что перевозят в танк контейнерах
Как перевозят танк контейнеры
Танк-контейнером называется инновационная тара для грузоперевозок, используемая для транспортировки веществ в жидком и газообразном состоянии. Данный контейнер представляет собой специальную металлическую цистерну, которая окружена жестким каркасом. Размерности каркасных устройств можно сравнивать с габаритами сухогрузных емкостей, повсеместно применяемых во всех погрузочных терминалах.
Типы грузов
Перед тем, как перевозить танк-контейнер, его загружают согласно имеющейся классификации. В данную конструкцию можно погрузить различные вещества в зависимости от ее особенностей:
Фактически танк-контейнеры подходят под все типы грузов, предназначенные для стандартных цистерн. Одно из главных преимуществ данной тары заключается в ее мультимодальности: если меняется транспорт (например, с железнодорожного на автомобильный), не нужно будет делать перетарку груза, хватит перемещения контейнера.
Изготовление танк-контейнеров ведется согласно ряду международных требований ISO. Это означает, что перед тем, как перевозить танк-контейнеры, необходимо сверить тип груза и прочие условия, такие как наличие достаточно вместительных транспортных средств.
Классификация танк-контейнеров
На сегодняшнем транспортном рынке имеется несколько разновидностей этой тары:
Сверка типа цистерны и груза очень важна. Ее следует делать перед тем, как перевозить танк-контейнер к месту назначения, так как это влияет на сохранность груза и безопасность транспортировки.
Условия транспортировки
Химические контейнер-цистерны разработаны исключительно под опасные химикаты. При этом их нужно использовать только для этого типа грузов; нельзя после опасного химиката загружать туда пищевые продукты. После каждой разгрузки химический танк-контейнер тщательно очищается и промывается, а также дегазируется. Все очистные работы проводит специально обученный персонал, оснащенный защитными средствами.
Перед тем, как перевозить танк-контейнер с паровой рубашкой, нужно знать, что их эффективность зависит от времени года. Они предназначены для транспортировки в зимнее время года и требуют наличия в терминале специальных емкостей для слива. Перед разгрузкой в подушку цистерны подается специальное вещество, которое разогревает груз и тем самым облегчает его слив под силой тяжести либо давлением.
Изотермический танк-контейнер также оснащен системой подогрева, которая может быть паровой, электрической или автономной. Стенки цистерны выполнены из нержавеющей стали и оснащены дополнительными конструкциями для разделения на несколько секций.
Пищевые грузы требуют соблюдения ряда правил транспортировки и погрузки-разгрузки. При соблюдении надлежащих условий в соответствующих танк-контейнерах можно перевозить все виды пищевой продукции: спирты, растительные масла, различные добавки, соки, молоко, питьевую воду и прочее. Пищевая продукция может быть помещена только в ту контейнер-цистерну, где ранее не было химических грузов.
Способы транспортировки
Перемещение этой тары следует доверить транспортной компании, так как ее сотрудники знают, как перевезти танк-контейнер без потерь свойств груза и по кратчайшему пути. С последним помогает доступность различных видов транспорта:
О том, как транспортировать танк-контейнеры по воде без угрозы для окружающей среды, говорит Международный кодекс морской перевозки опасных грузов. Это касается следующих веществ:
Перед наливом танк-контейнер подготавливается согласно особой технологической процедуре, установленной стандартом ГОСТ. При отсутствии конкретного процесса для определенного типа груза применяется типовая процедура подготовки: цистерна очищается, промывается, затем обрабатывается паром, сушится и проветривается.
Танк-контейнер идет на смену вагону-цистерне
В России увеличивается производство контейнеров-цистерн, или танк-контейнеров. Этот относительно новый вид подвижного состава используется грузовладельцами для перевозки в основном химических грузов и сжиженного газа. Объем перевозок ежегодно прирастает примерно на 20%, поэтому многие отечественные машиностроительные заводы либо уже начали выпуск контейнеров-цистерн, либо готовятся к этому. Впрочем, пока по российским дорогам ездят преимущественно импортные танк-контейнеры. Главным центром их производства является Китай.
Идея контейнеризации
Танк-контейнер представляет собой металлическую цистерну, заключенную в стальной каркас, размер которого соответствует размерам обычного контейнера для перевозки сухих грузов (см. «Основные типы танк-контейнеров» и «Основные типоразмеры танк-контейнеров»). Главным преимуществом данного подвижного состава является возможность его использования в мультимодальных перевозках – при смене транспорта не требуется перетарка грузов. Допустим, на каком-то участке пути отсутствует железная дорога. В таком случае цистерну, облаченную в каркас, легко можно переместить с рельсов на автотранспорт и затем при необходимости продолжить ее транспортировку по реке.
Использование танк-контейнеров приобретает особую актуальность в регионах Крайнего Севера, которые не имеют железнодорожного сообщения, но где активно развиваются нефтегазодобывающие проекты.
К плюсам танк-контейнеров можно отнести также возможность их использования в качестве временного хранилища для грузов, так как некоторые виды танков позволяют сливать содержимое частями.
Напомним, что родоначальником контейнеризации грузов стал американец Малколм Маклин (Malcolm Purcell McLean), впервые запатентовавший морской контейнер и транспорт для его перевозки. Будучи водителем грузовика в семейной компании, Маклину в один из дней, проведенных в порту в ожидании разгрузки, пришла в голову идея погрузки на борт судна грузового трейлера вместе с прицепом. В этом случае груз не нужно было перетаривать и время погрузки сильно сокращалось. Спустя годы по его инициативе был произведен первый морской контейнер, а также контейнеровоз и автомобиль для перевозки контейнеров. В 1957 году на воду было спущено первое специализированное судно для перевозки контейнеров под названием Gateway City.
Мировую популярность контейнеры получили во время войны во Вьетнаме: судоходная компания Маклина Sea Land, заключившая контракт с ВМС США на перевозку военных грузов в контейнерах, в обратном направлении перевозила гражданские грузы. Порты Японии, Сингапура, Гонконга, Тайваня и Филиппин, в которых осуществлялась погрузка контейнеров, быстро оценили преимущество работы с ними.
В середине 1960-х годов прошлого столетия мировая индустрия производства контейнеров стала предлагать рынку разные модели ящиков различных форм и предназначений. В это же время начали выпускаться цилиндрические контейнеры для перевозки жидких грузов, закрепленные в стандартного размера раме (ИСО-рама). В зарубежной номенклатуре танк-контейнеры получили название Portable Tank (портативная цистерна) (см. «Классификация танк-контейнеров»).
Рис. 1. Классификация танк-контейнеров
Мировые лидеры производства
Основные центры производства танк-контейнеров сейчас находятся в Китае (почти 90% мирового рынка) и в странах Южной Африки (10%). Абсолютным лидером является китайская компания China International Marine Containers Group Ltd. (CIMC) – огромная корпорация, имеющая заводы в Китае, Голландии, Бельгии и Дании. Помимо цистерн и контейнеров-цистерн она выпускает автомобильные прицепы, морские контейнеры, морские платформы для бурения скважин, портовое и аэродромное оборудование.
Подразделение CIMC Enric, откуда выходят танк-контейнеры, производит также оборудование для атомной, энергетической, химической и пищевой промышленности. Высокий технологический уровень корпорации является залогом непрерывных инноваций и усовершенствований и, как следствие, высокого качества производимой продукции.
По данным Международной организации танк-контейнеров (ITCO), за последние пять лет мировой рынок танков вырос на 35%. Сейчас он составляет свыше 600 тыс. единиц, из которых больше половины выпустила китайская корпорация CIMC.
На смену цистернам
В России танк-контейнеры впервые появились только в начале 2000-х годов. Спрос на них инициировали небольшие компании, занимающиеся производством химических грузов и сжиженного газа. За последние годы российский рынок оценил преимущества использования съемных контейнеров-цистерн и сейчас в них перевозят свою продукцию такие гиганты, как «Газпром», «Лукойл», «Новатэк», «Сибур» и другие участники нефтегазохимического производства в стране.
Как отмечают эксперты, рост cпроса на танки в России обусловлен наращиванием объемов производства химии и сжиженных газов и одновременным списанием большого количества традиционных вагонов-цистерн для их перевозки, износ которых по стране превысил 70%. В 2018 году было списано 3,3 тыс. вагонов-цистерн для нефтехимии, в текущем году будет выведено из эксплуатации еще 4,1 тыс. единиц. До половины выбывающих цистерн заменяются танк-контейнерами.
По мнению первого заместителя генерального директора по общему управлению ПАО «НПК «Объединенная вагонная компания» (ОВК) Дмитрия Бовыкина, танк-контейнеры выгодно использовать для перевозки редких грузов небольшими объемами, так как разрабатывать под них специализированные цистерны не имеет смысла.
В прошлом году в России эксплуатировалось 18 тыс. танков, из которых 14 тыс. предназначались для перевозки нефтехимии, 4 тыс. – для СУГ. В танк-контейнерах было перевезено свыше 5 млн тонн грузов.
Большая часть техники была завезена из Китая. Кроме того, танки ввозились из Польши, США, Италии и Южной Кореи. При этом нужно отметить, что импортные танки стоят дешевле отечественных: бывшие в употреблении можно приобрести за 0,5-1 млн рублей, новые – от 1 млн до 1,2 млн рублей. Российские танк-контейнеры стоят свыше 1,5 млн рублей.
Участники рынка считают, что ограничениями для танков на сегодняшний день являются два фактора: во-первых, отсутствие инфраструктуры на химических заводах, которые создавались под перевозки в цистернах; во-вторых, необходимость ремонта, очистки и обслуживания танков. Рынок таких услуг еще не сформирован, и перевозчики не довольны качеством оказываемого сервиса.
Производство танк-контейнеров в России
На сегодняшний день газовые танк-контейнеры изготавливают «Алтайвагон», «Уралвагонзавод», «Азовмаш», «Рузхиммаш» и «Курганхиммаш».
«Энгельсский завод металлоконструкций» и заводы «РэйлТрансХолдинг» и «Курганхиммаш» изготавливают также танк-контейнеры для химгрузов. Последний в 2016 году выпустил партию из 16 танк-контейнеров для ПАО «Газпром нефть» специально для перевозки соляной кислоты. Техника позволила перевезти груз от двери до двери без промежуточного перелива при смене вида транспорта, что обеспечило повышенную безопасность транспортировки и сохранность перевозимого груза.
Опытную партию танк-контейнеров для химгрузов готовится выпустить «Объединенная вагонная компания», разработавшая две модели танк-контейнера, – универсальную и специализированную – под перевозку серной кислоты и олеума. Для этого компании необходимо провести аттестацию производств и получить сертификат Российского морского регистра судоходства на выпуск танк-контейнеров.
По словам Дмитрия Бовыкина из ОВК, российская конструкция контейнеров-цистерн будет превосходить по качественным характеристикам китайские аналоги. «Наш танк-контейнер будет максимально адаптирован к требованиям именно российского заказчика — к примеру, термоизоляция в российских условиях работает несколько иначе, и это необходимо учитывать», – сказал он в интервью РБК.
Две трети рынка аренды танк-контейнеров в мире сосредоточены в руках пяти компаний, среди которых в России наиболее широко представлены две – американская EXSIF Worldwide и французская Eurotainer. По мнению Д.Бовыкина, для того чтобы рынок обратил внимание на отечественные танки, их необходимо хорошо зарекомендовать, особенно это касается экологической безопасности и эксплуатационной надежности.
ОВК в ближайшие годы планирует не только продавать свои танки, но и эксплуатировать их в рабочем парке собственной компании Unicon 1520 – на конец 2018 года парк оператора включал 1098 танков в основном импортного производства.
В настоящее время «Уралвагонзавод» совместно с Российским морским регистром судоходства (РС) разработал танк-контейнер из полимерных композитных материалов (ПКМ) для перевозки химгрузов и нормативы к танк-контейнерам из композитов. Новая контейнер-цистерна способна вмещать такие агрессивные химические вещества, как соляная и фосфорная кислоты, при этом она имеет на 20% меньшую массу, чем металлическая цистерна. А самое главное – цена такого танка не превышает среднерыночную стоимость.
Правда, под танк-контейнер из ПКМ нужны изменения законодательства, регулируемые Международной морской организацией (IMO), для того, чтобы его можно было использовать при морских перевозках, чем сейчас и занимается Регистр.
Важно отметить, что в перспективе танк-контейнерами будет перевозиться не только СУГ, но и СПГ. Подобную технологию уже опробовали в Китае. Там импортный СПГ, поступающий в страну морем в танк-контейнерах, сразу перегружают на автомобили и железнодорожные платформы и отправляют в разные регионы страны. Преимущество контейнеров-цистерн в данном случае заключается в том, что для них, в отличие от перевозки в обычных танкерах, не нужны заводы по регазификации СПГ.
Рис. 1. Классификация танк-контейнеров
Основные типы танк-контейнеров
Танк-контейнеры подразделяются на несколько типов, означающих пригодность к перевозке того или иного груза:
IMO 0 – пригодны к перевозке неопасных пищевых грузов, не требующих выгрузки под давлением (молоко, минеральные воды, растительные масла, неконцентрированные соки). Емкость от 20 тыс. до 30 тыс. литров, толщина стен колбы цистерны – 2 мм. Могут оснащаться слоем теплоизоляции и пароподогревом.
IMO 1 – пригодны к перевозке всех видов наливных химических грузов. Емкость – от 14 тыс. до 30 тыс. литров, толщина стен цистерны – от 4 до 7 мм, наличие верхнего слива зависит от характера груза. Рабочее давление колбы цистерны – от 2,65 до 6 атмосфер. Могут оснащаться слоем теплоизоляции и пароподогревом, а также электроподогревом.
IMO 2 – пригодны к перевозке широкого спектра пищевых продуктов, также имеющих класс опасности, и химических продуктов, допустимых к перевозке с нижним сливом. Емкость – от 21 тыс. до 30 тыс. литров, толщина стен цистерны – от 3 до 4 мм. Рабочее давление колбы цистерны – от 1,75 до 3 атмосфер. Могут оснащаться слоем теплоизоляции и пароподогревом, а также электроподогревом.
IMO 5 – охватывает цистерны для транспортировки сжиженного или сжатого газа, который обычно имеет рабочее давление свыше 7 бар. Ввиду большого разнообразия характеристик газа, транспортируемого в танк-контейнерах, стандартной спецификации по рабочему давлению для таких танк-контейнеров не имеется. Вид танка будет зависеть от технических характеристик перевозимого продукта – это может быть бутан, пропан, сжиженный нефтяной газ и т.д. Цистерны категории IMO 5, используемые для газов, не должны использоваться для другого вида продукции.
Основные типоразмеры танк-контейнеров
Основные типоразмеры танк-контейнеров следующие:
• Своп-контейнеры (SWAP) с увеличенным объемом от 30 тыс. до 36 тыс. л. При этом они имеют стандартную 20-футовую раму.
• Газовые танк-контейнеры обычно имеют объем 24 тыс. л и рассчитаны на давление от 15 до 34,5 бар.
Размеры и механические ограничения конструкций танк-контейнеров, как и традиционных контейнеров общего назначения (сухих), определяются на основании нормативных документов ГОСТ и ISO и имеют следующие размеры:
— длина 20’ (20 футов = 6,06 м);
— ширина 8’ (8 футов = 2,44 м);
— высота 8’6’’ (8 футов 6 дюймов = 2,59 м).
Почти все танк-контейнеры сделаны на базе 20-футовой контейнерной рамы. Контейнеры-цистерны на базе 30-футовой рамы производятся редко. 40-футовые контейнеры-цистерны обычно применяются для перевозки сжиженных газов.
Виды и классификация танк-контейнеров
Танк-контейнер – грузовая тара, используемая для транспортировки жидких и газообразных грузов. Его классическая конструкция представляет собой металлическую цистерну, заключенную в жёсткий каркас. Прочные стальные рамы по размерам совпадают с размерами стандартных сухогрузных контейнеров. Для разных типов грузов (пищевых, химических, опасных, газообразных и т.п.) существуют различные модели контейнеров-цистерн. Контейнеры мультимодальны, т.е. при смене транспорта не требуется перетарка груза, достаточно просто переместить тару с одного транспорта на другой. Производство контейнеров регламентируется требованиями международных стандартов ISO. Освидетельствование осуществляется под надзором Российского Регистра Морского Судоходства.
Разновидности танк-контейнеров по эксплуатационному назначению
В зависимости от планируемого назначения, цистерны изготавливают из различных марок стали с разной толщиной стенки. В большинстве случаев эту продукцию производят из стали марок AISI 304 (нержавеющая кислостойкая сталь) или AISI 316 (особо устойчивая сталь с добавлением молибдена).
Назначение контейнеров-цистерн отражено в маркировке. Ранее использовалась классификация IMO. IMO 0, IMO 1, IMO 2 характеризуют виды танк-контейнеров, предназначенных для транспортировки жидкостей, IMO 5 – сжатых и сжиженных газов. Новый аналог этой классификационной системы – T-коды, регламентируемые Portable Tank Instruction.
Таблица технических характеристик 20-футовых (стандартных и увеличенных) танк-контейнеров ISO, рассчитанных на перевозку грузов с различными характеристиками
Наименование характеристик | IMO 0 | IMO 1 | IMO 2 | |||
стандарт | увелич | стандарт | увелич | стандарт | увелич | |
Объем, м 3 | 17 | 26 | 11 | 26 | 17 | 26 |
Масса тары, т | 2,2 | 3,0 | 3,5 | 6,0 | 2,5 | 4,0 |
Толщина стенки цистерны, мм | 2 — 3 | 5,2 — 8,0 | 3,0 — 4,0 | |||
Наличие предохранительных устройств | Клапан | Клапан + вырезной диск | Клапан | |||
Рабочее давление, бар (атмосфер) | 1,75 | 2,5 | 4 | 6 | 3 | 6 |
В категорию IMO 5 входит широкий перечень сжиженных и сжатых газов, поэтому стандартной спецификации для таких моделей танк-контейнеров не существует. Можно только сказать, что рабочее давление сред составляет 7 атмосфер и более.
Танк-контейнер типа SWAP BODY
Наиболее распространенной разновидностью танк-контейнера является 20-футовый блок. Но все большую популярность приобретают SWAP BODY – альтернатива стандартным ISO-контейнерам.
Эта тара для жидких и газообразных сред отличается от стандартного 20-футового танк-контейнера более обтекаемой формой каркаса. Такая конструктивная особенность позволяет снизить пустое пространство в раме. SWAP BODY удобны для погрузки на автотягачи и имеют ряд приспособлений, упрощающих и ускоряющих автомобильные перевозки. Цистерны этого формата выпускаются в широком перечне моделей, предназначенных для транспортировки неопасных и опасных жидких грузов, газообразных сред. Объем цистерн SWAP BODY превышает объем цистерн ISO-контейнеров.
Таблица характеристик распространенных моделей SWAP BODY
Перевозка грузов в танк-контейнерах
Танк-контейнер конструктивно представляет собой цистерну, оснащенную каркасом (рамные элементы), сливной арматурой и погрузочно-разгрузочным устройством. Применяется для мобильного перемещения с одного вида транспорта на другой (морской, речной, автомобильный, железнодорожный). Перевозка танк-контейнеров исключает необходимость перекачки перевозимых грузов с одной транзитной емкости в другую, что экономит время и сокращает транспортные издержки.
Виды танк-контейнеров
Согласно требованиям системы международной стандартизации ISO, танк-контейнеры конструктивно делятся на несколько категорий в зависимости от вида транспортируемых грузов:
IMO 1 – используется для перевозки опасных наливных химических жидкостей, горючих материалов, токсичные, едких, окисляющих веществ, самовоспламеняющихся материалов. Толщина стенок колбы варьирует в пределах от 4 до 7 мм. Конструктивно предусмотрен рабочий объем от 14 до 30 куб.м. Емкости способны выдерживать рабочее давление в 6 атм. Оснащаются электрическим подогревом, системой подогрева паром и теплоизоляционными материалами, верхним и нижним сливом;
IMO 5 – при помощи данных емкостей осуществляется транспортировка сжиженных газов.
Танк-контейнеры изготавливаются из соответствующих марок стали (SS 316 TI, 316 L, Z6CNDT 17.12), инертной к воздействию транспортируемых веществ (кислот, спиртов, продукции нефтехимической промышленности, едких веществ и пр.). Все резервуары для контейнерных перевозок проходят строгий контроль со стороны международных авторитетных организаций. Емкости обязательном порядке проходят испытания сливной системы и сертифицируются.
Перевозка разных видов грузов танк-контейнерами
Данный тип тары используется в мультимодальных схемах при перевозках:
Продукции пищевой промышленности: ликероводочных изделий, спиртов, растительных масел, концентратов, пищевых добавок. Также концентрированных соков, минеральной воды, молочной продукции;
Промышленных грузов: нефти и продуктов ее переработки, смазочных материалов, красок, химических растворов, кислот, растворов солей, сжиженного газа, сыпучих веществ и др.
Плюсы перевозок в танк-контейнерах
Услуга доставки грузов танк-контейнерами предусматривает возможность грузоперевозок по железной дороге, автомобильным транспортом и морскими судами. Тара проходит процедуру обязательной сертификации. Наиболее безопасной считается перевозка опасных грузов в танк-контейнерах жд транспортом. Возможность транзитного хранения жидкостей и простота отгрузки обеспечивают существенную экономию времени и денежных средств. Танк-контейнеры занимают то же пространство, что и стандартные бочки, но вмещают на 60% больше груза.
Преимущества сотрудничества с международной транспортно-логистической компанией «Спецтрансгарант»:
Продуманные логистические схемы доставки;
Перевозка танк-контейнеров автотранспортом;
Повышенная безопасность при перемещении;
Удобство, надежность, экономия места;
Лояльная ценовая политика;
У нас высокое качество услуг и низкие цены. Звоните по тел. 8 (495) 589-19-77. Найдем оптимальное решение в любой ситуации!