что отражает социально коммуникативная компетентность
Социально коммуникативная компетентность
Под социальной коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Социально коммуникативная компетентность предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнерами по общению.
Во многом приобретение коммуникативного опыта происходит не только в ходе непосредственного взаимодействия. Из литературы, театра, кино человек также получает сведения о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения. В процессе освоения коммуникативной сферы человек заимствует из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и визуальных форм.
Социально коммуникативная компетентность непосредственно связана и с особенностями играемых человеком социальных ролей.
Она предполагает адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения и может рассматриваться как категория, регулирующая систему отношений человека к самому себе, природному и социальному миру.
Таким образом, и индивидуально-личностные качества, и социально-культурный и исторический опыт способствуют формированию компетентности в общении.
Одной из задач социально коммуникативной компетентности является оценка когнитивных ресурсов, обеспечивающих адекватный анализ и интерпретацию ситуаций. Для диагностики этой оценки в настоящее время имеется большой блок методик, основанных на анализе «свободных описаний» различных коммуникативных ситуаций.
Еще одним методом изучения социальной коммуникативной компетентности является наблюдение в естественных или в специально организованных игровых ситуациях с привлечением технических средств и содержательным анализом полученной информации. В зависимости от целей исследования можно учитывать темп речи, интонации, паузы, невербальные техники, мимику и пантомимику, организацию коммуникативного пространства. Параметром диагностики может являться количество используемых техник или адекватность их применения.
Конечно же, такая система диагностики достаточно трудоемка и для качественного ее проведения требуются большие временные затраты и высокая квалификация наблюдателя. Трудность оценки коммуникативной компетентности состоит еще и в том, что люди в процессе коммуникации ориентируются на сложную систему правил регуляции совместных действий. И если ситуация взаимодействия может быть проанализирована, то правила, по которым люди вступают в эту ситуацию, не всегда осознаются.
Анализ возможных воздействий социально-психологического тренинга обнаруживает, что в процессе групповой работы затрагиваются и глубокие личностные образования участников тренинга. Ведь человек получает новые конкретные сведения о себе. И эти сведения затрагивают такие личностные переменные, как ценности, мотивы, установки. Все это говорит в пользу того, что СПТ можно ассоциировать и с процессом развития личности, вернее с началом этого процесса.
Действительно, получаемые в тренинге новые сведения о себе и других, как правило, остро эмоционально опосредованные, побуждают заново переосмыслить сложившуюся Я-концепцию и концепцию «другого».
Овладение глубинным общением является одновременно и средством и результатом воздействия в рамках СПТ.
Развитие личности состоит не только в построении высших уровней ее структуры, но в ослаблении существующих и неэффективных.
Говоря о коммуникативной компетентности, нельзя не остановиться на очень важном и принципиальном моменте. Очень часто проблемы в общении возникают из-за сознательного или неосознанного желания «выплеснуть» на собеседника своё раздражение и агрессивность.
Что же такое агрессивность? Нужно ли от нее освобождаться? И можно ли от нее избавиться, не принося вреда окружающим людям?
Пассивный способ заключается в том, чтобы «поплакаться» кому-то, пожаловаться, просто выговориться. Слезы снимают внутреннее напряжение.
Из спортивных занятий сильнее всего снимают агрессивность те виды, которые включают групповое или индивидуальное противоборство: бокс, борьба, восточные единоборства, теннис, футбол, хоккей и т.д. Даже наблюдение за соревнованиями дает выход агрессии. Страстные болельщики испытывают те же эмоции, что и играющие: их мышцы непроизвольно сокращаются, как будто они сами на ринге (корте, спортивной площадке).
Только достаточная информированность позволяет правильно определить личную значимость события, поэтому эффективным средством сдержанности является предвидение. Чем большим объемом информации по волнующему вас вопросу вы владеете, тем меньше вероятность эмоционального срыва. Отсюда следует, что всеми силами надо увеличивать объем сведений о волнующей вас проблеме.
Таким образом, можно сказать, что развитие социальной коммуникативной компетентности в общении предполагает адекватный выбор и использование всего набора средств, ориентированных на развитие личностных субъект-субъектных сторон общения и субъект-объектных составляющих этого процесса.
В самом широком смысле социально коммуникативную компетентность человека в общении можно определить как его компетентность в межличностном восприятии, межличностной коммуникации и межличностном взаимодействии.
Социально-коммуникативная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития у детей
Марина Столярова
Социально-коммуникативная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития у детей
В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками и взрослыми, проблемы с социализацией. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнёру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребёнку. Отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.
Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, мешают образовательному процессу в целом, влияют на безопасность детей и их здоровье.
По определению Петровской Л. А., социального психолога, коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.
Социальная компетентность – означает способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу, и позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач.
