что отражает второй закон госсена
Законы потребительского поведения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность теории рыночного поведения потребителей
Каждый потребитель в условиях рынка осуществляет свой потребительский выбор, на основе которого принимает решения о покупке и практическом использовании различных экономических благ. В основе его осуществления лежит определенная поведенческая модель, в общем виде характеризующая поведение потребителя.
Потребительское поведение представляет собой процесс формирования индивидуального спроса на товары и/или услуги.
Формирование и видоизменение потребительского поведения происходит под воздействием множества факторов. Основными из них считаются уровень рыночных цен, доходы потребителя, его предпочтения и ожидания. Помимо этого потребительское поведение подвержено влиянию социально-психологических, культурных и личностных факторов.
В экономике рыночное поведение потребителей описывается при помощи соответствующей теории. В основе теории потребительского поведения лежит два базовых закона, именуемых законами Г. Госсена, назваными так в честь немецкого экономиста, их открывшего. Рассмотрим их более подробно.
Первый закон Госсена
Первый закон Г. Госсена носит название закона убывающей предельной полезности. Иначе его также называют законом насыщения потребностей. Для того, чтобы разобраться в его сущности рассмотрим для начала само понятие полезности в экономике.
Потребление любого блага приносит человеку определенную пользу, удовлетворение. Степень удовлетворения потребностей индивида, получаемая им от потребления экономических благ, в роли которых выступают товары и услуги, называется полезностью.
Полезность в экономике принято делить на основных вида (типа):
Под общей полезностью понимается совокупная полезность, которую получает индивид от потребления всех единиц блага. Ее величина возрастает соразмерно увеличению объемов потребления, но не пропорционально ему. В конце концов, общая полезность затухает и приближается к нулю. По-английски общая полезность обозначается «total utility» или «TU».
Готовые работы на аналогичную тему
Под предельной полезностью принято понимать добавочную полезность, получаемую от каждой дополнительной единицей блага. Она показывает, насколько возрастает общая полезность при потреблении одной добавочной единицы экономического блага. По-английски предельная полезность обозначается «marginal utility» или «MU».
Согласно закону убывающей предельной полезности, иначе именуемом первым законом Госсена, полезность каждой дополнительно потребляемой единицы экономического блага по мере насыщения потребности индивида уменьшается. Это значит, что с увеличением объемов потребления товаров или услуг их общая полезность увеличивается, а предельная – наоборот, уменьшается. Соответственно, чем выше уровень запасов того или иного экономического блага, тем ниже его полезность для потребителя и тем меньше ценность каждой последующей единицы его потребления.
Таким образом, по мере увеличения объемов потребления конкретного товара или услуги, их предельная полезность снижается, соответственно меняется и поведение потребителя – он снижает объем покупок или прекращает их вовсе.
Второй закон Госсена
Второй закон Г. Госсена называется законом рационального потребления. Фактически он определяет модель поведения потребителя в условиях рынка.
Данный закон гласит, что достижение наиболее рациональной комбинации экономических благ, приобретаемых потребителем, возможно в том случае, когда будет установлено равновесие между полезностью последних порций потребляемых товаров (услуг) различного рода. В этом случае потребителю становится невыгодно изменять структуру своего потребления, поскольку любое ее изменение будет приводить лишь к ухудшению общего благосостояния индивида.
Второй закон Госсена весьма часто находит свое применение при проведении анализа рыночного равновесия потребителя и оценке принципа максимизации полезности.
Таким образом, можно говорить о том, что необходимым условием максимизации общей полезности выступает равенство взвешенных предельных полезностей потребительских благ. В таких условиях потребители будут расширять отдельные виды потребления (то есть наращивать объемы приобретения определенной продукции) до тех пор, пока им не удастся достичь пропорциональности между ценами и предельными полезностями товаров и услуг.
Приведем пример. Условный потребитель покупает на рынке два товара – молоко и хлеб. При условии максимизации общей полезности, каждый последний рубль, который потребитель будет уплачивать за покупку молока должен доставлять ему тот же самый уровень полезности, что и последний рубль, потраченный на хлеб.
Потребительское равновесие
Потребительское поведение на рынке изменяется следующим образом. В рамках имеющегося бюджета потребители будут покупать интересующие их экономические блага, то есть реализовывать свой потребительский выбор. При прочих равных условиях ничто не заставляет потребителя изменять структуру своих расходов. Однако в том случае, если вкусы, предпочтения и уровень дохода потребителя постоянны, всяческое изменение в наборе приобретаемых им товаров и услуг ведет к снижению совокупной (общей) полезности. В экономике эта ситуация называется равновесием потребителя.
Под потребительским равновесием следует понимать такую ситуацию, складывающуюся на потребительском рынке, при которой желания потребителя полностью совпадают с его возможностями. В этом случае он тратит весь свой доход таким образом, чтобы предельная полезность, получаемая от каждого потраченного им рубля была одинаковой для любого их приобретенных им товаров или услуг.
В общем виде условие потребительского равновесия отражено на рисунке 1.
Рисунок 1. Условия потребительского равновесия в условиях рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Поясним условные обозначения:
В реальной жизни достижение потребительского равновесия весьма затруднительно.
Второй закон Госсена и примеры его действия
Постулат Германа Генриха Госсена, объясняющий закономерности поведения рационального потребителя.
Герман Генрих Госсен сформулировал постулат (второй закон Госсена), согласно которому, человек, стремясь к максимизации полезности от некоторого набора благ в ограниченном промежутке времени, должен потребить каждое из благ в таком количестве, чтобы их предельные полезности были равны между собой.
Напомним, что, согласно другому постулату того же Госсена (первый закон Госсена), с увеличением потребления блага полезность каждой его последующей единицы (то есть, предельная полезность) уменьшается.
Так что, регулируя соотношение объемов потребляемых благ, человек может извлечь из имеющегося набора максимум полезности.
Если же, анализируя процесс потребительского выбора, мы будем учитывать цены на товары, то, согласно второму закону Госсена, рациональный покупатель будет стремится к такому набору товаров, при котором дополнительно потраченный рубль на любое из благ даст ему одинаковую полезность: MUx/Px = MUy/Py = … = MUn/Pn.
Действительно, представим себе, что мы покупаем в магазине яблоки и апельсины. Если предельная полезность яблока, приходящаяся на 1 рубль, выше чем предельная полезность апельсина, то разумно будет перераспределить покупаемый набор товаров в пользу яблок. Если же полезности будут равны, то набор будет «равновесным» и потребность в перераспределении благ исчезнет.
Второй закон Госсена имеет не только чисто абстрактную ценность (знание ради знания). Он объясняет, например, почему помощь малоимущим слоям населения, с точки зрения максимизации полезности, нужно давать деньгами, а не предоставлением бесплатных товаров и услуг (это не дает людям возможности самостоятельно перераспределять деньги, данные им налогоплательщиками, для получения более оптимального потребительского набора благ).
Кстати, постулаты Госсена можно применить и к анализу принятия решения человеком о том, сколько времени посвятить труду, а сколько отдыху. Труд и свободное время также являются благами, подчиняющимися закону убывающей предельной полезности. А значит, люди, определяя оптимальное отношение труда и отдыха, будут также стремится к равенству предельной полезности от каждой единицы имеющегося у них времени.
Формулировка второго закона Госсена от самого Госсена:
Индивид, обладающий свободой выбора между некоторым числом разных видов потребления, но не имеющий достаточно времени использовать все их сполна, в целях достижения максимума своего наслаждения, как бы различна ни была абсолютная величина отдельных наслаждений, должен, прежде чем использовать полностью наибольшее из них, использовать все их частично, и притом в таком соотношении, чтобы размер каждого наслаждения в момент прекращения его использования у всех видов потребления оставался равны.
Интересно, что Госсен не обладал «легким слогом» и, поэтому, текст его книги «Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности», вышедшей в 1854 году, был настолько утомителен, что ее не стали покупать и Госсену пришлось забрать весь тираж себе. Лишь после выхода работ маржиналистов, которые развили идеи Госсена, он стал известным.
ГО́ССЕНА ЗАКО́НЫ
Том 7. Москва, 2007, стр. 510
Скопировать библиографическую ссылку:
ГО́ССЕНА ЗАКО́НЫ, определение главных положений о рациональном поведении субъекта, максимизирующего полезность в своей экономич. деятельности. Сформулированы в 19 в. Ф. Визером (первый Г. з.) и В. Лексисом (второй Г. з.). Самим Г. Г. Госсеном смысл первого Г. з. был выражен в формулировке: «Единичные атомы одного и того же потребительского блага имеют очень различную ценность», т. е. величина полезности зависит не только от потребительских свойств блага, но и от интенсивности процесса потребления. В одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает, и при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с её полезностью при первоначальном потреблении. Первый Г. з. позволяет установить различие между общей полезностью некоторого запаса благ и предельной полезностью данного блага и таким образом разрешить т. н. парадокс воды и алмаза. Госсен распространил этот закон и на трудовой процесс, предвосхитив формулировку У. С. Джевонсом уравнения предельной полезности продукта и предельной тягости труда. Второй Г. з. определяет условия достижения экономич. субъектом равновесного состояния, при котором извлекается максимум полезности из имеющихся в наличии ограниченных ресурсов. Словами Госсена: «Человек, который может свободно выбирать между многими удовольствиями, но которому не хватит времени на то, чтобы обеспечить их себе в полной мере, должен. обеспечить все их себе частично, а именно в таком соотношении, чтобы величина каждого отдельного удовольствия в момент, когда процесс создания этого удовольствия прерывается, для всех удовольствий оставалась бы одинаковой». В совр. микроэкономике второй Г. з. формулируется так: для получения максимума полезности от потребления заданного набора благ за огранич. период времени нужно каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность каждого потребляемого блага будет равна одной и той же величине. В случае денежного хозяйства наиболее рациональный вариант потребления устанавливается при достижении равенства между предельными полезностями, которые получаются после расходования последних денежных единиц на покупку отд. товаров.
Законы потребительского поведения
Суть теории рыночного поведения потребителей
Действия потребителя на рынке представляют собой некий потребительский выбор, опираясь на который он решает, какую покупку совершить. Потребительский выбор основан на модели поведения, которая характеризует поведение покупателя в целом.
Процесс, в результате которого формируется индивидуальный спрос на товары и услуги, называется потребительским поведением.
Поведение потребителя формируется и меняется в зависимости от многих факторов. К главным из них относятся уровень цен на рынке, доходы покупателя, его приоритеты и ожидания. Кроме того, потребительское поведение зависит от культурных, социально-психологических и личностных параметров.
Для описания поведения покупателей в экономике существует отдельная концепция. Теория потребительского поведения основана на двух основных принципах, названных по имени их автора – немецкого экономиста Германа Генриха Госсена.
Первый закон Госсена
У первого закона Г.Госсена существуют другие названия: закон убывающей предельной полезности и закон насыщения потребностей. Для начала рассмотрим понятие полезности в экономической науке.
Человек получает определенное удовлетворение или пользу от потребления какого-либо блага. Под полезностью понимается уровень удовлетворения потребителя при потреблении экономического блага в виде товаров и услуг.
Существует два вида полезности в экономике:
По первому закону Госсена, полезность при потреблении каждой добавочной единицы экономического блага ведет к насыщению индивида и снижается. Следовательно, чем больше товаров и услуг потребляет человек, тем большую общую полезность он получает, при этом предельная полезность уменьшается. Это значит, что большой объем резервов определенного экономического блага сокращает его полезность для покупателей и уменьшает ценность потребления каждой добавочной единицы этого товара или услуги.
Исходя из закона убывающей предельной полезности, увеличение количества потребления какого-либо экономического блага ведет к уменьшению предельной полезности. Отсюда следует, что меняется потребительское поведение, а именно, снижается количество покупок или они прекращаются совсем.
Второй закон Госсена
У второго закона Госсена также имеется альтернативное название – закон рационального потребления. По факту, рассматриваемый принцип определяет поведенческую модель потребителя в рыночных условиях.
Второй закон Госсена гласит: максимально рациональный набор потребляемых покупателем экономических благ достигается при установлении баланса полезности последней доли потребляемых товаров или услуг разного рода. В условиях равновесия потребителю нерационально корректировать структуру покупок, так как любые корректировки приведут к ухудшению его благосостояния в целом.
Закон рационального потребления часто используют в анализе равновесия потребителя в условиях рынка и оценке принципа максимизации полезности.
Чтобы достичь максимальную общую полезность, необходимо обеспечить равенство предельных полезностей экономических благ, потребляемых человеком. Соблюдение этого условия приведет к расширению конкретных видов потребления, а именно наращиванию количества покупок отдельных товаров и услуг, до момента достижения пропорциональности между стоимостью и предельными полезностями экономических благ.
Пусть покупатель приобретает в магазине два товара – кефир и батон. Максимизация общей полезности будет достигнута тогда, когда каждый последний рубль, потраченный потребителем на покупку кефира, принесет ему такую же полезность, как и последний рубль, потраченный на приобретение батона.
Потребительское равновесие
Рассмотрим изменение поведения потребителя в рыночных условиях. Потребители будут приобретать интересующие их товары и услуги в пределах доступного им бюджета, то есть осуществлять свой потребительский выбор. При иных равных условиях, структура расходов потребителя останется постоянной. Однако в ситуации, когда предпочтения и доход покупателя неизменны, любая корректировка комплекта приобретаемых экономических благ влечет за собой уменьшение общей полезности. Описанная ситуация называется равновесием потребителя.
Потребительское равновесие – это положение на рынке, когда потребительские желания совпадают с возможностями. В таком случае потребитель расходует весь объем своего дохода так, что предельная полезность от каждого потраченного рубля равна для любого из купленных им экономических благ.
На схеме представлено условие равновесия потребителя:
Условные обозначения на схеме: MU – предельная полезность; P – отпускная цена на товар.
В условиях реальной жизни сложно достигнуть потребительского равновесия.
Законы Госсена: объяснение с примерами
Содержание:
В Законы Госсена, созданные немецким экономистом Германом Госсеном (1810–1858), представляют собой три важных экономических закона, связанных с уменьшением предельной полезности, предельной стоимостью приобретения и редкостью.
Госсен был первым, кто объяснил закон убывающей предельной полезности, или первый закон Госсена, на основе общих наблюдений за человеческим поведением. Этот закон гласит, что количество одного и того же удовольствия непрерывно уменьшается по мере того, как удовольствие прогрессирует без перерыва, пока не будет достигнуто удовлетворение.
Второй закон, закон равнопредельной полезности, объясняет поведение потребителя, когда у него ограниченные ресурсы, но неограниченные потребности.
Фундаментальная проблема экономики состоит в том, что человеческие потребности безграничны, но не хватает ресурсов для удовлетворения всех человеческих потребностей. Следовательно, рациональный человек пытается оптимизировать доступные ограниченные ресурсы для достижения максимального удовлетворения.
Третий закон относится к экономической стоимости продуктов, которая возникает в результате предыдущего дефицита.
Госсен стремился найти каждый из этих законов во всех видах экономической деятельности.
Первый закон Госсена
Он известен как закон убывающей предельной полезности. В нем говорится, что когда человек потребляет более одного продукта, общая полезность увеличивается с уменьшающейся скоростью.
Однако после определенного этапа общая полезность также начинает уменьшаться, а предельная полезность становится отрицательной. Это означает, что человеку больше не нужен продукт.
То есть желание человека к определенному продукту насыщается, когда он потребляет его все больше и больше.
пример
Предположим, вы голодны и съели апельсины. Еда первого апельсина приносит большую пользу. Предельная полезность второго апельсина, безусловно, меньше, чем у первого.
Точно так же предельная полезность третьего апельсина меньше, чем у второго, и так далее.
