что первостепенно для развития творческих способностей в музыке

Условия для развития творческих способностей детей на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности

«Условия для развития творческих способностей детей на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности«

Развитие и формирование творческих способностей детей – одна из ведущих задач, стоящая перед педагогами дошкольных учреждений. Ведь творчество ребенка – это проявление его «Я», его видения и отношения к миру, предметам, вещам, игрушкам; это как-бы вариант, ответ ребенка на что-либо, предложенное взрослым. И взрослый должен уметь увидеть, поддержать и развить эти творческие проявления детей, будящие их фантазию и воображение, а так же активизирующие детское восприятие и представление.

В чем же проявляется детское музыкальное творчество дошкольников? В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления,которые выражаются в умении:

— создавать простейшие песенные импровизации;

— комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев;

— находить выразительные игровые движения для передачи различных образов;

— музицировать на детских музыкальных инструментах.

Проявление творчества идет через общее развитие музыкальности ребенка, через накопление у него разнообразных впечатлений, представлений, знаний, умений и навыков в этой области. И педагог должен создавать все условия для проявления и развития музыкального творчества у детей, как во время ООД, так и в самостоятельной деятельности.

Занимаясь с детьми песенным творчеством, педагог может предлагать небольшие творческие задания. Малышей 3х-4х лет можно попросить спеть свою колыбельную или исполнить пенки знакомых животных.

Детям старших групп предлагается ряд постепенно усложняющихся заданий.Вначале это:

самостоятельно придуманные интонации (произвольное пропевание своего имени; подражание пению кукушки, ауканье в лесу, придумывание перекличек);

— на втором этапе можно использовать более развернутые музыкальные вопросы и ответы, обращая внимание на их различный характер («Ты куда идешь»? – «Домой»).

— на последнем этапе хорошо использовать импровизацию на заданный текст, уделяя внимание выражению чувств данного произведения (например: детям прочитывается произведение, затем звучит вступление и дети сами должны сочинить (спеть) мелодию на заданный текст, после чего проигрывается музыкальное заключение произведения).

Можно использовать соревновательный момент (например: кто больше придумает мотивов на одном, двух или трех звуках; кто больше придумает попевок по заданному тексту).

В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и, особенно, музыкально-игровая импровизация побуждают детей изображать картину жизни, характеризуя персонажи с использованием выразительных движений (в танце, мимики (в пантомиме) и слова (в драматизации).

При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. И на каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие детей мыслить, фантазировать и творить.

При работе с детьми младшего возраста можно использовать образно-игровые задания: самостоятельно показать действия отдельных персонажей с однотипными характерными движениями (птичка клюет зернышки, или передать характер движений героя в игровой ситуации (например: медведь «спит» «сердится» «догоняет»).

Старшие дети могут:

— выполнять роль нескольких персонажей, определяя и передавая их характерные черты («шагающая кукла»; «хитрая лиса»);

— придумывать пляски или танцы по задуманному плану;

— использовать соответствующие движения в музыке различного характера;

— импровизировать пляску, используя знакомые элементы народного танца;

— придумывать свои варианты движений при инсценировании незнакомой песни, исполняемой педагогом.

Занимаясь с детьми игрой на детских музыкальных инструментах педагог, заботящийся о развитии творческих способностей детей,может предлагать им такие задания:

— сыграть, как поют кукушки, птички, как идет дождик или гремит гром;

— выбрать из числа предложенных музыкальных инструментов тот, на котором можно изобразить пение птиц, шелест листьев, завывание ветра и др. ;

— передать на барабане или бубне ритм сочиненного самим ребенком произведения (марш, песня);

— попытаться придумать танцевальную мелодию;

— оценить исполнение знакомой мелодии товарищем, или свое собственное исполнение на каком-либо музыкальном инструменте.

Знакомство детей с новыми инструментами, выполнение ими интересных заданий по выбору инструментов для исполнения тех или иных пьес или песен, приобретаемая способность оценивать (по слуху) качество своего исполнения, импровизировать, возможность участия в различных ансамблях – все это делает игру на музыкальных инструментах интересной для детей и ценной для развития их творческих способностей.

Занимаясь самостоятельной музыкальной деятельностью дети по своей инициативе поют, водят хороводы, исполняют несложные пляски, подбирают мелодии на металлофоне, организуют игры в театр, концерты, где танцы, песни, музицирование занимают ведущее место. И многое из того что дети применяют в своей самостоятельной практике, они переносят из опыта своих активных действий на занятиях: это игра, танцы, попевки, сценки из драматизаций и многое другое.

И что бы творчество детей имело возможность проявляться, развиваться, педагог должен помогать ребенку и создавать все условия для того, что бы дети были свободны в своих творческих проявлениях.

Важным условием является создание художественно-эстетической среды в ДОУ, при этом в оформлении помещения активное участие должны принимать сами дети, которые вместе с педагогом могут украсить зал для проведения праздников, досугов, народных обрядовых действий, создать элементы декораций и деталей костюмов для игр-драматизаций, инсценировок; систематически участвовать в организации выставок детского творчества.

Следующими условиями развития творчества у детей являются:

— широкое включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций;

— вариативность в выборе темы, организации обстановки, новизна и разнообразие форм, средств, методов работы с детьми;

— исключение формализма, сухости, излишнего дидактизма, противоречащего специфике искусства и художественного творчества;

— внимательное тактичное отношение к каждому ребенку, уважение к процессу и результатам его творческой деятельности. Создание творческой доброжелательной атмосферы во время образовательной деятельности с детьми, формирование такого же отношения к детскому творчеству и его результатам со стороны родителей детей;

— доверие к ребенку, его возможностям, а отсюда максимальная активизация детей, предоставление им самостоятельности, исключение излишней опеки, навязывания своего (взрослого) представления о возможном результате;

— изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка и на этой основе осуществление личностно-ориентированного подхода в развитии детского творчества;

— осуществление регионального подхода к отбору содержания музыкальной деятельности детей, что означает, прежде всего, предпочтение ближайшего окружения, как природного, так и созданного человеком, знакомство с людьми, внесшими вклад в отечественную и мировую культуру и историю, учет местных традиций, включение в процесс познания, характерного для региона народного музыкального искусства.

Все эти условия нужно рассматривать и применительно к музыкальной деятельности, и к самостоятельной музыкальной деятельности детей. Во время образовательной музыкальной деятельности педагог должен включать творческие задания в различные виды деятельности (пение, игры, танцы, игры на детских музыкальных инструментах, давать задания на музыкальную и театральную драматизацию, импровизацию; ставить детей в различные ситуации, в которых они могли бы сами придумать отдельные элементы танца, игры-инсценировки, использовать в импровизациях различные музыкальные инструменты и поощрять детей в их стремлении творить.

Целесообразно в определенные режимные моменты включать детям музыку, что бы звучали как народные, танцевальные мелодии, так и классическая музыка.

Музыкальная восприимчивость, способность вслушиваться в звучание музыки, позволяет детям и в музицировании, и в импровизации действовать активнее, творчески. Поэтому необходимо вносить в деятельность детей атрибуты, игрушки, костюмы, которые использовались на праздниках и в развлечениях. Действуя с ними, ребята комбинируют их в новых сочетаниях, обыгрывают и видоизменяют способы и условия их применения.

Сильные впечатления остаются у детей от посещения театра, кино, концертов. С удовольствием смотрят выступления других воспитанников детского сада, узнают знакомые песни и подпевают их.

Все эти впечатления обогащают деятельность детей, способствуют появлению у них желания перенести что-то из увиденного, услышанного в свою жизнь, но уже обогатив и творчески приукрасив увиденное.

Картотека народных игр для использования на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности Русские народные игры могут использоваться на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности. Картотека народных игр. Жаворонок.

Консультация для педагогов ДО «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с помощью музыкальных игр» Развитие художественно-творческих способностей личности – предмет изучения психологии, педагогики и других наук. Этот вопрос освещён в трудах.

Мастер-класс для родителей «Изобразительная деятельности как средство развития творческих способностей детей» Мастер-класс для родителей с детьми «Изобразительная деятельности как средство развития творческих способностей детей» Цель: Повышение.

Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников Видео Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников «Русский народ не должен терять своего нравственного.

Понятия творчество и творческие способности. Основные условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста Существует множество различных определений понятия творчества. Например, по мнению американского ученого П. Хилла, «творчество – это успешный.

