных, отраслевых или ведомственных требований и правил, а также проведение комплекса организационных, экономических, эколого-защитных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и специальных мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения, объектов народного хозяйства и иного назначения, окружающей природной среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях.
2.1.5 безопасность населения в чрезвычайных ситуациях; безопасность населения в ЧС: Состояние защищенности жизни и здоровья людей, их имущества и среды обитания человека от опасностей в чрезвычайных ситуациях.
2.1.6 обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях; обеспечение безопасности населения в ЧС: Соблюдение правовых норм, выполнение эколого-защитных, отраслевых или ведомственных требований и правил, а также проведение комплекса правовых, организационных, эколого-защитных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и специальных мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение угрозы жизни и здоровью людей, потери их имущества и нарушения условий жизнедеятельности в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
2.1.7, 2.1.8 (Исключены, Изм. N 1).
2.1.9 защищенность в чрезвычайных ситуациях; защищенность в ЧС: Состояние, при котором предотвращают, преодолевают или предельно снижают негативные последствия возникновения потенциальных опасностей в чрезвычайных ситуациях для населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды.
2.1.10 опасность в чрезвычайной ситуации; опасность в ЧС: Состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации.
2.1.11 риск возникновения чрезвычайной ситуации; риск ЧС: Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска.
2.1.12 поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации; поражающий фактор источника ЧС: Составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником чрезвычайной ситуации и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами.
2.1.13 поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации; поражающее воздействие источника ЧС: Негативное влияние одного или совокупности поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации на жизнь и здоровье людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду.
2.1.14 (Исключен, Изм. N 1).
2.1.15 пострадавший в чрезвычайной ситуации; пострадавший в ЧС: Человек, пораженный либо понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации.
2.1.16 пораженный в чрезвычайной ситуации; пораженный в ЧС: Человек, заболевший, травмированный или раненый в результате поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации.
2.1.17 зона чрезвычайной ситуации; зона ЧС: Территория или акватория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.1.18 зона вероятной чрезвычайной ситуации; зона ВЧС: Территория или акватория, на которой существует либо не исключена опасность возникновения чрезвычайной ситуации.
2.1.19 зона бедствия: Часть зоны чрезвычайной ситуации, требующая дополнительной и немедленно предоставляемой помощи и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации.
2.1.20 зона временного отселения: Территория, откуда при угрозе или во время возникновения чрезвычайной ситуации эвакуируют или временно выселяют проживающее на ней население с целью обеспечения его безопасности.
2.1.21 загородная зона: Территория, находящаяся вне пределов зоны вероятной чрезвычайной ситуации, установленной для населенных пунктов, имеющих потенциально опасные объекты народного хозяйства и иного назначения, подготовленная для размещения эвакуируемого населения.
2.1.22 район чрезвычайного положения: Территориально-административное образование или отдельная местность, на которой введен правовой режим временного государственного управления, определяемый федеральными законами Российской Федерации, нормативными указами Президента Российской Федерации либо законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в целях обеспечения безопасности населения при обстоятельствах, вызванных чрезвычайной ситуацией или массовыми беспорядками.
2.1.23 очаг поражения: Ограниченная территория, в пределах которой в результате воздействия современных средств поражения произошли массовая гибель или поражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, разрушены и повреждены здания и сооружения, а также элементы окружающей природной среды.
2.1.24 потенциально опасный объект: Объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.
2.1.25 режим функционирования РСЧС: Порядок функционирования РСЧС, предусматривающий деятельность ее органов руководства и повседневного управления, вспомогательных и обслуживающих служб и учреждений, сил и средств с учетом обстановки, связанной с риском возникновения чрезвычайной ситуации и ее ликвидацией на территории России.
2.2 Организационные структуры, силы и средства Российской системы предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях
2.2.1 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; РСЧС: Объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.2.2 (Исключен, Изм. N 1).
2.2.3 орган руководства РСЧС: Структурное подразделение или функциональная структура органа исполнительной власти Российской Федерации соответствующего уровня, предназначенное для непосредственного руководства деятельностью по предупреждению чрезвычайных ситуаций и их ликвидации на подведомственной территории или объектах народного хозяйства в пределах имеющихся полномочий.
2.2.4 орган повседневного управления РСЧС: Структурное подразделение органа руководства РСЧС соответствующего уровня, осуществляющее оперативное управление и контроль за функционированием ее подсистем и звеньев, в пределах имеющихся полномочий.
2.2.5 комиссия по чрезвычайным ситуациям; комиссия по ЧС: Функциональная структура органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, а также органа управления объектом народного хозяйства, осуществляющая в пределах своей компетенции руководство соответствующей подсистемой или звеном РСЧС либо проведением всех видов работ по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и их ликвидации.
2.2.12 система связи РСЧС: Организационно-техническое объединение сил и средств связи различного назначения, развертываемых или создаваемых для обеспечения деятельности в различных режимах функционирования органов повседневного управления, сил и средств РСЧС.
