что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения

Что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения

что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Смотреть фото что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Смотреть картинку что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Картинка про что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Фото что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Смотреть фото что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Смотреть картинку что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Картинка про что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Фото что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В бюджетном учреждении в 2019 году была утверждена учетная политика.
Какие изменения необходимо внести в учетную политику в 2021 году?

что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Смотреть фото что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Смотреть картинку что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Картинка про что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Фото что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Начало обязательного применения новых федеральных стандартов в 2021 году, а также изменение в бюджетной классификации, инструкциях по ведению учета, изменение приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н влечет за собой внесение изменений в учетную политику бюджетного учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

17 сентября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Смотреть фото что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Смотреть картинку что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Картинка про что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Фото что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Составление учетной политики организации в 2021 году в 1С:Бухгалтерии 8

что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Смотреть фото что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Смотреть картинку что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Картинка про что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Фото что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения

Что такое учетная политика и зачем она нужна

В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.

В самом общем виде учетная политика – это избранные организацией методы и способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, амортизации основных средств, применения регистров бухучета, а также обработки информации.

Учетная политика позволяет ответить на вопрос, каким именно образом та или иная организация учитывает свои затраты, оценивает ОС, НМА, производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию и признает прибыль от продажи продукции. В ней закрепляются все применяемые организацией методы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Отсутствие учетной политики вызывает затруднения в определении того, насколько правильно организация ведет оценку своих активов, затрат, прибыли и в конечном счете рассчитывает и уплачивает налоги.

В связи с этим учетная политика обязательна для всех без исключения организаций, осуществляющих экономическую деятельность и обязанных вести бухгалтерский учет.

Несоблюдение правил учетной политики расценивается как грубое нарушение правил учета доходов и расходов по ст. 120 НК РФ. Минимальный штраф по данной норме составляет 10 000 рублей. Максимальный же штраф, который назначается за несоблюдение учетной политики, приведшее к занижению налоговой базы, составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.

Как сформировать и утвердить учетную политику организации в 2021 году

Учетную политику организация формирует самостоятельно, но с соблюдением ряда обязательных требований. Данные требования установлены в том числе положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н.

Так, в отношении каждого объекта выбирается один из способов ведения бухучета, допускаемых федеральными стандартами.

Если по какому-либо объекту способ ведения учета стандартами не установлен, то организация вправе самостоятельно его разработать и утвердить (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). По общему правилу организация выбирает способы ведения бухучета независимо от всех прочих организаций.

Но если головная организация утверждает собственные стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерними предприятиями, то дочерние общества обязаны выбрать способы ведения бухгалтерского учета исключительно исходя из утвержденных организацией стандартов (п. 5.1 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).

В свою очередь организации, применяющие упрощенные способы учета, при отсутствии в ПБУ соответствующих способов учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

При этом учетная политика каждой организации в обязательном порядке должна содержать следующие элементы (п. 4 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н):

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации соответствующей организационно-распорядительной документацией. В частности, учетная политика может утверждаться приказом или распоряжением генерального директора организации (п. 8 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).

Все существенные способы ведения бухучета, утвержденные в учетной политике, подлежат раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

При этом в промежуточной бухотчетности информацию об учетной политике организации указывать не обязательно. Исключения составляют случаи внесения изменений в учетную политику (приказ Минфина от 28.04.2017 № 69н).

Порядок применения и изменения учетной политики в 2021 году

Учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Утвержденная организацией учетная политика обязательна к применению всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от их места нахождения.

Вновь созданные организации и организации, возникшие в результате реорганизации, должны разработать и утвердить учетную политику не позднее 90 дней со дня своей госрегистрации. В таких случаях учетная политика будет считаться применяемой со дня такой регистрации.

При этом в ряде случаев организация может вносить в свою учетную политику изменения. Так, изменение учетной политики допускается в следующих случаях (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года. Все изменения вносятся на основании распоряжения или приказа директора организации.

Последствия изменений, способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, должны оцениваться в денежном выражении. Оценка производится на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета (п. 13 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).

Изменения, способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Кроме того, при изменении учетной политики организация должна указать причину и содержание таких изменений, суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье отчетности, а также сумму соответствующей корректировки, относящейся к прошлым отчетным периодам (п. 21 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).

Как настроить и распечатать учетную политику организации в «1С:Бухгалтерии 8»

В «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 настройки учетной политики выполняются в форме Учетная политика (рис. 1).

что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Смотреть фото что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Смотреть картинку что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Картинка про что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Фото что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения

Рис. 1. Регистр «Учетная политика»

Перейти к форме можно из раздела Главное либо непосредственно из карточки организации по гиперссылке Учетная политика.

Выполненные настройки сохраняются в виде записи регистра сведений Учетная политика и действуют начиная с даты, указанной в поле Применять с. Каждая запись регистра характеризует состояние учетной политики организации за определенный период. Перейти к списку настроек учетной политики можно по гиперссылке История изменений.

Учетная политика определяет правила бухгалтерского учета. Настройки для целей налогового учета выполняются в отдельной форме Настройки налогов и отчетов (рис. 2), которая доступна из раздела Главное по гиперссылке Налоги и отчеты.

что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Смотреть фото что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Смотреть картинку что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Картинка про что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Фото что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения

Рис. 2. Настройки налогов

Программа позволяет сформировать комплект макетов печатных форм приказа об учетной политике вместе с приложениями в соответствии с заданными настройками.

Это можно сделать по кнопке Печать из формы Учетная политика (рис. 1) либо из списка настроек учетной политики, предварительно выделив курсором требуемую запись регистра Учетная политика (рис. 3).

что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Смотреть фото что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Смотреть картинку что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Картинка про что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Фото что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения

Рис. 3. Список настроек учетной политики

Программа предлагает следующий комплект макетов печатных форм:

Приказ об учетной политике (рис. 4);

Учетная политика по бухгалтерскому учету (Приложение № 1 к Приказу);

Рабочий план счетов (Приложение № 2 к Приказу);

Формы первичных документов (Приложение № 3 к Приказу);

Регистры бухгалтерского учета (Приложение № 4 к Приказу);

Учетная политика по налоговому учету (Приложение № 5 к Приказу);

Регистры налогового учета (Приложение № 6 к Приказу).

что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Смотреть фото что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Смотреть картинку что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Картинка про что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Фото что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения

Рис. 4. Макет Приказа

Состав разделов и подразделов учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета (Приложения № 1 и № 5) зависит от используемой функциональности программы в целом (раздел Главное – Функциональность), а также от применяемой системы налогообложения и выполненных настроек учетной политики для конкретной организации. Например:

если в организации не используются нематериальные активы и в программе отключена соответствующая функциональность по учету НМА (форма Функциональность программы – Нематериальные активы), то в макетах печатных форм Учетная политика по бухгалтерскому учету и Учетная политика по налоговому учету будут отсутствовать подразделы, относящиеся к учету НМА и НИОКР;

если в программе отключена функциональность по учету спецодежды, оборудования и инструментов (форма Функциональность программы – Запасы), то в макете Учетная политика по налоговому учету будет отсутствовать подраздел, посвященный учету таких спецпредметов для целей налогообложения прибыли;

если организация не выпускает продукцию и не выполняет работы производственного характера, то в макетах печатных форм учетной политики по бухгалтерскому и налоговому учету будут отсутствовать подразделы, посвященные незавершенному производству и готовой продукции;

если организация применяет упрощенную систему налогообложения, то в макете Учетная политика по налоговому учету будет содержаться только раздел Налог на доходы физических лиц, а в макете Регистры налогового учета будут отсутствовать формы регистров налогового учета по налогу на прибыль;

раздел Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость будет включен в макет учетной политики по налоговому учету, только если организация ведет раздельный учет НДС.

Обратите внимание, что предлагаемые варианты макетов печатных форм Учетная политика по бухгалтерскому учету (Приложение № 1) и Учетная политика по налоговому учету (Приложение № 5) ориентированы прежде всего на предприятия малого бизнеса и формируются по принципу разумного и необходимого минимума.

Пользователь самостоятельно может внести любые дополнения в макеты печатных форм бухгалтерской и/или налоговой учетной политики. Для этого в командной панели формы предназначены кнопки редактирования (рис. 5).

что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Смотреть фото что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Смотреть картинку что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Картинка про что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Фото что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения

Рис. 5. Фрагмент макета печатной формы бухгалтерской учетной политики

Некоторые положения учетной политики отражены в макетах по умолчанию и при необходимости должны быть отредактированы пользователем.

Например, если с нового года в организации поменялись методы определения прямых расходов, то в регистре Настройки налогов и отчетов в разделе Налог на прибыль (рис. 2) следует перейти по гиперссылке Перечень прямых расходов и указать правила, отличные от правил, установленных для предыдущего налогового периода. Помимо этого, указанные изменения надо отразить в Приложении № 5 к Приказу.

При помощи кнопки Сохранить скорректированные макеты учетной политики (Приложения № 1 и № 5) можно сохранить в файл в формате htm. В этом же формате можно сохранить и сам приказ.

Рабочий план счетов оформляется в виде Приложения № 2 к Приказу об учетной политике (рис. 6).

что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Смотреть фото что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Смотреть картинку что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Картинка про что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Фото что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения

Рис. 6. Фрагмент Плана счетов

В Приложении № 3 к Приказу об учетной политике представлены перечень и формы применяемых организацией первичных учетных документов (рис. 7).

что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Смотреть фото что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Смотреть картинку что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Картинка про что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Фото что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения

Рис. 7. Формы первичных документов

В перечне первичных учетных документов содержатся как регламентированные законодательством формы (например, универсальный корректировочный документ, приходный кассовый ордер (КО-1), товарная накладная ТОРГ-12 и т. д.), так и другие формы, реализованные в программе (например, акт на списание материалов, разнообразные справки-расчеты и т. д.). Печатные формы первичных документов, не регламентированных законодательством, по умолчанию помечены флагами в настройках печатных форм и автоматически включаются в Приложение № 3 при печати.

Если какая-либо форма не используется организацией, ее следует убрать из перечня. Если эта форма нерегламентированная, то в настройках печатных форм потребуется отключить соответствующий флаг.

Перечень и формы используемых организацией регистров бухгалтерского учета включены в Приложение № 4 к Приказу об учетной политике (рис. 8).

что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Смотреть фото что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Смотреть картинку что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Картинка про что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Фото что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения

Рис. 8. Регистры бухгалтерского учета

Перечень и формы регистров налогового учета представлены в Приложении № 6 (рис. 9).

что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Смотреть фото что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Смотреть картинку что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Картинка про что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения. Фото что отразить в учетной политике на 2021 год казенного учреждения

Рис. 9. Регистры налогового учета

Неиспользуемые регистры бухгалтерского и налогового учета следует удалить из перечня и отключить соответствующие флаги в настройках печатных форм.

При внесении дополнений или изменений в учетную политику проще всего распечатать новый приказ об учетной политике с новым комплектом приложений к нему. Либо можно отредактировать предлагаемые файлы и оформить приказ о дополнении в учетную политику с внесением нового раздела или с изменением формулировки уже существующего раздела учетной политики организации.

Источник

Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?

Традиционно наступление нового года связано не только с приятными хлопотами, но и с изменениями в законодательстве. Вот и в 2021 году бухгалтеров бюджетной сферы ожидает целый ряд нововведений. Разбираться в изменившихся правилах работы приходится очень оперативно, ведь применять многие новшества нужно будет сразу после новогодних каникул. Чтобы не допускать ошибок и свести к минимуму риск возникновения претензий при проверках, необходимо быть в курсе всех изменений, вступающих в силу с 1 января 2021 года.

1. Начинаем применять еще несколько новых федеральных стандартов бухучета

Стандарт «Выплаты персоналу»

Он устанавливает единые требования к порядку признания, первоначальной и последующей оценки в бухгалтерском учете обязанностей и обязательств учреждений перед своими работниками и иными получателями выплат, а также к раскрытию этой информации в отчетности.

Все выплаты Стандарт делит на две группы: текущие (например, заработная плата) и отложенные (например, отпускные). Порядок оценки и учета выплаты будут зависеть от ее принадлежности к соответствующей группе: текущие – в составе принятых обязательств по оплате труда и начислениям на них, а отложенные – в составе резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу на счете 0 401 60 000.

Нужно внести изменения в учетную политику на 2021 год и предусмотреть условия начисления нового вида резервов – по пенсионным и иным аналогичным выплатам. В него включаются суммы государственного пенсионного обеспечения, помимо выплат из Пенсионного фонда, а также суммы, предусмотренные коллективным договором или иным локальным актом учреждения по достижении работником возраста выхода на пенсию или определенного стажа.

Стандарт «Нематериальные активы»

Благодаря этому Стандарту кардинально меняется подход к учету объектов НМА. К нематериальным активам со следующего года относятся как исключительные, так и неисключительные права пользования. В частности, права пользования лицензионными программными продуктами с 2021 года больше не осуществляется на забалансовом счете 01 – такие объекты нужно «поднять» на баланс. Для этого в План счетов с 2021 года введены новые аналитические счета к счету 0 111 00 «Права пользования активами». Более детальным станет и учет НМА, то есть исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Для них счет 0 102 00 «Нематериальные активы» также дополнен новыми аналитическими кодами. Кроме того, с 2021 года для отражения прав пользования НМА будут применяются новые подстатьи КОСГУ:

для неисключительных прав с определенным сроком полезного использования – подстатьи 352 и 452;

для неисключительных прав с неопределенным сроком полезного использования – подстатьи 353 и 453.

Переход на учет в соответствии со Стандартом «Нематериальные активы» нужно проводить уже сейчас. В ходе годовой инвентаризации все имеющиеся у учреждения компьютерные программные продукты, права пользования и иные НМА необходимо пересмотреть и распределить по новым учетным группам. Кроме того, теперь Инструкция № 157н прямо предписывает аналитический учет НМА вести в разрезе объектов учета по инвентарным номерам и ответственным лицам, так что в Инвентарной карточке потребуется прописать дополнительную аналитическую информацию. Уточнить ее тоже нужно в ходе инвентаризации

Стандарт «Непроизведенные активы»

Ключевое новшество этого Стандарта – изменение требований к отражению в отчетности прав на земельные участки. Применяя Стандарт впервые, учреждениям придется переоценить до кадастровой стоимости земельные участки, учтенные на балансе и внесенные в ЕГРН. Кроме того, сейчас при годовой инвентаризации земельных участков и иных НПА нужно уточнить дополнительные данные для аналитического учета таких объектов, поскольку Инструкция № 157н теперь требует обеспечить более широкую аналитику в учете НПА.

Стандарт «Затраты по заимствованиям»

Стандарт устанавливает единые правила признания затрат по государственному/ муниципальному долгу публично-правовых образований, по заимствованиям автономных и бюджетных учреждений, а также требования к раскрытию информации об указанных затратах в бухгалтерской / финансовой отчетности. Так, затраты по долговым обязательствам АУ/БУ Стандарт делит на две категории: процентные расходы по долгосрочным обязательствам и прочие затраты по долговым обязательствам. Учитываться расходы каждой категории должны обособленно. Прочие затраты изначально признаются в составе расходов будущих периодов на счете 0 401 50 000 и впоследствии включаются в состав капвложений либо относятся к расходам текущего периода.

Стандарт «Совместная деятельность»

Совместная деятельность – это операции, осуществляемые, в частности, в рамках договора простого товарищества. Участниками такой деятельности могут быть в том числе государственные и муниципальные учреждения, но только при условии, что договор простого товарищества или договор совместной деятельности не имеет целью предпринимательство.

Регулировать порядок учета объектов, возникающих при ведении совместной деятельности по договору простого товарищества или соглашению о совместно осуществляемых операциях без образования юрлица, а также особенности раскрытия информации об участии в такой деятельности в бухгалтерской/финансовой отчетности, как раз и будет новый федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Совместная деятельность».

Стандарт «Информация о связанных сторонах»

Стандарт определяет, как раскрывать в годовой отчетности информацию о лицах – физических и юридических, влияющих на работу учреждения, или, наоборот, на деятельность которых может оказать влияние организация бюджетной сферы. К таким связанным с учреждением сторонам относятся:

аффилированные лица. Например, для АУ – это члены его наблюдательного совета;

лица, считающиеся по законодательству заинтересованными в сделках, которые заключает учреждение;

лица, способные влиять на хозяйственные решения учреждения в силу закона, учредительных документов или соглашений;

лица, на решения которых по закону или на основании учредительных документов может влиять учреждение.

Стандарт «Финансовые инструменты»

Финансовый инструмент – это договор/ соглашение, по которому у одной из сторон возникает финансовый актив (денежные средства, финансовая «дебиторка», выданные заимствования и др.), а у другой – финансовое обязательство (финансовая «кредиторка», полученные заимствования) или увеличение чистых активов. Стандарт устанавливает правила учета следующих основных групп финансовых активов:

финансовые долговые требования;

финансовые активы, удерживаемые до погашения: деньги, размещенные на депозитах сроком более трех месяцев и долговые ценные бумаги;

финансовые активы для перепродажи: акции, облигации, векселя и иные ценные бумаги;

финансовые активы, предназначенные для получения доходов от участия: акции с соответствующей целью владения, доли участия в уставных капиталах организаций, участие в учреждениях и прочее.

А к финансовым обязательствам Стандарт относит:

финансовую кредиторскую задолженность;

2. Масштабные изменения в Инструкциях № 157н, № 162н, № 174н и № 183н

В конце 2020 года серьезные поправки были внесены во все Инструкции, устанавливающие порядок ведения бюджетного и бухгалтерского учета для учреждений всех типов. Это масштабная работа по приведению действующих нормативных актов в соответствие с требованиями федеральных стандартов бухучета – как уже применяющихся, так и тех, что начнут работать с 2021 года.

Изменений много. Часть из них внедряем уже в 2020 году, другую часть будем применять со следующего года. Среди нововведений – 2021:

корректировка Единого плана счетов: исключение «устаревших» счетов бухгалтерского учета и введение новых – для учета объектов по новым правилам;

новый прядок учета доходов будущих периодов;

ранее не предусмотренные Инструкциями правила учета электронных билетов, ваучеров для проезда авиа- и железнодорожным транспортом;

формирование и отражение в учете резерва под снижение стоимости матзапасов;

применение новых спецсчетов для отражения операций по исправлению ошибок прошлых лет;

изменение порядка учета нематериальных активов и прав пользования НМА. Изменения в этой части обязывают, в частности, перенести ряд объектов учета с «забаланса» на балансовый учет:

Объекты учета

Как было в 2020 году

Как будет в 2021 году

Неисключительные права пользования, в частности, программные продукты

Забалансовый счет 01 «Имущество, полученное в пользование»

Счет 111 00 «Права пользования активами»

3. Новшества в порядке формирования бухгалтерской и бюджетной отчетности

С 2021 года в структуре бюджетной системы появится новый уровень – бюджеты муниципальных округов. В этой связи Минфин России приказом от 29 октября 2020 г. № 250н скорректировал Инструкцию № 191н в части консолидированной отчетности. Определено, что в отчетность финорганов субъектов РФ об исполнении консолидированного бюджета региона начиная с отчетов 2021 года должна включаться в том числе и отчетность финансовых органов муниципальных округов.

Да и в целом Инструкции № 33н и № 191н подверглись серьезным методологическим изменениям – в настоящий момент на регистрации в Минюсте России находятся соответствующие приказы Минфина России от 30 ноября 2020 г. № 292н и от 16 декабря 2020 г. № 311н. Мы рассматривали проекты указанных изменений 20 ноября и 4 декабря. Руководствоваться этими поправками предстоит при формировании годовой отчетности за 2020 год. Среди них:

новые счета в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф.ф. 0503130 и 0503730) ;

новые требования к отражению в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.ф. 0503169 и 0503769) показателей по КОСГУ 560, 660, 730, 830;

дополнительный раздел в Сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф.ф. 0503173 и 0503773), и еще целый ряд нововведений.

4. Серьезные изменения в применении КОСГУ, КВР и КВД

В ноябре 2020 года Порядок применения КОСГУ № 209н подвергся серьёзным изменениям, часть из которых уже применяется, другие начнут действовать с 2021 года. Изменения в части «доходных» КОСГУ – это, прежде всего, новая подстатья 139 КОСГУ, а также уточнение назначения действующих кодов по доходам от безвозмездных неденежных поступлений. В части «расходных» КОСГУ в значительной степени корректировке подверглись подстатьи 226 и 228 – часть затрат, отражаемых в настоящее время по подстатье 226, с 2021 года будет перенесена в подстатью 228. Кроме того, существенно дополнены практически все подстатьи, детализирующие статью КОСГУ 260 «Социальное обеспечение». Также уточнены подстатьи КОСГУ, связанные с новым порядком отражения в учете неисключительных прав пользования НМА.

Новшества и в порядке применения КВР и КВД, в частности:

Вид поступлений, выбытий

Как было в 2020 году

Как будет в 2021 году

Начисление налога на прибыль

Вопрос прямо НЕ урегулирован. Допускалось применение АнКВД 180, поскольку в Порядке применения КОСГУ прямо указано, что расходы по начислению и уплате налога на прибыль относятся на подстатью 189 «Иные доходы» КОСГУ

Прямая норма об отнесении на АнКВД 180 и уплаты, и начисления налога на прибыль

Гранты в форме субсидий от сектора госуправления

Вопрос прямо НЕ урегулирован. Однако и целевые субсидии, и гранты отражаются по АнКВД 150

Прямая норма об отнесении грантов в форме субсидий на АнКВД 150

Расходы на реализацию мероприятий по созданию, развитию, эксплуатации государственных информационных систем

Расходы на оплату потребленных энергетических и (или) коммунальных ресурсов в рамках договоров поставки электроэнергии, газа, теплоснабжения

Изменения также в части «увязок» КВР и КОСГУ. Так, например, с 2021 года исключено применение КВР 119, 129, 149 с КОСГУ 225, 226 и подстатьями группы 300, используемых сейчас в ряде регионов для отражения расходов на обеспечение мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников в счет начисляемых взносов на травматизм.

5. Формирование Плана ФХД и бюджетных смет для федеральных учреждений – по новым правилам

Планы ФХД на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов федеральные бюджетные и автономные учреждения должны составлять по новым правилам, утвержденным приказом Минфина России от 17 августа 2020 г. № 168н. Во многом положения нового порядка дублируют требования Приказа № 186н, применяемого учреждениями всех уровней бюджета при формировании Плана ФХД на 2020 года и плановый период. И структура Плана ФХД, предусмотренная новым порядком, также идентична той, что рекомендована Приказом № 186н. Вместе с тем для федеральных учреждений теперь предусмотрен и ряд особых требований к формированию Плана ФХД..

6. Новые электронные первичные учетные документы и регистры

Осенью Минфин России завершил работу над масштабными поправками в Перечни обязательных к применению унифицированных форм первичных учетных документов и регистров бухучета и Методические указания по их применению, утвержденные Приказом № 52н. Необходимость таких корректировок обусловлена проводимой централизацией бюджетного учета и переходом к электронному документообороту. Важным новшеством является введение новых форм электронных учетных документов и двух новых электронных бухгалтерских регистров. В обязательном порядке работать с новыми электронными документами станут учреждения и органы, передавшие полномочия по ведению бюджетного или бухгалтерского учета на основании соответствующего решения Правительства РФ, органа власти субъекта РФ, местной администрации, то есть в случаях, определенных БК РФ. Напомним, что на федеральном уровне уже реализуется модель централизации бухгалтерской функции в Федеральном казначействе. В ряде регионов также приняты решения о создании единых центров бюджетного учета. Такие учреждения и, соответственно, их центры учета должны начать применять новые формы электронных документов не позднее 1 января 2021 года.

7. Нововведения в оформлении платежных документов на перечисление налогов

С 1 января 2021 года будет осуществлен переход на новую систему казначейского обслуживания поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ в системе казначейских платежей. На практике это означает, что с указанной даты при заполнении платежных поручений на уплату налогов в реквизите 15 налогоплательщикам предстоит указывать новый номер счета банка получателя средств. Это номер, который с 2021 года будет входить в состав единого казначейского счета (ЕКС). Для корректного заполнения платежных поручений на уплату налогов ФНС России рекомендует воспользоваться таблицей реквизитов территориальных органов Федерального казначейства в каждом регионе. Обратите внимание: с 1 января по 30 апреля 2021 года будет действовать переходный период, когда будут одновременно функционировать и планируемые к закрытию банковские счета № 40101, и вновь открываемые казначейские счета. Окончательный переход на самостоятельную работу вновь открываемых казначейских счетов планируется начиная с 1 мая 2021 года.

Кроме того, внесены изменения в Правила указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджет. Нововведения начнут применяться с разных дат 2021 года, и коснутся порядка заполнения нескольких полей платежного поручения:

109 «Дата документа основания платежа».

8. Новые административные штрафы для учреждений и должностных лиц

Статья 15.33.2 КоАП РФ дополнена частью 2, устанавливающей административную ответственность за непредставление в установленный Законом № 27-ФЗ срок либо представление неполных и/или недостоверных сведений о трудовой деятельности (СЗВ-ТД). Нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей. Новая норма вступит в силу 1 января 2021 года.

Более весомые штрафы грозят нарушителям в сфере закупок. Заказчикам по Закону № 223-ФЗ соответствии с новой ч. 9 ст. 7.32.3 КоАП РФ за нарушение установленного законодательством срока оплаты товаров, работ, услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого или среднего предпринимательства, должностных лиц заказчиков будут наказывать штрафом в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; организации – штрафом от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Указанные изменения вступают в силу 2 января 2021 года.

9. Статистическая отчетность: обновлены формы и изменен порядок расчета списочной численности

Росстат скорректировал правила составления с 2021 года ряда форм статотчетности. В частности, речь идет об отчете № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников». Так, например, уточнено, что если в отчетном периоде организация изменила место фактического осуществления деятельности или по иной методологии стала формировать показатели для формы № П-4, то данные в отчете нужно показывать исходя из новых обстоятельств.

Однако наиболее заметные нововведения в форме № П-4 касаются правил расчета среднесписочной численности. Расширен перечень категорий работников, включаемых в расчет: теперь целыми единицами нужно учесть также беременных женщин, освобожденных от работы до предоставления им другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов.

Уточнение и в части расчета средней численности работников, занятых по договорам гражданско-правового характера. Так, если дата заключения договора, предусматривающего конкретный период выполнения работ или оказания услуг, не совпадает с датой их начала, то периодом действия договора ГПХ считается период выполнения указанных задач.

Напоминаем также, что в течение 2020 года статистическое ведомство обновило целый ряд форм, по которым учреждениям в ближайшее время предстоит отчитываться по итогам 2020 года.

10. Путевой лист – 2021: новые реквизиты и важные изменения в правилах заполнения документа

С 2021 года учреждениям – владельцам транспортных средств предстоит руководствоваться обновленными правилами заполнения путевых листов. На смену действующему с 2008 года Приказу № 152 Минтранс утвердил новые правила требования к обязательным реквизитам путевых листов и порядок их заполнения. В частности, появился новый обязательный реквизит путевого листа, уточнены формулировки записей о медосмотре водителя, предъявляются новые требования к сведениям о выезде и возвращении транспортного средства. Нововведений немного, однако во избежание претензий ревизоров все их необходимо неукоснительно соблюдать.

11. Главные налоговые новшества

Кроме того, в 2020 году снова принято много законов, вносящих изменения в налоговое законодательство. Основные новации по налогам и взносам, вступающие в силу в 2021 году, которые нельзя пропустить бухгалтеру бюджетной сферы, представлены в специальном Обзоре.

12. Новшества в проведении закупок, имеющие значение для бухгалтера

В соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ Правительство РФ определило ПАО «Ростелеком» единственным исполнителем осуществляемых Минкомсвязью России в 2021 году закупок ряда услуг для:

государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего и среднего профессионального образования;

избирательных комиссий субъектов РФ и территориальных избирательных комиссий.

Это касается услуг по:

предоставлению с использованием единой сети передачи данных доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети «Интернет»;

передаче данных при осуществлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет»;

защите данных, обрабатываемых и передаваемых при осуществлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет»;

обеспечению ограничения доступа к информации, распространение которой в России запрещено, и к информации, наносящей вред здоровью и развитию детей, содержащейся в сети «Интернет»;

мониторингу и обеспечению безопасности связи при предоставлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет».

Предельным сроком, на который заключаются контракты на оказание перечисленных выше услуг, является 31 декабря 2021 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *