что относят к недостаткам проблемного обучения ответ на тест
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения — это такая система обучения, в которой преподаватель на занятии предлагает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно ее разрешают. Методика помогает творческому овладению знаниями и развитию мыслительных способностей.
Мы расскажем о видах, приемах создания проблемных ситуаций, а также о преимуществах и недостатках такого подхода к обучению.
Цель проблемного обучения — чтобы студент не только усвоил новые знания, но и прошел весь путь их получения в ходе активного самостоятельного поиска. Такой подход помогает формированию познавательной самостоятельности, умения выдвигать и разрешать нестандартные проблемы.
Виды проблемного обучения
Различают три основных вида проблемного обучения.
Преподаватель предлагает учащимся задачу или вопрос, на который они не знают ответа, но у них есть базовые знания или способности для самостоятельного поиска. Такие проблемные ситуации должны быть понятны возрасту обучающихся, должны откликаться их опыту и основаны на реальном материале.
Учащиеся решают теоретическую учебную проблему и тем самым приходят к открытию нового для них правила, закона, теоремы. Можно сказать, что они проходят путь первооткрывателей, первых исследователей, которые таким же опытным путем пришли к решению той или иной задачи.
Поиск практического решения
Студенты ищут способ применения известного знания в новой ситуации. Обычно это происходит в формате решения практических заданий на лабораторных занятиях.
Приемы создания
Преподаватель моделирует проблемную ситуацию под образовательные цели занятия. Существует множество приемов, как это сделать. Перечислим наиболее распространенные.
Требования к проблемным ситуациям
Учащиеся разбираются в проблемной ситуации и выходят на ее решение, когда она изначально правильно сформулирована. Для этого важно заложить в ситуацию следующие условия:
— учащиеся не знают способов решения поставленной задачи, их прежних знаний недостаточно для объяснения нового факта;
— студентам придется использовать ранее полученные знания в новых практических условиях;
— между теоретически возможным решением задачи и практической неосуществимостью выбранного способа есть явное противоречие.
К выдвигаемой проблеме есть несколько требований. Если одно из них не будет выполнено, не возникнет и проблемная ситуация.
Технология проблемного обучения используется сто лет, и за это время завоевала доверие педагогов благодаря своим преимуществам:
Проблемное обучение как метод имеет ряд недостатков:
Рекомендуем материал о еще одном виде обучения — перевернутом уроке: «Всё наоборот: что такое «перевернутое обучение».
ФГОС. Технология проблемного обучения (тест).
15 слайдов. Тесты ( с ответами) по теме » ФГОС. Технология проблемного обучения «
Просмотр содержимого документа
«ФГОС. Технология проблемного обучения (тест).»
Тест «Технология проблемного обучения» Выполнил мастер п/о ГБПОУ ВО “ БМТК” Визитиу Н.Н.
1.Проблемное занятие отличается от традиционного:
Учебной деятельностью учащихся
2. Проблемное занятие обеспечивает:
Творческое формирование навыков
Творческое формирование умений
Творческое усвоение знаний
3. Технология проблемного занятия включает:
Проблемные методы введения знаний
Задачи и упражнения на закрепление
Продуктивные задания на воспроизведение знаний
4.Поставить учебную проблему, значит:
Помочь учащимся сформулировать тему занятия
Задать группе вопрос
Назвать тему занятия
5.Постановка учебной проблемы обеспечивает:
Мотивацию к усвоению нового материала
6. Поиск решения организуется методами:
Побуждающий к гипотезам диалог
Сообщение темы с мотивирующим приёмом
Подводящий от или без проблемы диалог
Сообщение готового знания
7.Побуждающий диалог представляет собой:
Отдельные вопросы, стимулирующие мысль обучающегося
Систему посильных учащемуся заданий, ведущих к знанию
8.Побуждающий диалог характеризуется признаками:
Жёсткий пошаговый ход
Переживание обучающимися чувства риска
Высокая вероятность неожиданных ответов обучающихся
9.Подводящий диалог развивает:
Творческие способности и эффективен для сильных учащихся
Логическое мышление и эффективен для слабых учащихся
10.Породуктивные задания на воспроизведение:
Позволяют пройти все звенья творчества
Обеспечивают выражение знания в разной форме
Углубляют понимание нового материала
11. К продуктивным заданиям относятся:
Формулирование обучающимися вопросов
Задания «выучи», «перескажи»
Составление опорных сигналов обучающимися
12. Продуктивное задание на формулирование темы даётся:
В случае подводящего без проблемы диалога
Когда учебная проблема возникла как вопрос
На каждом проблемном уроке
13. Подготовка проблемного занятия:
Зависит от типа знаний
Зависит от количества знания
Одинакова для любого содержания
14. Возможности проблемного введения ограничены для:
15. Технологии проблемного обучения можно использовать:
Обучающий тест самодиагностики для учителя по теме «Технология проблемно-диалогического обучения»
Тест для самодиагностики учителя по теме
