что относят к характерным чертам развивающего обучения ответ на тест

Основные характеристики развивающего обучения

Развивающее обучение в учебной деятельности на основе усвоения содержания учебных предметов должно разрабатываться в соответствии с ее структурой и особенностями (В.В. Давыдов). Соответственно, В.В. Давыдов формулирует основные положения, характеризующие не только содержание учебных предметов, но и те умения, которые должны быть сформулированы у учащихся при усвоении этих предметов в учебной деятельности:
1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.
2. Знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, учащиеся усваивают, анализируя условия их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.
3. При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь прежде всего обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.
4. Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических и буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде.
5. Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем в таком единстве, которое обеспечивает мышление перехода от всеобщего к частному и обратно.
6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действия в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно.

Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова

Основу системы обучения по Л.В. Занкову составляют следующие взаимосвязанные принципы:
1. Принцип обучения на высоком уровне трудности.
Реализация этого принципа предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений. Содержание этого принципа может быть соотнесено с проблемностью в обучении.
2. Принцип ведущей роли теоретических знаний.
Согласно этому принципу, отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков. Он был выдвинут в противовес традиционным представлениям о конкретности мышления младших школьников.

Источник

Основные характеристики развивающего обучения. Особенность системы развивающего обучения Эльконина – Давыдова. Типы творческих работ учащихся.

Статья о развивающем обучении обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Основные характеристики развивающего обучения. Особенность системы развивающего обучения Эльконина – Давыдова. Типы творческих работ учащихся.»

Основные характеристики развивающего обучения. Особенность системы развивающего обучения Эльконина – Давыдова. Типы творческих работ учащихся.

Теория развивающего обучения берёт своё начало в работах И.Г Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. В начале 30-х годов XX в. Л.С.Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Термин «развивающее обучение» введен в педагогическую теорию и практику В.В.Давыдовым. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыс­лительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.

Позиция ребенка в обучении: Ребёнок – самостоятельный субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Таким образом, учащийся из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта познавательной деятельности. Учебный процесс строиться таким образом, чтобы в ходе его учащийся как бы «переживал» весь познавательный цикл полностью, осваивал его в единстве эмпирического и теоретического познания.

Принципы развивающего обучения

Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.

Принцип обучения на высоком уровне трудности.

Принцип обучения быстрым темпом.

Принцип осознания школьниками процесса учения.

Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся.

Отношения между участниками учебного процесса. Ученик – учитель: отношения партнерства, делового сотрудничества. Учащийся – учащийся: коллективно-распределительная деятельность, необходимым условием которой является диалог.

Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

В основе теории содержательного обобщения В.В.Давыдова — Д.Б.Элько­нина лежит гипотеза о ведущей роли теоретического знания в формирова­нии интеллекта. Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым образом организует ос­воение ребенком содержательных обобщений генетически исходных, тео­ретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхожде­ния и преобразования. Это постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь его внутреннего развития. Понятие «субъект познания» выступает в этой концепции как способность ученика овладеть научными понятиями, воспроизвести в собственной деятельности логику научно­го познания, двигаться от абстрактного к конкретному.

Введение нового понятия в процессе обучения проходит четыре стадии.

1) Знакомство с предлагаемой учителем задачей, ориентирование в ней.

2) Овладение образцом такого преобразования материала, которое выявляет наиболее существенные отношения, служащие основой решения задачи данного вида.

3) Фиксация выявленных отношений в форме той или иной (предметной или знаковой) модели.

4) Выявление тех свойств выделенного отношения, благодаря которым можно вывести условия и способы решения исходной частной задачи.

Технология Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова опирается на познавательную мотивацию деятельности, поэтому она даёт наилучшие результаты в начальной ступени развития.

Целевые ориентиры. 1. Наличие у ребёнка внутренних познавательных мотивов. 2. Наличие у ребенка цели сознательного самоизменения. 3. Позиция ребёнка как полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все ее этапы. 4. Направленность на усвоение теоретических ЗУН, способов учебной деятельности, поиск и построение оснований действий, овладение общими принципами решения задач определённого класса. 5. Ученик ставится в положение исследователя-творца. Все правила и законы выстраиваются ребёнком собственноручно. 6. Рефлексивный характер рассмотрения собственных действий. Опыт осуществления рефлексии является основой развития личности.

o содержательный анализ – способ обнаружения исходной основы некоторого целостного объекта.

o содержательное абстрагирование представляет собой выделение исходного общего отношения в данном материале и формулирование его в знаково-символической форме.

o теоретическое обобщение – осуществляется путём анализа некоторого целого, чтобы открыть его исходное, существенное, всеобщее отношение как основу внутреннего единства этого целого.

o восхождение от абстрактного к конкретному – использование содержательного обобщения как понятия высокого уровня для последующего выведения других, более частных понятий.

o содержательная рефлексия – поиск и рассмотрение существенных оснований своих собственных мыслительных действий. Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребёнок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.

o проблематизация: учитель не только сообщает детям выводы науки, но и ведёт их по пути открытия, заставляет следить их за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска.

o метод учебных задач. Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, и решение учебной задачи состоит в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.

o моделирование. Решить задачу теоретически – значит решить её не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование в предметной, графической или в знаковой форме способа решения задачи. Учебной моделью можно назвать такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа.

К основным типам творческих работ обучающихся относятся: реферат(сбор и предоставление информации по теме), эксперимент(постановка с заранее известным результатом), проект(достижение и описание спланированного результата), описание(фиксация результата сбора данных по определенной методике), исследование(выводы исследуемых явлений).

Наиболее эффективными в практике обучения технологии являются творческие проекты, которые развивают у обучающихся пространственное мышление, умение разработать технологический процесс, выбрать материалы и конструкцию, а также определение технологических процессов изготовления. Творческий проект позволяет оценить готовый результат деятельности, повысить самооценку, мотивирует к действию.

Источник

Психология развивающего обучения. Тест с ответами

1. В статье Л.С. Выготского: «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте» выделено __________________ психолого-педагогические подхода(-ов) к соотношению обучения и развития.
• 3

2. Образ, являющийся представителем других образов, содержаний, отношений, называется:
• символом

3. Реальными носителями культуры Л.С. Выготский считал:
• знаки и символы

4. Решение учебной задачи направлено на усвоение школьниками
• обобщенных способов предметных действий

5. Л.С. Выготским выделены три основные ступени обобщения:
• (1) синкреты, (2) комплексы, (3) понятия

6. Выяснение в ходе урока того, насколько ученики готовы к изучению темы, раздела, чего недостает учащимся, что нужно проделать для того, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу, является целью этапа
• мотивационно-ориентировочного

7. Психическая структура, которая представляет собой все то, что порождается в результате деятельности органов чувств человека, называется:
• «чувственной тканью»

8. Решение учебной задачи школьниками, в частности, предполагает анализ ее условий с целью построения
• содержательного обобщения

9. Источники возникновения и первоначального существования учебной деятельности лежат не в отдельном ребенке, а в:
• системе социально-педагогических отношений

10. Своеобразие обобщения системы понятий в виде мысли Л.С. Выготский видел в том, что при этом создается:
• пирамида понятий

11. Сферы реализации деятельности и мышления, коммуникации и кооперации, самосознания школьника образуют в совокупности
• сферу существования рефлексивных процессов

12. Выявление в единстве уровня усвоения знаний, типа мышления и характера учебных действий (по В.В. Давыдову) есть принцип психологической диагностики качества
• знаний

13. Переходный уровень усвоения знаний характеризуется тем, что у школьников наблюдается:
• предметность знаний

14. В процессе обучения движение от абстрактного к конкретному обеспечивает:
• формирование теоретических обобщений

15. Деятельность детей, связанная с реализацией детской изобразительной самодеятельности, решением учебных заданий и обсуждением детьми своих рисунков, формирует:
• общий способ художественной выразительности

16. Подход Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева к проблеме психического развития выражается в том, что воспитание и обучение человека рассматривается, в частности, как:
• «присвоение», «воспроизведение» им общественно исторически заданных способностей

17. Отношения некритичного доверия, подражания образцам и ролевые отношения, освоенные детьми в дошкольный период, образуют:
• неучебные формы взаимодействия с учителем

18. Мышление школьников в учебной деятельности — мышление исследовательского типа, осуществляемое посредством
• содержательных абстракций, обобщений и теоретических понятий

19. Рассмотрение ребенком оснований своих предметных и мыслительных действий (в том числе, причин их ошибочного выполнения и возможных условий исправления) образует процесс
• содержательной рефлексии

20. Для Л.С. Выготского индивидуальное сознание детерминируется деятельностью
• коллективного субъекта

21. На основе учебной деятельности, которая характерна для детей от 6 до 10 лет, возникает:
• теоретическое сознание и мышление

22. Содержательное обобщение предполагает открытие закона
• становления внутреннего единства некоторого целого

23. Четвертое учебное действие — преобразование модели с целью изучения свойств
• выделенного всеобщего отношения объекта

24. Исследуя условия планомерно расширяемой системы практических задач, учащиеся «выводят» систему понятий, что означает выделение в деятельности
• учебно-теоретической задачи

25. По А.Н. Леонтьеву, процесс присвоения общественного опыта направлен на то, чтобы обеспечить воспроизведение в деятельности ребенка:
• исторически сложившихся человеческих способностей

26. В развивающем обучении школьники не создают понятий, образов, ценностей, норм и принципов, а лишь:
• присваивают их в учебной деятельности

28. Мышление, осуществляющееся с помощью абстракций и обобщений формально-логического характера, приводит к образованию
• эмпирических понятий

29. Чисто эмпирический уровень усвоения знаний характеризуется тем, что у учащихся не обнаруживается даже
• предметной отнесенности знаний

30. Становление личности в младшем школьном возрасте во многом определяется развитием воображения детей в процессе учебной деятельности, направленной на усвоение содержания различных учебных предметов, особенно
• эстетического цикла

31. Овладение учебными действиями, решающими соответствующие задачи, формирует у ребенка
• умение учиться

32. Возрастом в психологии называется период развития человека, характеризующийся
• определенной совокупностью закономерностей формирования личности

33. В качестве одной из основных функций сознания выступает:
• идеальная представленность в индивиде позиций других людей

34. Значение рассматривается как форма сознания, в которой происходит осмысление человеком своего человеческого бытия. При этом выделяются значения:
• операциональные, предметные и вербальные

35. Решая учебную задачу, школьники осуществляют микроцикл
• восхождения от абстрактного к конкретному

36. Деятельность, которая обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях ребенка в данный период его развития, называется:
• ведущей

37. Понятие выступает в роли средства:
• мысленного воспроизведения предмета как целостной системы

39. Лев Семёнович Выготский (1896-1934 гг.) является создателем
• культурно-исторической теории

40. Есть все основания рассматривать значение слова не только как единство мышления и речи, но и как единство
• обобщения и общения

42. Процесс решения учебной задачи обеспечивается системой учебных
• действий школьников

43. Согласно теории Л.С. Выготского, формирование индивидуального сознания может быть представлено следующим образом:
• коллективная деятельность — культура — знаки — индивидуальная деятельность — индивидуальное сознание

44. Шестое учебное действие — контроль — заключается в определении соответствия других учебных действий условиям и требованиям
• учебной задачи

45. Отражение (форма проявления) логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, побуждающее интерес к исследованию (объяснению) сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия, — это:
• учебная задача

46. Принятие школьниками учебной задачи или ее самостоятельная постановка — это:
• первое и исходное учебное действие

47. Новое педагогическое мышление характеризуется направленностью на:
• демократизацию, гуманизацию и индивидуализацию

48. Формирование научных понятий у ребенка (по Л.С. Выготскому) предполагает в частности
• осознание собственной мыслительной деятельности

49. Понятие, которое выражает, прежде всего, отношение человека к миру в зависимости от его места в обществе, его мотивов, эмоций, носит название:
• смысла

50. Творческие возможности личности выражают:
• потребность личности в самовыражении, активном создании нового

51. Дистанция между уровнем актуального и уровнем потенциального развития Л.С. Выготским определяется как зона
• ближайшего развития

52. Единой нейрофизиологической основой индивидуальных и родовых способностей человека являются(-ется):
• функциональные органы, складывающиеся прижизненно

53. Согласно диалектической логике воспроизведение конкретного необходимо начинать с:
• абстрактного

54. Л.С. Выготский внёс вклад в общую методологию науки, разработав представление о:
• системном строении сознания

55. Теоретические знания как содержание учебной деятельности являются и ее:
• потребностью

56. Развитие сознания происходит в процессе формирования и осуществления:
• учебной деятельности

57. Психологическую предпосылку возникновения потребности в теоретических знаниях образуют:
• познавательные интересы

58. Содержательным называют то обобщение, в процессе осуществления которого обнаруживаются и прослеживаются реальные взаимосвязи
• всеобщего с особенным и единичным

59. В развивающем обучении между ребенком и задачей всегда находится:
• взрослый

60. Согласно учению Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова содержанием развивающего обучения является(-ются):
• теоретические знания

61. Учебная деятельность является особой формой активности личности, целью и результатом которой является изменение
• самого себя как субъекта деятельности

62. А.Н. Леонтьев выделил в психологическом строении деятельности следующие составляющие:
• потребность-мотив-цель-условия достижения цели

63. Операционально-исполнительная часть учебного занятия посвящена:
• решению учебной задачи

64. Способность целостно и содержательно обобщать отношения цветовых оттенков в художественном произведении называется:
• колористической способностью

65. На втором этапе становления самостоятельной учебной деятельности учащийся оказывается в состоянии не только принять поставленную учителем практическую задачу, но и построить свой план
• учебных действий

66. Такой показатель уровня усвоения теоретических знаний, как предметная отнесенность, характеризует выделенность в понятиях школьников
• генетически исходных отношений материала

68. Психологически понятие «сознание» выступает как идеальная, субъективная представленность индивиду его:
• реальных общественных отношений

70. Способность школьников самостоятельно обобщать математические объекты, отношения, действия на основании анализа одного явления в ряду сходных явлений В.А. Крутецкий определил как:
• обобщение «с места»

71. Присвоение индивидом форм культуры выступает как сокращенное воспроизведение в его развитии
• истории сознания

72. Игровая деятельность, которая наиболее свойственна ребенку от 3 до 6 лет, направлена на:
• воссоздание и усвоение общественного опыта

73. Логическим, всеобщим выражением истории человеческого сознания выступают:
• формы культуры

74. Такой показатель уровня усвоения теоретических знаний, как обобщенность, характеризует умение учащихся решать, опираясь на понятие, все многообразие задач
• единым общим способом

75. Появление у человека нового вида деятельности связано прежде всего с возникновением новых по предметному содержанию
• потребностей, мотивов, целей

76. Методика Л.С. Выготского и Л.С. Сахарова предполагает:
• оперирование бессмысленными знаками

78. Согласно теории развивающего обучения — обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент развития у ребенка
• исторических особенностей человека

79. Субъект деятельности — субъект, выполняющий деятельность и реализующий при этом такие качества, как:
• сознательность, самостоятельность, ответственность, инициативность

80. На втором этапе формирования учебной деятельности в ситуацию учебно-практической задачи включается:
• понятие

81. Принципом психологической диагностики качества знаний в развивающем обучении может выступить принцип единства
• уровня усвоения знаний, типа мышления и характера учебных действий

82. Рефлексия и оценка собственной учебной деятельности, обучение вызыванию положительных эмоций от радости познания нового и ориентация на такие переживания в будущем образует содержание
• рефлексивно-оценочной части учебного занятия

83. Второе учебное действие состоит в преобразовании условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого
• всеобщего отношения объекта

84. Решение учебной задачи школьниками, в частности, предполагает овладение в этом аналитико-синтетическом процессе общим способом
• мысленного построения изучаемого объекта

85. В позиции «зрителя» учащийся видит и оценивает в рисунках одноклассников, как подана каждая отдельная деталь («правильно — неправильно»), но игнорирует личное отношение автора к изображаемому, т.е.:
• замысел рисунка

86. Систематическое и иерархическое описание подлежащих усвоению знаний и умений, определяющее цели, методы преподавания, характер дидактических пособий, сроки обучения и другие моменты учебного процесса, называется:
• учебной программой

87. Способность ребенка понимать другого человека (сверстника и взрослого) и рассматривать свои действия и их результат с точки зрения другого человека называется:
• позицией

89. Формирующийся теоретический уровень усвоения знаний характеризуется тем, что у испытуемых знания имеют предметную отнесенность и проявляется умение преобразовывать учебную модель, хотя еще отсутствуют:
• системность и обобщенность знаний

90. Определяемое включенностью в общественные отношения, системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении — это:
• понимание личности в психологии

91. В процессе овладения содержанием общественного сознания школьники:
• воспроизводят исторически возникшие способности

92. Материальное становится идеальным, а идеальное — реальным лишь в постоянно воспроизводящей деятельности и осуществляется по схеме
• вещь — действие — слово — вещь

93. Согласно учению В.В. Давыдова, характерными чертами теоретического мышления являются следующие:
• анализ, рефлексия, планирование

94. Мыслительные действия в рамках развивающего обучения, по Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову, имеют две основные формы:
• эмпирико-рассудочную и теоретико-содержательную

95. Л.С. Выготский, излагая содержание основного генетического закона развития, писал, что «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка, появляется на сцене»:
• дважды

96. Самостоятельность и инициативность школьника в учебной деятельности, обусловленная действительным желанием и умением учиться, называется:
• субъектностью школьника

97. Подразделение задач учебного характера (по В.В. Репкину) на учебно-практические, учебно-исследовательские и учебно-теоретические позволяет выделить в процессе формирования учебной деятельности
• три этапа

99. Процесс, который имеет своим результатом воспроизведение индивидом исторически сформировавшихся человеческих свойств, способностей и способов поведения, называется:
• присвоением

100. Учебно-практическая задача, исследования условий которой предполагает привлечение теоретических понятий, называется:
• учебно-познавательной задачей

101. Основной формой индивидуального мышления в процессе познания мира выступают:
• теоретические понятия

105. Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных и структурных преобразованиях, есть:
• развитие психики

106. Задача теоретического мышления состоит в том, чтобы данные созерцания и представления:
• переработать в форму понятия

107. Сформированный теоретический уровень усвоения знаний характеризуется тем, что этому уровню соответствуют:
• содержательные мыслительные действия

108. На усвоение двух основных компонентов теоретических знаний — содержательных мыслительных действий (абстрагирование, обобщение, рефлексия и т.п.) и их результатов (рефлексивных понятий, теорий, нравственных ценностей, художественных образов и т.п.) — направлено:
• решение учебных задач

109. Проведение в развивающем обучении дидактического принципа деятельности сохраняет чувственную основу знаний, преодолевая при этом
• односторонний сенсуализм и ассоцианизм

110. Поиск и рассмотрение человеком существенных значимых оснований собственных действий называется:
• содержательной рефлексией

111. Учебные действия, направленные на освоение способов выведения системы понятий, образуют:
• решение учебно-теоретической задачи

113. Ребенок, изменяющий и совершенствующий самого себя при осуществлении учебной деятельности, может быть назван
• учащимся

114. Составление и соединение разных по тону цветов, установление между ними отношений и приведение их к единству на основе замысла рисунка образуют:
• общий способ композиции

115. Формирование внутренних структур человеческой психики в результате усвоения структур внешней социальной деятельности называется:
• интериоризацией

116. В школах, исповедующих гуманистические принципы педагогики Ш.А. Амонашвили, не:
• используются балльные отметки

117. Мышление школьников в учебной деятельности имеет нечто общее с мышлением
• ученых

118. Исторически сложившиеся в обществе понятия объективно существуют в:
• формах деятельности человека и в ее результатах (предметах)

119. Л.В. Занков разработал систему развивающего обучения, направленную на общее психическое развитие младших школьников на основе новых
• способов организации процесса их обучения

121. Теоретическое мышление имеет свое особое содержание, отличное от содержания эмпирического мышления, — это:
• область объективно взаимосвязанных явлений, составляющих целостную систему

122. Для учебной деятельности характерно детское взаимодействие в виде
• позиционного способа соорганизации

123. В начальный период формирования учебной деятельности дети вступают со взрослыми и сверстниками лишь в те отношения, в которые они уже умеют вступать, т.е.
• некритичного доверия, подражания (имитация) образцам, в ролевые отношения

124. Гипотезу Л.С. Выготского о развивающем обучении начали проверять, обосновывать и конкретизировать:
• к концу 50-х гг. ХХ века

125. Развитие познавательных интересов школьников связано с качественными изменениями их содержания, выражающимися в возрастании интереса к:
• общим способам решения задач

127. Содержательные мыслительные действия, благодаря которым мышление и другие познавательные процессы детей (восприятие, память, воображение) приобретают своеобразный характер, называются:
• психологическими новообразованиями младшего школьного возраста

128. Содержание культурно-исторической теории раскрывается более глубоко через анализ связи
• коллективной и индивидуальной деятельности человека

129. Деятельностный подход в психологии предполагает:
• признание и использование в психолого-педагогических трудах понятия деятельности

130. Потребность в теоретических знаниях как психологическая основа учебной деятельности возникает у школьника
• в процессе совместной учебной деятельности

131. В сравнительном анализе эмпирического и теоретического понятий (по В.В. Давыдову) указано, что необходимым средством фиксации эмпирических знаний являются:
• слова-термины

132. В первую очередь, психологической чертой, которая характеризует именно личностный уровень индивида, является потребность:
• индивида в активном созидании

133. Успешная разработка теории и практики развивающего обучения возможна лишь на основе фундаментальных
• междисциплинарных понятий

134. Источником первоначального возникновения и существования учебной деятельности (по В.В. Давыдову) является(-ются):
• особая система отношений учителя, детей и ребенка

135. Познание и понимание самого себя требует от человека развития специальных психологических структур, называемых
• рефлексивным сознанием

137. Ни одна способность не является актуальной, пока она не вобрала в себя
• систему соответствующих общественно выработанных операций

138. Согласно учениям А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, динамическая система взаимодействия субъекта с миром в процессе которой возникает психический образ, называется:
• деятельностью

139. С приходом в школу, ребенок начинает усваивать азы наиболее развитых форм общественного сознания, а именно:
• науки, искусства, морали, права

140. Продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств действительности, называется:
• обобщением

141. В экспериментах В.В. Рубцова и его сотрудников тот факт, что внешне одинаковым физическим явлениям соответствовали разные способы их получения, служил для детей основой:
• учебного конфликта

142. Ф. Гегель, различая два типа мышления, назвал их:
• разумом и рассудком

143. В мыслительном эксперименте понятие одновременно выступает как форма отражения материального объекта и как средство его мыслительного воспроизведения, т.е.
• как особое мыслительное действие

144. Исходно общее отношение в некоторой области, обеспечивающее построение на его основе содержательного обобщения (понятия) и выступающее средством выведения более частных отношений, называется:
• «клеточкой»

145. Цель учебных действий — раскрыть условия происхождения
• усваиваемого понятия

146. Общественно-педагогическое движение «педагогика сотрудничества» возникло в (во):
• Нашей стране в середине 80-х годов ХХ века

147. По В.В. Давыдову, традиционный дидактический принцип наглядности преобразуется в развивающем обучении в дидактический принцип:
• предметности

148. Практическая задача, в рамках которой выявление связи между условиями и способами получения результата выделяется в самостоятельное действие, называется:
• учебно-практической задачей

149. Совокупность учебных действий по выделению и осмыслению условий задачи и хода ее решения образует процесс
• принятия школьниками задачи

150. Формирование теоретического мышления в процессе учебной деятельности предполагает следование:
• определенным законам логики познания

151. Культурно-историческая теория
• рассматривает проблемы онтогенетического развития поведения и психики человека

153. Основным результатом решения учебной задачи (по Д.Б. Эльконину) является(-ются):
• изменение самого субъекта

154. Решение учебной задачи школьниками, в частности, предполагает выведение на основе абстракции и обобщения некоторых частных отношений и их:
• объединение (синтеза) в целостный объект

155. Третий этап формирования учебной деятельности связан с переходом к анализу
• понятия как развивающейся системы

156. Теоретическое мышление осуществляется в двух основных формах:
• аналитической и синтетической

157. На первом этапе формирования учебной деятельности ученики при овладении каким-либо практическим действием (например, чтением, счетом) превращают практическую задачу в:
• учебно-практическую

158. Процессе интериоризации осуществляется посредством
• усвоения структур внешней социальной деятельности

159. Требования преемственности качественно различных стадий обучения, развития возможностей обучаемого, сохранения и применения знаний и их предметности выражают:
• дидактические принципы развивающего обучения

160. Ж. Пиаже развитие и обучение рассматривал как:
• независимые друг от друга процессы

161. В соответствии с представлением о структуре учебной деятельности в структуре учебного занятия можно выделить три части:
• мотивационно-ориентировочную, операционно-исполнительную, рефлексивно-оценочную

162. Индивидуальность характеризует человека со стороны
• социально значимых отличий от других людей

163. Деятельностное содержание обучения — предметное содержание деятельности, структурированное особым образом в виде системы учебных задач, в результате усвоения которых происходит:
• развитие ученика как субъекта деятельности

164. С.Л. Рубинштейн считал, что решить задачу теоретически — значит решить ее:
• не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев

165. Такой показатель уровня усвоения теоретических знаний, как их системность, характеризует умение учащихся преобразовывать имеющийся общий способ действия при:
• решении новой задачи

166. Отбор содержания из соответствующих сфер общественного сознания и его построение с учетом природы связи психического развития учащихся с содержанием усваиваемых знаний и умений называется:
• конструированием учебных программ

167. Среди основных положений культурно-исторической теории Л.С. Выготского существенную роль в интериоризации играют:
• символические и знаковые средства

168. Социальная ситуация развития — это:
• прежде всего, отношение ребенка к социальной действительности

169. Выполнение действий контроля и оценки благоприятствует становлению такой общей способности, как:
• рефлексия

170. Согласно теории Ж. Пиаже, источником психологического (интеллектуального) развития ребенка служит:
• имманентная организация и координация действий субъекта

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *