что писала жена в конце фильма еще по одной
«Ролики с бухими русскими нас спасли» Пьянство, философия и детство в коммуне: режиссер «Еще по одной» о главном фильме года про алкоголь
Кадр: фильм «Еще по одной»
В российский прокат вышел фильм «Еще по одной» датчанина Томаса Винтерберга: один из основателей легендарной «Догмы 95» в этот раз снял проникновенную алкодраму о четверых учителях, коллективно взвинчивающих ставки в своей личной и профессиональной жизни с помощью спиртного. «Лента.ру» поговорила с режиссером о значении пьянства в жизни датчан, центральной для фильма фигуре философа Серена Кьеркегора и о самом Винтерберге.
«Лента.ру»: Расскажите, как со временем развивалась идея «Еще по одной». Если я не ошибаюсь, впервые вы об этом кино задумались шесть-семь лет назад.
Томас Винтерберг: Откуда именно появляется идея, всегда необъяснимо. Это не то, что ты можешь контролировать. Но зато об этом очень интересно говорить! Тем более, что «Еще по одной» — фильм о контроле и о доступе к неподконтрольному. Так вот, как именно появилась идея, я уже не вспомню — это был то ли 2011-й, то ли 2012-й, то ли 2013 год. И тогда фильм подразумевался провокацией, беззастенчивой одой алкоголю. Но чем глубже мы закапывались в эту тему, тем больше начинали осознавать: да, алкоголь способен окрылять людей и оживлять разговоры, он может помочь сильным мира сего принимать правильные решения, а влюбленным — находить друг друга. Но в то же время он убивает людей, разрушает семьи, разрушает общества. Так что мы решили рассказать об алкоголе всю правду, насколько это возможно. А затем наши амбиции стали расти — нам уже стало недостаточно рассказать историю об алкоголе. «Еще по одной» — история о жизни. Не просто о существовании, а о вдохновенной жизни. Слово spirits (градусы, крепкие настойки, настроение, духи — прим. «Ленты.ру») потому и имеет отношение далеко не только к спиртному. Так у нас появились герои, которые вечно не в духе — потому что они потеряли аппетит к жизни, лишились любопытства, перестали рисковать. А риск в жизни быть должен. Вам, русским, в этом плане легче.
Россия, журналистика, даже кино — рисков хватает, как ни посмотри. А вот Дания очень скучная, слишком безопасная страна (смеется).
Тем не менее «Еще по одной» никак не назовешь скучным. Кажется, это кино даже структурировано музыкально, а манера поведения камеры соответствует степени алкогольного угара героев.
Да, мы так это и задумывали. Должен похвалить своего оператора — невероятного норвежца по имени Стурла Брандт Гровлен. Мы с ним хотели через движения камеры передать в первых сценах в учительской неуклюжесть, хаотичность жизни — а когда герои начинают бухать, ритм и стиль смягчаются, обретают симфоничность, плавность. Так что мы, получается, отправились с камерой в алкопутешествие — насколько смогли. Это было очень сложно, между прочим. Потому что каждую сцену — а ведь многие из них разворачиваются в закрытых помещениях — нужно было самым тщательным образом выстроить, чтобы у Стурлы было пространство для маневра, для движения. В конце же фильм переходит к какофонии впечатлений, людей, музыки.
А монтажные склейки становятся более резкими, жестокими даже.
Так и есть. Оператор и монтажер, в сущности, музыканты, люди эмоций, реализующие себя в моменте. Это не математики, которые все просчитывают. Нет, почувствовал необходимость творческой агрессии — и тут же ее применил через склейку или поворот камеры. Смотреть за их работой одно удовольствие. Моя же обязанность как режиссера — помогать им расти, вдохновлять, показывать направление. А потом смотришь, как они играют (имитирует руками игру на скрипке). В этом смысле у меня отличная профессия.
Кадр: фильм «Еще по одной»
В работе с актерами у вас тот же принцип? В «Еще по одной» им приходится нелегко — пьяным на площадку не выйдешь, а играть опьянение убедительно — ой как сложно.
Очень сложно, действительно. До определенного момента актер может изображать не само состояние, а попытки его скрыть. Например, если персонаж чего-то боится, то притворяется, что все контролирует, а потом капля пота на лбу его выдает с головой; окружающие понимают, что он на нервах. То же и с опьянением — поначалу вполне работает вот эта игра в притворство пьяного, что он трезв. Но в какой-то момент герои «Еще по одной» реально нажираются — у них в крови больше 0,8 промилле, это сумасшедшая доза. И вот уже это состояние сыграть очень тяжело. Это очень телесный процесс, почти трагический балет. Мы отрабатывали все эти сцены на репетициях — и скажу вам, первое время я наблюдал по-настоящему жалкие актерские потуги (смеется). Очень легко переборщить, уйти в чрезмерность. И в жизни-то пьяницы выглядят гротескно, чрезмерно. Знаете, что нам помогло? Ролики с очень бухими русскими людьми на YouTube. Они буквально нас спасли, и мои актеры многое оттуда почерпнули.
Вот он, вклад русского пьянства в искусство! Самой же, как мне показалось, главной опорой «Еще по одной» служат работы Серена Кьеркегора. Можно даже, наверное, сказать, что вы сняли подлинно къеркегоровский фильм — тоже выстроенный вокруг идеи падения, отказа от себя ради обретения себя нового, ради обретения себя в любви.
А вы, похоже, в Кьеркегоре разбираетесь.
Не так хорошо, как хотел бы. Но «Работа любви» — великий, неоценимый труд.
Невероятно. Моя жена именно об этой книге написала диссертацию. Она священник — мы же в Дании протестанты, и поэтому состав священнослужителей здесь наполовину мужской, наполовину женский. Кьеркегор говорит об утрате контроля — а это самая важная тема моего фильма, наверное. В той же «Работе любви» он пишет о буквальном falling in love, «падении в любовь», падении во что-то необъяснимое. Он предполагает, что у этого процесса божественная природа — ну что же, имеет право. Для меня же здесь важнее то, что это падение для него неотъемлемо от вдохновения, от риска, от утраты контроля.
К слову, когда ты подносишь бутылку к губам, то заключаешь контракт, вступаешь в симбиоз с неконтролируемыми сторонами своей природы и с окружающими тебя обстоятельствами
Неплохая метафора жизни в целом, в принципе.
Согласен. Вот почему Кьеркегор так уместен для «Еще по одной». Ну и еще потому, что я хотел все-таки изобразить сердцевину датской души — а она без него немыслима. Как и без алкоголя. Вот почему мы и свели их вместе в этом фильме. Но он же среди прочего и говорит, что если не осмеливаться что-то делать, то потеряешь себя. И мои герои в фильме именно с этим и столкнулись — с полной потерей себя.
Синемафия
11 фактов о фильме «Еще по одной»
12 ноября в российский прокат выходит фильм «Еще по одной» Томаса Винтерберга. Мы нашли для вас 11 интересных и/или забавных фактов о фильме.
После интернациональной драмы «Курск» Томас Винтерберг возвращается в родную Данию и снимает трагикомедию о среднем возрасте. Четверо друзей, работающих в школе — учитель истории Мартин (Мадс Миккельсен), физрук Томми (Томас Бо Ларсен) Петер (Ларс Ранте) и Николай (Магнус Миллан), — собираются отметить сорокалетие Николая. И именинник рассказывает о теории норвежского ученого, который заключил, что наличие 0,5 промилле алкоголя в крови — нормальный, требующийся каждому человеку для нормального функционирования уровень. Кончено, эту теорию немедленно нужно проверить на практике: и вот уже приобретены приборы для измерения уровня алкоголя в крови, алкоголь, ну и началось. Мартин выясняет, что преподавание, давно ставшее для него обузой, а для учеников страданием, опять может стать источником вдохновения; Томми находит общий язык с забитым учеником-очкариком, а психолог Петер — со второгодником, который боится снова завалить экзамен. К тому же у Мартина наконец налаживается личная жизнь: жена (Мария Бонневи), давно страдающая от его мрачности, опять видит его жизнерадостным и веселым. Но попытка как-то увеличить дозу приводит далеко не к самым радужным последствиям…
В основе фильма лежит теория, высказанная норвежским психиатром Финном Скэрдерудом. Это не придуманный для фильма ученый, а вполне себе настоящий, преподает в университете Лиллехамера, на русский язык даже переведена его книга «Беспокойство. Путешествие в себя». Винтерберг говорит, что его редактор-норвежец, прочитав один из первых драфтов сценария, обратил его внимание на теорию Скэрдеруда.
Для поклонников фантастической литературы теория тоже не новая: в Плоском Мире Терри Пратчетта именно врожденным недостатком алкоголя в крови объяснялся алкоголизм капитана городской стражи Сэма Ваймса.
Еще в 2013 году Томас Винтерберг говорил о своей идее с Тобиасом Линдхольмом сделать фильм, который был бы посвящен распитию алкоголя — и не социальную драму, а что-то комедийное, поскольку показывающих «другую сторону» спиртного картин — пруд пруди. Однако, приступив к работе над сценарием, они решили, что упускать ответственность как важную часть употребления алкоголя: и фильм стал своеобразным исследованием потребления спиртного во всех аспектах.
В ходе работы над сценарием многое поменялось, и даже герой сменил профессию: изначально протагонист должен был быть страдающим от нерешительности авиадиспетчером. Профессия школьного учителя помогла затронуть и важную для Скандинавии тему юношеского неумеренного алкопотребления.
Несмотря на то, что главные герои в фильме почти все время навеселе, актеры на съемках не пили, что подчеркивает Томас Винтерберг. Он говорит, что как при написании сценария вдохновлялся своими юношескими опытами с алкоголем, так и актеры опирались на свой предыдущий опыт и на обсуждения, которые проходили на репетициях, когда актерам потребовалось много времени, чтобы научиться передавать разные степени опьянения и не свалиться в переигрыш. Мадс Миккельсен в одном из интервью шутил, что велик был соблазн просто выпить необходимую дозу и ничего не играть, а просто существовать на экране — но в процессе съемок и повторения дублей это было бы проблематично.
Алкоголь, по мнению Винтерберга, многим помог в мировой истории — Черчилль, генерал Грант и Хемингуэй не просыхали, что не мешало им быть великими людьми (а, скорее всего, и помогало) — хотя, как он оговаривается в каждом интервью, последствия употребления спиртного могут быть и трагическими. Именно поэтому в фильме используется документальная хроника — несколько кадров с политическими деятелями, явно злоупотребившими спиртным (среди прочих в хронике — Николя Саркози, Ангела Меркель и Борис Ельцин).
Также тема фильма — ощущение того, что ты жив, а не просто жизнь. Во время работы над фильмом в автокатастрофе погибла 19-летняя дочь режиссера, Ида — и, по его словам, ему помогло продолжить работу то, что Иде проект очень нравился. Единственным способом его закончить стало превратить его в оду жизни, а не просто историю о спиртном.
Выбор актеров для Винтерберга не был проблемой — со времен «Торжества» он предпочитает выбирать тех, с кем ему легко работать. Томас Бо Ларсон снимался у Винтерберга как раз в «Торжестве» и «Охоте», Мадс Миккельсен — в «Охоте», Ларс Ранте — в «Коммуне», Магнус Миллан — в «Коммуне» и «Курске».
Мы знаем, что поселится в вашем плейлисте на следующие несколько месяцев — песня What A Life, ставшая саундтреком финальной сцены фильма. В интервью Томас Винтерберг говорит, что Ларс фон Триер, его коллега по «Догме 95» как-то дал ему очень правильный совет — «припасать лучшее на конец», и именно это он сделал.
На афише фильма значится, что он отобран на Каннский кинофестиваль этого года — действительно, в этом году фестиваль объявил программу несмотря на то, что собственно фестиваль не проходил.
10 ноября Европейская киноакадемия объявила своих номинантов этого года, и фильм соревнуется в главных номинациях — лучший фильм, лучший режиссер (Томас Винтерберг), лучший сценарий (Тобиас Линдхольм и Томас Винтерберг) и лучший актер (Мадс Миккельсен). Квартет исполнителей главных ролей уже получил коллективный приз «лучшему актеру» на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне.
Дания 18 ноября объявит, какой из трех фильмов, попавших в шорт-лист, будет выдвинут от страны в номинацию «Лучший международный фильм» на «Оскар»: «Еще по одной» Томаса Винтерберга, «Совершенно нормальная семья» Малу Рейманн или «Шорта» Андерса Ольхольма Фредерика Хвида.
Мадс Миккельсен и Мария Бонневи в фильме «Еще по одной»
Источники: Screendaily (1, 2), Det Danske FilmInstitut (1), TIFF Originals (1), Variety (1), FredFilmRadio (1), CineEuropa (1)
«Еще по одной»: отличное кино про светлые и темные стороны алкоголя — и чувство меры, которого нет
Четыре учителя гимназии в Копенгагене — Мартин, Томми, Петер и Николай — переживают не лучшие времена на работе. Ученики отказываются их слушать, некоторые вовсе жалуются родителям на их квалификацию — особенно достается Мартину, учителю истории, которого играет Мадс Миккельсен. На застолье по случаю своего сорокалетия Николай рассказывает друзьям про теорию норвежского психиатра, согласно которой человеку «не хватает» алкоголя в крови. Буквально 0,5 промилле не только развязывают язык, но и оживляют ум, делают поведение более раскованным. Чем не решение педагогических проблем? Миккельсен на следующий же день решает опробовать теорию на практике; узнав об этом, друзья не без восторга его поддерживают. Первые уроки подшофе проходят отлично.
Как нетрудно догадаться, эксперимент выходит из под контроля.
От «Еще по одной» не стоит ждать невероятных сюжетных поворотов. Скорее это попытка в деталях представить, как на самом деле бы проходил подобный «эксперимент». Что пить? Как? Когда? Достаточно ли 0,5 промилле или стоит чуть-чуть поднять? К этому герои фильма приходят довольно быстро: у каждого своя норма. А если 0,5 — это стартовая позиция, то где финишная? Задаваясь всеми этими вопросами, герои погружаются в алкогольные пучины. Собственно, вечеринка с коктейлем «Сазерак», которую вы могли видеть на нашем сайте ранее — один из поворотных моментов фильма.
Винтерберг искусно показывает поздние стадии опьянения.
Сосредоточившись на процессе, а не результате, режиссер достигает определенных высот в изображении опьянения и всего, что за ним следует. Чад кутежа и безудержное веселье меняются на мрак и приглушенные звуки — а то и пронзительную тишину. Примечательно, что в фильме практически не уделяется внимания похмелью — нам как бы дают понять, что есть более глобальные последствия. Или комичные: при относительной серьезности повествования Винтерберг успевает удачно шутить.
«Еще по одной» — кино не про пьянство или алкоголизм
Алкоголь только разогревает для вывода на ключевые темы: уходящая молодость и нарастающий вместе с этим конфликт поколений, банальный кризис среднего возраста. Эксперимент на время возвращает героям юношеский задор; алкоголь оказывается даже неплохой темой для обсуждения с учениками. Педагогические победы и маленькие моменты семейного счастья будто подтверждают, что в какой-то степени норвежский психиатр прав, и 0,5 промилле в крови в самом деле делают жизнь лучше. В конечном счете все как будто упирается в чувство меры — и не все герои с этим справляются.
«Еще по одной» не занимается морализаторством
Винтербергу удается балансировать где-то между негативным и положительным отношением к алкоголю. Ни в одну сторону не склоняешься до конца. С одной стороны, он развязывает язык, делает живее ум, рушит стены между людьми и целыми поколениями. С другой — если здоровье позволяет, легко войти во вкус, перебухаться и умереть. А можно остановиться в шаге от провала. Винтерберг показывает историю этого эксперимента со всех возможных сторон и не дает однозначных ответов. Судьбы его героев разнятся, как последствия одной пьянки для разных людей: у одного тяжелое похмелье и он «больше никогда не будет бухать», другой — как огурчик, третий уже накатил на старые дрожжи. Мог ли каждый из них предсказать такие последствия, выпивая первый стакан накануне вечером? Разумеется, нет. Поэтому закончить практически мюзиклом — пожалуй, лучшее решение в кино про прелести и ужасы алкоголя.
Что писала жена в конце фильма еще по одной
Фанатские теории запись закреплена
Объяснение танца в конце фильма «Ещё по одной» от Мадса Миккельсена.
Одной из сцен в «Еще по одной», по которой актер и режиссер долго не могли найти взаимопонимание, стал эпизод, в котором Мадс Миккельсен танцует. Что не так часто можно увидеть, несмотря на то, что он был профессиональным танцором до того, как начал сниматься в кино. Об этой сцене актер вспоминает:
— Томас знал о том, что я был профессиональным танцором. И он считал важным показать, что мой герой вновь становится хозяином своей жизни, он словно зарядил свои батарейки. Мой герой — бывший танцор-любитель, поэтому мы нащупали несколько шагов. Это, конечно, не самый сложный танец. Это тот танец, который можно ожидать от мужчины, которому 54.
К тому же Томас хотел завершить фильм сценой, в которой мой герой мог бы полностью раскрепоститься, стать свободным. Я сначала долгое время неохотно воспринимал эту идею. Мы снимали достаточно реалистичный фильм, мне казалось, что мужчина, который внезапно начинает танцевать, будет выглядеть претенциозно. У меня была идея снять эту сцену как сон Мартина или как его пьяную фантазию, но Томас ни в какую с этим не соглашался. И в этом танце очень много всего — он только что потерял кого-то, кого очень сильно любил, и, возможно, этим танцем пытается его вернуть. В этой сцене важнее эмоциональное состояние, а не движения. Я уже давно больше не танцую и даже не смотрю, как танцуют другие. И мне было приятно вернуться лет на 30 назад. Хоть я слегка и заржавел, но танцевать мне было приятно.
Фильм Вечные (2021): Объяснение концовки и сюжета
В финале фильма «Вечные» есть несколько интересных намеков на будущее MCU, и вот что это означает для 4 фазы и ее главных героев.
«Вечные» от Marvel заканчиваются грандиозным клиффхэнгером, который оставляет неопределенными судьбы многих персонажей, и вот что это значит для будущего кинематографической вселенной Marvel.
Режиссер Хлоя Чжао, «Вечные» — третий фильм, вышедший в 4 фазе, и на данный момент самый амбициозный из всех. Фильм посвящен 10 сверхчеловеческим существам, созданным Небожителями, известными как Вечные, с Серси (Джемма Чан) и Икарис (Ричард Мэдден), играющими главные роли в истории. После показа прибытия Вечных на Землю более 7000 лет назад, история драматически переходит к финалу Вечных.
Основная история Вечных следует за сбором команды в настоящее время, когда они узнают, что Девианты — хищники, созданные Небожителями, — все еще на Земле. Возвращение Девиантов происходит в то же самое время, когда группа узнает о событии апокалиптического уровня, известном как Появление. Фильм показывает, что «Появление» является частью общего плана Небожителей.
Новое Небесное Тело росли внутри Земли в течение нескольких тысячелетий, ожидая, когда население Земли станет достаточно большим, чтобы стать необходимым источником энергии. Появление становится неожиданностью для большинства Вечных поскольку Аджак (Сальма Хайек) хранил их истинную миссию в секрете для всех, кроме Икариса. Пока Серси, Икарис и Спрайт (Лия МакХью) путешествуют по миру, собирая Вечных вместе впервые почти за 2000 лет, именно тогда выясняется их истинная цель.
Все это позволяет Marvel подтолкнуть Вечных к грандиозному финалу. Команда разделяется, поскольку Серси умоляет их помочь ей остановить Появление и спасти человечество. Тем не менее, Икарис готов позволить уничтожить Землю, поскольку это означает, что Небожители создадут другие новые планеты, цивилизации и миллиарды жизней.
Действительно ли Икарис мертв в конце «Вечных»?
Икарис, летящий на солнце, — это способ Marvel сослаться на историю Икара из греческой мифологии, которую, как объяснили Вечные, придумал Спрайт. Ссылка на эту историю имеет смысл, но Марвел и Чжао сознательно решили оставить судьбу Икариса неясной. Это дает им большую гибкость с персонажем Ричарда Мэддена по мере развития франшизы.
Команда Вечных: Где каждый персонаж в конце фильма
После решения Вечных пойти против плана Аришема и спасти человечество, группа разделена к моменту окончания Вечных. Последние несколько минут фильма показывают, что Маккари, Друиг и Тена покидают Землю на космическом корабле Домо, чтобы найти других Вечных. Они полны решимости обыскать галактику в поисках большего количества себе подобных и рассказать им правду о целях Небожителей и Вечных, когда они отправляются в разные миры. Как показано в сцене после титров Вечных, им требуется несколько недель, прежде чем они встретят кого-то нового.
Почему Аришем забирает Вечных?
Аришем зол на то, что они нарушили его приказы и остановили появление Тиамут, поэтому он хочет знать, почему и было ли это правильным решением. Он говорит им, что теперь он будет изучать их воспоминания о времени, проведенном на Земле, чтобы определить, сделали ли Вечные правильный призыв, позволив человечеству жить. Однако, если Аришему не понравится то, что он увидит, он вернется на Землю и будет судить планету.
Звездный Лис Гарри Стайлса: Брат Таноса в Вечных
Сцена в середине титров Вечных также включала еще одно важное введение нового персонажа MCU, поскольку Гарри Стайлс появился в роли Эроса, также известного как Старфокс, брата Таноса и принца Титана. Его дебют происходит, когда сцена в середине титров показывает, как Тена, Друиг и Маккари летают в космосе.
Маккари сбит с толку, почему они уже несколько недель ничего не слышат от других Вечных. Затем Тена и Маккари слышат странный шум на корабле, когда открывается портал, и тролль Пип вылетает немедленно представляет своего могущественного партнера по борьбе с космической преступностью и использует свои способности телепортации, чтобы доставить Старфокса на корабль. Старфокс объясняет, что он знает, где находятся другие Вечные, и хочет помочь Тене, Маккари и Друигу найти их.
Хотя дебют Гарри Стайлса в MCU как Звездного Лиса просочился после премьеры Вечных, он по-прежнему является значительным персонажем, чтобы присоединиться к MCU на этом этапе. Его первое появление в Marvel Comics произошло в 1972 году, и Эрос полностью отличается от своего брата Таноса.
Старфокс — харизматичный бабник, который большую часть своей юности провел, путешествуя по галактике в поисках веселья и любви. Он продолжал помогать Мстителям сразиться с Таносом и даже присоединиться к Сильнейшим героям Земли, откуда и произошло название Starfox. Теперь, когда Гарри Стайлс играет Эроса в MCU, у него может не быть шанса сразиться с Таносом, но он должен играть важную роль, поскольку общая вселенная продолжается.
Когда вернутся Вечные: Продолжение, Мстители 5 или Спин-Офф?
Marvel использует последний момент финала Вечных и сцены после титров, чтобы подтвердить, что Вечные вернутся, но где это произойдет, не подтверждено. Несколько моментов могут быть ответом на вопрос, когда они появятся в следующий раз. Marvel еще не анонсировала Вечные 2, и пока о продолжении ничего не известно.
Однако финал Вечных делает очевидным, что для продолжения истории необходим еще как минимум один фильм. Этих персонажей можно было удерживать вне MCU до «Мстителей 5» где они могли бы присоединится к остальным героям, а уже после выпустить следующий командный фильм, который может быть посвящен возвращению Аришема на Землю. В противном случае Marvel может решить сделать несколько дополнительных фильмов с участием Вечных. Первый может сосредоточиться вокруг Эроса и Вечных на Домо, а другой, будет основан на группе, которую взял Аришем.