Развитие музыкальных творческих способностей детей в процессе игры на самодельных музыкальных инструментах Игра на детских музыкальных инструментах – это практический вид детской музыкальной деятельности, который входит в детское исполнительство.

Развитие познавательной активности и творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством Развитие познавательной активности и творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством. Познавательная активность предполагает:.

Специфика работы с детьми, имеющими особенности речевого развития в театрализованной деятельности на музыкальных занятиях [Не секрет, что у каждого ребенка свой темперамент, у каждого свой характер и особенности. Учитывая возрастные особенности от 3 до 5, речь.

Источник

Статья «РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКА»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКА

Разработала: Морозова Ирина Владимировна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Детский (подростковый) центр «Агнес», г. Нижний Новгород.

Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка.

Музыкальное воспитание и образование является неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности. Поэтому нельзя рассматривать их как некую обособленную отрасль знаний. Установлено, подростки, отлично занимающиеся музыкой, успешно учатся и по общеобразовательным предметам, обладают наличием незаурядных способностей вообще.

Как мы уже выяснили ранее, понятием «способности» определяется главным образом то сочетание индивидуальных качеств, которое необходимо и достаточно для овладения конкретными способами действий и деятельности. Каждый вид деятельности предъявляет свои «требования» к сочетанию качеств. Исключение составляют творческие способности, которые стоят «над» специальными, могут проявляться во всех видах деятельности, а также отсутствовать в самых творческих ее типах.

Музыкальные способности – часть общих способностей. Это аксиома: чтобы развивать частное, надо развивать общее. И, таким образом, если мы хотим успешно развивать, например, музыкальное воображение и музыкальную память, мы должны, прежде всего, развивать общие способности. А для этого необходимо заниматься всем: и литературой, и живописью, и танцами, и мастерством актера, и музыкой. В нашем же случае, ориентация на множественность и единство искусств еще более закономерна.

Большая роль в исследовании психологии музыкальных способностей принадлежит Б.М. Теплову. Музыкальная одаренность рассматривается Б.М. Тепловым как качественно-своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью. «В составе музыкальной одаренности выделяется, таким образом, комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующих для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым другим видом музыкальной деятельности. Этот комплекс мы будем называть музыкальностью». Но, как указывает Б.М. Теплов, музыкальная одаренность не сводится только к одной музыкальности. «Значительным музыкантом может быть только человек с большим духовным – интеллектуальным и эмоциональным – содержанием. Музыка есть средство общения между людьми. Чтобы говорить музыкой, нужно не только владеть «языком», но и иметь, что сказать. Следует обратить внимание на вопрос о «врожденности музыкальности».

Во-первых: врожденными являются не музыкальные способности, а только задатки, на основе которых эти способности развиваются. Музыкальность есть некоторая индивидуально-психологическая характеристика личности, являющаяся следствием определенного сочетания способностей. К ней, следовательно, еще менее, чем к способности, можно непосредственно применять категорию врожденности. Если говорят о врожденной музыкальности какого-нибудь человека, то это нельзя пони мать буквально.

Во-вторых: Не может быть способностей, которые не развивались бы в процессе воспитания и обучения. Способность, не развивающаяся, не воспитуемая, не поддающаяся упражнению, – это сочетание слов, лишенное смысла. Способность не существует иначе, как в движении, развитии.

В-третьих: музыкальность человека зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения.

В-четвертых: проблема музыкальности – это проблема, прежде всего качественная, а не количественная. И теоретически, и практически бесплодно применять к музыкальности закон «все или ничего» и ставить вопрос о том, есть или нет музыкальность у того или другого человека. Конечно, у всякого нормального человека есть некоторая музыкальность, но вопрос не в этом, а в том, какова музыкальность данного человека. Педагога должно интересовать, не насколько музыкален тот или иной ученик, а какова его музыкальность, и какие искать пути ее развития. [3;62]

В исследованиях Б.М. Теплова были выделены пять параметров музыкальных способностей, используемых в музыкальной практике: музыкальный слух, ритм, музыкальная память, эмоциональность, логическое мышление (умение вычленять структуру музыкального произведения).

В исследованиях К.В. Тарасовой музыкальность рассматривается как многоуровневая, иерархическая система общих и частных музыкальных способностей, ответственных за формирование художественного музыкального образа. К общим относятся музыкальные способности, которые необходимы для формирования этого образа в любом виде музыкальной деятельности; к частным – те, которые нужны для решения этой задачи лишь в отдельных её видах.

Общепринятым в педагогике считается утверждение, что способности ребенка развиваются во время деятельности, в которой необходимо их проявление, так называемый «функциональный подход», сторонниками которого являются Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и другие. Как говорилось выше, формирование и преобразование той или иной функции, определяется тем, как часто она эксплуатируется, причем, чем раньше функция включена в использование и чем интенсивнее она эксплуатируется, тем выше уровень ее развития. Кроме таких видов музыкальной деятельности, как пение и аккомпанемент, следует выделить еще три вида деятельности, способствующие развитию музыкальных способностей у подростка, это:

восприятие – вид музыкальной деятельности, которая развивает эмоциональную отзывчивость, умение слушать музыку, реагировать, сопереживать;

исполнительство ( включает в себя пение и аккомпанемент) – развивает умение передавать чувства, эмоции, характер данного произведения;

творчество – развивает умение, и даже необходимость выражать свои чувства, мысли, ощущения, создавать новое, импровизировать.

В настоящее время существует немало новых программ, которые особое внимание уделяют технологии развития творческого начала. Их авторы: Д. Кабалевский, Ю. Алиев, Л. Школяр, И. Кадобнова, Л. Виноградова и другие.

Овладение навыком музыкального восприятия осуществляется в процессе многообразных видов деятельности. Подростки воспринимают музыкальное произведение в целом. Постепенно с опытом начинают слышать и выделять выразительную интонацию, изобразительные моменты, дифференцируют части произведения, вступление и заключение; начинает различать регистры, тембры, штрихи, уверенно определяют динамику, характер произведений, узнают знакомые песни и пьесы.

Наиболее близкими, более легко дифференцируемыми оказываются для подростков те виды музыкального восприятия, которые связаны с активными формами музицирования – с пением и игрой на музыкальных инструментах. Формирование музыкального опыта опирается на активные, деятельные виды восприятия, сопровождаемые собственным пением. Соотнесение музыкального произведения, его характера и языка с жизненным контекстом имеет большое значение. У детей возникают важные для дальнейшего музыкального развития ассоциативные связи между особенностями музыки того или иного жанра.

Анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы показал, что развитие творческих способностей детей является актуальной важнейшей задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством и, в частности, с музыкальными занятиями. Именно музыкальные занятия помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.

В современных условиях музыкальные объединения, студии, кружки являются одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Цель общего музыкального образования – сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и всех, кто имеет твердое желание заниматься музыкой, ведь музыкальное воспитание должны получать все дети. Каждый из них может стать подлинным любителем музыки – активным слушателем, участником клубного и домашнего музицирования. Д.Б. Кабалевский говорил, что «главной задачей массового музыкального воспитания. является. не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность». [1;7]

Опираясь на перечисленные современные задачи и направления системы воспитания с позиции единства образовательного пространства, кружковая деятельность должна быть очагом массового музыкально-эстетического воспитания, поскольку оно является частью модели воспитательной системы образовательных учреждений разного типа. Успехи, достигнутые за последние годы в решении проблем музыкального воспитания, говорят о большой работе и серьезном внимании, которое уделяют педагоги-музыканты гармоническому развитию учащихся. Не ограничиваясь обучением игре на инструменте, педагоги стремятся воплотить идеи комплексного подхода в разностороннем воспитании детей.

Воспитание личности есть ее поэтапная и непрерывная подготовка к регуляции всех видов отношений, в ходе которых личность осваивает общественную и групповую шкалу ценностей, нормы, позиции, организацию, социальную символику и мотивационные способы участия в конфликтах.

В процессе же обучения и воспитания должна быть обеспечена социализация личности, то есть: личностное гражданское и профессиональное самоопределение подростков. Это предполагает освоение новых реалий, подготовку к экономически самостоятельной жизни, формирование базового минимума культуры, что означает некоторые внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для здорового, не антагонистического существования человека и окружающей его среды, условия их гармонического развития.

Какие пути и педагогические приемы развития творческих способностей в процессе общения с музыкой мы можем обозначить?

Прежде всего, это система вопросов и творческих заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства. Она должна представлять собой, по сути, диалогическое общение и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный, нестереотипный – ибо нет ничего более богатого, чем высказывания ребенка. И пусть в нем будет подчас противоречивость, недосказанность, но зато в нем будет индивидуальность, личностная окрашенность.

На музыкальных занятиях общение – одно из центральных понятий. Это, прежде всего взаимодействие учителя и учеников, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску. Общение на музыкальных занятиях можно определить и как совместную творческую деятельность учащихся и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней.

Не меньшую роль играют творческие задания, направленные на развитие творческого потенциала, творческой активности, творческой направленности, творческой индивидуальности, инициативности, импровизации, которые способствуют формированию творческой зрелости.

Творческая деятельность на занятиях музыкального объединения подчинена единой системе творческих заданий, через которую раскрываются специфические связи искусства с окружающим миром в широком смысле, и происходит освоение, осмысление конкретных деталей, понятий, формирование навыков – в более узком.

Система творческих заданий, по нашему мнению, существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность подростка. Творческие задания позволяют широко опираться на субъектный опыт ребенка. Они носят и развивающий характер. Творческие задания, по сути, пронизывают весь урок от начала и до конца, независимо от темы урока и целей и задач, поставленных на нем. Цель таких заданий обратить внимание детей на связь средств музыкальной выразительности, художественного мышления с характером музыкального образа. В момент выполнения творческих заданий у ребенка возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активируются воображения. Приобретая определенные знания, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству, специфике его выразительных средств.

Система творческих заданий проектируется в двух плоскостях: обязательность постоянного обращения к субъективному опыту ребенка, к жизненным примерам, впечатлениям детей, а с другой – к произведениям искусства, в котором запечатлены знакомые им ситуации, образы, явления.

«Ребенок – субъект творчества, маленький художник. Никто, кроме него, не знает верного решения стоящей перед ним творческой задачи. И первое дело учителя постараться, чтобы перед ребенком всегда стояла творческая задача…». [2]

Чтобы способствовать развитию творческих способностей подростков в целом, учитель должен:

1. Делать акцент на развитие творческих способностей ребенка в различных видах музыкальной деятельности, и при этом искать наиболее рациональные пути взаимодействия разных видов деятельности на каждом уроке.

2. Использовать разнообразные формы и методы в работе, прежде всего направленные на творческую активность, заинтересованность каждого ребенка.

3. Выстраивать ряд творческих заданий в определенной последовательности, с постепенным усложнением.

4. В творческих заданиях использовать разнообразный музыкальный материал: классику, фольклор, современную, академическую и популярную музыку.

Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, единства аффекта и интеллекта, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка.

Развитие исполнительской техники, например, находится в прямой зависимости от совершенства психологической переработки раздражений, поступающих в центральную нервную систему от различных органов чувств, прежде всего от слуховых, мышечно-тактильных анализаторов. Да и восприятие музыки, переживание ее образного содержания, творческое воспроизведение в процессе исполнения также неразрывно связаны с деятельностью психики, бесконечным разнообразием психических явлений. В решении своих проблем музыкальная методика должна опираться на психологию. Ведь изучение развития музыкального восприятия, творческих, музыкальных способностей невозможно без знания закономерностей психики ребенка, ее проявлений и развития; без понимания, что такое музыкальные способности и человеческая деятельность. В тесной связи с психологией методика решает вопросы доступности учащимся того или иного материала, его объема, а также эффективности используемых методов.

Как уже известно, из анализа психолого-психологической литературы, что одно и то же явление на различных людей оказывает разное воздействие и, если педагог разбирается в психических особенностях, типах нервной деятельности, ему гораздо легче строить учебно-воспитательный процесс, развивать творческие способности детей. Б.М. Теплов очень четко проводил мысль о том, что способности существуют только в развитии, и назвал «абсурдным» понятие «неразвивающаяся способность».

В последние годы в работах по музыкальной психологии отмечаются тенденции к расширению сферы музыкальности, ее интеллектуализации, выделению общих музыкальных способностей, соответствующих целостному восприятию и пониманию музыки.

Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. – 288 с.

Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. – М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995. – 144 с.

Шмелева Е. А. Математические методы в психологии. – Шуя., 2004.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *