что платит организация за самозанятого
Страховые взносы за самозанятого
У плательщиков налога на профессиональный доход нет обязанности вносить обязательные страховые взносы. Это относится и к самозанятым ИП. Разберемся, что положено тем, кто не платит, а также на что можно рассчитывать, если перечислять взносы добровольно.
Что должен платить самозанятый
У самозанятых есть только один обязательный платеж — налог с каждой заработанной суммы:
Если вы не потратили положенный всем самозанятым налоговый вычет — 10 000 руб., то налог будет 3 и 4% соответственно.
Отчисления идут в местный бюджет. В налог включены взносы на ОМС, поэтому отдельно их платить не нужно.
Добровольные взносы
Минус низкой налоговой нагрузки на самозанятости в том, что вам не положены пособия по материнству и временной нетрудоспособности. Не увеличивается и стаж страховой пенсии. Чтобы иметь гарантии на будущее, нужно самостоятельно копить подушку безопасности, либо перечислять добровольные взносы в фонды.
30 дней Эльбы в подарок
Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно
Пенсионное обеспечение
Для самозанятых, которые решили отчислять в ПФР взносы, не установлено обязательной минимальной суммы. А значит, сколько вы заплатите — такой пенсионный стаж и приобретете.
За полный год страхового стажа в 2021 нужно до 31 декабря заплатить 32 448 руб. – при условии, что применяете НПД с 1 января. Делать это можно как угодно — одним платежом или разными в течение всего года. Если внесете меньше, то получите стаж, пропорциональный уплаченной сумме. Так, за четверть суммы — 8 112 руб., стаж будет всего 3 месяца. Если вы стали самозанятым не с начала года, то рассчитать размер взноса можно в специальном калькуляторе.
Чтобы начать платить взносы, необходимо зарегистрироваться в ПФР по месту жительства. Проще всего это сделать через приложение «Мой налог». Сначала кликните по вкладке «Прочее» и выберите строку «Пенсионное страхование». Затем нажмите в открывшемся окне на кнопку «Подать заявление»:
Также заявление можно сформировать в личном кабинете ПФР или отправить по почте.
Передумали — тогда откажитесь в два клика в приложении или личном кабинете, либо заполните и отнесите на почту бумажную форму.
Важно: Никаких штрафных санкций за неуплату взносов не предусмотрено, просто вам не будет идти страховой стаж. А значит в старости вы будете получать только небольшую социальную пенсию — конечно, если всю жизнь трудились только как самозанятый.
Самозанятый работает еще и по трудовому договору
Тогда взносы в ПФР и ФСС за вас будет перечислять работодатель. Платить взносы самостоятельно в качестве самозанятого нет смысла: в любом случае у вас будет идти пенсионный стаж, будет возможность сходить на больничный и уйти в декрет.
Фонд социального страхования
Простые физические лица — плательщики НПД — имеют право получать бесплатную медицинскую помощь по ОМС, но перечислять добровольно взносы в ФСС и получать таким образом дополнительные соцгарантии они не могут. Это доступно только самозанятым ИП.
Взнос в ФСС позволит уйти на оплачиваемый больничный и получать декретные. Для этого нужно до 31 декабря уплатить полную сумму — в 2021 году это 4 451 руб. 62 коп. Если впервые заплатили в текущем году, то получать положенные пособия вы сможете только по страховым случаям, которые наступят в следующем году.
Подать заявление на регистрацию в ФСС можно лично, по почте, через Госуслуги или МФЦ.
Статья актуальна на 01.12.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Какие налоги платят самозанятые
Сегодня в бухгалтерском ликбезе Алексей Иванов рассказывает о налоге на профессиональный доход и о том, какие налоги он заменяет самозанятым.
Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.
Завершаю налоговый ликбез обзором налогообложения самозанятых. Самозанятые — неофициальное название плательщиков налога на профессиональный доход (НПД). Этого налога нет в Налоговом кодексе, он введен Федеральным законом №422-ФЗ от 27.11.2018 в качестве экспериментального специального налогового режима до конца 2028 года. С 2019 года эксперимент действует на территории Москвы, Татарстана, Московской и Калужской областей. С 2020 года распространен еще на 19 субъектов федерации, а с 2021 года — на всю страну.
НПД применяется добровольно. Налогоплательщиками могут быть только физические лица, в том числе ИП. НПД не заменяет другие налоги физлица, но позволяет вести микробизнес на более выгодных условиях, чем остальные налоговые режимы.
Объект налогообложения — доходы от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг (ст. 6 закона №422-ФЗ). С таких доходов самозанятый вместо НДФЛ платит НПД. Если НПД применяет ИП на ОСНО, то в части самозанятости не нужно платить НДС. Налоговая база — денежное выражение этих доходов (ст. 8 закона №422-ФЗ). Доходы определяются кассовым методом — в момент поступления денег на счёт самозанятого или получения им налички.
Налоговый период — календарный месяц (ст. 9 закона №422-ФЗ). Отчётных периодов нет, как и самой отчётности. Чтобы стать самозанятым достаточно зарегистрироваться в приложении «Мой налог» и при каждой продаже вносить выручку в чек, который формируется в приложении. Чек в электронном или бумажном виде нужно передавать покупателю в день оплаты. Онлайн-касса не требуется. Сумма налога определяется автоматически на основании чеков, самозанятому остается оплатить её до 25 числа следующего месяца.
Ещё одна плюшка НПД — отсутствие обязательных страховых платежей. Другие налоговые режимы такой возможности не предлагают.
Как видите, НПД для физика гораздо выгоднее ОСНО: платить 4-6% интереснее, чем 13%. Так государство стимулирует выход микробизнеса из тени. С одной стороны ужесточение налогового контроля: историй про закупки налоговиками тортиков из Инстаграм всё больше. С другой — спецрежим с низкой налоговой нагрузкой и отсутствием отчётности. Но для применения НПД нужно соответствовать ограничениям, установленным ст. 4 и ст. 6 закона №422-ФЗ:
Мне нравится этот налоговый режим — насколько налоговый режим вообще может нравиться. Он отлично подходит для старта своего дела. Можно совмещать работу в найме и самозанятость, а если дела пойдут в гору — открыть ИП или ООО. Если что-то пошло не так, сняться с регистрации так же просто, как и зарегистрироваться — через приложение «Мой налог». Поэтому, если вы работаете бухгалтером в штате, но посматриваете в сторону фриланса, попробуйте сначала посовмещать на НПД, а не бросаться сразу в нелегкую жизнь российского предпринимателя.
Какие налоги платит самозанятый в 2021 году
В чем преимущества системы самозанятости
Режим самозанятости был введен на территории России совсем недавно, и всего 4 региона изначально приняли участие в этом проекте. В течение последующих лет география распространения режима расширялась, и на сегодняшний момент во всех 85 субъектах РФ можно зарегистрироваться в качестве плательщика налога на профессиональный доход в соответствии с положениями федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима…».
Для каких целей законодатели затеяли эксперимент с режимом самозанятости, читайте в обзоре справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» «Выход из тени: эксперимент для самозанятых начался». Для просмотра материала оформите бесплатный пробный доступ к системе.
Чем же так привлекателен режим самозанятости:
О том, как самозанятому гражданину рассчитать налоги в 2021 году, расскажем в следующем разделе.
Основной налог самозанятого в 2021 году — как посчитать и заплатить
То, что самозанятые лица не считают налог, вовсе не означает, что они не должны уметь этого делать. Напротив, чтобы определиться с применением той или иной системы налогообложения, необходимо предварительно произвести вычисления для анализа. Только так можно понять, какой режим наиболее выгоден.
Для расчета основного налога самозанятых — налога на профдоход — необходимо знать:
О том, как оформить договор с самозанятым лицом и нужно ли указывать этот статус в документе, рассказывали эксперты К+ в специальной консультации. Для входа в систему воспользуйтесь бесплатным пробным доступом.
Знание алгоритма расчета поможет проконтролировать налоговиков, но надо отметить, что в настоящее время практически все расчеты автоматизированы и человеческий фактор сведен к минимуму.
Как уплатить налог на профдоход
До 12-го числа каждого месяца налоговые органы присылают уведомление, которое содержит сумму платежа в бюджет. Уплата налога на профдоход производится самозанятым одним из следующих способов:
Крайний срок перечисления налога в бюджет — 25-е число месяца, следующего за отчетным.
О штрафах для самозанятых читайте в этой статье.
Уплачивает ли самозанятый страховые взносы?
Как мы уже уточнили, самозанятый не обязан регистрировать ИП при осуществлении своей деятельности. Следовательно, обязанности по уплате взносов не возникает. Однако нередко физлица сами желают переводить взносы на пенсионное обеспечение в добровольном порядке для того, чтобы шел стаж к пенсии. В этом случае необходимо зарегистрироваться в Пенсионном фонде в качестве плательщика взносов и после этого делать перечисления.
Сумма фиксированного платежа в 2021 году составляет 32 448 руб. При уплате всей суммы в срок до 31 декабря в стаж самозанятому засчитается полный год. Если платеж в течение года окажется меньше указанного значения, в стаж засчитается пропорционально рассчитанный период.
Если индивидуальный предприниматель выберет режим самозанятости для своей деятельности, то на этот период он также будет освобожден от уплаты страховых взносов. Решение платить их за себя будет также добровольным.
Когда возникает необходимость в уплате НДФЛ и других налогов самозанятым лицом
В тех случаях, когда доходы самозанятого лица не подпадают под налог на профдоход, необходимо рассчитать и уплатить НДФЛ. К таким случаям относится, например, продажа квартиры, земельного участка, автомобиля и т. д. Если продажа имущества была осуществлена в 2020 году, то до 30 апреля 2021 года физлицу — независимо от факта регистрации в качестве самозанятого — необходимо отчитаться по таким доходам, а до 15 июля заплатить налог в бюджет.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Регистрация в качестве самозанятого не мешает физическому лицу устраиваться по трудовому договору. При этом с его зарплаты работодатель будет удерживать НДФЛ и перечислять его в бюджет.
При наличии имущества, выступающего объектом налогообложения для налога на имущество, земельного и транспортного налогов, самозанятому, как и любому другому физлицу, ежегодно будут приходить уведомления из налоговой инспекции на уплату указанных налогов. Перечислить их в бюджет требуется до 1 декабря года, следующего за расчетным. То есть до 1 декабря 2021 года физлица, в т. ч. и самозанятые, заплатят рассчитанные налоговиками налоги за 2020 год.
Итоги
Итак, мы рассказали о том, какие налоги в 2021 году самозанятый должен заплатить в бюджетную систему Российской Федерации.
Это, в первую очередь, налог на профессиональный доход, уплачиваемый ежемесячно на основании налоговых уведомлений.
Далее — НДФЛ, который необходимо рассчитывать и перечислять при получении доходов, не подпадающих под режим самозанятости, например при продаже квартиры, автомобиля и т. д.
И затем — имущественные налоги при наличии объекта налогообложения — недвижимости, земли, транспорта.
Уплата страховых взносов за себя является добровольной для самозанятого. Он сам для себя определяет, нужно ему увеличить свой пенсионный стаж или нет.
Договоры юрлиц с самозанятыми: правила, проблемы, отражение 1С
Четыре правила и три неприятности. Рассказываем об особенностях сотрудничества юрлиц с самозанятыми.
Заключение договоров ГПХ с самозанятыми — это новая реальность. То, что раньше было в диковинку, сейчас уже становится обыденностью и переходит в разряд массового явления.
Безусловно, компаниям сотрудничество с самозанятыми гораздо выгоднее, чем привлечение к выполнению работ обычных физлиц.
За самозанятых не надо платить взносы и отчитываться в налоговую и ПФР.
В этом материале разберем, какие нюансы нужно учесть при заключении договоров ГПХ с физлицами на НПД, какие подводные камни могут встретиться в процессе сотрудничества и как это взаимодействие юрлиц с самозанятыми отражать в 1С.
Особенности заключения договора ГПХ с самозанятыми
Заключая договоры с самозанятыми исполнителями, надо быть начеку и взять за правило учитывать все нюансы. Мы сформулировали 4 основных правила безопасности при сотрудничестве юрлиц с самозанятыми.
Правило № 1. Самозанятый не должен быть бывшим работником
Это одно из самых важных правил при сотрудничестве с самозанятыми. Федеральный закон № 422-ФЗ от 27.11.2018 запрещает применять НПД самозанятым, заказчик которых — это их бывший работодатель. Запрет действует в течение 2 лет после увольнения.
Поэтому если нашлась подходящая самозанятая кандидатура для выполнения какой-то разовой работы, убедитесь, что в последние 2 года этот человек не работал в вашей компании по трудовому договору.
Бухгалтер может и не помнить всех бывших сотрудников пофамильно. Кроме того, если бухгалтер новенький, то он в принципе не знает людей, когда-то работавших в фирме.
Если вы работаете в 1С, не поленитесь — загляните в справочник сотрудников, убедитесь, что данный гражданин в последние 2 года не числился в штате компании.
Кстати, запрет на сотрудничество с бывшими сотрудниками не распространяется на бывших исполнителей по договорам ГПХ.
Даже если совсем недавно у компании был договор с физлицом, по которому платились взносы и сдавались отчеты, то с этим же физлицом, ставшим самозанятым, можно заключать новый договор ГПХ, по которому уже не будет взносов.
Правило № 2. Доверяй, но проверяй
Если планируется заключить договор с физлицом, позиционирующим себя в качестве самозанятого, убедитесь, что это именно так и есть.
Аналогичную проверку рекомендуем проводить перед каждым перечислением денег самозанятому. Ведь если на момент оплаты исполнитель ушел с НПД (добровольно или вынужденно), придется удержать НДФЛ из договорной суммы, а сверху начислить взносы.
О том, что исполнитель по договору ГПХ является самозанятым, рекомендуем прописать в тексте договоре.
Так прямо и напишите: «Исполнитель является налогоплательщиком налога на профессиональный доход».
Правило № 3. Не допускайте в договоре ГПХ признаков трудового
Это тоже очень важное правило. Самозанятый может не быть вашим бывшим сотрудником, но его могут признать по факту вашим новым сотрудником.
В последнее время ведутся разговоры о некотором ужесточении регулирования деятельности самозанятых, чтобы компании не хитрили и не использовали плательщиков НПД в качестве завуалированных штатных сотрудников.
Правило № 4. Требуйте чек
Главным документом, подтверждающим произведенные организацией-заказчиком затраты на оплату услуг по сделке, является чек, выданный плательщиком НПД.
Если фирма платит самозанятому наличными, то чек он должен сформировать сразу.
Если расчет безналом, то самозанятый может не торопиться с чеком. У него есть время — до 9-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведены расчеты.
ФНС в письме № АБ-3-20/3616@ от 13.05.2020 напомнила об этих нюансах.
Не забудьте сохранить у себя этот чек, чтобы потом не было проблем с учетом расходов.
Проблемы
Кроме вышеуказанной проблемы по риску переквалификации договора ГПХ с самозанятым в трудовой договор с обычным «физиком», есть и другие опасные моменты.
Неприятность № 1. Превышение лимита дохода
Дело в том, что у плательщиков НПД есть лимит годового дохода — 2,4 млн. рублей. Если этот лимит будет превышен, статус НПД утрачивается.
Чтобы как-то снизить свои риски, заказчики иногда просят самозанятого предоставить справку о доходах из приложения «Мой налог», чтобы убедиться, что о превышении лимита речь пока не идет.
Неприятность № 2. Комиссия банка
Это лишние расходы. Сейчас, к сожалению, очень редко какие банки проводят такие операции без комиссии.
Неприятность № 3. Претензии налоговой
Уже сейчас некоторые компании стали получать требования из ИФНС, в которых сообщается, что был зафиксирован факт расчетов с самозанятым, менее 2 лет назад работавшем в фирме. Налоговики просят доначислить налоги и пересдать отчеты.
Такие требования получают те, кто привлекает самозанятых, ранее уже оказывающих услуги по договору ГПХ. Налоговики видят, что эти люди были отражены в расчете по страховым взносам и делают поспешный вывод о возможном наличии трудового договора в прошлых периодах.
Подозрения придется развеивать — пояснить налоговикам, что отношения с данным гражданином ранее не носили трудового характера.
Расчеты с самозанятыми в 1С
По сути самозанятый для целей отражения расчетов с ним в 1С — это обычный контрагент.
Но вернемся к самозанятым. Ставшего плательщиком НПД бывшего договорника отражать в 1С: ЗУП уже не нужно, ведь никаких налогов и взносов по расчетам с ним не возникает. В зарплатных отчетах он, к счастью, тоже уже не фигурирует.
И вообще, теперь уже это не обычный «рядовой физик», а официально зарегистрированный представитель малого бизнеса, уплачивающий налоги сам за себя.
Поэтому расчеты с самозанятыми (как с обычными физлицами, так и с ИП) проводят в 1С: Бухгалтерии :
Налог для самозанятых: сложные вопросы
С 2019 года в России появился новый специальный режим налогообложения. Сначала его можно было применять в четырех регионах, а с 2020 года — в 23. С июля 2020 года налог на профессиональный доход можно будет применять по всей стране, но каждый регион сам примет решение о введении льготного режима. На этот режим могут перейти физлица и ИП. Применять режим можно, пока доход не превысит 2,4 млн рублей в год. У самозанятых уменьшается налоговая нагрузка, нет почти никакой отчетности и совершенно точно нет обязательных страховых взносов. Это грандиозное событие, и мы его разбираем.
Разбор выходит в трех частях. Мы уже рассказали о налоге в целом, объяснили про налоговый вычет, а теперь отвечаем на сложные вопросы.
Можно ли одновременно применять УСН и этот спецрежим?
Нет, сочетать два режима не получится. На других системах так иногда можно, а с налогом для самозанятых — категорически нет. Патента, ЕНВД и ОСНО это тоже касается.
Тут есть опасность работы с бухгалтерскими сервисами: если вы это не проконтролируете, а они вам не напомнят, может получиться как в этой истории.
Можно ли работать по трудовому договору и быть самозанятым?
А вот расторгнуть договор, чтобы перейти на выгодный режим, получая деньги от того же работодателя, не получится. Налоговая легко это отследит, а по закону доход от этой компании не попадет под 4%. Работодатель должен будет удержать НДФЛ и заплатить взносы, как по договору оказания услуг.
Я работаю с постоянным клиентом по договору оказания услуг. Мне подойдет этот режим?
Вы можете перейти на самозанятость. Если вы зарегистрируетесь и будете выдавать этому же клиенту чек из приложения, то взносы за вас он платить уже не обязан — вообще никакие. И нарушения в этой схеме нет. Работодателем этот клиент не считается — при условии, что в течение двух лет у вас с ним не было трудового договора и нет сейчас.
Для клиента это такая же возможность принять расходы к вычету и сэкономить много денег — 22% на пенсионное страхование и 5,1% на медицинское. А также нужно удержать 13% с дохода, потому что клиент явлется налоговым агентом. Для вас это тоже экономия, потому что у вас уже не удерживают 13%, а вы платите только 4%.
Правда, о своей пенсии вам при этом придется заботиться самостоятельно. А гарантий при отпусках и больничных у вас как не было, так и нет.
Я работаю через интернет. Как определить регион?
При дистанционной работе самозанятый сам выбирает регион ведения деятельности. Это может быть регион, в котором находится сам исполнитель. Или тот регион, где находится его клиент. Например, дизайнер сайтов из Брянска может оказывать услуги клиентам из Москвы. Он выберет Москву как регион ведения деятельности и будет прав.
Если зарегистрироваться как самозанятый, но проводить не все доходы — будет штраф?
Если налоговая такое обнаружит, она выпишет штраф — 20% от суммы первого дохода «мимо кассы». А если в течение полугода такое случится еще раз, то штраф будет равен сумме дохода.
Но для этого такой доход нужно найти и доказать, что это не подарок и не возврат долга. Тут налоговой помогут клиенты, у которых без ваших чеков могут быть проблемы. Но это не значит, что нужно бояться начислений вообще на все переводы. Это не предусмотрено в законе, это не объект налогообложения, и банки не передают данные о ваших переводах автоматически.
Вы сами решаете, какой доход провести через приложение. Пока вы сами, лично, не сформировали чек на оплату, это не ваш профессиональный доход и налоговая о нем вообще ничего не знает. Если мама перевела вам 5 тысяч рублей на день рождения, вы же не формируете ей чек. Значит, для налоговой это не ваш доход и вы не обязаны его где-то указывать и платить налог.
Нет никакой привязки к вашей карте, где все поступления автоматически считаются доходом. Все решаете вы сами: какую сумму указать, а какую нет. Но если уж вы зарегистрируетесь, то появится повод в случае чего прийти к вам с проверкой. Вот тогда уже банк обязан передать информацию о зачислениях. Но и тут еще нужно доказать, что вам не долг отдавали, а заплатили за услугу.
Если подписали акт, но еще не получили деньги, с них все равно нужно платить налог?
Нет. Датой получения дохода считается тот день, когда вам пришли деньги, а не тот, когда вы подписали акт. Если вы отремонтировали квартиру и у вас приняли работу, но деньги задерживают или есть условие об отсрочке — налог платить не надо. Когда придут, тогда и начислите. Нет дохода — нет и налога.
А если клиент попросит вернуть ему деньги?
В приложении будет возможность корректировки — то есть уменьшения дохода. Нужно объяснить причину корректировки, и налог пересчитают. Если появится переплата, ее можно вернуть или зачесть, как и по другим налогам.
Можно ли вернуть этот налог с помощью вычетов?
Нет, этот налог нельзя вернуть при лечении зубов или покупке квартиры. Это не налог на доходы по ставке 13%. Он не подчиняется тем правилам, которые описаны в статьях про налоговые вычеты, и возврату не подлежит.
Если вы хотите вернуть налог, нужно работать по трудовому договору или быть ИП на общей системе. То есть платить НДФЛ по ставке 13% — самим или через работодателя.
Не откажутся ли клиенты работать с самозанятыми? Они смогут принимать эти расходы в учете?
Клиенты смогут принимать те расходы, по которым самозанятый выставит чек — на бумаге, через приложение или с помощью QR-кода. Это будет полноценный документ, который не только подтверждает расходы, но и освобождает клиентов от обязанностей налоговых агентов и плательщиков страховых взносов.
Сейчас фирмам невыгодно работать с «физиками»: нужно платить много денег сверху и сдавать отчеты. Если физическое лицо официально станет самозанятым, это сильно облегчит жизнь их клиентам.
Можно ли принимать деньги наличными? Или придется проводить все через банк?
Деньги от клиентов можно принимать наличными. При этом отдельная касса не нужна. Чек формируется в приложении — его можно отправить по номеру телефона или на электронную почту.
Если деньги пришли наличными или на карту, чек надо передать в тот же день. Если еще каким-то способом, то чек передают до 9 числа следующего месяца. Например, это подходит при продаже подписок на сервисы, чтобы отправлять чеки не каждый раз, а формировать и рассылать их раз в месяц.
А можно зарегистрироваться и не платить налог, так как нет дохода?
В любой момент можно отменить регистрацию, а потом зарегистрироваться снова. Никаких пошлин и обязательных платежей в законе не предусмотрено. Но нужно будет читать условия конкретных банков и электронных площадок.
Можно ли перейти на этот режим и продать подаренную квартиру, чтобы заплатить 4%, а не 13%?
Нет, продажа недвижимости в списке исключений — такие сделки не попадут под налоговый режим для самозанятых. Это же касается автомобилей: при их продаже нужно платить 13% или использовать налоговые вычеты, когда на них есть право.
И продавать личные вещи на этом режиме тоже нельзя — они облагаются налогом по ставке 13%. Если, конечно, вообще попадают под налогообложение, а так бывает не всегда.
Сейчас все зарегистрируются, а потом они повысят ставки и ухудшат условия. Может такое быть?
Нет, в течение 10 лет ухудшать условия этого закона запрещено. Формально нельзя повысить ставки, заставить платить взносы или убрать вычет. Это беспрецедентная норма, и она прямо описана в документах. Правда, непонятно, что и кому будет, если вдруг очень сильно захочется изменить закон — мало ли причин.
Пока идет эксперимент, о нем будут отчитываться, чтобы было понятно, успешный он или нет. Эксперимент с онлайн-кассами и маркировкой оказался успешным для налоговой, а вот с нянями и репетиторами провалился. Посмотрим, что получится в этот раз.
Говорят, это ловушка. Нельзя же заниматься бизнесом без регистрации ИП! Всех будут штрафовать?
А если приложение будет плохо работать? Что тогда — штрафы?
Нет, и эта ситуация тоже описана в законе. Если в приложении будет сбой по вине налоговой и из-за этого не получится передать чек или заплатить налог, то все можно сделать после того, как сбой устранят, — на следующий день. Тогда никаких санкций не будет.
Почитайте наши разборы о том, как будет работать налог и как будет применяться налоговый вычет для самозанятых.
Дорогие читатели и авторы вопросов, все ваши комментарии мы читаем, группируем и анализируем. Не сразу получается ответить, потому что на очереди новые разборы, подкаст и еще несколько статей об этом налоге.
Также мы готовим запросы в ФНС, чтобы предоставить вам внятные и честные разъяснения по тем моментам, с которыми все сложно. но нужно подождать пока закон вступит в силу. Повторяющиеся вопросы будем публиковать в виде отдельных разборов.
Вы еще много раз прочитаете в Т—Ж о налоге для самозанятых. И это будут самые честные и корректные статьи. Дайте нам немного времени, чтобы все систематизировать.
И если у вас не очень однозначная ситуация, не спешите с решениями: там много подводных камней, которые могут доставить вам проблемы. Еще есть время. Перейти на этот режим моно в любой день в течение года, а не только с 1 января.
Екатерина, работая по трудовому договору в школе, возможно ли оформиться репетитором как самозанятый?
Екатерина, здравствуйте!
Я дизайнер. При комплектации объекта, например покупки светильников для квартиры, я обращаюсь в магазин, с которым у меня есть агентский договор, то есть они мне платят комиссионные за то, что я обращаюсь именно к ним.
Теперь, если я регистрируюсь самозанятой, как мне получать комиссионные с магазина? И если их все еще можно получать, то нужно ли с них платить налог?
И второй вопрос:
Если я комплектую проект, сама покупаю например эти же светильники и при этом я самозанятая. Мне своей картой расплачиваться выходит нельзя, а картой моего заказчика можно? А если это наличные, которые он мне выдал, чтобы я сама оплатила все покупки? А чек в магазине на меня теперь нельзя уже оформлять? Обязательно только на заказчика? И может быть можно как-то это дополнительно оформить, то есть разрешение заказчиком пользоваться мне его картой или деньгами?
В общем, так как самозанятому нельзя через свой счет пропускать оплаты, то как тогда теперь можно.
Anna B, уже не помню, о чем спор, а исходный коммент удален. Спрашивайте, я довольно подробно разобрался в этом режиме и готов помочь.
Тор, спасибо. А есть ссылка га то место, где это написано?
ФНС пишет, что можно.
Anna B, Если подходить формально к данному вопросу, то не может. А вот если зарегистрироваться самозанятым (через приложение) в Москве, то можно. Сам факт ведения предпринимательской деятельности по продаже продукции собственного производства через интернет не поддается территориальному делению.
Екатерина, спасибо. Вот вопрос из непростых.
Человек с мск пропиской и «московским» же ИНН живет и производит продукцию в другом регионе (не экспериментальном). И хочет продавать свою продукцию через сайт, рассылая по почте, ну и на месте за наличные. Сможет ли таковой СЗ перейти на НПД?
Какая чушь про то что 10 ьет ничего не поменяется. Будут «внешние вызовы» и «ситуация поменялась» и как миленький будешь «скрепы» оплачивать
А интересно, можно на этом режиме получать оплату в иностранной валюте? Многие фрилансеры (программисты, переводчики) работают с иностранными клиентами, причем обычно с фирмами, а не физиками. Я так понимаю, для них этот режим не предназначен?
Andy, И всё же хотелось бы услышать информацию от официальных лиц. Пока что этот вопрос никто нигде не освещал. У нас часто бывает: все радостно напридумывают себе трактовок, а потом приходит налоговая или следователь, и выясняется, что у государства по этому вопросу совсем иная точка зрения. А то, что ее не озвучивали, не освобождает вас от ответственности. У нас все законы так написаны, чтобы можно было трактовать как угодно. Вспомните про вычет несчастного 1% взноса в ПФР у ИП: уж до какого только маразма ни опускались, чтобы доказать, что его нельзя вычитать из налога. Буквально филологические бои вели, является ли этот 1% «фиксированной частью» и считается ли подпункт пункта его неотъемлемой составляющей или независимым утверждением :)))
Andy, для регистрации дохода от юрлица в приложение надо ввести ИНН юрлица. Благодаря этому действию юрлицо освобождается от обязанностей налогового агента по НДФЛ и пенсионным взносам в отношении вас.
У иностранных юрлиц ИННы иного формата. Будет ли техническая возможность регистрировать доходы от юрлица без указания ИНН?
Andy, С чего вы это взяли? Я ни разу не слышала, чтобы про этот режим говорили применительно к валюте. И не уверена, что они так просто разрешат обходить валютный контроль.
Tatyana, ну это в России стандартно, законы пишут думаки в общих словах, а конкретные правила дописывают чиновники надзорных органов как им нравится.
Tatyana, валютный контроль есть для всех, но для юридических лиц больше требований. Как самозанятый, вы физическое лицо.
Tatyana, декларируете как доход от юридического лица, неважно в какой оно стране. Валюту пересчитываете на рубли по курсу актуальному в день получения платежа. В отличии от ИП, не нужно иметь специальный валютный расчетный счет с валютным контролем.
Tatyana, пожалуйста 6%
Valentina, декларируете как доход от юридических лиц. Если в долларах то пересчитываете в рубли по курсу актуальному на день поступления дохода.
Mikhail, тогда да, ИП с валютным расчетным счетом.
Евгения, обязательно. Если вы не отошлёте чек, проблемы будут и у вас, и у них. Мы скоро выпустим про это отдельный разбор.
Если мне прилетают деньги из НКО (ООО «ПэйПал») — это считается профессиональной деятельностью?
Откуда там появились деньги я не помню (сарказм).
Палка это абсолютное днище. В иностранной валюте ты не сможешь получать деньги, они будут автоматом конвертироваться в рубли. Это пол беды. Конвертация происходит по внутреннему грабительскому курсу палки, который отличается от ЦБ примерно на 2-3 рубля за каждую единицу валюты. Деньги идут очень долго и плюс нельзя кидать все на карту, нужно заводить счет в банке, и не в каждом банке с палкой работают. Не связывайтесь.