Социально-коммуникативная компетентность это совокупность навыков и умений необходимых для общения со способностью соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу, использовать ресурсы других людей и для решения задач, это понимание норм, правил того общества где находится индивид.
Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников неразрывно связано с требованиями государственного стандарта.
Согласно ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
* развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками;
* становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
* развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
* формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
*формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»
Экспресс опрос для педагогов :
Цель: выявление уровня социальной компетентности педагогов.
Ход проведения опроса: педагоги отвечают на вопросы на индивидуальном листе бумаги.
1. Если в кафе Вам подали не качественное блюдо, промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие необходимость выступления с докладом перед коллективом.
3. Откажитесь ли вы принять участие в какой либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
4. Вступите ли вы в спор, если в кулуарах коридора услышите явно ошибочные высказывания по известному вам вопросу?
5. Бывает ли Вам обидно, когда люди по-доброму над вами подшучивают?
6. Вам трудно находить общий язык с малознакомыми вам людьми?
7. После конфликта возвращаетесь ли Вы мысленно к нему, анализируете и вините себя?
8. В ссоре или конфликте Вы не всегда пытаетесь понять и вникнуть в точку зрения собеседника?
Интерпретация! После опроса, педагоги подсчитывают свои ответы «да» и «нет». Затем, поднимают руки у кого больше «да», «нет» и у кого поровну. Психолог делает интерпретацию, основываясь на результаты открытого экспресс опроса и опираясь на особенности коллектива.
Социально-коммуникативная компетентность ПЕДАГОГА подразумевает развитие следующих умений:
1. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
2. Умение спокойно отстаивать своё мнение.
3. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
4. Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.)
5. Умение уважительно относиться к окружающим людям.
6. Умение принимать и оказывать помощь.
7. Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях и др.
9. Умение понять настроение детей.
10. Умение видеть себя стороны.
11. Умение внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность.
Первые шаги в развитии навыков общения и социализации совершаются при помощи взрослого.
Важнейшим условием в развитии социально-коммуникативной компетентности дошкольника является фигура педагога. Педагог-это лицо детского сада. По ФГОС ДО целый блок работы педагога посвящен развитию у детей социально-коммуникативных умений и навыков. Как вы думайте, а сможет ли педагог с низким уровнем собственной социально-коммуникативной компетентности успешно реализовывать данный вид деятельности? Конечно же нет, он будет испытывать сложности в реализации этой области.
Актуальность данной темы сегодня вызвана следующими факторами.
У детей наблюдается:
— недостаточный опыт общения со взрослыми
— агрессия с экранов телевизоров, в компьютерных играх влияет на усвоение социальных норм и правил
— недостаточно развитое дружеское отношение к сверстникам, уважительное отношение к старшим, недостаточно развиты навыки сотрудничества в коллективе детей
— проблемы в речевом развитии
— несформированность навыков ведения диалога, общения, умения задавать вопросы, отвечать на них полными ответами;
Ребенок-это не только зеркало родителя, это еще и зеркало педагога. Приходя в ДОУ ребенок играет в семью, а приходя домой он играет в детский сад. Говорит
Вашими словами, совершает Ваши действия, ведь вы образец для ребенка в данном виде деятельности.
Сегодня мое выступление носит больше теоретический и ознакомительный характер, поэтому, рекомендации мы оставим для более активных форм работы в следующем учебном году!
А сейчас я хотела бы зачитать вам справку с полученными результатами по исследованию социально-коммуникативного развития.
Справка по результатам проведенного психодиагностического исследования социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста МБДОУ №.
— продолжать повышать социально-коммуникативную компетентность педагогов посредствам проведения активных форм методической работы (семинары практикумы, дискуссионные клубы, педагогические мастерские, педагогические конференции);
— оформить стендовую информацию и информацию на сайт МБДОУ, направленную на повышение социально-коммуникативной компетентности родителей;
— в рамках программы развития МБДОУ организовать и реализовать ряд мероприятий с родителями, с целью повышения их социально-коммуникативной компетентности.
Трудовое воспитание, как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста Уважаемые педагоги, тема моего выступления: «Трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного.
Картотека игр для социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Исследования показывают, что дети старшего дошкольного возраста способны правильно воспринимать состояние другого человека, при этом они.
Конспект НОД по ОО социально-коммуникативного развития «Медвежата идут на прогулку с детьми» ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Игры с образными игрушками (социально-коммуникативное.
Консультация для родителей «Коммуникативные игры — важнейшая составляющая социально-коммуникативного развития ребенка» Консультация для родителей «Коммуникативные игры- важнейшая составляющая социально-коммуникативного развития ребенка» Уважаемые родители.
Мозаичные макеты-карты как средство активизации сюжетной игры и социально-коммуникативного развития дошкольников Мозаичные макеты-карты как средство активизации сюжетной игры и социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
Профессиональная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Садыкова Таслима Нурисовна.
