что первое бакалавр или магистратура
На сегодняшний день высшее образование можно получить с разными степенями квалификации. Раньше университеты выпускали дипломированных специалистов с одинаковыми знаниями. Сегодня люди, которые планируют получить высшее образование, могут выбрать между бакалавром, специалистом, магистром и аспирантурой.
Выбор квалификации
Бакалавриат – это, так сказать, первая ступень, первая степень высшего образования. Если вы заранее выбрали эту программу обучения, то получите только основные знания, основы профессии. Конечно, после окончания бакалавриата вы сможете сдать необходимые экзамены и пойти учиться на магистра.
Специалитет – это уже традиционная для стран СНГ программа обучения. После обучения по такой форме высшего образования студент получит квалификацию «специалист».
Как поступить
Пойти учиться на бакалавра или специалиста могут только те, у кого есть полное среднее образование, то есть, чтобы пойти учиться в высшее учебное заведение, необходимо окончить школу или техникум, колледж, после чего необходимо сдать государственные экзамены. Конкурс проводится по их результатам. Как правило, в специалитете есть смешанная программа, которую берут из бакалавриата и магистратуры.
Отличие бакалавра от специалиста
Пару лет назад не было таких разделений, и все выпускники получали один диплом с квалификацией «специалист». В это время в заграничных вузах начали практиковать двухуровневую систему высшего образования. После чего наши учебные заведения, воспользовавшись зарубежным опытом, начали пользоваться этой системой. Из-за этого в разных вузах можно получить старую и новую квалификацию.
Отличие программ обучения
Кто есть кто (бакалавр, специалист, магистр?
Плюсы и минусы бакалавриата
Конечно, в этой системе образования есть и недостатки.
Плюсы и минусы магистратуры
Но в магистратуре есть и недостатки:
Вывод
Если вас не пугает перспектива заниматься научной деятельностью, необходимо выбирать магистратуру или специалитет.
В чем отличия между бакалавриатом и магистратурой?
Более 15-ти лет в России официально используется Болонская система образования*. Но до сих пор возникает много вопросов: что важнее (бакалавриат или магистратура), можно ли получить одно образование без другого и как устраиваться на работу с тем или иным дипломом?
*Болонская система образования
В 1999 году ряд европейских стран подписали Болонскую декларацию, в 2003 к ним присоединилась и Россия. Цель этой кампании – приведение стандартов высшего образования разных странах к одной системе с максимально похожей структурой. В России образование стало трехступенчатым: бакалавриат, магистратура и аспирантура. Модернизация облегчила интеграцию российских студентов в иностранные вузы, а специалисты, получившие образование в России, смогли строить карьеру в странах Болонского процесса, где дипломы были признаны официально.
Единый формат диплома расширил возможности получения новых знаний и квалификаций в любой стране, использующей Болонскую систему, а также скоординировал функционирование европейских институтов и университетов.
Смотрите сравнительную таблицу по первому и второму уровням высшего образования в статье «Уровни высшего образования» на Study in Russia: вид, сроки, форма аттестации и т.д.
Бакалавриат
Бакалавриат – первая ступень Болонской системы образования, но, по сути, это законченное высшее образование. Дальнейшее обучение не является обязательным и остается на усмотрение выпускника. Имея на руках только диплом бакалавра, можно успешно устроиться на работу.
Поступить на программы бакалавриата может абитуриент с законченным средним общим или средним профессиональным образованием. Срок обучения: 4 года.
Если вы не знаете русского языка, то это еще не повод отказываться от обучения. Существуют специальные подготовительные курсы для иностранных абитуриентов по изучению русского языка. После них вы сможете смело подавать документы в любой российский вуз и сдавать экзамены.
Обучение по программам бакалавриата может вестись на русском или английском языках. Стоимость обучения на англоязычных программах выше.
Отметим, что не во всех вузах представлена программа бакалавриата. В частности, медицинские вузы предлагают обучение этого уровня только по направлению «Сестринское дело» (4 года). Другие специализации требуют более продолжительного обучения.
Что такое бакалавриат и магистратура – в чем разница
После внедрения Болонской системы образования абитуриенты и их родители находятся в растерянности, потому что появилось много новых терминов. Запутаться довольно просто, даже сами студенты не до конца понимают особенности образовательной программы. Попробуем разобраться, что такое бакалавриат, и чем он отличается от магистратуры. …
Главные отличия
До перехода на новую систему после получения степени бакалавра можно было стать специалистом или магистром. Теперь же нужно пройти 2 этапа, сначала идет бакалавриат, а затем магистратура. Специалист же полностью упразднен.
Бакалавриат и магистратура это ступени высшего образования. Рассмотрим подробнее, кто такой бакалавр и кто такой магистр.
Бакалавр это научная степень, которая позволяет молодому специалисту работать по выбранной профессии. Некоторые вузы даже выдают дипломы международного образца, которые дают возможность деятельности за границей. Следовательно, любой студент, успешно окончивший бакалавриат, имеет полное высшее образование.
Срок обучения составляет 4 года, за это время студент получает основные теоретические и практические знания по выбранной профессии, и после получения диплома считается квалифицированным специалистом.
Как стать после бакалавра магистром. Сначала необходимо получить степень бакалавра, а затем претендовать на обучение в магистратуре, которая является более высокой научной степенью. Ее может получить только тот, кто окончил начальную ступень высшего образования. Здесь идет углубление полученных знаний с большим упором на теорию. Это позволяет выпускникам заниматься научной деятельностью. Аспирантура доступна лишь тем, кто смог получить степень магистра.
Так в чем же основная разница этих ступеней? Существует несколько пунктов, по которым можно ее отследить:
Таким образом, бакалавр и магистр это образовательные степени. Необходимость продолжать посещение занятий будет зависеть только от целей самого студента. Если он планирует использовать прикладные знания, то в дальнейшем обучении нет смысла. Если же студент настроен стать преподавателем, посвятить себя научной деятельности и продолжить деятельность в аспирантуре, то ему нужно стать магистром.
Это интересно! Обретаем профессию удаленно: дистанционное высшее образование в государственных вузах
Виды учебных программ
Некоторые высшие учебные заведения планируют образовательные программы таким образом, чтобы максимально углубить практические или теоретические занятия.
Для этого существует 2 отдельные программы подготовки: академическая и прикладная. Первая рассчитана на дальнейшее обучение в магистратуре, вторая на практическую деятельность выпускника после получения диплома о высшем образовании.
Прикладная
Изначально, при переходе на Болонскую систему, Министерство склонялось к утверждению трехлетней программы обучения для прикладного бакалавриата. Однако, решено было сохранить период обучения в 4 года.
Кроме того, планировалось переименовать программы обучения в техникумах и колледжах, присвоив им статус прикладного бакалавриата. Эта идея оказалась не состоятельной, так как бакалавриат все же предполагает получение высшего образования, а колледжи и техникумы не имеют достаточной аккредитации, и срок обучения в них составляет 3 или 3,5 года.
Важно! Прикладная программа готовит кадры, которые больше учебного времени уделяли изучению практических аспектов будущей специальности. После выпуска студент становится квалифицированным специалистом и имеет некоторый практический опыт, что значительно помогает при трудоустройстве.
Академическая
Степень академический бакалавр более распространена в вузах нашей страны, так как больше внимания здесь уделяется теоретическим аспектам обучения, чтобы студенты имели возможность заниматься научной деятельностью.
Практический аспект минимален, так как программа предполагает получение опыта уже после трудоустройства.
При этом всех студентов с самого начала готовят к дальнейшему поступлению на магистратуру и продолжению научных исследований в выбранной области.
Абитуриент сразу после поступления в вуз может сделать осознанный выбор, опираясь на свои жизненные и профессиональные цели.
Это интересно! Для чего существует очно заочная форма обучения, это как то отличается от вечернего способа
Нужно ли продолжать обучение
Выбирая, кто он будет в дальнейшем, бакалавр или магистр, студент должен учитывать особенности своей дальнейшей работы.
Степень магистра необходима в двух случаях:
От поступления на эту степень многих выпускников удерживает необходимость снова сдавать вступительные экзамены, очень ограниченное количество бюджетных мест и высокая стоимость платного обучения. Кроме того, не у всех вузов есть лицензия на подготовку магистров.
Несмотря на длительность обучения в целом (чтобы получить степень магистра нужно потратить 6 лет), эта степень имеет множество преимуществ:
Важно! Кроме того, в России отмечается такая тенденция: средняя заработная плата у выпускников магистратуры выше в среднем на 20%.
Не стоит забывать, что степень бакалавра также довольно хороша, диплом уже свидетельствует о наличии высшего образования. Но если целью студента становится наука и исследования предмета, то необходимо серьезно задуматься о дальнейшем поступлении на высшую образовательную ступень.
Каждый студент может сделать осмысленный выбор и решить, нужно ли ему продолжать обучение на протяжении еще двух лет.
Диплом бакалавра и специалиста: в чем разница?
Далеко не все абитуриенты понимают, чем отличается бакалавр от специалиста. Вокруг этой темы много домыслов и слухов. Мы во всем разобрались и теперь делимся с вами.
Что такое бакалавриат?
Это базовая ступень высшего образования. Следующий уровень – магистратура. Такая двухуровневая система была утверждена в 1999 году в ходе Болонского процесса, цель которого – создание единого образовательного пространства по всей Европе. Для присоединения стране-участнице нужно подписать декларацию, в которой расписаны общие стандарты обучения студентов.
Россия подписала Болонское соглашение только в 2003 году. После чего началось внедрение новой системы образования. Одними из первых ее приняли такие топовые вузы страны, как МГИМО, РУДН, МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИУ ВШЭ. С каждым годом количество вузов возрастало. Но при этом в некоторых вузах осталась и классическая система – специалитет. В ближайшее время Россия планирует полностью перейти на двухуровневую систему. Специалитет оставят лишь на некоторых специальностях: медицинских, военных и инженерных.
Поступить в аспирантуру бакалавр сможет только после окончания магистратуры
Чем отличается бакалавриат от специалитета
Прежде всего нужно понимать, что это две разные программы обучения. Бакалавриат – это высшее образование по ускоренной программе, которое дает общие базовые знания по выбранному направлению. Срок обучения – 4 года.
Для получения углубленных знаний по специальности нужно поступать в магистратуру, где срок обучения – 2 года. Повысить уровень образования можно в любом вузе, где есть магистерские программы. При этом можно поступать на другое направление. При успешном прохождении вступительных испытаний можно рассчитывать на бюджетное место. Однако в магистратуре их гораздо меньше, чем на бакалавриате.
Специалитет дает углубленное образование по определенному профилю. Общий срок обучения 5–6 лет. Первые два года вы проходите общую базовую подготовку по направлению, затем получаете расширенные знания по конкретной специализации. Имея диплом специалиста, вы сможете поступить в аспирантуру. Бакалавры могут стать аспирантами только после окончания магистратуры.
Еще одно отличие – диплом бакалавра признается за границей. Вы даже сможете поступить там в магистратуру. С дипломом специалиста могут возникнуть трудности. Его готовы принять далеко не все зарубежные работодатели.
Кому нужны эти бакалавры и магистры, в чём разница? Объясняем, как крупнейшие предприятия и вузы готовят профессионалов будущего по магистерским программам
Сегодня в каждом приличном вузе России есть магистратура. Вместе с крупными предприятиями и компаниями вузы создают уникальные магистерские программы. По ним готовят специалистов, способных генерировать инновации и изменить будущее нашей страны. Такие специалисты востребованы на внутреннем и международном рынках труда. Но далеко не всем ещё понятно, кто такие эти магистры, чем они отличаются от бакалавров и кому вообще нужна такая система обучения.
Эту тему на прошлой неделе детально разбирали на всероссийской конференции «Магистратура: глобальное в локальном» в Казани, там собралась вся образовательная элита России — более 280 участников из 45 городов РФ. Организаторами мероприятия выступили благотворительный фонд бизнесмена Владимира Потанина, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева (КНИТУ-КАИ) и Национальный фонд подготовки кадров.
Что такое магистратура?
Магистратура — второй уровень высшего образования. Если до 2011 года «вышка» была «сплошной» (5 лет — и вы дипломированный специалист), то после Россия перешла на двухуровневую, или так называемую Болонскую, систему. Студенты сначала учатся 4 года на бакалавриате, а потом при желании поступают в магистратуру (это ещё 2 года). При этом направление магистерской программы может отличаться от того, по которому студент учился на бакалавриате.
Андрей Поминов, первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан
«В момент перехода на двухуровневую систему образования в академическом сообществе была дискуссия: зачем нам это нужно? Но сегодня повестка в этом диалоге изменилась, так как без двухуровневой системы образования мы уже не обойдёмся. Магистратура стала понятна и востребована».
Сергей Рощин, проректор НИУ «Высшая школа экономики»
«Магистратура — важнейшая ступень профессиональной подготовки, абсолютно не связанная с продолжением научно-исследовательской деятельности и аспирантурой. Это секторальный, нишевой образовательный продукт, часто предлагающий более широкие знания в определённом сегменте рынка труда. Статистика показывает, что студенты необязательно идут в магистратуру своего университета, при этом 40% меняют направление, стремясь сформировать дополнительные профессиональные компетенции».
С 2010 по 2016 год доля магистрантов в российских вузах возросла в четыре раза. Первый массовый выпуск магистратуры произошёл в 2017 году.
Ирина Аржанова, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров
«Максимальная доля магистрантов была представлена в ЮФУ — 25%. В целом по сети федеральных университетов удельный вес обучающихся по программам магистратуры и аспирантуры в общей численности обучающихся достиг 21,6%. Переход на двухуровневую систему произведён, и он позитивный — это более удобная и адекватная система по сегодняшним условиям».
Так, Нижнетагильский технический институт в этом году впервые откроет набор на магистерские программы по трём направлениям. Это металлургия, конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, а также мехатроника и робототехника.
Чем бакалавр отличается от магистра?
Бакалавр — человек, который работает по уже существующим технологиям, а магистр — тот, кто должен разрабатывать новые технологии, отмечает ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов.
Альберт Гильмутдинов, ректор КНИТУ-КАИ
«Допустим, вертолётный завод закупил какую-то технологическую линию выкладки чего-то там. Она отработана, нужно просто внимательно прочитать инструкцию. Но поскольку технологии высокие, необходимо высшее образование и на работу принимают бакалавра — он с задачей вполне справится. Но если завод захочет разработать какую-то новую модель вертолёта, конечно, это сможет сделать только человек как минимум с магистерским образованием», — отмечает Альберт Гильмутдинов.
Владислав Потанин, директор НТИ (ф) УрФУ
«Вообще сейчас требуются три уровня специалистов. Первый — тот, который обслуживает технику после колледжа и понимает техпроцесс. Второй — линейный инженер, который может в общем-то выстроить производственную линию. И третий — инженер-конструктор. Он создаёт новые, уникальные продукты, технологические процессы или делает какие-то открытия. Вы понимаете, что магистратура без науки невозможна».
Зачем тратить два года своей жизни на магистратуру?
Сегодня на рынке труда есть место и бакалавру, и магистру. У них принципиально разная деятельность, однако работа магистрантов в силу получаемых компетенций часто оплачивается выше. Кроме того, без магистерского образования уже не берут на руководящие должности во многие крупные компании, государственные и муниципальные органы власти.
Андрей Поминов, первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан
«В ряде стран есть к определённым видам профессии требования, которые предполагают наличие магистерского образования. Учителя Финляндии должны закончить магистратуру, прежде чем будут допущены к образовательной деятельности. Мы, возможно, рано или поздно к этому придём».
Магистратура позволяет всего за два года освоить новое направление без получения второго высшего образования, а также поступить в аспирантуру тем, кто учился на бакалавра. Эксперты НИУ ВШЭ провели исследование, чтобы выяснить, зачем студенты поступают в магистратуру.
Альберт Гильмутдинов, ректор КНИТУ-КАИ
«Когда появится поколение очень успешных, известных в стране, состоявшихся людей, которые скажут, что да, мы в этой жизни состоялись благодаря тому, что столько лет назад окончили магистратуру, народ в магистратуру потянется».
Бывает бесплатная магистратура?
Можно отучиться в магистратуре за счёт государства. На места, финансируемые из средств федерального бюджета, как правило, могут претендовать абитуриенты, получившие высшее образование и обладающие степенью «бакалавра» или «специалиста». В этом случае необходимо пройти конкурс. Немало абитуриентов поступают на места с оплатой стоимости обучения по договору. Сегодня вузы совместно с компаниями реализуют множество корпоративных магистерских программ. При этом ряд организаций готовы оплатить студентам учёбу в магистратуре, не требуя обязательной последующей отработки с их стороны.
Как крупные компании борются за будущие кадры?
Сегодня на рынке труда существует острый дефицит ряда специалистов (особенно в сфере IT), которых не готовит ни один российский вуз. Чтобы воспитать нужные кадры, многие компании совместно с вузами создают так называемые корпоративные программы. Сегодня партнёрами магистерских программ являются «Яндекс», «Газпром», «Роснефть» и «Транснефть», «Русал», «Сибур», Сбербанк и другие компании. Корпоративные магистерские программы — современная версия уходящего формата базовых кафедр, отмечает Дмитрий Райчук, директор консалтинговой компании CTD.
Сбербанк реализует вместе с Высшей школой экономики магистерскую программу «Финансовые технологии и анализ данных». Собрана команда лучших преподавателей и спикеров из индустрии. Это сотрудники ВШЭ, Сбербанка, «Яндекса», SAS, DeloiRe и финтех-стартапов. Написание курсовых работ направлено на решение конкретных бизнес-задач подразделений.
«Русал» вместе с СФУ и Группой высших национальных горных школ (GEM) запустили русско-французскую магистратуру по направлению «Металлургия цветных металлов». Пользуется спросом межвузовская магистерская программа ФИОП РОСНАНО подготовки инженеров в сфере высоких технологий. В последнем случае на время обучения в магистратуре студент официально трудоустраивается в компанию и в составе проектной группы участвует в создании новых технологических продуктов.
Магистерская программа Тюменского индустриального университета и ПАО «Газпром нефть» — «Промышленное и гражданское строительство на объектах нефтедобычи» — ежегодно набирает, как минимум, 20 обучающихся. Для студентов учреждаются корпоративные стипендии на весь период обучения; оплачиваются все расходы, связанные с прохождением практики (проезд, проживание, питание); организовано официальное трудоустройство и выплата зарплаты во время практики. Также магистрантам оплачивают участие в конференциях и публикацию статей в журналах ВАК и SCOPUS.
Кто ещё поддерживает студентов и преподавателей магистратур в России?
Благотворительный фонд бизнесмена Владимира Потанина — один из первых частных фондов в России, созданный в 1999 году для реализации программ в сфере образования и культуры. Фонд проводит долгосрочные стипендиальные и грантовые программы, адресованные среди прочих студентам и преподавателям магистратур ведущих российских вузов. Преподавателям гранты предоставляются по четырём направлениям: создание новой магистерской программы, разработка учебного курса в рамках действующей программы, а также создание дистанционных курсов, методических материалов. По словам Оксаны Орачевой, гендиректора БФ Владимира Потанина, в последние годы в России растёт интерес к конкурсным процедурам.
Оксана Орачева, гендиректор благотворительного фонда Владимира Потанина
«Конкурс — это ещё один инструмент заставить себя ответить на вопрос: что будет важно через год и как это объяснить сегодня, чтобы получить поддержку? В самой природе конкурса — конкурентный процесс отбора. Принимая участие в конкурсе, человек не просто решает профессиональные задачи, он развивает личностные компетенции и повышает свой статус».
Так, четырёхкратный потанинский стипендиат из Владивостока Сергей Дышловой стал учёным-биохимиком и теперь работает над созданием лекарства от рака. Сейчас он стажируется в Германии, но планирует продолжить научную работу на родине.
Оксана Орачева, гендиректор благотворительного фонда Владимира Потанина
«Для университета участие в конкурсе — вопрос репутации, поскольку это характеризует среду в образовательном учреждении как активную и динамичную, подчёркивает заинтересованность его сотрудников в развитии и в конечном итоге делает университет привлекательным для стейкхолдеров».
Отметим, что мероприятие в КНИТУ-КАИ — это уже четвёртая по счёту конференция по магистратуре, инициированная фондом Потанина.