что плохого в школе
Почему учеба в школе превращается в кошмар для родителей
Ольга Узорова: Была другая система обучения. Любой учитель, даже тот, который не был прилежным студентом в педвузе, мог на достойном уровне дать программу начальной школы своим ученикам. Поясню. Программа давала возможность среднему учителю дать хорошие базовые знания среднему ученику. Советская система, с помощью которой мы выучили людей, которые первыми запустили ракеты в космос, была грамотной и логичной. Изучаемая тема логично и в соответствии с возрастом школьников развивалась и применялась на практике. Многие современные авторы учебников ушли от этой классики, от грамотной подачи материала. Компоновка программ нарушилась. Пошаговость подачи материала тоже. Стало модным в третий класс вводить темы из седьмого, не отработав базовые навыки. Первый класс превратился в «два прихлопа три притопа», а на сложные темы в последующих классов часов не добавили и поэтому со второго класса для родителей начинается суровая правда жизни. Учитель в классе должен успеть отработать с учениками темы, но не успевает, потому что или идет урок-контрольная, урок-контрольная или новая тема, новая тема-новая тема. Добавьте сюда бесконечные диагностические работы, отнятые часы у математики, русского языка и чтения в пользу физкультуры, английского и т.д., да еще отсутствие времени, чтобы сделать в классе работу над ошибками. И в итоге родители в ужасе от того, что их ребенок не может выполнить домашнюю работу самостоятельно, ведь они-то когда-то делали ее сами. Именно поэтому очень важно найти грамотного и опытного учителя. И делать это нужно, когда ребенку исполняется четыре года.
Предположим, с учителем повезло. Что дальше? Что делать, чтобы домашняя работа не стала шоком для ребенка и родителей?
Ольга Узорова: Желательно, чтобы ребенок с трех лет знал системное «надо». Не просто одноразовое «ах, мой ребенок полгода назад помог мне помыть пол». Занятие должно быть системным. С трех лет надо потихонечку приучать ребенка к какой-то домашней работе. Например, мы с тобой раз в неделю прибираем квартиру, ты вытираешь эти полочки. В четыре-пять лет ребенок может помогать маме накрывать на стол. Каждый день на ужин ставить тарелки на стол. Это нужно делать каждый день. Тогда домашнее задание на каждый день не будет для него шоком, потому что до этого он каждый день накрывал на стол, поливал цветы, кормил хомячка. Ребенок уже понимает важнейшее для успешной учебы в школе слово надо.
Допустим, воспитание системного «надо» было упущено. И теперь, оглядываясь на свое будто бы идеальное школьное прошлое, есть большой соблазн сказать первокласснику: «Ну, ты уже большой, давай сам».
Но мы сейчас говорим о сильном учителе, который умеет комбинировать современную школьную программу и о грамотном и мотивированном родителе. В этом случае в первой четверти родительский контроль за домашним заданием должен быть пристальным. Дальше нужно смотреть, что и как ребенок сделал, с чем предстоит поработать. Домашняя работа должна быть чистой, без помарок и перечеркиваний. Неприлично сдавать работу, если она написана «курица лапой».
Сколько времени должно уходить на домашнюю работу?
Глядя на обилие заданного (одни проекты по окружающему времени чего стоят), иногда очень хочется сделать уроки за ребенка.
Ольга Узорова: К сожалению, проекты в разных школах вводят по-разному. И требования к ним очень разные. Многие требования зависят даже не от учителя, а от директора школы. Давайте тему проектов обсудим отдельно. У меня, мягко сказать, неоднозначное отношение к ним, особенно в начальной школе. Слишком много перекосов на практике.
Родители стали часто нанимать репетиторов для учеников начальной школы не для того, чтобы подтянуть предмет, а только для того, чтобы с ребенком делали домашнее задание.
Ольга Узорова: Да, это планирование. Домашняя работа учит планировать свои действия. Но прежде всего, она проверяет знания. Если выполняя домашнее задание ребенок задает много вопросов взрослому, значит, есть пробелы. И над этими пробелами нужно поработать.
Любому родителю хотелось бы, чтобы ребенок писал грамотно, умел считать и решать примеры. Но если с учителем не повезло?
В тетради ребенка много помарок?
Ребенок сам не садится за выполнение домашнего задания?
Ваш малыш почти всегда садится за домашнее задание не раньше шести-семи вечера (у него много секций или он ждет маму с работы)?
КАК ВЫПОЛНЯТЬ ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ. ОБЩАЯ ПАМЯТКА 1. Приведи рабочее место в порядок, приготовь все необходимое для работы. 2. Открой тетрадь. Сделай в тетради работу над ошибками. 3. Открой дневник, посмотри, что задано. Подумай, с какого предмета ты начнешь выполнение домашнего задания. 4. Открой учебник, прочти задание, подумай, какие правила следует применять в данном упражнении, и вспомни их. Если не помнишь, найди эти правила в учебнике и повтори. 5. Не знаешь, как оформить и выполнить задание? Просмотри классную работу, найди аналогичные упражнения, выполненные под руководством учителя, и ориентируйся на них. 6. Выполни упражнения. Если получилось грязно, перепиши. Совет: сложные задания сначала выполняй на черновике и там же исправляй ошибки и переписывай набело в тетрадь. 7. Проверь работу, аккуратно исправь ошибки. 8. Отдохни 10 минут и приступай к выполнению домашнего задания по другому предмету.
КАК ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1. Пропиши буквы, слоги, слова, которые тебе задал учитель. 2. Повтори основные правила. 3. Отступи две строчки от предыдущей работы и напиши посередине «Домашняя работа». 4. Напиши «Работа над ошибками» и сделай ее. 5. Выучи и повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило. 6. Приступай к заданию. Запиши: «Упражнение … (номер)». 7. Прочитай задания упражнения. Прочитай текст упражнения. 8. Сначала выполни задания к упражнению устно. 9. Выполни упражнение письменно. Не забывай выделять и проверять (если есть возможность) все пройденные орфограммы ручкой с зеленой пастой или карандашом. 10. Выполни все письменные задания к упражнению. 11. Проверь работу.
КАК ПРОВЕРИТЬ ОРФОГРАММУ 1. Определи, к какой части речи относится слово с орфограммой (существительное, прилагательное, глагол. ). 2. Установи, в какой части слова находится орфограмма (корень, приставка, суффикс, окончание). 3. Определи способ проверки (применить правило / проверить по словарям). 4. Подумай, как писать правильно. Сделай вывод. 5. Напиши слово правильно. 6. Проверь себя.
«Нас воспитывают неудачниками»: почему школа вызывает у детей отвращение
Про проблемы в образовании в наших блогах часто пишут учителя, реже — родители. А вот сами дети, ради которых это всё работает, меняется и обсуждается, почти про школу не говорят. Наш новый блогер, девятиклассница Ирина Козлова, решила это изменить и написала про то, что ей не нравится в образовании.
В январе я поехала в детский лагерь «Звёздный» в ВДЦ «Орлёнок», весело и продуктивно провела там 21 день. А потом вернулась в свою школу. И поняла, что хочу обратно. Всё вокруг вызывало у меня отвращение. Я думала, приду в школу, буду очень рада видеть одноклассников и учителей, но испытала только жалость и желание помочь. Это очень обидно. Но благодаря такому опыту я выделила несколько проблем нашего образования, которые надо решать прямо сейчас.
1. Отношения между учителями и школьниками
Школьники не уважают своих учителей. Даже тех, кто старается интересно рассказывать о своём предмете, заинтересовать, увлечь. Некоторые дети просто игнорируют работу педагога. Я считаю, это неправильно. Мы, учащиеся, должны как минимум уважать труд и старания наших учителей, ведь они занимаются благородным делом — воспитывают светлые умы. К сожалению, многие этого не ценят. Зато постоянно жалуются на школу и образование. Мне кажется, начинать нужно с себя: воспитывать в себе хорошее отношение ко всему окружающему, старшим, учебе и дисциплине.
Конечно, во многом такая реакция детей появляется в ответ на равнодушие учителя. В школе «Орленка» я ни разу не столкнулась с конфликтом между педагогом и ребёнком. Преподаватели понимали, что невозможно заинтересовать всех, но при этом изо всех сил старались всё-таки донести нужную информацию до ребят и не относились хуже к тем, кому не интересно.
И хотя учителя и не требовали демонстрировать обширные знания по теме, они всегда получали большую отдачу от детей. Мне кажется, им это удалось, потому что нас мотивировали на развитие, заинтересовали тем, что нам по-настоящему нужно, помогли в выборе жизненного пути. Видно было желание учителей чему-то научить, поддержать, вдохновить.
Я считаю, что для начала нужно создать приятные условия для работы и учебы всех, кто находится в школе. Важно расти и учиться в любви и заботе, а не в вечных упрёках и негативе, поскольку цели обучения не могут быть достигнуты, пока всё в школе пропитано ненавистью и неуважением.
2. Рефлексия и индивидуальный подход
Очень важно давать на уроке время, чтобы обдумать, проанализировать новую информацию. Повторение — мать учения. Учителю нужно лишь вернуть учащихся к тому, с чего они начали урок, помочь детям осознать и творчески подойти к тому, что они изучали в течение сорока минут. Только потом приступать к практическим заданиям.
Приведу пример успешной рефлексии, практикуемой в центре: в начале урока мы показывали карточку с теми эмоциями, которые испытываем сейчас. Так педагог понимал, какой у класса настрой, как работать с детьми сегодня. А в конце урока — анкетирование и совещание, которые позволяют и учителю оценить, как прошло занятие, и детям обсудить прошедший урок.
«Вернуть свободу!». Молодые учителя — о том, что бы они сделали на должности министра образования
А ещё мне кажется, что программа в школе должна быть выстроена с учетом интересов и потребностей ребёнка: например, в 9 классе можно работать вместе со всеми по выбранной программе, можно самостоятельно по той же программе с помощью учителя или просто выбрать свой формат обучения с дополнительной литературой и интернетом. Плюс можно сосредоточиться только на подготовке к ОГЭ: этот способ подойдет для тех, кто не хочет тратить драгоценный ресурс — время — на обучение со всеми, и лучше займется решением заданий более высокого уровня для сдачи экзамена.
Выбрав подходящий для себя вариант, ребята могут вынести из обучения максимальную пользу и вопрос о «ненависти» к предмету, плохой успеваемости, скорее всего, будет закрыт. А пока у нас будет единая для всех программа, детям придётся «добирать» знания где-то ещё.
3. Оценки
Мне не нравится, когда дети предъявляют претензии учителям из-за плохих оценок. Чаще всего, в своих плохих оценках виноваты сами ученики: они плохо подготовились, написали контрольную невнимательно или сделали ещё что-то не так. Но вместо того, чтобы работать над собой, они перекладывают ответственность на преподавателя или кого-то другого. Особенно меня забавляют ситуации, когда ребенок на вопрос о плохой отметке отвечает: «А я не знаю, почему двойка». Извини, как ты можешь не знать?!
Учителя же считают, что для получения пятёрки ребёнок должен в совершенстве знать их предмет. Но ведь каждый ученик — личность, он не может всё своё время посвящать школе, у него есть хобби и интересы, в которые он вкладывает время и ресурсы. Да и хорошая оценка чаще всего нужна лишь для аттестата и поступления, а знания в этой сфере не пригодятся вообще (но это уже вина не учителей, а системы образования).
К сожалению, есть такие педагоги, которые ищут любую причину для снижения оценки. Это расстраивает
Хватит опускаться до такого уровня, когда вы позволяете себе портить оценки, мотивацию и мнение о школе и образовании в ней. Помогайте детям, а не убивайте в них желание развиваться. Прекрасно, когда ребенок хорошо разбирается в какой-то теме и получает соответствующие оценки, но не всем это дано, а времени на то, чтобы разбираться, и средств на репетиторов может не быть, как и желания, которое вы же у него и отбили.
Поэтому было бы прекрасно по возможности помогать тем, кто в этом нуждается, а не только старательным любимчикам. Замечательно, когда преподавателя идут навстречу своим ученикам, от этого и больше активности на уроках появляется, что уж говорить о благодарности и уважении. Хорошо, когда учителя ценят старания. Им важна вовлеченность и наша заинтересованность.
В общем, я считаю, нам всем надо учиться договариваться, чтобы в конце получать желаемое, прислушиваться к друг другу.
4. Страх ошибки
Наша любимая школа воспитывает нас очень слабыми личностями, которые боятся что-то сделать не так. Если мы плохо написали тест, то автоматически становимся неудачниками в глазах педагогов, а их отношение становится хуже. Вопрос: почему у нас до сих пор существует мнение, что ошибки — это плохо? Ведь именно с помощью ошибок мы учимся, лучше запоминаем и усваиваем материал, становимся сильнее и умнее? Ошибки указывают нам на те темы, на которые стоит направить свое внимание.
Южный океан, 4 полушария, насекомое — это животное. Что не так с учебниками по «окружайке»
Окружающие любят детей не за хорошие оценки. Но школе невыгодно об этом говорить. Представьте, как трудно приструнить детей, которых родители любят независимо от чего бы то ни было. Наша система не выдержит потока уверенных в себе людей, поэтому нас и учат, что самооценка должна зависеть от мнения окружающих и, конечно, от слов и оценивания специалиста.
5. Уравнивание
Ко всем подросткам у взрослых одинаковое отношение. Нас объединяют в одну группу исключительно по возрасту: но ведь 15-летние могут быть очень разными! Например, благодаря недавно прошедшему итоговому собеседованию в 9 классе, мы узнали, что довольно-таки много учеников в возрасте 15-16 лет еще даже не научились читать и выражать свои мысли. И объясните мне пожалуйста, как можно выдающихся детей приравнивать к таким индивидуумам только из-за того, что у них одинаковых возраст?!
Я считаю, что объединять детей в классы надо не по возрасту, а по общим интересам, стремлению к знаниям и развитию, тем же оценкам.
6. Ненужные предметы
Всю начальную и среднюю школу меня раздражало, что мы должны тратить время в школе на предметы общего развития: основы религиозных культур и светской этики, музыка и искусство, ИЗО, технология, ОБЖ, физкультура. Только три дня в неделю этих предметов не было и я занималась тем, что мне действительно интересно: ходила на мастер-классы, участвовала в спортивных соревнованиях. Я считаю, что предметы, затрагивающие личные интересы каждого, должны проводится в другом формате: тренинга, мастер-класса и т. д — и только по желанию ученика.
7. Профориентация
Сейчас я в 9-м классе. Многие мои одноклассники через несколько месяцев окончат школу. И мне очень обидно, что подросткам, которые скоро начнут взрослую жизнь, не помогли найти их собственный путь. В школе о профориентации почти не говорят, а у детей просто нет времени и возможностей заниматься поиском своего дела самостоятельно. Поэтому и вырастает так много людей, которые не понимают, чем хотят заниматься.
8. Досуг
Школа — второй дом. Как же часто мы все это слышим! Но ведь дома мы не только учимся и развиваемся, а ещё и отдыхаем и веселимся. Было бы классно добавить в школьную жизнь больше эмоций: устраивать вечера кино, тематические дни и дискотеки, конкурсы, игры, творческие вечера, беседы на выбранную тему и т. д.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Школьные годы — чудесные? С какими проблемами сталкиваются дети в школах
В преддверии учебного года говорим о проблемах в школе, несовершенствах общеобразовательной системы в России и о том, с какими трудностями может столкнуться любой школьник, начиная с первого класса.
Содержание:
6 основных проблем современной российской школы
Как сказал английский экономист Джон Мейнард Кейнс: «Трудность заключается не столько в создании новых идей, сколько в том, чтобы отойти от старых».
Именно этим и «грешат» сегодняшние общеобразовательные учреждения.
Мы собрали наиболее актуальные проблемы школ в России. Среди них:
1. Недостаток квалифицированных педагогов
Как отмечают директора школ, эта проблема существует уже давно. Действительно, многие педагоги приходят работать не по призванию, а совсем по другим причинам: близость к дому, предпенсионный возраст и т.д.
Если в школу попадает молодой, энергичный педагог, способный заинтересовать детей своим предметом, то его сразу нагружают отчётами, программами и ведением журналов.
Плюс к этому труд учителя до сих пор не имеет достойной оплаты.
Поэтому нетрудно догадаться, что в школах остро стоит кадровая проблема.
Учителя перегружены документацией, им некогда готовиться к урокам. Даже у молодых и амбициозных педагогов быстро наступает физическое и эмоциональное выгорание, и они покидают школу.
2. Устаревшие методики преподавания
Одна из главных проблем современного образования – это потеря детьми интереса к учёбе. Почему это происходит? Во многом из-за того, что подача материала происходит традиционными способами, «по старинке»: учитель долго и нудно объясняет тему из учебника, а затем даёт домашнее задание на закрепление пройденного материала.
Современные школьники не понимают, зачем учить параграфы, если сейчас найдётся ответ на любой вопрос в Интернете. И для чего слушать объяснения учителя, если на YouTube полно интересных видео по изучаемой теме.
3. Чрезмерная загруженность детей
Если мы посмотрим СанПин, то увидим, что учащиеся начальной школы должны тратить на подготовку домашних заданий не более полутора часов. Старшеклассникам же отводится на приготовление уроков не более трёх с половиной часов.
В действительности всё обстоит иначе. Школьникам задают на дом настолько много заданий, что за уроками им приходится засиживаться допоздна.
Кроме того, ученики перегружены всевозможными факультативами, дополнительными уроками и внеурочной деятельностью.
4. Отсутствие индивидуального подхода к ученикам
Случай из практики.
Оля учится в 8 классе. Спокойная, серьёзная и ответственная девочка. Пишет без ошибок, много читает и сочиняет стихи. Учительница литературы постоянно отправляет её работы на конкурсы. Но у Оли есть одна проблема – ей никак не даётся физика. Если параграф из учебника она ещё может зазубрить, то в практических занятиях и лабораторных работах постоянно делает ошибки. Учитель по физике ставит ей двойки и на родительских собраниях постоянно отчитывает девочку за нежелание учиться и постигать преподаваемый им предмет. Оля тяжело переживает свои неудачи и считает себя глупой и никчемной.
Большинство учителей действительно считают преподаваемый ими предмет самым важным и необходимым в жизни. И мало кто из них берёт в расчёт индивидуальные склонности учеников. Есть дети-гуманитарии, которые отдают предпочтение изучению русского языка, литературы и истории. Есть «технари», которые любят копаться в различных механизмах и изучать их устройство. Есть любители препарировать лягушек и рассматривать инфузорий под микроскопом.
Профильное направление появляется только в 10-11 классах, а до этого времени ученикам приходится, несмотря на свои склонности и интересы, успевать по всем предметам, даже по самым нелюбимым и сложным для них.
5. Оторванность школьного обучения от жизни
Процесс обучения в школе – долгий, сложный и, как оказывается, зачастую бесполезный. Знания, полученные на уроках, не находят применения в обычной жизни, и мы благополучно о них забываем.
Вот скажите, кому во взрослом мире пригодились тригонометрические тождества? А химические свойства алканов? А ведь школьники штудируют эти темы в 10-11 классе не один месяц.
Не лучше ли было потратить это время на изучение вопросов кибер-безопасности в Интернете или на овладение умением работать с документацией (будь то трудовой договор или договор о найме жилья)?
Учителя уверены: «Система образования устарела!» Каких уроков в школьной программе не хватает детям? Разбираемся в вопросе.
6. Проблема воспитания подрастающего поколения
Из года в год остаётся неразрешённой дилемма: кто же всё-таки должен воспитывать детей – школа или семья? Родители аргументируют тем, что им некогда заниматься этим процессом, они зарабатывают деньги, чтобы ребёнок был сыт и обут. Педагоги тоже не хотят брать на себя полную ответственность в этом вопросе, говоря о том, что только в семье закладываются фундаментальные основы воспитания.
В результате дети оказываются предоставлены сами себе. Только в 2019 году было зафиксировано 41,5 тысяч преступлений, совершенных несовершеннолетними! Причём дети и подростки всё чаще и чаще совершают действия насильственного характера и особо тяжкие деяния.
И, как всегда, остаётся открытым вопрос: кто в это виноват – семья или школа?
Вот основные проблемы общеобразовательных учреждений в нашей стране.
Есть ли решение у этих проблем? Конечно, есть. Но оно должно, во-первых, приниматься на государственном уровне, а, во-вторых, учитывать мнение всех субъектов образовательного пространства: и учеников, и педагогов, и родителей. Как мы понимаем, сделать это будет довольно непросто. Поэтому в последнее время многие родители стали выбирать для своих детей формат семейного, а не школьного обучения.
Что может ожидать ребёнка в школе и как помочь ему справиться с трудностями?
А теперь давайте поговорим о тех сложностях, которые могут поджидать наших детей прямо на пороге образовательного учреждения.
«Подводные камни» начальной школы
Вот он, счастливый первоклассник с огромным букетом цветов, впервые переступает порог школы, садится за парту и открывает свой первый в жизни учебник. Пока всё кажется ему интересным и необычным: и звонки, и перемены, и домашние задания.
Но проходит месяц-другой, и ребёнку становится скучно. Он не может долго сидеть за партой, постоянно отвлекается и отвлекает других, на вопросы учителя не отвечает и отказывается выходить к доске. Дома только делает вид, что занят приготовлением уроков, а на самом деле играет в компьютер или планшет.
Это явление называется «школьная дезадаптация». Иными словами – неприспособленность ребёнка к школьной жизни: правилам, режиму, домашним заданиям.
Психологи и педагоги отмечают, что в начальной школе таких учеников с каждым годом становится всё больше и больше.
Также среди младших школьников «набирает популярность» учебная несамостоятельность. Ребёнок вроде бы адаптировался к школе, ему нравится учиться, но он не может без помощи родителей сделать домашнее задание, собрать портфель и подготовить на завтра школьную форму. Более того, он даже может не помнить, что ему задали сегодня на дом.
Что советуют психологи:
Психологическое неблагополучие школьников
Всемирная организация здравоохранения каждый год проводит международное исследование среди подростков на тему физического и психического самочувствия. По их данным, с 2014 по 2018 год психологическое благополучие школьников во многих странах значительно снизилось. Дети стали чаще испытывать раздражительность, нервную возбудимость и подавленное настроение.
Причинами плохого самочувствия учеников стали:
Чтобы помочь ребёнку справиться с симптомами психологического неблагополучия, родителям необходимо придерживаться ряда правил:
Не зацикливайтесь на оценках
Мамы и папы всегда, сами того не осознавая, транслируют ребёнку те или иные ожидания от учёбы. Кто-то прямо говорит: «Ты должен учиться на одни пятёрки», а кто-то тяжело вздыхает и качает головой, когда сын или дочь приносит «тройку». Ребёнок начинает сильно переживать, что не может порадовать родителя отличной учёбой, замыкается в себе и начинает «трястись» перед каждой контрольной работой.
Поэтому родителям важно уделять внимание не оценкам ребёнка, а конкретным достижениям: как сын или дочь красиво пишет в тетради, как быстро выучил стихотворение, какой у него получился необычный рисунок. Школьник (и его родители) должны понимать, что дневник с одними пятёрками – это, конечно, хорошо, но в жизни важны именно реальные знания и умения.
Помогите наладить отношения со сверстниками
Если у ребёнка сложились конфликтные отношения с одноклассниками, выслушайте все его жалобы, расспросите о том, что явилось причиной разногласий. Объясните, что необязательно быть со всеми в хороших отношениях, достаточно иметь 1-2 друзей из класса.
Если ситуация усугубляется, и ребёнком стал «изгоем» и «белой вороной», задумайтесь о переводе в другой класс или школу.
Проверьте, как складываются отношения у вашего ребёнка со сверстниками, не обижают ли его дети или взрослые, пока вас нет рядом! Смотрите, где ваш ребёнок находится и где был в течение дня, слушайте, что происходит вокруг, а также дозванивайтесь в любой ситуации с приложением «Где мои дети».
Проведите ревизию кружков и секций
Чрезмерная загруженность ребёнка школьными и внешкольными делами негативно сказывается и на физическом, и на психическом самочувствии. Стоит остановиться на одном кружке или секции, чем водить сына или дочь и на английский язык, и на плавание, и на верховую езду. Всестороннее развитие – это прекрасно, но только когда оно не идёт во вред здоровью.
Узнайте об отношениях ребёнка с педагогами
Конечно, все родители хотят, чтобы учителя в школе по достоинству оценили их ребёнка и сразу заметили, какой он умный и замечательный. Но часто бывает так, что у сына или дочери не складываются отношения с определённым педагогом. Учитель может намеренно занижать оценки, без причины придираться к ученику, публично высмеивать.
Что делать в такой ситуации родителям? Для начала попробуйте «разведать обстановку» и узнать, как учитель относится к другим детям. Возможно, у данного педагога просто такой стиль преподавания или он просто переносит свои личные неурядицы в рабочую обстановку.
Если же всё-таки «мальчиком» или «девочкой для битья» стал именно ваш ребёнок, попробуйте лично поговорить с учителем и выяснить причины такого отношения. Расскажите, что и вы, и ребёнок заинтересованы в изучении предмета и хотите избежать конфликтной ситуации.
Социальное расслоение
Школа – это то место, где в одном классе могут собраться дети из семей с разным материальным положением, разными культурными ценностями и интересами. Нередко эта разница в социальном положении становится серьёзной проблемой как для школьника, так и для его родителей.
Случай из практики
Лена – девочка из небогатой семьи. Мама работает няней в детском саду, папа – охранником в магазине. В детстве Лена донашивала одежду за старшими сестрами и играла старыми игрушками. Когда девочке исполнилось 13 лет, родителям пришлось переехать в другой район, и Лена стала ходить в гимназию.
Оказалось, что в её классе у большинства детей обеспеченные родители, поэтому девочку сразу стали дразнить из-за немодной одежды и отсутствия дорогих гаджетов. Поначалу Лена терпела насмешки одноклассников, но вскоре стала просить у родителей сначала планшет (якобы для учёбы), затем одежду от известных брендов и новый смартфон.
Родители попытались объяснить дочери, что они не могут позволить себе такие дорогие покупки, но девочка ничего не хотела слушать и объявила, что, пока у неё не будет дорогих вещей, школу она посещать не собирается. Родителям Лены пришлось обратиться к школьному психологу, так как они были обескуражены поведением дочери и не знали, что делать в такой ситуации.
Что советуют психологи:
Вопросы безопасности
Каждый родитель, отправляя ребёнка в школу, хочет быть уверен, что с ним ничего не случится. Но реальность такова, что ребёнок может столкнуться с опасностью как по дороге в учебное заведение, так и непосредственно в нём.
Как защитить ребёнка и научить безопасному поведению по дороге в школу?
Что делать в ситуации травли?
Проблема буллинга – самая острая и страшная для современных детей и их родителей. Вместе с психологами и экспертами мы разобрали эту тему «по косточками»: что делать в такой ситуации родителям, куда обращаться, как наладить отношения в коллективе и атмосферу в классе – ответы на эти и другие вопросы ищите в нашем блоге: https://findmykids.org/blog/tag/bulling.
Как вы уже, наверное, поняли, в современном общеобразовательном учреждении действительно много проблем, и некоторые из них могут коснуться и вашего ребёнка. Но именно школа покажет детям мир во всём его многообразии, научит быть самостоятельными и ответственными, поможет найти себя и своё предназначение в жизни.
Поэтому давайте стараться сделать так, чтобы школьные годы вашего сына или дочери действительно были чудесными и оставили после себя только приятные воспоминания.