Программа социально-коммуникативного развития «Я — Человек» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15» ПРОГРАММА социально-коммуникативного.
Совместная социально-коммуникативная и речевая деятельность в старшей группе «Урок доброты и вежливости» Интегрированные области: познавательная, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, физическая, речевая. Форма деятельности:.
Коммуникативная компетентность
Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.
Коммуникативная компетентность складывается из способностей:
Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и её специфические проявления в профессиональной деятельности. Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований. Наиболее значимые из этих правил состоят в следующем:
* Наиболее общим правилом является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.
* Правило «постоянной готовности к пониманию». Существует большое количество семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и неточному пониманию сообщений.
* Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.
Правило контроля над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той части, которая касается его внешнего «сопровождения» — мимикой, жестами, интонацией, позой.
* Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это часто предостерегает от серьёзных ошибок.
* Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.
* Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.
Правило активного и конструктивного слушания — одно из основных условий эффективных коммуникаций.
Правило обратной связи. Именно это правило, в конечном счете, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса — взаимопонимания.
Формирование социально — коммуникативной компетентности дошкольников
Наталья Александровна Гуриненко
Формирование социально — коммуникативной компетентности дошкольников
Формирование социально – коммуникативной компетентности дошкольников.
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, так как основные структуры личности закладываются именно в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. В связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры, возрастает актуальность развития социально-коммуникативной компетенции дошкольников в современных условиях.
Социально– коммуникативная компетентность – это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, умение соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.
Основной целью социально – коммуникативного развития дошкольников является позитивная социализация детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим можно выделить следующие задачи социально – коммуникативного развития:
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
• формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
• формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
• формирование основ безопасности в быту, социуме, природе;
• формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).
Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий:
• использование в практике работы здоровьесберегающих образовательных технологий;
• реализация общеобразовательной программы;
• обогащение предметно-пространственной среды.
Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и прежде всего в игре.
Основными принципами дошкольного образования, направленными на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму,являются:
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Согласно ФГОС ДО, выделяется ряд требований к условиям реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»:
1. Требования к основным компетенциям педагога:
• обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
• поддержка индивидуальности и инициативы детей;
• установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;
• построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;
• организация сотрудничества с родителями воспитанников.
2. Рекомендуемые инновационные формы работы с детьми.
Младший дошкольный возраст
• вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;
• организация сюжетных игр;
• организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;
• простейшие поисковые и проблемные ситуации;
• игры с моделированием;
• литература и игра (чтение).
Средний дошкольный возраст:
• организация сюжетно-ролевых игр;
• вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов;
• введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач;
• беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры.
Старший дошкольный возраст:
• ситуационные задачи, их широкая вариативность;
• использование метода проектов;
• использование метода коллекционирования;
• использование театрализованной деятельности;
• использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры);
• самостоятельная деятельность детей.
3. Инновационные формы работы с родителями:
• совместные образовательные проекты, а также семейные;
• вечера вопросов и ответов;
• совместное творчество родителей, детей и педагогов;
• творческие выставки и фотовыставки;
• тематические вечера и викторины;
• видеоинтервью и мультимедийные презентации;
• совместное создание мини-музеев.
Для успешной работы по формированию социально-коммуникативной компетентности дошкольниковнеобходимы следующие организационно-педагогические условия:
• создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
• обучение умению слушать и слышать другого;
• развитие умения использовать в общении мимику, пантомимику и голос;
• развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
• обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
• воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
• формирование чувства симпатии между участниками общения;
• объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие;
• обучение детей умению владеть собой;
• развитие умения анализировать ситуацию;
• целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
Социально-коммуникативное развитие рассматривается во ФГОС ДО как одно из основных направлений развития дошкольника. Актуальность рассмотрения этой проблемы заключается в том, что данная сфера чаще всего находится в области стихийной социализации и редко – в фокусе внимания педагогов. Поэтому становление социально-коммуникативной компетентности и приобретение социально-коммуникативного опыта должно стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагога и, конечно, роль воспитателя в формировании социально-коммуникативной компетентности ребёнка трудно переоценить.
Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.
Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.
Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.
Конспект НОД по социально-коммуникативной деятельности «Мои друзья и мои близкие люди» Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Мои друзья и мои близкие люди». Подготовительная группа. Программное содержание.
Конспект ОД для молодых воспитателей по развитию коммуникативной компетенции у старших дошкольников «Цветок для Дракона» Цель: создать условия для формирования коммуникативной компетенции у старших дошкольников в процессе беседы и проведения игр о дружбе.
Конспект ОД по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста на тему «Дружба» Цель: Формирование личностного типа отношения к сверстнику, преодоление внутренней изоляции. Задачи: • Формировать чувство общности и продуктивные.
Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».