Чтобы лучше понять это, вы можете увидеть таблицу 1. Цифры являются гипотетическими и представляют предельную полезность употребления апельсинов для одного человека.
Общая прибыль
Общая полезность получается путем сложения предельной полезности каждой потребленной единицы апельсина. Согласно Таблице 1, общая полезность первых шести апельсинов составляет 21 (21 = 6 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1).
Предельная полезность
MUn = предельная полезность n-й единицы.
UTn = Общая полезность n-го блока.
В примере в Таблице 1 предельная полезность четвертого апельсина равна CU4 = TU4-TU3 = 18-15 = 3.
На следующем рисунке показаны траектории кривых общей полезности и предельной полезности.
Кривая общей полезности сначала увеличивается, а после определенного этапа начинает уменьшаться. Именно на этом этапе кривая предельной полезности входит в отрицательную зону.
Второй закон Госсена
Второй закон гласит, что каждый человек будет тратить свои деньги на разные продукты, поэтому количество всех удовольствий будет одинаковым.
Таким образом, Госсен объяснил, что максимальное удовольствие будет достигнуто при одинаковом уровне удовлетворения. Второй закон Госсена известен как закон равнопредельной полезности.
Предположим, у человека есть 200 долларов.Закон объясняет, как человек распределяет 200 долларов между своими желаниями, чтобы максимально удовлетворить их.
Точка, в которой удовлетворение потребителя данными ресурсами является наивысшим, называется потребительским равновесием.
пример
Предположим, есть два продукта X и Y. Ресурс потребителя составляет 8 долларов. Цена за единицу продукта X составляет 1 доллар США. Цена за единицу продукта Y составляет 1 доллар США.
Потребитель тратит свои 8 долларов на покупку продукта X. Поскольку цена единицы продукта X составляет 1 доллар, он может купить 8 единиц.
В таблице 2 показана предельная полезность каждой единицы продукта X. Поскольку закон основан на концепции убывающей предельной полезности, она уменьшается с каждой последующей единицей.
Теперь представьте, что потребитель тратит свои 8 долларов на покупку продукта Y. В таблице 3 показана предельная полезность каждой единицы продукта Y.
Если потребитель планирует распределить свои 8 долларов между продуктами X и Y, таблица 4 показывает, как потребитель тратит свой доход на оба продукта.
Применение второго закона
Поскольку первая единица продукта X дает наивысшую прибыль (20), она тратит первый доллар на X. Второй доллар также идет на продукт X, так как он дает 18, второй по величине.
И первая единица продукта Y, и третья единица продукта X предлагают одинаковую прибыль. Потребитель предпочитает покупать продукт Y, потому что он уже потратил два доллара на продукт X.
Точно так же четвертый доллар тратится на X, пятый доллар на Y, шестой доллар на X, седьмой доллар на Y и восьмой доллар на X.
Таким образом, потребитель покупает 5 единиц продукта X и 3 единицы продукта Y. То есть, 5 единиц продукта X и 3 единицы продукта Y оставляют ему наилучшее количество общей полезности.
Согласно закону равнопредельной полезности, потребитель в этот момент находится в равновесии и испытывает максимальное удовлетворение. Чтобы понять это, можно рассчитать общую полезность потребляемых продуктов.
Общая прибыль = UTx + UTy = (20 + 18 + 16 + 14 + 12) + (16 + 14 + 12) = 122. Любая другая комбинация продуктов оставит покупателя с более низкой общей прибылью.
Третий закон Госсена
Этот закон указывает на то, что дефицит является необходимым условием существования экономической ценности. То есть продукт имеет ценность только тогда, когда его спрос превышает предложение.
Используя логику Госсена, поскольку предельная полезность уменьшается с потреблением, продукт может иметь положительную предельную полезность или «ценность» только в том случае, если доступное предложение меньше, чем необходимо для создания сытости. В противном случае желание будет насыщено и, следовательно, его ценность будет равна нулю.
По мере увеличения количества стоимость каждой добавленной единицы уменьшается, пока не станет равной нулю.