Что такое чалка и для чего она нужна фото
Как правильно использовать стропы чалки?
Содержание:
В сфере строительства, производства, складского хозяйства часто приходится выполнять подъем и перемещение различных грузов: стройматериалов, оборудования, тяжелых деталей и элементов конструкций. Вес поднимаемых предметов может достигать нескольких тонн, поэтому выполняемые работы требуют очень ответственного подхода. На крупных предприятиях и на строительных объектах обязанности по закреплению груза лежат на стропальщике, который проходит обучение и имеет соответствующую подготовку.
В сфере частного строительства, небольших мастерских и авторемонтном деле часто задачи стропальщика выполняет сам мастер или его помощник, и от того, насколько надежно он зафиксирует груз, зависит не только эффективность подъема и перемещения, но и безопасность находящихся поблизости людей. Если груз будет зафиксирован ненадлежащим образом, это может привести к несчастному случаю. Так, к примеру, при прокладывании скоростной дороги Москва-Санкт-Петербург из-за разрыва стропов при подъеме сорвался электронасос – рабочий получил травмы, в Омске при строительстве коттеджа в результате разрыва петель стропа сорвалась бетонная плита – погиб рабочий. По статистике в России за 2012 год насчитывается более 9400 несчастных случаев на производстве и в строительстве, из них большое число составляют те, которые произошли из-за нарушения правил строповки. Причины бывают разные: использование стропов ненадлежащего качества, неправильная обвязка груза, невнимательность рабочих и многие другие.
Подготовительные работы. Коротко о главном
Перед тем, как закреплять груз для подъема, необходимо выполнить несколько важных действий:
Важно знать! Не разрешается зацеплять и поднимать грузы, масса которых неизвестна, а также так называемые «мертвые» грузы (примерзшие к земле, защемленные или закрепленные). Это может привести к повреждению самого груза, поломке грузоподъемного устройства или несчастному случаю.
Соблюдение же правил поможет избежать разрыва стропов под нагрузкой при подъеме и перемещении груза по рабочему участку. Подготовительный этап не отнимет много времени, зато вы будете уверены в том, что выбранные стропы точно выдержат оказываемую на них весовую нагрузку и легко будет осуществить подъем.
Строповка по всем правилам
Как зафиксировать длинномерный груз? В каких местах крепить стропы? Зависит ли грузоподъемность от способа строповки? Такие вопросы часто встают перед теми, кто впервые сталкивается с закреплением какого-либо предмета с помощью стропов. Например, вы используете лебедку в строительстве дачи, и нужно поднять деревянные балки на второй этаж. Как правильно их закрепить? А если вы будете поднимать мешки с цементом или тяжелое оборудование? В строповке разных видов грузов есть свои предписания. Чтобы было легче разобраться, мы приведем несколько примеров в таблице.
Тип груза | Особенности стропования |
Длинномерные грузы | Для подъема и перемещения длинных бревен, столбов, рельс нужно произвести обвязку не менее чем в двух местах, например, с каждого края на расстоянии, составляющем 1/4 всей длины, или с каждого края и посередине. Количество стропов и мест обвязки зависит от длины предмета. |
Грузы с острыми ребрами | Например, требуется поднять бетонный блок. Чтобы его острые ребра не порвали строп, под него нужно подкладывать специальные подставки, которые уменьшат соприкосновение с ребром и помогут снизить вероятность появления изломов. В качестве подставок можно использовать обрезки досок, резиновых шлангов и транспортерной ленты. |
Мелкоштучные грузы | Такие предметы должны быть сложены в тару, и нужно проводить строповку самой тары: либо за имеющиеся металлические петли, специально для этого предназначенные, либо способом обвязки. |
Штучные штабелируемые грузы | Чаще всего применяется такой способ строповки как «свободная укладка». Например, нужно поднять блок минваты. С обеих сторон под ним протягивают стропы и соединяют их концы сверху. Если это бревно или металлический профиль, то можно применить обвязку «петля», строп размещается посередине предмета, один его конец пропускается через петлю другого и затягивается. |
Важно знать! Несмотря на то, что каждый строп имеет установленное производителем значение грузоподъемности, при различных способах строповки это значение может варьироваться. Так, например, при способе «вертикально» этот показатель составит 1 т, «петля» – 0,8 т, «свободная укладка» – 2 т. Это связано с тем, что при обвязке петлей происходит деформация стропа, нагрузку надо уменьшить на 20%, а при свободной укладке строп складывается вдвое, значит, способен удерживать вдвое больший вес.
Несомненно, типов грузов гораздо больше, соответственно, и способов строповки тоже. Перечисленные выше являются наиболее распространенными, и, зная их, Вы легко подберете наиболее подходящий. Но не стоит забывать еще и о том, что при всех способах строповки должны соблюдаться общие правила:
Правило 1: размещение стропов должно осуществляться с учетом центра тяжести груза, чтобы при подъеме не возник перекос и, как следствие, разрыв части стропа, подвергающейся наибольшей нагрузке. Крюки должны закрываться по направлению центра тяжести предмета.
Правило 2: при накладывании стропа на груз нужно избегать перекручивания, образования узлов или петель – так при работе под нагрузкой не будет уязвимых участков: ослабленных или, наоборот, слишком натянутых.
Правило 3: положение груза должно быть устойчивым, все его движущиеся элементы должны быть зафиксированы, чтобы не было риска падения его отдельных частей.
Правильная строповка дает уверенность в том, что при подъеме не возникнет перекоса, перегрузки, случайного разрыва стропа и падения груза. Конечно, без специальной подготовки сразу овладеть всеми тонкостями грузоподъемных работ не удастся, но, зная основные правила, которыми руководствуются стропальщики в наиболее распространенных ситуациях, вы сможете освоить азы и будете успешно применять эти знания на практике. Будь то строительство дачи или частного дома, работа в мастерской, обслуживание автомобиля – повторив выше описанные действия несколько раз, вы будете справляться с этим этапом работ без проблем.
Как ухаживать за стропами?
Работая с грузоподъемным оборудованием, нужно быть уверенным в надежности всех элементов, поэтому при обслуживании уделять внимание следует не только подъемному механизму, но и грузозацепным приспособлениям. После эксплуатации стропы нужно очистить от грязи, если они намокли, высушить их. Особенно важно делать это при работе в холодное время года, иначе мокрые текстильные ленты могут заледенеть, и их будет сложно разъединить, ухудшится их эластичность. Чтобы убедиться в пригодности к использованию, периодически должна проводиться браковка строп. Это комплекс мер по проверке их состояния.
Напоследок добавим, что успех и безопасность грузоподъемных работ зависят как от соблюдения правил, так и от применения качественных стропов. Поэтому рекомендуем приобретать только фирменные изделия, у которых рабочие показатели соответствуют заявленным на маркировке стропов. Вы можете купить такие в нашем интернет-магазине прямо сейчас!
Преимущества использования чалок при погрузочно-разгрузочных работах
Строп канатный петлевой – тип троса, наиболее актуальный при погрузочно-разгрузочных работах. Он так же называется УКС1 – универсальный канатный строп, а в разговорной речи часто именуется просто чалкой. Строп представляет собой канат определенной длины, концы которого загнуты в петли. На петлях отсутствуют любые вспомогательные строповочные элементы.
Во избежание несчастных случаев на производстве чалки изготавливаются только по правилам ГОСТ 25573-82 и нормам ПБ 10-382-00, РД 10-231-98.
Чалки, изготовленные из стальных круглопрядных канатов, следует использовать для переноса и подъема грузов, не обладающих захватными петлями, проушинами и другими элементами для застропки. Чалки с канатными петлями используются для цепляния грузов методом обвязки и затяжки петли. Такую обвязку нужно использовать крайне редко, потому что она на 20% понижает прочность троса в месте затяжки и, следовательно, увеличивает опасность при подъемных работах. Более безопасными являются чалки с проушинами либо строповочными петлями.
Применение стропов СКП при подъеме и перемещении грузов с обвязкой (строповка «на удав»)
Применение стропов СКП без обвязки «на удав»
Схема применения стропа СКП
в комбинации со стропом ЗСК:
1 – строп ЗСК;
2 – строп СКП.
Преимущества использования чалок:
Приобрести качественные чалки вы можете в торговой компании «Эверест». Ознакомиться со всем ассортиментом канатных стропов вы можете, пройдя по данной ссылке в каталог.
Адрес:
г. Брянск ул. Бурова д. 20 офис 101
Тел./Факс: 8 (4832) 68-71-17
Тел. 34-05-06, 8 (4832) 68-71-18
График работы:
Пн-Чт с 09:00 до 18:00
Пт. с 09:00 до 17:00
Субб, Вск — выходной
Из какого каната лучше изготавливать чалки
Маркировка строп и чалок
На продукции обязательно должна быть бирка, на которой указана такая информация:
Помимо этого, необходимо еще правильно их использовать. А именно:
В каком случае разрешается счаливать канаты
При работе со стальными чалками надо изначально соблюдать требования правил техники безопасности, придерживаться проекта производства работ и иных регламентирующих документов.
В общем случае сращивать грузовые стальные канаты нельзя, однако другие канаты допускается счаливать только при условии, что место сращивания не попадет на барабан или грузоподъемный блок.
В общем случае сращивание концов тросов осуществляется на расстоянии 0,5-1,4 м, что зависит от диаметра каната. При этом надо удостовериться, что сращиваемые канаты имеют один диаметр и одинаковую конструкцию.
Осуществляется наложение марок и роспуск оставшейся концевой части на пряди, органический сердечник удаляется в результате вырубки. После этого попарно укладывают свободные пряди таким образом, чтобы каждая прядь одного каната располагалась между двумя смежными прядями другого.
Заделка концов канатных стропов производится посредством применения соединений втулочного типа методом опрессовки или с помощью гильзы из труб (гильзоклиновое соединение).
Правила безопасности
Сращивание грузовых канатов нельзя производить, но при такелажных работах концы тросов изнашиваются быстрее, поэтому специалисты советуют покупать канаты с запасом на 5-10 м. В некоторых случаях следует образовать петлю на стальном канате. Это можно осуществить с помощью сращивания, но из-за того, что эта операция трудоемкая, практичным считается монтаж зажимов. Соединения на зажимах отличаются повышенной надежностью и практичностью.
Лучше покупать сертифицированное такелажное оснащение, на котором отсутствуют повреждения, узлы и порывы прядей. От качества грузоподъемного оборудования зависит здоровье и безопасность людей, целостность и сохранность материально-технических ценностей.
Подъем груза относится к опасным видам работ, что связано с риском его падения, повреждения или несчастных случаев. Чтобы предотвратить эту проблему, надо каждые 5-10 дней проводить проверку, которая является обязательной. Благодаря этому можно предотвратить риск обрыва в процессе транспортировки оборудования, стройматериалов, металлопроката и иных грузов.
Во время осмотра обязательна отбраковка при выполнении любого из следующих условий:
Для канатных строп:
Также важно держать под контролем состояние крепежных компонентов. Их следует отбраковывать при:
Стальные, текстильные стропы и чалки
Речь идет о специальных приспособлениях, с помощью которых надежно крепятся грузы при осуществлении подъемных работ. Стропы могут быть канатными (стальными), цепными и текстильными. Выбор некой конкретной модификации обязан быть адекватен характеры предполагаемого использования. Чалки – это стропы, на обоих концах которых находятся петли. Чтобы выгодно приобрести любую из вышеперечисленных модификаций, кликните по ссылке стропы москва.
О частном
Конструктивно стальные стропы состоят из плетеных канатов с одной либо несколькими жилами, которые определяют толщину и, соответственно, прочность и грузоподъемность. Они изначально разрабатывались под большие нагрузки. Среди основных достоинств, как правило, выделяют высокую износостойкость, обусловленную материалом изготовления, и химической инертностью ко многим агрессивным веществам.
Наибольшей популярностью у потребителей пользуются стропы текстильные купить которые можно относительно недорого. Их востребованость объясняется универсальностью применения, как для грузоподъемных операций, так и для транспортировки (буксировки) неисправных транспортных средств. Изделия гибкие, компактные, но требуют достаточно аккуратного обращения из-за низкой износостойкости и склонности к механическим разрушениям.
Цепные модификации отличаются от двух предыдущих сверхнадежностью. Это чисто промышленные варианты, пригодные для эксплуатации в экстремальных условиях, например, металлургических комбинатов. Они самые дорогие, поэтому на обычных стройплощадках встречаются редко, хотя, если принять во внимание высокие параметры износостойкости, грузоподъемности, надежности, долговечности и химической стабильности, то их приобретение себя, безусловно, оправдает.
Что непосредственно касается выбора, то, к примеру, 4 ветвевые цепные стропы имеет смысл приобретать тогда, когда предполагается работать с объектами, имеющими аналогичное количество стропильных элементов. Столько, например, у железобетонных плит и контейнеров. В любом случае, количество ветвей всегда обязано быть больше мест креплений. При этом углы между ними не должны превышать 90 градусов. Иначе резко возрастают вероятности обрывов, как ветвей, так и петель на перемещаемых объектах.
Специалистам подобные нюансы прекрасно известны. Недаром существует такая строительная профессия, как «стропальщик».
Что такое стропы и зачем они нужны?
В каких областях производственной деятельности используют стропы?
Стропы находят широкое применение в самых разных областях хозяйственной деятельности человека:
• строительство;
• грузоперевозки;
• сельское хозяйство;
• лесная промышленность;
• нефтяная и газовая индустрия;
• металлургические комплексы;
• погрузочно-разгрузочные работы на предприятиях любых других отраслей промышленности.
Стропы: основные виды, их плюсы и минусы
Все стропы делятся на 3 основных вида:
• текстильные;
• канатные;
• цепные.
Каждый из этих видов также делится на подвиды:
• петлевые и кольцевые;
• одно-, двух-, трех- и четырехветвевые.
Текстильные стропы, обладающие запасом прочности 7:1, изготавливают из сверхпрочной синтетической тканой ленты до 300 мм шириной (ленточные) или нитей (круглопрядные) и кодируют цветом в соответствии с существующими нормативами.
• обеспечение лучшей в своем классе сохранности грузов (полное отсутствие повреждений поверхности);
• небольшой собственный вес;
• высокая удельная прочность;
• самый высокий уровень безопасности для рабочего персонала (исключены порезы рук);
• легкость хранения и транспортировки в силу высокой компактности строп;
• высокая износостойкость;
• простота изготовления.
• повреждаемость при подъеме грузов с острыми краями или шероховатой поверхностью;
• невозможность применения при агрессивных условиях внешней среды;
• быстрый абразивный износ при попадании во внутренние волокна пыли (для строп без специальной пропитки).
Канатные стропы, или чалки
Канатные стропы, или чалки представляют собой стальной трос с заделанными особыми способами концами. На данный момент используют 2 основных способа заделки концов: заплетку или опрессовку каната в алюминиевую втулку. Благодаря своей устойчивости к резким нагрузкам и дешевизне такие чалки – лидеры спроса на всем постсоветском пространстве.
• устойчивость к резким нагрузкам;
• большой запас прочности;
• широкий температурный диапазон применения (от – 60 до + 1000C);
• стальные канаты не сразу разрушаются при перегрузке;
• дешевизна.
• повреждаемость при работе с грузами, имеющими острые кромки или шершавую поверхность;
• возможность повреждения поверхности груза;
• низкий уровень безопасности для рабочего персонала (высокая вероятность пореза рук);
• немалый собственный вес.
Представляют собой цепь из отдельных стальных звеньев высокой прочности, соединенных между собой с помощью сварки. Такие стропы отличаются исключительным удобством в использовании.
• высочайшая долговечность;
• большая гибкость;
• безопасность;
• ремонтопригодность;
• устойчивость к высоким температурам и агрессивной среде.
• высокая стоимость;
• относительно большой собственный вес.