«Технологии проблемно-диалогического обучения »
1. Проблемный урок отличается от традиционного:
а) образовательной целью
б) учебной деятельностью школьников
в) конечными результатами
2. Проблемный урок обеспечивает:
а) творческое усвоение знаний
б) творческое формирование умений
в) творческое формирование навыков
3. Технология проблемного урока включает:
а) проблемные методы введения знаний
б) задачи и упражнения на закрепление
в) продуктивные задания на воспроизведение знаний
а) назвать тему урока
б) задать классу вопрос
в) помочь ученикам сформулировать тему урока или вопрос для исследования
5. Постановка учебной проблемы обеспечивает:
а) мотивацию к усвоению нового материала
6. Поиск решения организуется методами:
а) побуждающий к гипотезам диалог
б) сообщение темы с мотивирующим приемом
в) подводящий от или без проблемы диалог
г) сообщение готового знания
7. Побуждающий диалог представляет собой:
а) отдельные вопросы, стимулирующие мысль ученика
б) систему посильных ученику заданий, ведущих к мысли
8. Побуждающий диалог характеризуется признаками:
а) жесткий пошаговый ход
б) переживание участниками чувства риска
в) высокая вероятность неожиданных ответов учеников
9. Подводящий диалог развивает:
а) творческие способности и эффективен для сильных детей
б) логическое мышление и эффективен для слабых учащихся
10. Продуктивные задания на воспроизведение:
а) позволяют пройти все звенья творчества
б) обеспечивают выражение знания в разной форме
в) углубляют понимание нового материала
11. К продуктивным заданиям относятся:
а) формулирование учениками вопросов;
б) задания «выучи», «перескажи»
в) составление опорных сигналов учениками
12. Продуктивное задание на формулирование темы дается:
а) на каждом проблемном уроке
б) когда учебная проблема возникла как вопрос
в) в случае подводящего без проблемы диалога
13. Подготовка проблемного урока:
а) одинакова для любого содержания
б) зависит от количества знаний
в) зависит от типа знаний
14. Возможности проблемного введения ограничены для:
15. Технологии проблемного обучения можно использовать:
а) во всех образовательных моделях и системах
б) на всех школьных ступенях и предметах
Номер материала: ДБ-118062
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест по методике проблемного обучения
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования
«Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»
Институт педагогики и психологии
кафедра педагогики и профессионального образования
по дисциплине «Методика преподавания математики»
ТЕМА: «МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ»
Выполнила: Ткаченко М. А.
студентка 4 курса ИПиП
направления подготовки 44.03.05
(с двумя профилями подготовки),
профили подготовки «Начальное
образование» и «Иностранный язык»
Комсомольск-на-Амуре, 2020 г.
Задание 1. Что обеспечивает проблемное занятие?
а) творческое формирование навыков;
б) творческое формирование умений;
в) творческое усвоение знаний;
г) творческое усвоение цели и задач.
Задание 2. Что значит поставить учебную проблему?
а) помочь учащимся сформулировать тему занятия;
б) задать группе вопрос;
в) назвать тему занятия;
г) сформулировать цель урока.
Задание 3. Что представляет собой побуждающий диалог?
а) систему посильных учащемуся заданий, ведущих к знанию;
б) отдельные вопросы, стимулирующие мысль обучающегося;
в) подводящий от или без проблемы диалог;
г) сообщение готового знания.
Задание 4. Для проблемного обучения характерно то, что:
а) учащиеся усваивают знания в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности;
б) учебный материал изучается поэлементно в логической последовательности;
в) обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемых новых понятий и способов действий;
г) оно позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук.
Задание 5. Смысл проблемного урока заключается:
а) в систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся с усвоением ими готовых выводов науки;
б) в создании под руководством учителя проблемных ситуаций;
в) выдвижение предположений и обоснование гипотезы по решению учебной проблемы
г) в создании учителем проблемных ситуаций и их решением учащимися совместно с учителем.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1190382
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Время чтения: 2 минуты
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
История возникновения
Теорию о проблемном обучении первым изложил американский философ Джон Дьюи. В 1894 году этот учёный основал специальную школу в г. Чикаго. В ней классический план учёбы заменили играми и трудом. Учёный в своём методе преподавания опирался на инстинкты детей. То есть привычные занятия чтением, счётом и письмом проходили лишь тогда, когда ученики самостоятельно приходили к решению, что эти знания им необходимы.
Философ полагал, что существует четыре инстинкта:
Чтобы дети могли удовлетворить указанные инстинкты, им предоставлялись такие средства познания, как слова, произведения искусства и технические устройства. Учеников вовлекали в игровую и практическую деятельность.
В Советском Союзе уроки на основе идеи американского учителя были впервые проведены в 1923 году. Прежнюю систему обучения при этом объявили отжившей и заменили лабораторно-бригадной. В 1932 году Центральный комитет ВКП (б) объявил указанный способ преподавания прожектёрством и официально отменил.
Определение и характеристика
Современное проблемное обучение — это организация уроков, предполагающая создание учителем проблемных ситуаций, для решения которых учащимся необходимо провести активную самостоятельную работу. Такой процесс позволяет детям творчески овладеть профессиональными знаниями и умениями, развить мышление.
Проблемное обучение характеризуется как учебно-воспитательный процесс, который строится на полном взаимодействии преподавателя и обучающихся детей. Его цель в том, чтобы ученики не только усвоили готовый научный материал, но и сумели овладеть способами получения этой информации.
Такое обучение формирует и развивает интеллектуальную, мотивационную и эмоциональную сферы, а также индивидуальные способности. При этом основной упор делается на общее развитие ребёнка, а не на передачу ему научных выводов.
Главные понятия
Автор технологии проблемного образования выделял два главных понятия: учебная проблема и проблемная ситуация. Каждое из них имеет свои характерные черты.
Так, к признакам проблемы относятся:
Проблемная ситуация представляет собой один из видов взаимоотношений учителя и ученика, при которой у учащегося возникает психическое состояние, побуждающее его найти, изобрести или освоить новые знания и способы действия, необходимые для выполнения поставленного преподавателем задания. Она возникает в результате учебных или практических действий, которые содержат известные и неизвестные обучаемому ребёнку факторы.
Подобная ситуация характеризуется наступлением у ученика состояния интеллектуального затруднения, вызывающего у него желание выйти из возникшего затруднения. Это положение обычно возникает в случаях, когда у задачи с ограниченной первоначальной информацией существует несколько вариантов решения.
Условия реализации
Для того чтобы применять подобную модель обучения детей, нужно учитывать условия её реализации. К таковым относятся:
Классификация технологии
Подобно другим научным дисциплинам проблемное обучение классифицируется по разным признакам. Так, по форме применения оно является общепедагогическим. Его тип управления — система малых групп. По способу взаимодействия с учащимся этот вид образования классифицируется, как свободное воспитание, в котором преобладает проблемный метод. Проходить обучение по нему могут все категории детей, то есть по этому типу учёба является массовой.
Кроме того, технология подразделяется на следующие виды:
Отдельно можно выделить классификацию технологии по характеру содержания. По указанному критерию выделяют такие формы преподавания, как:
Цели и концепция
Проблемная технология ориентирована на достижение трёх основных целей. К ним относятся следующие:
Концептуальные взгляды проблемного преподавания были изложены его основателем Джоном Дьюи. Учёный сформулировал следующие положения:
Философ полагал, что такая концепция непременно приведёт к достижению положительного результата. Но для этого преподавателям необходимо создать для учеников наиболее благоприятные условия обучения:
В свою работу учителям рекомендуется включать специальные игровые процессы. Для этого подойдут такие виды игр, как:
Методы обучения
Существует несколько приёмов обучения, основанных на создании проблемы, которая контролируется педагогом. Их делят на три основных вида:
Технологическая схема
Преподаватель создаёт проблему и направляет учеников на её решение. Сложность управления этим видом обучения состоит в том, что проблемная ситуация должна быть индивидуальной, а потому представитель педагогического коллектива должен применять дифференцированный подход к каждому ученику.
Алгоритм решения
Преодоление любой проблемы представляет собой последовательность определённых действий. Так, для решения задачи, поставленной в рамках обучения, детям нужно пройти четыре этапа:
Моделирование уроков
Моделируя урок, построенный в соответствии с нормами проблемной технологии, необходимо обратить внимание на то, что детям потребуется самостоятельно выполнить определённое количество заданий на каждом этапе урока.
У всех подобных заданий должна быть общая дидактическая цель, а также взаимосвязанный учебный материал.
Указанную цель необходимо формировать согласно процессу обучения. Для этого подбираются задания, соответствующие следующим характеристикам:
Преимущества и недостатки
Основанная Джоном Дьюи форма обучения довольно широко применяется как в школах, так и при изучении отдельных дисциплин. Дети, получающие знания по такой программе, учатся находить причины различных явлений и событий, выявлять их признаки, устанавливать следственные связи. Поэтому к преимуществам технологии проблемного обучения следует относить:
Несмотря на ряд безусловных достоинств обучения, основанного на постановке проблем, специалисты отмечают и некоторые недостатки указанного метода. К таковым относят следующие ограничения:
Проблемность, как один из видов педагогики, впервые была использована американским учителем Джоном Дьюи.
При применении проблемной технологии преподавания основной функцией учителя становится правильная постановка задачи, которую учащиеся должны будут решить. Лишь в этом случае дети смогут самостоятельно освоить учебный материал.