Что шире власть или управление
Чем понятие управление отличается от понятия власть
«Я хочу поговорить с вашим руководителем или менеджером». Когда в последний раз вы слышали эту фразу от кого-то в очереди? Разве это не заставит вас усомниться в том, что это один и тот же человек? Есть ли разница между этими двумя? Кто имеет больше власти для разрешения проблемы менеджер или руководитель?
Определения
Власть– способность отдельных лиц или групп получить то, что они хотят, несмотря на противодействие, ее трудно измерить и даже признавать, но она играет важную роль в соблюдении полномочий. В организациях, власть, скорее всего, осуществляется в тех случаях, когда «ставки высоки, ресурсы ограничены, а цели и процессы неясны». Отсутствие власти в организациях заставляет нас полагаться на иерархию.
Законная власть признается в качестве органа. Власть становится властью, когда она будет принята официально и даже желательна обществом. Властвующие структуры включают в себя возможность – вручения наград, рекламные акции и хорошие отзывы о производительности. Отрицательная сторона – вероятность наказания, дисциплинарные меры, понижения в должности.
Власть в организациях
Это способность одного человека воздействовать на другого, влияние на поведение и отношения других людей. Может быть применено к клиентам и / или поставщикам. Спрос на власть распространен среди делового мира. Власть есть сила. Сила очевидна и понятна, а власть принадлежит той или иной позиции. Примером такой позиции власти – генеральный директор компании.
Там, где есть власть, есть и последствия, которые идут вместе с ней. Это зависит от того, как используется власть. Последствия варьируются от ряда общих эффектов. Есть три конкретных примера этого:
Руководитель – лицо, наделенное властью, вышестоящее по положению над штатными сотрудниками, наблюдающий за выполнением задач и заданий. Имеет управленческие обязанности: координация, мотивация и обучение подчиненных. Он оценивает результаты работы, решает взаимные обиды, имеет дело с продвижением по карьерной лестнице и назначает конкретные задачи в соответствии с навыками.
Высшего образования не требуется для руководящей должности. Зарплаты варьируются в зависимости от отрасли и могут быть согласованы отдельно в каждой компании.
Управление – функция согласовывающая деятельность подразделения, будь то бизнес, государственное учреждение или любая группа людей, нуждающихся в официальном представителе. Управление (менеджмент) преподается в школах самого высокого уровня как социальная наука, включая в себя навыки управления ресурсами, ведения переговоров, командных процессов и обязанностей подчиненных.
Он / она имеет цели и его / ее работа должна быть в количественной оценке видимых результатов. Находясь в позиции выше, чем другие работники управленцы не могут действовать и следовать собственной воле, а только в соответствии с указаниями руководителя и подписанным контрактом.
У менеджера есть право принимать решения о приеме на работу, об увольнении и поощрении лиц, отвечает за деньги и может начислить прибавки. Крупные компании готовы предложить большие суммы за человека, занимающего эту должность, как правило, с высшим образованием и хорошими учетными данными. Зарплата менеджера значительно выше по сравнению с рядовым работником, хотя это зависит от компании, в которой он трудится.
Руководитель против менеджера
Так чем понятие управление отличается от понятия власть? Руководящее лицо, непосредственно отвечает за сотрудников и их задачи, в пределах отдела. Менеджер отвечает за координацию всех отделов бизнеса и, убедившись, что все они работают, старается полностью реализовать свой потенциал для получения прибыли.
Руководитель (гендиректор) – назначает задачи и принимает решение хорошо или плохо работает человек. Он имеет право нанимать, увольнять или поощрять кого-либо. Это решение принадлежит и менеджеру имеющему доступ к финансовой информации компании.
Зарплаты и требования варьируются от руководителя до менеджера. Менеджеры имеют дело не только с человеческими ресурсами, но и со значительными суммами и большими обязанностями. С другой стороны, когда дела идут плохо, они могут быть обвинены в бесхозяйственности.
Власть и управление
Слово «власть» многозначно. Говорят о власти людей над вещами и силами природы. Говорят о власти вещей, сил природы и обстоятельств над людьми. Далее мы будем говорить о власти исключительно как о социальном явлении. При этом имеется в виду, что отдельно взятых людей, как существ, обладающих волей и сознанием мы будем рассматривать как социальные субъекты. В то же время, мы будем называть и социальными субъектами объединения людей, в которых какие-то члены выполняют функции воли и сознания в отношении объединений в целом.
Тогда допустимо говорить, что один социальный субъект имеет власть над другим, если, и только если первый может в каких-то отношениях распоряжаться вторым по своей воле. Первого принято называть носителем власти (властителем), а второго – объектом власти (подвластным).
Власть может быть частичной и кратковременной. Но может быть и многосторонней и постоянной, пожизненной. В этих пределах колеблется степень власти и подвластности.
Предел власти – когда властитель распоряжается всеми важнейшими аспектами жизни подвластного субъекта, включая его биологическую жизнь. В человеческих сообществах складываются сети и иерархии власти, так что одни и те же люди оказываются в положении властителей по отношению к одним и в положении подвластных по отношению к другим людям.
Отношение власти и подвластности есть одно из самых фундаментальных социальных отношений.
Власть есть многосторонний феномен. Она характеризуется наличием у социального субъекта как носителя (обладателя) власти таких признаков:
1. Осознание своего положения в отношении подвластных субъектов;
2. Осознание того, что он может и хочет требовать от подвластных, способность сформулировать свое желание в знаках (в языке);
3. Сообщение своей воли подвластным (приказание);
4. Способность и средства принудить подвластных к исполнению приказания;
5. Контроль за исполнением приказания.
В простейших случаях и в исторически исходных формах человеческих объединений все эти стороны слиты воедино. С увеличением и усложнением объединений происходит разделение сторон целого в виде функций различных людей и их объединений, совместно выполняющих функции власти.
Упомянутые стороны власти не существуют изолировано друг от друга и даже когда они разделяются и воплощаются в различных субъектах, они остаются сторонами (функциями, свойствами) целостного феномена власти.
Полностью неуправляемых социальных субъектов не существует согласно самому определению понятий. Есть лишь разные формы и степени управления и управляемости. Полностью неуправляемый социальный субъект просто отмирает в качестве объекта социального.
Управление – это умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют задачи. Для того, чтобы управление было более эффективным руководитель должен развивать и применять власть (возможность влиять на поведение), руководителю в дополнение к формальным полномочиям необходима власть, потому что руководители всегда зависят от некоторых людей, которые им напрямую не подчиняются.
Чтобы сделать влияние более результативным, руководитель должен развивать и применять власть.
Власть – это возможность влиять на поведение других. Она необходима в управлении потому, что руководитель зависит от людей, которые ему не подчиняются напрямую, т.е. он не может влиять на них непосредственно.
Чтобы обладать властью мы должны иметь возможность держать под своим контролем что-либо, что имеет большее значение для исполнителя, знать и изучать потребности людей, т.е. мотивы их поведения. Власть – это не навязывание воли, а зависимость, т.к. подчиненные зависят от руководителя в вопросах повышения заработной платы, продвижения по службе, выдачи рабочих заданий, расширения полномочий, удовлетворения социальных потребностей и др. Необходимо помнить, что и подчиненные также имеют власть. Поэтому эффективный руководитель должен поддерживать разумный баланс власти, достаточный для достижения цели, но не вызывающий у подчиненных чувство обездоленности и как следствие непокорность.
(Власть часто используют как синоним термина «авторитет». Это не совсем верно. Авторитет— это власть, возникшая на формальной основе, как данная кому-то и принимаемая подчиненными как то, с чем они согласны и считают правильным. В первом случае власть дается сверху, а в другом она должна быть получена снизу. )
2.Виды власти.
Власть может принимать разнообразные формы. Разработана следующая классификация форм власти. Каждую из форм власти необходимо рассматривать с точки зрения положительных и отрицательных аспектов.
1. Власть, основанная на принуждении, чаще используется влияние через страх. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности. Принуждение как источник власти строится на реализации руководителем своей способности влиять на поведение подчиненного посредством наказания, выговоров, штрафов, понижения в должности, увольнение и т.д. Подчиненные следуют указаниям, так как боятся быть наказанными. Реакция: подделка документов, скованность, текучесть кадров, снижение творческого поиска и т.д.
2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие. Обещание вознаграждения часто самый эффективный способ влияния на людей, но часто, то, что ценно для одного, незначительно для другого, поэтому нужно обладать большой способностью делать личные одолжения. Исполнитель не сопротивляется этому влиянию, потому что он или она в обмен на выполнение того, что хочет руководитель, ждет получения вознаграждения в той или иной форме.
3. Экспертная власть – влияние через разумную веру. Исполнитель верит, что руководитель обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлетворить и его потребности. Уровень экспертной власти определяется уровнем, на котором руководитель демонстрирует свою компетентность в анализе, оценке и контроле работы подчиненных. Однако разумная вера не устойчива: если однажды руководитель оказался не прав, то исполнитель не будет активен.
4. Эталонная власть – власть примера, основанная на влечении к лидеру. Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. В основе ее лежит влияние примера, с помощью харизмы. Харизматическая власть, построенная не на логике, не на традиции, а на силе личных качеств или способностей руководителя. Чем больше руководитель является для кого-то идеалом, тем меньше его уважают, подкрепляя тем самым его личностную основу власти.
Власть (управление)
Власть (управление)
Власть — это способность оказывать социальное влияние для достижения целей на того или иного лица или группу лиц.
Наглядной моделью для демонстрации и оценки эффективности различных форм власти являются деловые шахматы. При этом в качестве экспертных систем возможно применение существующих шахматных компьютерных программ.
См. также
Смотреть что такое «Власть (управление)» в других словарях:
ВЛАСТЬ — специфический инструмент управления, используемый для достижения поставленных целей. Цели могут быть групповыми, классовыми, коллективными, личными, государственными и т.д. В. призвана делать все для того, чтобы достичь тех целей, которые должны… … Философская энциклопедия
ВЛАСТЬ — жен. право, сила и воля над чем, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление; | начальство, начальник или начальники. Всякому дана власть над своим добром. Закон определяет власть каждого должностного лица, а верховная власть… … Толковый словарь Даля
Власть — (power) Способность заставлять людей (или обстоятельства) совершать то, что иначе они бы не совершили. Цель современной концепции власти была признана еще в 1748 г., когда было опубликовано эссе Юма (Hume) О первоначальном договоре ( Of the… … Политология. Словарь.
Управление политическое — основная форма регулирования общественных отношений в классовом обществе, которая осуществляется публичным образом через власть государства. От всех остальных форм управления политическое отличается абсолютным характером в пределах политической … Политология. Словарь.
Власть понятие — Власть в общем и широком смысле есть господство одного над другим или другими. Это господство может принадлежать известному существу или: 1) на основании его абсолютного превосходства перед всеми другими такова власть Божия; или 2) на основании… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Власть, понятие — Власть в общем и широком смысле есть господство одного над другим или другими. Это господство может принадлежать известному существу или: 1) на основании его абсолютного превосходства перед всеми другими такова власть Божия; или 2) на основании… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
власть — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? власти, чем? власти, (вижу) что? власть, чем? властью, о чём? о власти; мн. что? власти, (нет) чего? властей, чему? властям, (вижу) что? власти, чем? властями, о чём? о властях управление 1.… … Толковый словарь Дмитриева
Управление организационными изменениями — Управление организационными изменениями это управление переходом организации, как системы, из одного устойчивого состояния в другое. Содержание 1 Отличие управления организационными изменениями от управления проектами … Википедия
ВЛАСТЬ — ВЛАСТЬ, и, мн. и, ей, жен. 1. Право и возможность распоряжаться кем чем н., подчинять своей воле. Родительская в. Превышение власти. Под чьей н. властью быть, находиться. В. употребить (заставить подчиниться себе как имеющему власть). Терять в.… … Толковый словарь Ожегова
власть (в обществе) — ▲ власть ↑ в отношении, люди власть право управлять людьми; узаконенное право субъекта навязывать свою волю другим людям вопреки их оппозиции; возможность, право руководства; подчинение чужой воли своей; способность отдельного человека или группы … Идеографический словарь русского языка
Власть и ее виды. Особенности государственной власти
Власть в самом общем виде представляет собой способность (свойство) некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц.
Как явление власть характеризуется следующими признаками:
1. Власть есть явление социальное, то есть общественное.
3. Власть может существовать и функционировать лишь в рамках общественного отношения, то есть такого отношения, которое существует между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образованиями). Не может быть отношения власти между человеком и вещью или между человеком и животным (даже если животное находится в собственности хозяина и он может распорядиться его судьбой). Обусловлено это качество уже следующей характерной особенностью власти.
4. Осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально-волевой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать (обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием. По этой причине не могут быть субъектами отношения власти и подчинения люди с деформациями сознания и воли.
7. Из-за того, что власть может иметь место только в сознательно-волевом отношении и всегда предполагает подчинение воли подвластного воле властвующего субъекта, отсутствие такого подчинения в конкретном отношении означает и отсутствие в этом отношении власти. Говоря другими словами, сознательное подчинение является условием наличия власти в данном конкретном отношении над данным конкретным субъектом.
Существуют различные виды власти.
Власть можно классифицировать по различным основаниям. Например, с точки зрения ее социального уровня можно различать:
а) власть в масштабе всего общества;
б) власть внутри того или иного коллектива (организации);
в) власть в отношении между двумя индивидами.
Власть внутри той или иной социальной общности (общества, коллектива, организации и др.) в зависимости от способа организации и властвования может быть демократической или недемократической. Причем это деление касается не только политической власти, но и всякой другой, связанной с управлением коллективами, поскольку демократия может быть и неполитической.
Политическая власть в обществе (и прежде всего это касается государственной власти) может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, невидимой, нелегальной). Носителями последней могут быть неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др. При этом не следует смешивать понятия «легальная власть» и «легитимная власть». Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальность характеризует правомерность существования власти с формально-юридической стороны, без ее этической оценки, а легитимность означает признание власти населением, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданного явления. И может быть даже так, что государственная власть легальна, но не легитимна. Большой вклад в разработку теории легитимности политического господства (власти) внес известный немецкий политолог, экономист и социолог Макс Вебер (1864-1920 гг.).
Среди неполитических разновидностей власти можно выделить власть семейную (родительскую власть, властные отношения между супругами) как наиболее важную и имеющую давнюю историю.
С точки зрения генетической обусловленности, зависимости в развитии явлений государственная власть первична по отношению к государству. Именно потребность общества (на определенном этапе его развития) во власти с такими свойствами, которые присущи государственной власти, и обусловили появление государства. Государство выступает как носитель государственной власти, как та сила, на которую эта власть опирается, поэтому оно должно быть построено таким образом, чтобы иметь возможность продуцировать власть с особыми свойствами (признаками), то есть ту власть, которую и принято именовать государственной.
К особым свойствам государственной власти можно отнести следующие:
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
УПРАВЛЕНИЕ
С научной точки зрения управление — это направленная координация и организация объекта управления. Это сфера человеческой деятельности, возникшая в результате разделения труда, с помощью которой человек воздействует на технологические,
экономические и социальные процессы для достижения определенных целей. Управление — это процесс, обеспечивающий (при использовании по целевому назначению) необходимое протекание процессов преобразования энергии, вещества и информации, поддержание работоспособности и безаварийности функционирования объекта путем сбора и обработки информации о состоянии объекта и внешней среды, выработки решений о воздействии на объект и их использования (109).
Управление как явление объективного мира очень многообразно. Характеризуя окружающий мир, исследователи выделяют три основные его компонента: неживую природу, живую природу и человеческое общество (65, 91). Это позволяет дать укрупненную классификацию процессов управления по его основным классам:
• процессы управления в неживой природе (в технических системах). Управление производственно-техническими процессами и физическими телами, системами машин, т.е. управление техническими системами, называют управлением вещами. Эта область управления изучается преимущественно техническими науками);
• процессы управления в живых организмах (в биологических системах). Управление процессами, протекающими в живой природе, и процессами, связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами. Эта область управления является предметом изучения естественных наук;
• процессы управления в обществе (в социальных системах). Управление как воздействие на деятельность людей, объединенных в социальные группы с их различными интересами, т.е. управление социальными системами, называют управлением людьми или социальным управлением. Эта область управления является преимущественно предметом изучения социальных наук (65, 91).
СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Итак, управление в обществе называется социальным управлением (65). Социальное управление включает два основных подкласса: управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной (совместной) деятельностью людей(65).
Важнейшимивидами социального управления являются административно-государственное управление, управление социаль-
но-культурной сферой, управление материальным производством.
Люди как главная производительная сила общества познают и используют законы природы и общества в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ (91). Объектами изучения при этом выступают социальные системы, а предметом — система управления различными сферами общества. Например, управление общественным производством включает процессы управления народным хозяйством, отраслью, регионом, объединением, предприятием и управление внутри каждой системы каждого уровня. Это —уровни управления (91).
В рамках социального управления выделяют также две основныеформы управления: управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурсами. Управление человеческими ресурсами включает процессы управления социальным развитием, управления рабочей силой, управления образованием, управления занятостью, управления трудом, управления социальным обеспечением и др. Этоподвиды социального управления.
Таким образом, объектом и предметом теории социального управления как науки выступают социальные системы и управление ими. Социальное управление вычленяется из имеющихся трех классов управления (техническими, биологическими и социальными системами) и подразделяется на такие основные виды: административно-государственное (политическое) управление; управление социально-культурной сферой (духовным производством); управление производственной сферой (материальным производством).
Иными словами, классификация видов управления соответствует классификации основных сфер (областей) организации общества: экономическая— область материального производства, распределения и потребления материальных благ;
политическая — область классовых, национальных и межгосударственных отношений, отношений власти и господства; культурная— область духовного производства, распределения и потребления духовных благ.
Каждый вид управления включает уровни (организация — регион — отрасль — государство) и основные формы: управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурсами. Основные формы и уровни управления включают соответствующие подвиды управления. Классификация управления представлена на рисунке 1.
МЕНЕДЖМЕНТ
Как явствует из приведенной классификации процессов управления англоязычное понятие менеджмент нельзя однозначно заменить русскоязычным термином управление, поскольку в первом случае речь идет лишь об одном из видов управления, а именно об управлении производством (хотя ряд исследователей в последнее время склонны распространять данное понятие на социальное управление в целом, что, как будет показано в дальнейшем, не лишено основания).
Оксфордский словарь английского языка, как известно, дает четыре трактовки термина менеджмент: 1) способ, манера общения с людьми; 2) власть и искусство управления; 3) особого рода умелость и административные навыки; 4) орган управления, административная единица. В то же время, в чисто функциональном плане менеджмент можно оценить как процесс, посредством которого группа сотрудничающих людей направляет свои действия к общим целям (71). Итак, понятие менеджмент правомерно относить только к классу управления социальными системами и его основным видам. В частности, различают социально-политический менеджмент, менеджмент непроизводственной сферы, менеджмент производственной сферы. Как и управление, понятие менеджмент, кроме основных видов, включает соответствующие уровни, основные формы и многочисленные подвиды (финансовый менеджмент, менеджмент персонала, маркетинговый менеджмент и т.д.). В целом, менеджмент — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, направленный на то, чтобы сформировать и достичь цели организации через других людей (60).
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
В социальных науках администрацией принято называть любую крупномасштабную организацию профессиональных служащих, чья основная обязанность состоит в том, чтобы осуществлять политику тех, кто принимает решения (16). Администрация — это рациональная система или организованная структура, предназначенная для квалифицированного и эффективного исполнения общественной политики и имеющая достаточно острую иерархию власти.
В узком смысле слово администрирование означает профессиональную деятельность государственных чиновников, направленную на осуществление решений руководства. В широком смысле администрирование — это не только профессиональная деятель-
ность чиновников, но и вся система административных институтов с достаточно строгой иерархией, посредством которой ответственность за выполнение государственных решений спускается сверху вниз. В данном случае понятие администрированиесоответствует понятию административно-государственное управление, представляющего особую социальную функцию, направленную на упорядочение развития в интересах всего общества, где государственный чиновник выступает социальным агентом власти. Государственное администрирование означает скоординированные групповые действия в государственных делах:1) связанные с тремя сферами власти — законодательной, исполнительной, судебной и их взаимодействием; 2) имеющие важное значение в формировании государственной политики и являющиеся частью политического процесса; 3) значительно отличающиеся от администрирования в производственной и культурной областях;
4) тесно связанные с многочисленными социальными группами и индивидами, работающими в различных компаниях и организациях(16).
Таким образом, администрирование представляет собой управленческий процесс более высокого и более масштабного уровня, чем менеджмент (в узком смысле). Административное управление больше направлено на выработку и постановку масштабных и перспективных целей (организации, отрасли, региона, государства), а менеджмент — больше на реализацию поставленных задач и поиск оптимальных путей их решения. При этом администрирование, как и менеджмент, относится только к классу социального управления.
ВЛАСТЬ
Власть представляет собой форму социальных отношений, характеризующуюся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия (власть экономическая, политическая, государственная, семейная и др.) (46). Сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчинения.
Наиболее важным видом власти является политическая власть, т.е. реальная способность данной социальной группы или индивида проводить свою волю, определяющуюся в конечном счете объективными потребностями и интересами. Главными средствами ее осуществления являются политика, административные акты, правовые нормы.
Среди различных видов власти выделяется государственная власть, которая доминирует в обществе, является основным объектом в политической борьбе. Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами — идеологическим воздействием, экономическим стимулированием и иными косвенными способами, но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата.
Система власти всегда основана на отношениях субординации, т.е. многоуровневого подчинения, иерархии (46).
ГОСПОДСТВО
Господство — это механизм осуществления власти, который принимает форму социальных институтов и предполагает расчленение социальных групп на господствующие и подчиненные, иерархию и социальную дистанцию между ними, выделение и обособление особого аппарата управления. Власть предшествует господству, хотя она не всегда приобретает характеристики господства (46).
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
В большей части научной литературы по управлению термины управление, администрирование и руководство употребляются как синонимы (51). Однако, на практике в понятие управление вкладывается, в основном, смысл технологической организации объекта управления, т.е. оперативного управления, руководство же — это, прежде всего, управление людьми, аадминистрирование — административное управление, основная функция которого состоит в определении политики организации, региона, отрасли, государства. Таким образом, выделяют две различные функции — административную, т.е. функцию по разработке политики, и функцию собственно управленческую, оперативную, исполнительскую, которые объединяет и обеспечивает непосредственное руководство людьми (22, 51).
Административное управление — это та область управления, которая занимается целями, функциями и проблемами организационных компонентов как единого целого. Это определение охватывает ее структурные единицы от государства в целом до малого предприятия. Оперативное же руководство нацелено главным образом на управление процессом по осуществлению намеченного. Оно связано с решением текущих задач, возникающих при осуществлении запланированных работ, проектов или мероприятий. Чем выше ранг должностного лица, тем большей адми-
нистративной властью он обладает, тем большее влияние он оказывает на формирование определенной политики, в то время, как большая часть времени руководителя низшего ранга уходит на оперативное руководство (51).
Власть представляет собой центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало всякой политики: власть и политика нераздельны и взаимообусловлены (69). Значение понятия власть появилось как перенос понятия уважения, престижа, влияния на должностной статус лица или учреждения. Власть является средством осуществления политики и одновременно ее причиной (69). По своей сути она подобна авторитету — одной из основных форм осуществления власти, с помощью которой обеспечивается контроль за действиями людей и их согласование как в общих, так и в индивидуальных интересах.
Существуют универсальные свойства власти: ее всеобщность (функционирование во всех сферах общественных отношений), способность проникать во все виды человеческой деятельности, связывать людей и социальные группы и одновременно противопоставлять их. Поэтому понятие власть, как и сама власть, возникает в отношениях между людьми или группами людей, обществом и его частями, т.е. субъектами, наделенными сознанием (индивидуальным или коллективным) и волей, способностью к руководящей деятельности- «Поле власти» при этом может быть предельно малым (личность самого человека, власть отца, например) и предельно большим, таким, как государственная власть, и выходящим за рамки государственно-территориального пространства, например, власть идеологий, религий, политических явлений и т.д. Обобщенная картина власти в обществе и за его пределами представляется системой пространств («полей») власти разного содержания, разных масштабов и форм, типов и видов(69).
Власть наделена единым принципом деятельности — командованием в различных его формах (распоряжение, приказание, убеждение и т.п). Выраженная в законах, нормах, правилах, запретах, предписаниях, интеллектуальных, волевых и эмоциональных воздействиях, власть существует в двух основных формах — реальной и погенциальной, что сближает ее с понятием лидерствоОбщие организационные, регулятивные и контрольные функции власти конкретизируются во множестве видов управленческой деягельносги: выборе целей, принятии решений, определении задач исполнителей, их подборе, создании органи-зациии, разработке ее структуры и тд. (69)
Таким образом, в отношениях понятий власть и управление прослеживается определенная соподчиненность и взаимозависимость: власть предполагает управление объектом, а управление предполагает осуществление над ним власти. Иными словами, понятиевласть первично к понятию управление, поскольку не каждый работник управления (например, специалисты, технические исполнители, часть функциональных руководителей) обладает реальной властью, но каждый работник, наделенный властными полномочиями, выполняет вполне определенные функции управления.