что перерождается в буддизме
Перерождение живых существ и миры в Буддизме
В этой статье о Буддизме мы расскажем о принципе перерождения, о том, чем он отличается от переселения душ в других религиях и о разных мирах существования живых существ. Вы поймете, зачем буддистские паломники читают мантры и ходят вокруг ступы Боднатх в Катманду, что добавит вам хороших впечатлений о стране Непал, все-таки jj-tours.ru – это туристический сайт.
Принцип перерождения
Он гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Люди старшего поколения помнят знаменитую песню Владимира Высоцкого. Помните, “хорошую религию придумали индусы, что мы, отдав концы, не умираем насовсем”.
В целом, описание верное. Согласно представлениям Буддизма и Индуизма, умирая, человек перерождается в другое существо. В Буддизме в новое тело переходит разум, или, как его еще называют, “тонкое тело”.
У представлений буддистов есть некоторое отличие от верований Индуизма. В Индуизме у каждого человека есть душа, которая называется “атман”. Буддизм отвергает ее существование. В чем принципиальная разница между “атман” и “тонким телом”, сказать сложно. Мы не беремся настолько далеко углубляться в восточные философии.
Что переносится при перерождении, а что нет
Переносится карма живого существа. То есть все отпечатки наших хороших и плохих поступков и мыслей. Считается, что в новое тело могут перенестись привычки или даже воспоминания, но это считается исключением, а не правилом. Даже Будда Шакьямуни не родился просветленным, и ему пришлось 8 лет медитировать до состояния просветления, следовательно знания и навыки не переходят в новое существо от старого.
Как решается, кем человек станет в следующей жизни
Решается состоянием вашей кармы, суммой кармических отпечатков. Если вы совершали много хороших поступков, то станете человеком, дэва или азуром, что считается благоприятным перерождением.
Если вы делали много плохого, то станете животным, претом или вообще попадете в один из восемнадцати (по некоторым версиям шестнадцати) адов. В этих формах вы будете страдать, очищая свою карму, и постепенно она станет достаточно хорошей для рождения снова человеком.
Этот процесс в Буддизме описывается как очень динамичный и гибкий. Не стоит думать, что после смерти каждого ожидает суд с точным вердиктом. Вовсе нет. Даже имея плохую карму, можно переродиться человеком и, наоборот, имея очень хорошую, стать животным.
В разуме каждого из нас накоплено огромное количество кармических отпечатков и предсказать заранее, какие из них “сработают” в момент перерождения, не может сказать никто.
Шесть миров
Всего их шесть. Люди, дэва, азуры, животные, преты и 18 адов. Высший мир – мир людей. Удивлены?
Именно человек в Буддизме является высшим существом, он выше существ дэва и азуров, хотя они и считаются богоподобными. И тому есть причины.
Во-первых, люди способны к мышлению и критическому восприятию окружающей действительности, чего не могут другие существа.
Во-вторых, человек способен к пониманию драхмы (учения Буддизма) и может выйти из круга перерождений (сансары), что недоступно никому другому.
Говоря простыми словами. Человек – единственное существо с полноценным разумом. Даже дэва и азуры считаются, скажем мягко, “недалекими” существами.
Миры существуют и параллельно друг другу, и совместно. Это сложный элемент космологии. К примеру, духи-преты существуют в нашем мире, но мы не можем с ними взаимодействовать. С дэва и азурами ситуация немного иная, они существуют где-то в нашей реальности. Самый сложный вопрос – это восемнадцать адов, где они находятся – сказать сложно.
Мир людей и мир животных мы описывать не будем. В этом нет смысла, так как мы видем эти миры каждый день.
Буддистский ад
Ад в Буддизме сильно отличается от христианского аналога. Согласно представлениям буддистов, пребывание в аду не вечно. Вы перерождаетесь в аду и живете там до тех пор, пока карма не очистятся достаточно для более благоприятного перерождения.
По сути, ад – это инструмент очистки вашего разума от плохих кармических отпечатков. Отмучались, “сбросили” плохие отпечатки – добро пожалось обратно. Только не стоит забывать, что время существования в аду очень большое, некоторые источники называют цифры до трилиарда лет.
Сколько всего существует адов, сказать сложно. В классическом представлении их шестнадцать, но разные источники называют разное количество, вплоть до нескольких тысяч. В любом случае, туда проще не попадать.
Мир духов-претов
Стать претом не так страшно, как попасть в ад, но все равно крайне неприятно. Преты – голодные духи, они постоянно хотят есть, но не могут насытиться, в чем и заключается суть их страданий. Считается, что претами становятся алчные люди, которыми при жизни владела жажда денег, люди с неуемной жаждой пищи и тому подобное.
Мир дэва и азуров
Это два мира, которые многие буддистские философы объединяют в один.
Дэва – являются живыми существами с очень большой продолжительностью жизни и не испытывающих физических страданий. Им не нужна пища или вода, хотя они любят пировать. Всю свою жизнь они проводят в праздности. Во многих источниках их называют “богами”, но это не лучшая аналогия. Мы бы назвали их “ангелами”, это более разумное сравнение.
Азуры похожи на дэва, и их иногда называют “титанами”. Эти существа родственны дэва, но ниже их по статусу. Основное их занятие – война друг с другом за власть.
Считается, что азурами становятся те из людей, кто имел хорошие намерения, но в результате совершал плохие поступки. Конечно, если вы принесли окружающим много зла, то вам дорога совсем не в азуры, а в ад, преты или животные. Если хотели хорошего, а совершили немного плохого, то стать азуром можно.
Читайте нашу следующую статью о Буддизме.
Также советуем другие наши статьи о Непале (ссылки ниже).
Жемчужины Божественной Мудрости
Для того, чтобы удовлетворить духовные потребности занятых людей, у которых нет возможности уделять много времени чтению, будут публиковаться избранные фрагменты, драгоценные жемчужины Мудрости, помогающие возвысить своё сознание, вспомнить о вечном среди суеты дня.
Реинкарнация в буддизме
Реинкарнация в Буддизме
Буддизм возник в Индии 2 500 лет назад как оппонент класса фанатиков-священнослужителей (брахманизма), усматривавших в ведических текстах призыв к жертвоприношению животных. Поэтому путь Будды (от санскритского будх — «просветленный») рассматривался как иноверческий, хотя с исходным вероисповеданием, индуизмом, имел много общего, включая собственно буддийскую трактовку явления реинкарнации.
К сожалению, вокруг учения самого Будды о душе и реинкарнации разгорелись дискуссии и споры; существует даже мнение, что Будда вообще отрицал обоснованность этих понятий. Такая точка зрения, по крайней мере, в какой-то степени, характерна для особой разновидности буддизма, получившей название Теравада, — южноиндийской философской школы, которая учит, что живое существо не обладает вечной душой (оно-анатман), следовательно, не существует и «я» для нового рождения.
Глубокие исследования, однако, позволили обнаружить высказывания Будды, в которых он недвусмысленно говорит о своем отношении к учению, отрицающему существование души:
О монахи, есть аскеты и брахманы, которые несправедливо, всуе и лживо винят меня: «Этот отшельник Гаутама проповедует разрушение, уничтожение и умерщвление живущих существ». Они считают меня, порицая, тем, кем я не являюсь, и осуждают за слова, которых я не говорю.1
Мысль о повторных рождениях подразумевается в буддизме: просветленного состояния (буддхи), говорят буддисты, нельзя достичь в течение одной жизни, на это потребуется много тысяч лет. Ученый-буддолог Эдвард Конзе пишет: «Состояние Будды — одно из высших совершенств, которого можно достичь, и для буддистов является самоочевидным, что для того, чтобы достичь его, потребуется прикладывать колоссальные усилия на протяжении многих жизней».2
Дальнейшие свидетельства веры в реинкарнацию мы находим в «Сказаниях Джатаки» («Рассказах о рождении»), которые, согласно преданию, первоначально были рассказаны самим Буддой; это 547 рассказов о прошлых воплощениях Просветленного. Эти повествования, часто в аллегорической форме, описывают странствия Будды в различных телах и рассказывают, как человек может достичь Просветления, следуя изложенным в них принципам. В сказаниях подробно говорится о том, как Будда принимал тела девов [полубогов — примеч. ред.], животных и даже деревьев, чтобы помочь душам, находящимся в различных обусловленных состояниях, достичь освобождения; таково было его сострадание. Широко известная маха-кавъя («великое высказывание») буддийской традиции гласит: «Нет такой части Земли, где бы Будда не жертвовал своей жизнью ради живых существ»8. В одном из сказаний он воплощается в теле слона и приносит одной женщине великие жертвы, главным образом тем, что стачивает для нее свои бивни. Запомнив его самоотверженность в этой жизни, в следующей она становится его учеником и, в конце концов, — великим святым. Реинкарнация играет центральную роль почти во всех 547 сказаниях «Джатаки».
Северный буддизм
До сих пор в основном мы имели дело с южным буддизмом — буддизмом Бирмы, Шри Ланки, Камбоджи, Таиланда и отдельных регионов Вьетнама.
Сейчас перейдем к рассмотрению взглядов северного буддизма в традиции Махаяны, получившей развитие в Тибете, Китае, Японии и Корее. Возможно, потому, что эта традиция имеет значительно больше заимствований из изначального индийского буддизма, она гораздо в большей степени разделяет идею реинкарнации, которая с особенной очевидностью обнаруживается в религии Тибета, где учение о перевоплощении продолжает занимать центральное место.
В северных формах буддизма представление о реинкарнации выражается иным образом, и временами прямые упоминания о перевоплощении могут казаться довольно невразумительными. Китайский буддизм, например, часто характеризуют как «приземленный», пренебрегающий понятием реинкарнации и подобными ей «абстракциями», в пользу более ощутимых вещей, таких как красота природы. Это влияние исходило, главным образом, от местных китайских учителей, например, Лао Цзы и Конфуция, самые ранние приверженцы которых (восходящие к Династии Танг, началу эры христианства) придавали особое значение «миру природы» и красоте «здесь и сейчас». Однако в отношении истинного китайского буддизма следует упомянуть древнее писание, известное как «Праджна Парамита Сутра», написанное на деревянных табличках, которое, согласно преданию, содержит слова самого Будды. (Говорят, китайцы были первыми, кто записал их). На этих глубоко почитаемых табличках начертаны эзотерические истины, которые прямо указывают на реинкарнацию. Буддисты, являющиеся приверженцами учения о перевоплощении, высоко почитают эти писания, и не только за то, что они ясно обосновывают учение о реинкарнации, но и потому, что они, как предполагается, излагают слова самого Будды.
Среди других ранних сторонников реинкарнации в буддизме следует назвать Ватсипутрию, брамина, изначально состоявшего в секте Стхавиры. Спустя 250 лет после ухода Будды этот монах основал секту Пудгалавады, специально задуманную для борьбы с набиравшей тогда силу традицией буддизма, которая отвергала учение о перевоплощении. Ватсипутрия столкнулся с сильной оппозицией, и его группа монахов, стойких приверженцев буддизма, была признана еретической и уступала дорогу образующимся новым группам, которые тщательно избегали учения о перевоплощении.
На основе книги С. Розена « Реинкарнация в мировых религиях
1 Digha-nikaya2.63; см. также Samyutta-nikaya12.12.3.
2 Цитируется по: George Grimm, The Doctrine of the Buddha (Berlin: Akademie-Verlag, 1958), p. 5.
3 Лекция Далай Ламы «The Buddha Nature» на аудиокассете (июль 21, 1981). Доступна в Теософском Обществе, Уитон, Иллинойс. Цитируется по: Sylvia Cranston and Carey Williams, Reincarnation: A New Horizon in Science, Religion, and Society (N.Y.: Julian Press, 1984), p. 240.
Предлагаем посмотреть фильм режиссёра Жан-Жака Анно «Семь лет в Тибете». Фильм основан на реальных событиях и снят по мотивам одноимённой автобиографической книги Генриха Харрера, описывающей историю приключений австрийского альпиниста в Тибете в годы Второй мировой войны.
Что такое реинкарнация души?
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Эти вопросы волновали людей еще тысячи лет назад и не перестают волновать сейчас: что ждет душу после смерти? Существует ли переселение душ? Если да, то как оно происходит?
Итак, тема нашего сегодняшнего разговора будет непростой, но очень интересной — мы поговорим о том, что такое реинкарнация души и попытаемся немного приблизиться к тому, чтобы разгадать вечные загадки человечества.
Также мы узнаем, как смотрит буддизм на феномен реинкарнации, каким образом она происходит, и что об этом говорят главные направления буддийской мысли.
Что это такое
Наверное, каждый, кто провожал близкого человека в последний путь, втайне мечтал снова встретиться с ним, пусть даже уже и не на земле. Тем временем многие мыслители разных времен были уверены, что душа усопшего в скором времени переселится в новое тело, поэтому в теории встреча с близким более чем реальна.
Реинкарнация – именно так называют феноменальное явление перевоплощения души. Слово «реинкарнация» латинского происхождения, буквально означает «заново воплотившийся». Древнегреческий вариант понятия – метемпсихоз.
Получается, что умирает только тело, а душа бессмертна. Такие идеи возникали еще у эскимосов, евреев, индейцев родом из Северной Америки. Они считали, что в новорожденном живет душа его дедушки или другого старшего умершего родственника.
О перерождении всерьез задумывались мыслители Древней Греции: Пифагор, Сократ, Платон. Основополагающей идея реинкарнации стала в джайнистской, сикхистской, а главное – в буддийской и индуистской философии.
Буддизм при этом по-своему отвечает на вопрос, зачем нужна реинкарнация. Согласно Дхарме, вся наша жизнь, наполненная желаниями, страстями – страдание. Единственный способ избавиться от страданий – пробудиться, выйти из Колеса Сансары, которое представляет собой цикл постоянных перерождений.
Однако прервать череду смертей и рождений нельзя за одну жизнь, на это могут потребоваться столетия или даже тысячелетия. Проявляясь каждый раз в разных ипостасях, душа должна стремиться к хорошим поступкам, чистым мыслям, медитациям, успокоению ума – это завещал Будда. Такие поступки приближают верующего к нирване.
Как перерождается душа
Все чувства, мысли, ощущения человека – это тонкое тело духа. Когда человек погибает, фактически умирает только его физическая оболочка, а разум, мечтания остаются на уровне тонкого тела, которое позже переселится в новую физическую оболочку. Через сколько времени – учение об этом умалчивает.
Зато известно, что происходит при реинкарнации:
Согласно буддизму, а именно учению абхидхармы, существует 6 миров сансары, где обитают:
А это значит, что душа может воплотиться в одном из шести созданий. На то, кем она родится в очередном воплощении, влияет закон кармы – закон причинно-следственной связи. Он гласит, что положительные поступки, мысли влекут за собой благоприятные последствия, а отрицательные действия – плохие последствия.
На более глобальном уровне этот закон можно понимать так: за благие дела душа воплотится в высших мирах: существо станет человеком, асуром или даже дэвой, за плохие – в низших, а значит оно попадет в обитель животных, претов или адских созданий.
В низших мирах душа будет страдать, отрабатывая карму, чтобы потом переродиться на высшей ступени.
Что любопытно, уровень человека можно считать самым благоприятным, потому что только в мире людей можно освободиться, постигнув состояния бодхи. Даже будучи асуром или дэвой, сделать этого нельзя.
Это объясняется двумя причинами:
Реинкарнация в основных направлениях буддизма
Нет единогласного утверждения, как же относится буддийская традиция и сам Учитель к понятию реинкарнации. Бытует мнение, что Будда утверждал, будто неважно, существует ли она, верит ли в нее последователь Учения, а что действительно важно — так это оставлять ум чистым, гибким, благородным.
Два крупных течения буддистской мысли по-разному смотрят на процесс перерождения и вообще факт его существования. Попробуем разобраться в тонкостях.
Тхеравада
В начале небольшое пояснение — индуизм оперирует понятием «атман», которое означает «душа», «Я», живущее вечно. Южная ветвь буддизма приняла кардинально противоположную позицию: мирские создания не имеют души – «анатман». Если нет души, то нечему перевоплощаться.
Тхеравада неоднозначно высказывается на этот счет. Она утверждает: то, что многие привыкли называть тонким телом, на самом деле система элементов:
Получается, Тхеравада не отрицает реинкарнацию полностью, а скорее видит в ней новую веху развития элементов тонкого тела, новую жизнь. Такой процесс иногда называют «карма пяти элементов».
Махаяна
Течение Махаяны полностью признает процесс перерождений в классическом его понимании. Яркий тому пример – тибетский Далай-Лама. После смерти духовного лидера совет лам отправляется на поиски мальчика, в котором воплотился дух Далай-Ламы.
И действительно находит. Учитель, возродившись в новом теле, чувствует свои личные вещи и безошибочно выбирает их среди других предметов, которые ламы кладут перед ним в качестве испытания.
Махаяна считает, что на пути к пробуждению мешают три вещи:
Достижение нирваны невозможно без победы над этими ошибками. Но если духу это удалось, он возносится над шестью мирами и получает вечное освобождение.
Заключение
К сожалению, в формате одной статьи сложно рассмотреть подробно такой непростой вопрос, как перерождение, но мы обязательно еще вернемся к нему позже. Будем считать, что сегодня положено только начало.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!
Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые познавательные статьи про буддизм и восточную культуру себе на почту!
Реинкарнация в буддизме
Это пятая публикация из цикла “Реинкарнация в мировых религиях”:
Взгляните на свое состояние сегодня,
и вы узнаете, что вы делали в прошлой жизни.
Взгляните на свои дела сегодня,
и вы будете знать ваше состояние в последующей жизни.
— Будда
Согласно буддизму, а именно учению абхидхармы, существует 6 миров сансары, где обитают:
А это значит, что душа может воплотиться в одном из шести созданий.
На то, кем она родится в очередном воплощении, влияет закон кармы – закон причинно-следственной связи. Он гласит, что положительные поступки, мысли влекут за собой благоприятные последствия, а отрицательные действия – плохие последствия.
На более глобальном уровне этот закон можно понимать так: за благие дела душа воплотится в высших мирах: существо станет человеком, асуром или даже дэвой, за плохие – в низших, а значит оно попадет в обитель животных, претов или адских созданий.
В низших мирах душа будет страдать, отрабатывая карму, чтобы потом переродиться на высшей ступени.
Что любопытно, уровень человека можно считать самым благоприятным, потому что только в мире людей можно освободиться, постигнув состояния бодхи. Даже будучи асуром или дэвой, сделать этого нельзя.
Это объясняется двумя причинами:
Буддизм вышел из индуизма, откуда взял свои основные постулаты, в том числе и идею реинкарнации. Однако, в итоге учение Будды стало восприниматься в Индии как отступническое и чужеродное. Сам же Будда опровергал все обвинения в том, что он не разделяет идею воплощения, просто в буддизме она получила несколько иное толкование.
Главная мысль раннего буддизма в том, что каждое «я» (атман) мыслит и действует в течение жизни, а результаты этих мыслей и поступков формируют тот образ или ту среду обитания, в которой пройдет новое существование.
То есть, ранние буддисты были совершенно уверены, что душа проживает не одну жизнь, а множество, а то, какими будут условия новой жизни, зависит только от самого человека.
Но после вознесения Будды эта идея стала отвергаться. Ближайшие его единомышленники основали 18 школ, и каждая по-своему трактовала его учение.
Школа Теравада
На юге возникла религиозно-философская школа Теравада. Теравадики считают, что душа живого существа (анатман) смертна так же, как и тело, т. е. не существует бессмертного «я», способного миллионы раз воплощаться на земле.
Анатман — постоянно меняющаяся комбинация пяти элементов (скандх):
Каждый раз они комбинируются по-разному, и варианты этих соединений бесконечны. Со смертью человека они распадаются и «я» больше не существует, поскольку не бывает двух одинаковых комбинаций.
Оппоненты теравадиков резонно возражали: куда же в таком случае деваются мысли, чувства и желания данного конкретного анатмана и как же происходит новое рождение и соединение этих пяти скандх?
Ведь если допустить, что элементы превращаются в ничто, то откуда берутся новые элементы для соединения?
Даже самые консервативные и ортодоксальные адепты Теравады признавали, что растворение анатмана после смерти человека вовсе не является концом жизни, это скорее начало нового жизненного цикла.
Теравада учит, что предсуществует некая особая кармическая субстанция, которая поглощает скандхи. Именно она входит в новое тело и дает ему новую комбинацию элементов, помогающую человеку снова войти в жизнь, правда с иной суммой знаний.
Позже даже были созданы трактаты, в которых указывалось, что «карма пяти элементов» в виде виннану (зачаток сознания) входит в материнское чрево, и там формируется человек.
Такая видоизмененная концепция перевоплощения широко распространена в буддизме. Школа Теравада до сих пор существует в Бирме, Шри-Ланке, Камбодже, Таиланде. То есть ее видение жизни после смерти поддерживаются многими людьми.
Но в идее реинкарнации теравадиков много белых пятен, которые смущают не только тех, кто лишь интересуется буддизмом, но и великих учителей буддизма.
Тибетский ламаизм
Главными оппонентами теравадиков являются тибетские ламы и те, кто исповедует буддизм махаяны. Камнем преткновения в этом споре является вопрос о душе, или атмане.
Когда Будда говорил о душе, т. е. некоей вечной субстанции, его противники – брахманы, или монахи-индуисты, – кричали, что нет никакого вечного и бесконечного «я», потому что все возвращается в небытие.
Гаутама же учил, что в каждом существует частица божественного света – атман, который раз за разом воплощается на земле, чтобы помочь человеку достичь просветления. Возможно, что именно эти взгляды стали причиной того, что учение Просветленного не было принято в Индии.
В современном буддизме разные школы и секты по-разному относятся к идее бессмертия души.
Чаще всего она не увязывается с идеей реинкарнации, но тогда совсем непонятно, что же инкарнирует в новое тело и что именно должно пройти весь круг очищения? Тибетский буддизм и буддизм махаяны («большая колесница») отвергает принцип вечности души.
Он заменяет ее неким потоком сознания, который выступает в качестве своеобразного информационного носителя. На последнем записаны абсолютно все дела и мысли прежнего воплощения.
Считается, что данный информационный поток возникает под воздействием как внутренних, так и внешних причин.
Кроме того, он является основой для самосознания личности. Такая интерпретация «я» тесно связана с законом кармы, который, собственно, и обуславливает череду новых рождений, однако об этом будет немного позже.
Школа Пудгалавада
Школа Теравады была самым последовательным противником идеи реинкарнации, но, естественно, что у этой идеи были и приверженцы. Один из известных сторонников Будды – брамин Ватсипутрия – спустя 250 лет после вознесения Будды Шакьямуни создал свою школу, которую назвал Пудгалавада.
Он основал ее для борьбы с теми, кто не верил в перевоплощение души. Однако этот подвижник столкнулся с очень сильным сопротивлением, его школа была объявлена еретической, начались гонения.
Но, несмотря ни на что, идея реинкарнации явственно прослеживается в раннем буддизме (в принципе современный буддизм не отрицает сам процесс, а вот формы и образы этого процесса – вопрос спорный).
Перевоплощение связано с четырьмя благородными истинами, которым учил Будда, и способом их постижения. Итак, во всех ответвлениях буддизма существуют четыре непреложные истины.
Карма – это закон причинно-следственной связи, отражающий последствия жизнедеятельности человека.
Любой поступок ведет к страданию, потому что счастье не вечно. Основа страдания – пороки человека, к которым относятся страсть, жадность и всевозможные желания (танха, или тришна).
В чем же заключается благородный путь? У человека должны быть:
Путь с восемью поворотами позволяет обрести золотую середину между привязанностью к материальному и излишним самоотречением. Только такой путь ведет к уничтожению страдания (нирвана), просветлению и освобождению от бесконечного круга перерождений (мокша).
Но достичь мокши не так-то просто. В буддизме существует классификация условий реинкарнации. Атман воплощается на одном из пяти возможных уровней:
Так же как и в индуизме, выбор уровня зависит от кармы человека. Реинкарнация совершается до тех пор, пока данное существо не исчезнет или станет буддой (просветленным), слившись с Абсолютом (шуньята).
Достичь этого состояния трудно, на это способны очень немногие люди: заповеди Будды для многих людей оказываются драконовскими, и они не выдерживают испытаний, да и соблазны материального мира так привлекательны.
Вот именно поэтому людей меньше, чем существ из других уровней: ведь количество душ неизменно, а численность людей меняется. Неправедные и злые души спускаются на самый низ, а праведные (которых меньше) поднимаются.
Этим вечным круговоротом сансары связывается в буддизме реинкарнация и четыре благородные истины.
Северный буддизм
Идея реинкарнации поддерживается и северным буддизмом, основанном на традиции махаяны («большой колесницы воплощения»). К этому направлению относится и тибетский буддизм, или ламаизм.
Махаяна, в отличие от «малой колесницы», утверждает, что человек должен не просто достигнуть личного очищения, но и помочь в освобождении всему человечеству.
Именно в доктрине Махаяны, развившейся в Средневековье, большое значение приобрело понятие «бодхисатвы». Одним из таких бодхисатв и был Будда Шакьямуни.
Бодхисатвы – это люди, достигшие просветления, но сознательно выбравшие бесконечное перерождение, чтобы помочь страдающему человечеству. В Тибете таким бодхисатвой является далай-лама, который своим постоянным возвращением гарантирует верующим освобождение от страданий.
Тибет, как известно, земля особая. Его древнее название – Ти-Бутта: в переводе с китайского «ти» означает «божество», а «бутта» произошло от санскритского слова «буддха» – «мудрость». Иными словами, Тибет – это земля воплощений мудрости.
Право возвращаться на землю получили только самые возвышенные монахи – далай-лама и панчен-лама. Они – истинные бодхисатвы, потому-то помогают остальным людям достичь просветления.
Для тибетцев каждый далай-лама – это воплощение великого бодхисатвы Ченрези, бога милосердия. Ведь не чем иным как милосердием, нельзя объяснить добровольный отказ от нирваны и мокши.
Тибетская доктрина реинкарнации весьма специфична.
С одной стороны, в Тибете признают, что каждый человек проживает не одну жизнь, поэтому день рождения здесь не является каким-то уникальным событием, но, с другой стороны, тибетцы скептически относятся к идее вечной души, воплощающейся в разных телах.
Для тибетского буддизма чрезвычайно важен закон кармы, обусловливающий все происходящее.
Закон кармы
Что такое карма? Это соотнесение причины и следствия, это закон вечного изменения: ничто на земле не остается в неизменном виде. Все явления и предметы бытуют только во взаимосвязи, ничто не существует отдельно от другого, поэтому каждая причина имеет свое следствие, и наоборот.
В применении к человеческой жизни это выглядит как ответственность человека за свои поступки. Но ответственность не в нашем понимании, а ответственность кармическая: если в той жизни ты вел себя плохо, то в следующей получишь ужасающие условия.
Мудрецы Тибета говорят, что любое наше действие и любая наша мысль создают некие отпечатки на карме, которые вступают в действие, когда для них возникают необходимые условия. Тролег Кьябгон, тибетец, президент Буддистского института в Мельбурне, объясняет эту зависимость так:
Когда мы делаем что-то положительное, полезное и хорошее, определенные позитивные впечатления автоматически остаются в нашем сознании. Они порождают в нас положительные, здоровые предрасположения, благодаря которым наша жизнь в будущем будет положительной и здоровой[8].
Карма всегда справедлива, даже если человеку кажется, что это не так.
Ведь новое рождение – это всегда результат деяний прошлой жизни, поэтому праведник может претерпевать ужасные страдания, а человек недостойный – купаться в роскоши и благополучии.
Но закон кармы неумолим: все содеянное в этой жизни отразится на следующем воплощении.
Все перерождения неслучайны, они помогают человеку осознать свои грехи и очиститься.
Важно понять, что для буддистов и индуистов карма не плоха и не хороша: карма есть карма. Хорошая карма – это тот же неизбежный закон, и его надо преодолеть. В Тибете для этого есть специальное название «гун дэ» – кармические причина и следствие.
Тибетский буддизм рассматривает новое рождение через призму основной триады: мысль – личность – деяние. Именно совокупность этих элементов и порождает плохую или хорошую карму:
К примеру, если мы позволяем себе агрессивные мысли, таим злобу или ожесточаемся против других людей, мы поневоле делаемся агрессивными. Когда мы даем волю негативным или враждебным мыслям, они так или иначе претворятся в действия, что сделает нас людьми плохими и недоброжелательными[9].
Вот почему в Тибете большее значение придают мыслям и желаниям, чем поступкам, поскольку сам Будда после долгой медитации изрек:
То, что я называю кармой, есть лишь мысль, ибо, поразмыслив, человек действует телом, словом и разумом[10].
Многие считают, что буддизм – это фаталистическая религия. На самом деле карма не приговор, а скорее руководство к действию: хочешь в следующей жизни жить хорошо – позаботься об этом в настоящем.
Даже самая плохая карма оставляет шанс улучшить положение, все опять же зависит от самого человека.
Можно сказать, что теория перерождения в буддизме – это, прежде всего этическая теория. Ведь именно мораль и нравственность определяют следующее воплощение.
В «Маджхимма никая сутре» Будда объяснял, что реинкарнация – хороший способ для человека стать нравственнее и чище: ведь если ты веришь в то, что родишься вновь, то вряд ли будешь «снижать свой жизненный уровень».
Ведя достойную и добрую жизнь, человек показывает на своем примере, что быть нравственным выгодно, потому что это положительным образом отражается на его следующем воплощении, которое, возможно, приведет его к просветлению.
В статье использованы материалы книги «Все тайны реинкарнации. Реальность жизни после смерти» (Е. А. Разумовская, 2010)
Консультант Реинкарнационики.
Тренер 2 курса Института Реинкарнационики.
Ведущая проекта и автор книги «Путешествие одной души»