что пили древние греки

Как кутили древние греки? (18+)

Винопитие в Древней Греции было сложным и важным процессом, для которого греки придумали множество ритуалов, атрибутов и, конечно, бога – Диониса.

В простых пьянках знатные греки, граждане своих городов, участия не принимали. Они устраивали симпосии. Они проходили в андронах — специальных помещениях. Женщин туда не звали. Гости располагались на специальных ложах — клине — обычно по двое. Рабы и слуги приносили закуски и вино.

что пили древние греки. Смотреть фото что пили древние греки. Смотреть картинку что пили древние греки. Картинка про что пили древние греки. Фото что пили древние греки

Для участия в симпосии греки специально одевались. Обычно это был праздничный плащ — хитон. Также люди надевали венки, сделанные из винограда. Сохранилась история, как один из политических лидеров Афин Клеон устраивал симпосий. Но тут его внезапно призвали на собрание — афиняне хотели услышать его мнение по важному вопросу. Клеона привели, он был в венке и попросил дать ему право не выступать, ведь у него уже гости собрались. Граждане легко и с пониманием отпустили Клеона. «В венке» означало, что его буквально из-за стола подняли или из кровати выдернули.

Пир проходил после ужина. Связано это было с тем, что женщинам тоже надо было есть, а вот выпивать нельзя. Участвовать в пирах дамам считалось крайне неприличным. Иногда на внутрисемейном торжестве, без гостей, их допускали до симпосия. Но женщине тогда нельзя было говорить. И пить вино, разумеется.

что пили древние греки. Смотреть фото что пили древние греки. Смотреть картинку что пили древние греки. Картинка про что пили древние греки. Фото что пили древние греки

Во время пира греки не ели, только закусывали. Задачи напиться во время симпосия не было. Начинался праздник с выбора руководителя — симпосиарха. Права симпосиарха были широки, он объявлял, кому нельзя было больше наливать, а кому, наоборот, добавить. И все слушались. Фактически он был царем пира, мог выбирать посуду, вино, следил за тем, чтобы кому-то не стало слишком плохо.

Следующий этап — молитвы и воздаяния Зевсу и Дионису. Зачастую в начале пира греки пили из общей чаши неразбавленное вино. Интересно, что постоянными спутниками пьянок были собаки, они изображены под столами на многочисленных сосудах.

Еще один обязательный спутник — это музыка. Играли на лирах, флейтах. Причем флейты звучали наподобие волынки, поэтому во многих источниках можно прочитать: «Загудели флейты…». Также играли на «кроталах» — подобие кастаньет. Если представлять себе эту гудяще-струнно-стучащую музыку, то она кажется довольно странной. Но грекам очень нравилось, на многих сосудах изображены люди, получающие безумное удовольствие от этих звуков.

Зачастую играли сразу на двух флейтах. Во рту их удержать очень сложно, периодически можно встретить изображение обнаженной гетеры в маске — она была нужна, чтобы удержать музыкальные инструменты.

что пили древние греки. Смотреть фото что пили древние греки. Смотреть картинку что пили древние греки. Картинка про что пили древние греки. Фото что пили древние греки

Впрочем, богема часто жила с гетерами. Например, сам Перикл. И он даже умолял собрание признать его сына от гетеры гражданином, хотя лично издал закон, запрещающий это. Понятно, что у Перикла была и своя жена, но гетера была интереснее.

Гетеры должны были уметь развлечь гостей. Они говорили о политике, рассказывали анекдоты, пели, играли на музыкальных инструментах. Одно из развлечений — воинский танец. Женщина плясала с копьем и щитом или мечом. Грекам это казалось очень смешным. Их забавляло, когда женщины делали то, что не должны были: быть в собрании, носить оружие

что пили древние греки. Смотреть фото что пили древние греки. Смотреть картинку что пили древние греки. Картинка про что пили древние греки. Фото что пили древние греки

Также гетеры прислуживали на пиру. Этим же занимались и юноши. Во время пира греки любили играть. Например, в коттаб. В руки брали килик — странную неудобную чашу, из которой пили вино, и плескали жидкость на меткость. Задачи были разными: сбить тарелочку, потопить плошку в сосуде. Если играли с гетерами, то зачастую плескали на точность в них — своеобразные любовные игры. Еще одна игра — ловко удержать сосуд. Например, в зубах или на ноге.

Гетеры или рабы зачастую провожали гостей домой. Только в Спарте был обычай, что грек должен сам с факелом добраться до своего жилища, изнеженные афиняне принимали чужую помощь. Даже в самый тяжелый момент гетеры не оставляли гостей одних, а жалели их и придерживали голову.

Источник

Особенности питания и пиры древних греков

1. Особенности питания

У греков было обыкновение завтракать два раза. Первый завтрак, состоящий из пшеничных или ячменных лепешек, размоченных в вине, смешанном с водой, съедали, как только вставали с постели; второй устраивали в середине дня. Он был более разнообразным и его готовили на кухне.
Самая основательная трапеза устраивалась вечером или даже при наступлении ночи. К ней обычно приглашали гостей. Грек, живущий в городе, не любил есть в одиночестве; ужин терял для него всякую прелесть, если в нем не принимали участия друзья.

2. Распространенные блюда

Основными блюдами в рационе древних греков были изделия из злаков – пшеницы и ячменя. Их зерна вымачивали, а затем перемалывали в ступках или ручных мельницах, а и из полученной муки делали тесто. Его замешивали на винной закваске, которую использовали вместо дрожжей. Простой ячменный хлеб – «маза», был доступен даже в самых бедных домах. Его пекли дома на вертеле или в печи. Кроме мазы употреблялся пшеничный хлеб, вероятно, плоский, вроде наших блинов. Из ячменной муки или крупы делали также тесто, которое сушили и использовали для приготовления каши.

Пироги входили в ежедневный рацион древних греков средних классов. Дома их ели во время второго легкого завтрака. В основном это были пироги с медом, творогом, сыром и чесноком. Пекли пироги на листьях (упоминаются также пироги с бобами, которые пекли под пеплом).

Мясо простой народ ел редко и обыкновенно баранье, козлиное и особенно свиное. (Мясо и козий сыр являлись постоянным компонентом пищи спартанцев). Мясо жарили на вертеле (посыпая дробленными маслинами и перцем), а также варили и жарили на оливковом масле. Свинину солили и коптили, а из свиной крови, смешанной с кусками сала, крупой и чесноком, делали колбасы. Мясными деликатесами считались зайчатина и дрозды. Однако главным лакомством древних греков была морская рыба (барабуля, литрини, марида, лавраки, кефаль), черепахи, раки, устрицы. Пресноводная рыба (карпы, форель и др.) ценилась меньше (за исключением угря из Копаидского озера).

До нас дошло несколько подробных описаний греческого пира, благодаря чему мы можем теперь во всех деталях представить царившие там порядки. Входившие гости прежде всего снимали свою обувь. Рабы обмывали всем ноги, потом подавали воду для мытья рук. После этого пирующие занимали место каждый на своем ложе. (В гомеровские времена греки ели сидя, но этот обычай сохранился только в немногих городах; даже спартанцы переняли восточную манеру возлежать во время еды). Ложа украшались прекрасными покрывалами и были часто довольно высоки, так что влезть на них можно было только с помощью небольших скамеечек. За спиной пирующих находились подушки, похожие на наши современные, или поперечные валики в цветных наволочках различных рисунков. Опираясь левым локтем на подушку, гости находились в полусидячем, полулежащем положении. Едва они занимали места, вносили заранее накрытые столы. Все подавалось уже нарезанным. Пирующему надо было только протянуть руку, чтобы взять кусок, лежащий на блюде. Ни вилки, ни ножи не употреблялись, ложкой пользовались лишь для жидких блюд и соусов, но и ее часто заменяли коркой хлеба. Почти всё ели пальцами. Рыбу и мясо брали правой рукой, хлеб – левой. Кто хотел брать кушанье с пылу, погорячее, тот употреблял перчатки; другие нарочно закаляли кожу, так что она не боялась огня. Выпечку вынимали особыми лопатками. У греков не пользовались также скатертями и салфетками; руки вытирали мякишем хлеба или особым тестом, которое скатывали в шарики между пальцами.

Пир, проходивший, как правило, на мужской половине дома, обычно начинался блюдами, возбуждающими аппетит. Далее подавалось мясо, рыба, зелень и соусы всех видов. Количество, разнообразие и стоимость блюд в каждом полисе были различными. Наиболее простые и непритязательные пиры устраивали спартанцы. Попойки и разгульные пиршества в Спарте не допускались. Афиняне также славились своей умеренной и простой жизнью, которую вели даже богатые. Беотийцы, наоборот, любили пышные пиршества и хороший стол. Однако наибольшей расточительностью славились италийские греки.

После первой части обеда, во время которой вина не пили, сотрапезники омывали руки и пили из особых бокалов неразбавленное вино за здоровье присутствующих или в честь бога-покровителя. После убирали столики для трапезы, с пола сметали кости и крошки. Пирующие душились, украшали себя венками (из роз, фиалок, мирта, сельдерея или плюща) и совершали общее возлияние разбавленным вином. Обычно оно осуществлялось из трех кратеров: первое возлияние делалось в честь олимпийских богов, второе – в честь героев, третье – в честь Зевса. Возлияние сопровождалось песней (пеаном). Затем приступали к десерту, после чего шло застолье с вином. Десерт включал в себя сыр, маслины, инжир, орехи миндаль, каштаны.

Хозяин пил за здоровье гостей, а гости – за здоровье хозяина, принимая наполненные бокалы из рук молодых слуг. При этом провозглашали: «Многие лета!», «Здравствуй, здравствуй и пей» и т.п. Тот, за чье здоровье пили, должен был выпить и данный бокал.

Вина по своему цвету делились на белые, желтые и темные, а по крепости и вкусу на тонкие, крепкие и сладкие. В вино добавляли пряности и мед. Пили также протронос – чистый виноградный сок и проваренный виноградный морс. Хотя старое вино ценилось высоко, греки могли довольствоваться молодым, еще не перебродившим вином.

Пить неразбавленное вино было не принято. Вино смешивали или с теплой или с холодной водой. Обыкновенная пропорция воды и вина 3:1, 2:1 и 3:2. Иногда пили вино сквозь снег. Мешали вино перед тем как пить в большом кратере, потом черпали из него и наливали в кубки. Для того чтобы не пьянеть употребляли капусту, масло и горький миндаль.

Источник

Традиции античного застолья

Греция знаменита не только своей историей и мифами, но и замечательной кухней, истоки которой теряются в глубине веков. Как не странно, некоторые традиции античного застолья оказали влияние не только на современную греческую гастрономию, но и на европейскую цивилизацию в целом. Ответ на вопрос чем и как питались греки в давние времена, на самом деле не так уж прост, несмотря на подробнейшие описания разнообразных блюд, оставленные античными авторами. Все зависело от конкретной ситуации. Одно дело обычный домашний обед и совсем другое общественная трапеза или пирушка для гостей. Для каждого из этих случаев был особый порядок и особое меню.

В Древней Греции было не принято есть в одиночку, поскольку считалось, что молча и в одиночестве едят и пьют только животные. Если кто-то был замечен за подобным действием, то немедленно получал прозвище «монофаг» и становился объектом насмешек и даже оскорблений. Впрочем, из этого правила было исключение. Раз в году жители острова Эгина после принесения жертв Посейдону в течение шестнадцати дней пировали дома в полном одиночестве и молчании. Такое странное поведение было данью древней традиции, когда после Троянской войны на родину вернулась лишь горстка уцелевших эгинян. Родственники выживших отметили их возвращение, запершись в своих домах, поскольку их радость была бы неуместной на фоне общей скорби о тех, кто не вернулся. По этой причине жителей Эгины хоть и считали чудаковатыми, но относились к их странному обычаю с уважением.

Единственным приемом пищи, который не требовал сотрапезников, был ранний завтрак, который состоял из нескольких кусков хлеба, смоченных в вине. Завтракали греки очень рано, обычно перед восходом солнца. Раннее утро считалось самым подходящим временем начала рабочего дня. Все деловые визиты наносились на рассвете, когда нужных людей можно было застать дома. С восходом солнца открывались лавки и рынки, начинали работать мастерские. Время для отдыха и развлечений наступало ближе к вечеру.

Повседневная еда и пищевые табу.

Домашний обед людей скромного достатка состоял из простых, но питательных блюд. В него входил ячменный или пшеничный хлеб, ячменная похлебка, густой гороховый суп с клецками, вяленая и соленая рыба, привезенная из понтийских колоний. Все это приправлялось оливковым маслом, чесноком, зеленью и уксусом. Соленые оливки и сыр Фета, были практически на каждом столе. Совсем уж бедные вместо целых оливок довольствовались дешевым жмыхом из маслобоен. Дрожжевой хлеб по египетской методике делали на закваске из забродившего виноградного сока. Хлеб был не только продуктом питания, но и столовым прибором. Корку использовали как ложку, а мякишем вытирали пальцы после еды. Большой популярностью пользовались кикеон – смесь вина с ячменной мукой и сыром и миттлотос – паштет из протёртого сыра, мёда и чеснока. В Аттике повседневной едой были также пирожки с самыми разнообразными начинками.

Древние греки делили свою трапезу не только с друзьями и домочадцами, но и с богами. Делалось обычно во время праздников или по особым случаям, когда нужно было снискать благосклонность высших сил или выразить им свою благодарность. Боги Эллады были во многом похожи на людей, и считалось, что им по вкусу те же продукты, что и простым смертным. Но чтобы божество могло вкусить жертву, ее следовало преобразовать с помощью огня и отправить на небо в виде дыма. Из этого правила было два исключения – жертвы морским богам обычно топили в море, а подземным богам жертвовали кровь животного, которую сливали в яму.

В мифах сохранились прямые свидетельства, что в давние времена богам регулярно приносились и человеческие жертвы, но с тех пор, как победив древних чудовищ и титанов власть на Олимпе захватил Зевс эта практика начала сходить на нет. Один из редких случаев такого рода произошел накануне Троянской войны, когда микенский царь Агамемнон разгневал богиню охоты Артемиду и по требованию войска был вынужден принести в жертву свою дочь Ифигению.

Ритуал жертвоприношения был сложным и требовал соблюдения множества правил, поскольку малейшая ошибка была бы неуважением к высшим силам и грозила крупными неприятностями. Но в целом обстановка этого действа была торжественной и радостной. В священный огонь щедро лилось вино и масло, богам подносились фрукты, специальное печенье, хлеб и зерно. Но главным подношением были жертвенные животные. Каждому богу полагалась особая жертва, но, как правило, это были домашние животные и птица. Так Артемиде полагалась овца или дичь, убитая на охоте, Посейдону – лошадь или бык, Афине – корова, Дионису и Деметре – коза или свинья. Небесным богам приносились животные светлого цвета, а подземным – темного.

После забоя, с животного снимали шкуру и отделяли долю полагающуюся богам. Обычно это был хребет и прочие кости, задняя часть с хвостом, жир и внутренности. Все это дело торжественно сжигалось на священном огне с подобающим почтением. Остальные части туши богам давали лишь понюхать в процессе жарки. Когда мясо было готово, его делили на равные порции между всеми участниками обряда независимо от достатка и общественного положения. Съедалось все до последнего кусочка, поскольку выносить жертвенное мясо за пределы священной территории, где проводился обряд, было нельзя. Считалось, что на этой трапезе боги едят вместе с людьми и незримо присутствуют среди пирующих.

Согласно преданию, приносить жертвы богам людей научил двоюродный брат Зевса титан Прометей. Он же и показал, какие именно части полагаются богам, а какие людям. Разделав тушу быка, он сложил горой кости, сверху положил требуху и куски жира. Мясо же Прометей завернул в шкуру и положил рядом, а потом предложил Зевсу выбрать свою долю. Зевс соблазнился видом большой горы требухи с кусками жира и с тех пор эти части туши и стали жертвовать богам. Нам эта история может показаться не особо правдоподобной, но она была ничем не хуже прочих преданий о богах, которые были популярны в те времена.

Для многих бедняков праздники с жертвоприношением были единственным способом отведать мяса. Общественные трапезы порой бывали настолько обильными, что тысячи людей могли наесться до отвала. Так в Афинах каждую годовщину Марафонской битвы приносили в жертву пятьсот коз, а на острове Делос в 377 году до н.э. на празднике Аполлона зарезали 109 быков.

Пиры и дружеские застолья.

Согласно древнему обычаю мужчины в Древней Греции принимали пищу отдельно от женщин и, тем более, от рабов, и далеко не у всех дома была подходящая для этого дела мужская компания. Поэтому чтобы не прослыть монофагами греки чуть ли не каждый день ходили обедать в гости или приглашали гостей к себе. Такие пирушки были основным развлечением той эпохи. Какой-нибудь богач мог позволить себе нанять дорогого повара и за свой счет принимать десятки гостей, которых развлекали музыканты и артисты, но, как правило, гости сами приносили свою долю продуктов или вносили свой вклад деньгами. Обычно гостей было немного. Античный автор Архестрат в своем труде «Поварское искусство» пишет:

Платон, в свою очередь, настаивал, что оптимальное число едоков на пиру – двадцать восемь человек, но такие многолюдные застолья были скорее исключением, чем правилом.

Когда гость входил в дом, слуги снимали с него сандалии и омывали ему ноги. Сразу бросаться к столу и начинать есть считалось верхом неприличия. По правилам хорошего тона нужно было сначала поговорить о погоде, восхититься мебелью или посудой хозяина, сделать ему пару комплиментов или обсудить какою-нибудь новость. Как правило, гости собирались не для того, что бы говорить о делах или политике, а чтобы приятно провести время и отдохнуть от повседневных забот.

писал поэт Анакреон.

Овощи приправлялись натертым сыром, уксусом, медом и зеленью. Рыбные и мясные блюда подавали на тарелках и в маленьких кастрюльках каждому едоку персонально или на большом общем блюде. Большой популярностью среди греческих гурманов пользовались желудки ската, соленый угорь, вареная морская собака, каракатицы и кальмары.
Но меню застолья могло быть и куда более скромным. Рыба, овощи, хлеб, пирожки, сыр, оливки и миттлотос могли составлять весь обед, если хозяин и его гости не особо страдали от избытка финансов. Вообще, всякого рода кулинарные изыски характерны более для римской эпохи. Во времена Перикла и Сократа излишества не приветствовались. Ведь собирались не для того, чтобы наесться до отвала, а чтобы провести время в приятной компании, и еда была лишь приправой к общению.

Когда первый голод был утолен, начиналась вторая часть пира. Слуги уносили столики с остатками еды и приносили новые с вином и десертом. Эта часть обеда называлась симпосион – «совместное питье». Выбирался председатель, который устанавливал правила пира. Именно он определял, сколько вина должно было быть выпито, и в какой пропорции оно должно быть разбавлено водой. Если предполагалась культурная программа с играми, забавными конкурсами, музыкой и выступлением актеров, вино разбавляли один к двум. Если гости были настроены на философскую беседу, вино могли разбавить и один к трем. Закусывали фруктами, миндалем, пирожками и печеньем.

Уникальной особенностью греческого застолья была неодолимая тяга участников пира устраивать диспуты на самые разнообразные темы, где каждый из пирующих должен был произнести речь, посвященную тому или иному вопросу, а потом начиналось обсуждение. Практически то же самое происходит сейчас на научных симпозиумах, с той лишь разницей, что в наше время алкоголь употребляют не в процессе диспута, а по его завершению. Это может показаться странным, но вся греческая философия и наука родилась в ходе таких застольных бесед. А поскольку европейская наука возведена на фундаменте древнегреческой мысли, не будет большим преувеличением сказать, что именно греческие пиры и породили нашу цивилизацию. Застольные диспуты не имели ничего общего с пустопорожней болтовней. Они требовали от участников не только отменных ораторских способностей, но и очень приличного уровня образованности и интеллекта.

На таких пирушках можно было послушать Сократа, Платона, Ксенофонта, софистов разных школ, писателей, драматургов. Вопросы обсуждались самые разнообразные. К примеру, у Плутарха в его «Застольных беседах» встречаем такие темы диспутов: «Является ли число звезд четным или нечетным», «Почему лунные затмения происходят чаще солнечных», «Почему вода становится холоднее, если опустить в нее камень», «Горячее или холоднее женская природа, чем мужская» или «Почему страдания от жажды сильнее, чем от голода». Выступающий должен был не просто высказать свое мнение по тому или иному поводу, но и обосновать его, так чтобы аргументация была безупречной.

Многие знаменитые ораторы и политики получили свой первый опыт выступлений именно на таких диспутах в атмосфере дружеского застолья. Афинянин, не умеющий четко и убедительно излагать свои мысли, не имел никаких шансов сделать политическую карьеру, поэтому именно в Афинах пиры с диспутами получили наиболее широкое распространение. Нередко особо удачные речи записывались и распространялись в свитках, принося авторам славу и почет не меньшие, чем у олимпийских чемпионов. Знаменитых ораторов порой приглашали на пиры за счет прочих гостей. Такие, по словам Афинея, «приносили свою запеленутую в свитки ученость как взносы на складчинный обед».

Параситы и оригиналы.

Каждый приглашенный на застолье мог прийти не один, а со своим другом. Таких гостей принимали со всем радушием и, естественно, кормили за общий счет. Пользуясь этим, некоторые хитрецы чуть ли не ежедневно пировали за чужой счет. Таких гостей презрительно называли параситами (нахлебниками). Обычно их терпели, чтоб не нарушать священные законы гостеприимства, но особо наглых могли и попросить покинуть помещение. Еще говорили, что они питаются «на миконский манер». Дело в том, что жители бедного скалистого острова Миконос в те давние времена имели репутацию отъявленных скупердяев, экономящих на чем только можно. Так поэт Архилох обозвал миконцем Перикла, за привычку ходить по застольям, на которые его не приглашали. Существовало даже устойчивое выражение «миконский сосед», которым награждали негостеприимных хозяев.

Кроме параситов на пирах можно было встретить разного рода оригиналов. Некоторых из них увековечили в памяти потомков античные сатирики. Так поэт Филоксен долго тренировался, полоская горло горячей водой. Приходя на пир, он подговаривал повара подавать блюда очень горячими, чтобы он мог их поглощать один на глазах у беспомощных сотрапезников. Кроме того он имел привычку обходить дома в сопровождении своих слуг, несших масло, рыбный соус и другие приправы. Ввалившись в чужой дом, он шел на кухню, смотрел, что там готовилось, доводил кушанье до ума своими приправами и тут же съедал. Все эти выходки Филоксена терпеливо сносили, поскольку тот прославлял хозяев в стихах, которые тут же на пиру сочинял и декламировал.

Богач Апикий проедал целые состояния, питаясь самыми изысканными продуктами. Специально для него на кораблях привозили александрийских омаров и гигантских креветок из Смирны. Однажды ему рассказали, что самые большие креветки водятся у берегов Ливии. Апиктий, недолго думая, снарядил корабль и отправился в Африку. Приблизившись к берегам Ливии, он встретил рыбаков, посмотрел на их улов и решил, что креветки все же мелковаты. Он тут же отправился обратно, даже не сойдя на берег.

Философ Аристокен полагал, что главная цель жизни человека – это наслаждение, а счастье – это совокупность всех наслаждений. В соответствии со своей философской доктриной он посвятил свою жизнь неумеренному чревоугодию. О нем рассказывали, что он поливал на ночь салат в своем саду водой, смешанной с вином и медом. А утром ел готовое блюдо прямо с грядки.

Но самыми большими оригиналами в том, что касалось питания, по общему мнению всех греков были спартанцы. Их застольные обычаи и рацион были излюбленной темой античных анекдотов. Спартанский обед, сиссития, состоял лишь из очень ограниченного набора блюд, разрешенных законом. Ели спартанцы молча, всегда в одной и той же компании. Каким бы скудным ни был обед, он никогда не доедался до конца. Остатки еды выбрасывались в знак презрения к человеческим слабостям. Коронным блюдом спартанской кухни была знаменитая «черная похлебка», основным компонентом которой была свинина, сваренная в крови. Те иностранцы, кому удалось ее отведать, утверждали, что это блюдо было одним из самых суровых испытаний в их жизни.

В наше время кулинарные традиции и доброжелательная атмосфера греческого застолья привлекают многочисленных туристов не менее чем античные руины и романтичные пейзажи. Греческая кухня не только вкусна, но и по праву считается одной из самых полезных. За более чем четыре тысячи лет своей истории она впитала в себя опыт многих поколений, а некоторые рецепты современных блюд восходят к эпохе мифов и легенд, когда по земле Эллады еще ходили боги и герои. И если на вашем столе оказался сыр Фета, не забудьте помянуть добрым словом циклопа Полифема, который по преданию первым научился его делать.

Источник

Кухня Древней Греции: что ели философы и гетеры

что пили древние греки. Смотреть фото что пили древние греки. Смотреть картинку что пили древние греки. Картинка про что пили древние греки. Фото что пили древние греки

что пили древние греки. Смотреть фото что пили древние греки. Смотреть картинку что пили древние греки. Картинка про что пили древние греки. Фото что пили древние греки

что пили древние греки. Смотреть фото что пили древние греки. Смотреть картинку что пили древние греки. Картинка про что пили древние греки. Фото что пили древние греки

что пили древние греки. Смотреть фото что пили древние греки. Смотреть картинку что пили древние греки. Картинка про что пили древние греки. Фото что пили древние греки

что пили древние греки. Смотреть фото что пили древние греки. Смотреть картинку что пили древние греки. Картинка про что пили древние греки. Фото что пили древние греки

что пили древние греки. Смотреть фото что пили древние греки. Смотреть картинку что пили древние греки. Картинка про что пили древние греки. Фото что пили древние греки

что пили древние греки. Смотреть фото что пили древние греки. Смотреть картинку что пили древние греки. Картинка про что пили древние греки. Фото что пили древние греки

что пили древние греки. Смотреть фото что пили древние греки. Смотреть картинку что пили древние греки. Картинка про что пили древние греки. Фото что пили древние греки

Мы продолжаем цикл статей о кулинарии древнего мира. Итак, вы — герой попаданческой фантастики, и на сей раз вас занесло в страну, где всё есть — но больше всего статуй, философов и спортсменов. Чем вас накормят в Древней Греции?

Вы за здоровый образ жизни: физкультура-диета, без ГМО и консервантов? Тогда, уважаемые попаданцы, добро пожаловать в Элладу!

Сладкие пончики? Забудьте! Долгое время из пшеничной муки в Древней Греции были только пресные булки и облатки, а из ячменной, предварительно обжаренной, — лепёшки. Использовалась мука грубого помола с добавлением отрубей — сейчас такой хлеб называют «цельнозерновым» и считают полезным для пищеварения. Про пышное дрожжевое тесто можете не вспоминать: вместо дрожжей долгое время брали — если вообще брали — винную закваску.

Когда будете жевать эту подошв… этот полезный продукт — смочите лепёшку вином (конечно, разбавленным — вы же не варвары!). Если хочется подсластить себе жизнь — намажьте мёдом. Но лучше положите козий или овечий сыр. И возьмите пригоршню оливок. Поздравляем, вы позавтракали. Излишества вредят, да. Водой запить не возбраняется. Следующая трапеза — через четыре-пять часов. Привыкайте.

что пили древние греки. Смотреть фото что пили древние греки. Смотреть картинку что пили древние греки. Картинка про что пили древние греки. Фото что пили древние греки

Персефона и Аид, скромная семейная трапеза богов (об особенностях создания этой семьи умолчим)

И это ещё не худший вариант того, что вас может ожидать, — это завтрак среднего класса. В меню бедняков входили, по нашим понятиям, малосъедобные вещи: цветы мальвы и люпина, например, или кузнечики.

Уважаемые попаданцы, если в Древней Греции вам подадут чёрствый хлеб — не считайте, что хозяин жмот. Наоборот, он заботится о вашем здоровье — чёрствый хлеб считался целебной едой при желудочных заболеваниях, спазматических болях и так далее. Видимо, вы сегодня выглядите не лучшим образом — примите к сведению и поблагодарите за внимание. И не отказывайтесь от хлеба, каким бы чёрствым он ни был: греки считали, что это может вызвать гнев богов!

Но не всё и не всегда было плохо и скудно. Ведь первую в мире поваренную книгу написал грек Архестрат в 330 году до нашей эры. А самый древний из сохранившихся кулинарных рецептов — от сицилийского повара Митека — ещё старше: V век до н. э. Вот он, адаптированный к современным реалиям:

Возьмите морского окуня, отрубите голову и хвост, очистите его от внутренностей, костей и кожи. Со всех сторон смажьте оливковым маслом, посыпьте крошками хлеба и рубленым зелёным луком. Положите на противень или в форму для запекания. Сверху покрошите брынзы или сыра — и ставьте запекаться, пока рыба не пропечётся полностью.

Кулинарные рецепты в древней Греции порождали споры «кто правильнее готовит». Так, упомянутый Архестрат был категорически против совместного запекания сыра и рыбы, считая, что это портит вкус блюда и что при запекании надо ограничиться зеленью и маслом. До сих пор есть люди, яростно отстаивающие и эту, и противоположную точку зрения!

С рыбой в Древней Греции — стране приморской — было неплохо. Угорь и барабулька, тунец и скат, рыба-попугай и рыба-меч — кто только не встречался на столах древних греков! А также осьминоги, креветки, морские ежи, каракатицы, устрицы… Но мясо греки (как и египтяне) долгое время ценили гораздо больше рыбы и морепродуктов. Дары моря считались пищей бедного люда и женщин. Для мужчины-воина рыба и моллюски на столе были постыдными: «Это ж надо было так оголодать…»

Вскоре, однако же, все в корабле истощились запасы.
Стали товарищи волей-неволей ходить на охоту.
Начали птицу ловить и всё, что до рук доходило;
Рыбу ловили крючками: терзал жесточайший их голод.

Потом ситуация изменилась. Спрос на рыбу так вырос, что ловцам приходилось отправляться в Чёрное море — в Средиземном рыбы на всех не хватало!

что пили древние греки. Смотреть фото что пили древние греки. Смотреть картинку что пили древние греки. Картинка про что пили древние греки. Фото что пили древние греки

На таком блюде подавали рыбу. С сыром или без

Мясо греки любили всегда. Те, кто не мог держать скот, охотились на оленей, зайцев, диких коз. Люди побогаче выращивали свиней, овец, коров. Животных могли приносить в жертву богам во время массового жертвоприношения — гекатомбы. При этом сжигали кости и жир, а мясо шло тем, кто устраивал жертвоприношение.

Незазорной для воинов едой была и птица — как дичь (включая, например, ласточек, жаворонков и воробьёв), так и домашние куры, гуси и утки. Птиц разводили и ради яиц, причём ценились как куриные и перепелиные, так и экзотика: яйца фазана и египетского гуся.

Особое место в древнегреческой кулинарии занимала спартанская чёрная похлёбка. Готовили её из свинины, свиной крови, уксуса и соли, причём спартанским поварам категорически запрещалось готовить из мяса что-либо, кроме неё (ослушавшихся отправляли в изгнание). В Спарте чёрную похлёбку весьма ценили и угощали ею только уважаемых пожилых людей. В прочей Греции она считалась настолько отвратительной на вкус, что стала поводом для шуток вроде: «Почему спартанцы не дорожат жизнью в бою? Если есть чёрную похлёбку, жить уже и не хочется!»

что пили древние греки. Смотреть фото что пили древние греки. Смотреть картинку что пили древние греки. Картинка про что пили древние греки. Фото что пили древние греки

Герой Агамемнон разгневал богиню Артемиду, убив её любимого оленя. А что делать, есть-то хочется!

Любили греки и овощи. Руккола и орегано, кресс-салат и фенхель, латук и артишоки — это не цитата из меню хипстерского ресторана XXI века. Это обычная зелень на столе эллина тысячелетия назад. А ещё огурцы и редиска, капуста и сельдерей.

Не хуже, чем с овощами, обстояло дело и с фруктами, свежими и сушёными, а также с орехами: яблоки, айва, груши, сливы, гранаты, финики, миндаль… Инжир вообще считался «божественным», и его запрещали вывозить из Афин под страхом наказания.

И, конечно, оливки. Оливковое масло — один из продуктов, прославивших Грецию. Использовалось оно везде, и не только для еды: маслом скульпторы обрабатывали мрамор, масло использовали как основу для красок, оно входило в состав лекарственных снадобий и косметики. А низкосортное масло третьего отжима сжигали в светильниках.

Грецкие орехи в то время для греков были экзотикой из дальних краёв, дорогой и редкой. А гречневой крупы греки и вовсе не знали!

Славилась Греция и винами. История виноделия тут насчитывает четыре тысячи лет — можно представить, сколько сортов было создано за это время! Белые, розовые и красные, сухие и сладкие, креплёные изюмом и с добавлением смолы… Правда, у эллинов полагалось разбавлять вино водой минимум на две трети. Даже разбавление пополам считалось моветоном, пить же вино в чистом виде было варварством, недостойным эллина. Ну, кроме как на Дионисиях — празднествах в честь бога виноделия: там о приличиях и речи не шло. Гуляют все!

что пили древние греки. Смотреть фото что пили древние греки. Смотреть картинку что пили древние греки. Картинка про что пили древние греки. Фото что пили древние греки

Так праздновались Дионисии. Пей и радуйся!

У греков был устоявшийся распорядок: как, когда и с кем принимать пищу. Рано утром — лёгкий завтрак в кругу семьи, когда даже женщины могли сидеть за одним столом с мужчинами. Точнее, именно они и сидели, а мужчины полулежали на специальных кушетках — апоклинтрах.

В середине дня наступало время второго завтрака. Каким он будет — зависело от периода истории и того, насколько занят конкретный грек. Второй завтрак мог быть перекусом на рабочем месте (например, на агоре) — тогда обходились «фастфудом»: лепёшки, брынза, оливки, мелкая жареная рыба, сухофрукты. В кругу домочадцев подавали более обильную пищу. Но всё равно второй завтрак считался промежуточным, несерьёзным.

Другое дело — обед (когда день начинает клониться к вечеру) и ужин (когда темнеет). Это время хорошенько подкрепиться мясными блюдами и созвать гостей. Греки не одобряли людей, которые едят в одиночку. Про таких говорили: «Он не ест, лишь наполняет свой бурдюк». Совместная же трапеза — симпосион — была отличным поводом пообщаться с друзьями. Само слово «друг» («синтрофос») в переводе с греческого означает «сотрапезник».

что пили древние греки. Смотреть фото что пили древние греки. Смотреть картинку что пили древние греки. Картинка про что пили древние греки. Фото что пили древние греки

Симпосионы не были общесемейными — они проходили на мужской половине дома. Туда или вовсе не пускали женщин, или приглашали только гетер, флейтисток и танцовщиц. Как правило, на пирушках было от трёх до девяти участников — «не меньше числа харит, не больше числа муз» (рабы в счёт не шли). Сначала подавали холодные и горячие закуски, потом основные блюда — мясо, рыбу и овощи. Далее рабы уносили столы с едой и приносили гостям ароматную воду, чтобы те могли умыться, и венки цветов. В трёх сосудах-кратерах смешивали вино с водой — его жертвовали богам, героям и отдельно Зевсу-громовержцу.

Я должен смешать три чаши: одну во здравие, вторую за любовь и удовольствие, третью — для хорошего сна. Выпив три чаши, мудрые гости отправляются по домам. Четвёртая чаша уже не наша, она принадлежит насилию; пятая — шуму; шестая — пьяному разгулу; седьмая — подбитым глазам; восьмая — блюстителям порядка; девятая — страданиям и десятая — сумасшествию и крушению мебели.

Эвбул, IV век до н. э.

После ритуала переходили к развлекательной части симпосиона: распорядитель пира (симпосиарх) определял порядок речей, состязаний и игр. Тем временем рабы возвращали столы, на которых был сервирован десерт — фрукты, орехи, сыр, солёная и сладкая выпечка.

Популярной игрой на таких пирушках был коттаб — состязание в меткости. Игрок должен был так выплеснуть остатки вина из своего кубка, чтобы они точно попали в специальный металлический сосуд-коттабий, не пролились по дороге, пролетели по максимально изогнутой траектории и ещё и зазвенели при попадании в цель. Много вина было у этих древних греков…

что пили древние греки. Смотреть фото что пили древние греки. Смотреть картинку что пили древние греки. Картинка про что пили древние греки. Фото что пили древние греки

Гречанка, играющая в коттаб, VI век до н. э.

А что делали женщины, пока мужчины пьянствовали на симпосионах? Печально сидели в гинекеях, пряли-ткали-вязали, а потом рассказывали на базаре подругам, что их мужья — козл… большие интеллектуалы? Бывало и так. Но бывало и по-другому.

Древняя Греция была не единой страной, а цивилизацией из множества государств — весьма разных, в том числе и по своим обычаям. В городах Эолиды, что в Малой Азии, женщины жили куда свободнее, чем в других областях Эллады. Они образовывали женские содружества-фиасы, где женщины обучали девушек стихосложению, музыке, танцам и служению богиням. И, конечно, собирались чисто женской компанией на пирушки.

Что на них происходило, известно плохо, — но кое-что мы всё-таки знаем благодаря самой известной руководительнице такого фиаса: поэтессе Сафо с острова Лесбос. Так, трезвенницами эолийки точно не были — пили вино и радовались ему не меньше мужчин. С удовольствием ели фрукты. А наряду с цветочными плели венки из… укропа.

В третьей и финальной части статьи мы расскажем, что ели в Древнем Риме!

А пока можно перечитать первую:

что пили древние греки. Смотреть фото что пили древние греки. Смотреть картинку что пили древние греки. Картинка про что пили древние греки. Фото что пили древние греки

Кухня Древнего Египта: что ели фараоны

Допустим, вы попаданец и оказались в далёком прошлом. Чем вас накормят в краю пустынь и пирамид?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *