что пили мушкетеры у дюма
Вино в мушкетерской трилогии ч.1
В этой статье подытоживаются упоминания о вине в мушкетёрской трилогии, узнать о вине в трилогии «трех Генрихов и одного Шико» можно в соответствующем разделе.
Замечание первое и последнее. Важное.
1. Есть вино эпохи описываемых событий.
2. Есть вино, имевшее честь быть употреблённым г-ном Александром Дюма в XIX веке.
3. Также, сейчас вы можете приобрести во Франции, Испании и иных странах или в месте своего проживания вино, именующееся анжуйским, бургундским, хересом, малагой и т.п. (см. этикетку).
Эти три категории вина имеют мало общего как с точки зрения процесса изготовления, так и с точки зрения ценности, цвета, послевкусия и так далее.
«Три мушкетера»
Часть I.
Опускаю упоминание о вине в главе I, ибо оно входит в состав бальзама д’Артаньяна и происхождение его неизвестно; здесь это продукт брожения винограда и не более. )
Вино, опять же без упоминания региона, встречается в главе VII:
«Случалось, в самый разгар пира, когда все в пылу беседы, возбужденные вином, предполагали еще два, если не три часа просидеть за столом, Арамис, взглянув на часы, поднимался и с любезной улыбкой на устах прощался с присутствующими…»
Отсюда уже можно предположить, что Арамис – самый малопьющий из всей четвёрки. И это правда.
В главе IX появляется, наконец, некая конкретика:
«— Планше, — сказал д’Артаньян, обращаясь к своему слуге, который, приоткрыв дверь, просунул в щель голову, надеясь уловить хоть отрывки разговора, — спуститесь вниз к владельцу этого дома, господину Бонасье, и попросите прислать нам полдюжины бутылок вина Божанси. Я предпочитаю его всем другим».
Через несколько строк:
«— Дело неплохое, — сказал Атос, с видом знатока отхлебнув вина и кивком головы подтвердив, что вино хорошее».
«Будь вино плохое, начальник стражи, быть может, усомнился бы в искренности д’Артаньяна, но вино было хорошее, и он поверил».
Божанси (Beaugency) – это восточная Луара, то есть вино можно отнести к семейству анжуйских вин. Оно могло быть красным, розовым или белым, но наиболее популярно именно белое. Вина из-под Орлеана (а Божанси находится в 25 км от Орлеана), по свидетельству Мандру (спасибо LS за наводку!) во времена д’Артаньяна входили в тройку лучших, наряду с бургундскими и винами Иль-де-Франса. Во времена Дюма ситуация изменилась: в «Кулинарном словаре» вина Божанси записаны лишь в ординарные.
Далее мушкетёры пьют, без указания места происхождения вина, по дороге в Лондон, д’Артаньян также пьёт в главе XXIII, когда пропадает г-жа Бонасье, и мы понимаем, что здесь сорт как раз и не важен.
Арамис в главе XXVI, наконец-то понимает, что мир – это не склеп и требует четыре бутылки старого бургундского:
«Спроси шпигованного зайца, жирного каплуна, жаркое из баранины с чесноком и четыре бутылки старого бургундского!»
Чёрт возьми, весь этот набор мне чрезвычайно по душе. У аббата губа не дура. Бургундское уже в те времена было безоговорочным лидером среди французских вин. Дюма неоднократно упоминает в своих произведениях, что только бургундское является вином для настоящих мужчин (в противовес бордо, например). Единственное, что меня смущает — это то, что вино старое. Даже в XVIII веке вино считалось испорченным после пяти-шести лет хранения (Фернан Бродель, «Структуры повседневности»). В знаменитой французской «Энциклопедии» XVIII века также говорится, что вина, хранящиеся дольше четырёх-пяти лет, могут считаться испорченными. Вообще в те времена вопрос о выдержке вин вставал очень редко: большинство виноделов владели очень небольшими погребами, которые надо было опустошить к следующему урожаю, поэтому вина продавались так быстро, как только возможно. Какие-то сорта вин хранятся лучше, какие-то хуже. И в тех редких случаях, когда вино выдерживалось перед продажей, это почти всегда делал виноторговец. Выдержанные старые вина начали приобретать популярность лишь на рубеже XVIII и XIX веков. Но не будем обвинять Дюма в анахронизме – быть может Арамис провидел будущее и был одним из первых ценителей выдержанных напитков. )
А вот, что тем временем происходит в Амьене:
«— Если еще осталось вино, — раздался насмешливый голос Атоса».
Мы узнаём, что Гримо хорошо вымуштрован, и пил из бочки, а не из бутылок. И читатель вполне осознаёт коварство писателя, который не упоминает, с какого такого вина Атос поведал своему другу д’Артаньяну историю миледи. Вполне вероятно, что виной всему было не качество, а количество… Впрочем, в следующей главе есть намёк, что это было бургундское:
«Прежде всего, оно было сделано человеком совершенно пьяным человеку пьяному наполовину; и тем не менее, несмотря на тот туман, который плавает в голове после двух-трех бутылок бургундского, д’Артаньян, проснувшись на следующее утро, помнил каждое слово вчерашней исповеди так отчетливо, словно эти слова, одно за другим, отпечатались в его мозгу».
Далее (глава XXVIII) – пунктиром – Арамис упоминает, что напоил кюре и иезуита (надеюсь, не бургундским). В Кревкере же Атос закупает некое испанское вино, («шестьдесят бутылок которого Атос велел погрузить в фургон слуг»), и в дальнейшем граф будет цедить его почти до конца романа. Портос заставляет друзей есть конину под отборное, но безымянное вино. Сомнительная для гурмана трапеза!
Часть II.
В главе I д’Артаньян пьёт с лордом Винтером опять же испанское вино. Я очень уважаю, скажем, вина региона Риоха, но гасконец на редкость не патриотичен. Хотя Риоха ближе к Гаскони, чем та же Бургундия или Божанси.
«Он тоже выпил полстакана этого вина, которое здесь так берегли, и узнал в нем отвратительный монрейльский напиток, вызывающий ужас у людей с тонким вкусом».
На форуме уже всесторонне обсуждён данный момент. Резюмирую: в те времена вина региона Иль-де-Франс (а Монтрейль в двух шагах от Парижа) ценились, во времена Дюма – уже нет. То ли это анахронизм, коими часто грешил Дюма, то ли попытка писателя показать чрезвычайную скаредность мэтра Кокнара, покупающего даже на такие праздники дешёвый уксус.
Кстати, в «Двадцать лет спустя» в том переводе, которым я располагаю, вино становится монТрейльским, но остаётся отвратительным. ) К XIX веку Монтрейль был знаменит своим фарфоровым производством, но никак не вином (см. Гюго, «Отверженные»). В качестве дополнительной информации, не имеющей отношения к теме: возле Монтрейльских ворот находится один из наиболее знаменитых блошиных рынков современного Парижа.
Впрочем, я отвлёкся. IV глава. Д’Артаньян опять изменяет своим анжуйским вкусам.
«— С большим удовольствием! — ответил д’Артаньян. — Мы давно уже не видели приличного обеда. К тому же мне предстоит сегодня вечером довольно рискованное предприятие, и признаться, я не прочь слегка подогреть себя несколькими бутылками старого бургундского».
В главе X Атос продолжает маленькими глотками допивать бутылку испанского вина. Как средней руки любитель вин, могу сказать, что так пьют только напиток, который ОЧЕНЬ нравится. Алкоголики так не пьют. )
Глава XII. «Анжуйское вино».
«Господа Атос, Портос и Арамис устроили у меня пирушку и славно повеселились, но при этом так нашумели, что комендант, человек очень строгий, заключил их под стражу на несколько дней. Тем не менее я выполняю данное ими приказание и посылаю вам дюжину бутылок моего анжуйского вина, которое пришлось им весьма по вкусу. Они просят вас выпить это вино за их здоровье».
Далее анжуйское вино называется в тексте «чудесным», «слабеньким вином с анжуйских виноградников», мы узнаём, что Атос предпочитает его всем прочим, « когда у меня нет ни шампанского, ни шамбертена». А Портос тут же называет д’Артаньяна лакомкой. То есть вино не самое плохое. ) Рискну предположить, откуда у гасконца любовь к анжуйским винам (вспомним его пристрастие к вину Божанси того же региона в самом начале романа). Причина, как мне кажется, в вине из винограда сорта сюрен, произраставшего в окрестностях Вандома (не путать с похожей по произношению деревней под Парижем). В своём кулинарном словаре Дюма пишет, что «Этот виноград даёт очень приятное белое вино, которое гурманы держат в своих погребах. Генрих IV привозил это вино ко двору, находя его очень хорошим. Так что во время правления этого монарха все пили вино из винограда сюрен». Получается логическая цепочка: отец д’Артаньяна был современником Беарнца, сам попивал модное «слабенькое вино с анжуйских виноградников», а потом познакомил с ним и сына. Откуда ещё у восемнадцатилетнего гасконского юноши, неопытного по части вин, могли взяться такие пристрастия, как не от отца?
Теперь об Атосе. По его словам вот тройка лидеров: шампанское, шамбертен и анжуйское. Позвольте, а где испанское вино, которое он (и не только он) последовательно употребляет на протяжении всего повествования? Шамбертен – продукт верхней Бургундии, красное вино, которое ценилось всегда и во все времена. Тут вопросов нет. Но ставить первым шампанское? Речь не идёт не о нынешнем шампанском, с пузырьками, а о вине географического региона Шампань. Шампанские вина в те времена, согласно Мандру, в лучшем случае входили в десятку. Неясно, что хотел показать здесь Дюма, говоря о пристрастии графа к продукции шампанских виноделов…
Осадок от отравленного вина сказался, и четыре друга вспоминают о вине лишь в главе XVI. Бастион Сен-Жерве. Итак,
«Дело оказалось не таким прибыльным, как трактирщик думал сначала, но он наверстал свое, всучив четырем участникам завтрака две бутылки анжуйского вина вместо шампанского».
Мы понимаем, что тогда шампанское ценилось выше анжуйского, по мнению Дюма. ) Подмену обнаруживает Атос в следующей главе и ругает трактирщика. Почему? Только что он говорил, что пьёт анжуйское за неимением шампанского. Граф непоследователен в своих пристрастиях. Как бы то ни было, мушкетёры вино пьют, трактирщик, кажется, не наказан. Наверное, анжуйское оказалось неплохим. )
Знаменитая фраза Атоса
«…никогда будущее не представляется в столь розовом свете, как в те мгновения, когда смотришь на него сквозь бокал шамбертена».
– из главы под номером XVIII. Ни добавить, ни убавить. Шамбертен, зараза, действительно хорош, но недёшев. Всего восемь вин субрегиона Кот-де-Нюи имеют право писать на своей этикетке слово «шамбертен». Это вино предпочитал прочим Наполеон. Наверное, будущее также представлялось ему в розовом свете… Имейте в виду – шамбертен склонен к обману!
Неожиданно в главе XXI кардинал застаёт наших героев за интересным занятием.
«Трое остальных были заняты тем, что снимали смолу с горлышка огромной, оплетенной соломой бутыли колиурского вина; это были слуги наших молодых людей».
Колиур – городок в Русильоне, известен своими прекрасными (для этого региона) сухими красными винами со времён римлян. Правда, буквально на этой же странице Русильон превращается в Бордо (хоть и недалеко, но неправильно):
«— Бедные глупцы! — заметил Атос, осушая стакан превосходного бордоского вина, которое хотя и не пользовалось в то время такой доброй славой, как теперь, но заслуживало ее не меньше нынешнего».
Ага! Дюма возлагает на графа де ла Фер обязанности почти что сомелье. ) Атос признаёт превосходным (щёлкает языком двумя строчками ниже) вино, которое стало считаться более-менее приличным лишь во времена Дюма. Правда, чуть ниже, Гримо запивает этим вином бумажку по приказанию Атоса. Фи…
Многодневное заключение миледи. Опять нам попадается некое испанское вино, которое пьёт пленница в первый день, после чего к ней возвращается «вся её решимость». Согласен. Всё, что содержит виноград сорта Темпранильо рекомендую тем, кто теряет решимость. ) На второй день заключения лорд Винтер догадывается, что
«…должно быть, мое испанское вино бросилось вам в голову. Впрочем, не волнуйтесь: такое опьянение неопасно и не приведет к пагубным последствиям».
Как вы знаете, он жестоко ошибался. Англичане всегда недооценивали вино.
В главе XXX д’Артаньян собирается выпить стакан неизвестного вина в Аррасе, но узнаёт Рошфора в проезжающем всаднике, в XXXIII главе миледи потчует г-жу Бонасье опять же испанским вином, и из человеколюбия позволяет бедняжке закусить:
«Миледи знаком пригласила ее сесть за стол, налила ей рюмку испанского вина и положила на тарелку грудку цыпленка.
— Смотрите, как все нам благоприятствует! — заметила она. — Вот уже темнеет; на рассвете мы приедем в наше убежище, и никто не догадается, где мы… Ну полно, не теряйте бодрости, скушайте что-нибудь…
Госпожа Бонасье машинально проглотила два-три кусочка и пригубила вино.
— Да выпейте же, выпейте! Берите пример с меня, — уговаривала миледи, поднося ко рту свою рюмку».
Чуть позже в вино добавляется яд:
«Вдруг она остановилась, глаза ее сверкнули недобрым огнем; она подбежала к столу и высыпала в рюмку г-жи Бонасье содержимое оправы перстня, которую она открыла с удивительной быстротой.
Это было красноватое зернышко, которое сразу же растворилось в вине.
Потом она твердой рукой взяла рюмку и сказала:
— Пейте, это вино придаст вам силы! Пейте!
И она поднесла рюмку к губам молодой женщины, которая машинально выпила.
«Ах, не так мне хотелось отомстить! — сказала про себя миледи, с дьявольской улыбкой ставя рюмку на стол. — Но приходится делать то, что возможно».
Как я понял из этой фразы, миледи сожалеет о том, что для мести пришлось воспользоваться именно испанским вином.
И, наконец, мы застаём Атоса в заключительной главе – правильно – за стаканом столь популярного в книге испанского вина (Лелуар и для сравнения Кусков)):
«Действительно, в тот же вечер д’Артаньян отправился к Атосу и застал его за бутылкой испанского вина — занятие, которому Атос неукоснительно предавался каждый день».
Кстати, не факт, что здесь речь о том самом вине, шестьдесят бутылок которого он вывез из Кревкера. Вообще, количество упоминаний в «Трёх мушкетёрах» об испанских винах зашкаливает. Итальянское вино, согласно Броделю, было, например, более популярно в те времена, чем испанское, но о нём в книге нет ни слова. Что же это за испанское вино такое, которое не прочь употребить все: от лорда Винтера до Атоса? Это могли быть как крепкие малага, мадера или херес, обязанные своей популярностью англичанам, так и аликанте, беникарло, пакарет, рота, оливенц, вальдепеньяс и прочие (взято из кулинарного словаря Дюма). Точных отсылок к сорту в первой книге трилогии нет. Но в дальнейшем Дюма частично восполнит этот недостаток, и некоторые из испанских вин мы увидим на сцене.
Что пили мушкетеры у дюма
Здравствуйте уважаемые.
Вчера мы с Вами начали интересную на мой взгляд тему:https://id77.livejournal.com/1801790.html и поговорили о пристрастиях Атоса. Сегодня вспомним о вкусах остальных 3 друзей 🙂
18 летний житель Беарна д’Артаньян несмотря на свою молодость и некоторую провинциальность, оказывается неплохим знатоком вин. Хотя, возможно, это уже парижский налет и посиделки с друзьями, а также советы гвардейцев из полка господина дез Эссара. 🙂
Юный герой предпочитал Анжуйское. Причем интересно, что не красное и розовое, которым особо ценится этот винодельческий регион, а. белое. Эстет, просто эстет :-)) Причем с годами эта эстетская привычка не только укоренилась, но и стала доминантной. Помните цитату из «Виконт де Бражелон» ч.I, «Что д`Артаньян собирался делать в Париже»:
«Лавочник достал из-за дров бутылку анжуйского, которое д`Артаньян предпочитал всем другим винам»
В отличие от двух своих друзей, 23 летний Рене, будущий генерал ордена Иезуитов, шевалье (аббат) д’Эрбле, епископ Ваннский и герцог д’Аламеда, которого все мы помним под прозвищем Арамис, много вина не пил. Об этом так прямо и говорится в тексте: «Случалось, в самый разгар пира, когда все в пылу беседы, возбужденные вином, предполагали еще два, если не три часа просидеть за столом, Арамис, взглянув на часы, поднимался и с любезной улыбкой на устах прощался с присутствующими…»
Или же
«Арамис всегда был очень воздержан в пище, но на этот раз он оказал честь великолепному завтраку Безмо; только вина он пил мало».
У него были совсем другие страсти и предпочтения :-))) Однако, когда приходилось выбирать-он брал бургундское. Не только вот тут вот: «Спроси шпигованного зайца, жирного каплуна, жаркое из баранины с чесноком и четыре бутылки старого бургундского!».
Хотя старое вино в те года не ценилось вообще. Пили молодое и бутылки не хранили. Эта мода пришла только в конце 17 столетия- не раньше. Хотя, возможно, утонченный эстет Арамис просто опередил свое время.
Бургундское ныне по ценности король вин. Из 100 самых дорогих вин мира, где то 60 позиций именно у Бургундского. Это винодельческий район на востоке Франции.
Правила, гарантирующие высокое качество бургундских вин, были введены в период правления четырех герцогов Бургундских, c 1342 по 1477 год.
В названиях вин часто встречается слово «Кло», что в переводе означает «огороженное пространство». Эта историческая традиция до сих пор соблюдается в Бургундии – виноградники огораживали каменными стенами для сохранения микроклимата участка.
Земельные участки здесь крайне раздроблены, соседство разных геологических пород объясняет богатство ароматической и вкусовой палитры бургундских вин.
Более простой, географический подход к винодельческой Бургундии выделяет 4 основных зоны с севера на юг: виноградники Йонны (или нижней Бургундии, включают Шабли и Божоле), Кот-д’Ор (сюда входят Кот-де-Нюи и Кот-де-Бон), Кот-Шалоннез и Маконнэ.
По классификации делятся на
Региональные вина – всегда имеют в названии слово Bourgogne. Это собственно бургундское. Региональные вина могут происходить из любого виноградника в Бургундии или со значительной ее части.
Коммунальные вина – более высокая ступень. Вина носят названия коммун или деревушек и могут происходить только с принадлежащих им участков.
Премье-крю (premier cru) во всех случаях (кроме премье-крю шабли) эти вина носят название конкретных виноградников (клима). Добавление к названию виноградника слова monopole обозначает, что весь премьер-крю принадлежит одному виноделу.
Гран-крю (grand cru) –- вершина бургундских вин. Только 33 участка Бургундии имеют этот престижный статус. Все гран-крю имеют статус самостоятельного апелласьона (наименование вина и территории его производства). Исключение составляют гран-крю из Шабли, где внутри гран-крю выделяется несколько клима.
Это вино из Иль-де Франса и какие то у автора с ним плохие ассоцииации :-)) Ну да ладно.
Портос настолько верный друг, что сначала у себя в Уазе пытается создавать хорошее вино, а потом видя, что оно не по вкусу бывшим мушкетерам,специально собирает дорогие и качественные напитки у себя в подвале, которое и завещает друзьям в Глава XXXVI «Виконта де Бражелона»:
«5. Из анжуйских вин, собранных для Атоса, который их когда-то любил, из бургундских, шампанских, бордоских, а также испанских вин, находящихся в восьми подвалах и двадцати погребах различных моих домов;…»
Вот такой человек.
На этом, пожалуй, раскланяюсь. Надеюсь, Вам было интересно 🙂
Приятного времени суток.
Как жили королевские мушкетеры? Что ели, что пили, как одевались?
Е.Бунтман ― Добрый день! Это программа «Дилетанты» и я ее ведущий, Евгений Бунтман. Программа эта будет посвящена королевским мушкетерам. Последний номер «Дилетанта» как раз тема номера — это мушкетеры, здесь есть много и про подвеску королевы, и про осаду Ла-Рошеля. А теперь мы представим портрет мушкетера, чем он занимался, как жил, с кем жил, как одевался, что ел, что пил и так далее. У нас в студии Екатерина Глаголева, писатель, автор книги «повседневная жизнь королевских мушкетеров» среди многих ее книг. Екатерина, добрый день!
Е.Глаголева ― Здравствуйте, Евгений!
Е.Бунтман ― Давайте попробуем составить портрет среднестатистического мушкетера, кто он и как выглядит.
Е.Глаголева ― Портрет мушкетера сильно менялся в зависимости от эпох, вы же знаете, что королевские мушкетеры, как подразделение военное, просуществовали полтора века, и за это время менялись и моды, и облик, и принципы наборов в мушкетерские роты, поэтому давайте начнем с самого начала, объясним кто такие королевские мушкетеры, почему они королевские, чем они отличаются от обычных мушкетеров.
Е.Бунтман ― И почему мушкетеры.
Е.Бунтман ― Это более легкое вооружение.
Е.Бунтман ― А как это лично отбирал король? То есть Людовик тринадцатый с каждым беседовал, получается?
Е.Глаголева ― Людовик Тринадцатый был король-воин, он присутствовал при основных сражениях, он был хорошим артиллеристом, он видел атаки, он хотел даже сам возглавить атаки, но во время той же самой Осады Ла-Рошеля его просто отговорили придворные. То есть он мог физически наблюдать офицеров и солдат в бою и видел как кто себя ведет, кто первым ворвался на стену к вражеской крепости, кто с флагом бежал…
Е.Бунтман ― То есть не просто проявить себя, а еще на глазах у короля лучше всего…
Е.Глаголева ― На глазах у короля.
Е.Бунтман ― Проявить себя.
Е.Глаголева ― Естественно, он мог и поговорить с военачальниками, которым доверял, ему кто-то мог кого-то порекомендовать, но в принципе он знал всех этих людей лично, видел их в деле. И когда он им предлагал перейти в эту роту, то это был знак внимания короля уже профессиональному военному.
Е.Бунтман ― От Дюма и не только от Дюма, и из исторических источников мы знаем, что не только Дюма придумал, но действительно было достаточно много гасконцев, не только гасконцев, вообще южан среди мушкетеров. Почему так получилось?
Е.Глаголева ― Людовик Тринадцатый, сын Генриха Четвёртого, Генриха Наваррского, беарнца, Генрих, естественно, доверял своим землякам, они все устремились в Париж, когда Генрих Наваррский стал королем, Генрихом Четвертым, окончательно взошел на престол после этой тяжелой борьбы, естественно, что его сын, который боготворил своего отца, он полагался на советы его советников и доверял его земляком, поэтому при Людовике Тринадцатом тоже в Париже очень много было гасконцев. Кроме того, тут еще особенности жизни самих гасконских дворян. Они были бедными дворянами. Дворянин во Франции, что ему оставалось делать, ему кроме войны практически не было никакого применения, либо война, либо административная государственная служба, еще можно было стать священником, но это не каждому, во-первых, интересно, а во-вторых, там нужно было получать образование соответствующее…
Е.Бунтман ― И карьеру делать еще сложнее, чем военную или государственную.
Е.Глаголева ― Да, та же самая бедность, если брать этих гасконцев. Кадеты, кто такие гасконские кадеты, это младшие сыновья. Если старший сын наследовал поместье, замок своего отца, второй сын мог пойти по пути священнослужителя, сделать эту карьеру, получить бенефиции церковные, то младшие сыновья могли служить только в армии, ему больше ничего не оставалось, у него практически не было никакого состояния, он должен был шпагой себе заслужить какие-то деньги, чтобы купить землю. Они были, конечно, дворянами, они гордились своим дворянским происхождением, но они были страшно бедны, для них дорога в Париж была единственной возможностью сделать карьеру, вообще как-то пробиться.
Е.Бунтман ― Они как-то появлялись из ниоткуда, бедные гасконские дворяне или тоже, если смотреть документы, то получается, что значительная часть королевских мушкетеров друг другу родственники в той или иной степени?
Е.Глаголева ― Ну, как не породить родному человечку, если ты приходишь из своего Беарна, говоришь, вам привет от тети Полины, дядя говорит, хорошо, давай пока. Конечно, при Людовике Тринадцатом сразу в мушкетеры нельзя было попасть, не зря же у Дюма написано, что сначала послужил в роте дез Эссара, зарекомендовал себя как-то, а потом уже, поучаствовав в нескольких сражениях, получил мушкетерский плащ.
Е.Бунтман ― То есть мушкетеры, они на самом верху военной иерархии, гвардейской иерархии?
Е.Глаголева ― Ну, почти. Там были еще, лейб-гвардия была…
Е.Глаголева ― 100 швейцарцев, да, то есть ближнее окружение короля, мушкетеры охраняли короля вне резиденции, а когда король находился в своих резиденциях, его охраняли другие люди, то есть внутри дворцов была лейб-гвардия, стояли лейб-гвардейцы, были 100 швейцарцев, тоже элитное подразделение, но туда принимали только швейцарцев, естественно. В дальнейшем, когда уже был Людовик Четырнадцатый и изменилось отношение к службе. Главное было что, что это действительно престижные роты и туда уже стремились пристроить своих сыновей, мальчиков мажоров…
Е.Бунтман ― Уже парижских таких мажоров…
Е.Глаголева ― Уже не только парижских, а вообще, все знатные вельможи, они хотели, чтобы их сыновья служили в мушкетерах. И это уже было дорого, нужно было статус поддерживать, поэтому не каждый дворянин, который пришел пешком или приехал на кляче своей, мог попасть в мушкетеры, будь он как рыцарь Баярд без страха и упрека, потому что мушкетер сам себе покупал коня, сам себе покупал обмундирование. Единственное, что выдавали из казны, это тот самый голубой плащ с серебряным крестом. Все остальное надо было купить на свои деньги, если денег нет, то извините.
Е.Бунтман ― А откуда они берутся, если их нет? Насколько это дорого, обмундирование? Что нужно, обмундирование это что, ему нужно купить, я не говорю про новые штаны, условно говоря, беарнскому какому-нибудь нищему дворянину, вот что, одежда, сапоги, шпоры, шпагу, коня?
Е.Глаголева ― Все зависит от эпохи, естественно, потому что та же самая куртка или камзол, штаны, шпага, шляпа, все зависит от того, из чего она сшита, потому что ее можно сшить из сукна, ее можно сшить из бархата. При Людовике Тринадцатом, который сам довольствовался малым и он принял законы против роскоши, он сам одевался очень скромно. Естественно, мушкетеры тоже, выражаясь современным языком, не выпендривались, там кожаный нагрудник надевали, суконный колет, штаны, чулки, зимой несколько пар чулок, чтобы ноги не мерзли, сапоги высокие, шляпа. В общем, все такое самое простенькое, такого коричневого, в основном желто-коричневого оттенка. Если парадное, то сине-красное, потому что белое мог носить только король, и то по праздникам. Так он сам одевался как простой мушкетер.
Е.Бунтман ― То есть еще раз, это была обычная одежда, как у обычного подданного…
Е.Глаголева ― Обычного мужчины.
Е.Бунтман ― Подданного, обычного дворянина,
Е.Глаголева ― Да, но естественно, обычный дворянин, который где-то вращался в обществе, он украшал себя всякими лентами, позументами. Представьте себе что, штаны же были не на молниях, а на шнурках или на пуговицах, и вот они на этих шнурках были спереди и сзади, спереди это где шнурки туда привязывали всякие ленточки, украшали, чтобы красивее было, пряжки, всякие пуговицы.
Е.Бунтман ― Перевязь Портоса мы прекрасно помним.
Е.Глаголева ― Да, да. Вот в армии, естественно, в полевых условиях это не приветствовалось, да и не зачем.
Е.Бунтман ― Не до ленточек.
Е.Бунтман ― Как и другие многие бытовые законы Людовика Тринадцатого.
Е.Глаголева ― И он тогда пошел другим путем, разрешили и бархат, и парчу, и кружева, и все, что хотите, но только отечественного производство, то есть ни в Англии, ни в Голландии, ни в Италии, а вот отечественные кружева, лионий шелк закупаем, развиваем собственные производства и все-таки какая-то прибыль экономике. Поэтому, конечно, вот эти бантики, это была в эпоху Людовика Тринадцатого действительно мания, бантики у Портоса, он там себе на волосы повязывал, потому что мушкетеры носили длинные волосы, маленькие усики и бородка мушкетерка, но при этом волосы до плеч, тоже чтобы особо не заморачиваться.
Е.Бунтман ― Свои волосы, парики…
Е.Глаголева ― Париков не было тогда, конечно.
Е.Бунтман ― Про денежный вопрос. В номере «Дилетанта» последнем есть краткая таблица соответствия, пистолия, экю, ливры, су и так далее, у вас в книге гораздо подробнее. Чтобы определиться. Д`Артаньян приезжает в Париж в книжке и у него в кармане 15 су от отца, не все из них он до Парижа довез, насколько я помню, не 15 су, 15 экю, конечно…
Е.Глаголева ― 15 экю, да.
Е.Бунтман ― 15 экю это много или мало?
Е.Глаголева ― Это, для сравнения, мушкетеры, которые жили в казарме, то есть не имели собственного дома, выезда и так далее, они получали 39 су в день. В одном ливре 100 су.
Е.Глаголева ― То есть 39 су — это поесть и что-то там может быть себе такое небольшое купить.
Е.Бунтман ― Но не новые серебряные шпоры.
Е.Глаголева ― Но не новые серебряные шпоры. Экю там в зависимости от курса стоимость варьировалась. Но в принципе на эти деньги он бы даже не купил хорошую лошадь, а не уж то сказать, что полностью обмундировался с головы до ног. То есть он мог снять на эту сумму квартиру где-то на, смотря в каком доме, опять же, какую квартиру, на месяц. И все.
Е.Бунтман ― Ну, или пропить.
Е.Глаголева ― Я не думаю, чтобы он сразу пошел это все пропивать, ему же надо было где-то приткнуться. В общем, это была небольшая сумма. И поэтому, конечно, залезали в долги, это было обычным явлением, что все мушкетеры бедны, в долгах…
Е.Бунтман ― В долги к кому? У кого они брали деньги?
Е.Бунтман ― У ростовщиков.
Е.Глаголева ― Потому что больше никто не имел право давать деньги…
Е.Бунтман ― Есть же еще родственники…
Е.Глаголева ― Если есть родственники, если у родственников есть деньги, а то посылали именно чтобы сбагрить с рук и пускай сам как-нибудь, вот тебе отцовское благословение, бальзам, от матушки, от всех, на все случаи жизни, а дальше сам как-нибудь.
Е.Бунтман ― То есть мушкетером мог стать, полноценным мушкетером, либо очень, либо достаточно обеспеченный человек, либо очень ловкий человек или очень храбрый человек.
Е.Глаголева ― Храбрый человек, да. Храбрые люди, которых отобрал король, они жили на казенный счет в казарме, то есть им не надо было платить за квартиру, им платили вот это жалование…
Е.Бунтман ― Казармы ведь позже появились?
Е.Глаголева ― Позже, да, но при Людовике Тринадцатом, когда в походе, это была кочевая жизнь, поэтому где-то постой, у обывателей размещали или в палатках, в поле, шалаши себе поставили и жили. Они должны были жить там, где живет король, потому что они его охраняли. А когда в Париже находится, то король там и так под присмотром. Если он покидал Париж, они уезжали, не все, конечно.
Е.Бунтман ― Мушкетер сам снимает свою квартиру на улице Старой Голубятни?
Е.Глаголева ― Это уже офицер мог себе позволить, потому что у офицера все-таки было другое жалование, ему платили соответственно, когда лейтенант королевских мушкетеров, поручик королевских мушкетеров, они получали, конечно, другую сумму на руки. Потом, кроме того, мушкетеры могли выполнить какое-то деликатное поручение, которое оплачивалось отдельно. Допустим, доставить узника какого-нибудь в Пеньяроль. И чтобы никто не знал кто это и не отбили по дороге. Быстро это надо было сделать. За это, когда он выполнит поручение, ему платили отдельно какую-то сумму.
Е.Бунтман ― Вот теперь такая низменно-бытовая может быть часть, что они ели, где они ели, что они пили?
Е.Глаголева ― Опять же, все зависит от того, при каких обстоятельствах это было, потому что в походе могли довольствоваться куском хлеба и там немножко воды. На 39 су тоже особо не разгуляешься, когда особенно весь в долгах, поэтому обед мог составить просто чашку кофе с молоком и хлебец, но это были крайние обстоятельства. Во-первых, была, в Париже если они находились или в каком-то крупном городе, у местных вельмож, дворян зажиточных, была система открытого стола, то есть были люди, которые держали открытый стол, к ним можно было прийти, заявиться домой, даже незнакомым, присесть с краюшку стола и что-то такое съесть, по крайней мере. Естественно, если уже мы говорим о тех мушкетерах, которые были из зажиточных, богатых, знатных семей, то там можно было и дома у себя поесть как следует, или сходить куда-то в трактир, в ресторан. Так что…
Е.Бунтман ― Вот когда эти 40 пистолей дают, в книжке, Людовик Тринадцатый Д`Артаньяну, они делят их на четверых, как положено…
Е.Бунтман ― У него 10 пистолей, это получается 100 ливров, да?
Е.Глаголева ― Это достаточно, чтобы хорошо питаться в дороге в трактирах.
Е.Бунтман ― И надолго должно хватить, вот эти 100 пистолей, если не угощать всех подряд швейцарцев, гвардейцев?
Е.Глаголева ― Если не угощать всех подряд, то на время командировки вполне можно не голодать. То есть все же измерялось тогда в су. Опять же, если особо не объедаться, но 3 перемены блюд были обязательно, то есть супчик, такой густой даже, рыба, дичь, мясо, сыр, фрукты, вино. Потом гасконцы, которых было большинство среди мушкетеров изначального периода, по крайней мере, они были довольно неприхотливы в еде, и кстати, появление гасконцев в Париже сильно изменило правила кулинарии, привнесло в них новые продукты и так далее.
Е.Бунтман ― То есть простая деревенская кухня такая гасконская, как сейчас она гасконская или нет?
Е.Бунтман ― Летающую дичь.
Е.Глаголева ― Да. Устрицы выращивали на родине. Среди рыбы там отдавали предпочтение угрям, потому что угри считаются символ мужской силы…
Е.Бунтман ― Плюс это очень сытная еда.
Е.Глаголева ― Да, вы понимаете, что съел вроде немного, а наелся. Овечий сыр тоже такая питательная еда. И вино, которое принесли гасконцы, тоже появилась мода на бордовские вина. Бордовские вина не так быстро портятся, то есть их можно взять с собой в дорогу, в них много танинов, они укрепляют желудок, они полезны для здоровья, там были и красные вина, и белые вина…
Е.Бунтман ― А понятно насколько они отличаются от современных вин, не знаю 17 века, насколько они крепче, слаще?
Е.Глаголева ― Изначально французские вина отличались тем, что они сухие. Вот эта кислятина. Французы, когда приезжали в Италию, не могли пить итальянские вина, говорили, что очень сладко. Итальянцы не могли пить французские вина, говорили, что за вырви глаз такой. А потом французы быстрее привыкали к сладким итальянским винам и уже свое как-то не очень шло. А так бордовские вина, из них же еще, из белых вин, перегоняли арманьяк. И делали анизет, это такой ликер на травах. То есть главное было не только вкусовые качества, а польза для здоровья еще тоже. Еще говорили, что бордо действует на печень, а печень это символ здоровья, а бургундское идет прямо к сердцу.
Е.Бунтман ― Екатерина Глаголева, писатель, автор книги «Повседневная жизнь королевских мушкетеров», у нас, в программе «Дилетанты». Мы продолжим через несколько минут.
Е.Бунтман ― Это программа «Дилетанты», я ее ведущий, Евгений Бунтман, мы говорим про мушкетеров что они ели, что пили, как жили. Екатерина Глаголева — автор книги «Повседневная жизнь королевских мушкетеров» у нас в гостях, в программе «Дилетанты» на «Эхо Москвы». Еще раз напомню, что последний номер журнала «Дилетант» посвящен как раз мушкетерам. «Все за одного» — на обложке это стоит. И мы как раз говорили что они ели, где они ели, что они пили. Бургундское считалось всегда, и как сейчас, наверное, считается, неизменно благороднее…
Е.Глаголева ― Оно как-то вот так больше, так скажем, для веселья, для создания настроения романтического. Говорили, что бургундское для королей, а бордовское, оно для настоящих мужчин.
Е.Бунтман ― И дороже, надо полагать, в 17 веке?
Е.Бунтман ― Бургундское дороже, чем бордо.
Е.Глаголева ― Бургундское, возможно, да. Шампанское было совсем не такое, к которым мы привыкли сейчас. Потому что тогда еще не научились удалять осадок.
Е.Бунтман ― Это только в 18 веке, да, во второй половине?
Е.Глаголева ― Да, Вдова Клико только открыла этот способ. А тогда оно было мутное такое и тоже кислое. И когда кто-то сказал, что он выпил бутылку шампанского, на него смотрели типо а зачем ты это сделал. Жизнь заставила, да. Потому что это действительно было подвигом, только на спор можно было выпить бутылку шампанского. Вкусовые качества сильно отличались. Та же самая кислятина, да еще такой привкус с осадком. А вот бордовские вина и кагор, опять же, из Бордо, церковное вино. И гипокрас тоже пришел, был очень популярный напиток «Гипокрас», на основе сладкого красного вина с корицей, с миндалем и так далее. Его очень любил Людовик Четырнадцатый.
Е.Бунтман ― Это горячий напиток?
Е.Глаголева ― Нет, холодный.
Е.Бунтман ― То есть было вино со специями просто?
Е.Глаголева ― Вино со специями. Его также Людовик Тринадцатый делал его лично из фруктов, потому что Людовик Тринадцатый вообще был кулинар, очень разносторонний, одаренный был человек. И он делал сам. А Людовик Четырнадцатый мог подарить кому-то бутылку гипокраса, это был очень ценный подарок. Летом действительно освежает очень гипокрас.
Е.Бунтман ― И анжуйское вино надо не забывать, я не помню как точно его называл Портос, то ли оно было жиденькое, то ли слабенькое, легкое, анжуйское вино.
Е.Глаголева ― Оно легкое, оно быстрее портилось. А надо понимать, что путь из Гаскони в Париж неблизкий, если бы берешь фляжку какую-то, то она будет болтаться, во-первых, всю дорогу, и ее нужно было довести в целости, по таким ухабам, если в бочках вести какое-то другое вино, оно бы забродило, испортилось, прокисло и уже было бы совсем не то. И конечно, мы как-то все время забываем, говорим про еду, про питье. А еще был такой момент, как табак. Представляете мушкетеров, которые нюхали табак?
Е.Бунтман ― Это с какого времени примерно? Это уже, наверное, при Людовике Четырнадцатом или раньше?
Е.Глаголева ― Еще при Людовике Тринадцатом делали табакерки, тогда же, подарить табакерку это тоже был такой хороший подарок. Дружеский жест — предложить другу табакерку, чтобы он взял оттуда понюшку. Потом уже начали курить трубки. Это уже ближе к концу 17 века, появились трубочный табак, плиточный табак. Если не было трубки, то жевали.
Е.Бунтман ― А трубки глиняные?
Е.Глаголева ― Глиняные трубки, да. У Д`Артаньяна тоже была трубка такая длинная. Но длинные трубки курили дома в основном, в кабинете. А так походные появились, но это ближе к концу 17 века, короткие такие. Потому что, опять же, в походе трубку куришь, комаров прогоняешь.
Е.Бунтман ― И во время, если мушкетеры осаждают, то там их не самые приятные запахи их сопровождают.
Е.Глаголева ― Ну, да, это само собой. То есть еще такой момент, который обычно трудно себе представить, особенно нюхающими табак.
Е.Бунтман ― Почти про все радости жизни мушкетерские поговорили, кроме главной, кроме страсти. Мушкетеры и женщины. Социальное положение рядового мушкетёра, понятно, что у офицера, наверное, оно достаточно высокое, и офицер королевских мушкетеров это, могу предположить, что это человек, пользующийся уважением в обществе. На чью любовь может рассчитывать рядовой мушкетер?
Е.Глаголева ― Опять же, кто такой рядовой мушкетер в какую эпоху.
Е.Бунтман ― Ну, тогда можно при Людовике Тринадцатом, можно при Людовике Четырнадцатом.
Е.Глаголева ― При Людовике Тринадцатом были взрослые люди, он мог быть уже женат, у него могла быть жена, где-нибудь остаться в том же самом Берне или где-то еще. Если взять уже 18 век, допустим, конец, то рядовым мушкетером, например, был маркиз де Ла Файет, который был самым завидным женихом во Франции, сирота, унаследовал состояние по линии отца, по линии матери, поэтом за ним гонялись все родители девушек на выданье, вот он был мушкетером рядовым.
Е.Бунтман ― Рядовым, то есть рядовой мушкетер рядовому мушкетеру рознь.
Е.Глаголева ― Ему было 14 лет, когда он поступил в мушкетеры.
Е.Бунтман ― А в 14 лет он мог жениться?
Е.Глаголева ― Просватать, он, по крайней мере, мог просить руки, да. Очень интересные законы во Франции. Совершеннолетие наступало в 25 лет.
Е.Бунтман ― У мужчины или у женщины?
Е.Глаголева ― И у тех, и у других. К 25 годам тот же самый Ла Файет был отцом 3 детей и генералом армии США. Поэтому такие дурацкие законы, что совершеннолетие наступало позже реальных событий, когда человек проявлял себя, как взрослый. Он мог жениться, иметь детей и так далее. Поэтому все зависит от того, какую эпоху мы рассматриваем и кто такой рядовой мушкетер. Если он был богатый человек, естественно, все было к его услугам. А так всегда были женщины, которые готовы приласкать за определенную плату. Так что не были они обделены этим женским вниманием, даже если не могли позволить себе вступить в брак с кем-то.
Е.Бунтман ― А продажные женщины Парижа это кто и много ли их в эпоху, скажем, Людовика Тринадцатого, и преследовались ли они?
Е.Глаголева ― Это, как правило, при Людовике Тринадцатом были разные продажные женщины.
Е.Глаголева ― Были какие-нибудь Марион де Лорм, которые, даже кардинал Ришелье пользовался ее услугами, она брала большие деньги за них.
Е.Бунтман ― Была богаче любого королевского мушкетера.
Е.Глаголева ― Скорее всего да. Были просто какие-нибудь швеи, модистки и прочее. В основном, женщины старались попасть на содержание к мужчине, то есть это надо было найти себе постоянного кавалера, который бы оплачивал твое жилье, дарил какие-то подарки, практически брак, но в другой форме. Были даже замужние женщины и матери семейств, но они приходили откуда-нибудь из деревни в город, потому что там не было средств для существования, и торговали собой в городе, чтобы потом вернуться к мужу и детям, и принести эти деньги. То есть совершенно разные были ситуации. Опять же…
Е.Бунтман ― Как мушкетеры добывали себе пропитание шпагой, так и у женщин…
Е.Глаголева ― Кто чем, да.
Е.Бунтман ― Мушкетеры, как любовники высокопоставленных дам всевозможных, дам с положением, дам из общества, насколько это частая история?
Е.Глаголева ― Все, опять же, зависит от какой эпохи, установки, нравов, потому что в 18 веке и даже в конце 17 говорили, что у настоящей знатной дамы должно быть 3 мужчины, муж, любовник и кто-нибудь просто так, на замену.
Е.Бунтман ― И мушкетер к какой категории относился, кто-нибудь просто так?
Е.Глаголева ― Он мог и просто так быть, и мог быть любовником, смотря, опять же, какой мушкетер, из какого рода, потому что если это офицер или пользуется благосклонностью короля, то даже муж скорее всего будет поощрять этот роман своей жены, чтобы иметь хорошие связи в таком престижном военном подразделении.
Е.Бунтман ― То есть можно здесь сравнить, условно, с лейб-гвардейцами екатерининскими или елизаветинскими?
Е.Глаголева ― Да, совершенно верно, потому что элита, и при Людовике Четырнадцатом это были сыновья всяких герцогов, графов, и сами эти герцоги и графы. Другой момент, например, что не все же мушкетеры любили женщин.
Е.Бунтман ― Если жить в казармах, то это, наверное…
Е.Глаголева ― И родной брат Людовика Четырнадцатого, этот Филипп, он же тоже был, несмотря на то, что он был дважды женат, имел детей, и был очень храбрым военным, у него была такая нетрадиционная ориентация, порицаемая его братом, королем, это вообще-то преследовалось…
Е.Бунтман ― Мужеложество преследовалось?
Е.Глаголева ― Не одобрялось и порицалось, и даже, возможно, и преследовалось, все зависит от конкретного случая, положения провинившегося, а то могли и утопить возмущенные граждане в речке, потому что по-разному относились в разных местностях. Так вот, Конде, который сам был склонен к этому виду любви, он объяснил королю Людовику Четырнадцатому все преимущества этого, что если солдат живет в казарме, а у него где-то там есть жена, он будет по ней скучать, он будет рваться к ней с поля боя, а если у него все под рукой, в том числе и любовь, то он в бой пойдет гораздо радостнее и от него, как от солдата, будет больше отдачи.
Е.Бунтман ― Тем более это избавляет еще в условиях походных от бесчисленных обозных маркитанток…
Е.Глаголева ― Маркитантки для другого нужны, но да, население местное не будет так страдать, будет меньше нареканий и прочее. Так что у всего есть…
Е.Бунтман ― Резон определенный у Конде, конечно, есть. Дуэли, про законы мы говорили, всевозможные выходили законы и при Людовике Тринадцатом, и при Людовике Четырнадцатом, и насколько я понимаю, дуэли все равно продолжались и в достаточно большом масштабе.
Е.Глаголева ― Смотря какое оскорбление. Если просто наступил на ногу, вы болван, сударь, вы невежа, ах так, я требую сатисфакции, ну, чего там из-за этого, господи, царапнул по руке, кровь пролилась, все, удовлетворение получил, получил, до свидания. А если там действительно какое-то оскорбление, которое, прилюдно назвали подлецом или жену соблазнили и все об этом знают, тогда действительно они могли договориться, что до конца, кто-то один должен остаться. И при этом секунданты, они тоже должны были сражаться. То есть секундант…
Е.Бунтман ― Это обязанность?
Е.Глаголева ― Да, секундант это второй, то есть он передает вызов и должен сражаться с секундантом второго дуэлянта. Они сражались одновременно. И бывало так, что те спорщики, которые затеяли дуэль, оставались живы, а секунданты погибали. Поэтому дуэли сохранялись очень долго. Когда уж мушкетеров упразднили, распустили эти роты, а дуэли продолжались, потому что это было характерно не только для мушкетеров, а для дворян вообще. В 19 веке в серьезных случаях стрелялись на пистолетах, потому что это было более рискованно, убийственнее, стреляться с 10 шагов, меньше шансов, что человек выживет.
Е.Бунтман ― Французские депутаты, насколько я помню, до 1920-ых годов периодически устраивали дуэли между собой…
Е.Глаголева ― На шпагах?
Е.Бунтман ― Нет, на пистолетах.
Е.Глаголева ― На пистолетах. А то были на шпагах у депутатов. Последняя дуэль, по-моему, была в 1957 году…
Е.Бунтман ― На шпагах?
Е.Бунтман ― Прекрасные французские традиции. Мы говорили в основном про расцвет мушкетеров. Давайте вкратце обрисуем их историю. С этого, возможно, стоило начать, но давайте этим завершим. Появляются они в 1622 году. Это за 5 лет до Ла-Рошеля соответственно. И пропадают…
Е.Глаголева ― В 1776 упразднили указом короля Людовика Шестнадцатого.
Е.Бунтман ― Что собой представляют мушкетеры во второй половине 18 века?
Е.Глаголева ― Во-первых, еще до 18 века, надо напомнить, их распустил в 1646 году Мазарини, после смерти Людовика Тринадцатого, он управлял страной при малолетнем Людовике Четырнадцатом, и для него мушкетеры были слишком опасные…
Е.Бунтман ― Как преторианцы такие…
Е.Глаголева ― Вот именно. То есть Мазарини, он иностранец, при французском дворе, такое шаткое положение и он их опасался. Но, с другой стороны, он уже в 1650 году для своей охраны создал новую роту мушкетеров, и он ее потом подарил Людовику Четырнадцатому, когда тот вырос и достиг совершеннолетия, я имею в виду не официального совершеннолетия, для короля оно наступило в 13 лет, а когда он стал взрослым человеком. Это произошло в 1660 году незадолго до смерти Мазарини, подарил ему свою роту мушкетеров.
Е.Бунтман ― И получилось 2 роты?
Е.Глаголева ― Вторая была создана великим Конде. То есть он в 1657 году воссоздал еще роту мушкетёров. И таким образом получилось 2 роты мушкетеров. Их называли старые и новые. То есть старые — те, которых воссоздал Конде.
Е.Бунтман ― У них прямая преемственность…
Е.Глаголева ― Да. И еще называли серые и черные. Это по цвету масти лошадей. То есть у первой роты мушкетёров были белые или серые в яблоках лошади, а у второй вороны.
Е.Бунтман ― Они по униформе…
Е.Глаголева ― По униформе тоже они потом немножко различались. И те, и другие носили вот эти голубые плащи, но у старых мушкетеров, у крестов были алые лучи, и на шляпе золотые галуны, а у новых мушкетеров были желтые лучи от крестов и серебряные галуны. То есть золотая отделка для старых мушкетеров, серебряная для новых. В принципе эта вторая рота черных мушкетеров, она была более роскошной, чем первая, потому что туда все стремились попасть. Самые богатые и знаменитые. И если рота изначально была 120 человек, то тогда увеличилась аж до 300, все хотели…
Е.Бунтман ― Своих детей запихнуть.
Е.Глаголева ― Да, туда запихнуть. И эти 2 роты соперничали друг перед другом, кто богаче, кто кого переплюнет. То есть уже даже не на поле сражения, а у кого там кружева дороже стоят и так далее. А потом уже мушкетеры постепенно при Людовике Пятнадцатом утратили свой статус именно военной школы, потому что теперь, когда принимали туда детей, можно сказать молодежь, подростков, мушкетерские роты стали прекрасной школой кавалерии и вообще военным училищем, они играли эту роль. Постепенно эта роль была утрачена и прекращали даже заниматься выездкой, учебой, упражнениями, и распустили их в 1775 году при экономном Людовике Шестнадцатом, именно из экономии, потому что на них приходилось тратить много денег, на это богатство, великолепие и прочее, на лошадей. Своей роли они уже давно не играли. Последняя битва была при Фонтенуа…
Е.Глаголева ― В 1745 году, а потом уже было мирное время и они ничем себя не проявили, а просто держать их для украшения не было никакого смысла.
Е.Бунтман ― Я надеюсь, что мы нарисовали сегодня такой, не то, что исчерпывающий, но яркий портрет мушкетера. Большое спасибо Екатерине Глаголевой, автору книги «Повседневная жизнь королевских мушкетеров». Прочитайте, очень интересная книга. И напомню, что последний номер, январский номер журнала «Дилетант» посвящен как раз королевским мушкетерам, там есть и про Дюма, и не про Дюма. Спасибо большое! Это была программа «Дилетанты». С вами был Евгений Бунтман. Всего доброго!