что отображается на плане эвакуации

План эвакуации людей при пожаре: новая «старая» форма

С 9 мая 2018 г. применяется новая Форма плана эвакуации людей при пожаре . Она введена с целью реализации положений Декрета № 7 .

Рассмотрим, что в связи с этим следует предпринять государственным и иным субъектам хозяйствования.

Круг лиц, которые должны применять новую форму

Декрет № 7 касается субъектов хозяйствования, к которым относятся коммерческие
и некоммерческие организации.

В зависимости от формы собственности они подразделяются на государственные
и негосударственные организации (ИП).

Среди первых, в частности, можно выделить:
республиканские и коммунальные унитарные предприятия;
— государственные объединения
, являющиеся коммерческими организациями;
государственные объединения, являющиеся некоммерческими организациями;
государственные учреждения здравоохранения, образования, культуры и т.д.

Иными словами, новая форма плана должна применяться в весьма значительном количестве организаций.

Планы эвакуации и обязанности субъектов хозяйствования

Так, планы составляются для каждого этажа здания, сооружения. Наличие таких планов обязательно при единовременном нахождении на этаже более 10 человек. Соответственно можно сделать вывод, что если на этаже постоянно работает 8 человек и при этом возможно одновременное посещение 3 посетителями, то план для этого этажа должен быть разработан.

Планы должны быть утверждены руководителем субъекта хозяйствования .

Планы размещаются на каждом этаже здания, сооружения на видном месте. На практике их размещают обычно
у входа (выхода) на лестничные марши.

Новшества в планах эвакуации

Отсутствие принципиальных различий не означает, что их нет вовсе.

Так, новая форма плана предусматривает как минимум три отличия от прежней формы.

Первое отличие заключается в том, что в новой форме плана должен быть указан не только общеизвестный номер телефона МЧС 101, но и новый дополнительный номер 112. Номер 112 – это своеобразный аналог американского 911. 112 является единым номером телефона большинства стран мира, по которому необходимо звонить
в экстренных случаях. Этот номер также должен быть указан и в текстовой части плана эвакуации.

При этом во многих организациях дежурный отсутствует. Представляется, что он должен быть назначен соответствующим приказом.

Третье отличие состоит в следующем. Как мы уже отмечали, план должен быть утвержден руководителем субъекта хозяйствования. Ранее он подлежал утверждению руководителем объекта. При этом под объектом понимаются территория, здание, сооружение, помещение, наружная установка, инженерная, технологическая и иная система, оборудование и другое имущество и (или) их совокупность, находящиеся в собственности, владении, пользовании, распоряжении физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц или их обособленных подразделений.

Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что руководитель субъекта хозяйствования и руководитель объекта могут совпадать в одном лице, а могут и не совпадать. В таком случае представляется лучшим вариантом утвердить все планы именно у руководителей субъектов хозяйствования.

Вывод

Отсутствие номеров телефонов и иной вышеуказанной необходимой информации на планах будет означать, что прежняя форма, применяемая в организации, не будет соответствовать вновь введенной. Это может повлечь со стороны представителей органов пожарного надзора выдачу предписания устранить несоответствия. А при невыполнении предписания в установленный срок возможно привлечение к административной ответственности.

На заметку
Нарушение законодательства о пожарной безопасности, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 30 БВ, а на юридическое лицо — предупреждение или наложение штрафа в размере до 200 БВ .

Важная рекомендация
Представляется, что применяемые в организации формы планов необходимо привести в соответствие с новой формой. Сроки приведения применяемых форм в соответствие с постановлением МЧС № 21 не установлены.
На наш взгляд, это лучше сделать в кратчайшие сроки до проведения проверки представителями органов пожарного надзора.

Форма – новая, правила оформления — старые

Отметим, что изменений в изображении условных обозначений по сравнению с прежней формой нет.
Содержание инструкции к плану не претерпело каких-либо значительных изменений. Обязанность согласовывать планы с органами МЧС также отсутствует.

Напомним основные правила составления планов.

План состоит из двух частей: графической и текстовой. При составлении графической части должны быть учтены следующие требования.

На плане этажа должны быть показаны лестничные клетки, лифты и лифтовые холлы, жилые комнаты, хозяйственно-бытовые помещения, балконы, наружные лестницы, а также двери лестничных клеток, лифтовых холлов и двери, расположенные на пути эвакуации.

Наименования помещений обозначают непосредственно на планах этажей либо их нумеруют и проводят экспликацию помещений.

Двери на плане изображают в открытом виде. Если при эксплуатации отдельные выходы заперты, на плане эвакуации дверной проем должен быть изображен закрытым, а место хранения ключей должно быть обозначено надписью «Ящик с ключом от наружной двери». Если в здании имеется наружная пожарная лестница, то в плане должна быть надпись «Выход на пожарную лестницу».

Основные пути эвакуации людей на плане этажа показывают сплошной линией, запасные — пунктирной. Эти линии должны быть в два раза толще основных и выполнены зеленым цветом. Основные пути эвакуации на этаже следует указывать в направлении лестничных клеток.

В случаях, если две лестничные клетки равноценны по защищенности от опасных факторов пожара, основной путь эвакуации указывают до ближайшей из них. Линии, которые указывают пути эвакуации, должны проводиться из каждого помещения до выхода в безопасное место или непосредственно наружу.

В целях улучшения восприятия символов на графической части плана допускается использовать различные цвета: внешний контур (кроме пожарных кранов) выполнять красным, а пути эвакуации зеленым цветом.

Обозначение пожарного крана выполняют синим цветом.

С целью улучшения условий пространственной ориентации при выполнении планов следует использовать знак со смысловым значением «Вы находитесь здесь». На это необходимо указать в примечании к плану.

На плане этажа с помощью условных обозначений показывают места размещения ручных пожарных извещателей; телефона; пожарных кранов, огнетушителей; кнопок ручного пуска установок системы дымоудаления.

Расшифровку условных обозначений следует давать под планом этажа на русском или белорусском языке.

На графической части плана должны быть указаны номера телефонов вызова пожарных аварийно-спасательных подразделений, руководителя и ответственного дежурного субъекта хозяйствования.

Текстовая часть плана должна представлять собой утвержденную руководителем субъекта хозяйствования инструкцию. Она имеет вид таблицы, содержащей:
— порядок и перечень действий при пожаре;
— их последовательность;
— должности и фамилии исполнителей.

В текстовой части указывают: порядок оповещения людей о пожаре; количество лиц обслуживающего персонала, привлекаемого для эвакуации (порядок их сбора, место сбора, время сбора); пути эвакуации, порядок движения при эвакуации, обязанности обслуживающего персонала, участвующего в эвакуации; конечные пункты следования (размещение эвакуированных, проверка по списку, оказание медицинской помощи); порядок и особенности эвакуации тяжелобольных, возможность использования специально оборудованных лифтов, места размещения носилок, каталок для транспортировки больных.

При этом предписываемые действия должны быть продуманы и конкретно изложены.

Как уже указывалось, план размещают на видном месте. Это может быть помещение дежурного персонала. Также план размещают на каждом этаже у входов (выходов) в лестничные клетки (эвакуационных выходов из здания) под стеклом (пленкой).

Источник

План эвакуации при пожаре-что это

В соответствии с требованиями пункта 7 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390, на объекте с массовым пребыванием людей должно быть обеспечено наличие планов эвакуации людей при пожаре. К таким объектам относятся здания или сооружения (кроме жилых домов), в которых может одновременно находиться 50 и более человек, а также помещения, рассчитанные на 10 и более рабочих мест на этаже.

На плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения.

План эвакуации — это заранее разработанный план (схема), в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации.

Эвакуационный план содержит текстовую и графическую части.

Под графической частью подразумевается схема эвакуационных путей и этажная планировка здания. Также в этой части указываются:

• Выходы для эвакуации, а также короткие и безопасные пути к ним

• Лестничные клетки, лестницы и аварийные эвакуационные выходы

• Места, где находятся планы эвакуации

• Зоны, где размещаются средства противопожарной защиты и спасательной связи, которые обозначаются символами и знаками.

В текстовой части содержатся инструкции, связанные с действиями людей, которые оказались в здании в условиях чрезвычайной ситуации. К таким инструкциям может относиться следующее:

• Способ оповещения о возгорании, данные людей, которые отвечают за оповещение остальных, а также зоны действия оповещения,

• Очерёдность и порядок эвакуации людей,

• Список действий и обязанностей дежурного персонала, который отвечает за вызов пожарного расчёта и скорой помощи,

• Информация о аварийном отключении электропитания, различных механизмов и оборудования,

• Информация о ручном отключении пожарных систем, установок и автоматики.

Назначение плана эвакуации:

 четко обозначить пути эвакуации, эвакуационные выходы, обеспечивающие безопасность процесса организованного самостоятельного движения людей наружу из помещений, в которых имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара, без учета применяемых в них средств пожаротушения и защиты от дыма;

 указать расположение пожарного оборудования и средств оповещения о пожаре;

 напомнить о первоочередных действиях, которые необходимо предпринять каждому человеку, обнаружившему начавшийся пожар.

Планы эвакуации разрабатываются организацией, имеющей специальное разрешение на осуществление данной деятельности, утверждаются руководителем организации и являются основанием для их воспроизведения в фотолюминесцентном исполнении. Планы эвакуации в фотолюминесцентном исполнении вывешиваются на видных местах в соответствии с местом нахождения, указанном на плане.

План эвакуации, знаки безопасности и указатели направления позволяют принять необходимые меры по эвакуации людей с мест массового скопления при возникновении чрезвычайных ситуаций. Для личной безопасности при посещении крупных торговых центров и общественных зданий стоит обращать внимание на наличие и содержание планов эвакуации, изучить места расположения эвакуационных выходов. Следует помнить, что не обязательно бежать к тому выходу, через который вы попали в здание, возможно рядом с вами есть другой эвакуационный выход.

Источник

ГОСТ Р 12.2.143-2009 ССБТ. Системы фотолюминесцентные эвакуационные.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система стандартов безопасности труда

СИСТЕМЫ ФОТОЛЮМИНЕСЦЕНТНЫЕ ЭВАКУАЦИОННЫЕ

Требования и методы контроля

Occupational safety standards system. Photoluminescent evacuation systems. Requirements and methods of test

Дата введения 2010-07-01

Предисловие

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Рабочей группой, состоящей из представителей ООО «Экожилсервис» и ООО «Сплайс»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 251 «Безопасность труда»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2009 г. N 260-ст

4 В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения следующих международных стандартов:

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 12.2.143-2002

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 14.12.2011 N 1489-ст с 01.09.2012

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 10, 2012 год

Введение

Основной характеристикой фотолюминесцентных знаков, предназначенных для обеспечения безопасного выхода людей из аварийных зон, является длительность послесвечения и четкость отображаемой информации.

ГОСТ Р 12.2.143-2002 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля» устанавливает длительность послесвечения 220 мин и не устанавливает требования к четкости отображаемой информации. На территории Российской Федерации полгода темное время суток превышает 220 мин в несколько раз. Таким образом, такие фотолюминесцентные знаки не могут обеспечивать выполнение своих функций практически всю ночь, если не применять дополнительные меры по освещению этих знаков 3-4 раза в темное время суток. Оплата обслуживающего персонала или создание автоматических систем подсветки приведет к резкому удорожанию эксплуатационных расходов.

Кроме того, ГОСТ Р 12.2.143-2002 содержит ряд требований, не относящихся к фотолюминесцентным знакам.

В Российской Федерации выпускают фотолюминесцентный материал, способный обеспечивать время послесвечения 24 ч, что позволяет обеспечивать нормальную работу эвакуационных знаков в течение всего темного времени суток.

Расширение туризма и повышение мобильности трудовых ресурсов вызвали нужду в стандартизации систем обозначения маршрутов эвакуации для эффективной эвакуации людей из помещений и, при необходимости, для их сбора на обозначенных площадках безопасности в случае пожара или в других чрезвычайных ситуациях.

Благодаря последовательному и единообразному международному применению общих принципов организации таких систем люди во всех странах будут легче узнавать и следовать указаниям о безопасном направлении эвакуации. Стандартизированные эвакуационные системы помогут спасателям, в том числе пожарным, в эвакуации людных помещений при чрезвычайных ситуациях.

Для эффективной передачи наглядной информации о маршрутах эвакуации, описанных в международных стандартах ИСО 16069:2004; ИСО 17398:2004 и ИСО 3864-1:2002, системы включают в себя использование графических символов, разметок и стрелок, соответствующих стандартам ИСО.

Освещение маршрутов эвакуации не является объектом ИСО 16069, поэтому эвакуационные системы не предназначены заменять освещение аварийных выходов. Бывают ситуации, когда освещение маршрутов эвакуации не нужно, но когда, например, есть задымленность, освещение маршрутов эвакуации может быть неэффективным, а эвакуационные системы окажутся более эффективными в аварийной ситуации. Однако рекомендуется применение эвакуационных систем в сочетании с освещением маршрутов эвакуации, увеличивая эффективность всей системы.

Постоянное применение эвакуационных систем приучат людей к ним и будет способствовать эффективности эвакуационных систем в чрезвычайных ситуациях.

Поэтому появилась необходимость проведения работ по гармонизации ГОСТ Р 12.2.143-2002 с международными стандартами ИСО 16069:2004; ИСО 17398:2004, которые опубликованы после принятия национального стандарта. Эти международные стандарты устанавливают не только графическое изображение знаков, но также и требования к их долговечности.

Все это привело к необходимости пересмотра действующего стандарта с разработкой нового взамен действующего.

Системы обозначения маршрутов эвакуации, выполненные в соответствии с требованиями настоящего стандарта, будут надежно и долго служить, а в случае необходимости эффективно выполнять свою функцию по эвакуации людей из помещений в чрезвычайных ситуациях.

1 Область применения

ФЭС является автономной, самостоятельной системой безопасности, которая применяется в целях организации управления движением людей по эвакуационным путям для уменьшения времени эвакуации и информирования о структуре путей эвакуации, правилах поведения в условиях ограниченной видимости (сумерек, задымления, тумана и т.п.) или полной темноты (аварийного отключения освещения), при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации (пожара, аварии, стихийного бедствия, катастрофы, совершения террористического акта и т.п.), вызывающей необходимость безопасной эвакуации и спасения людей.

ФЭС устанавливают и применяют:

— в наземных и подземных сооружениях;

— на наземных, подземных, плавучих и воздушных транспортных средствах (железнодорожных пассажирских вагонах, автобусах, поездах метро, морских и речных судах, самолетах и т.п.);

— на морских (речных) объектах.

Настоящий стандарт не распространяется на:

— системы аварийного освещения;

— электротехнические (с элементами, потребляющими электрическую энергию) системы освещения и обозначения путей эвакуации;

— специальную сигнальную одежду и снаряжение повышенной видимости;

— визуально-знаковые средства обеспечения безопасности движения всех видов транспорта.

Настоящий стандарт устанавливает:

— принципы (правила) проектирования, монтажа и технического обслуживания ФЭС;

— классификацию элементов ФЭС и знаков безопасности;

— требования к размещению ФЭС и элементов ФЭС;

— общие технические требования к элементам ФЭС, в том числе планам эвакуации;

— требования к основным материалам и их фотометрическим свойствам, к средствам освещения, способам закрепления, а также критерии эксплуатации и методы определения их долговечности и ожидаемого срока службы для потребителя;

— методы контроля ФЭС и элементов ФЭС на стадиях изготовления и эксплуатации.

Требования безопасности установлены в разделе 8.6.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 9.302-88 Единая система защиты от коррозии и старения материалов. Покрытия анодно-окисных полуфабрикатов из алюминия и его сплавов. Общие требования и методы контроля

ГОСТ 9.401-91 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов

ГОСТ 9.403-80 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Методы испытаний на стойкость к статическому воздействию жидкостей

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие технические требования безопасности

ГОСТ 12.1.018-93 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования

ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7721-89 Источники света для измерений цвета. Типы. Технические требования. Маркировка

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 15140-78 Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезии

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 19822-88 Тара производственная. Технические условия

ГОСТ 20477-86 Лента полиэтиленовая с липким слоем. Технические условия

ГОСТ 20811-75 Материалы лакокрасочные. Методы испытания покрытий на истирание

ГОСТ 24683-81 Изделия электротехнические. Методы контроля стойкости к воздействию специальных сред

ГОСТ 24940-96 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности

ГОСТ 25779-90 Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля

ГОСТ 26824-2010 Здания и сооружения. Методы измерения яркости.

ГОСТ 28130-89 Пожарная техника. Огнетушители, установки пожаротушения и пожарной сигнализации. Обозначения условные графические

ГОСТ 30402-96 Материалы строительные. Метод испытаний на воспламеняемость

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аварийный выход: Дверь, люк или иной выход, которые ведут на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону, используются как дополнительный выход для спасания людей, но не учитываются при оценке соответствия необходимого числа и размеров эвакуационных путей и эвакуационных выходов, и которые удовлетворяют требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.2 дальность зрительного восприятия, дальность восприятия: Расстояние от наблюдателя до поверхности элемента ФЭС, с которого данный элемент может быть воспринят с достаточной видимостью, разборчиво и опознан по смысловому значению (функциональному назначению).

3.3 длительность послесвечения: Время, в течение которого яркость свечения фотолюминесцентных знаков безопасности, сигнальной разметки и материалов после отключения источников света снижается до 0,3 мкд/м (значение, превышающее порог чувствительности органа зрения в 100 раз).

3.4 дополнительный знак: Знак, поясняющий какой-то другой знак и имеющий главной целью обеспечение дополнительного разъяснения.

3.5 знак безопасности: Цветографическое изображение определенной геометрической формы с использованием сигнальных и контрастных цветов, графических символов и (или) поясняющих надписей, предназначенное для предупреждения людей о непосредственной или возможной опасности, запрещения, предписания или разрешения определенных действий, а также для информации о расположении объектов и средств, использование которых исключает или снижает воздействие опасных и (или) вредных факторов

[ГОСТ Р 12.4.026-2001, статья 3.3].

3.6 морской (речной) объект: Морское или речное сооружение, способное плавать или перемещаться на воде и под водой

[ГОСТ Р 22.0.09-95, статья 3.1.15].

3.7 направляющая линия (полоса): Элемент ФЭС в виде линии (полосы), обозначающей путь эвакуации.

При распространении ФЭС на воздушные транспортные средства и летательные объекты следует использовать термины и определения в соответствии с положениями документов ИКАО, ИАТА и отраслевых стандартов, норм, правил по воздушному судоходству.

3.8 нижнее расположение: Расположение элемента ФЭС на уровне пола или на малом расстоянии над уровнем пола для предупреждающих знаков и других элементов ФЭС.

3.9 ожидаемый срок службы: Промежуток времени, обозначенный изготовителем/поставщиком, в течение которого знак безопасности, как ожидается, сохранит свои классифицированные и описанные свойства.

3.10 освещение накачки: Время освещения поверхности элементов ФЭС, необходимое для возбуждения фотолюминесцентного свечения.

3.11 план эвакуации: План (схема), в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации.

3.12 площадка сбора: Безопасная площадка вне помещений, где планируется сбор людей.

3.13 потенциально опасный морской (речной) объект, опасный морской (речной) объект: Морской (речной) объект, на котором используют, производят или добывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие угрозу возникновения чрезвычайной ситуации на акватории.

[ГОСТ Р 22.0.09-95, статья 3.1.16]

3.14 потенциально опасный объект: Объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.

[ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.1.14]

3.15 предупреждающий знак: Знак, который символизирует безопасность, выраженную сочетанием цвета и геометрического размера и который при добавлении графического символа дает конкретное указание на безопасность.

3.16 путь эвакуации (эвакуационный путь): Путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.17 сигнальная разметка: Цветографическое изображение с использованием сигнальных и контрастных цветов, нанесенное на поверхности, конструкции, стены, перила, оборудование, машины, механизмы (или их элементы), ленты, цепи, столбики, стойки, заградительные барьеры, щиты и т.п., в целях обозначения опасности, а также для указания и информации.

[ГОСТ Р 12.4.026-2001, раздел 3]

3.18 среднее расположение: Расположение элемента ФЭС на среднем уровне, между нижним расположением и верхним, особенно на уровне глаз, для предупреждающих знаков и других элементов ФЭС.

3.19 тупик: Путь, который не заканчивается эвакуационным выходом и не ведет к эвакуационному выходу или месту размещения спасательных средств.

3.20 фотолюминесценция: Свойство материалов светиться после возбуждения благодаря накоплению энергии на промежуточном энергетическом уровне.

3.21 фотолюминесцентная эвакуационная система, ФЭС: Совокупность фотолюминесцентных элементов, обеспечивающая заметную и четкую информацию и достаточные визуальные указатели, предназначенная для обеспечения эвакуации людей в случае возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе при аварийном отключении освещения, а также для обеспечения ликвидации чрезвычайной ситуации.

3.22 фотолюминесцентный материал: Материал, обладающий свойством фотолюминесценции, которая может проявляться как во время возбуждения, так и в течение некоторого времени после окончания возбуждения светом естественного или искусственного происхождения.

3.23 цвет послесвечения: Цвет фотолюминесцентных знаков безопасности, сигнальной разметки и материалов после отключения источников света.

[ГОСТ Р 12.4.026-2001, статья 3.13]

3.24 эвакуационный выход: Выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4 Проектирование фотолюминесцентной эвакуационной системы

4.1 ФЭС должна обеспечивать соответствующей понятной информацией находящихся в здании людей с тем, чтобы они могли организованно эвакуироваться из любого места.

Фотолюминесцентные эвакуационные системы могут состоять из разных сочетаний возможных элементов (знаков безопасности, символов ИМО, разметки дверей эвакуационных и аварийных выходов, сигнальной разметки обозначения опасных мест, планов эвакуации); требуемая конфигурация определяется при проектировании. В проекте по установке ФЭС, который разрабатывает организация, имеющая специальное разрешение на осуществление данной деятельности, следует указать:

— функциональное назначение объекта;

— поэтажный план (схему) с размерами и направлением движения по путям эвакуации;

— число людей и места их вероятного размещения, объекты оперативного опознания;

— опасные места, расположенные вдоль путей эвакуации;

— количество и места размещения средств противопожарной и противоаварийной защиты, спасательных средств, медицинских средств, средств защиты органов дыхания и средств связи;

— показатели освещенности элементов ФЭС в соответствии с приложением Б;

— места размещения с количеством и размерами элементов ФЭС.

Визуальные элементы в дыму будут видны с большего расстояния видимости, если выше яркость или интенсивность элементов ФЭС.

В условиях яркого нормального освещения фотолюминесцентные знаки следует проектировать с расчетом удовлетворения требований к их фотометрическим и колориметрическим характеристикам.

1 Когда отсутствует всякое другое внешнее освещение, эти знаки и разметки перестают отличаться цветом по мере того, как яркость падает ниже 2 кд/м, однако контраст и адаптация человеческого глаза к темноте позволяют достаточно хорошо видеть знаки и разметку с предусмотренных расстояний.

2 ФЭС состоит из целого ряда фотолюминесцентных элементов, включающих направляющие линии, предупреждающие знаки и указатели направления. При ярком освещении или в условиях аварийного освещения эти элементы заметны по контрасту с поверхностью подложки или по контрасту фотолюминесцентных границ с цветами безопасности. Когда нет никакого другого внешнего освещения, все элементы заметны благодаря своим яркостным свойствам и характерному желтовато-зеленому фосфоресцирующему цвету.

3 Частота и количество фотолюминесцентных элементов, установленных в ФЭС, зависят от сложности маршрута эвакуации. Все дополнительные знаки являются визуальными подсказками в пространстве путей эвакуации, и поэтому создают дополнительный комфорт и уверенность в спасении.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.2 ФЭС включает в себя (визуализацию) элементы, обозначающие:

— эвакуационные двери (аварийные выходы);

— опасные места, расположенные вдоль путей эвакуации;

— места размещения спасательных средств, средств противопожарной и противоаварийной защиты, средств связи;

— объекты оперативного опознания.

4.2.1 ФЭС проектируют как автономную, самостоятельную систему эвакуации, обеспечивающую уменьшение времени эвакуации и информирование о структуре путей эвакуации в целях организации управления движением людей по эвакуационным путям для:

— зданий, сооружений, а также их отдельных частей;

— потенциально опасных объектов (их отдельных частей, при наличии расчета пожарного риска), в том числе морских (речных) объектов;

— зданий, сооружений и объектов без естественного освещения, но при наличии искусственного освещения (в том числе подземных сооружений и объектов) площадью более 100 м;

— транспортных средств, перевозящих более 36 человек.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.2.2, 4.3 (Исключены, Изм. N 1).

4.4 В местах размещения ФЭС должно быть предусмотрено общее искусственное или естественное освещение, соответствующее требованиям 7.2.

Примеры обустройства элементами ФЭС интерьера зданий, сооружений приведены в приложении А.

4.5 Планы эвакуации следует разрабатывать для всех зданий, сооружений в соответствии с требованиями 6.2 настоящего стандарта, ГОСТ 12.1.004 (в части организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности по 3.3 и разделу 4), Правил и Руководств по обеспечению безопасности на море [2], [3], [4] и других нормативных документов в области пожарной безопасности, устанавливающих требования по защите человеческой жизни и обеспечению эвакуации.

4.5.1 Планы эвакуации разрабатываются организацией, имеющей специальное разрешение на осуществление данной деятельности, утверждаются руководителем организации и являются основанием для их воспроизведения в фотолюминесцентном исполнении. Планы эвакуации в фотолюминесцентном исполнении вывешиваются на видных местах в соответствии с местом расположения, указанном на плане.

4.5.2 Планы эвакуации следует использовать для:

— систематического обучения и инструктажа персонала правилам поведения на случай возможной эвакуации;

— привлечения внимания к путям эвакуации, первичным средствам пожаротушения и самоспасания, а также ориентации людей, находящихся в здании, сооружении или объекте (в общежитиях, гостиницах, больницах, пассажирских вагонах, морских (речных) судах и т.п.), в случае возникновения чрезвычайной ситуации для обеспечения организованной эвакуации и спасания людей;

— проведения аварийно-спасательных работ в процессе ликвидации чрезвычайной ситуации.

4.4, 4.5, 4.5.1, 4.5.2 (Измененная редакция, Изм. N 1).

5 Классификация элементов фотолюминесцентной эвакуационной системы и знаков безопасности

5.1 В зависимости от условий эксплуатации, материала изготовления, метода фиксации фотолюминесцентных материалов и состояния поверхности знаки безопасности и элементы ФЭС классифицируют согласно таблице 1.

Знаки безопасности и элементов ФЭС снабжают описанием материала, используемого для их изготовления с подробным описанием условий эксплуатации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *