что первое ножницы или камень
Почему в камень ножницы бумага первые ножницы?
Почему в камень ножницы бумага первые ножницы?
Именно поэтому, да бы задать ритма, зачастую вводят правило первого жеста “первые всегда ножницы”. Это правило иногда оборачивалось против привыкших к нему игроков. Попадая в компанию, где об этом правиле ни разу не слыхали, они по привычке первыми выдают ножницы.
Кто придумал Су Е ФА?
Широко известна история о японском бизнесмене по имени Такаси Хасияма. В 2005 году он решил продать свою внушительную коллекцию произведений искусства, и два именитых аукционных дома боролись за его сокровища.
Как играть в игру в игру Камень ножницы бумага на корейском?
AIGOO – фраза, которая означает эмоции, часто разочарование или смущение (что-то вроде «Боже мой»). KAWI-BAWI-BO (кай-бай-бо) – игра ножницами, бумагой, камнем, на наш – “камень-ножницы-бумага”. Fighting! (Борись!)
Почему говорят ю зе ФА?
Киевские дети, когда играют в “камень-ножницы-бумага”, или бросают “кепсы” (покемоновские карточки – кто бросит удачнее, тот забирает обе), или что-нибудь ещё отсчитывают в игре хором, говорят не “раз-два-три”, и не “три пятнадцать десять двадцать”, и не что-нибудь ещё, а загадочное сочетание звуков “ю-зе-фа”.
Что такое Камстри?
Ударение: на последний слог. Значение: выражение, используемое для отсчёта в детской игре “камень, ножницы, бумага”; название этой игры.
Что означают слова цу е фа?
Если верить непроверенным источникам ― «цу-е-фа» с китайского дословно переводится как «пожалуйста, начинайте» (переводчик Google подтвердил теорию пару минут назад), а-ля ready-steady-go на американский манер. Все просто: игра «камень-ножницы-бумага» была изобретена в Китае ориентировочно в II веке до н.
Что ставить в камень ножницы бумага?
Если игрок выбрал бумагу и проиграл, то в следующий раз он выберет ножницы. А если причиной проигрыша стал камень, то в большинстве случаев будет выбрана бумага. Таким образом проигравший начинает подражать победителю, выбирая элемент, который выиграл в прошлый раз.
Что означает считалка камень ножницы бумага?
Победитель определяется по следующим правилам: Камень побеждает ножницы («камень затупляет или ломает ножницы») Ножницы побеждают бумагу («ножницы разрезают бумагу») Бумага побеждает камень («бумага заворачивает камень»)
Почему бумага побеждает камень?
Почему в игре “камень ножницы бумага” бумага побеждает камень? Потому, что бумага может завернуть в себя камень. Соответственно камень может сломать ножницы, которые в свою очередь сильнее бумаги (могут разрезать), которая как уже говорилось сильнее камня.
Что чаще выигрывает в камень ножницы бумага?
Бросьте бумагу в игре с соперником мужского пола. По статистике, неопытные игроки-мужчины чаще всего выбрасывают камень в первом раунде игры. Если же вы выберете бумагу, то, скорее всего, выиграете. Камень, по статистике, — самый популярный ход, его выбирают в 35,4 % случаев.
Когда придумали камень ножницы бумага?
Потому, как игра и была изобретена в Китае во времена поздней династии Хань (220 до н. э.), называется в Китае – Шоушилин «Знаки рук» или «Загадка-кулак», но чаще всего называется «Ножницы, камень, бумага» (бумага на самом деле имеет значение – ткань, потому как в древние времена писали зачастую на ткани).
Как будет по корейски камень ножницы бумага?
가위바위보 — корейская версия «Камень, ножницы, бумага» Я люблю читать блоги экспатов, живущих и работающих в Корее. В большинстве своем это американцы, которые преподают английский язык в различных учебных заведениях Южной Кореи.
Как играть в корейскую игру 007?
– 007 (곤곤칠방 – кон-кон-чиль-пан). По очереди называем один слог или несколько, закончив указываем на любого человека. Пан = выстрел, сидящие сбоку от получившего “ранение” люди должны поднять руки и ахнуть. Не успел или подскочил, когда не нужно – проиграл, начинаешь следующий раунд.
Что чаще всего выбирают в камень ножницы бумага?
Для победы в игре “Камень, ножницы, бумага” лучше выбирать “ножницы” В этой игре все участники одновременно показывают рукой камень, ножницы или бумагу. Как известно, камень затупляет ножницы, ножницы режут бумагу, а бумага накрывает камень. Побеждает тот, кому удается взять верх над остальными игроками.
Как бумага побеждает камень?
Кто побеждает камень или бумага?
Победитель определяется по следующим правилам: Бумага побеждает камень («бумага обёртывает камень»). Камень побеждает ножницы («камень затупляет или ломает ножницы»). Ножницы побеждают бумагу («ножницы разрезают бумагу»).
Почему бумага бьет камень?
Как играть в камень ножницы бумага чтобы всегда выигрывать?
Естественная цель — выиграть, и если первый «раунд» был проигран, то в следующем игрок, скорее всего, использует символ, победивший в предыдущем. Если игрок выбрал бумагу и проиграл, то в следующий раз он выберет ножницы. А если причиной проигрыша стал камень, то в большинстве случаев будет выбрана бумага.
Как играть в камень ножницы бумага и бутылка лимонада?
Правила для этой версии игры сложнее:
Кто выигрывает в камень ножницы бумага?
Камень побеждает ножницы (делает их тупыми), ножницы побеждают бумагу (они её режут), а бумага побеждает камень (она его заворачивает).
Откуда взялась и как менялась игра «Камень, ножницы, бумага»
Если вас трое и вы не можете решить бытовой или, скорее всего, игровой спор, то нет лучшего жребия, чем «Камень, ножницы, бумага». Незамысловатые перестановки пальцев — и вы встаете на ворота, бежите «водить» или идете выносить мусор. Откуда взялось это великое изобретение, пишет журнал Maxim.
Китайская версия
Есть теория, согласно которой, помимо пороха и чая, в Поднебесной появилась и незамысловатая игра «Шоушилин» («команды рукой»). Первое упоминание о ней относится аж к III веку нашей эры. Поговаривают, что она служила убийцей времени для военачальников династии Лю.
Позднее «Шоушилин» переместилась в Японию, где она стала известна как «Дзян-кэн». Далее ее путешествие по миру отследить практически невозможно.
Правила
Независимо от географии и названия, правила везде одни и те же. «Камень, ножницы, бумага» — это игра, в которой участвуют три объекта. Камень (объект А) затупляет ножницы (объект Б), но оборачивается в бумагу (объект В).
Таким является классический вариант «Цу-е-фа». В разные времена и в разных культурах «Камень, ножницы, бумага» претерпевали немало изменений. Так, например, в малайской версии вместо ножниц и бумаги вы увидите птицу и воду. Птица выпивает воду, но проигрывает, если в нее прилетает камень, который, как известно, вода точит.
Другая версия игры называется «Медведь, ниндзя, охотник». Тут все понятно, медведь поедает ниндзя, ниндзя убивает охотника, тот подстреливает медведя. Такую версию для странных рекламных целей придумали креативщики корпорации FedEx.
В сериале «Теория большого взрыва» была придумана иная версия классической игры. В ней, помимо классических камня, ножниц и бумаги, также фигурировали капитан Спок и ящерица.
В этой версии ящерица травила Спока и съедала бумагу, но проигрывала ножницам и камню. Спок в свою очередь способен испарить камень, сломать ножницы, но проигрывает бумаге, так как на ней остаются доказательства против него.
Названия
В СССР названия менялись редко. Классическая версия игры «Камень, ножницы, бумага» появилась только во второй половине XX века. До этого игроки добавляли к ней заветные советские «раз, два, три». После этого была версия и на английском — «one, two, three».
С тех пор фантазию игроков не остановить. Особенно это касается изменений последней части считалочки. «У-е-фа», «су-е-фа», «цу-е-фа», «три бомжа» — и так далее, и тому подобное.
Мировой опыт
Игра «Камень, ножницы, бумага» — интернациональна. В разных уголках планеты ее называют по-разному. Очевидно, что в некоторых просто переводят слова «камень, ножницы, бумага» на родной язык. Но в США, например, говорят «Ро, чем, бо», а в Великобритании «Ик, ак, ок». Немцы, как всегда, отличились — у них игра называется «Шник, шняк, шнюк». «Цу-е-фа» и «Эн-бен-цо» говорят в Корее и на Дальнем Востоке России. Но истинные корни не отследить.
Стратегия
Игра по праву считается абсолютно справедливой. Ведь шансы на победу действительно равны. Но это только на первый взгляд.
Опытные «камненожисты» научились просчитывать ходы соперника. Есть теория, что в случае ничьей или проигрыша соперник выберет выигрывавший вариант. Известно и о чемпионате мира по «Цу-е-фа», но сейчас он не проводится. Скорее всего, игра просто признана азартной.
Роботизация
В 2013 году появился робот, который выигрывал у соперника в 100% случаев. Его секрет никто так и не раскрыл. Но он по какой-то волшебной причине знал, что выкинет соперник.
Ранее сообщалось, как помочь детям во время обучения в школе.
Камень, ножницы, бумага: как древнейшая игра на планете пыталась стать спортом — и у нее почти получилось!
«Камень, ножницы, бумага» — древнейшая игра: впервые что-то подобное упоминали китайцы аж до 220 года нашей эры. КНБ (или RPS — rock, paper, scissors) незаменима для разрешения мелких споров или как жребий, но может ли эта игра быть спортом, с профессиональными игроками и турнирами? На самом деле — да, и лет 10 назад этот спорт переживал, возможно, первый и последний расцвет в современной истории.
Вы даже могли видеть видео с тех турниров — они проходят в категории «какого лешего я смотрю это в четыре утра». В 2007 году про «золотой век» КНБ сняли документальный фильм Geek Tragedy, местами похожий на виртуозное мокьюментари.
В начале двухтысячных два брата — Дуглас и Грэм Уокер, с детства увлеченные игрой в КНБ, решили устроить «чемпионат мира»
К тому моменту они уже несколько лет вели сайт, посвященный игре, и собрали небольшое комьюнити игроков со всего света. Для турнира они арендовали бар в родном Торонто. На первый турнир в 2002 году пришло человек 60, но в целом это был успех — кроме них была еще масса зрителей, и все отлично провели время. Правда, на мероприятии братья потеряли 3000 долларов. Но не стали отчаиваться и устроили следующий чемпионат в 2003 году: он собрал еще больше участников и зрителей, но и убытки в конце-концов получилось еще больше — минус 10 тысяч. Но с точки зрения маркетинга все было неплохо: победители их турниров стали маленькими звездами, хоть и ненадолго, и ходили в гости на телевидение — например, к Конану О’Брайену:
Неужели КНБ правда может быть спортом? В чем заключается соревнование?
На первый взгляд КНБ сложно назвать спортом. Физическая активность очень условная, а у игроков очень невелик простор для тактического маневра. С другой стороны, «бросок» руки должен быть достаточно молниеносным, чтобы не дать сопернику шанса что-то предугадать. Ну и тактический простор все же тоже имеется. У немногочисленных комбинаций есть названия: например, «лавина» (три камня подряд), «бюрократ» (три бумаги подряд) или «бутерброд с ножницами» (бумага-ножницы-бумага). Осталось только понять, какую выберет соперник — и это главная часть игры.
Главный приз на первых турнирах братьев Уокер.
В общем, стопроцентных победных стратегий тут нет, и понять, о чем думает твой враг, практически невозможно. Но какие-то ключи подобрать можно — смотреть на жесты соперника до игры, или показывать ему что-то, и даже говорить — треш-ток является важным элементом игры. Все это не то чтобы сбивает игрока с толку, а наоборот, может поставить его на определенные «рельсы». Самый важный и самый сложный совет по игре в КНБ звучит так: играй рандомно. Но фишка в том, что человек по своей природе не очень-то хорош в рандоме — наоборот, он все время ищет паттерны, которым следовать, и склонен все структурировать, составлять последовательности, опираясь на увиденные знаки. Рошамболла либо пытается увидеть эти паттерны, либо создает ловушки, в которые падают неопытные игроки.
Интересную информацию про КНБ представили китайские исследователи. Например, они обратили внимание, что неопытные игроки (коих большинство) склонны повторять выигрышные жесты или сразу отказываться от проигрышных — но меняя тактику, они, как правило, двигаются по часовой стрелке. Проведя опыты с сотнями игроков, китайцы даже вывели статистику по всем трем жестам: самый популярный — камень (35.4%), потом бумага (35%) и ножницы (29.6%). В общем, есть о чем подумать!
При всей серьезности профессиональных игроков в КНБ порой трудно поверить, что они настолько серьезны. Из-за специфики игры в комьюнити просто не может быть непобедимых игроков — есть только опытные, что никак не гарантировало им победу. Историю одного из таких «ветеранов» рассказывают и в фильме про братьев Уокер: некто К. Урбанус чрезвычайно заморочен на игре и даже проводил какие-то курсы по ней (в этот момент фильм больше всего напоминает мокьюментари), но на двух крупных турнирах подряд проигрывал в первом же раунде — сначала девушке, а потом 12-летнему пацану.
Сами братья Уокеры никогда не отрицали, что спортивная составляющая КНБ отличается от условного футбола или хоккея — и ближе скорее к покеру. Но сам процесс организации турниров по любимой игре и сплочения людей на почве любви к КНБ доставлял им удовольствие и был для них искусством, о чем они прямо говорили.
В 2004 году на турниры братьев Уокеров обратили внимание спонсоры и телекомпании
Однако братья относились к ним настороженно — боялись, что кто-то отожмет у них идею и сам будет проводить такие турниры. Так, Уокеры выбирали, какому каналу отдать права на трансляцию своего турнира — ESPN или Fox — и при этом не потерять контроль над ситуацией. В итоге они согласились на предложение Fox и продюсера Мэтти Лешема. Чемпионат привлек больше 600 участников со всей Америки, помимо ведущих Fox Sports в качестве аналитика пригласили бывшего профессионального игрока в КНБ — уже упомянутого Мастера Рошамболла. Это был несомненный успех, и игра явно переживала первое за долгие годы возрождение. Но для братьев успех был приговором: будучи не в силах запатентовать игру как свою собственность, они просто стали проводниками КНБ в шоу-бизнес.
Продюсер Лешем быстро смекнул, что турниры можно устраивать и без них — чем и занялся. Для раскрутки турниров Лешем прибегал к нехитрым методам — например, устроил фотосессию с тремя моделями, как бы изображающими камень, ножницы и бумагу.
Братья Уокер смотрели на все это с нескрываемым ужасом: они были гиками, ставившими на первое место игру и комьюнити, а это выглядело как осквернение их святыни. Не в силах противостоять Лешему, они просто отошли от дел; Грэм Уокер оставил след в истории как автор первого руководства по игре в КНБ.
Лешем же учредил свою организацию под названием USA RPS League, заручился поддержкой спонсоров — например, в лице «Бад Лайт», и до 2008 года проводил чемпионаты в Лас-Вегасе. Показывал их уже не Fox, а ESPN — крупнейший спортивный канал Америки. Видео именно с этих турниров в итоге расползлись по Сети.
Впоследствии Лешем говорил, что не понимает, чем обидел братьев Уокер, и даже обвинял их в том, что они препятствуют распространению славы КНБ — на своем сайте они полностью игнорировали все турниры, которые он устраивал.
«Золотой век» КНБ продолжался недолго — до 2008 года
Официальные причины закрытия лиги Лешем не озвучил, но судя по всему, в какой-то момент стало понятно, что игра слишком проста, чтобы быть полноценным спортом. Профессиональные игроки вроде Мастера Рошамболла так и не смогли прокормить себя одной игрой — как минимум потому, что без регулярных побед нет спонсоров.
Но самым важным фактором была сомнительная телегеничность игры. Когда игроки на сложных щах скидываются на глазах у сотнях людей, а на кону стоят десятки тысяч долларов — это выглядит необычно, но только первые пару раз. Все «тонкости» игры звучат весьма сомнительно, во многом потому что существенная часть игры происходит в голове у игрока, и это не передать никакими средствами. Представьте трансляцию соревнований по покеру, где нельзя показывать карты игроков — интрига не развивается по ходу матча, а сразу раскрывается за одно мгновение. Удержать зрителя перед экраном просто невозможно.
Судя по редким новостям, после всплеска популярности в конце десятых КНБ снова ушла в подполье — чемпионаты по игре остались достоянием баров. В Америке это все еще вид спорта, но по популярности, кажется, уступающий даже поеданию хот-догов. Те же пивные компании не сразу отпустили идею братьев Уокеров — так, Pubst Blue Ribbon до 2016 года проводил свою лигу по игре. Но никаких трансляций и даже видео с финалов так нигде и не появилось.
Другой страной, где КНБ без труда нашла поклонников, логичным образом стала Япония, где вообще любят угореть по какой-нибудь лютой дичи. Какой-то четкой системы соревнований проследить там не удалось, но нужна ли она вообще? Главное — угар!
Кажется, сейчас намечается очередное возрождение КНБ
Братья Уокеры в нем уже не участвуют, но оно снова происходит в Канаде — только не в Торонто, а в Оттаве. Новая организация называется World Rock Paper Scissors Association, а новым предводителем тусовки является некий Уаятт Болдуин. Как и Грэм Уокер, в свое время он написал свой учебник по игре в КНБ. Как мне рассказали сами представители WRPSA, братья Уокеры не имеют к ним никакого отношения и давно отошли от дел, а Болдуин «подхватил их факел, чтобы вернуть профессиональную сцену к жизни». На сайте анонсировано несколько чемпионатов — впрочем, без конкретики: известно лишь, что европейский турнир пройдет в Будапеште 5 сентября.
В чем можно не сомневаться, так это в том, что Болдуин чуть больше думает о финансовой составляющей успеха, чем братья Уокеры. Если те вкладывали свои средства в проведение турниров, теряя на каждом тысячи долларов, пока что единственной реально заметной активностью WRPSA помимо ведения соцсетей является продажа мерча на сайте. Подход прагматичный, но возможно, он поможет новым энтузиастам игры не разочароваться в жестоком мире шоу-бизнеса.
«Камень-ножницы-бумага» и теория игр
Игра «камень-ножницы-бумага» отлично подходит для того, чтобы решить, кому придётся выносить мусор. Но замечали ли вы, что происходит, когда вместо трёх выбрасываний игра продолжается раунд за раундом? Сначала вы выбираете принцип, который даёт вам преимущество, но потом противник быстро понимает его и обращает в свою пользу. В процессе изменения стратегий вы постепенно достигаете точки, в которой ни одна из сторон не может дальше совершенствоваться. Почему же такое происходит?
В 1950-х математик Джон Нэш доказал, что в любом виде игры с конечным количеством игроков и конечным количеством вариантов (таком, как «камень-ножницы-бумага») всегда существует смешение стратегий, при которой ни один игрок не может показать результатов лучше изменением только собственной стратегии. Теория таких устойчивых наборов стратегий, которые называются «равновесиями Нэша», совершила революцию в области теории игр, изменила направление развития экономики и способы изучения и анализа всего — от политических договоров до сетевого трафика. А ещё она позволила Нэшу получить в 1994 году Нобелевскую премию.
Так как же выглядит равновесие Нэша в игре «камень-ножницы-бумага»? Давайте смоделируем ситуацию, в которой есть вы (Игрок A) и ваш противник (Игрок B), снова и снова играющие в игру. В каждом раунде победитель получает очко, проигравший теряет очко, а ничья засчитывается как ноль очков.
Предположим, Игрок B выбрал (глупую) стратегию выбора в каждом раунде бумаги. Через несколько раундов побед, проигрышей и ничьих вы скорее всего заметите его систему и выработаете выигрышную контрстратегию, выбирая в каждом раунде ножницы. Давайте назовём этот набор стратегий (ножницы, бумага). Если в результате каждого раунда получаются ножницы против бумаги, то вы проложите себе дорогу к идеальной победе.
Но Игрок B вскоре замечает недальновидность этого набора стратегий. Увидев, что вы выбираете ножницы, он переключается на стратегию постоянного выбора камня. Этот набор стратегий (ножницы, камень) начинает выигрывать для Игрока B. Но, разумеется, теперь вы перейдёте к бумаге. На протяжении этих этапов игры Игроки A и B используют то, что называется «чистыми» стратегиями — единственные стратегии, выбираемые и реализуемые постоянно.
Очевидно, здесь нельзя достичь равновесия: для каждой чистой стратегии, например «всегда выбирать камень», можно выработать контрстратегию, например «всегда выбирать бумагу», которая заставит изменить стратегию ещё раз. Вы и ваш противник постоянно будете преследовать друг друга в круге стратегий.
Но вы также можете попробовать «смешанную» стратегию. Предположим, что вместо выбора одной стратегии вы можете в каждом раунде случайным образом выбирать одну из чистых стратегий. Вместо «всегда выбирать камень» смешанная стратегия может иметь вид «в половине случаев выбирать камень, в другой половине выбирать ножницы». Нэш доказал, что когда допустимы такие смешанные стратегии, в каждой подобной игре должна быть по крайней мере одна точка равновесия. Давайте её найдём.
Какова же разумная смешанная стратегия для «камня-ножниц-бумаги»? Интуитивно кажется разумным, что это «выбирать камень, бумагу или ножницы с равной вероятностью». Такая стратегия записывается как . Это означает, что камень, ножницы и бумага выбираются с вероятностью
. Является ли эта стратегия хорошей?
Предположим, что стратегия вашего противника имеет вид «всегда выбирать камень». Это чистая стратегия, которую можно обозначить как . Какими будут результаты игры при наборе стратегий
для Игрока A и
для Игрока B?
Чтобы получить более чёткую картину игры, мы построим таблицу, в которой будут показаны вероятности каждого из девяти возможных результатов каждого раунда: камень у A, камень у B; камень у A, бумага у B; и так далее. В приведённой ниже таблице верхняя строка обозначает выбор Игрока B, а левый столбец — выбор Игрока A.
A | B | К | Б | Н |
К | 0 | 0 | |
Б | 0 | 0 | |
Н | 0 | 0 |
Каждый элемент таблицы обозначает вероятность пары выбранных вариантов для каждого раунда. Это просто произведение вероятностей того, что каждый из игроков сделает соответствующий выбор. Например, вероятность того, что Игрок A выберет бумагу, равна , а вероятность того, что Игрок B выберет камень, равна 1, то есть вероятность (камень у A, камень у B) равна
. Но вероятность (бумага у A, ножницы у B) равна
, поскольку вероятность выбора Игроком B ножниц равна нулю.
Как же проявит себя Игрок A при своём наборе стратегий? Игрок A выиграет одну треть времени (бумага, камень), проиграет в одну треть времени (ножницы, камень) и в одну треть времени сыграет вничью (камень, камень). Мы можем вычислить количество очков, которые в среднем получит Игрок A в каждом раунде, вычислив сумму произведения каждого результата на соответствующую вероятность:
Таким образом, в среднем Игрок A будет получать по 0 очков за раунд. Вы будете выигрывать, проигрывать и играть вничью с одинаковой вероятностью. В среднем, количество побед и поражений уравновесят друг друга, и по сути, оба игрока придут к ничьей.
Но как мы уже говорили, вы можете улучшить свои результаты, изменив свою стратегию, предполагая, что противник не будет менять свою стратегию. Если вы перейдёте к стратегии (0,1,0) («каждый раз выбирать бумагу»), то таблица вероятностей будет выглядеть так:
A | B | К | Б | Н |
К | 0 | 1 | 0 |
Б | 0 | 0 | 0 |
Н | 0 | 0 | 0 |
В каждом раунде вы будете заворачивать в свою бумагу камень противника и получать за каждый раунд по одному очку.
То есть эта пара стратегий — для A и
для B — не является равновесием Нэша: вы, как Игрок A, можете улучшить свои результаты, изменив стратегию.
Как мы увидели, чистые стратегии, похоже, не ведут к равновесию. Но что, если ваш противник попробует использовать смешанную стратегию, например ? Это стратегия «в половине случаев выбираем камень; бумаге и ножницам достаётся по четверти случаев». Вот, как будет выглядеть таблица вероятностей:
A | B | К | Б | Н |
К | |||
Б | |||
Н |
А вот таблица «вознаграждений» с точки зрения Игрока A; это количество очков, получаемых Игроком A в каждом из результатов.
A | B | К | Б | Н |
К | 0 | -1 | 1 |
Б | 1 | 0 | -1 |
Н | -1 | 1 | 0 |
С помощью умножения мы объединим две таблицы, чтобы вычислить среднее количество очков, получаемых Игроком A за каждый раунд.
В среднем Игрок A снова за раунд зарабатывает 0 очков. Как и раньше, этот набор стратегий, для A и
для B, в результате приводит к ничьей.
Но как и раньше, вы, как Игрок A, можете улучшить свои результаты, сменив стратегию: против стратегии Игрока B , Игрок A должен выбрать
. Вот таблица вероятностей:
A | B | К | Б | Н |
К | |||
Б | |||
Н |
а вот итоговый результат для A:
То есть этот набор стратегий — для A и
для B — даёт в среднем Игроку A по
очка за раунд. После 100 игр Игрок A будет впереди на 6,25 очка. У Игрока A есть большой стимул к изменению стратегии. То есть набор стратегий
для A и
для B тоже не является равновесием Нэша.
Но теперь давайте рассмотрим пару стратегий для A и
для B. Вот соответствующая таблица вероятностей:
A | B | К | Б | Н |
К | |||
Б | |||
Н |
Благодаря симметрии мы можем быстро вычислить общий результат:
И снова вы и ваш противник пришли к ничьей. Но разница здесь в том, что никакой из игроков не имеет стимула к изменению стратегий! Если Игрок B перешёл бы к любой неуравновешенной стратегии, где один вариант выбора — допустим, камень — выбирался чаще других, то Игрок A просто бы изменил свою стратегию и стал чаще выбирать бумагу. В конце концов это привело бы к положительному общему результату Игрока A в каждом раунде. Именно это и происходит, когда Игрок A выбирает стратегию против стратегии Игрока B
.
Разумеется, если Игрок A перейдёт от к неуравновешенной стратегии, Игрок B аналогичным образом сможет получить преимущество. Поэтому ни один из игроков не может улучшить свои результаты только за счёт изменения собственной стратегии. Игра достигла равновесия Нэша.
Доказанный Нэшем факт, что такие игры имеют подобные равновесия, очень важен по нескольким причинам. Одна из причин заключается в том, что многие ситуации из реальной жизни можно смоделировать в виде игр. Когда группа людей вынуждена выбирать между личной и коллективной выгодой — например, при переговорах или в процессе конкуренции за общие ресурсы — можно увидеть, что используются стратегии и оцениваются выигрыши. Работа Нэша оказала такое большое влияние в том числе и благодаря вездесущей природе этой математической модели.
Другая причина заключается в том, что равновесие Нэша, в некотором смысле, является положительным результатом для всех игроков. При достижении этого равновесия никто из игроков не может улучшить свои результаты, меняя собственную стратегию. Могут существовать коллективные результаты, которых можно достичь, когда все игроки действуют в идеальном сотрудничестве, но если вы можете контролировать только себя, то равновесие Нэша будет наилучшим из результатов, которого вы можете добиться.
Поэтому можно надеяться, что «игры» наподобие экономических пакетов стимулирования, налоговых кодексов, условий договоров и конструкций сетей приведут к равновесиям Нэша, при которых отдельные лица, действующие в собственных интересах, придут к устраивающему всех результату и системы станут стабильными. Но играя в такие игры, разумно ли будет предположить, что игроки естественным образом придут к равновесию Нэша?
Есть искушение думать так. В нашей игре «камень-ножницы-бумага» мы сразу смогли догадаться, что ни один из игроков не смог бы сыграть лучше, кроме как играя совершенно случайно. Но частично так получается потому, что предпочтения всех игроков известны всем остальным игрокам: все знают, сколько каждый другой выиграет и проиграет при каждом из результатов. Но что, если предпочтения более скрыты и сложны?
Представьте новую игру, в которой Игрок B получает три очка, когда он побеждает против ножниц, и одно очко за любую другую победу. Это изменит смешанную стратегию: Игрок B чаще будет выбирать камень, надеясь на тройное вознаграждение при выборе Игроком A ножниц. И хотя разница в очках не влияет непосредственно на вознаграждения Игрока A, получившееся изменение стратегии Игрока B приведёт к новой контрстратегии A.
А если каждое из вознаграждений Игрока B было бы разным и скрытым, то Игроку A потребовалось бы какое-то время на выяснение стратегии Игрока B. Должно пройти много раундов, прежде чем Игрок A догадается, допустим, как часто Игрок B выбирает камень, чтобы понять, как часто ему нужно выбирать бумагу.
Теперь представьте, что в «камень-ножницы-бумагу» играют 100 человек, и у каждого из них есть разный набор тайных вознаграждений, каждое из которых зависит от того, сколько из 99 своих противников они побеждают с помощью камня, ножниц или бумаги. Сколько времени уйдёт на вычисление всего лишь правильной частоты выбора камня, ножниц или бумаги, которая необходима для достижения точки равновесия? Скорее всего, очень много. Возможно, больше, чем будет длиться сама игра. Возможно, дольше, чем срок жизни самой Вселенной!
По меньшей мере, совсем неочевидно, что даже абсолютно рациональные и вдумчивые игроки, выбирающие хорошие стратегии и действующие в собственных интересах, в результате прийдут к равновесию в игре. Эта мысль лежит в основе статьи, опубликованной онлайн в 2016 году. В ней доказывается, что не существует общего решения, которое во всех играх смогло бы привести хотя бы к приближенному равновесию Нэша. Нельзя сказать, что идеальные игроки никогда не стремятся к равновесию в играх — часто они действительно стремятся. Это просто значит, что нет никаких причин полагать, что если в игру играют идеальные игроки, равновесие будет достигнуто.
Когда мы разрабатываем транспортную сеть, мы можем надеяться, что все игроки, то есть водители и пешеходы, каждый из которых стремится найти скорейший путь домой, коллективно достигнут равновесия, в котором ничего нельзя выиграть, выбрав другой маршрут. Мы можем надеяться, что невидимая рука Джона Нэша направит их таким образом, что их конкурентные и совместные интересы — выбор кратчайшего возможного маршрута при избежании транспортных пробок — создадут равновесие.
Но наша игра в «камень-ножницы-бумагу» с постоянно увеличивающейся сложностью показывает, что таким надеждам, возможно, не суждено сбыться. Невидимая рука может и управлять некоторыми из таких игр, но другие игры сопротивляются ей, заманивая игроков в ловушку бесконечной конкуренции за выигрыш, который постоянно находится вне пределов досягаемости.