2.2.13 информационно-управляющая система РСЧС; ИУС РСЧС: Система, предназначенная для сбора, комплексной обработки оперативной информации о чрезвычайных ситуациях и информационного обмена между различными подсистемами и звеньями РСЧС, а также для обеспечения передачи органами повседневного управления необходимых указаний силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.2.14 силы и средства РСЧС: Силы и средства территориальных, функциональных и ведомственных или отраслевых подсистем и звеньев РСЧС, предназначенные или привлекаемые для выполнения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.2.15 спасательное формирование территориальной поисково-спасательной службы; формирование территориальной ПСС: Подразделение спасателей-профессионалов, оснащенное специальной техникой и снаряжением, находящееся в постоянной готовности для осуществления поиска и спасания групп населения или отдельных граждан, терпящих бедствие или попавших в экстремальную обстановку во время участия в альпинистских, водно-спортивных и экскурсионно-туристических мероприятиях в сложных условиях природной среды, а также для проведения в зонах чрезвычайной ситуации на труднодоступных участках местности или акваториях, либо на крупных инфраструктурных сооружениях аварийно-спасательных работ, требующих применения альпинистско-верхолазных, водно-спасательных и спелеологических приемов и соответствующего снаряжения.
2.2.16 аварийно-спасательная служба; АСС: Совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.2.17 (Исключен, Изм. N 1).
2.2.18 аварийно-спасательные силы постоянной готовности; АСС ПГ: Составная часть сил и средств РСЧС, находящаяся на дежурстве и предназначенная для быстрого прибытия и проведения в минимально возможный срок аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайной ситуации как на территории России, так и за рубежом.
2.2.19 аварийно-спасательное формирование; АСФ: Самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
2.2.18, 2.2.19 (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.2.20 аварийно-восстановительное формирование: Группа строителей-профессионалов, создаваемая в соответствующих строительных и монтажных организациях ведомственных органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов в целях выполнения неотложных работ по восстановлению первоочередных объектов жизнеобеспечения в зонах чрезвычайной ситуации.
2.2.21 Всероссийская служба медицины катастроф; ВСМК: Функциональная подсистема РСЧС, состоящая из органов управления системы связи и оповещения, формирований и учреждений, предназначенная для организации и осуществления медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.2.22 силы Всероссийской службы медицины катастроф; силы ВСМК: Медицинские формирования различного назначения, создаваемые в учреждениях здравоохранения для действия в зонах чрезвычайной ситуации.
Что относят к фундаментальным понятиям безопасность эпидемия чрезвычайная ситуация риск
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
МЕНЕДЖМЕНТ РИСКА ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
Термины и определения
Safety in emergencies. Emergency risk management. Terms and definitions
Дата введения 2013-09-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» (Федеральный центр науки и высоких технологий) (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)) при участии Общероссийской общественной организации «Российское научное общество анализа риска» и Закрытого акционерного общества «Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 ноября 2012 г. N 724-ст
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.
Введение
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области менеджмента риска чрезвычайной ситуации.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Не рекомендуемые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой «Нрк».
Краткие формы, представленные аббревиатурой или словосочетанием на базе аббревиатуры, приведены после стандартизованного термина и отделены от него точкой с запятой.
Для сохранения целостности терминосистемы в настоящем стандарте приведены терминологические статьи из другого стандарта, действующего на том же уровне стандартизации, которые заключены в рамки из тонких линий.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области менеджмента риска чрезвычайной ситуации.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области менеджмента риска чрезвычайной ситуации, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
2 Термины и определения
чрезвычайная ситуация; ЧС: Обстановка на определенной территориии, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей
среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
2 риск чрезвычайной ситуации: Мера опасности чрезвычайной ситуации, сочетающая вероятность возникновения чрезвычайной ситуации и ее последствия.
Термины, характеризующие чрезвычайную ситуацию
пострадавший в чрезвычайной ситуации: Человек, погибший и/или получивший вред для здоровья, утративший полностью или частично личное имущество, а условия жизнедеятельности которого ухудшились в результате чрезвычайной ситуации.
4 последствия чрезвычайной ситуации: Прямые и косвенные потери людей и материальных ресурсов при реализации опасности возможной или сложившейся чрезвычайной ситуации, оцениваемые числом пострадавших и/или размером материального ущерба.
5 материальный ущерб от чрезвычайной ситуации: Величина вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, выражаемая в натуральных или стоимостных единицах.
6 опасность чрезвычайной ситуации: Свойство источника чрезвычайной ситуации, заключающееся в возможности причинять при возникновении чрезвычайной ситуации материальный ущерб.
7 идентификация опасности чрезвычайной ситуации: Процесс выявления, распознавания и качественного описания опасности чрезвычайной ситуации.
Термины, относящиеся к риску чрезвычайной ситуации
9 источник риска чрезвычайной ситуации: Объекты или деятельность, которые отдельно или в сочетании обладают возможностью вызывать повышение риска чрезвычайной ситуации.
10 количественный показатель риска чрезвычайной ситуации: Численное значение риска чрезвычайной ситуации.
11 индивидуальный риск чрезвычайной ситуации: Количественный показатель риска чрезвычайной ситуации, определяемый как вероятность гибели на рассматриваемой территории за год отдельного человека в результате возможного воздействия всей совокупности поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации.
12 коллективный риск чрезвычайной ситуации: Количественный показатель риска чрезвычайной ситуации, определяемый как математическое ожидание числа погибших в результате возможного воздействия всей совокупности поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации на рассматриваемой территории за год.
13 потенциальный территориальный риск чрезвычайной ситуации: Количественный показатель риска чрезвычайной ситуации, определяемый как вероятность возникновения за год на рассматриваемой территории всей совокупности поражающих факторов источников возможной чрезвычайной ситуации с уровнем, который может привести к гибели людей и причинению материального ущерба.
14 социальный риск чрезвычайной ситуации: Количественный показатель риска чрезвычайной ситуации, определяемый как вероятность гибели на рассматриваемой территории за год одновременно более чем десяти человек в результате возможного воздействия всей совокупности поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации.
15 экономический риск чрезвычайной ситуации: Количественный показатель риска чрезвычайной ситуации, определяемый как математическое ожидание случайной величины материального ущерба от чрезвычайной ситуации на рассматриваемой территории за год.
16 допустимый риск чрезвычайной ситуации (Нрк. приемлемый риск чрезвычайной ситуации): Риск чрезвычайной ситуации, который допустим и обоснован для социально-экономического развития рассматриваемой территории.
17 анализ риска чрезвычайной ситуации: Процесс использования информации для определения источников риска чрезвычайной ситуации, вероятности возникновения и последствий чрезвычайной ситуации.
18 сравнительная оценка риска чрезвычайной ситуации: Сравнительное сопоставление результатов анализа риска чрезвычайной ситуации с допустимым риском чрезвычайной ситуации для рассматриваемой территории за заданный интервал времени.
19 оценка риска чрезвычайной ситуации: Общий процесс идентификации опасности, анализа и сравнительной оценки риска чрезвычайной ситуации.
20 критерий риска чрезвычайной ситуации: Правило, по которому осуществляется классификация риска чрезвычайной ситуации по степени допустимости.
21 матрица риска чрезвычайной ситуации: Табличная форма представления оценок риска чрезвычайной ситуации для ранжирования ее опасностей, отображающая диапазоны величины последствий чрезвычайной ситуации и вероятности их возникновения за заданный интервал времени на рассматриваемой территории.
22 описание риска чрезвычайной ситуации: Структурированное изложение информации о риске чрезвычайной ситуации.
23 реестр рисков чрезвычайных ситуаций: Совокупность записей о выявленных рисках чрезвычайных ситуаций.
Термины, относящиеся к менеджменту риска чрезвычайной ситуации
24 менеджмент риска чрезвычайной ситуации (Нрк. риск-менеджмент чрезвычайной ситуации): Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией для снижения опасности чрезвычайной ситуации с использованием целевых показателей снижения риска чрезвычайной ситуации до допустимого или удержания риска чрезвычайной ситуации в установленном допустимом диапазоне.
25 система менеджмента риска чрезвычайной ситуации: Набор элементов общей системы менеджмента организации в отношении менеджмента риска чрезвычайной ситуации.
26 принятие риска чрезвычайной ситуации: Обоснованное решение принять конкретный риск чрезвычайной ситуации.
27 снижение риска чрезвычайной ситуации: Действия, предпринятые для уменьшения вероятности возникновения чрезвычайной ситуации, ее последствий или того и другого вместе.
28 остаточный риск чрезвычайной ситуации: Значение риска чрезвычайной ситуации, сохранившееся после выполнения мероприятий по его снижению.
29 аудит менеджмента риска чрезвычайной ситуации: Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств адекватности и эффективности системы менеджмента риска чрезвычайной ситуации и их объективной оценки.
Алфавитный указатель терминов
анализ риска чрезвычайной ситуации
аудит менеджмента риска чрезвычайной ситуации
вероятность возникновения чрезвычайной ситуации
идентификация опасности чрезвычайной ситуации
источник риска чрезвычайной ситуации
критерий риска чрезвычайной ситуации
матрица риска чрезвычайной ситуации
менеджмент риска чрезвычайной ситуации
опасность чрезвычайной ситуации
описание риска чрезвычайной ситуации
оценка риска чрезвычайной ситуации
оценка риска чрезвычайной ситуации сравнительная
показатель риска чрезвычайной ситуации количественный
последствия чрезвычайной ситуации
пострадавший в чрезвычайной ситуации
принятие риска чрезвычайной ситуации
реестр рисков чрезвычайных ситуаций
риск-менеджмент чрезвычайной ситуации
риск чрезвычайной ситуации
риск чрезвычайной ситуации допустимый
риск чрезвычайной ситуации индивидуальный
риск чрезвычайной ситуации коллективный
риск чрезвычайной ситуации остаточный
риск чрезвычайной ситуации приемлемый
риск чрезвычайной ситуации социальный
риск чрезвычайной ситуации территориальный потенциальный
риск чрезвычайной ситуации экономический
система менеджмента риска чрезвычайной ситуации
снижение риска чрезвычайной ситуации
ущерб от чрезвычайной ситуации материальный